Можно ли кушать мясо людей писания

Дозволенность мяса, забитого иудеями и христианами в исламе

Для мусульман, проживающих в немусульманских странах, актуален вопрос о дозволенности принимать в пищу мясо, заколотое людьми Писания – иудеями и христианами. Нередко такие мусульмане сталкиваются с проблемой отсутствия в их населённых пунктах мяса, соответствующего требованиям халяль.

Вопрос о дозволенности мяса, заготовленного иудеями и христианами, на сегодняшний день является дискуссионным – мнения мусульманских богословов разделились.

Известно, что иудеи и христиане в Священном Коране занимают особое положение, так как они, как и мусульмане, являются монотеистами, то есть верят в Единого Бога и чтут Писания, которые были ниспосланы Создателем на землю. Таким образом, наиболее близки к мусульманам среди обитателей земли – именно иудеи и христиане. В отношении них Господь установил некоторые послабления, в частности, мусульманам не возбраняется вступать в брак с женщинами, исповедующими эти две религии, а также есть мясо животных, заколотых людьми Писания.

В Священном Коране об этом сказано:

«Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им» (5:5)

Подчеркнём, что в данном случае речь не идёт о тех видах мяса, которые категорически запрещены исламом, например, свинина, мертвечина и так далее.

Этим аятом сторонники дозволенности пищи людей Писания аргументируют свою позицию, утверждая, что Создатель не запретил пищу христиан и иудеев. Плюс ко всему, в одном из хадисов Посланника Милостивого и Милосердного (с.г.в.) рассказывается история, как Пророк (с.г.в.) не стал отказываться от мяса баранины, которое приготовила иудейка (Бухари).

Противники же дозволенности пищи иноверцев-единобожников опровергают доводы сторонников. В частности, они утверждают, что 5 аят суры «Трапеза» посвящён иудеям и христианам времён Посланника Всевышнего (с.г.в.), которые являлись набожными и религиозными людьми, соблюдающими все предписания своих религий. Чего, увы, не скажешь о современном мире, а значит нельзя их приравнивать к тем христианам и иудеям, которые жили 14 столетий назад. И тот факт, что сам Мухаммад (с.г.в.) ел мясо, предложенное иудейкой, как говорят противники, объясняется высоким уровнем религиозности людей Писания тех лет.

Следует отметить, что ислам выдвигает ряд основных требований к закалыванию животных, среди которых: произнесение имени Аллаха и перерезание основных артерий на шее. В этой связи рассмотрим вопрос дозволенности мяса, заколотого иудеями и христианами, в зависимости от соблюдения данных требований.

1. Произнесение имени Всевышнего

Первое требование при закалывании скота и птицы – произнесение имени Создателя. Это символизирует, что данное закалывание происходит ради Творца и не кого-либо другого.

Если человек Писания соблюдал данное требование и не произносил при этом других имён, например, пророков, то такое мясо, по мнению большинства богословов, будет дозволенным. Если же при закалывании произносилось чьё-либо другое имя или же вовсе не произносилось никакое, то по данному вопросу мнения мусульманских учёных разошлись.

Одни богословы утверждают, что такое мясо дозволено, поскольку Милостивый и Милосердный в суре «Трапеза» разрешил нам пищу людей Писания, и Всевышний лучше нас осведомлён, каким образом те закалывают жертву. Кроме того, в одном из хадисов повествуется, что однажды верующие пришли к Мухаммаду (с.г.в.) и поведали ему, что люди доставляют им мясо, а они не знают, произносилось ли имя Создателя при закалывании. В ответ заключительный Божий Посланник (с.г.в.) посоветовал: «Произнесите имя Творца сами и ешьте» (Бухари).

Другие же считают, что такое мясо входит в категорию харам, ведь закалывание производилось не ради Господа. В качестве аргумента они приводят коранический аят:

«Ешьте же из того, над чем произнесено имя Аллаха» (6:118)

2. Перерезание артерий на шее

Вторым условием является сама физическая процедура закалывания, которая требует от мусульманина перерезать артерии на шее. О необходимости соблюдения данного пункта в отношении мяса, заготовленного людьми Писания, в среде мусульманских богословов также имеются разногласия по поводу его дозволенности для мусульман.

