Можно ли кушать не халяль
Содержание статьи
Что нельзя употреблять в пищу мусульманам
Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.
В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:
«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым – скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)
Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).
Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.
В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:
«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)
Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:
«Аллах – Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими – питались» (40:79)
«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)
По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.
Что такое мертвечина?
Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (5:3)
В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.
Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.
Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.
Можно ли есть морепродукты?
Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).
Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:
«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)
Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.
Запрещённые в исламе ингредиенты
Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.
Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.
Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.
В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.
Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:
1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).
2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).
3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).
4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).
5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).
6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).
Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).
7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.
8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.
Источник
Можно ли православным употреблять халяльную пищу?
Увидев на прилавке продукт со пометкой “Халяль” (Halal, Халал), несведущий человек вряд ли придаст этому значение, приняв эту надпись за простой знак фирмы. На самом деле стоило бы задуматься, т.к. это слово (от арабского al-halal — разрешенное) означает, что сей продукт не нарушает исламских запретов (“харам”). Сегодня мы узнаем, что это за запреты, и можно ли нам, православным, вкушать халяльную еду.
Что такое халяльная пища?
В исламе “халяль” означает разрешенную к употреблению еду. В основном это относится к мясу.
У мусульман запрещены:
- свинина,
- мясо с кровью,
- животные, которые умерли своей смертью,
- мясо животных, которые забивались без имени Аллаха.
Рекомендуем также: “Кошерные продукты: взгляд православного богослова”
Есть ещё некоторые особенности: например, нельзя, чтобы животные были задушены, нельзя употреблять некоторые части животных (гениталии, эндокринные железы, желчный пузырь и пр.), нельзя употреблять в пищу плотоядных наземных животных (тигр, волк и др.).
Эксперты Комитета приготовления мяса по стандарту “Халяль” рассказывают об алгоритме производства:
- Забивающий должен быть совершеннолетним мусульманином. Хотя некоторые источники говорят о разрешении забивания животного и представителями других вероисповеданий, при условии, что они веруют в Единого Бога — т.е. иудеями и христианами. (Только непонятно, как в таком случае осуществляется следующий пункт.)
- Животное должно быть в сознании, чувствовать боль. Оглушение перед забоем не допускается.
- При забивании животного произносится молитва “Бисмиллях, Аллаху акбар” («С именем Аллаха, Аллах велик!»).
- Одновременно у животного перерезается горло и спускается основная часть крови.
Магазины с халяльной едой
Впервые законно халяльная пища появилась в столице нашей Родины в 80‑х годах прошлого века в киоске при Соборной мечети. Сегодня же открываются всё новые торговые точки с халяльной продукцией в каждом районе Москвы. Халяльное мясо весьма популярно среди потребителей, т.к. считается одним из наиболее безопасных продуктов. Изначально предполагается, что животное должно быть выращено на экологически чистом корме без применения гормонов и др. вредных добавок.
Мы можем встретить пометку “халяль” и на кондитерских изделиях. В данном случае она означает, что при приготовлении не использовался свиной жир.
Надо сказать, что халяльная еда стоит дороже обычной. С этим связаны случаи подделок халяль-продуктов, когда, например, в т.н. халяльных пельменях была найдена свинина. Поэтому теперь, чтобы на продукте была пометка “халяль”, необходимо получить специальный сертификат.
В Польше запрещено убивать скот халяльным путём
С 2013 года Правительство Польши запретило ритуальный забой скота — мусульманский халяль и иудейский кашрут. Это вызвало недовольство тех стран, которым Польша поставляла мясо, соответствующее ритуальным правилам забоя для иудеев и мусульман, а также еврейских и мусульманских организаций внутри самой страны.
Обоснование запрета — противоречие такого способа умерщвления животных конституции Польши. Ритуальный забой скота без оглушения животных считается жестоким, защитники прав животных категорически против этого. Заметим, что для стандартов халяль и кашрут животное, как было сказано выше, при забое должно быть в сознании и чувствовать боль.
Польша до 2013 года — один из крупнейших стран-экспортеров халяльного и кошерного мяса. Запрет производства такой продукции предвещал миллионы долларов убытка для этой европейской страны. Однако этот факт не заставил Польшу изменить взгляды и отменить данное постановление Конституционного Суда.
