Можно ли кушать христианам конину

Содержание статьи

Можно ли православному есть конину?

В Европе — новый пищевой скандал — во фрикадельках IKEA обнаружено мясо конины. Инспекторы из Чехии обнаружили, что сотрудники компании выдавали конское мясо за говядину и свинину. Почему именно мясо конины вызвало такой ажиотаж и почему во многих западных странах мясо конины — табуированная еда?

В Европе — новый пищевой скандал — во фрикадельках IKEA обнаружена конина. Инспекторы из Чехии обнаружили, что сотрудники компании выдавали конское мясо за говядину и свинину. Почему именно конина вызвала такой ажиотаж и почему во многих западных странах конское мясо — табуированная еда?

Можно ли кушать христианам конину

Отвечает протоиерей Андрей Кордочкин, настоятель прихода в честь Рождества Христова в Мадриде:

Священник Андрей КордочкинНасколько я понимаю, недовольство добавлением в продукты конины вместо говядины в ряде европейских стран вызвано, конечно, не запретом на употребление конины в пищу, а несоответствием между этикеткой и продуктом, а также возможным содержанием в конине вредных веществ — лекарств для лошадей.

Что касается разрешения или запрета на употребление конины в православной традиции, на этот счет существуют разные мнения. К примеру, в наиполезнейшей книге «1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам» на вопрос № 1278 о разновидностях нечистой пищи следует ответ: «Все нечистое разрешается есть во время голода (нужды). А в обычное время не рекомендуется есть мясо не выпущенной крови (сдохла), конину, раков, крабов, рыб без чешуи; кровь жареную (птиц и зверей), зайцев, кроликов и т.п.».

Действительно ли православное богословие позволяет группировать коней, крабов, и то, что в данном случае называется словом «сдохла»? Попытаемся объяснить простыми словами. В Ветхом Завете не только все виды пищи, но и весь материальный мир, по сути, подвергается делению на чистое и нечистое. Это разделение, которое имело временный, педагогический и дисциплинарный характер, в Новом Завете упраздняется. Во Христе через соединение Божественной и человеческий природ последняя освящается и обожается, а через нее — весь материальный мир.

Поэтому для христианина в области материи ничего нечистого нет и быть не может. То же относится и к так называемой «женской нечистоте» (тема, к которой столь немногие безразличны!). Видение материального мира (и содержимого тарелки) в подобном свете есть инерция законнического ветхозаветного сознания. Никакого богословия, направленного против «нечистых» собак (в отличие от «чистых» кошек) или же поедания особого рода мяса, морепродуктов, кроликов не существует.

В некоторых культурах есть свои барьеры, однако в Новом Завете понятия «чистого» и «нечистого» относятся только к нравственной сфере: «Неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф., 15. 16-20).

В Испании конина продается во всех крупных супермаркетах. Стоит она дороже, чем говядина, но значительно вкусней.

_____________________________________________

Справка

  • Конина употребляется в пищу во многих странах, преимущественно в Центральной Азии, богата содержанием белка и обладает низкой калорийностью. Вместе с тем из-за важности коней в быту и военных действиях во многих культурах существует табу на употребление конины.
  • В Северной Европе употребление конины было частью языческого культа, связанного с богом Одином. Поэтому германский архиепископ Бонифаций в 680-755 гг. издал специальный эдикт о вредности конского мяса для здоровья; вслед за ним запретил потребление конины и римский папа Григорий III. Требование отказаться от конины с принятием христианства стало камнем преткновения для многих исландцев.
  • Кодекс пищевых стандартов Австралии и Новой Зеландии в определение «мясо» не включает конину.
  • Конина запрещена по еврейским законам, потому что у лошадей не раздвоенные копыта, и лошади — не жвачные животные.

Источник

Можно ли православным есть конину

Вопрос питания в христианстве нельзя назвать самым важным, но всё же употребление определённых продуктов часто вызывает споры и негодования; в частности это относится к мясу, особенно к конине. О том, можно ли есть конину православным, и пойдёт речь далее в статье.

1059

Бытует мнение, что любые мясные блюда приносят православному человеку вред, так как он по сути поедает плоть и кровь такого же живого существа. Что же касается конины, тут здесь вопрос ещё более спорный, ведь это животное наиболее близко к человеку и, как правило, его редко рассматривают в роли объекта питания. И всё-таки…

Можно ли православному есть конину

Священнослужитель мадридского храма Рождества Христова, Андрей Кордочкин, рассказывает, что в ветхозаветном писании пища действительно делилась на чистую и нечистую, как весь окружающий мир. Конина входила в число «нечистых» продуктов.

Православная церковь не запрещает есть конину

В Новом Завете эта классификация упразднена. Дело в том, что Христос, явившийся спасителем в человеческий мир, объединяет в себе божественную и человеческую природу. Через это соединение последняя освящается и весь материальный мир вместе с ней.

Следовательно, для православного христианина в земной природе не может быть ничего нечистого.

