Можно ли использовать вместо задвижек шаровые краны
Содержание статьи
Шаровый кран или задвижка?
Шаровый кран или задвижка?
Преимущества шаровых кранов перед задвижками достаточно очевидны,но не смотря на это,на некоторых предприятиях продолжают использовать клиновые задвижки, мотивируя это несколькими причинами.
Некоторые инженеры на предприятиях считают что, задвижка, выполненная из стали, будто бы надёжнее шарового крана, и с её помощью можно осуществлять регулирование потока среды. Однако,инженеры ведущих компаний по производству трубопроводной арматуры однозначно заявляют: клиновые задвижки ни в коем случае не предназначены для регулирования потока среды, в отличие от тех же шаровых кранов.
Особенности клиновых задвижек
Практическое применение показывает, что при использовании задвижек в качестве регулирующей арматуры, задвижки довольно быстро выходят из строя, переставая удерживать поток среды в закрытом состоянии, то есть не выполняют даже своей непосредственной функции.
Следует отметить, что речь идёт именно о стальных задвижках, так как чугунные задвижки здесь даже не рассматриваются. Основная проблема в том, что чугунная ТПА чрезвычайно требовательна к условиям эксплуатации.
Так например, нельзя применять чугунные задвижки при температуре выше +350 градусов и ниже -20 градусов (здесь речь идёт о лучших марках чугуна) по шкале Цельсия. Имеются также ограничения по типу перекачиваемой среды (чугунную ТПА практически невозможно безопасно использовать в некоторых типах газопроводов), давлению, диаметру проходного отверстия и т.д. Хотя задвижки до сих пор и являются наиболее распространённым типом ТПА на различных трубопроводах, в последнее время наблюдается тенденция к замене задвижек на шаровые краны во многих системах.
Основные причины замены:
— задвижки требуют постоянного контроля за техническим состоянием (например, чистки сальниковых уплотнений),
— задвижки неважно показывают себя при возникновении внештатных ситуаций, требующих быстрого перекрытия потока рабочей среды.
Кроме того, конструкция задвижки не обеспечивает хорошей герметичности, причём, это касается практически всех элементов: как самого затвора, так и корпуса. Далее заметим, что клиновые задвижки обладают изрядным весом и солидными габаритами, а также часто ломаются, что приводит к регулярному возникновению аварийных ситуаций.
Особенности шаровых кранов
Шаровые краны в сравнении с клиновыми задвижками представляют собой более новый тип запорной ТПА, хотя конструкции шарового крана уже более ста лет. Из названия нетрудно понять, что основной запорный элемент в этих кранах имеет форму шара.Практическое применение такой конструкции показывает себя с гораздо более выгодной стороны, чем задвижка. Также следует отметить, что современные шаровые краны значительно более герметичны, чем клиновые задвижки. Дело в том, что производителям удалось решить проблему всех шаровых кранов прошлого (недостаточную герметичность), при использовании современных материалов. Седло современного шарового крана изготавливается из полимерных композиций, а не из металла, как это было раньше. Кроме того, такое решение позволило попутно и значительно облегчить управление краном, так как теперь не приходится прилагать значительных усилий для изменения положения запорного элемента. Следующей особенностью шаровых кранов является компактная конструкция, что также выгодно отличает шаровой кран от клиновой задвижки. Особенно это касается систем жилищно-коммунального хозяйства, однако и в достаточно крупных трубопроводах шаровые краны по габаритам значительно выигрывают у клиновых задвижек. На данный момент производители предлагают шаровые краны, выполненные из сталей, чугуна, латуни и пр. материалов.
Латунные краны нельзя использовать в системах, где температура среды превышает +100 градусов и они не слишком хорошо себя показывают и при минусовых температурах. Кроме того, латунные шаровые краны выполняются небольшими по диаметру (обычно не более 50 мм).
Стальной шаровой кран справится с температурой +200 градусов и будет работать при -50 градусах Цельсия, что делает его незаменимым в системах перекачивания сред в условиях севера. К преимуществам стальной арматуры отнесём и увеличенный диаметр проходного отверстия. Но есть и один недостаток — это цена шарового крана. В ситуации экономии бюджета, есть большое искушение сделать выбор, основываясь на цене. Но и в этом случае, рациональное сравнение должно быть основано не на цене приобретения, а на «совокупной стоимости владения» оборудованием, в нашем случае шаровым краном или задвижкой. Если стоимость шарового крана в среднем выше стоимости задвижки аналогичного диаметра в 2 раза, то его полный срок службы выше в 4 раза.
