Можно ли кушать на похоронах ислам
Содержание статьи
Что едят на поминках в исламе
Традиции прощания с покойными развивались в разных культурах сообразно с религиозными верованиями. Регламентировались и поминальные трапезы, на которых прощались с покойным, поминая его слова и дела. Религии по-разному подходят к угощению на поминках. Так, в исламе традиции поминок описаны более детально, чем в христианских конфессиях.
Мусульманские поминки по шариату
Шариат – комплекс нравственных, бытовых и религиозных правил жизни мусульманина – устанавливает строгие ограничения на то, как должны проходить поминки. Он регулирует в том числе и то, какие блюда следует подавать на траурной трапезе.
Главное правило: три дня в доме покойного запрещается есть что-либо в принципе. Это делается для того, чтобы близкие думали не о еде, а сконцентрировали свои мысли и мольбы на умершем. Считается, что, если вспомнить о хороших делах и благочестии покойного, помолиться о его душе, его загробный путь станет легче – а этим нельзя пренебрегать.
На поминки зовут всю родню
В жилище, где умер человек, его родные обязаны созывать любых, даже самых дальних членов семьи. Раньше также было принято созывать и соседей, членов общины, но в наши дни эта практика зачастую уходит в прошлое. Когда такое приглашение получено, отказ от присутствия на погребении и поминовении может только по крайне уважительной причине. Таковой может быть болезнь, операция или нахождение в другой стране.
Поминальный стол по Шариату – скромно и обыденно
Когда накрывают столы, чтобы почтить память об умершем за едой, трапезе подобает быть скромной. Подаётся ежедневная пища, которую бы все ели и так, ничего экстравагантного: в исламе просто не предписаны какие-либо особые поминальные блюда (вроде кутьи в православии). Подавать на стол экзотические и дорогие блюда – это и вовсе харам.
Поминальных столов два: мужской и женский. Размещать их следует в разных частях дома.
Когда начинается трапеза, запрещено говорить.
Поминальные чаепития по четвергам до 40-го дня
Говорить и вспоминать вслух можно на поминальных чаепитиях. Они устраиваются еженедельно, по четвергам, пока не наступит 40-й день. Чай пьют со сладостями: халвой, пастилой и т.д. Считается, что с их помощью покойного будет ждать сладкая жизнь в другом мире.
Поминальный стол в исламе
В мусульманской поминальной традиции есть местные поминальные блюда, варьирующиеся от страны к стране. Есть и те, которые можно встретить почти везде. Например, жители большинства мусульманских стран едят сладости и разделяют поверье, что те даруют душе покойного «сладкую жизнь у Аллаха».
Иногда поминки начинаются с чаепития, сладости для которого предварительно находились в одной с покойным комнате – тогда их едят все приглашённые. Другое общепризнанное блюдо – это бульон с лапшой (без овощей). Поверье гласит, что на пару от бульона душе легче подниматься к небу.
Поминальная трапеза
Где бы не проходили поминки, мясо должно быть халяльным, т.е. разрешенным: курица, говядина, баранина, но не свинина. Хотя сами блюда из мяса разнятся, чаще всего готовят долму, гуляш, жарят цыплят и т.п. Менее популярны, но также разрешены различные каши, рыбные блюда и гарниры. На столах всегда найдётся место плову: как с мясом, так и сладкому, в который добавляют курагу, инжир, изюм. В числе напитков шариат на корню пресекает алкоголь – застолья проходят под мёд, свежевыжатые соки, воду.
Мусульманские поминки в разных странах
Как и во многих других религиях, законы шариата преломляются сквозь нюансы культур и местных обычаев. Чаще это происходит там, где ислам сплетён с древними обрядами, восходящими к языческому прошлому.
Поминки в Турции
В Турции поминальная трапеза устраивается на 40-й день и год спустя (в отдельных провинциях через полгода). Непременным угощением на столе выступает халва из орехов – бывает, что ничего другого на стол и не ставят. Во многих турецких сёлах не менее важное блюдо кроме халвы – плов.