В богословских учениях нет утверждений, направленных против поедания отдельных видов мяса. Конечно, в каждой культуре есть свои установки и барьеры. Но в христианстве понятие чистоты и нечистоты распространяется только на нравственную сферу жизни человека.

Читайте о пище:

Можно ли православным есть свинину Русская православная кухняТрадиционные блюда пасхального стола

Иисус говорил, что Он не пришел нарушить закон, а исполнить

Этот тезис Христа — основной аргумент сторонников запретов, установленных в Ветхом Завете.

Однако отношение Спасителя к субботе, которая для иудеев выше обрезания, — заставляет задуматься, и раскрывает другое значение этих слов. Он указывает, что

(Мк. 2,27)

«суббота для человека, а не человек для субботы»

Чтобы это разъяснить, Христос нарушал самое ценное в глазах иудеев — это субботу, чем вызывал ярость и гнев законников.

Можно объяснить противоречие о исполнении закона жертвой Иисуса Христа

Весь Закон и пророки говорили о грядущем Мессии. Когда Иисус крестной жертвой поставил точку в завершении этого Закона, тогда он исполнился полностью. Другими словами, Он исполнил Закон Самим Собой.

Полнотой Закона является Сам Христос

Апостолы также указывали на бессмысленность исполнения ветхозаветных постановлений.

(Деян. 15,24)

«мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали»

В Новом Завете вопрос «какое мясо нельзя есть» потерял смысл

Прямым свидетельством отмены установленных гастрономических ограничений явилось видение апостолу Петру.

(Деян. 10,9-16)

«Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо»

Заколи и ешь — прямое указание Бога апостолу Петру касательно любого животного

Читайте также:  Можно ли кушать щавель при подагре

Апостол Петр задумался об этом видении до времени. Впоследствии, Петр объявил на апостольском соборе, что можно есть все.

Первый собор апостолов постановил — христиане из язычников не под Законом

Видение Петра об отмене ветхозаветных ограничений на мясо. Гравюра по дереву. Автор Юлиус Шнорр. Германия, Дрезден 1860 г.Видение Петра об отмене ветхозаветных ограничений на мясо. Гравюра по дереву. Автор Юлиус Шнорр. Германия, Дрезден 1860 г

Апостол Петр, выступая с речью перед собором апостолов, убеждал их не налагать на язычников, принявших христианство, бремени Закона.

(Деян. 15:10,19)

«Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников»

В результате апостолы постановили:

(Деян. 15:25-31)

«Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении»

Доводом сторонников исполнять первобытный Закон, вопреки постановлению апостолов, являются слова:

(Деян. 15,21)

«Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу»

По ошибочному объяснению, если язычники слушают постановления Закона, — значит должны его исполнять. Но слушать — это не значит исполнять, что и постановили Апостолы.

Христианин должен не заботиться о пище, а о чистой совести и любви

Апостолы неоднократно повторяют, что любовь к ближнему — превыше всякого постановления Закона. Если пища соблазняет ближнего, то ешьте все.

Это следует из текстов Нового Завета:

(Римл: 14,1-3)

«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его»

(Колос: 2,20-22)

«Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» [что все истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому?»

(1Кор: 10,25-27)

«Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести»

(1Кор: 10,31)

«Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию»

(Титу: 1, 15)

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть»

(1 Тим: 4,2-5)

«через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою»

Если слово Божие говорит: ничто не предосудительно, то не верно говорить, что свинину православным есть нельзя. Если перед едой молиться, тогда Бог освещает эту пищу, и в ней нет ничего предосудительного.

Ешь свинину, но не обижай ближнего и молись перед едой

Апостолы ясно указывают, что христианам нельзя «есть» друг друга, а есть мясо можно любое. Ветхозаветными догматами губится любовь, которую заповедал Христос.

(1 Иоан: 4,20)

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»

Сторонники ветхозаветных запретов, игнорируя прямые Божественные постановления, насилуют ближних, заставляя исполнять правила по Библии. Они выдергивают из текстов цитаты, чтобы оправдать свою «истину».

Конина на православном столе

Конина — это то же мясо, а значит, его также можно принимать в пищу. Единого ответа на этот вопрос не существует, но, исходя из некоторых литературных христианских источников, можно сделать выводы о том, что такой продукт имеет место быть. Ранее Новый Завет разделял всех животных на «чистых» и «нечистых».

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

Полезные статьи:

СЕМЬ ПРАВИЛ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ УЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ

1. Учите детей личным примером. Он во сто крат сильнее назидательных слов и поучений. «Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому». (Иоанн Златоуст)2. Не балуйте детей, воспитывайте их в скромной обстановке с твёр… Читайте далее

ПИСЬМО САТАНЫ ХРИСТИАНИНУ…

В инете попались два текста письмо сатаны Христианину, решили выложить оба… Прочитать стоит каждому.Я наблюдаю за тобой каждый день и мне нравится то, что я вижу…

Встав утром, ты не уделяешь время для молитвы, чтобы попросить у Бога защиты и благословения на предстоящ… Читайте далее

«ЗА САШУ…»

События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943-44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь. Где её взять? У детей.Первым встал на защиту мальчишек �… Читайте далее

Пока молодой — спеши увидеть в себе грехи

Посмотрите на жизнь нашу: мы всё лжем, всё рисуемся друг перед другом, а потом приходит старость, каковы мы становимся?Добрый человек, который свое добро скрывал, а грехи свои видел — он в старости сияет, добром сияет. К нему хочется прийти и сказать: «Папа, мама, дай совет, �… Читайте далее

К последним и относилось мясо коня, так как содержало множество веществ, негативно влияющих на организм человека. Теперь же данный церковный «закон» считается таким, что утратил силу, и, соответственно, православными людьми практически не соблюдается.

