Можно ли использовать зимнюю и летнюю резину одновременно
Содержание статьи
Можно ли ездить на разных шинах на передней и задней оси?
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения, регламентирующих использование шин (покрышек) на автомобиле.
Чаще всего на легковые автомобили устанавливают комплекты, состоящие из четырех одинаковых покрышек. Такие комплекты не вызывают проблем и их можно использовать без ограничений. Вопросы у водителей возникают в том случае, если требуется заменить одну или несколько покрышек.
Например, если одна из покрышек повреждена после попадания колеса в яму, то требуется ее замена. Покупать полный комплект резины водитель не хочет, особенно если оставшиеся покрышки почти новые. В идеале водитель хочет купить единственную покрышку, аналогичную имеющимся. Однако это может вызвать серьезные проблемы, т.к. многие продавцы отказываются продавать одну шину из комплекта резины.
В этой статье будут рассмотрены особенности использования разных покрышек на автомобиле:
- Использование разной резины в соответствии с ПДД.
- Разные шины на передней и задней оси автомобиля.
- Разные покрышки на одной оси автомобиля.
- Штраф за разные шины на автомобиле.
Использование разной резины в соответствии с ПДД
Ограничение на использование разной резины установлено в пункте 5.5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:
5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
Рассмотрим данный пункт подробнее.
Разные шины на передней и задней оси автомобиля
Пункт 5.5 не накладывает полный запрет на использование разных шин на передней и задней осях автомобиля. Единственное исключение — одновременное использование шипованных и нешипованных шин на колесах транспортного средства. Подобная установка покрышек запрещена.
Таким образом, все шины автомобиля должны быть либо ошипованными, либо неошипованными. Комбинировать данные типы резины нельзя.
Кроме того, рассмотрим пункт 5.5 Приложения 8 к Техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»:
Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.
Вернемся к примеру из начала данной статьи. Если попадание в яму уничтожило одну из покрышек, а идентичную замену найти не удается, то можно приобрести пару одинаковых покрышек и поставить их на одну из осей автомобиля. При этом покрышки на разных осях могут существенно отличаться.
Однако законодательство запрещают установить на переднюю ось автомобиля зимние нешипованные шины (липучку), а на заднюю ось обычные летние шины. Все шины на автомобиле должны быть либо зимними, либо летними.
Естественно, на практике не стоит проводить эксперименты по комбинированию зимних и летних шин, т.к. сцепление покрышек с дорожным покрытием будет сильно различаться, а это может привести к непредсказуемым последствиям (развороту автомобиля).
В любом случае нужно подбирать покрышки таким образом, чтобы они имели минимум различий.
Например, если повреждена одна из зимних покрышек, а аналогичной в продаже нет, то следует купить пару зимних покрышек и установить их на одну из осей. В этом случае спереди и сзади будут установлены разные зимние шины, но это не будет нарушением.
Разные покрышки на одной оси автомобиля
Пункт 5.5 требует, чтобы на одной оси автомобиля были установлены полностью идентичные шины. Таким образом, на практике запрещается использовать:
- Шины разных размеров на одной оси. Например, производитель разрешает использовать на автомобиле шины следующих размеров 165/80R14 и 185/65R15. Комбинировать такие покрышки на одной оси нельзя.
- Покрышки разных конструкций. Нельзя, чтобы на одной оси были установлены одновременно шины радиальной и диагональной конструкции, либо камерная и бескамерная шины.
- Шины разных моделей.
- Шины с разными рисунками протектора.
- Морозостойкие и неморозостойкие покрышки.
- Новые и восстановленные шины.
- Новые покрышки и покрышки с углубленным рисунком протектора.
Если обобщить приведенную выше информацию, то можно сказать, что в пределах одной оси шины должны быть полностью идентичными.
Обратите внимание, правила не запрещают использование шин с разным износом на одной оси.
