Можно ли из суммы нечетных чисел получить четное число
Содержание статьи
Четность и нечетность
Соображения четности (нечетности) часто используются при решении математических задач (и элементарных, и весьма «продвинутых»). В данной статье рассматриваются подходы к решению подобных задач.
Мы начнем с простейших примеров, а в заключительной части рассмотрим несколько «олимпиадных» заданий, в решении которых нам помогут соображения четности.
Четные и нечетные числа. Начальные сведения
В данной статье мы будем рассматривать главным образом натуральные или целые числа. Напомню, что число называется четным, если оно делится нацело на 2. Иначе говоря, любое четное число n можно представить в виде n = 2k, где k — целое число, а любое нечетное — в виде n = 2k + 1 (или n = 2k — 1). Ноль, естественно, будем считать четным числом.
Пример 1
. Числа 34 и 171 представьте в виде 2k или 2k + 1, где k-целое число.
34 = 2 • 17 (34 — четное число); 171 = 2 • 85 + 1 (171 — нечетное число).
Задание 1. Числа 68, 133, -2246 и -8977 представьте в виде 2k или 2k+1, где k-целое число.
Задание 2. Представьте число 18 в виде: а) суммы двух четных чисел, б) суммы двух нечетных чисел. Можно ли получить 18 при сложении четного и нечетного чисел?
Задание 3. Представьте число 24 в виде: а) произведения двух четных чисел, б) произведения четного и нечетного чисел. Можно ли получить 24 при умножении двух нечетных чисел?
Сумма, произведение, частное четных (нечетных) чисел
Утверждение 1. Сумма двух четных чисел — четное число.
Доказательство. Пусть числа m и n являются четными. Докажем, что число r = m + n также четно. m=2k, n=2p, где k и p — целые числа. Тогда r = m + n = 2k + 2p = 2(k + p) = 2s. Если числа k и p являются целыми, то их сумма s — тоже целое число. Мы доказали, что число r может быть представлено в виде произведения двойки и целого числа. Доказательство завершено.
Утверждение 2. Сумма двух нечетных чисел — четное число. Докажите самостоятельно.
Утверждение 3. Сумма четного и нечетного чисел — нечетное число. Докажите самостоятельно.
Утверждение 4
. Произведение двух нечетных чисел — нечетное число.
Доказательство. Пусть числа m и n являются нечетными. Докажем, что число r = m • n также нечетно.
m = 2k + 1, n = 2p + 1, где k и p — целые числа.
Тогда r = m • n = (2k+1) • (2p+1) = 4kp + 2k + 2p + 1 = 2(2kp + k + p) + 1 = 2s + 1.
Если числа k и p являются целыми, то число s = 2kp + k + p — тоже целое число.
Мы доказали, что число r может быть представлено в виде r = 2s + 1, следовательно, является нечетным. Ч. т. д.
Утверждение 5. Произведение двух четных чисел — четное число. Докажите самостоятельно.
Утверждение 6. Произведение четного и нечетного чисел — четное число. Докажите самостоятельно.
А если мы поделим четное число на четное (не равное нулю)? Что получим: чет или нечет? Естественно, однозначного ответа дать нельзя. Например, при делении 12 на 4 мы получаем нечетный результат, а при делении 32 на 4 — четный.
Если вы уже заскучали, переходите ко 2-й части статьи. Потом всегда сможете вернуться. Если же все эти теоретические построения вас не слишком утомили, давайте продолжим.
А почему, собственно, мы рассматриваем только два числа. Давайте мыслить шире!
Утверждение 7
. Сумма любого количества четных чисел четна.
Доказательство. Пусть числа M1, M2, …, MN являются четными, тогда их можно представить в виде 2K1, 2K2, … , 2KN, где K1, K2, …, KN — целые числа.
Тогда: M1 + M2 + … + MN = 2K1 + 2K2 + … + 2KN = 2( K1 + K2 + … + KN) = 2S, где S-целое число. Четность доказана.
Утверждение 8. Сумма четного количества нечетных чисел четна. Сумма нечетного количества нечетных чисел нечетна. Докажите самостоятельно.
Утверждение 9. Произведение может быть нечетным только в том случае, если все сомножители нечетны. Докажите самостоятельно.
Так, сумма 2+4+6+…+1022+1024 четна, поскольку все слагаемые четны. Сумма 1+3+5+7+9 нечетна, т. к. содержит 5 нечетных слагаемых. Произведение 2*3*4*…*1001*1002 четно уже хотя бы по той причине, что первый сомножитель является четным.