Поминки в Азербайджане
Аналогично кутье (каше с мёдом и изюмом), имеющей символическое значение на православных поминках, в отдельных провинциях Азербайджана также есть своё особое угощение. Оно называется сэмэни – пророщенные пшеничные зёрна.
Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки.
С этим и многими другими материалами вы можете ознакомиться на сайте Ritual.ru
Источник
Что можно и что нельзя совершать во время похорон?
Ответьте, пожалуйста, на какие моменты нужно обращать внимание при погребении покойного. Недавно пришлось с этим столкнуться, поняла, что деталей не знаем и многое сделали неправильно. С уважением, Раиса Ибрагимова, Тетюши.
Между учеными нет никаких разногласий в том, что перенос покойного к месту захоронения, является ваджибом. Несение покойного считается благодеянием и выражением уважения к нему. По мнению ученых, перенос тела покойного в мешке, или иным неприемлемым образом, расценивается как харам.
После того, как тело покойного было обмыто и обернуто в саван, его укладывают в табут или кладут на специальные носилки. Сунной является перенос табута (ящика) или носилок четырьмя людьми с двух сторон. То есть люди стоящие с левой стороны ящика или носилок кладут их себе на правое плечо, а те, кто стоит с правой стороны, кладут их на левое плечо. Тело покойного следует нести головой вперед.
Сунна при переносе тела покойного:
1) При переносе тела покойного, двигаться мелкими быстрыми шагами. Доказательством этому служит хадис, в котором посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Торопитесь похоронить умершего. Если он был благочестивым человеком, то быстрое погребение будет для него благом. Если же он был плохим человеком, то вы скорее снимите его со своих плеч» (Бухари).
2) Сопровождение тела покойного. По общему мнению, участие в похоронной процессии является поощряемым действием. Так как сообщается, что Берра ибн Азиб (радыяллаху анху) сказал: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) повелел нам участвовать в похоронной процессии, навещать больных, говорить чихнувшему человеку «ярхамукяллах», отвечать на приглашение в гости, оказывать помощь обиженным и угнетенным» (Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).
Участие в похоронной процессии включает в себя три элемента:
а) Участие в джаназа – намазе. Сообщается, что Зайд бин Сабит, сказал: «Совершив джаназа – намаз, ты снимаешь с себя свой долг».
б) Сопровождать тело покойного вплоть до могилы, и ждать до окончания захоронения. Так как в одном из хадисов, переданном от Абу Хурайры, сообщается: «Тот, кто примет участие в джаназа – намазе, получит один карат вознаграждения. Если же останется до окончания погребения, то получит два карата вознаграждения. А каждый карат подобен горе Ухуд» (Бухари, Муслим).
в) После погребения покойного, просить у Аллаха Всевышнего прощения для него.
3) Находиться в состоянии смирения и раздумья. Людям, принимающим участие в погребальной молитве, следует, находясь в состоянии смирения размышлять о своем будущем и извлечь необходимые уроки из смерти покойного. Не следует разговаривать о мирских делах и смеяться.
4) Следует накрыть чем-либо тело покойного. Покойника, лежащего на носилках, куполообразно прикрывают досками или же ветвями деревьев.
5) Не садиться до тех пор, пока покойный не будет положен на землю. Людям, принимающим участие в похоронной процессии желательно не садиться, пока носилки с телом покойного не будет сняты с плеч тех, кто их нес. Так как в этот момент может потребоваться помощь. В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Увидев похоронную процессию, встаньте на ноги. Те же, кто участвует в ней пусть не садятся до тех пор, пока покойный не будет погребён» (Абу Дауд, Тирмизи).
4. Действия, являющиеся порицаемыми (макрух) при похоронах:
1) Откладывание погребальной молитвы и захоронения. Например, откладывание погребальной молитвы из-за пятничного намаза, с тем, чтобы в погребальной молитве приняло участие еще больше людей. Однако в том случае, если из-за похорон может быть пропущен пятничный намаз, следует в первую очередь выполнить его.
2) Садиться до того как носилки с покойным будут положены на землю, и вставать на ноги после того, как носилки с телом покойного будут положены на землю.