Ограничения накладываются только на использование новых и восстановленных шин, а также новых покрышек и покрышек с углубленным рисунком протектора.
Восстановление шин происходит следующим образом. Полностью изношенная покрышка отправляется на завод, где на нее наносится новый слой резины с протектором.
Углубление рисунка протектора — это обратная операция. Изношенная покрышка отправляется в мастерскую, где на специальном оборудовании в ней нарезают новый протектор, т.е. углубляют канавки.
Восстановленные и углубленные шины нельзя использовать одновременно с новыми. Что касается шин с разным износом, то их использование на одной оси возможно.
Например, если автомобиль повредил 2 правых колеса, то оставшиеся левые покрышки можно установить на одну из осей. На другую ось нужно поставить пару новых покрышек. В этом случае износ передних и задних колес не одинаковый, поэтому сцепление покрышек будет различаться. Так что, хоть это и не запрещено правилами, без крайней необходимости устанавливать шины с разным износом на одну ось я не рекомендую.
Штраф за разные шины на автомобиле
Штраф за использование разных покрышек на автомобиле предусмотрен частью 1 статьи 12.5 КоАП:
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Таким образом, водитель может получить предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Наказание может быть наложено в следующих случаях:
- На автомобиле одновременно установлены шипованные и нешипованные шины.
- На одной оси автомобиля установлены различные покрышки.
В завершение хочу еще раз подчеркнуть, что использование различных покрышек на автомобиле ведет к тому, что разные колеса имеют разный коэффициент сцепления с дорогой. А это может привести к развороту автомобиля или к ДТП. Так что при установке резины в первую очередь нужно думать о собственной безопасности, а не о небольшом штрафе за указанное нарушение.
Удачи на дорогах!
Обновлено: 10 октября 2018
Источник
Можно ли использовать летнюю «запаску» с зимней резиной?
Весной водители меняют зимнюю резину на летнюю; осенью происходит обратный процесс. Интересная деталь: при замене колес никто не вспоминает о «запаске». Разве это правильно?
Отсюда вопрос: является ли обязательным на автомобиле наличие зимнего запасного колеса зимой и, соответственно, летнего в теплое время года?
Увидеть в заводской комплектации зимнюю «запаску»… Не, это фантастика! И если летом с заменой рабочего колеса на запасное проблем не вызывает, то как быть, если прокол произошел зимой?
Логика подсказывает, что ехать можно, но недолго — до ближайшего шиномонтажа. Посудите сами: далеко не факт, что даже летняя «запаска» — той же модели (с тем же рисунком протектора), что и покрышка, которая требует замены. Более того, многие автопроизводители сегодня используют в качестве запасного колеса так называемую «докатку» — ее регламентируется использовать как летом, так и зимой.
Действительного, строгих ограничений на этот счет нет. Но сам водитель должен понимать, что ездить зимой на «докатке» — извращение; он должен принять меры (заменить ее на нормальное колесо) так быстро, как это возможно.
То же самое можно сказать и о летнем запасном колесе, которое вы решите поставить вместо зимней покрышки в результате прокола последней в зимнее время года. Не забывайте, что глубина протектора у летней шины меньше, чем у зимней. Как правило, меньше у нее и водоотводных канавок.
Известно, что качество резиновой смеси у зимней шины отличается от того, что у летней. На морозе летняя резина теряет эффективность, ее сцепные свои хуже, чем у сезонной покрышки.
Наконец, абсолютно разные колеса (даже если у них один размер) на одной оси — это не есть хорошо. Гораздо хуже, если вы ставите летнюю «запаску» вместо зимнего колеса на переднюю ось. Управляемость сильно падает: резко тормозить на таком авто категорически запрещается — закрутит. И справиться с таким заносом удастся едва ли — даже если вы водитель со стажем. Что-то возьмет на себя АБС, но в этом случае замедление автомобиля будет происходить медленнее.