Задание 4. Четными или нечетными будут следующие выражения: а) 2+12+22+…+1002+1012+1022, б) 1+11+111+…+111111+1111111, в) 3*13*23*…*10003*10013*10023, г) 2*3*4*…*12357891 ?
Задание 5. Докажите, что произведение всех простых чисел, не превосходящих 1000000, четно. Докажите, что произведение любого количества простых чисел, каждое из которых больше 100, нечетно. Напомню, что натуральное число называется простым, если делится только на себя и на 1.
И вновь о сумме и произведении
Пример 2. Юный математик Петя сложил сумму двух целых чисел и их произведение. Он утверждает, что у него получилось число 56792. Возможно ли такое, если известно, что хотя бы одно из исходных чисел нечетно?
Решение. Обозначим исходные числа A и B. Очевидно, возможно 4 варианта:
- A и В — четные числа (но этот случай в задаче не рассматривается),
- A и B — нечетные числа,
- A четно, а B нечетно,
- A нечетно, B четно.
В принципе, два последних случая можно было бы безболезненно объединить, но для нас это сейчас несущественно. В предыдущем пункте мы выяснили все, что касается четности суммы и произведения. А теперь давайте составим таблицу. В первых двух колонках укажем четность чисел А и В, в 3-й колонке — четность суммы, в 4-й четность произведения, в 5-й — четность итогового числа.
A | B | A+B | AB | (A+B) + АВ |
Ч | Ч | Ч | Ч | Ч |
Н | Н | Ч | Н | Н |
Ч | Н | Н | Ч | Н |
Н | Ч | Н | Ч | Н |
Во всех случаях (кроме первого) получаем нечетный результат!
Между прочим, наш юный друг Петя утверждает, что получил четное число. Мы доказали, что это невозможно. Петя ошибся.
Задание 6. Юный математик Маша умножила произведение двух целых чисел на их сумму. Она утверждает, что получилось число 89999719. Права ли Маша?
Задание 7. Юный математик Петя утверждает, что при сложении двух целых чисел получил 927, а при умножении — 6321. Возможно ли такое? Объясните ваш ответ.
Сознаю, что первая часть статьи может показаться читателю довольно утомительной и однообразной. К сожалению, обойтись без этих «скучных» базовых понятий нельзя. Обещаю, что дальше будет гораздо интереснее.
Продолжение статьи →
Источник
Как найти сумму последовательных нечетных чисел
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Последовательные нечетные числа можно сложить вручную, а можно сделать это гораздо легче и быстрее (особенно, когда чисел очень много). Запомнив простую формулу, вы сможете быстро складывать числа без калькулятора. Также можно найти последовательность нечетных чисел по их сумме.
Вычисление суммы последовательных нечетных чисел
1
Определите последнее число. Сделайте это перед тем, как приступить к вычислениям. При помощи формулы можно сложить любое количество последовательных нечетных чисел, начиная с 1.[1]
- Как правило, в задачах указывается последнее число. Например, если требуется найти сумму последовательных нечетных чисел от 1 до 81, то последнее число — это число 81.
2
Прибавьте 1. Теперь к последнему числу прибавьте 1. Получится четное число (это важно для последующих вычислений).
- В нашем примере последним числом является 81, поэтому: 81 + 1 = 82.
3
Результат суммирования разделите на 2. Полученное четное число разделите на 2. Вы получите нечетное число, которое равно количеству складываемых чисел.
- Например, 82/2 = 41.
4
Полученный результат возведите в квадрат. То есть умножьте число само на себя. Так вы получите окончательный ответ.
- Например, 41 х 41 = 1681. Это означает, что сумма всех последовательных нечетных чисел от 1 до 81 равна 1681.
Объяснение описанного метода
1
Обратите внимание на определенную закономерность. Это ключ к пониманию описанного метода. Сумма любого количества последовательных нечетных чисел (начиная с 1) всегда равна квадрату количества складываемых чисел.
- Сумма первого нечетного числа равна 1
- Сумма первых двух нечетных чисел: 1 + 3 = 4 (= 2 х 2).
- Сумма первых трех нечетных чисел: 1 + 3 + 5 = 9 (= 3 х 3).
- Сумма первых четырех нечетных чисел: 1 + 3 + 5 + 7 = 16 (= 4 х 4).