3) Участвовать в похоронной процессии верхом на ездовом животном. Сунной является сопровождение похоронной процессии пешком. Так как в одном из хадисов сообщается: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) никогда не участвовал в праздничном или погребальном намазах, будучи верхом» (Навави). Передается, что Савбан (радыяллаху анху) рассказывал: «Однажды мы вместе с посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) отправились на джаназа – намаз. Он увидел некоторых людей верхом и сказал им: «Неужели вам не стыдно? Ангелы Аллаха Всевышнего следуют пешком, а вы едете верхом»» (Ибн Маджа, Тирмизи).
Не возбраняется ехать верхом при возвращении с похорон. Так как в хадисе, переданном от Джабира ибн Семуры (радыяллаху анху) сообщается: «Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) привели коня и возвращаясь с похорон Ибн Дахдана, он сел на этого коня, а мы шли рядом с ним пешком» (Ахмад, Муслим, Насаи).
4) Следуя за похоронной процессией не следует читать громким голосом зикр, Коран, или же кричать. Например, говорить громким голосом: «Просите прощения для покойного!» Имам Байхаки передавал, что сподвижники считали неприемлемым повышать голос при зикре во время похоронной процессии и во время сражения.
5) Нельзя нести за покойным огонь или кадило. Так как наличие огня или кадило может вызвать ассоциации, что якобы покойный будет брошен в ад. В хадисе, переданном Абу Даудом, говорится: «Не следуйте за похоронной процессией с криками и огнем».
6) Также макрухом считается участие женщин в похоронной процессии. Так как в одном из хадисов говорится: «…Вы получили грех, не получив никакого вознаграждения, возвращайтесь обратно» (Ибн Маджа).
Все факихи единодушны в том, что погребение покойного является фардом кифайя (общей обязанностью мусульман). Так как оставить покойного не погребенным, значит проявить к нему неуважение. В то же время людей будет беспокоить запах разлагающегося трупа. Доказательством этому служат следующие слова из аята: «Разве Мы не сделали землю вместилищем для живых и мертвых» (Сура «Мурсалят», 77/25-26). В связи с погребением Хабиля Аллах Всевышний сказал: «Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать труп его брата. Он сказал: «Горе мне! Неужели я не могу поступить, как этот ворон, и спрятать труп моего брата?» Так он оказался одним из сожалеющих» (аль-Маида 5/31). В другом аяте говорится: «…потом умертвил его и поместил в могилу» (Абаса 80/21).
Наиболее предпочтительным является сразу же после смерти, подготовить тело покойного и похоронить. Доказательством этому служит ранее приведенный хадис: «Торопитесь похоронить умершего. Если он был благочестивым человеком, то быстрое погребение будет для него благом. Если же он был плохим человеком, то вы скорее снимите его со своих плеч» (Бухари).
Также предпочтительно хоронить покойных на кладбище. Так как посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) хоронил умерших сподвижников на кладбище Баки в Медине. Поскольку на кладбище бывает много посетителей, поэтому для покоящихся там делается больше дуа.
Также разрешено хоронить покойного в доме. Так как посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) был похоронен в комнате Айши (радыяллаху анха). Однако хоронить покойного в доме является макрухом. Так как таким образом хоронят только пророков. Так же нежелательно хоронить покойных в мавзолеях и склепах, так как это противоречит сунне.
Источник
ТАТЬИ > АЛЬ — ВАСАТЫЯ ФЕТВЫ
Материалы подготовил — Имам Московской мемориальной мечети, богослов — Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др. https://umma.ru/
В нашем регионе есть два основных «вида» мусульман:
1. Те, кто делают «зикр», бегая по кругу, входя в экстаз, и при этом от них исходит не очень приятный запах, о котором они говорят, что именно благодаря ему попадут в Рай. Да и еще они едят на похоронах в том доме, где умер человек… и многое другое.
2. Накшбанди тарикат, приверженцы которого не делают ничего вышеупомянутого, а молятся Всевышнему про себя и тихо. Они не едят на похоронах!
Кто прав? Кто ведет более правильную жизнь по Исламу?
Не нам с вами судить. Господь рассудит. Нам же, людям, работающим в сфере просвещения и занимающимся богословием, следует наставлять и увещевать.