Многие алимы считают, что соблюдение данной процедуры является обязательным, то есть пища приверженцев иудаизма и христианства разрешена лишь в случае правильного закалывания скотины. Таким образом, мясо животного, убитого посредством электрического тока или иным способом, мусульманам есть нельзя. В качестве подтверждения данной позиции может служить хадис, гласящий следующее: «Употребляйте в пищу то, из чего была выпущена кровь» (Бухари).

Однако некоторые богословы считают, что пища христиан и иудеев является дозволенной вне зависимости от метода забоя. Сторонники данной позиции считают, что раз Всевышний разрешил правоверным употреблять в пищу мясо, которое едят сами иудеи и христиане, то нам, мусульманам, не стоит «глубоко копать» и пытаться выяснить о способах закалывания, а следует просто принять веление Аллаха о дозволенности и следовать ему.

Источник

Мясо животных зарезанных людьми писания в сегодняшнее время недозволенно, так как они не люди писания, упомянутые в Коране? — КиберПедия

Многие люди сеют сомнения, заявляя о том, что христиане наших дней не те, что были раньше и что они режут животное с именем отца, сына и святого духа. А разве люди Писания времен пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) были другими, и разве они не говорили о троице?!

Всевышний Аллах сказал: «Проявили неверие те, которые говорят: “Аллах является третьим в троице”. Нет достойного поклонения, кроме Единственного Аллаха! Если они не отрекутся от того, что говорят, то неверных из их числа коснутся мучительные страдания» (аль-Маида 5: 73).

Всевышний Аллах сказал:«Не уверовали те, которые сказали: «Воистину, Аллах – это Мессия, сын Марьям (Марии)». (5:17)

Всевышний Аллах также сказал:«Иудеи сказали: “Узайр – сын Аллаха”. Христиане сказали: “Мессия (‘Иса) – сын Аллаха”. Они произносят своими устами слова, похожие на слова прежних неверных. Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины!»(ат-Тауба 9: 30).

Со слов Усамы ибн Зайд (да будет доволен ими обоими Аллах), который рассказывал о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал во время своей болезни, которая стала причиной его смерти: «Запустите ко мне моих сподвижников». После чего сподвижники вошли к нему в то время, когда у него лицо было накрыто покрывалом. Затем он снял покрывало и сказал: «Проклятие Аллаха на иудеев и христиан, так как они превратили могилы своих пророков в мечети». (шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «тахзир ас-Сажид» стр 16).

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Умм Хабиба и Умм Салама как-то рассказывали о церкви, которую они видели в Эфиопии, расписанную различными изображениями. Они рассказали об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал им: «Поистине, когда какой-нибудь праведный человек из них умирает, они строят у его могилы храм для поклонения, расписывая его подобными изображениями. В День воскрешения такие люди окажутся наихудшими созданиями пред Аллахом!»” аль-Бухари 427, Муслим 528.

з Корана и Сунны становится понятно что христиане и иудееи были многобожниками во время ниспослания этих аятов Корана: Сура 5. Трапеза 5. «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (приданое), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон».

А значит мясо животных которое зарезали сегодня иудеи и христиане дозволено.

Также из свидетельства на то, что иудее и христиане ( люди писания) будут существовать до судного дня этот хадис:

Абу Хурейра рассказывал, что Пророк сказал: «Судный час не наступит до тех

пор, пока мусульмане не сразятся с иудеями. Мусульмане будут убивать их, так что иудеи будут прятаться позади камней или деревьев, а камни и деревья будут говорить: «О мусульманин! О раб Аллаха! За мной прячется иудей. Приди и убей его!» И только дерево гаркад не станет делать этого, потому что оно является иудейским деревом». (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим).

При жизни Посланника Аллаха мусульмане не раз сражались с иудеями, а во время правления халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба они изгнали их с Аравийского полуострова. Тем самым они выполнили завещание Пророка Мухаммада, который сказал: «Я непременно изгнал бы с Аравийского полуострова всех иудеев и христиан и не оставил бы на этих землях никого, кроме мусульман». Этот хадис передал Муслим.