2
Обратите внимание на промежуточные результаты. Решая эту задачу, вы нашли не только сумму чисел. Вы также узнали количество складываемых чисел — оно равно 41. Запомните: количество складываемых чисел всегда равно квадратному корню из их суммы.
- Сумма первого нечетного числа равна 1. Квадратный корень из 1 равен 1 и складывается только одно число.
- Сумма первых двух нечетных чисел: 1 + 3 = 4. Квадратный корень из 4 равен 2 и складываются два числа.
- Сумма первых трех нечетных чисел: 1 + 3 + 5 = 9. Квадратный корень из 9 равен 3 и складываются три числа.
- Сумма первых четырех нечетных чисел: 1 + 3 + 5 + 7 = 16. Квадратный корень из 16 равен 4 и складываются четыре числа.
3
Запишите формулу. Уяснив принцип работы описанного метода, вы можете записать формулу в формате, который применим к любому количеству последовательных нечетных чисел. Формула: S = n х n = n2, где S — сумма, n — количество складываемых нечетных чисел.
- Например, вместо n в формулу подставьте 41: 41 х 41 = 1681, то есть сумма 41 последовательного нечетного числа равна 1681.
- Если количество складываемых нечетных чисел не известно, формула имеет такой вид: S = (1/2(n + 1))2.
Нахождение ряда последовательных нечетных чисел по их сумме
1
Уясните разницу между двумя типами задач. Если дан ряд последовательных нечетных чисел и нужно найти их сумму, воспользуйтесь формулой S = (1/2(n + 1))2. Если дана сумма и нужно найти ряд последовательных нечетных чисел, сумма которых равна данному значению, воспользуйтесь другим методом вычисления.
2
Предположим, что n — это первое число. Чтобы найти ряд последовательных нечетных чисел, сумма которых равна данному значению, нужно записать уравнение. Предположим, что n — это первое число ряда последовательных нечетных чисел.[2]
3
На основании n найдите другие числа ряда последовательных нечетных чисел. Так как все числа ряда являются последовательными нечетными числами, то разность между любыми двумя смежными числами равна 2.
- Это означает, что второе число ряда равно n + 2, третье число равно n + 4 и так далее.
4
Запишите уравнение. Теперь вы знаете, как определить любое число ряда, поэтому можете записать уравнение. На левой стороне уравнения запишите последовательные числа, а на правой — их сумму.
- Например, нужно найти ряд двух последовательных нечетных чисел, сумма которых равна 128. В этом случае напишите: n + n + 2 = 128.
5
Упростите уравнение. Если на левой стороне уравнения есть несколько n, сложите их, чтобы упростить процесс вычисления.
- Например, n + n + 2 = 128 упрощается до 2n + 2 = 128.
6
Обособьте n на одной стороне уравнения. Помните, что любые математические операции осуществляются на обеих сторонах уравнения.
- Сначала выполните операции сложения и вычитания. В нашем примере из обеих сторон уравнения вычтите 2 и получите 2n = 126.
- Теперь перейдите к умножению и делению. В нашем примере обе стороны уравнения разделите на 2, чтобы обособить n: n = 113.
7
Запишите ответ. Вы определили, что n = 113, но это не конец вычислений, так как в задаче требуется найти ряд чисел, сумма которых равна данному значению. Поэтому нужно записать ряд последовательных нечетных чисел.
- В нашем примере ответом будут числа 113 и 115, потому что n = 113 и n + 2 = 115.
- Всегда проверяйте ответ, подставив его в уравнение. Если сумма найденных чисел не равна данному значению, перерешайте задачу.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 43 528 раз.
Была ли эта статья полезной?
Источник
Применение свойств четности и нечетности чисел при решении тестовых задач в 5-6 классах средней школы
Введение. Понятие чётности очень важно для развития математической культуры школьника. Теоретически это понятие простое и обычно не вызывает трудностей. Задачи же, связанные с чётностью, могут варьироваться от самых простых до очень сложных. Эти задачи позволяют на простом материале ввести школьника в разнообразный круг математических идей.
Вводная задача 1. Николай с сыном и Пётр с сыном пошли на рыбалку. Николай поймал столько же рыб, сколько его сын, а Пётр — столько же, сколько его сын. Все вместе поймали 27 рыб. Сколько рыб поймал Николай?
Решение. Сначала кажется, что в задаче не хватает данных: два неизвестных и одно уравнение. Затем кто-то должен сообразить, что условия задачи противоречивы. Действительно, отцы поймали столько же рыб, сколько и сыновья. Но тогда общее число рыб должно быть чётным, а по условию оно нечётно.
