Можно ли использовать учебники старше 5 лет
Содержание статьи
Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 мая 2018 г. № 08-1211 “Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности”
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее — ФГОС), образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.
Согласно статье 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее — федеральный перечень учебников), утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 (в редакции от 8 июня 2015 г. № 576, от 28 декабря 2015 г. № 1529, от 26 января 2016 г. № 38, от 21 апреля 2016 г. № 459, от 29 декабря 2016 г. № 1677, от 8 июня 2017 г. № 535, от 20 июня 2017 г. № 581, 5 июля 2017 г. № 629);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее — перечень организаций), утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699.
Обращаем внимание, что с 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень учебников, представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.
Кроме того, образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования и допускает их к использованию (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).
Термины и определения понятий, употребляемых в области книгоиздания, определены Межгосударственным стандартом (ГОСТ 7.60-2003 введен постановлением Госстандарта России от 25 ноября 2003 г. № 331-ст), в соответствии с указанным стандартом под учебным пособием понимается учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. К учебным изданиям данный ГОСТ относит: учебник, букварь, учебное пособие, учебно-методическое пособие, учебное наглядное пособие, рабочую тетрадь, самоучитель, хрестоматию, практикум, задачник, учебную программу, учебный комплект.
Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательной организации.
В образовательных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, сложилась многолетняя практика использования рабочих тетрадей. Рабочие тетради в целом с учебником составляют учебно-методический комплект и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обучающихся по различным предметам.
Необходимо обратить внимание на недопустимость приобретения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, и учебных пособий, выпущенных организациями, не входящими в перечень организаций.
Прошу довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Директор Департамента | А.Е. Петров |
С 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень, представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.
Образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования, и допускает их к использованию.
Рабочая тетрадь — это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательной организации.
В российских образовательных организациях сложилась многолетняя практика использования рабочих тетрадей. Они в целом с учебником составляют учебно-методический комплект и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обучающихся по различным предметам.
Нельзя приобретать за счет бюджетных ассигнований учебники, не включенные в федеральный перечень, и учебные пособия, выпущенные организациями, не входящими в специальный перечень.
Источник
Актуальные вопросы по учебникам, учебным пособиям и рабочим тетрадям
ИЦ РАО «Библиотека им. К.Д. Ушинского» в период проведения работ по закупке учебников, учебных пособий и рабочих тетрадей на 2017-18 учебный год подготовил ответы на часто задаваемые вопросы.
Какими нормативными документами регламентируются вопросы обеспечения учебниками и учебными пособиями?
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 8. (п. 3, п. 6, п. 10), статья 18 (п. 1; п. 2; п. 4 ч.1, 2), статья 28 (п. 3 ч. 9), статья 35 (п. 1, п. 2), Статья 47 (п. 4).
В чьих полномочиях находится вопрос обеспечения учебниками и учебными пособиями?
Согласно ст.8 273-ФЗ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Субъект – организует обеспечение всех общеобразовательных организаций, реализующих аккредитованные образовательные программы, которые действуют на территории субъекта учебниками и учебными пособиями. А муниципальные и государственные образовательные организации участвуют финансово. Частные образовательные организации организуют обеспечение учебниками своих школ самостоятельно за те деньги, которые через субсидии приходят из региона.
Какова норма обеспеченности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося?
Согласно ФГОСам всех уровней школьного образования (п. 27) норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: — не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования; — не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.
Какими учебниками и учебными пособиями можно пользоваться в образовательной деятельности?
Согласно ст. 18 и ст.28 273-ФЗ школа самостоятельно формирует список учебников и учебных пособий в соответствии со своей образовательной программой. В данный список могут быть включены только учебники, входящие в ФПУ и учебные пособия, изданные организациями, входящими в перечень организаций, утвержденный Приказом от 09 июня 2016 г. № 699.
В чем разница между учебниками и учебными пособиями?
Учебники – это учебные издания, включенные в Федеральный перечень учебников которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования; Учебные пособия – это те учебные издания, которые изданы организациями, включенными в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ от 09 июня 2016 г. № 699).
Какие документы регламентируют содержание образования конкретной школы?
Это 2 документа, утвержденные приказом директора школы: 1) образовательная программа и 2) Список учебников и учебных пособий, которые обеспечивают реализацию данной конкретной программы.
Можно ли использовать учебные пособия и рабочие тетради, не входящие в список учебников и рабочих пособий, утвержденных школой?