Какие еще «сюрпризы» ждут водителя, решившегося поставить летнюю «запаску» вместо зимнего колеса? Не рекомендуется ставить ее на автомобили с задним приводом — как вперед, так и назад. В первом случае автомобиль будет плохо управляться и начнет плыть при торможении, во втором будет крайне сложно «удержать корму».
Если вы ездите на BMW (с задним приводом), держите про запас зимнее колесо. Идеально — такое же как и те, которые стоят в стандарте.
Вывод: ехать на автомобиле с установленной нестандартной «запаской» необходимо медленно — по крайней мере не превышать разрешенную скорость на прямой и обязательно снижать ее перед поворотами.
То же самое верно и для «докатки» . Если не сказать больше: использовать такую «опцию» необходимо крайне осторожно (тем более, зимой), а ехать еще медленнее — не выше 60 км/ч.
В любом случае, постоянно ездить на летнем запасном колесе или «докатке» зимой нельзя — необходимо сразу же после замены ехать в шиномонтаж, чтобы отремонтировать и поставить обратно стандартное колесо.
Ставьте «лайки», подписывайтесь на канал. Будет интересно!
Источник
Можно ли докатывать зимнюю резину летом
В этой ситуации оказывается каждый автолюбитель: при замене зимней резины на летнюю работник СТО предупреждает, что протектор уже износился, и на следующий сезон эти шины использовать уже нельзя. Собственно, он прав, это правило необходимо соблюдать, но как-то жалко выбрасывать покрышки, ведь на протекторе еще 3-4 миллиметра… Явно с таким износом эксплуатировать шину не получится.
Но правда ли, что эти шины никак не могут пригодиться? Ресурс шин действительно выработан, однако только для зимы, а значит – почему бы не покататься на них летом? Не правда ли…? Если вы также оказывались в такой ситуации пишите в комментариях! Сегодня расскажу что думаю я по этому поводу, можно или нет.
Состав резины и температурные условия
Состав компаунда (резиновой смеси) на зимних и летних покрышках отличается. Зимняя резина является более мягкой, протектор остается эластичным при низких температурах, в свою очередь, летняя на морозе затвердевает, становится «дубовой». Именно поэтому летнюю, зимой, – КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя, характеристики сцепления стремятся к нулю, и ездить становится очень опасно. А вот наоборот ситуация обстоит иначе…
Фото с сайта: auto.onliner.by
Использование зимней резины в теплое время года подкупает тот факт, то что она мягче и на неровной поверхности будет хорошо гасить нагрузки на ходовую, амортизаторы рулевую рейку. Тем не менее такой режим заканчивается, как только шины вступают в режим перегрева!
Что происходит с зимней резиной летом?
В общем-то, ничего особенного, она продолжает оставаться эластичной. Если температура воздуха не очень высока, не превышает +20°С, на зимних шинах летом ездить действительно можно, вплоть до полного истирания протектора. Но если температура поднимается выше, то ездить уже становится опасно, так как увеличивается тормозной путь, что, соответственно, может стать причиной серьезных последствий.
Какие поджидают опасности?
Некоторые утверждают, что тормозной путь зимней резины в летних условиях намного увеличивается. Однако опыт водителей подсказывает, что сильного увеличения не происходит, разве что, ненамного. Правда если скорость выше 80 км и асфальт «яйца можно жарить», то резина однозначно «плывет».
Так что, если вы не являетесь пилотом Формулы-1,и предпочитаете спокойный, размеренный стиль вождения, соблюдаете дистанцию, вам не приходится передвигаться в пробках – можно докатать летом зимние шины до почти полного износа протектора.
Если вы придерживаетесь высоких скоростных режимов и практикуете агрессивный стиль вождения, то лучше, конечно, сразу, с приходом теплой погоды переходить на шины, предназначенные для передвижения летом. Также аргументом для замены послужит ответ на нарушение правил ПДД — 500 рублей штрафа за езду летом на зимней, а зимой на летней.