Вариант рассуждения: Николай с сыном вместе поймали чётное число рыб. То же верно и для Петра с сыном. Значит, и сумма этих чисел чётна. (Если школьники сами не догадаются до одного из этих соображений, следует им немного подсказать).
Но никакого противоречия нет! К противоречию привело неявное предположение о том, что на рыбалке было четыре человека. Но их могло быть и три (Николай — сын или отец Петра). Из условия теперь следует, что все поймали рыб поровну, то есть по 9 штук. С этой задачей (но не с её решением) желательно ознакомить школьников за несколько дней до начала первого занятия. [1]
1. Определение четных и нечетных чисел
Первое занятие по теме «Четность-нечетность» можно начать с забавного вопроса: «Нуль — четное число или нечетное?» Ребята задумываются… Тогда приходится начать дискуссию: «Нуль делится на 2»? Через некоторое время дети отвечают: «Да». Тогда задаю еще раз тот же вопрос: «Так нуль — число четное или нечетное»? И тут уже всё понятно: «Четное»!
Понятие четности чисел известно с глубокой древности и ему часто придавалось мистическое значение. Так, в древнекитайской мифологии нечетные числа соответствовали ян, что означало небо, благоприятность, а четные — это инь, земля, изменчивость, неблагоприятность. В Европе и некоторых восточных странах считается, что четное количество даримых цветов приносит счастье. В России четное количество цветов принято приносить лишь на похороны умершим. В случаях, когда в букете много цветов, четность или нечетность их количества уже не играет такой роли.
Далее идет обсуждение вводной задачи. Она позволяет начать разговор об определении и свойствах чётности. Прежде всего, мы использовали тот факт, что число вида п + п чётно (отцы поймали столько же рыб, сколько сыновья, поэтому вместе они поймали чётное число рыб).
Вот ещё одна задача, иллюстрирующая ту же идею.
Задача 2. Кузнечик прыгал вдоль прямой и вернулся в исходную точку. Все прыжки имеют одинаковую длину. Докажите, что он сделал чётное число прыжков.
Решение. Сколько раз он прыгнул вправо, столько же прыгнул и влево (так как вернулся в исходную точку)… Откуда следует, что число вида п + п = 2п чётно? А это просто определение.
Определение. Целое число называется четным, если оно делится на 2 без остатка, и нечетным, если оно на 2 не делится.
Таким образом, «общий вид» чётного числа 2п, где п — произвольное целое число. Речь идёт именно о целых, а не только о натуральных (то есть целых положительных) числах. В частности, важно понимать, что 0 — тоже чётное число.
Каков же «общий вид» нечётного числа? 2n + 1. Действительно, если от нечётного числа отнять 1, то оно станет чётным, то есть нечётное число равно сумме чётного числа 2п и единицы. Часто используется запись нечётного числа и в виде 2п — 1.
2. Свойства четных и нечетных чисел
Свойство 1. Из определения чётного числа сразу следует, что произведение любого (целого) числа на чётное число чётно. Доказательство: k • 2п = 2(kn).
Свойство 2. Несколько более сложно проверить, что произведение двух нечётных чисел нечётно. Доказательство: (2k + l)(2n + 1) = 2(2kп + k + п) + 1.
Определение. Два целых числа называются числами одинаковой четности, если оба четные или оба нечетные. Два целых числа называют числами разной четности, если одно из них четное, а другое нечетное.
Свойство 3. Сумма двух чисел разной чётности нечётна.
Доказательство: 2k + 2п + 1 = 2(k + п) + 1 = 2m + 1, где m = k + п — целое число. Сумма нечетна.
Свойство 4. Сумма двух чисел одной чётности чётна.
Доказательство: 2k + 2п = 2(k + п) = 2m, где m = k + п — целое число. Таким образом, сумма — четное число.
2k + 1 + 2п + 1 = 2(k + п + 1) = 2m, где m = k + п + 1 — целое число. Таким образом, сумма — четное число.
Обратные утверждения. Затем можно предложить ребятам сформулировать и доказать утверждения, обратные утверждениям о четности суммы.
Если сумма двух чисел нечётна, то слагаемые имеют разную чётность. Доказательство. Действительно, если бы они имели одинаковую чётность, то сумма была бы чётной.
Если сумма двух чисел чётна, то слагаемые имеют одинаковую чётность. Доказательство аналогично.
Перейдем к следующему свойству четных и нечетных чисел.