Напомню вам и себе слова пророка Ноя, проговоренные им в ответ на упрек, что, мол, «прислушиваются к тебе и идут за тобою, Ной, далеко не лучшие», он тогда ответил: «У меня нет знаний о том, что они [следующие за мной] делают (делали) [я не могу заглянуть им в душу]. Судья всем — Господь; если [конечно] вы [упрекающие меня и стоящие на своем] в состоянии это почувствовать [и понять, что такое не судить и не разделять на классы и категории, а просто всех направлять, корректировать их движение]. Я не стану прогонять верующих [какими бы они вам ни казались]. Я — лишь внятно и понятно предупреждающий [о возможных мирских и вечных опасностях]» (Св. Коран, 26:111–115).
Я родом с Кавказа, и у нас после смерти человека похороны проводят по-разному. Одни — первые три дня едят в доме умершего, другие — нет. Как одни, так и другие ссылаются на учения Ислама, и на эту тему возникают серьезные разногласия. Ответив на мой вопрос, вы ответите тысячам. Заранее спасибо.
Можно ли кушать три дня в том дворе или доме, где проходят похороны?
По этому поводу имеется один хадис, приводимый в большей части сводов хадисов в теме «Приготовление еды для семьи покойного». То есть по данной теме он единственен и однозначно достоверен /1/.
‘Абдулла ибн Джа‘фар передал: «Когда пришло извещение о смерти Джа‘фара, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) [обратившись к своей семье]/2/сказал: «Приготовьте для семьи Джа‘фара еду. Воистину, их постигло то, что [в полной мере] их заняло [не дает им возможности приготовить пищу даже для себя, им не до этого]» /3/.
Важно отметить, что те, кто готовит угощения в доме или дворе покойного, не делают чего-то запретного (харам). Возможно, что они акцентируют внимание на совершении благого от имени умершего уже в первые дни его перехода в мир иной /4/.
Запрета на приготовление пищи в доме покойного в Сунне нет (!), а есть призыв к соседям и родственникам поучаствовать в облегчении их страданий и забот, связанных с похоронами, помогая в приготовлении угощений и еды, а точнее — готовя и принося к ним еду из своего дома /5/.
Конечно же, первостепенным с точки зрения Сунны Пророка является полное или частичное освобождение семьи покойного от приготовления еды и угощений в первые дни после его смерти. Это не категорично (фард), а желательно (мустахаб).
Период, упоминаемый учеными, — один день (сутки). Некоторые богословы говорили и о трех днях. В первую очередь это делается для самой семьи покойного, чтобы им самим было что поесть.
В то же время необходимо заметить, что все мусульманские ученые указывали на нежелательность (макрух) специального приготовления угощений (в первые дни) в доме покойного с приглашением гостей. Чем больше затрат, приготовлений и хлопот, связанных с этим, тем более это порицаемо, вплоть до запретности (харам). Нежелательность эта проистекает из достоверного повествования о том, что сподвижники Пророка считали сбор людей и приготовление пищи в доме покойного одной из форм излишнего его оплакивания, что порицаемо достоверными хадисами. Хотя имам Ибн Кудама /6/говорил о допустимости приготовления угощений в доме покойного в вынужденных ситуациях, например, когда для соболезнования приезжают дальние родственники, которых необходимо принять в качестве гостей. Но прием их не должен производиться на деньги сирот, оставшихся без кормильца. Устраивать прием гостей на деньги сирот /7/— запретно (харам), и ученые в этом единодушны/8/.
Вышеприведенная информация достоверна и соответствует мнению ученых всех четырех мазхабов, то есть все грани Сунны пророка Мухаммада в данном вопросе учтены.
У меня давно уже об этом спрашивали, но я (да простит меня Всевышний) не осмеливался ответить, так как вопрос из той категории, неаккуратность в которых и недостаточность информации может явиться причиной споров, разногласий и фитны (смуты, раздоров), которая по Исламу пагубнее убийства /9/.