Еще одним поводом лучше переходить и не докатывать – дождливая погода. Хотя в некоторых случаях зимние шины и могут демонстрировать лучшее сцепление, чем летние, однако далеко не все. Все зависит от рисунка, и многое как раз тут-то сильно проигрывают, даже больше чем на раскаленном асфальте!
Когда нужно менять резину
Согласно правилам эксплуатации транспортного средства, переходить на летнюю резину положено тогда, когда среднесуточная температура установится в пределах +7°С.
Но не произойдет ничего страшного, если докатывать шины до температуры в +20°С, единственное – нужно ездить аккуратно. Собственно, допустимо передвигаться на зимней резине всю весну, вплоть до лета, и только тогда уже переходить на летнюю.
Ориентиром изношенности протектора является высота рабочей поверхности, и если осталось менее 4 мм, летом на зимних шинах можно ездить до тех пор, пока износ не дойдет примерно до 2 мм. В принципе, протектора вполне хватает на всю весну, до наступления лета.
Поддерживаете мое мнение – жмите ПАЛЕЦ ВВЕРХ и делитесь с друзьями в соцсети. ПОДПИСКА позволит чаще видеть статьи канала в вашей ленте!
Парочка полезных советов по резине:
Как выбрать шины по сезону
Как остановить преждевременное старение шин
Источник
Две или четыре: можно ли ставить зимние шины на одну ось?
Самые экономные автовладельцы регулярно задаются вопросом – можно ли при тратах на зимнюю резину ограничиться одной парой колес? Но это как раз случай, когда экономия может дорого обойтись.
Основным заблуждением здесь является то, что в представлении клиентов роль зимних шин ограничивается тягово-тормозными свойствами в прямолинейном направлении. Если бы автомобиль двигался по невидимым рельсам, то одной пары зимней резины действительно бы хватило. Но, как мы уже писали в статье про особенности зимних покрышек рисунок их протектора рассчитан на максимальное сцепление не только в продольно-поперечном направлении, но и при любом положении ведущих и управляемых колес. Летние же шины на скользкой дороге не дают приемлемого сцепления ни в каком направлении.
Теперь представим автомобиль как физическую систему, у которой одна сторона устойчиво стоит на поверхности, а вторая свободно вращается вокруг первой как маятник. Если представить наихудший вариант – это будет заднеприводный автомобиль с зимней резиной на ведущей оси (на переднюю ось, правда, еще хуже, но этого не делают даже самые отъявленные двоечники). При минимальном сцеплении передних колес с летней резиной задняя ось будет стремиться уйти вперед по произвольной траектории, а передняя ось – провернуться вокруг задней. Попросту говоря, если как следует придавить газ, багажник будет постоянно стремиться обогнать капот, то есть машина все время рискует сорваться в занос.
Именно поэтому вариант установки зимних колес на заднеприводном автомобиле редко рассматривается даже самыми экономными автовладельцами. Другое дело – передний привод. Здесь ведущие и управляемые колеса находятся на одной оси, которая машину тянет, а не толкает, а значит риск заноса при разгоне в разы меньше. Задние колеса, по этой логике, просто катятся следом как прицеп.
И снова следует вспомнить нашу физическую модель. Если в предыдущем примере наиболее опасным был разгон, то на переднем приводе словно зеркально – торможение. Нам самим нередко приходилось видеть как на льду под резкий сброс газа и загрузку передней оси разгрузившаяся корма вылетала вперед как грифель вокруг ножки циркуля. И это на зимней резине. В аналогичной ситуации летние шины на задней оси и вовсе могут привести к неконтролируемому вращению. В быстрых поворотах – похожая ситуация. Корма с плохим сцеплением таким же образом будет норовить вылететь вперед как хлыст, увлекая автомобиль в глубокий занос. Да и при быстром разгоне есть риск, что зад «раскидает» из стороны в сторону.