Однако пророчество, о котором сообщается в хадисе Абу Хурейры, никоим образом не относится к этим и последующим сражениям мусульман с иудеями. В нем говорится о том, что произойдет после появления Лжемессии и нисхождения ‘Исы ибн Марйам. (В пользу этого говорит длинный хадис Самуры ибн Джундаба, переданный Ахмадом. См. «Муснад аль-Имам Ахмад», т. 5, стр. 16. Ибн Хаджар назвал этот хадис достоверным).

Читайте также:  Сода сколько раз день можно кушать

Абу Давуд передал хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вы заключите мир с потомками Рума и вместе будете сражаться против общего врага. Вы одержите верх, захватите богатую добычу, и наступит мир. Однако на обратном пути между вами возникнут разногласия. Один из христиан поднимется на холм, поднимет крест и закричит: “Крест одержал победу!» Один из мусульман разгневается и сбросит крест вниз. После этого римляне отойдут и начнут готовиться к кровопролитному сражению». В одной из версий хадиса говорится: «Мусульмане возьмутся за оружие и погибнут. Аллах дарует этим мусульманам мученическую смерть». Аль-Албани назвал этот хадис достоверным. См. «Мишкат аль-Масабих», т. 3, стр. 18.

Также некоторые говорят, что люди Писания, чьих заколотых животных есть дозволено, это лишь люди Писания из числа евреев (сынов Израиля).

Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: “То, что сказал имам аш-Шафи’и и его толкование аята: «Еда людей Писания также дозволена вам», является ошибкой, что в этом аяте подразумеваются иудеи и христиане из числа сынов Израиля, которым была ниспослана Таурат и Инджиль. Правильно то, что противоречит этому мнению и то, что сказали другие ученые, что мясо, зарезанное любым иудеем или христианином из любой нации потомков Адама, является дозволенным”. См. “Тафсир ат-Табари” толкование суры «аль-Маида» аят 5.

Также дело обстоит и с мнением ‘Али ибн Абу Талиба, который не дозволял есть мясо животных, зарезанных христианами племени Бану Тагълиб. Он говорил: “Не ешьте то, что закололи христиане Бану Тагълиб, ибо они подобны христианам лишь в употреблении вина!” ат-Табари 8897.

‘Aли считал так по той причине, что это племя не исповедовало должным образом религию людей Писания и не считало дозволенным и запретным то, что считали дозволенным и запретным люди Писания, кроме вина. Но не смотря на это Ибн ‘Аббас, Хасан аль-Басри, ‘Икрима, аш-Ша’би, Ибн Шихаб аз-Зухри, ‘Ата и Къатада считали дозволенным есть мясо заколотое христианами племени Бану Тагълиб и жениться на их женщинах. См. “Тафсир ат-Табари” 5/169.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Большинство сподвижников пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) не запрещали мясо племени бану Тагълиб, и не известно, чтобы кто-то кроме ‘Али запрещал это. Ученные пришли к выводу, что более правильное мнение, это мнение ‘Умара и Ибн ‘Аббаса, что жениться и есть мясо животных племени бану Тагълиб дозволено. Абу аль-Асрам говорил: «Я не знаю кого-либо из сподвижников пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), кто бы порицал это кроме ‘Али»”. См. “Маджму’уль-фатауа” 35/678.

Дозволено есть мясо, зарезанное любым, кто причисляет себя к христианам и иудеям и исповедует их религию, будь он из числа евреев или нет. См. «аль-Джами’» 1/663.

И нет никакой разницы, были это люди Писания времен пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), или люди Писания наших дней. То, что было дозволенно во времена пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) и его сподвижников, будет дозволенным вплоть до Судного дня.

Ибн ‘Аббас, когда его спросили: “Можно ли есть мясо животного, заколотого христианами из числа арабов?”Он ответил: “Кушайте, ибо Аллах сказал: «Если же кто-либо из вас считает их (людей Писания) своими друзьями, то он сам является одним из них»” (аль-Маида 5: 51). См. “Тафсир Ибн Касир” 2/215.

Аят: «Еда людей Писания также дозволена вам», является обобщенным, в котором речь идет о всех людях Писания, а на конкретизацию того, что в нем речь идет только о сынах Израиля нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне.