История

В летописях есть сведения о том, что на Руси конина употреблялась в пищу, но это было скорее от нужды: во время голода, осады или в военных походах. Лошади рассматривались скорее как помощники по хозяйству. Их просто не принято было есть, как собак или кошек. К тому же для разведения лошадей требуются огромные пастбища, ведь это животное нельзя держать в стойле больше 15-20 дней.

Важно! Поэтому мнение о том, что православным нежелательно употреблять мясо лошадей, вероятно, зародилось на фоне традиций, сложившихся в русской культуре по объективным причинам.

Христос говорил, что пища не оскверняет человека

Христос объявил всю пищу чистой

(Мк: 7,18-19)

«Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища»

Этими словами Спаситель подчеркивает, что любая пища позволительна, и ничто не осквернит человека, если он свят. Ни свинина, ни идоложертвенная еда. Беречь чистоту совести, любить ближнего как самого себя — венец исполнения Закона.

(К Рим: 1310)

«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона»

Никого не обижать, не раздражать, не портить другому настроение — так рекомендуют святые люди. Многие христиане, соблюдая букву Закона, не придерживаются этих советов. Они принуждают ближних исполнять Закон, забывая про любовь.

(1 Петра: 4,8)

«Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов»

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Войти с помощью:

Ваш адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

Источники:

  • https://ikona-i-molitva./mozhno-li-pravoslavnym-est-koninu/
  • https://molitva-.ru/duhovnaya-zhizn/konina-u-pravoslavnyh.html
  • https://hranitel.club/467-mozhno-li-hristianam-est-svininu

Источник

Мясная пища в христианстве

«Пища долж­на укреп­лять тело,

а не вызы­вать болезнь»

Читайте также:  Если болит желудок и поджелудочная железа что можно кушать

Свя­ти­тель Васи­лий Великий

Бес­спор­но то, что для мла­ден­ца голос мате­ри важ­нее даже само­го звон­ко­го голо­са рас­кра­си­вой погре­муш­ки. Так и мы, в поис­ках отве­та на наши вопро­сы, минуя неглу­бо­кие полу­прав­ды, будем при­па­дать сво­им мла­ден­че­ским серд­цем к само­му род­но­му и близ­ко­му нам роди­тель­ско­му Божи­е­му голосу.

Три­еди­ный Гос­подь поста­вил Цер­ковь на зем­ле и, освя­тив Её лич­ным при­сут­стви­ем, сохра­ня­ет и направ­ля­ет Её Сво­ей без­гра­нич­ной любовью.

Пра­во­сла­вие — это гор­ная тро­па, вос­хо­дя­щая над про­па­стью в Небес­ный Иеру­са­лим. По тро­пе этой сле­до­вать мож­но толь­ко твёр­дым шагом, на двух ногах — дву­мя запо­ве­дя­ми: любо­вью к Богу и любо­вью к ближ­не­му. Сту­пе­ни же, от кото­рых оттал­ки­ва­ют­ся эти ноги есть Свя­щен­ное Пре­да­ние и Свя­щен­ное Писа­ние, где нема­ло вни­ма­ния уде­ле­но тому, что мы вкушаем.

Когда мы гово­рим о мясе, то это может озна­чать следующее:

  • мясо — это мышеч­ная мас­са уби­то­го живот­но­го, упо­треб­ля­е­мая в пищу;
  • мясом так­же назы­ва­ет­ся само блю­до, при­го­тов­лен­ное из такой мышеч­ной массы;
  • к мясу отно­сит­ся и мышеч­ная часть рыбы;
  • мясом может назы­вать­ся соб­ствен­но мышеч­ная ткань;
  • а так­же это может быть мякоть пло­дов, окру­жа­ю­щая семя.

Понят­но, что мы будем обсуж­дать отно­ше­ние Пра­во­сла­вия к живот­но­му мясу. Такое мясо делит­ся обыч­но на говя­ди­ну, сви­ни­ну, бара­ни­ну, кони­ну, куря­ти­ну и др.

^ Грех ли убивать животных ради еды?

Для того, что­бы отве­тить на этот вопрос, необ­хо­ди­мо обра­тить­ся к Свя­щен­но­му Писа­нию, выше кото­ро­го Свя­тая Цер­ковь нико­гда не превозносится.

