Можно ли использовать зарубежную литературу в итоговом сочинении

Содержание статьи

10 мифов о декабрьском сочинении

Друзья, приветствую 😉

Идею для этой статьи подсказала сегодня моя ученица: её учительница посоветовала детям писать аргументы только из русской классической литературы, так как, по словам педагога, другие произведения не принимаются.

Сразу оговорюсь: никого не собираюсь унижать. К учителям, то есть моим коллегам, отношусь с уважением и пониманием.

Изложенная здесь информация достоверна и взята с сайта ФИПИ. Плюс мой шестилетний опыт (итоговое сочинение появилось в 2014 году) подтверждает эту информацию.

Миф 1. Это сочинение по литературе. Нет, это сочинение «носит надпредметный характер, но при этом оно литературоцентрично» (цитата с сайта ФИПИ). Я называю эту экзаменационную работу сочинением на свободную тему с литературными аргументами. Сочинение по литературе выглядит по-другому. Думаю, филологи должны об этом знать.

Миф 2. В сочинении должно быть два аргумента, не более и не менее. Нет, это не так. В сочинении должно быть не менее ОДНОГО аргумента. Так что можете написать один аргумент, а можно и десять аргументов ( но десять аргументов — это, конечно, перебор 😀

Миф 3. В аргументации использовать только примеры из русской классической литературы. Нет, это не так. В качестве аргументов мы можем брать любое произведение, русское, зарубежное, современное, древнерусское, и даже мемуары, дневники, фольклорные произведения (кроме малых жанров, то есть пословиц, поговорок), Библию, Гарри Поттера, Хоббита и т.д.

Миф 4. Два аргумента должны быть из разных произведений и разных авторов. Нет, это не так. Аргументы могут быть из одного произведения. Можете взять два произведения одного автора и т.д.

Миф 5. Сочинение должно быть объёмом не менее 350 слов. Нет, минимальное количество слов для данного сочинения — 250 слов. Своим детям я рекомендую писать работу около 300 слов. Это золотая середина.

Миф 6. В сочинении должен быть эпиграф. Нет, не должен он там быть! В моей практике было два случая, когда учитель требовал писать эпиграф к каждому сочинению.

Миф 7. В последнем предложении каждого абзаца должно стоять многоточие. Нет, не должно. Вот это требование меня удивило больше всего. Учительница такое требование объяснила следующим образом: нужно показать проверяющему, что мысль не закончена, еще что-то имеется в виду, но не успели написать…

Миф 8. В сочинении обязательно должны быть цитаты. Нет, не должны. Можно спокойно получить «зачёт» за сочинение, в котором нет ни одной цитаты.

Миф 9. Во введении должно быть два абзаца, или один, или три и в основной части (аргументы) должно быть два-три-четыре абзаца. Нет строгих требований, сколько абзацев должно быть в сочинении. Если вы во введении напишете два абзаца, а не один, вам не поставят «незачет». Кстати, мои дети в большинстве случаев введение делят на два абзаца и спокойно получают «зачёт».

Миф 10. Готовимся ко всем направлениям (на всякий случай). Не нужно так делать. Лучше выбрать два направления и хорошо подготовиться к экзамену.

Конечно, если будут соблюдаться все вышеперечисленные требования, ученик все равно получит «зачет». Но просто жалко ребенка, который будет соблюдать эти требования, ведь можно обойтись малой кровью и написать идеальное итоговое сочинение!

Читайте также:

Итоговое (декабрьское) сочинение: в этом году легче или сложнее?

Структура декабрьского сочинения + образец реального декабрьского сочинения

Всё, что нужно знать о ДЕКАБРЬСКОМ сочинении, чтобы получить «зачет»

Источник

Всё об итоговом сочинении 2021. Пошаговый план и обязательные произведения

Всё, что нужно знать выпускнику 2021 года: направления, пошаговый план сочинения, шаблон, обязательная литература. Как оформить каждый абзац, с чего начать и чем закончить, как написать аргумент… Все ответы на вопросы в статье.

Коротко о самом задании: На экзамене будет предложено 5 тем по 5 направлениям, нужно выбрать только ОДНУ и написать сочинение-рассуждение на эту тему.