Задача 3 (подготовительная). Сумма трех чисел нечётна. Сколько слагаемых нечётно? Ответ: одно или три.
Решение. Нетрудно привести примеры, показывающие, что оба случая возможны. Остальные два случая (нечётных слагаемых два или их нет совсем) легко приводятся к противоречию. Теперь можно перейти к наиболее общей формулировке.
Свойство 5. Чётность суммы совпадает с чётностью количества нечётных слагаемых.
Доказательство. 2а1 + 1 + 2а2 + 1 + … + 2ап + 1 = 2(а1 + а2 + … + ап) + п. Первое число — четное, потому что оно представляет собой произведение, одним из его сомножителей является число два, а второе число — четное по условию (n — четное число слагаемых). Сумма двух четных чисел — четная.
Аналогичные рассуждения приводятся для нечетного количества нечетных слагаемых. Учащиеся делают вывод: нечетность суммы совпадает с нечетностью количества нечетных слагаемых.3. Задачи на применение свойств четности и нечетности [2]
Задача 4. Хозяйка купила общую тетрадь объемом 96 листов и пронумеровала все ее страницы по порядку числами от 1 до 192. Щенок Антошка выгрыз из этой тетради 25 листов и сложил все 50 чисел, которые на них написаны. Могло ли у него получиться 1990?
Решение. На каждом листе сумма номеров страниц нечетна, а сумма 25 нечетных чисел — нечетна. Поэтому число 1990 у Антошки получиться не могло.
Задача 5. В школе 1688 учащихся, причем мальчиков на 373 больше, чем девочек. Доказать, что такого не может быть.
Решение. Если девочек х, то всего учеников 2х + 373, а это число нечетное как сумма четного и нечетного чисел.
Задача 6. Четно или нечетно число 1 — 2 + 3 — 4 + 5 — 6 + … + 993?
Решение. Разность 1 — 2 имеет ту же четность, что и сумма 1 + 2, разность 3 — 4 — ту же четность, что и сумма 3 + 4, и т.д. Поэтому данная сумма имеет ту же четность, что и сумма 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + … + 993. Из 993 слагаемых последней суммы 496 четных и 497 нечетных, следовательно, сумма нечетна.
Задача 7. В ряд выписаны числа от 1 до 10. Можно ли расставить между ними знаки плюс и минус, чтобы получилось выражение, равное нулю?
Решение: Нет, нельзя. Четность полученного выражения всегда будет совпадать с четностью суммы 1 + 2 + … + 10 = 55. Данная сумма всегда будет нечетной, а 0 — четное число.
Задача 8. Можно ли разменять 100 рублей при помощи 25 монет достоинством 1 и 5 рублей?
Решение. Нет, т.к. сумма нечетного количества нечетных слагаемых — нечетное число.
Задача 9. В пятиэтажном доме с четырьмя подъездами подсчитали число жителей на каждом этаже и, кроме того, в каждом подъезде. Могут ли все полученные 9 чисел быть нечетными?
Решение. Обозначим число жителей на этажах соответственно через a1, a2, a3, a4, a5, a число жителей в подъездах соответственно через b1, b2, b3, b4. Тогда общее число жителей дома можно подсчитать двумя способами — по этажам и по подъездам:
a1 + a2 + a3 + a4 + a5 = b1 + b2 + b3 + b4. Если бы все эти 9 чисел были нечетными, то сумма в левой части записанного равенства была бы нечетной, а сумма в правой части — четной. Следовательно, это невозможно.
Задача 10. Верно ли равенство 1 2 + 2 3 + 3 4 + … + 99 100 = 20002007?
Решение. Произведения четного и нечетного чисел четны, а сумма четных слагаемых всегда четна.
Задача 11. Четна или нечетна сумма всех натуральных чисел от 1 до 17?
Решение. Из 17 натуральных чисел 8 четных: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, а остальные 9 чисел нечетны. Сумма всех этих четных чисел четна, а сумма девяти нечетных — нечетна. Тогда сумма всех 17 чисел нечетна как сумма четного и нечетного чисел.
Задача 12. Кузнечик прыгает по прямой: первый раз на 1 см, второй раз на 2 см и т.д. Может ли он через 25 прыжков вернуться на прежнее место?
Решение. Чтобы вернуться на старое место, общее количество сантиметров должно быть четно, а сумма 1 + 2 + 3 + … + 25 нечетна. Поэтому вернуться на прежнее место кузнечик не сможет.