В кни­ге Бытия (Быт.1:29) напи­са­но, что Гос­подь дает нам «вся­кую тра­ву, сею­щую семя, какая есть на всей зем­ле, и вся­кое дере­во, у кото­ро­го плод дре­вес­ный, сею­щий семя», и гово­рит, что нам «сие будет в пищу». Здесь для пер­вых людей отчет­ли­во ска­за­но, что толь­ко рас­ти­тель­ная пища пред­на­зна­че­на для человека.

Одна­ко, после все­мир­но­го пото­па, когда восемь чело­век вышли из ков­че­га на голую зем­лю, несо­мне­нен тот факт, что такая бес­плод­ная поч­ва не мог­ла накор­мить их ещё дол­гое вре­мя. Тогда Гос­подь и раз­ре­шил им вку­ше­ние мяса. То есть Сам Все­дер­жи­тель, Тво­рец всей все­лен­ной, бла­го­слов­ля­ет вку­ше­ние мяс­ной пищи по сло­жив­шим­ся обсто­я­тель­ствам. Но и тут Он не гово­рит: «раз­ре­шаю вам на вре­мя». Он про­сто благословил.

Гос­подь есть Любовь и всё тво­ри­мое Им есть бла­гая забо­та о всем живом в зем­ной нашей жиз­ни и, важ­но, за ее чер­той. Сле­до­ва­тель­но, ни умерщ­вле­ние всех людей на пла­не­те во вре­мя пото­па, ни смерть живот­ных по Божи­е­му бла­го­сло­ве­нию не про­ти­во­ре­чит Его бла­го­му про­мыс­лу о всех нас, как бы ужас­но это нас ни впечатляло.

«Оши­ба­ет­ся тот, кто считает,

что пост лишь в воз­дер­жа­нии от пищи.

Истин­ный пост есть уда­ле­ние от зла…»

Свт. Васи­лий Вели­кий.

^ Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?

Неко­то­рые люди оши­боч­но счи­та­ют, что пол­ное воз­дер­жа­ние от мяс­ной пищи при­ве­дёт чело­ве­че­ство к выс­шей нрав­ствен­ной точ­ке сво­е­го раз­ви­тия и, как след­ствие это­го, мир будет спа­сен. Одна­ко, стра­ни­цы Свя­щен­но­го Писа­ния гово­рят, что такой закон не рабо­та­ет. Гос­подь уни­что­жил пото­пом всё веге­те­ри­ан­ское насе­ле­ние зем­ли. Да-да, до Ноя всё чело­ве­че­ство пита­лось толь­ко лишь рас­ти­тель­ной пищей и, несмот­ря на это, всё рав­но на зем­ле воца­ри­лось пол­ное рас­тле­ние нра­вов, рас­тле­ние такой низо­сти, что Гос­по­ду при­шлось пой­ти на такой реши­тель­ный край­ний шаг.

«Бере­гись изме­рять пост простым

воз­дер­жа­ни­ем от пищи.

Те, кто воз­дер­жи­ва­ет­ся от пищи,

а ведет себя неподобающе,

упо­доб­ля­ют­ся дьяволу,

кото­рый хотя ниче­го не ест,

одна­ко ж не пере­ста­ет гре­шить».

Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий.

^ Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?

Есть одна важ­ная ого­вор­ка, кото­рую сде­лал Гос­подь при бла­го­сло­ве­нии мяс­ной пищи. Он раз­де­лил всех живот­ных на чистых и нечи­стых (Вет­хий Завет).

  • ЧИСТОЕ живот­ное име­ет все­го два при­зна­ка — оно долж­но быть:
  1. пар­но­ко­пыт­ным и
  2. жвач­ным.
  • НЕЧИСТАЯ пища — это живот­ные, у кото­рых отсут­ству­ет хотя бы один из этих при­зна­ков. Это озна­ча­ет, что такое мясо для упо­треб­ле­ния в пищу не годится.

Так­же к нечи­стой пище отно­сит­ся идо­ло­жерт­вен­ное мясо, то есть туша, остав­ша­я­ся от живот­но­го, после при­не­се­ния его в жерт­ву идолу.

Вопрос чита­те­ля: «Помо­ги­те раз­ре­шить спор внут­ри нашей семьи! Наша тётя гово­рит, что у пра­во­слав­но­го чело­ве­ка долж­но быть мно­го запре­тов каса­тель­но еды и эти запре­ты не долж­ны огра­ни­чи­вать­ся толь­ко постом. Она гово­рит, что пра­во­слав­ный чело­век дол­жен гото­вить мяс­ную пищу толь­ко по празд­ни­кам, а пищу дру­гих наро­дов, узбек­скую, япон­скую, корей­скую, татар­скую, нам нель­зя. А моя мама ей отве­ча­ет, что, помо­лив­шись, мож­но вку­шать любую пищу. Кто же прав?!»