Также нет никаких оснований, для утверждения того, что нынешние люди Писания чем-то отличаются от предыдущих, по причине чего их мясо стало запретным.

Если бы в этом была необходимость, то пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) обязательно указал бы на все это, поскольку он не оставил ничего, что нуждалось в предостережении.

Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) говорил: «Нет никакой вещи, которая бы вас приближала к Раю, которую бы я вам не повелел! И нет такой вещи, которая бы вас приближала к Аду, которую бы я вам не запретил!» ат-Табарани. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2866.

Также некоторые, согласившись с тем, что есть то, что закололи люди Писания, дозволено, говорят, однако в наши дни они не режут животное, а забивают его током, или травят лекарствами и т.д.

Всевышний Аллах и Его пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) не обязали нас разузнавать происхождение мяса, кто бы не зарезал животное, если он из числа мусульман, христиан или иудеев. На это указывает хадис ‘Аиши: “О посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет”. На это посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его». аль-Бухари 2057.

Сообщается также от Анаса, что “Во время похода на Хайбар одна иудейка принесла пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) жареную баранину, в которую она добавила яд, и посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) отведал ее. После чего, когда Аллах ему открыл, что это мясо отравлено он перестал его есть”. аль-Бухари 2617, Муслим 2190.

[Впоследствии эта отравленная баранина сказалась на смерти пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам). От ‘Аиши сообщается, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) перед смертью сказал: «О ‘Аиша, то, что я съел в Хайбаре, всегда доставляло мне боль, а сейчас я чувствую, как от этого у меня рвется аорта». аль-Бухари 1/634].

Таким образом, мы видим, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) не спросил эту иудейку о происхождении этой баранины, о том, кто и как зарезал, помянул ли перед закалыванием имя Аллаха или нет.

Многие люди полагают, что усложнение некоторых положений религии, которое они совершают, является богобоязненностью. На самом же деле богобоязненность это то, что соответствует Корану и Сунне, и шариат смотрит не на трудность деяний, а на правильность. Всевышний Аллах ниспослал эту религию для облегчения, а не для затруднения, как сказано об этом в Коране: «Аллах желает для вас облегчения и не желает вам затруднения» (аль-Бакъара 2: 185).

Есть множество положений в шариате, когда в случае сомнений лучше оставить сомнительное, однако это не относится к тем случаям, когда шариат сделал некоторые вещи облегчением.

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Если кто-либо зайдет к своему брату-мусульманину, и он поставит ему еду, то пусть ест его еду и не спрашивает о ней, и если он даст ему пить, то пусть пьет, не спрашивая». Ахмад 8933, Ибн аль-Джа’д 2961, ад-Даракъутни 4/258. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 627.

[Но это веление не относится к той еде и питью, запретность которых не вызывает никаких сомнений].

Имам аль-Хаттаби говорил: “Отстранение от сомнительного бывает трех видов: обязательное, желательное и порицаемое. Отстраняться от того сомнительного, которое связано с запретным является обязательным. Отстраняться от дел с тем, у кого большинство имущества запретное, является желательным и отстраняться от того, что шариат сделал облегчением, является порицаемым”. См. “Найлюль-аутар” 5/119.

Спросили шейха аль-Альбани: «Являются ли христиане нашего времени людьми Писания?»

Шейх ответил: «А разве есть в этом сомнение? Какова разница между христианами нашего времени и христианами того времени, когда Аллах ниспослал этот аят: «Впали в неверие те, которые говорят: “Аллах является третьим в троице”»(аль-Маида 5: 73)? Эти являются хвостом тех».

См. «Джами’ турас аль-‘алляма аль-Альбани филь-манхадж» 8/101.

Оригинал этих слов в кассете шейха «Сильсилятуль-худа уа-ннур» № 386.



Источник

Глава 7. Правила относительно мяса животных, забитых людьми Писания

Все мусульмане единогласны в том, что мясо животных, забитых людьми Писания дозволено, и что только они считаются забойщиками с исламской точки зрения. Доказательством этому служит аят: «И пища тех, кому даровано Писание, разрешается вам»[1].