Какой шаровый кран выбрать?
Несмотря на все преимущества современной арматуры, очень важен фактор — насколько взаимозаменяемы устаревшие чугунные задвижки и шаровый кран. Чтобы не создавать трудности в дальнейшей эксплуатации трубопровода, насколько быстро и эффективно возможно заменить арматуру? Поэтому важно понимать какие именно шаровые краны лучше задвижек, то есть какие свойства должна иметь арматура, чтобы заменить старые задвижки на действующих трубопроводах? Рассмотрим данные свойства:
1. Строительная длина шарового крана (L=….мм)
При ремонте трубопровода, где установлены стальные или чугунные задвижки, важную роль играет строительная длина шарового крана. Если правильно выбрать шаровой кран, то можно избавиться от дополнительных монтажных работ, которые не всегда удобны или невозможны из-за особенностей технологии и условий безопасности. Применяемые в России стандарты строительных длин для задвижек и шаровых кранов – различаются, также различаются строительные длины шаровых кранов различных отечественных и зарубежных производителей. Но оптимальный выбор все-таки существует – некоторые российские производители учитывают «национальные особенности» коммунальных трубопроводов и производят шаровые краны, руководствуясь стандартами строительных длин для задвижек (например полнопроходной шаровый кран LD для газа , стандартнопроходной шаровый кран LD для газа.) Такие краны полностью соответствуют заменяемой задвижке. При монтаже нового трубопровода, выбор строительной длины крана более независим. Но не помешает уверенность,что строительная длина используемой арматуры не является эксклюзивной и при необходимости замены через несколько лет не придется искать одного единственного производителя шарового крана с уникальной строительной длиной. При использовании шарового крана, очень часто строительная длина оказывается тесно зависимой от другого важного параметра арматуры – условного прохода.
2. Полный и неполный (стандартный) проход
Выбор полного или неполного (стандартного) шарового крана зависит от условия работы конструкции в трубопроводной системе и ее допустимого гидравлического сопротивления. Можно выделить два наиболее характерных случая: когда конструкция устанавливается на магистральной линии с большим расходом среды, необходимо иметь арматуру с малым гидравлическим сопротивлением во избежание больших энергетических затрат на транспортировку среды, особенно жидкой, но в тупиковых позициях допустимо применять арматуру, имеющую повышенный коэффициент гидравлического сопротивления.
Наибольшие энергетические потери будут создаваться в трубопроводах, в которых жидкости перемещаются с большой скоростью. В этих условиях необходимо использовать краны, имеющие малые значения коэффициента гидравлического сопротивления. Ориентировочные значения коэффициента для различных типов кранов: полнопроходные — 0,1-0,4; неполнопроходные — 0,4-1,6.
Большинство шаровых кранов известных зарубежных брендов производятся по стандартам, отличающимся от арматурных стандартов, применявшихся в России и странах СНГ. Именно строительная длина крана является первым и самым очевидным отличием – шаровые краны зарубежного производства со строительной длиной «под задвижку» могут быть изготовлены производителем только под заказ. Стоимость и срок такого заказа неизбежно увеличивается. Следующее значительно отличающаяся характеристика импортной арматуры – эффективный проход крана. Большинство шаровых кранов зарубежного производства имеют редуцированный (стандартный) по отношению к присоединительному диаметру диаметр эффективного прохода.
Преимущества шаровых кран перед клиновыми задвижками
— шаровые краны могут быть изготовлены практически для любого диаметра;
— шаровые краны способны выдержать существенно больший уровень давления;
— температурный диапазон эксплуатации шаровых существенно больше, чем у клиновых задвижек;
— у шаровых кранов практически нет заклинивания и ими существенно легче управлять, задвижки же заклинивают довольно часто, особенно после того, как длительное время находятся в открытом либо закрытом положении;
— более высокая герметичность шаровых кранов;
— шаровые краны являются универсальными, тогда как клиновые задвижки в большинстве случаев используются только на воду;
— шаровые краны в сравнении с клиновыми задвижками имеют более компактные размеры и меньший вес;
— шаровые краны служат намного дольше, существенно реже выходят из строя и более надежны, чем клиновые задвижки;
— клиновые задвижки нуждаются в регулярном осмотре и обслуживании, шаровые краны не нуждаются в постоянном контроле состояния;
— клиновые задвижки могут применяться только в качестве запорной трубопроводной арматуры, а шаровые краны могут эксплуатироваться как запорная так и запорно-регулирующая ТПА.