В этом спо­ре инте­рес­но то, что здесь при опре­де­лён­ных усло­ви­ях ока­зать­ся пра­вы­ми могут обе жен­щи­ны. Всё зави­сит отто­го, куда направ­лен духов­ный взгляд каж­дой из них. «Ста­рай­тесь не о пище тлен­ной, но о пище, пре­бы­ва­ю­щей в жизнь веч­ную», гово­рит апо­стол Иоанн. И если эти жен­щи­ны смот­рят имен­но так на ту еду, как на под­креп­ле­ние сил для осво­е­ния пищи духов­ной, то это попро­сту раз­го­вор двух анге­лов, при­зы­ва­ю­щих друг дру­га всту­пить на радость сво­е­го пути.

Для пер­вой, види­мо, воз­дер­жа­ние необ­хо­ди­мо от опа­се­ния поте­рять даро­ван­ное ей неко­гда дра­го­цен­ней­шее чув­ство Бога. Пыта­ясь его сбе­речь, она неуме­ло, воз­мож­но, пере­жи­ва­ет за всех сво­их близ­ких, кото­рые, по ее взгля­ду, это чув­ство не берегут.

А для вто­рой — вполне воз­мож­но, что на духов­ной высо­те её серд­ца пища нуж­на лишь для того, что­бы хотя бы ещё один день созер­цать све­то­ткан­ное лицо Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Так неко­гда Сам Гос­подь по голод­ной чело­ве­че­ской необ­хо­ди­мо­сти бла­го­слов­ля­ет апо­сто­лу вку­ше­ние нечи­стой пищи во вре­мя его молит­вен­но­го дела­ния (Деян.10:9-15).

Пер­во­му типу людей для спо­кой­ствия их сове­сти необ­хо­ди­мо опре­де­лить­ся, что’ по вет­хо­за­вет­ным зако­нам раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­лять хри­сти­а­ни­ну, а что нет. Это так­же полез­но и для людей, неча­ян­но свер­нув­ших с бого­спа­са­е­мо­го пути для покло­не­ния сво­е­му живо­ту или самой пище, о кото­рых, как гово­рит апо­стол Павел, «напи­са­но: народ сел есть и пить, и встал играть» (1Кор 10:7), а точ­нее, поправ­ля­ет Лопу­хин «пля­сать», то есть блудодействовать.

«Воз­об­ла­дай над чревом,

пока чре­во не воз­об­ла­да­ло над тобой».

Свт. Васи­лий Великий.

Так «…пищу дру­гих наро­дов .. нам нель­зя»?!

В про­дол­же­ние вопро­са от наше­го чита­те­ля давай­те корот­ко опре­де­лим­ся в раз­ли­чи­ях пище­вых огра­ни­че­ний пра­во­слав­но­го чело­ве­ка и пред­ста­ви­те­лей дру­гих рели­гий, близ­ких и неблиз­ких нам по отно­ше­нию к Свя­щен­но­му Писа­нию Вет­хо­го Заве­та. Для это­го необ­хо­ди­мо корот­ко упо­мя­нуть о наших общих запре­ща­ю­щих поня­ти­ях в обла­сти питания.

^ Исламская пища — разрешается условно

«Халяль» — это поня­тие раз­ре­шен­но­го и доз­во­лен­но­го в исла­ме. Про­ти­во­по­лож­ное по смыс­лу поня­тие — это «харам». Обыч­но, эти­ми сло­ва­ми обо­зна­ча­ют допу­сти­мую и недо­пу­сти­мую пищу.

К харам­ной у мусуль­ман относиться:

  • сви­ни­на и про­из­вод­ные её,
  • недоз­во­ле­но потреб­ле­ние мяса с невы­пу­щен­ной кро­вью и падаль,
  • а так­же мясо с выпу­щен­ной кро­вью, но при­го­тов­лен­ное без про­из­нен­се­ния име­ни Аллаха.

*Мусуль­ма­нам раз­ре­ша­ет­ся есть мясо, которое

было при­го­тов­ле­но толь­ко «людь­ми Писания».

К ним отно­сят­ся хри­сти­ане, иудеи и сами мусульмане.

Подроб­нее: Мож­но ли пра­во­слав­ным упо­треб­лять халяль­ную пищу?

^ Иудейская пища — разрешается

«Каш­рут» — это свод иудей­ских зако­нов о запре­тах в обла­сти потреб­ля­е­мой пищи. Пища по этим зако­нам может быть кошер­ной и неко­шер­ной или при­год­ной и непри­год­ной для потребления.

*«Духов­ная чув­стви­тель­ность человека,

упо­треб­ля­ю­ще­го неко­шер­ные продукты,

пони­жа­ет­ся, его серд­це «закры­ва­ет­ся»

для вос­при­я­тия духов­ных идей».

Иудей­ская мудрость.