Если учебное пособие не включено в данный список, значит это учебное пособие не является обязательным. Оно является факультативным, и может использоваться для дополнительного самостоятельного изучения
Можно ли использовать учебники и учебные пособия других организаций, не включенных в перечень?
Да, но только не как обязательное, которое приобретается за счет бюджета, а как факультативное. А по-хорошему, конечно, те учебные пособия, которые обеспечивают организацию ваших курсов по выбору, ваших элективов, ваших факультативов, должны быть включены или в ФПУ, или быть выпущенными издательствами, входящими в соответствующий перечень.
Если издательство, входящее в перечень организаций, закрепленный приказом, было реорганизовано в текущем учебном году, могут ли учебники этого издательства оставаться в списках учебников и учебных пособий школ?
Да, могут оставаться до их фактического износа, при условии, что они соответствуют образовательной программе конкретной школы.
Какие приказы формируют действующий Федеральный перечень учебников?
Приказ Минобрнауки от 31 марта 2014г. «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и приказы № 1529 от 28.12.2015г., № 576 от 08.06.2015г., № 38 от 26.01.2016г., № 459 от 21.04.2016г., № 1677 от 29.12.2016г., № 535 от 08.06.2017г., № 581 от 20.06.2017г., № 629 от 05.07.2017 г. о внесении изменений в Федеральный перечень учебников
Можно ли пользоваться учебниками, которые не были включены в действующий ФПУ (например Английский язык, 2-11 классов, автора Биболетова М.З., издательство «Титул»)?
Можно ли пользоваться учебниками, которые были исключены из ФПУ?
Да, можно в установленные законодательством сроки. Эти сроки указываются в начале приказа, которым соответствующий учебник исключен из ФПУ. Обычно этот срок 5 лет. Такое решение принимается Научно-методическим советом для каждого конкретного случая. Если в приказе формулировка о сроке использования учебника отсутствует, значит исключенный учебник нельзя использовать в образовательной деятельности с момента вступления приказа в силу.
Какой срок фактического использования учебников в школах?
Библиотечный фонд образовательной организации обновляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральным перечнем учебников. Проведение системной работы по списанию учебных пособий и учебников из библиотечного фонда образовательной организации, в том числе и по причине частичной либо полной утраты потребительских свойств, ветхости, дефектности, устарелости по содержанию, непрофильности относится к компетенции образовательной организации.
Таким образом, использование учебников из федерального перечня возможно до внесения изменений в федеральный перечень учебников или до полной утраты потребительских свойств учебника.
Имеют ли право образовательные организации заключать договор о сотрудничестве с издательствами по апробации учебников, которых нет в Федеральном перечне и соответственно не прошедшими экспертизы?
Нет, не имеют. В действующем законодательстве подобная возможность для школ не закреплена. Для освоения образовательной программы могут быть использованы только учебники ФПУ или учебные пособия, изданные организацией, входящий в Перечень организаций в соответствии с приказом Минобрнауки России № 699. (при этом они должны иметь статус учебного пособия, а значит пройти определенные экспертизы).
Может ли рабочая тетрадь приобретаться родителями?
Если рабочая тетрадь включена в список учебников и учебных пособий, необходимых для освоения основной образовательной программы образовательной организации, то она обязательна к изучению и должна приобретаться только за счет бюджетных средств. Если рабочая тетрадь не указана в данном списке – она является не обязательной к изучению. В данном случае школьные библиотеки ее не закупают и не выдают. Учителя могут лишь порекомендовать родителям купить ее детям только для самостоятельного изучения дома, но ни в коем случае не имеют право требовать ее обязательной покупки за счет средств родителей и использовать ее на своих уроках.
Источник
О сроке использования учебников
О сроке использования учебников
Категория: Библиотека
Обновлено 09.11.2017 10:39
Создано 09.11.2017 10:39
Автор: Администратор сайта МБУ 23
Просмотров: 11728
О нормативном сроке использования учебников
Согласно статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Федеральный перечень учебников, рекомендуемый к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — Федеральный перечень), включает в себя перечни учебников, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Учебники включаются в Федеральный перечень по результатам экспертизы.
Порядок формирования Федерального перечня, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 года № 1047 утвержден порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации и имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее — Порядок).
Порядок определяет:
структуру федерального перечня учебников;
основания и процедуру включения учебников в федеральный перечень учебников;
критерии и порядок проведения экспертизы учебников;
форму экспертного заключения;
основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.
