Можно ли кушать христианам конину
Содержание статьи
Можно ли православному есть конину?
В Европе — новый пищевой скандал — во фрикадельках IKEA обнаружено мясо конины. Инспекторы из Чехии обнаружили, что сотрудники компании выдавали конское мясо за говядину и свинину. Почему именно мясо конины вызвало такой ажиотаж и почему во многих западных странах мясо конины — табуированная еда?
В Европе — новый пищевой скандал — во фрикадельках IKEA обнаружена конина. Инспекторы из Чехии обнаружили, что сотрудники компании выдавали конское мясо за говядину и свинину. Почему именно конина вызвала такой ажиотаж и почему во многих западных странах конское мясо — табуированная еда?
Отвечает протоиерей Андрей Кордочкин, настоятель прихода в честь Рождества Христова в Мадриде:
Насколько я понимаю, недовольство добавлением в продукты конины вместо говядины в ряде европейских стран вызвано, конечно, не запретом на употребление конины в пищу, а несоответствием между этикеткой и продуктом, а также возможным содержанием в конине вредных веществ — лекарств для лошадей.
Что касается разрешения или запрета на употребление конины в православной традиции, на этот счет существуют разные мнения. К примеру, в наиполезнейшей книге «1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам» на вопрос № 1278 о разновидностях нечистой пищи следует ответ: «Все нечистое разрешается есть во время голода (нужды). А в обычное время не рекомендуется есть мясо не выпущенной крови (сдохла), конину, раков, крабов, рыб без чешуи; кровь жареную (птиц и зверей), зайцев, кроликов и т.п.».
Действительно ли православное богословие позволяет группировать коней, крабов, и то, что в данном случае называется словом «сдохла»? Попытаемся объяснить простыми словами. В Ветхом Завете не только все виды пищи, но и весь материальный мир, по сути, подвергается делению на чистое и нечистое. Это разделение, которое имело временный, педагогический и дисциплинарный характер, в Новом Завете упраздняется. Во Христе через соединение Божественной и человеческий природ последняя освящается и обожается, а через нее — весь материальный мир.
Поэтому для христианина в области материи ничего нечистого нет и быть не может. То же относится и к так называемой «женской нечистоте» (тема, к которой столь немногие безразличны!). Видение материального мира (и содержимого тарелки) в подобном свете есть инерция законнического ветхозаветного сознания. Никакого богословия, направленного против «нечистых» собак (в отличие от «чистых» кошек) или же поедания особого рода мяса, морепродуктов, кроликов не существует.
В некоторых культурах есть свои барьеры, однако в Новом Завете понятия «чистого» и «нечистого» относятся только к нравственной сфере: «Неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф., 15. 16-20).
В Испании конина продается во всех крупных супермаркетах. Стоит она дороже, чем говядина, но значительно вкусней.
_____________________________________________
Справка
- Конина употребляется в пищу во многих странах, преимущественно в Центральной Азии, богата содержанием белка и обладает низкой калорийностью. Вместе с тем из-за важности коней в быту и военных действиях во многих культурах существует табу на употребление конины.
- В Северной Европе употребление конины было частью языческого культа, связанного с богом Одином. Поэтому германский архиепископ Бонифаций в 680-755 гг. издал специальный эдикт о вредности конского мяса для здоровья; вслед за ним запретил потребление конины и римский папа Григорий III. Требование отказаться от конины с принятием христианства стало камнем преткновения для многих исландцев.
- Кодекс пищевых стандартов Австралии и Новой Зеландии в определение «мясо» не включает конину.
- Конина запрещена по еврейским законам, потому что у лошадей не раздвоенные копыта, и лошади — не жвачные животные.
Источник
Можно ли православным есть конину
Вопрос питания в христианстве нельзя назвать самым важным, но всё же употребление определённых продуктов часто вызывает споры и негодования; в частности это относится к мясу, особенно к конине. О том, можно ли есть конину православным, и пойдёт речь далее в статье.