Нель­зя есть:

  1. живот­ное, если оно не име­ет раз­дво­е­ное копы­то и не жует жвач­ку. Это, к при­ме­ру, такие живот­ные, как кони­на, мед­ве­жа­ти­на, вол­ча­ти­на, соба­ча­ти­на, сви­ни­на, зай­ча­ти­на, мясо лисы и др.
  2. птиц: «орла, гри­фа и мор­ско­го орла, кор­шу­на и соко­ла с поро­дою его, вся­ко­го воро­на с поро­дою его, стра­у­са, совы, чай­ки и яст­ре­ба с поро­дою его…» и дру­гих. Из птиц мож­но есть толь­ко тех у кого «есть голе­ни выше ног, что­бы ска­кать ими по зем­ле», то есть это кури­цы, индюш­ки, гуси и дру­гие домаш­ние птицы.
  3. живот­ное, если оно погиб­ло сво­ей смер­тью (падаль) или было удав­ле­но или уби­то током, то есть кровь живот­но­го оста­лась невы­пу­щен­ной (из мёрт­во­го живот­но­го кровь не выпу­стить, так как вся­кое дви­же­ние по сосу­дам пре­кра­ща­ет­ся с оста­нов­кой сердца).
  4. рыб и всех оби­та­те­лей реч­ных, мор­ских и оке­ан­ских, кото­рые не име­ют плав­ни­ков и чешуи. То есть сюда мож­но отне­сти кра­бов, мурен, акул, китов, молюс­ков, рач­ков, раков и лан­гу­стов и мно­гое другое.
  5. жарен­ную кро­вью, в том чис­ле кро­вя­ную кол­ба­су, биф­штек­сы с кро­вью и гема­то­ген (пояс­не­ния см. дальше).
Читайте также:  Панкреатит персики можно ли кушать

Раз­ли­чие чистых и нечи­стых живот­ных и запре­ще­ние в Вет­хом Заве­те упо­треб­лять нечи­стых живот­ных в пищу име­ло спе­ци­аль­ное и вре­мен­ное зна­че­ние: научить евре­ев чисто­те жиз­ни и серд­ца, и было внеш­ним сред­ством отли­чия и отде­ле­ния евре­ев от дру­гих наро­дов. С при­ше­стви­ем Мес­сии такое отде­ле­ние сде­ла­лось излиш­ним: все наро­ды, при­няв­шие Еван­ге­лие, освя­ще­ны и очи­ще­ны кро­вию Хри­ста; посе­му в цар­стве бла­го­да­ти нест Еллин ни Иудей, обре­за­ние и необ­ре­за­ние, но вся­че­ская и во всех Хри­стос (Кол. 3:11).

Про­фес­сор Алек­сандр Васи­лье­вич Иванов

Реко­мен­ду­ем так­же: Кошер­ные про­дук­ты: взгляд пра­во­слав­но­го богослова

«Мясо мож­но есть толь­ко то, кото­рое заколото,

а не уби­то элек­три­че­ским током или задушено.

Опре­де­лить это мож­но по цвету:

свет­лое мясо — с выпу­щен­ной кровью;

тём­ное мясо — с невы­пу­щен­ной (мерт­ве­чи­на);

синее — удав­ле­ни­на».

Отец Дани­ил Сысоев

^ Вьетнамская пища — не рекомендуется

Кам­нем пре­ткно­ве­ния явля­ет­ся рас­про­стра­нён­ный прин­цип заго­тов­ле­ния мяса у тай­цев и неко­то­рых дру­гих род­ствен­ных им наро­дов. Перед тем, как убить живот­ное, его дол­го изби­ва­ют с целью про­пи­тать живое мясо кровью.

*«Хри­сти­а­нам луч­ше бы вооб­ще создать

свои ско­то­бой­ни и магазины,

где заве­до­мо продавалось

бы риту­аль­но чистое мясо…».

Свя­щен­ник Олег Сте­ня­ев

^ Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?

В кни­ге Бытия мы чита­ем настав­ле­ние Божие: «толь­ко пло­ти с душею ее, с кро­вью ее, не ешь­те» (Быт.9:4). Эти настав­ле­ния Все­дер­жи­тель дела­ет для Ноя и его семьи после пото­па. То есть, бла­го­слав­ля­ет есть плоть, но запре­ща­ет есть душу. По сло­ву Божи­е­му, кровь соеди­не­на с душою того, кого окорм­ля­ет: «душа тела в кро­ви, и Я назна­чил ее вам для жерт­вен­ни­ка, что­бы очи­щать души ваши, ибо кровь сия душу очи­ща­ет» (Лев 17:10). Сло­во «душа» в дан­ном слу­чае обо­зна­ча­ет жизнь. Здесь Гос­подь гово­рит о том, что вся­кая кровь долж­на быть исполь­зо­ва­на либо для жерт­во­при­но­ше­ния Ему, либо про­ли­та на зем­лю. Отсю­да древ­няя тра­ди­ция у «людей Писа­ния», то есть у иуде­ев, мусуль­ман и хри­сти­ан, выпус­кать кровь у живот­но­го перед потреб­ле­ни­ем его мяса в пищу.