Ученые согласны на том, что слово «пища» в этом аяте относится к животным. В комментариях к этому аяту Ибн Касир пишет:
 

«Ибн Аббас, Абу Умама, Муджахид, Саид Ибн Джубайр, Икрима, Ата, аль-Хасан, Махуль, Ибрагим ан-Нахаи, ас-Судди и Мукатиль ибн Хаййян (да будет доволен ими Аллах) считают, что эти слова относятся к забиваемым животным. Все ученые единогласны в том (есть иджма), что животные, забитые людьми Писания, дозволены мусульманам, поскольку они также считают, что животные, забитые во имя ложных богов, а не во имя Аллаха, не дозволены. И они также произносят имя Аллаха над животными, которых режут, несмотря на то, что придерживаются неправильных убеждений относительно веры в Аллаха»[2].

Читайте также:  Можно ли кушать помидоры при заболевании суставов

Возникает вопрос: Должны ли (при забое животных людьми Писания) соблюдаться те же условия, что и при забое животных мусульманами – использование острого инструмента для перерезания сосудов и произнесение имени Аллаха? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны проанализировать утверждения некоторых современных ученых, которые считают, что мясо животных, забитых людьми Писания, является дозволенным, не вникая в причины этого мнения. Мы обсудим этот вопрос с двух точек зрения. Первая – необходимо ли, чтобы люди Писания забивали животное тем же способом, что предписано шариатом, что включает перерезание сосудов острым инструментом? Второй вопрос – должны ли люди Писания произносить имя Аллаха во время забоя?
 

Что касается первой части вопроса, большинство ученых по фикху придерживаются мнения, что животное, забитое людьми Писания, будет законным, если они перережут необходимое количество сосудов, используя острый предмет. Это правильное мнение, которое поддерживается многими надежными доводами, которые мы приведем. Тем не менее, некоторые современные ученые придерживаются мнения, что каждое животное, забитое людьми Писания является дозволенным, независимо от того, как они его забивают, потому что аят («И пища тех, кому даровано Писание, дозволена вам») имеет общий смысл. Также они используют следующую цитату из книги кади Ибн аль-Араби (маликитского факиха), чтобы поддержать свое мнение:

«Меня спросили о христианине, который свернул шею курице и приготовил ее, будет ли дозволенным есть мясо вместе с ним или взять немного этой пищи? (это был 8-ой вопрос). Я ответил: «Эта курица будет дозволенной, поскольку это пища христиан, их епископа, их монахов, даже если она была забита не в соответствии с шариатом. Аллах сделал их пищу дозволенной нам без ограничений. То, что считается дозволенным в их религии, будет также дозволенным и для нашей религии, если только Аллах не объявил что-то запретным»[3].
 

Однако, такое заявление необычно для Ибн Араби, поскольку это утверждение вступает в противоречие с тем принципом, который он выдвинул страницей до этого. Этот принцип следующий:
 

«Правило относительно тех животных, которых употребляют люди Писания и которые не были забиты в соответствии с Шариатом – например, если животное было задушено или ему отрезали голову, мы считаем его умершим без (правильного) забоя. Аллах объявил такое животное запретным в Коране, и мы не можем употреблять его в пищу, даже если они (люди Писания) считают его дозволенным. Такая пища подобна свинине, которую они также считают дозволенной, но она запретна для нас. Аллах знает лучше»[4].
 

Возникает противоречие между этими двумя утверждениями Ибн Араби. Когда такое противоречие случается, нам следует принять точку зрения, выраженную в Коране и хадисах, и которая поддерживалась практикой мусульман на протяжении веков. Мы не можем принять это мнение, которое идет вразрез с сильными и надежными доводами, как то:
 

1. Слова Аллаха:
 

«Запрещена вам мертвечина, и  кровь, и мясо свиньи, и то, что было заколото ради (кого-то) кроме Аллаха, и то, что было задушено (или задохнулось), и убитое ударом [что умерло от удара], и погибшее от падения, и забоданное (до смерти), и то, что ел [убил] хищник, – если только вы не успеете зарезать его»[5]
 

Аллах здесь утверждает, что все животные, которые были задушены без выпускания крови, запретны без исключения. Так что тем, кто пытается доказать, что животное, которое было задушено или погибло от сильного удара, является дозволенным на основе аята («И пища тех, кому даровано Писание, дозволена вам», 5,3), тогда придется согласиться с тем, что свинья, забитая людьми Писания также дозволена, поскольку свинина также есть пища людей Писания.
 