Читайте также:  Можно ли вместо бумаги для выпечки использовать кальку вместо

А какие направления итогового сочинения в 2021 году?

1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Сами темы будут известны за 15 минут до начала экзамена.

Сразу скажу, что выбор одного направления очень чреват. За весь мой опыт преподавания я встретил одного ученика, который подготовился к одному направлению, ему попалась сложная тема и он не получил зачет. Не нужно так делать, ведь прочитать небольшие произведения по каждому направлению займет 1-2 вечера, а также есть универсальные произведения для всех направлений.

Обязательную литературу по каждому направлению можно скачать здесь.

Существует несколько видов тем

1. Тема – понятие

Роль исторических памятников в жизни человека

2. Тема – вопрос

Почему конфликт отцов и детей неизбежен?

Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое прекрасное и нужное в жизни человека»?

Формулирование вопросом – самый популярный вид темы. Обратите внимание, что во втором примере нам нужно не только выразить свою позицию, но и обозначить СОГЛАСИЕ или НЕСОГЛАСИЕ.

3. Тема – осмысление цитаты

Как вы понимаете высказывание: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?

Все 119 тем, которые будут на экзамене, в этой статье.

Сколько аргументов из литературы должно быть в сочинении?

Думаю, вы не раз слышали, что обязательно нужно написать 2 аргумента. Но это неправда. В официальной формулировке задания написано «не менее одного произведения», то есть одного аргумента достаточно.

НО! Идеальное количество – 2-3 произведения. Так мы точно наберем необходимый объем и раскроем тезис.

А какие произведения можно приводить в аругментах?

Опять же читаем официальную формулировку задания – «произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору». То есть необязательно приводить произведения из русской литературы и даже школьной программы. Так что «Гарри Поттера» можно!

А библию можно? А «Колобка»?

Давайте сразу обозначим, что такое литература:

1. Художественные произведения (как отечественные, так и зарубежные)

2. Дневники, мемуары

3. Публицистика

4. Произведения устного народного творчества (известные сказки)

Советую ли я вам использовать 4 пункт? Вряд ли.

Что самое важное в сочинении?

Главная задача сочинения – обозначить свою позицию по теме (тезис) и аргументировать её.

Главное условие – опора на литературное произведение в аргументации

Сценарий работы над сочинением

Возьмем тему: «Роль исторических памятников в жизни человека»

1. Внимательно прочитайте тему и выдели ключевые слова

2. Сформулируйте тему в виде вопроса

3. Попытайтесь кратко ответить на этот вопрос

4. Вспомните литературные произведения, которые доказывают тезис

5. Переходите к написанию сочинения

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Я писать сочинение объемом 300-400 слов (минимум 250). Так и тезис раскрыть и аргументировать можно, и воды не налить.

1 абзац – вступление + своя позиция

2 абзац – первый литературный аргумент

3 абзац – второй литературный аргумент

4 абзац – заключение

Кстати, часто слышу рекомендации писать как можно больше тезисов. Предлагают формулировать новый тезис почти в каждом абзаце!

Хочу вас предостеречь: в таком случае ваши тезисы, скорее всего, будут высосаны из пальца.

Я рекомендую сформулировать один хороший тезис (свою позицию) и его доказывать.

С чего начать сочинение?

Варианты вступления

1. Биографическое

2. Аналитическое (размышления по теме)

Это самый популярный вариант вступления

3. Цитатное

Этот вариант вступления, скорее всего, вы удачно будете использовать, только если тема сочинения сформулирована цитатой.

Немногие знают хорошие литературные цитаты (если вы не сдаете ЕГЭ по литературе, конечно). Цитаты из песен, фильмов, Ютуба. и т.д. не стоит использовать. Просто поверьте 🙂

Как оформить первый абзац?

1 абзац состоит из:

а) Вступление (варианты разобрали выше)

б) Тезис (Я считаю, что…)

в) Речевой мостик (Для аргументации своей позиции приведу аргумент из читательского опыта)

Пример:

Как правильно привести аргумент?