Осмелился же ответить, находясь в солидной мусульманской библиотеке, где нашел исчерпывающее количество информации по данному вопросу. Учитывая привыкание людей к обычаям, некоторые из которых не имеют даже минимальной обоснованности, следует проявлять аккуратность, не раздражать людей категоричностью, а тем более не начинать споров и разбирательств по этому поводу, «прикрываясь» Сунной Пророка, в которой, наряду с упомянутым, много говорится о важности любви и уважения друг к другу и крайне порицается проявление неприязни и злобы.
Напомню только два хадиса по этому поводу:
— пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, не враждуйте и будьте же, о люди, братьями. [Если уж поссорились] то пусть не продолжается ссора (состояние вражды) больше трех дней [как можно быстрее помиритесь, на перемирие отводится максимум три дня]» /10/;
— сподвижник Усама ибн Шарик передал: «Мы сидели рядом с Пророком будто с птицами на головах (без единого движения и шороха очень внимательно слушали его). Пришла толпа бедуинов со своими вопросами. Некоторые из них касались затруднений в религиозных обязанностях. Посланник Всевышнего сказал: «О люди! Господь снял с вас затруднения /11/[и многое может вам простить]. Исключением же является случай, когда один задел честь и достоинство другого. Это — [очень тяжелый, проблемный] грех и погибель. [Продолжая быть невоспитанным и нахальным, человек приведет себя к очевидной погибели в обоих мирах]» /12/.
/1/ Что и явилось причиной единодушия мусульманских ученых в данном вопросе.
/2/ См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]: В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 93; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 4. С. 222.
/3/ Хадис от ‘Абдуллы ибн Джа‘фара; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Абу Дауду, Ибн Маджа, аль-Байхакы, ат-Табарани и др. См., например: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 130, хадис № 998, «хасан сахих»; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]: В 11 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1999. Т. 4. С. 100, хадисы № 7096, 7097 (одинаковы по смыслу); аль-Хаким ан-Нисабури. Аль-мустадракь ‘аля ас-сахихайн: В 5 т. Бейрут: аль-Ма‘рифа, [б. г.]. Т. 1. С. 372, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 4. С. 222, хадис № 1739; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]: В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 1. С. 483, хадис № 1739; Аль-кутуб ас-ситта. [(Объединенные) шесть сводов хадисов]: В 23 т. Стамбул: Чагре, 1981. Т. 9 (св. х. Абу Дауда. Т. 3). С. 497, хадис № 3132; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 558; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 8. С. 93, хадисы № 274, 275 (одинаковы по смыслу); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]: В 10 т. Каир: аль-Куллият аль-азхарийя, 1978. Т. 5. С. 120, 121; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]: В 18 т. Стамбул: Ак чаг. Т. 15. С. 138, хадис № 5488.
/4/ Но с точки зрения Сунны в первый день смерти такой акцент неверен.
/5/ Все мусульманские ученые говорили о желательности (мустахаб) приготовления еды соседями или родными.
/6/ И не только он.
/7/ Сирота — ребенок, оставшийся без отца и не достигший еще совершеннолетия. Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 513.
/8/ См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. С. 96; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 4. С. 223.
/9/ См., например: Св. Коран, 2:217.
/10/ Хадис от Анаса и Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 12. С. 102, хадисы № 6064 и 6065.
Также см.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 238, 239, хадисы № 110—117.
/11/ «Всевышний не сделал для вас затруднений (стесненности, критического положения) в религии» (см.: Св. Коран, 22:78). Отмечу, что Творец не снял с нас религиозные обязанности (молитва-намаз, пост, обязательная милостыня и т. п.), но Он снял с наших плеч затруднения и стесненность. В религии нет порабощения человеческой натуры, а присутствует раскрепощение ее. И чем грамотнее и мудрее человек, тем больше он это чувствует, понимает и видит.
Однако же настоящей проблемой является упомянутое далее в хадисе.
/12/ Хадис от Усамы ибн Шарика; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]: В 6 т. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1985. Т. 4. С. 278; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 2. С. 236, 237, хадис № 486, «сахих»; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир: В 25 т. Каир: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1985. Т. 1. С. 184, хадис № 482; аль-Хатыб аль-Багдади А. Тарих багдад [История Багдада]: В 19 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, [б. г.]. Т. 9. С. 197.
Источник