Хорошо, может быть полный привод лишен этих недостатков, раз уж там все колеса ведущие? И снова здесь может повториться ситуация, когда ось с худшим сцеплением вращается вокруг оси с зимней резиной. К тому же, надо учитывать, что большинство городских кроссоверов наделено подключаемым полным приводом, причем почти всегда – это задняя ось. Система полного привода срабатывает, когда задняя ось буксует, причем иногда довольно резко. В повороте при плохом сцеплении быстрое подключение задних колес на плохой резине может привести к заносу, да и в целом сделать поведение внедорожника малопредсказуемым.
Исключение из правил
Тем не менее, зимние шины на одну ось довольно широко применяются, но только в том случае, когда распределение массы транспортного средства существенно иное. Речь идет о многоосном грузовом автотранспорте. Здесь чаще всего зимние шины ставятся только на ведущую ось. Остальные покрышки обычно всесезонные. Рисунок протектора всех шин для грузовиков рассчитан на устойчивое прямолинейное движение и потому несколько осей, пусть и не с идеальным зимним сцеплением могут обеспечить автопоезду надежную связь с дорогой. Вместе с тем, существуют зимние шины для управляемой оси, а также для прицепов, которые рекомендуется использовать в особо сложных условиях. Так что даже в этом сегменте тенденция развивается в пользу более широкого использования зимних шин.
Источник
Зимние шины летом. Меняем или докатываем?
«Не хочу переобуваться, буду докатывать!» — решают многие автомобилисты весной, взглянув на плачевное состояние зимних шин. Раз к следующей зиме понадобятся новые шины, почему бы не «добить» старые, сэкономив на летней резине и шиномонтаже? Разбираемся, как ведут себя зимние шины летом и чем опасна такая экономия.
Каждому сезону — подходящие шины
Что гласят правила
Законно ли ездить на зимних шинах летом? Большинство автовладельцев уверены, что да, ведь прямой запрет есть только на использование шипованных шин в летние месяцы:
5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Это выдержка из действующего Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 018/2011), содержащего требования к шинам и колёсам транспортных средств. Но в нём есть ещё одно ограничение — по остаточной глубине протектора шин.
4 мм — предельный остаток протектора зимних шин
Ещё с автошколы многие помнят (во всяком случае, должны) минимальную глубину протектора автомобильных шин: 1,6 мм для летних покрышек и 4 мм для зимних. Но мало кто вчитывался в сам текст регламента, содержащий важную оговорку: данные нормы действуют лишь при отсутствии на шине индикаторов износа.
5.6. Шина считается непригодной к эксплуатации при:
5.6.1. Появлении одного индикатора износа;
5.6.3. Остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на указанном покрытии — не более 4,0 мм;
С одной стороны, фраза «во время эксплуатации на указанном покрытии» снимает с зимних шин ограничение на минимальный остаток 4 мм вне снега и льда. Однако предыдущий пункт 5.6.1 прямо говорит: шина считается непригодной при появлении одного индикатора износа. А на зимних шинах, в отличие от летних, индикаторы износа присутствуют всегда. И на старых шинах, которые водители обычно докатывают летом, эти индикаторы давно проявились — иначе их бы бережно хранили до следующей зимы, а не «донашивали».
Так что запрет на использование старых зимних шин летом в правилах всё-таки есть. Пусть и не прямой, а опосредованный — исходя из индикаторов износа.
Отличия зимних шин от летних
В чём же проблема с зимними шинами летом? Ведь есть резина-«всесезонка», которую используют круглый год. Давайте разбираться.
Всесезонные шины — это компромисс между хорошим зацепом на льду и стабильным сцеплением на сухом и тёплом асфальте. Что в принципе невозможно: «всесезонка» — это шина с посредственными характеристиками и зимой, и летом. Особенно в странах с выраженной сменой времён года — таких, как Россия. Нам нужны отдельные шины для зимы и для лета, заточенные под разные сезонные особенности. И использовать их нужно по назначению.