Фредерик Фред, глава одного из французских обществ защиты животных, рассказал в одном из интервью о процессе ритуального забоя скота: «Это связано с бОльшим страданием. Я регулярно бываю на бойнях и могу сказать, что, когда видишь быка, которому перерезают горло, становишься свидетелем агонии животного. Шокирует в первую очередь не сам акт перерезания горла, но агония животного в результате этого, которая может длиться до 14 минут».
Можно ли употреблять в пищу “халяль” православным христианам?
Теперь, когда у нас есть достаточно информации о халяльной пище, переходим к ответу на главный вопрос: можно есть халяль православным или нет? Для этого сначала разберёмся, является ли халяльная еда идоложертвенной?
Мусульмане приносят в жертву животных в определённое для этого время, читая ряд молитв и выполняя ритуальные действия. При производстве халяльного мяса этих действий не совершается, как и не произносятся те молитвы, которые совершаются при жертвоприношении. Например, при жертвоприношении нужно, чтобы животное лежало на левом боку и направление его головы тоже определено. Для производства разрешенного мусульманам мяса этого не требуется.
Таким образом, халяльное мясо идоложертвенным не считается в библейском понимании (в отличие от ритуально забитого барана на празднике Курбан-байрам).
И всё же, необходимо обратить внимание на то, что и при заклании животного для жертвы, и при производстве мяса “халяль” во время перерезания горла животному произносятся одни и те же слова: “Бисмиллях, Аллаху акбар” («С именем Аллаха, Аллах велик!»).
Вряд ли религиозные чувства православного христианина останутся спокойными при употреблении таких продуктов. Однако как быть в тех случаях, если православный в гостях у мусульманина? Не будет ли проявлением нелюбви к ближнему отказ от трапезы в подобной ситуации?
Бывает, что православный христианин живёт в стране, где невозможно купить другие продукты, кроме халяльных. Как быть?
Ориентиром служат слова из 1‑го Послания Апостола Павла к коринфянам, 10:25–33.
Поэтому можем дать следующую рекомендацию: православный христианин может вкушать халяльную еду только, если нет возможности купить другую пищу (или православный в гостях у мусульман), и еда не куплена в мечети (имеется в виду, что сам православный не должен покупать еду в мечети).
И, конечно же, пища вкушается только после молитвы и крестного знамения (что принято для любой пищи).
В подобных случаях не стоит смущаться и бояться вкушать данную еду. Если же есть возможность купить обычный продукт без надписи “халяль”, православному христианину следует предпочесть его.
Источник
Что делать, когда нет дозволенной (Халяль) пищи
7 — Вещества и растения, имеющие наркотические свойства разрешено использовать только в виде лекарства и лишь по назначению врача (желательно – мусульманина). Во всех других случаях – Запрещено (Харам)!
8 — Запрещены к употреблению чистые сами по себе, но вызывающие отвращение: лягушки, насекомые, крабы, раки, мидии, мясные и фруктовые черви и т. п.
Что делать, когда нет дозволенной (Халяль) пищи?
В книге «Рэдд-уль-мухтар…» говорится, что каждому верующему Предписано (Фард) шариатом обеспечивать себя едой, чтобы не умереть с голоду, и одеждой, чтобы закрыть постыдные места и предохранится от жары и холода. Это минимальное обеспечение любого человека называется «Нафака«. Для того чтобы обеспечить себе Нафака, мусульманин Обязан трудиться. Если этот минимум ему невозможно заработать дозволенным путем, и если при этом встает вопрос жизни и смерти, то ему дозволено съесть или взять для укрытия тела что-либо недозволенное. К примеру, выпить вино, а при отсутствии такового, даже мочу. Для сохранения жизни он может съесть в небольшом количестве и мертвечину, и свинину, и использовать чужое имущество. Единственное, что запрещено (Харам) есть умирающему от голода, — это мясо человека.