Тот же аят, который эти люди используют для доказательства того, что свинина запрета, гласит, что животное, которое было задушено или погибло от сильного удара, также запретно, и нет никаких оснований для разделения между ними. Если мясо свиньи должно быть исключено из «пищи людей Писания», то и задушенное животное или убитое сильным ударом должно быть исключено с большими основаниями. Поскольку свинина дозволена в их религии, а задушенное или убитое сильным ударом животное также запретно в изначальной версии их религии, что мы обсудим далее.

Поэтому если пища, дозволенная в их религии (свинина), исключается из пищи людей Писания, дозволенной мусульманам, то пища, которая была запретна даже в оригинальной версии их религии (мертвечина) должна с более полным правом также включаться в этот перечень (запретного для мусульман).
 

2. Существует установленный принцип фикха и арабского языка, что если существует решение, вынесенное на основании произведенного (от какого-то корня слова), то корень слова будет причиной установления этого правила. К примеру, если есть повеление «уважать людей знания», то слово «знание» будет поводом для вынесения решения об уважении. Поскольку знание есть корень слова, от которого было произведено выражение слов «люди знания». Это общепринятый принцип. Применяя это же правило к аяту суры «аль-Маида», мы увидим, что причиной того, что задушенное животное или убитое сильным ударом стало запретным, есть действие удушения или нанесение сильного удара. Таким образом, животное будет запретным, если будет произведено действие удушения или нанесения сильного удара, независимо от того, будет ли забойщик мусульманином или человеком из людей Писания.
 

3. Самое большее, что можно установить из аята («И пища тех, кому даровано Писание, разрешается вам») — это то, что люди Писания рассматриваются наравне с мусульманами в постановлениях, связанных с забоем животных. Им не отдается предпочтение перед мусульманами таким образом,  что все запретное для мусульман, будет дозволенным для них. Это следует из точки зрения Ибн Араби, что неверующие из людей Писания имеют преимущество перед мусульманами,  то есть те животные, которых они забивают, всегда будут дозволенными, независимо от способа забоя, и эти же животные будут запретными, если мусульмане будут забивать животных таким же способом.
 

4. Принятый факт в Исламе, что все неверующие составляют одну группу (сообщество). Этот принцип требует, чтобы люди Писания относились к той же категории, что и другие неверующие, так что забитое ими животное было бы запретным. Однако Аллах дал людям Писания преимущество над другими неверующими в вопросе забоя и брака, поскольку их законы о забое и браке похожи на правила Шариата. Они соблюдают те же условия при забое, что и мусульмане, как предписано в Исламе. Эти законы содержатся в их священных книгах до сегодняшнего дня, несмотря на многочисленные интерполяции (вставки). Мы приведем некоторые примеры из их священных книг.
 

Это цитата из «книги Левит» Ветхого завета, где сказано:
 

«Жир из мертвого и жир из растерзанного зверем (животного) можно употреблять на всякое дело; а есть — не ешьте его»[6].
 

Это также упоминается в книге Второзакония:
 

«Только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом; не ешь ее: выливай ее на землю, как воду; не ешь ее, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя (во веки), если будешь делать (доброе и) справедливое пред очами Господа (Бога твоего)»[7].
 

Эти две книги из Ветхого завета признаются как иудеями, так и христианами. Также говорится в «книге Деяний» апостолов, которая находится в Новом завете, который признается только христианами:
 

«Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины (мертвечины), и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете»[8].
 

В другом месте этой же книги сказано:
 

«А об уверовавших язычниках мы писали, повелев, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного (принесенного в жертву идолам), от крови, от удавленины (мертвечины) и от блуда»[9].
 

Апостол Павел, которого христиане почитают как пророка, говорит в своем первом послании к Коринфянам:
 

Читайте также:  Какие продукты после родов можно кушать

«Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской»[10].
 