Источник
ℹ️ Чем отличается задвижка от крана шарового, отличие крана от задвижки — Armashop.ua
Задвижка и кран — основные составляющие компоненты промышленной трубопроводной арматуры. Их отсутствие делает невыполнимой нормальную организацию производства и безопасное использование рабочих агрегатов. Изделия исполняют схожие функции: регулировку, закрытие и открытие потока рабочей среды, но имеют эксплуатационные расхождения. Чтобы понять, чем отличается задвижка от крана, следует детально разобраться с каждым типом изделий.
Особенности задвижки и крана
Разница между задвижкой и краном видна даже невооруженным глазом, достаточно взглянуть на внешнее строение. Разберемся с устройством каждого типа арматуры.
Задвижки
Первое, чем отличается задвижка от крана — составом металла корпуса. Так, для первого типа арматурных изделий характерны 3 вида материалов.
- Чугунные — имеют фланцевое присоединение. Применяются в трубопроводах с водой, вязкими и неагрессивными веществами.
- Стальные — более пластичны, чем чугунные. Применяются во всевозможных сферах производства, однако, обладают ограничениями значений температуры и давления для сильно окисляющих жидкостей и газов.
- Латунные — преимущественно внедряются на трубопроводах воды с температурой не выше +130 градусов. Сила потока не должна превышать 1,6 МПа.
По способу монтажа к трубопроводу или рабочему агрегату задвижки бывают:
- фланцевые — устанавливаются на всех типах трубопроводов;
- резьбовые — могут монтироваться в случае диаметра трубы не более 100 мм;
- сварные — могут реализовываться на всех типах трубопроводов.
Краны шаровые
Принципиальное отличие задвижки от шарового крана в том, что последний не имеет движущихся вверх и вниз элементов. Это снижает изнашиваемость уплотнителей, увеличивая срок службы изделия.
По материалу корпуса шаровые краны подразделяются на:
- Стальные — проход изделий имеет диапазон 15–600 мм; температура среды менее 210 градусов, а сила — 160 бар;
- Чугунные — отличаются применением для воды, гликоля, водяного пара, воздуха, нефтепродуктов и другой слабоагрессивной среды;
- Нержавеющая сталь — используются, когда осуществляется транспортирование состава с повышенными коррозионными свойствами или при требовании поддержания высокой чистоты технологического процесса;
- Латунные — арматура устанавливается в нейтральной среде, с рабочей силой воздействия до 4 МПа и температурой до 150 градусов;
- Бронзовые — отличаются повышенной стойкостью к химическим реагентам, однако, параметрические ограничения схожи с латунными кранами.
По типу соединения шаровые краны бывают:
- фланцевые;
- сварные;
- резьбовые;
- комбинированные, где предусмотрены различные типы монтажа.
Особенности применения шарового крана и задвижки
Основная разница между задвижкой и краном в том, что первая может применяться в качестве запорного органа, а второй — запорно-регулирующего.
К главным достоинствам монтажа задвижек относится:
- низкий уровень сопротивления потоку;
- установка в трубопроводах, транспортирующих агрессивные вещества;
- способность нормально функционировать при температуре 450 градусов;
- сила воздействия среды может достигать 25 МПа;
- широкое разнообразие диаметров 50–1200 мм.
Несмотря на явные преимущества задвижек, их использование в качестве регулирующего органа ошибочно. Это связано с внутренним строением арматуры.
Так, монтаж задвижек на трубопроводах с транспортируемые агрессивными веществами, требующими регулировки потока, приводит к неприятным последствиям.
- Быстрый износ щечек в случае неполного закрытия или открытия устройства, в результате которого задвижка «не держит».
- Постоянная нагрузка на сальниковое уплотнение, дополняющаяся частыми перемещениями штока, приводит к протечкам. Такая ситуация недопустима в работе с кислотами.
- Частое перетягивание обслуживающим персоналом задвижки провоцирует обрыв щечек. Возобновления их положения требует остановки технологического процесса и полного разбора арматуры.
Шаровые краны отличаются следующими преимуществами
- широкой температурной вилкой рабочей среды — от –60 до +200 градусов;
- диаметром прохода от 10 мм и выше;
- рабочее давление может достигать 16 МПа;
- возможность регулировки потока рабочей среды.
Шар внутри корпуса крана плотно прилегает к уплотнительным кольцам, поэтому сальники штока защищены от воздействия среды, что существенно увеличивает их срок службы. Монолитность корпуса арматуры отличается высокой герметичностью, протечки случаются лишь по причине его коррозии.