В соответствии с пунктом 2 Порядка в Федеральный перечень учебников включаются следующие сведения об учебнике:
порядковый номер учебника;
наименование учебника;
класс;
автор/авторский коллектив;
наименование издателя(ей) учебника;
адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства);
язык издания (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);
информация об использовании учебника при реализации адаптированных образовательных программ.
Пунктом 3 Порядка определено, что в федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее — Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие следующим требованиям:
а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление;
б) представленные в печатной форме, полученной печатанием или тиснением, полиграфический самостоятельно оформленные, и электронной форме, представляющей собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника;
в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания;
г) имеющие инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.
Согласно пункту 25 Порядка учебник исключается из федерального перечня учебников по следующим основаниям:
при выявлении в содержании учебника информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей (ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 1, ст. 48; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658; № 26, ст. 3208; № 27, ст. 3477).
при отзыве учебника из обращения заказчиком экспертизы (по заявлению);
при обнаружении фактов не соответствия учебника требованиям пункта 3 Порядка;
при обнаружении в экспертном заключении выводов, не соответствующих содержанию учебника;
при не предоставлении в установленные сроки положительного экспертного заключения, предусмотренного в пункте 24.1 Порядка.
Пунктами 26-29 Порядка установлено, что вопрос об исключении учебника из федерального перечня учебников рассматривается на заседании Совета, который принимает решение рекомендовать или не рекомендовать исключить учебник из Федерального перечня. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в федеральный перечень учебников соответствующих изменений.
В соответствии с пунктом 24 Порядка приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 утвержден федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Пунктом 3 названного приказа установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из:
федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год;
федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год.
Срок использования учебников и учебных пособий, приобретенных в соответствии с действующим Федеральным перечнем, не установлен.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (далее — Закон 78-ФЗ) библиотека — это информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона 78-ФЗ в соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются основные виды библиотек, к которым относятся библиотеки образовательных организаций.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона 78-ФЗ библиотеки обеспечивают учет, комплектование, хранение и использование документов, входящих в состав библиотечных фондов, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры. Рукописные документы, входящие в библиотечные фонды, являются составной частью Архивного фонда Российской Федерации.
Приказом министерства культуры Российской Федерации от 8 октября 2012 года № 1077 утвержден порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда (далее — Порядок учета библиотечного фонда).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Порядка учета библиотечного фонда учет документов библиотечного фонда является основой отчетности и планирования деятельности библиотеки, способствует обеспечению его сохранности.
Учет включает регистрацию поступления документов в библиотечный фонд, их выбытия из фонда, итоговые данные о величине (объеме) всего библиотечного фонда и его подразделов, стоимость фонда.
Пунктами 5.1 — 5.1.1 раздела V Порядка учета библиотечного фонда установлено, что исключение документов из библиотечного фонда допускается по следующим причинам: утрата, ветхость, дефектность, устарелость по содержанию, не профильность.
Не профильность документов устанавливается на основе Профиля комплектования фонда или иного нормативного документа, утверждаемого руководителем библиотеки. По причине не профильности могут исключаться из фонда документы, не комплектуемые библиотекой (при отказе от комплектования отдельных категорий документов), излишне дублетные экземпляры, замененные более полными по содержанию, лучшими по оформлению, физическому состоянию изданиями; по истечении срока хранения документов, при низком уровне читательского спроса, при несоответствии электронных документов техническому и программному обеспечению библиотеки.
Исключение документов по причинам устарелости по содержанию, не профильности (малоспрашиваемые), а также по причинам ветхости и дефектности не допускается по отношению к единственным экземплярам документов постоянного (бессрочного) хранения.
В соответствии с пунктами 8.1 — 8.2 Порядка учета библиотечного фонда организация работы с документами по учету библиотечного фонда осуществляется по правилам ведения делопроизводства.
Сроки хранения документов устанавливаются в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 года № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».
Рекомендуемые ранее сроки использования учебников и учебных пособий в общеобразовательных учреждениях в пределах четырех лет, указанные в методических рекомендациях по применению «Инструкции об учете библиотечного фонда» в библиотеках образовательных учреждений (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 августа 2000 года № 2488) признаны утратившими силу и не подлежат применению.
Таким образом, вышеуказанные нормативно-правовые акты не содержат норм права, определяющих списание учебников и учебных пособий, входящих в действующий Федеральный перечень из библиотечного фонда общеобразовательных организаций в связи с окончанием срока использования.
Источник