Бытует мнение, что любые мясные блюда приносят православному человеку вред, так как он по сути поедает плоть и кровь такого же живого существа. Что же касается конины, тут здесь вопрос ещё более спорный, ведь это животное наиболее близко к человеку и, как правило, его редко рассматривают в роли объекта питания. И всё-таки…
Можно ли православному есть конину
Священнослужитель мадридского храма Рождества Христова, Андрей Кордочкин, рассказывает, что в ветхозаветном писании пища действительно делилась на чистую и нечистую, как весь окружающий мир. Конина входила в число «нечистых» продуктов.
Православная церковь не запрещает есть конину
В Новом Завете эта классификация упразднена. Дело в том, что Христос, явившийся спасителем в человеческий мир, объединяет в себе божественную и человеческую природу. Через это соединение последняя освящается и весь материальный мир вместе с ней.
Следовательно, для православного христианина в земной природе не может быть ничего нечистого.
В богословских учениях нет утверждений, направленных против поедания отдельных видов мяса. Конечно, в каждой культуре есть свои установки и барьеры. Но в христианстве понятие чистоты и нечистоты распространяется только на нравственную сферу жизни человека.
Читайте о пище:
Можно ли православным есть свинину Русская православная кухняТрадиционные блюда пасхального стола
Иисус говорил, что Он не пришел нарушить закон, а исполнить
Этот тезис Христа — основной аргумент сторонников запретов, установленных в Ветхом Завете.
Однако отношение Спасителя к субботе, которая для иудеев выше обрезания, — заставляет задуматься, и раскрывает другое значение этих слов. Он указывает, что
(Мк. 2,27)
«суббота для человека, а не человек для субботы»
Чтобы это разъяснить, Христос нарушал самое ценное в глазах иудеев — это субботу, чем вызывал ярость и гнев законников.
Можно объяснить противоречие о исполнении закона жертвой Иисуса Христа
Весь Закон и пророки говорили о грядущем Мессии. Когда Иисус крестной жертвой поставил точку в завершении этого Закона, тогда он исполнился полностью. Другими словами, Он исполнил Закон Самим Собой.
Полнотой Закона является Сам Христос
Апостолы также указывали на бессмысленность исполнения ветхозаветных постановлений.
(Деян. 15,24)
«мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали»
В Новом Завете вопрос «какое мясо нельзя есть» потерял смысл
Прямым свидетельством отмены установленных гастрономических ограничений явилось видение апостолу Петру.
(Деян. 10,9-16)
«Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо»
Заколи и ешь — прямое указание Бога апостолу Петру касательно любого животного
Апостол Петр задумался об этом видении до времени. Впоследствии, Петр объявил на апостольском соборе, что можно есть все.
Первый собор апостолов постановил — христиане из язычников не под Законом
Видение Петра об отмене ветхозаветных ограничений на мясо. Гравюра по дереву. Автор Юлиус Шнорр. Германия, Дрезден 1860 г
Апостол Петр, выступая с речью перед собором апостолов, убеждал их не налагать на язычников, принявших христианство, бремени Закона.
(Деян. 15:10,19)
«Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников»
В результате апостолы постановили:
(Деян. 15:25-31)
«Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении»
Доводом сторонников исполнять первобытный Закон, вопреки постановлению апостолов, являются слова:
(Деян. 15,21)
«Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу»
По ошибочному объяснению, если язычники слушают постановления Закона, — значит должны его исполнять. Но слушать — это не значит исполнять, что и постановили Апостолы.
Христианин должен не заботиться о пище, а о чистой совести и любви
Апостолы неоднократно повторяют, что любовь к ближнему — превыше всякого постановления Закона. Если пища соблазняет ближнего, то ешьте все.
Это следует из текстов Нового Завета:
(Римл: 14,1-3)
«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его»
(Колос: 2,20-22)
«Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» [что все истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому?»