Что лучше — задвижка или шаровый кран?
Выбор конкретного типа арматуры зависит от особенностей ее эксплуатации. Зная, чем отличается задвижка от крана, можно выбрать оптимальное решение для конкретного производства. Однако, наиболее уместным выбором для большинства случаев будет кран шаровый, обладающий явными преимуществами как по экономичной, так и эксплуатационной целесообразности.
Поделиться
Твитнуть
Telegram
Источник
Какой кран лучше: шаровый, вентиль, задвижка или пластиковый
Водозапорная арматура, используемая в быту, имеет широкое понятие. К этому виду относятся даже водозапорные устройства в смесителях и в клапанах бачка унитаза, но все-таки принцип работы следует изучить на водозапорной арматуре бытового водопровода. В этом материале поговорим о том, какой кран лучше: задвижной, вентильный или шаровый.
Показатели популярности использования водозапорных устройств
Применение такой арматуры в быту очень распространено, но ответить на вопрос, какое устройство (задвижка, вентиль, шаровый кран) лучше, практически нельзя. Это зависит от системы, в какой оно устанавливается и способа эксплуатации. Каждое устройство имеет свои плюсы и минусы. Они обязательно должны учитываться при установке в конкретную монтажную схему. Одно устройство может подходить идеально, а другие не оправдают ожидания.
До появления шарового крана в водопроводе применялись задвижки и вентильные клапаны.
Кран-задвижка
Устройство работает таким образом. При повороте маховика проход жидкости перекрывается перпендикулярно располагаемым затвором. Этот вид широко используется в водопроводном хозяйстве до сих пор там, где есть необходимость перекрывать большие потоки воды в трубах с большим диаметром, а в быту реже. Срок службы задвижки зависит от конкретной конструкции и составляет 10-20 лет, а эксплуатационный срок (до выхода из строя) может составлять 2-3 тысячи циклов.
Споры о способах эксплуатации задвижки ведутся и сегодня. Одни утверждают, что она должна служить запорно-регулирующим целям, а другие, что ее следует держать либо закрытой, либо открытой, так как износ при постоянной работе неминуем. Даже наполовину открытая (закрытая) задвижка поддается действию абразивных веществ (взвешенных в воде материалов) песка и других твердых частиц, которые приводят к образованию царапин, выемок и других мелких повреждений. Появившиеся изъяны уменьшают сопряжение запорного узла. Исключение составляют задвижки с обрезиненным клином, но их выпуск ограничен использованием в трубах большого диаметра, а используемые в быту (1/2-1 дюйм) имеют затворку из латуни.
При продаже в характеристике таких изделий значится, как запорно-регулирующая арматура. Поэтому можно говорить о том, что задвижной кран можно держать в полуоткрытом состоянии.
Такой вид запорного устройства жидкости имеет свои плюсы и минусы. Плюсы представлены следующими качествами:
- малая гидравлическая сопротивляемость, способствующая не уменьшению используемого диаметра;
- полнопроходимость устройства (без изгибов и поворотов, создающих завихрения);
- небольшая эксплуатационная длина;
- ремонтопригодность.
Минусы, ощутимые при эксплуатации, таковы:
- потеря герметичности вследствие засорения (удаляется прочисткой сидельных поверхностей);
- появление течи из-под штока (устраняется подтяжкой сальниковой гайки или заменой одноименной прокладки, если она отыщется в продаже);
- большая высота, не позволяющая осуществить установку задвижки в помещениях с ограниченной высотой);
- полное закрытие-открытие изделия достаточно длительно по времени (требует не одного поворота маховика);
- ограниченный ассортимент (изготавливают всего несколько заводов-производителей).
Рассматривая задвижку, как элемент применения в быту, можно говорить о ней, как о гиганте среди лилипутов. А применение такого устройства в коммунальном хозяйстве и промышленности, где используются трубы большого диаметра, оправдано.
Вентиль или запорный клапан
Вентиль можно назвать братом задвижки. В действие приводится устройство поворотом моховика, что передает импульс шпинделю, который приходит в поступательное движение и на другом конце закрывается золотник, оборудованный прокладкой. Если вентиль закрывается, то доходя до нижнего положения, упирается в седло, в результате чего перекрывается (запирается) жидкость. Отсюда и происходит название — запорный клапан. Запорные клапана широко применяются в водных и топливных системах. Они являются запорно-регулирующими и представлены широко внешним видом и конструкцией. Срок службы варьирует от 20 до 30 лет из-за качества материалов и особенностей эксплуатации. Износ наступает тогда, когда будет пройдено 8 тысяч циклов закрыто-открыто.