Идеальный аргумент состоит из 3 элементов:

а) Название произведения и автора

б) Пересказ точной ситуации

в) Микровывод

Почему-то многие боятся слова «пересказ». Но не путайте итоговое сочинение и сочинение ЕГЭ. В сочинении ЕГЭ есть такая часть как «комментарий» и в нем пересказ недопустим. А как можно аргументировать свою позицию в итоговом сочинении, не пересказав элемент из произведения?

Микровывод отвечает на следующий вопрос: «Почему данный аргумент доказывает тезис?» Тезис (вашу позицию), а не тему! Будьте внимательны!

А мы продолжаем писать наше сочинение:

5 произведений, который подойдут под любые направления

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • В.К. Железников «Чучело»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
  • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Обязательные к прочтению произведения по каждому направлению можно найти по ссылке (нажмите, чтобы перейти).

Как правильно оформить заключение

1. Обобщение (лучший вариант)

2. Цитата

3. Ответ на вопрос «Согласны ли Вы?»

Вот и всё. Немного практики, усовершенствовать свой литературный опыт – и всё получится! Я уверен, что каждый ученик способен написать итоговое сочинение на 5.

Чтобы получать бесплатные уроки и другие авторские материалы для подготовки от онлайн-школы Умскул, подпишитесь на еженедельную рассылку по русскому языку ВКонтакте.

Также советую статью «Полный план подготовки к ЕГЭ по русскому языку за год», в ней план и лучшие пособия для подготовки.

Больше статей на про подготовку к ЕГЭ по русскому по хэштегам: #ум_итоговое_сочинение #ум_егэ_русский #ум_егэ

Готовься к ЕГЭ, пока все отдыхают.

А мы делимся знаниями, которые сами по себе позволяют подготовиться на хорошие баллы и компенсируют репетиторов. В 2020 году ученики онлайн-школы Умскул набрали на 27,5 баллов больше, чем усредненный балл по России. Проводим бесплатные вебинары каждую неделю. Чтобы получить доступ к материалам, подпишитесь на бесплатную рассылку ОГЭ или ЕГЭ. Присоединяйтесь к нашему блогу и готовьтесь с лучшими!

Читайте также:  Можно ли повторно использовать баллон с монтажной пеной

В этом тебе помогут статьи:

Источник

Как писать итоговое сочинение для допуска к ЕГЭ: как проходит итоговое сочинение по русскому языку

Что такое итоговое сочинение

Итоговое сочинение по русскому языку — работа, которую пишут все одиннадцатиклассники. Она оценивается по принципу «зачёт/незачёт». Зачёт за сочинение является обязательным условием допуска к единому государственному экзамену — ЕГЭ. 

Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы. 

Интересный факт — опираться можно даже на Библию.

Итоговое сочинение, с одной стороны, фокусируется на литературе. Нужно использовать аргументы с опорой на книги. С другой стороны, предполагается, что итоговое сочинение носит надпредметный характер. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом — проверка умения мыслить. 

Зачёт на итоговом сочинении даёт школьнику: 

✅ допуск к государственной итоговой аттестации по русскому языку, 

✅ до 10 баллов при поступлении в вуз (каждый вуз определяет сам).

При оценке сочинения оценивается его объём и самостоятельность выполнения работы. 

Существует пять критериев оценивания: 

  • соответствие теме, 
  • аргументация (привлечение литературного материала), 
  • композиция и логика рассуждения, 
  • качество письменной речи, 
  • грамотность. 
Итоговое сочинение позволяет оценить грамотность, начитанность, умение анализировать. Чтобы хорошо его написать, нужны крепкая база по русскому языку и развитый литературный кругозор. В этом вам помогут курсы «Экстерната Фоксфорда». По промокоду RUS102020 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу русского языка за 10 класс, а по промокоду LITERA112020 неделю бесплатного доступа к курсу литературы за 11 класс. Готовьтесь к итоговому сочинению вместе с нами!

Из чего состоит итоговое сочинение

Структура работы предполагает вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение должны занимать примерно треть всего текста.

Если ваш ребёнок не знает, как писать итоговое сочинение, расскажите ему про примерный план работы. 