Следует отметить, что именно апостол Павел был тем, кто заявил, что законы Торы (законы Моисея, мир ему) для христиан отменены, несмотря на слова самого Иисуса, мир ему, который говорил, что необходимо соблюдать закон. Тем не менее, он сохранил предписания, касающиеся забоя животных, и не отменил их. Таким образом, он считал, что мертвечина (задушенное животное) запретно, и сделал условием, что забой должен осуществляться во имя Всевышнего. Исходя из этого, очевидно, что предписания, касающиеся забоя животных в оригинальных христианских текстах, подобны тем, что есть у иудеев.
 

Священные книги иудеев содержат много подробных предписаний относительно забоя животных. Говорится в Мишне (одной из частей Талмуда), одном из основных источников иудейского закона: «Если животное было зарезано … или каменным ножом, или деревянным, то его можно употреблять в пищу. Все, что было забито в любое время любым орудием (дозволено), за исключением серпа (жатвы), или убито зубами и когтями, или задушено»[11]. Доктор Герберт Динби пишет  под этим отрывком, что эти правила забоя животных, которые иудеи считают частью религиозных заповедей, данных Моисею (мир ему) Всевышним на горе Синай, могут быть сведены к пяти пунктам:
 

— Не должно быть никакой задержки (ножа при забое), но нож должен постоянно двигаться вперед и назад.

— Нельзя оказывать (на шею животного) никакого давления.

— Не должно быть никакого подталкивания или закапывания ножа под кожу или между пищеводом и трахеей (дыхательным горлом);

— Нож не должен выскальзывать за пределы определенной области горла – от большого кольца трахеи к верхней доле легких;

— Пищевод или трахея не должны быть вырваны в процессе забоя[12].
 

Итак, в результате анализа священных книг христиан и иудеев, которые они считают основными источниками своих религий, мы можем прийти к следующим выводам:
 

1. Животное, которое было задушено или было убито сильным ударом, считается запретным в их религии так же, как это запретно в исламском Шариате.
 

2. Также нужно, чтобы забой производился во имя Аллаха. Другими словами, имя Аллаха также должно произноситься при забое, как это ясно из вышеприведенного послания апостола Павла к Коринфянам.
 

3. Ибн Араби написал в своей книге, что курица, которой свернул голову кто-то из христиан, будет дозволена для мусульман, поскольку христиане считают задушенное животное дозволенным (при условии, что это мнение можно действительно отнести к Ибн Араби, поскольку это мнение противоречит тому, что он высказывает в другом месте этой же книги). Он оправдывает свое решение следующим: «Все, что христиане считают дозволенным в своей религии, также будет дозволено и для мусульман». Однако он ошибается в этом, поскольку в священных книгах христиан и иудеев ясно говорится, что задушенное животное не дозволено (см. приведенные выше тексты). Если бы Ибн Араби знал, что задушенное животное запретно в их религии, он бы не вынес такого решения.

4. Эти утверждения подтверждают то, что Ибн Касир был прав, говоря, что все ученые единодушны в том, что животные, забитые людьми Писания, дозволены мусульманам, поскольку люди Писания считают животных забитых во имя иных богов запретными, и они также упоминают имя Аллаха при забое, несмотря на факт, что они придерживаются ложных убеждений относительно веры в Аллаха[13].
 

5. В свете приведенных текстов из священных книг иудеев и христиан, животное, которое было задушено или погибло от удара, считается запретным для употребления для людей Писания. Поэтому не имеют смысла высказывания некоторых людей, которые говорят, что животное, которое будет запретным для христиан, считается дозволенным для мусульман, в то время как удушение или сильный удар делает животное недозволенным для мусульманина. Другими словами, этот человек, говоря, что животное, которое было задушено или погибло от удара, нанесенного мусульманином, будет запретным. Однако он говорит, что если те же действия (удушение и удар) произведет христианин, животное можно употребить в пищу мусульманам, несмотря на то, что оно будет запретным даже для христиан.
 