(1Кор: 10,25-27)
«Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести»
(1Кор: 10,31)
«Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию»
(Титу: 1, 15)
«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть»
(1 Тим: 4,2-5)
«через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою»
Если слово Божие говорит: ничто не предосудительно, то не верно говорить, что свинину православным есть нельзя. Если перед едой молиться, тогда Бог освещает эту пищу, и в ней нет ничего предосудительного.
Ешь свинину, но не обижай ближнего и молись перед едой
Апостолы ясно указывают, что христианам нельзя «есть» друг друга, а есть мясо можно любое. Ветхозаветными догматами губится любовь, которую заповедал Христос.
(1 Иоан: 4,20)
«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»
Сторонники ветхозаветных запретов, игнорируя прямые Божественные постановления, насилуют ближних, заставляя исполнять правила по Библии. Они выдергивают из текстов цитаты, чтобы оправдать свою «истину».
Конина на православном столе
Конина — это то же мясо, а значит, его также можно принимать в пищу. Единого ответа на этот вопрос не существует, но, исходя из некоторых литературных христианских источников, можно сделать выводы о том, что такой продукт имеет место быть. Ранее Новый Завет разделял всех животных на «чистых» и «нечистых».
Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.
Полезные статьи:
СЕМЬ ПРАВИЛ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ УЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ
1. Учите детей личным примером. Он во сто крат сильнее назидательных слов и поучений. «Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому». (Иоанн Златоуст)2. Не балуйте детей, воспитывайте их в скромной обстановке с твёр… Читайте далее
ПИСЬМО САТАНЫ ХРИСТИАНИНУ…
В инете попались два текста письмо сатаны Христианину, решили выложить оба… Прочитать стоит каждому.Я наблюдаю за тобой каждый день и мне нравится то, что я вижу…
Встав утром, ты не уделяешь время для молитвы, чтобы попросить у Бога защиты и благословения на предстоящ… Читайте далее
«ЗА САШУ…»
События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943-44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь. Где её взять? У детей.Первым встал на защиту мальчишек �… Читайте далее
Пока молодой — спеши увидеть в себе грехи
Посмотрите на жизнь нашу: мы всё лжем, всё рисуемся друг перед другом, а потом приходит старость, каковы мы становимся?Добрый человек, который свое добро скрывал, а грехи свои видел — он в старости сияет, добром сияет. К нему хочется прийти и сказать: «Папа, мама, дай совет, �… Читайте далее
К последним и относилось мясо коня, так как содержало множество веществ, негативно влияющих на организм человека. Теперь же данный церковный «закон» считается таким, что утратил силу, и, соответственно, православными людьми практически не соблюдается.
История
В летописях есть сведения о том, что на Руси конина употреблялась в пищу, но это было скорее от нужды: во время голода, осады или в военных походах. Лошади рассматривались скорее как помощники по хозяйству. Их просто не принято было есть, как собак или кошек. К тому же для разведения лошадей требуются огромные пастбища, ведь это животное нельзя держать в стойле больше 15-20 дней.
Важно! Поэтому мнение о том, что православным нежелательно употреблять мясо лошадей, вероятно, зародилось на фоне традиций, сложившихся в русской культуре по объективным причинам.
Христос говорил, что пища не оскверняет человека
Христос объявил всю пищу чистой
(Мк: 7,18-19)
«Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища»
Этими словами Спаситель подчеркивает, что любая пища позволительна, и ничто не осквернит человека, если он свят. Ни свинина, ни идоложертвенная еда. Беречь чистоту совести, любить ближнего как самого себя — венец исполнения Закона.
(К Рим: 1310)
«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона»
Никого не обижать, не раздражать, не портить другому настроение — так рекомендуют святые люди. Многие христиане, соблюдая букву Закона, не придерживаются этих советов. Они принуждают ближних исполнять Закон, забывая про любовь.