План итогового сочинения

Часть 1. Вступление

Нужно написать главную идею и тезис будущей работы. Как правило, варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года. Это может быть согласие или несогласие с цитатой либо собственное мнение по теме. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения. Вот несколько типичных клише для начала работы. 

✅ «Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать своё определение этим понятиям».

✅ «Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу». 

Часть 2. Основной текст

Дальше в подкрепление тезиса приводятся аргументы с опорой на источники литературы. Нужно привести минимум два довода. Для плавного перехода к основной части можно использовать шаблонные фразы: 

✅ «Хотелось бы вспомнить произведения художественной литературы, где раскрывается тема…».

✅ «В доказательство рассуждений обращусь к художественной литературе…».

Переход ко второму аргументу может звучать так:

✅ «Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения…». 

Часть 3. Заключение

В конце необходимо подвести итоги и обобщить вышенаписанное. Возможные клише: 

✅ «Обобщая сказанное, хочу сказать, что…».

✅ «Таким образом, можно сделать вывод…». 

Как писать итоговое сочинение 11 класса

Как проходит итоговое сочинение

Как правило, итоговое сочинение пишут в стенах родной школы. Время написания итогового сочинения — три часа 55 минут. При проведении нельзя пользоваться какими-либо литературными источниками — нужно брать всё из головы.

Блоки направлений, которые ждут школьников в 2020–2021 учебном году: 

1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Пять конкретных тем станут известны непосредственно на экзамене — за 15 минут до начала. Как правило, они сформулированы в виде вопросов: «Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла — сердце человека?» или «Должен ли человек смирять свою гордость?». Можно выбрать любую тему для написания сочинения. 

Как готовиться к итоговому сочинению

Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать. 

Изучите сайт ФИПИ

На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила. 

Раздел итогового сочинения на сайте ФИПИ

Чтение литературы

Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом.

Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению. 

Тренироваться

Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой. 

<<Блок перелинковки>>

В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.

План работы над итоговым сочинением

Пишите подростку письма

Мотивировать подростка тренироваться создавать связный текст на заданную тему можно, предложив ему вести переписку в бумажных письмах.

Необязательно искать кого-то из другого города и ходить на почту. Просто пишите друг другу объёмные тексты на бумаге и оставляйте на холодильнике.

Тема переписки может быть любой: чувства и мысли по какому-то поводу, обсуждение бытовых дел, мини-рецензии на фильмы или сериалы.

Читайте также:  Можно ли использовать фунгин для людей

Регулярная практика создания текстов помогает отработать навык. У одиннадцатиклассника не возникнет вопросов, как написать итоговое сочинение, — выражение мыслей станет привычным делом. 

Резюме

Итоговое сочинение — допуск к ЕГЭ. Работа длится три часа 55 минут. Подростку нужно будет обозначить проблему в выбранной теме, раскрыть её с помощью аргументов и опоры на литературные источники, а затем сделать выводы. 

Чтобы помочь ребёнку подготовиться к сочинению, вместе изучите сайт ФИПИ, разберите план написания и образцы, обсуждайте прочитанные книги и попробуйте вести переписку в бумажных письмах. Так одиннадцатиклассник научится выражать мысли в письменном виде, привыкнет к шаблону и придёт на сочинение во всеоружии.

Источник

Актуальные вопросы об итоговом сочинении

Не за горами итоговое сочинение. Осталось два с небольшим месяца до того дня, когда ученики 11 классов будут писать творческую работу, являющуюся допуском к ЕГЭ. Этому виду работы уже 5 лет, но у одиннадцатиклассников все еще остаются вопросы. Постараюсь дать краткие, исчерпывающие ответы на некоторые из них.

Когда в этом году будет проходить сочинение?

Первая дата – 4 декабря (первая среда месяца). Для тех, кто не сдал с первого раза или не смог написать работу в декабре, предусмотрены еще два дня – 5 февраля и 6 мая.

Сколько времени отводится на написание сочинения?

3 часа 55 минут (в это время не входит организационный момент: объяснение правил, заполнение бланков, комментирование тем).

Все ли одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение?

Все, за исключением тех учеников, которые имеют диагноз ОВЗ. Для последних экзамен проходит в форме итогового изложения. К основному времени прибавляется еще 1,5 часа.