Это все равно, что считать, что неверующим предоставлены особые преимущества, что делает их действия дозволенными для мусульман, даже если эти действия считаются запретными и в их религии, и в нашей. Это очевидно невозможно, хотя это естественный вывод, который можно сделать из мнения, что животное, убитое людьми Писания тем способом, который противоречит Шариату, будет дозволенным для мусульман. Решение, вывод из которого неверен, само также неверно.
 

6. Иудеям и христианам предоставлены преимущества перед остальными неверующими в двух вопросах. Один из них – это то, что животные, которые они забивают, дозволены мусульманам.

Во-вторых, нам дозволено жениться на их женщинах. Признанный факт состоит в том, что брак с их женщинами будет дозволен лишь тогда, когда все требования брака согласно Шариату будут выполнены. Нет ученого, который согласился бы с тем, что мусульманину дозволено вступить в брак с женщиной из людей Писания таким образом, который противоречит Шариату, например, жениться на женщине, с которой он состоит в запретных степенях родства (упомянутых в Коране и хадисах); или вступить в брак без свидетелей; или если брак произойдет без слов принятия и предложения (иджаба и кабуль) с обеих сторон. Из этого следует, что брак с людьми Писания будет дозволен, если он происходит таким образом, который признается Шариатом.
 

Будет неправильным сказать, что если брак с людьми Писания был заключен таким образом, что противоречит исламскому закону, действителен, поскольку в аяте сказано: «И дозволены вам целомудренные женщины из числа тех, кому было даровано Писание»[14]. Если так обстоит дело с людьми Писания в вопросе брака, то почему при забое животных не придерживаться такого же правила – что дозволены лишь те животные, которые были забиты в соответствии с исламским законом? Как можно в таком случае применять аят «Пища тех, кому было даровано Писание до вас», чтобы доказать, что животное, которое было забито запретным образом (например, удушье) будет дозволено мусульманам, хотя  правила относительно брака и пищи людей Писания упоминаются в одном и том же аяте?
 

7. Ученые единогласны в том, что животное, которое было задушено или погибло от удара, считается запретным к употреблению на основе абсолютных доказательств. Это правило действует, если забойщик был из людей Писания. Мы не знаем ученого, который бы согласился с тем, что такое животное дозволено в пищу, кроме Ибн Аль-Араби, чье утверждение было приведено выше. Как мы видели выше, это противоречит другому его утверждению, которое он высказал в той же книге на полстраницы раньше. Может ли человек выступать против аятов Корана, хадисов и других сильных доводов лишь на основании исключительного мнения Ибн Араби, которое само по себе противоречиво и основывается лишь на предположении, что такое животное (задушенное) считается дозволенным у христиан? Цитаты из их священных книг ясно показывают, что он ошибся в принятии этого предположения.
 

Даже если предположить, что в книге Ибн Араби нет противоречия, и это его мнение, мы по-прежнему не должны его принимать такое мнение, которое идет вразрез с Кораном, хадисами и мнением большинства ученых. В таком серьезном вопросе (в случае сомнения) предпочтение следует отдать решению о запрете. Тем более, не может быть никакого сомнения, так как в этом случае есть запрет, установленный через абсолютные доказательства и иджму ученых.
 

Правильным мнением в этом случае будет, что животные, забитые людьми Писания, будут дозволены для мусульман лишь в том случае, если забой осуществлялся согласно правилам, принятым в Шариате – когда перерезаются сосуды и выпускается кровь. Задушенное, убитое ударом (или убитое иным образом, противоречащим Шариату) животное будет запретным для мусульман.

[2] Тафсир Ибн Касира (т.2, с.19).

[3] Ахкам аль-Куран, т.2, с. 556.

[4] Ахкам аль-Куран, т. 2, с. 552.

[7] Второзаконие (12, 23-25).

[8] Деяния,  (15, 28-29).

[10] 1-е Послание к коринфянам (10, 19 -21).

[11] Мишна, Хулин, 1, с. 513. 

[13] Тафсир ибн Касира, т. 2, с. 19.

Муфтий Таки Усмани: Правила (хукмы) относительно забоя животных в Исламе

Мухаммад Таки Усмани

Автор:

МУХАММАД ТАКИ УСМАНИ

Муфтий, исламский ученый