(1 Петра: 4,8)
«Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов»
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Войти с помощью:
Ваш адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *
Источники:
- https://ikona-i-molitva./mozhno-li-pravoslavnym-est-koninu/
- https://molitva-.ru/duhovnaya-zhizn/konina-u-pravoslavnyh.html
- https://hranitel.club/467-mozhno-li-hristianam-est-svininu
Источник
Мясная пища в христианстве
«Пища должна укреплять тело,
а не вызывать болезнь»
Святитель Василий Великий
Бесспорно то, что для младенца голос матери важнее даже самого звонкого голоса раскрасивой погремушки. Так и мы, в поисках ответа на наши вопросы, минуя неглубокие полуправды, будем припадать своим младенческим сердцем к самому родному и близкому нам родительскому Божиему голосу.
Триединый Господь поставил Церковь на земле и, освятив Её личным присутствием, сохраняет и направляет Её Своей безграничной любовью.
Православие — это горная тропа, восходящая над пропастью в Небесный Иерусалим. По тропе этой следовать можно только твёрдым шагом, на двух ногах — двумя заповедями: любовью к Богу и любовью к ближнему. Ступени же, от которых отталкиваются эти ноги есть Священное Предание и Священное Писание, где немало внимания уделено тому, что мы вкушаем.
Когда мы говорим о мясе, то это может означать следующее:
- мясо — это мышечная масса убитого животного, употребляемая в пищу;
- мясом также называется само блюдо, приготовленное из такой мышечной массы;
- к мясу относится и мышечная часть рыбы;
- мясом может называться собственно мышечная ткань;
- а также это может быть мякоть плодов, окружающая семя.
Понятно, что мы будем обсуждать отношение Православия к животному мясу. Такое мясо делится обычно на говядину, свинину, баранину, конину, курятину и др.
^ Грех ли убивать животных ради еды?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к Священному Писанию, выше которого Святая Церковь никогда не превозносится.
В книге Бытия (Быт.1:29) написано, что Господь дает нам «всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя», и говорит, что нам «сие будет в пищу». Здесь для первых людей отчетливо сказано, что только растительная пища предназначена для человека.
Однако, после всемирного потопа, когда восемь человек вышли из ковчега на голую землю, несомненен тот факт, что такая бесплодная почва не могла накормить их ещё долгое время. Тогда Господь и разрешил им вкушение мяса. То есть Сам Вседержитель, Творец всей вселенной, благословляет вкушение мясной пищи по сложившимся обстоятельствам. Но и тут Он не говорит: «разрешаю вам на время». Он просто благословил.
Господь есть Любовь и всё творимое Им есть благая забота о всем живом в земной нашей жизни и, важно, за ее чертой. Следовательно, ни умерщвление всех людей на планете во время потопа, ни смерть животных по Божиему благословению не противоречит Его благому промыслу о всех нас, как бы ужасно это нас ни впечатляло.
«Ошибается тот, кто считает,
что пост лишь в воздержании от пищи.
Истинный пост есть удаление от зла…»
Свт. Василий Великий.
^ Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?
Некоторые люди ошибочно считают, что полное воздержание от мясной пищи приведёт человечество к высшей нравственной точке своего развития и, как следствие этого, мир будет спасен. Однако, страницы Священного Писания говорят, что такой закон не работает. Господь уничтожил потопом всё вегетерианское население земли. Да-да, до Ноя всё человечество питалось только лишь растительной пищей и, несмотря на это, всё равно на земле воцарилось полное растление нравов, растление такой низости, что Господу пришлось пойти на такой решительный крайний шаг.
«Берегись измерять пост простым
воздержанием от пищи.
Те, кто воздерживается от пищи,
а ведет себя неподобающе,
уподобляются дьяволу,
который хотя ничего не ест,
однако ж не перестает грешить».
Святитель Василий Великий.
^ Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?
Есть одна важная оговорка, которую сделал Господь при благословении мясной пищи. Он разделил всех животных на чистых и нечистых (Ветхий Завет).
- ЧИСТОЕ животное имеет всего два признака — оно должно быть:
- парнокопытным и
- жвачным.
- НЕЧИСТАЯ пища — это животные, у которых отсутствует хотя бы один из этих признаков. Это означает, что такое мясо для употребления в пищу не годится.