Если человек умер от голода, добровольно отказавшись от пищи, то впадет в грех. Если умрет от добровольного отказа от лекарства, то греха нет. Человек обязан принимать пищу, достаточную для того, чтобы стоя совершать молитву и соблюдать обязательный пост. Принимать пищу до насыщения — ни Харам, ни Халяль, а Мубах. То есть это действие не предусматривает ни наказания, ни поощрения. Вот если человек ест и пьет после насыщения, то это — Харам. Исключения составляют случаи, когда подобное делается для поддержания гостя (чтобы он не прекратил прием пищи из-за того, что хозяин не ест) или при Сахуре (перед постом).
Какое мясо запрещено к употреблению?
Из вышеуказанного аята Корана (6: 145) следует, что Запрещено к употреблению мертвечина, свинина, кровь, а также мясо животных, убой которых был произведен без произнесения слов «БисмильЛяhи! Аллаху Акбар» (С именем Аллаха! Аллах Велик!). Здесь имеется в виду то, что человек, совершающий убой, помнил о необходимости этого, но намеренно их не произнес.[1] Если же произнесение этих слов при убое было забыто, то забывчивость в этих случаях по мазхабу Ханафи является уважительной причиной.[2] По мазхабу Шафии разрешено употребление мяса животных, если при убое или во время охоты на них было забыто произнесение «БисмильЛяhи!».
Запрещеноупотребление в пищу мяса диких животных, которых добыли без «БисмильЛяhи!», или спускали на них собак без упоминания имени Аллаха.[3] Является Харамом употребление мяса животных, убой которых совершали многобожники, идолопоклонники и отступники от Веры в Единого Создателя. Однако покупать у них рыбу и употреблять в пищу дозволено — Халяль.
Запрещеноупотребление в пищу мясо животных, убой которых совершался не по правилам шариата. К примеру, убой совершили с помошью электротока, или ударом ножа в какую-либо часть туши животного, или с применением каких-либо лекарств, или путем удушения. Мясо животных, убой которых совершался подобным способом, является падалью, а стало быть, для употребления — Харам! [4]
[1]Это касается любых действий, совершаемых мусульманами. Любые действия, перед которыми намеренно не произносится «БисмильЛяhи-р-Рахмани-р-Рахим!» (или коротко – БисмильЛях), являются для мусульманина запретными — Харам.
[2]Это соответствует хадису, в котором сказано: «Если при убое (животного) было забыто «БисмильЛях», то будет достаточно произнесение «БисмильЛях» при употреблении его мяса. [Байхаки].
[3]Сказано в хадисе: «Можешь есть мясо животного, добытого на охоте, если выстрел совершил с бисмильЛях, или если добыл дичь с бисмильЛях, пуская на нее охотничью собаку. Если же собака была не обучена, то можешь есть эту дичь, если успеешь совершить убой (при наличии признаков жизни). [Муслим].
[4]В энциклопедии по фикху 4-х мазхабов Абдуррахмана аль-Джезери указаны несколько признаков, по которым можно определить дозволенность или недозволенность употребления мяса подобных животных. В разделе «Халяль-Харам» говорится, что если произошло удушение животного, или оно потеряло сознание после падения с высоты, или от электрошока (или по другой причине), то употребление мяса этого животного считается дозволенным, если животное перед убоем, или во время убоя проявляло признаки жизни, пусть даже самые незначительные.
Если совершается убой больного, известного перед убоем как живого, животного, но которое во время убоя не подает признаков жизни, и из него не вытекает кровь, то, невзирая на это, мясо его дозволено (халяль).
Мясо будет дозволенным и тогда, когда перед убоем было неизвестно — мертвое животное или живое, но во время убоя оно шевелилось, или из него вытекала кровь. Если во время убоя животное не шевелится, не вытекает кровь, и у животного раскрыт рот, то мясо — харам. Однако если животное закроет рот (а это – признак жизни), то мясо в пищу дозволено — халяль. Так же и с глазами: Если раскроет глаз – харам, а если глаз закроется (признак жизни) – халяль. Если нога животного вытянется – мясо харам, а согнется – халяль. Как было указано выше, все эти признаки дозволенности-недозволенности относятся к мясу больного животного, не подававшего признаков жизни перед убоем. Естественно, о дозволенности мяса подобного животного может идти речь лишь тогда, когда сама болезнь животного не мешает считать это мясо дозволенным к употреблению. (DMIF. т. III, стр. 1071).
Источник