Устройства тоже имеют свои достоинства и недостатки. Достоинства определяются его эксплуатационными характеристиками:
- плавное регулирование водяного потока
- ремонтопригодность (замена прокладки золотника или сальниковой прокладки с ее подтяжкой);
- наличие меньшего количества трущихся деталей, что обеспечивает вентилю повышение срока эксплуатации;
- применение вентилей при регулировании потока воды на несколько объектов (без них просто не обойтись) водо и теплоподачи.
Недостатки характеризуются уменьшением эксплуатационных свойств из-за:
- увеличенного гидравлического сопротивления, создающего застойную зону, где могут скапливаться взвешенные частицы, что может вызывать преждевременный износ и коррозию;
- выхода из строя прокладки золотника (отрыв потоком жидкости, залипание, усыхание), что ведет к частому ремонту;
- необходимости поддержания вентильного устройства в рабочем состоянии для чего следует хотя бы раз в год полностью его открывать или закрывать, если нагрузка в работе длительно отсутствовала.
Исключением из правил служит здесь прямоточный вентиль с наклонным шпинделем, где создается меньшее сопротивление в гидравлике. Этому служит развернутое расположение седла к потоку жидкости.
Шаровый кран
Пальма первенства в применении среди запорных устройств принадлежит шаровому крану. Многие мастерах их считают по праву лучшими. Несмотря на его существование более ста лет, он вырвался в передовики благодаря использованию новейших уплотнителей. Запорный элемент в форме шара. Шар через шток соединен с рычагом и при действии на рычаг движение шара устанавливает запорное устройство (выемка в самом шаре) в нужное положение «закрыто или открыто».
Шаровые краны бывают:
- проходные (проход жидкости через кран равен потоку жидкости из-за равенства диаметра в трубе и кране) с отсутствием гидравлического сопротивления;
- редуцированные, где диаметр прохода через кран меньше отверстия трубы подачи воды, где происходит смена сопротивления (применяется в системах, где не особо важно наличие такого сопротивления).
Применяются шаровые устройства в водо, тепло, газоснабжении. Особенно он потеснил своим применением в водоснабжении своих собратьев – задвижку и вентиль. Использование крана имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества выражены следующими качествами:
- универсальность, применение во всех сферах, где по трубам проходят жидкостные вещества;
- многообраие, выраженное разными видами (с внешней и внутренней резьбой) и конфигурацией, разборностью и возможностью соединения в любом сочетании с деталями и встраиваемыми фильтрами;
- практичность и долговечность (срок службы до 50 лет) с 25 тысячным циклом эксплуатации;
- малые габариты, что позволяют применять его в разных системах и помещениях;
- быстрота открытия-закрытия устройства;
- перекрытие потока за четверть оборота (собратья таким свойством не обладают).
Шаровые краны имеют такие недостатки :
- ограниченность его применения в водопроводах обусловлено тем, что такие краны не являются регулирующими в полной мере. Внутренние шары, при неполном повороте, позволяют мусору забивать образующиеся при этом щели и способствуют разгерметизации и износу запорного устройства;
- невысокая морозостойкость (остатки жидкости в кране могут замерзнуть) и привести в негодность кран, чего нельзя сказать о других видах описанных здесь;
- рекомендуемое открывание-закрывание крана по причинам, как и у вентиля.
Пластиковый или металлический кран
С приходом полипропиленовых труб на рынок, стали активно продвигаться полипропиленовые краны. Они предлагаются, как дешевая альтернатива латунным. Любой пластик при постоянном температурном воздействии способен в короткие сроки прийти в негодность. Это важно учитывать при покупке пластиковых кранов.
Зачастую полипропиленовые краны соединяются с трубой методом сварки. После того, как кран выйдет из строя, понадобится отрезать трубу и вварить туда новый кран. С металлическими кранами все иначе. Нужно выкрутить один и поставить другой.
В вопросе выборе лучшего крана помните, что латунный кран всегда надежнее любого пластика.
Выводы и полезное видео
Учитывая, что все запорные устройства, хоть и однотипны, все-таки они имеют между собой различия. Каждое из них обладает своими преимуществами и недостатками, которые могут отсутствовать у других. При проектировании водоснабжающих и теплообеспечивающих систем в быту целесообразно применять виды запорных устройств, способных решить поставленные задачи. В быту лучшим краном будет шаровый, в других задачах возможно выиграют задвижной и вентильный.
Читайте так же:
Источник