Будет ли ученик допущен к ЕГЭ, если он не писал итоговое сочинение?

Нет, так как в документах сказано, что сочинение является допуском к ЕГЭ.

Могут ли выпускники прошлых лет писать итоговое сочинение?

Да.

Какие тематические направления сочинений в 2019-2020 учебном году?

«Война и мир» – к 150-летию великой книги
Надежда и отчаяние
Добро и зло
Гордость и смирение
Он и она.

Направление и тема – это одно и то же?

Нет. В рамках каждого направления будут сформулированы темы. Например, по направлению «Добро и зло» тема может звучать так: «Можно ли оправдать зло?»

Сколько тем будет предложено ученикам на самом экзамене?

Всего 5 тем – по одной из каждого направления. Тему выбирает ученик самостоятельно.

Правда ли, что в качестве аргумента можно приводить примеры только из классики, или только из русской литературы, или только из программных произведений?

Нет. Ученик для аргументации может выбрать любое произведение, причем не только художественное. Могут привлекаться публицистические произведения, фольклорные (за исключением малых жанров) произведения, мемуары, письма и т.д.

Часто ученики задают вопрос: «А можно взять пример из сказки?» Почему бы нет? Фольклор в качестве аргумента можно использовать. Сказка – это не малый жанр, так что если ученик сможет грамотно и по-взрослому выстроить доказательства, то сказка — вполне приемлемый вариант.

Правда ли, что нельзя брать примеры только из одного произведения?

Нет. В документах сказано, что все рассуждение можно построить и на одном произведении. В одной книге можно найти массу примеров для раскрытия темы. Например, в «Войне и мире», «Преступлении и наказании», «Герое нашего времени» и др.

Можно ли приводить примеры из личного жизненного опыта?

Это не возбраняется, но пример из литературы обязателен.

Правда ли, что достаточно получить зачет лишь по трем критериям из пяти, чтобы была зачтена вся работа?

И да, и нет. Всего критериев не пять, а семь. Два из них обязательные. Это объем (от 350 слов) и самостоятельность. Если хотя бы одно из этих требований не будет выполнено, за всю работу ставится «незачет». Помимо этих двух критериев, есть еще пять. Вот из них нужно получить не меньше трех зачетов.

Правда ли, что если в работе меньше 350 слов, то она не будет зачтена?

Нет. В методических материалах для экспертов, сказано, что «от 350» — это рекомендуемый объем, но есть еще такой пункт: «Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет». Это значит, что работа, в которой 250 слов и которая соответствует другим критериям, будет зачтена.

Однако, если результаты итогового сочинения учитываются в вузе, куда будет поступать выпускник, то лучше все-таки соблюсти рекомендуемый объем.

Кто проверяет сочинение?

Как правило, это учителя той школы, в которой учатся одиннадцатиклассники, квалификация которых соответствует определенным требованиям. Однако сочинения могут потом выборочно перепроверяться независимыми экспертами (такая практика есть во многих регионах).

Сколько ошибок можно допустить в сочинении по критерию «Грамотность», чтобы получить «зачет»?

На каждые 100 слов можно допустить не более 5 ошибок (на каждые 20 слов – 1 ошибка). Все ошибки суммируются и делятся на количество слов. Так, в работе объемом 370 слов допустимо сделать 19 ошибок и получить при этом «зачет». Сюда входят орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки. Речевые, в отличие от сочинения на ЕГЭ, учитываются в другом критерии.

Включают ли камеры видеонаблюдения во время итогового сочинения?

В прошлые годы не включали. Что будет в этом, пока неизвестно.

В какие сроки и где можно узнать результаты итогового сочинения?

На проверку дается не более семи дней. Результаты можно узнать в образовательной организации, где учится ребенок. Позже сама работа будет выложена в личном кабинете выпускника на портале check.ege.edu.ru.

В ближайшем будущем я опубликую некоторые советы по написанию итогового сочинения, которые смогут помочь в подготовке к этому испытанию.

С методическим рекомендациями по проведению и проверке итогового сочинения более подробно можно познакомиться здесь.

Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале «REALITY ШКОЛА».

Источник