А далее, в кни­ге Левит мы нахо­дим резуль­тат отступ­ле­ния от этой запо­ве­ди: «обра­щу лице Мое на душу того <..> и истреб­лю ее из наро­да ее» (Лев.17:11), гово­рит Гос­подь. Люди Вет­хо­го Заве­та рев­ност­но испол­ня­ли обря­до­вые пра­ви­ла. Собо­ром апо­сто­лов, кото­рый состо­ял­ся око­ло 50 года в Иеру­са­ли­ме, было утвер­жде­но поло­же­ние, по кото­ро­му на хри­сти­ан из языч­ни­ков непо­силь­ные иудей­ские пра­ви­ла не накла­ды­ва­лись. В то же вре­мя было ука­за­но о необ­хо­ди­мо­сти воз­дер­жа­ния от удав­ле­ни­ны и кро­ви (Деян.15:20). Подроб­нее в раз­де­ле «Кровь».

*«Гема­то­ген хоть и является

про­из­вод­ным кро­ви круп­но­го рога­то­го скота,

одна­ко, при­ём его в лечеб­ных целях

воз­бра­нять­ся не может».

Отец Олег Сте­ня­ев

^ Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?

В ука­за­ни­ях на то, что «кровь сия душу очи­ща­ет», гово­рит­ся об окроп­ле­нии Божи­его жерт­вен­ни­ка в каче­стве зало­га за соде­ян­ный грех (подроб­но в кни­ге Левит).

Этот кро­ва­вый акт при поверх­ност­ном взгля­де на исто­рию Свя­щен­но­го Писа­ния кажет­ся бес­смыс­лен­ным и жесто­ким. Одна­ко, всё оста­ёт­ся труд­но­объ­яс­ни­мым до тех пор, пока на свет ни появ­ля­ет­ся Гос­подь Иисус Хри­стос. Спа­си­тель Сам стал «тель­цом» для жерт­вен­ни­ка и окро­пил Кро­вью Сво­ею Жерт­вен­ник-Крест, что­бы раз и навсе­гда очи­стить души наши от про­па­сти бого­от­чуж­дён­но­сти. Это Божие ука­за­ние есть про­об­раз Вели­кой буду­щей Жерт­вы за наши гре­хи. «Хри­стос <..> со Сво­ею Кро­вию, одна­жды вошел во свя­ти­ли­ще и при­об­рел веч­ное искуп­ле­ние» (Евр.9:11,12), гово­рит апо­стол Павел в пись­ме к иудеям.

Вот так Бого­че­ло­век при­ми­рил чело­ве­ка через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вку­ше­ние Кро­ви и Пло­ти Божи­ей, шагом минуя непре­одо­ли­мую про­пасть, ста­но­вим­ся при­част­ны­ми Цар­ству Небесному.

^ Почему установлены запреты на пищу?

В Апо­столь­ских пра­ви­лах есть осо­бые ука­за­ния на отно­ше­ние хри­сти­ан к Вет­хо­му и Ново­му Заве­там. Там ска­за­но: «Кни­ги же яко подо­ба­ет почи­та­ти Вет­хо­го и Ново­го Заве­та суть». Поэто­му Пра­во­слав­ная Цер­ковь ана­фе­мат­ство­ва­ла, то есть отлу­чи­ла от Себя, всех тех, кто усо­мнил­ся в свя­то­сти и бого­дух­но­вен­но­сти книг Вет­хо­го и Ново­го Заветов.

Свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский назы­вал оба Заве­та «чаша­ми пре­муд­ро­сти» в наших руках, пото­му что, гово­рил он, из «обе­их пье­те Хри­ста».

Дого­вор Бога с людьми

Сло­во «завет» озна­ча­ет дого­вор. Под «Вет­хим Заве­том» под­ра­зу­ме­ва­ет­ся дого­вор с древни­ми пра­вед­ны­ми пат­ри­ар­ха­ми, то есть отца­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми наро­дов зем­ли, — Ноем, Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом. Их мож­но пред­ста­вить дра­го­цен­ны­ми семе­на­ми, упав­ши­ми сея­те­лю в руку в пери­од все­мир­ной засу­хи. Цель Гос­по­да — убе­речь от болез­ней и смер­ти жизнь в этих семе­нах, то есть сохра­нить чисто­ту веры и рода, в кото­ром дол­жен появить­ся на свет Хри­стос, Спа­си­тель мира. Поэто­му Он выдви­га­ет стро­гие тре­бо­ва­ния в вере, пре­дан­но­сти и послу­ша­нии. Вза­мен же даёт Своё бла­го­сло­ве­ние и обе­ща­ет даро­вать спа­се­ние наро­ду Божиему.

Забо­та Все­выш­ня­го о людях Сво­их заклю­ча­лась в Его запо­ве­дях, неко­то­ры­ми из кото­рых были запо­ве­ди о вни­ма­тель­ном отно­ше­нии к пище. Одна­ко, необ­хо­ди­мо пони­мать, что теперь, когда Хри­стос уже родил­ся, жил меж­ду нами, был рас­пят, вос­крес и вос­се­да­ет одес­ную Бога Отца, это вет­хо­за­вет­ный дого­вор, стро­гий по понят­ным уже при­чи­нам, при­ве­ден в испол­не­ние. А ныне для нас тянет­ся вре­мя Ново­го Заве­та, дого­во­ра меж­ду все­му людь­ми без выде­ле­ний и раз­гра­ни­че­ний, дого­во­ра «пока­я­ния-про­ще­ния», глав­ным кри­те­ри­ем кото­ро­го явля­ет­ся наша лич­ная совесть.