Также к нечистой пище относится идоложертвенное мясо, то есть туша, оставшаяся от животного, после принесения его в жертву идолу.
Вопрос читателя: «Помогите разрешить спор внутри нашей семьи! Наша тётя говорит, что у православного человека должно быть много запретов касательно еды и эти запреты не должны ограничиваться только постом. Она говорит, что православный человек должен готовить мясную пищу только по праздникам, а пищу других народов, узбекскую, японскую, корейскую, татарскую, нам нельзя. А моя мама ей отвечает, что, помолившись, можно вкушать любую пищу. Кто же прав?!»
В этом споре интересно то, что здесь при определённых условиях оказаться правыми могут обе женщины. Всё зависит оттого, куда направлен духовный взгляд каждой из них. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную», говорит апостол Иоанн. И если эти женщины смотрят именно так на ту еду, как на подкрепление сил для освоения пищи духовной, то это попросту разговор двух ангелов, призывающих друг друга вступить на радость своего пути.
Для первой, видимо, воздержание необходимо от опасения потерять дарованное ей некогда драгоценнейшее чувство Бога. Пытаясь его сберечь, она неумело, возможно, переживает за всех своих близких, которые, по ее взгляду, это чувство не берегут.
А для второй — вполне возможно, что на духовной высоте её сердца пища нужна лишь для того, чтобы хотя бы ещё один день созерцать светотканное лицо Господа нашего Иисуса Христа. Так некогда Сам Господь по голодной человеческой необходимости благословляет апостолу вкушение нечистой пищи во время его молитвенного делания (Деян.10:9-15).
Первому типу людей для спокойствия их совести необходимо определиться, что’ по ветхозаветным законам разрешается употреблять христианину, а что нет. Это также полезно и для людей, нечаянно свернувших с богоспасаемого пути для поклонения своему животу или самой пище, о которых, как говорит апостол Павел, «написано: народ сел есть и пить, и встал играть» (1Кор 10:7), а точнее, поправляет Лопухин «плясать», то есть блудодействовать.
«Возобладай над чревом,
пока чрево не возобладало над тобой».
Свт. Василий Великий.
Так «…пищу других народов .. нам нельзя»?!
В продолжение вопроса от нашего читателя давайте коротко определимся в различиях пищевых ограничений православного человека и представителей других религий, близких и неблизких нам по отношению к Священному Писанию Ветхого Завета. Для этого необходимо коротко упомянуть о наших общих запрещающих понятиях в области питания.
^ Исламская пища — разрешается условно
«Халяль» — это понятие разрешенного и дозволенного в исламе. Противоположное по смыслу понятие — это «харам». Обычно, этими словами обозначают допустимую и недопустимую пищу.
К харамной у мусульман относиться:
- свинина и производные её,
- недозволено потребление мяса с невыпущенной кровью и падаль,
- а также мясо с выпущенной кровью, но приготовленное без произненсения имени Аллаха.
*Мусульманам разрешается есть мясо, которое
было приготовлено только «людьми Писания».
К ним относятся христиане, иудеи и сами мусульмане.
Подробнее: Можно ли православным употреблять халяльную пищу?
^ Иудейская пища — разрешается
«Кашрут» — это свод иудейских законов о запретах в области потребляемой пищи. Пища по этим законам может быть кошерной и некошерной или пригодной и непригодной для потребления.
*«Духовная чувствительность человека,
употребляющего некошерные продукты,
понижается, его сердце «закрывается»
для восприятия духовных идей».
Иудейская мудрость.
Нельзя есть:
- животное, если оно не имеет раздвоеное копыто и не жует жвачку. Это, к примеру, такие животные, как конина, медвежатина, волчатина, собачатина, свинина, зайчатина, мясо лисы и др.
- птиц: «орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его…» и других. Из птиц можно есть только тех у кого «есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле», то есть это курицы, индюшки, гуси и другие домашние птицы.
- животное, если оно погибло своей смертью (падаль) или было удавлено или убито током, то есть кровь животного осталась невыпущенной (из мёртвого животного кровь не выпустить, так как всякое движение по сосудам прекращается с остановкой сердца).