Задачи для самостоятельного решения
Задача 13. Можно ли разменять 25 рублей десятью монетами достоинством 1, 3 и 5 руб.?
Решение. Если мы сложим четное число каких-либо целых чисел, то получим число четное, а 25 — нечетное число. Поэтому разменять 25 руб. таким образом нельзя.
Задача 14. В магазин «Все для собак и кошек» привезли новые игрушки. Могут ли десять игрушек ценой в 3, 5 или 7 рублей стоить в сумме 53 рубля?
Решение. Сумма четного количества нечетных чисел четна. У нас есть 10 чисел (цена одной игрушки), все они нечетные, значит, их сумма должна быть четна. Но 53 — число нечетное, поэтому получить его в виде суммы 10 нечетных чисел нельзя.
Задача 15. У Антона было 5 плиток шоколада. Может ли Антон, поделив каждую плитку на 9, 15 или 25 кусочков, получить всего 100 кусков шоколада?
Решение. Нет, т.к. если сложить 5 нечетных чисел, получим нечетный результат. А число 100 четно.
Задача 16. У Нины было 11 плиток шоколада фабрики «Краскон». Может ли Нина, поделив каждую плитку на 7, 13 или 21 кусочков, получить всего 100 кусков шоколада?
Решение. Нет, т.к. если сложить 11 нечетных чисел, получим нечетный результат, а 100 — четное число.
Задача 17. Доказать, что в равенстве 1 ? 2 ? 3 ? 4 ? 5 ? 6 ? 7 ? 8 ? 9 =20, «?» — это знаки плюс или минус, допущена ошибка.
Решение. В выражении нечетное количество нечетных чисел. Ответ должен быть нечетным числом.
4. Задачи на чередование [2]
Свойства чередования:
- Если в некоторой замкнутой цепочке чередуются объекты двух видов, то их четное число (и каждого вида поровну).
- Если в некоторой замкнутой цепочке чередуются объекты двух видов:
- начало и конец цепочки разных видов, то в ней четное число объектов;
- начало и конец одного вида, то нечетное число.
3. Обратно: по четности длины чередующейся цепочки можно узнать, одного или разных видов её начало и конец.
Задача 18. Может ли вращаться система из 7 шестеренок, если первая сцеплена со второй, вторая с третьей и т.д., а седьмая сцеплена с первой?
Решение. Нет. Если первая вращается по часовой стрелке, то все нечетные шестеренки должны вращаться по часовой стрелке, а первая и седьмая одновременно вращаться по часовой стрелке не могут.
Задача 19. Может ли конь пройти с поля a1 на поле h8, побывав по дороге на каждом из остальных полей ровно один раз?
Решение. Нет, не может. Так как конь должен сделать 63 хода, то последним (нечетным) ходом он встанет на поле другой четности, нежели a1; но h8 имеет тот же цвет.
Задача 20. Все костяшки домино выложили (соблюдая правила игры) в одну длинную цепь. На одном конце этой цепи оказалось 5 очков. Сколько очков может быть на другом конце цепи?
Решение. Если где-то лежит костяшка ∗ − 5, то рядом с ней лежит костяшка 5 − ∗ — возникает разбиение на пары. Сколько костяшек с пятеркой всего? Все ли они в этом разбиении на пары участвуют?
Задачи на разбиение на пары [2]
Свойство: если предметы можно разбить на пары, то их количество четно.
Задача 21. Можно ли нарисовать 9 — звенную замкнутую ломаную, каждое звено которой пересекается ровно с одним из остальных звеньев?
Решение. Если бы такое было возможно, то все звенья ломаной разбились бы на пары пересекающихся. Однако тогда число звеньев должно быть четным.
Задача 22. Семь тринадцатируков с планеты Тринадцатирук решили устроить турнир по армреслингу. Смогут ли они одновременно провести поединки для всех своих рук, чтобы все руки принимали участие, и в каждом поединке встречалось ровно две руки?
Решение. Тринадцатируки не смогут провести поединки для всех рук одновременно, так как в каждом поединке принимает участие две руки, а всего рук 13 · 7 = 91.
Задача 23. В народной дружине 100 человек и каждый вечер трое из них идут на дежурство. Может ли через некоторое время оказаться так, что каждый с каждым дежурил ровно один раз?
Решение. Так как на каждом дежурстве, в котором участвует данный человек, он дежурит с двумя другими, то всех остальных можно разбить на пары. Однако 99 — нечетное число.
Источник