Что делает шину зимней? Мягкий состав резиновой смеси, рисунок протектора и наличие ламелей. Начнём с резины: твёрдость по Шору у фрикционных (нешипованных) шин — 50–55 единиц, а у летних — 65–70. Это существенная разница. Благодаря ей зимние шины не дубеют на морозе, но из-за неё они «плывут» при плюсовых температурах, превращаясь на горячем асфальте в подобие желе.
Рисунок протектора зимних шин — частая нарезка-«ёлочка» — заточен на сцепление со снегом и льдом. А сам протектор покрыт узкими разрезами — ламелями. В пятне контакта с дорогой ламели расширяются, словно присасываясь ко льду — поэтому зимние шины так хороши на скользкой дороге.
Ламели в протекторе — ключевая особенность зимних шин
Летние шины сконструированы совершенно иначе. Их рисунок направлен на борьбу с аквапланированием — протектор эффективно отводит воду из пятна контакта, чтобы колесо не всплывало на мокрой дороге. А твёрдость резиновой смеси заметно выше, чтобы обеспечить стабильность на горячем асфальте.
Как ведут себя зимние шины летом
На практике работа зимних шин в неестественных для них летних условиях выливается в существенное увеличение тормозного пути — даже при небольшом «плюсе». И чем выше поднимается температура, тем длиннее становится тормозной путь. Из-за мягкого состава резины и прорезей-ламелей, снижающих жёсткость и монолитность протектора, зимние шины буквально растекаются по асфальту.
В замерах газеты «Авторевю» при температуре асфальта +7 °C автомобиль на изношенных зимних шинах остановился со скорости 100 км/ч на 16,5 метров дальше, чем такая же машина на новой летней резине. Целых 4 корпуса машины — огромная разница: зимние шины оказались хуже летних на 38 %.
Подобные сравнения проводят и за рубежом — проблема с несвоевременной сменой шин актуальна не только в России. Так, финское издание Tekniikan Maailma проводило схожий тест (тормозили с 80 км/ч) и пришло к аналогичным выводам: машина на фрикционных зимних шинах остановилась на 14 метров позже. Дополнительно финны замерили скорость начала аквапланирования. На летних шинах машина сохранила управляемость на залитой водой трассе до 84 км/ч, а на зимних всплыла уже при 69,5 км/ч.
Очевидно, что эти лишние метры тормозного пути — реальный риск врезаться в остановившуюся более резко (на летних шинах) машину впереди или не успеть затормозить перед пешеходным переходом. А раннее аквапланирование — перспектива потерять управление на мокрой дороге. Подумайте, нужна ли вам такая экономия?
На этом фоне повышенный (до 10 %) расход топлива и шумность зимних шин кажутся мелочью, но упомянем и о них для полноты картины. Как и об интенсивном износе: зимние шины при плюсовой температуре стираются в 2–3 раза быстрее летних.
Возраст шин
Важным фактором является и дата выпуска шин. Её нужно учитывать так же, как при выборе аккумулятора: чем свежее — тем лучше. Всего за 5 лет натуральный каучук, из которого сделаны шины, теряет эластичность, начинает рассыхаться и трескаться. Что сразу отражается на сцепных свойствах шины с дорогой — они неизбежно снижаются.
Типичное состояние зимних шин, которые обычно докатывают летом
Со старыми зимними шинами всё очевидно — их нужно сдавать на утилизацию, а не докатывать летом. Но и летние шины стареют точно так же! Поэтому важно переобувать машину весной не просто в летние шины, а в хорошие летние шины — не изношенные и не старые. Подобрать и купить новые летние шины вы можете в интернет-магазине Гиперавто.
Не донашивайте летом зимние ботинки и не ездите на зимних шинах — обувайтесь по сезону.
Читайте также: Переобуваемся? Сезонная смена шин: что, где, когда
Источник