- рыб и всех обитателей речных, морских и океанских, которые не имеют плавников и чешуи. То есть сюда можно отнести крабов, мурен, акул, китов, молюсков, рачков, раков и лангустов и многое другое.
- жаренную кровью, в том числе кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген (пояснения см. дальше).
Различие чистых и нечистых животных и запрещение в Ветхом Завете употреблять нечистых животных в пищу имело специальное и временное значение: научить евреев чистоте жизни и сердца, и было внешним средством отличия и отделения евреев от других народов. С пришествием Мессии такое отделение сделалось излишним: все народы, принявшие Евангелие, освящены и очищены кровию Христа; посему в царстве благодати нест Еллин ни Иудей, обрезание и необрезание, но всяческая и во всех Христос (Кол. 3:11).
Профессор Александр Васильевич Иванов
Рекомендуем также: Кошерные продукты: взгляд православного богослова
«Мясо можно есть только то, которое заколото,
а не убито электрическим током или задушено.
Определить это можно по цвету:
светлое мясо — с выпущенной кровью;
тёмное мясо — с невыпущенной (мертвечина);
синее — удавленина».
Отец Даниил Сысоев
^ Вьетнамская пища — не рекомендуется
Камнем преткновения является распространённый принцип заготовления мяса у тайцев и некоторых других родственных им народов. Перед тем, как убить животное, его долго избивают с целью пропитать живое мясо кровью.
*«Христианам лучше бы вообще создать
свои скотобойни и магазины,
где заведомо продавалось
бы ритуально чистое мясо…».
Священник Олег Стеняев
^ Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?
В книге Бытия мы читаем наставление Божие: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт.9:4). Эти наставления Вседержитель делает для Ноя и его семьи после потопа. То есть, благославляет есть плоть, но запрещает есть душу. По слову Божиему, кровь соединена с душою того, кого окормляет: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев 17:10). Слово «душа» в данном случае обозначает жизнь. Здесь Господь говорит о том, что всякая кровь должна быть использована либо для жертвоприношения Ему, либо пролита на землю. Отсюда древняя традиция у «людей Писания», то есть у иудеев, мусульман и христиан, выпускать кровь у животного перед потреблением его мяса в пищу.
А далее, в книге Левит мы находим результат отступления от этой заповеди: «обращу лице Мое на душу того <..> и истреблю ее из народа ее» (Лев.17:11), говорит Господь. Люди Ветхого Завета ревностно исполняли обрядовые правила. Собором апостолов, который состоялся около 50 года в Иерусалиме, было утверждено положение, по которому на христиан из язычников непосильные иудейские правила не накладывались. В то же время было указано о необходимости воздержания от удавленины и крови (Деян.15:20). Подробнее в разделе «Кровь».
*«Гематоген хоть и является
производным крови крупного рогатого скота,
однако, приём его в лечебных целях
возбраняться не может».
Отец Олег Стеняев
^ Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?
В указаниях на то, что «кровь сия душу очищает», говорится об окроплении Божиего жертвенника в качестве залога за содеянный грех (подробно в книге Левит).
Этот кровавый акт при поверхностном взгляде на историю Священного Писания кажется бессмысленным и жестоким. Однако, всё остаётся труднообъяснимым до тех пор, пока на свет ни появляется Господь Иисус Христос. Спаситель Сам стал «тельцом» для жертвенника и окропил Кровью Своею Жертвенник-Крест, чтобы раз и навсегда очистить души наши от пропасти богоотчуждённости. Это Божие указание есть прообраз Великой будущей Жертвы за наши грехи. «Христос <..> со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9:11,12), говорит апостол Павел в письме к иудеям.
Вот так Богочеловек примирил человека через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вкушение Крови и Плоти Божией, шагом минуя непреодолимую пропасть, становимся причастными Царству Небесному.
^ Почему установлены запреты на пищу?