Реко­мен­ду­ем так­же: Поче­му в пост запре­ще­ны имен­но мяс­ные продукты?

^ Критерий воздержания от пищи — наша совесть?

Из чего исхо­дил Гос­подь, уста­нав­ли­вая такие раз­де­ле­ния, ска­зать труд­но. Быть может, здесь отра­жа­ют­ся некие сани­тар­ные сооб­ра­же­ния, но ско­рее все­го то, о чём зна­ет толь­ко Бог, а мы можем толь­ко дога­ды­вать­ся. Одно ясно, если запо­ведь — это тро­па, то нару­ше­ние запо­ве­ди — это боло­то в сто­роне от неё, — мож­но завяз­нуть и нико­гда не выбрать­ся. Так, неви­ди­мые гра­ни­цы этой спа­си­тель­ной тро­пы — Божи­его «дого­во­ра», ныне при­шед­ше­го в испол­не­ние — инер­ци­он­но, подоб­но рас­кру­чен­но­му вело­си­пед­но­му коле­су, тянут­ся и до наше­го вре­ме­ни. Так, к при­ме­ру, апо­стол Лука реко­мен­ду­ет «воз­дер­жи­вать­ся от идо­ло­жерт­вен­но­го и кро­ви, и удав­ле­ни­ны, и блу­да», но тут же ста­вит на этом гру­бом пье­де­ста­ле запо­ведь новой высо­ты, Ново­го Заве­та, запо­ведь суда соб­ствен­ной сове­сти: «не делать дру­гим того, чего себе не хоти­те» (Деян.15:29).

А апо­стол Павел, под­твер­ждая отме­ну Хри­стом необ­хо­ди­мо­сти вет­хо­за­вет­но­го зако­на, гово­рит, что закон этот не может «сде­лать в сове­сти совер­шен­ным» испол­ня­ю­ще­го его, ибо дохо­дит толь­ко «до пло­ти». Эти запо­ве­ди были уста­нов­ле­ны, гово­рит он «толь­ко до вре­ме­ни исправ­ле­ния». Толь­ко Хри­стос, пишет апо­стол Павел, «Кото­рый Духом Свя­тым при­нес Себя непо­роч­но­го Богу, очи­стит совесть нашу от мерт­вых дел, для слу­же­ния Богу живо­му и истин­но­му!» (Евр. 9, 9-14).

О бла­го­сло­ве­нии на нару­ше­ние по необ­хо­ди­мо­сти этой запо­ве­ди гово­рит и апо­стол Пётр. Ему было виде­ние, в кото­ром к нему во вре­мя голо­да и молит­вы спу­стил­ся с отвер­сто­го неба «неко­то­рый сосуд, как бы боль­шое полот­но, при­вя­зан­ное за четы­ре угла и опус­ка­е­мое на зем­лю». В этом полотне нахо­ди­лись «вся­кие чет­ве­ро­но­гие зем­ные, зве­ри, пре­смы­ка­ю­щи­е­ся и пти­цы небес­ные». Гос­подь при­звал Пет­ра поесть, одна­ко Петр, испу­га­ва­шись, отве­тил, что он «нико­гда не ел ниче­го сквер­но­го или нечи­сто­го». И Гос­подь отве­тил ему: «что Бог очи­стил, того ты не почи­тай нечи­стым» (Деян. 10, 9-15).

Так, на «Апо­столь­ском» собо­ре было при­ня­то и огра­ни­чить эту запо­ведь поста­нов­ле­ни­ем воз­дер­жи­вать­ся от кро­ви, удав­ле­ни­ны и идо­ло­жерт­вен­но­го мяса (Деян. 9:12), то есть при­но­си­мо­го на покло­не­ние идо­лам. Но всё же, на высо­те сво­ей бого­лю­би­во­го серд­ца апо­стол Павел раз­ре­ша­ет вку­ше­ние все­го, «что про­да­ёт­ся на тор­гу, <..> без вся­ко­го иссле­до­ва­ния, для спо­кой­ствия сове­сти» хри­сти­ан­ско­го серд­ца. При этом он нахо­дит­ся уже на такой высо­те, что лич­ность его рас­тво­ря­ет­ся в подви­ге бес­ко­неч­ной люб­ви. «Для сла­бых я был слаб, что­бы при­об­ре­сти сла­бых, для всех я стал всем, что­бы спа­сти, кого мож­но» (1 Кор.9:22), гово­рит хри­сто­по­доб­ный апо­стол Павел.

Для той люб­ви, кото­рой любил апо­стол Павел, нет ника­ко­го огра­ни­че­ния, ниче­го чисто­го и нечи­сто­го, ника­ко­го зако­на, ибо он стал выше зако­на. Так и для нас закон этот нужет толь­ко с целью при­