В Апостольских правилах есть особые указания на отношение христиан к Ветхому и Новому Заветам. Там сказано: «Книги же яко подобает почитати Ветхого и Нового Завета суть». Поэтому Православная Церковь анафематствовала, то есть отлучила от Себя, всех тех, кто усомнился в святости и богодухновенности книг Ветхого и Нового Заветов.
Святитель Амвросий Медиоланский называл оба Завета «чашами премудрости» в наших руках, потому что, говорил он, из «обеих пьете Христа».
Договор Бога с людьми
Слово «завет» означает договор. Под «Ветхим Заветом» подразумевается договор с древними праведными патриархами, то есть отцами и представителями народов земли, — Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Их можно представить драгоценными семенами, упавшими сеятелю в руку в период всемирной засухи. Цель Господа — уберечь от болезней и смерти жизнь в этих семенах, то есть сохранить чистоту веры и рода, в котором должен появиться на свет Христос, Спаситель мира. Поэтому Он выдвигает строгие требования в вере, преданности и послушании. Взамен же даёт Своё благословение и обещает даровать спасение народу Божиему.
Забота Всевышняго о людях Своих заключалась в Его заповедях, некоторыми из которых были заповеди о внимательном отношении к пище. Однако, необходимо понимать, что теперь, когда Христос уже родился, жил между нами, был распят, воскрес и восседает одесную Бога Отца, это ветхозаветный договор, строгий по понятным уже причинам, приведен в исполнение. А ныне для нас тянется время Нового Завета, договора между всему людьми без выделений и разграничений, договора «покаяния-прощения», главным критерием которого является наша личная совесть.
Рекомендуем также: Почему в пост запрещены именно мясные продукты?
^ Критерий воздержания от пищи — наша совесть?
Из чего исходил Господь, устанавливая такие разделения, сказать трудно. Быть может, здесь отражаются некие санитарные соображения, но скорее всего то, о чём знает только Бог, а мы можем только догадываться. Одно ясно, если заповедь — это тропа, то нарушение заповеди — это болото в стороне от неё, — можно завязнуть и никогда не выбраться. Так, невидимые границы этой спасительной тропы — Божиего «договора», ныне пришедшего в исполнение — инерционно, подобно раскрученному велосипедному колесу, тянутся и до нашего времени. Так, к примеру, апостол Лука рекомендует «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда», но тут же ставит на этом грубом пьедестале заповедь новой высоты, Нового Завета, заповедь суда собственной совести: «не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян.15:29).
А апостол Павел, подтверждая отмену Христом необходимости ветхозаветного закона, говорит, что закон этот не может «сделать в совести совершенным» исполняющего его, ибо доходит только «до плоти». Эти заповеди были установлены, говорит он «только до времени исправления». Только Христос, пишет апостол Павел, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9, 9-14).
О благословении на нарушение по необходимости этой заповеди говорит и апостол Пётр. Ему было видение, в котором к нему во время голода и молитвы спустился с отверстого неба «некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю». В этом полотне находились «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные». Господь призвал Петра поесть, однако Петр, испугавашись, ответил, что он «никогда не ел ничего скверного или нечистого». И Господь ответил ему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10, 9-15).
Так, на «Апостольском» соборе было принято и ограничить эту заповедь постановлением воздерживаться от крови, удавленины и идоложертвенного мяса (Деян. 9:12), то есть приносимого на поклонение идолам. Но всё же, на высоте своей боголюбивого сердца апостол Павел разрешает вкушение всего, «что продаётся на торгу, <..> без всякого исследования, для спокойствия совести» христианского сердца. При этом он находится уже на такой высоте, что личность его растворяется в подвиге бесконечной любви. «Для слабых я был слаб, чтобы приобрести слабых, для всех я стал всем, чтобы спасти, кого можно» (1 Кор.9:22), говорит христоподобный апостол Павел.
Для той любви, которой любил апостол Павел, нет никакого ограничения, ничего чистого и нечистого, никакого закона, ибо он стал выше закона. Так и для нас закон этот нужет только с целью при