Можно ли использовать учебник биболетовой

Содержание статьи

Рискованный английский

Чтобы дать детям возможность все школьные годы учиться по одной методике, учителям нужно опираться только на качественные, всесторонне проверенные линейки учебников.

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

В прошедшем учебном году Минобрнауки России провело очередную ревизию Федерального перечня учебников для школ. В новый список, который будет действовать в ближайшие три года, не попало больше тысячи учебников, по которым раньше работали учителя. Были протесты авторов и издателей в СМИ, были судебные иски. Однако все суды Минобрнауки выиграло и Федеральный перечень пересмотрен не был.

Министерство образования и науки утверждает — новая система оценки учебников, когда кроме экспертизы Российской академии наук и Российской академии образования была организована еще и общественная экспертиза, позволяет обеспечить школы качественными книгами.

Новые учебники школы имеют право закупать, только если они вошли в Федеральный перечень. Книгами прежних лет выпуска, не вошедших в перечень, можно пользоваться в течение пяти лет — до их полного износа. Понятно, почему такая норма существует — не будут же школы выбрасывать учебники, закупленные годом раньше, не по-хозяйски это. Да и «перепрыгивать» с книг одного автора на другие во время учебы как-то не очень удобно. Но вот вопрос: всеми ли учебниками, еще лежащими на библиотечных полках, стоит и — главное — удобно пользоваться?

Линейка не полная

Например, одна из линеек учебников, не попавшая в новый Федеральный перечень, — «Английский язык» под редакцией М. Биболетовой (Enjoy English — «Английский с удовольствием»). Права на учебники из этой линейки для 2-х, 5 — 8-х и 11-х классов принадлежат известному издательству, а права на учебники для 3-х, 4-х, 9 — 10?х классов у него недавно закончились. Выпуск этих книг прекращен. У авторов были планы выпустить их в другом издательстве, изменив художественное оформление и сохранив содержание. Но на сегодня конкретные решения не приняты. То есть из линейки «уверенно себя чувствуют» только учебники для шести классов вместо десяти — неполная линейка.

Уже весной этого года учителя и родители в социальных сетях начали интересоваться, стоит ли дальше работать по учебникам Биболетовой. Издательство, которое взялось напечатать новые книжки, обещало, что все будет хорошо, утверждая, что перечень — документ рекомендательный, а значит, отсутствие в нем учебника не означает запрета на его использование в школах. А это, конечно же, не так. В данном случае слово «рекомендованный» предполагает, что другие учебники в школу поступать не могут. Запрещено и пользоваться учебниками, когда они не представляют собой полный учебно-методический комплекс (УМК) — то есть когда книги для одного класса уже напечатаны, а для другого их еще нет.

Кроме того, УМК предполагает целый набор учебных пособий для ученика и методических пособий для учителя. В случае с английским языком это книги для учителя, рабочие тетради, аудиоприложения и другие компоненты. Из-за разногласий авторского коллектива учебников Биболетовой с издательством есть угроза, что весь комплект того, что необходимо учителю для проведения качественного урока, выпускаться не будет.

К тому же учителя должны получать методическую и информационную поддержку — обычно ее осуществляют авторы при поддержке издательства. В существующей версии «Английского с удовольствием» такая поддержка осложняется опять же потому, что авторы не планируют продолжать работу вместе с издательством.

А как готовиться к ЕГЭ?

Мало того, учебники, претендующие на включение в перечень, проверяются экспертами в том числе и на соответствие государственным образовательным стандартам. Именно на их основе разрабатываются контрольно-измерительные материалы (КИМы) для ГИА в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м. Это значит, что подготовка к государственной итоговой аттестации по такому учебнику рискованна. Каждый год КИМы совершенствуются, опираясь на современные методики преподавания. Они ориентированы на то, чтобы максимально полно раскрыть уровень освоения учеником программы. И здесь, конечно, нельзя ошибиться в выборе основного учебника, который поможет в подготовке к экзаменам. Особенно тем, кто собирается поступать в вуз на гуманитарные специальности и хочет сдавать ЕГЭ по иностранному языку.

Английский язык — как главный язык международного общения — требует очень серьезной подготовки. А с 2020 года Единый госэкзамен по иностранному языку станет обязательным. И, конечно, готовиться к таким испытаниям нужно серьезно и по самым свежим, прошедшим все необходимые экспертизы учебникам.

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРО ЭЛЕКТРОННУЮ ВЕРСИЮ

Читайте также:  Можно ли прибор электромагнитной системы использовать для измерений

Есть и еще одна проблема с учебниками, не попавшими в перечень.

Дело в том, что все учебники, одобренные Минобрнауки, должны иметь электронную версию. А с 1 сентября 2015 года школы могут использовать как бумажные учебники, так и электронные (учителя по всей стране сейчас проходят повышение квалификации по работе с электронными учебниками). Как правило, учебники, не вошедшие в новый перечень, электронную версию не имеют. А если и имеют, то использовать ее на занятиях нельзя — она не прошла экспертизу.

На педагогических форумах по поводу учебников Биболетовой нет единого мнения. Одни учителя говорят, что с удовольствием пользовались бы им, если бы была полная линейка и УМК. Другие говорят, что это был не лучший учебник («программа ужасная, не учебник, а сплошные картинки»). И предлагают линейки других издательств, на которые с нового года школы планируют перейти.

У родителей также разные мнения: одних учебник устраивает, другие говорят, что по нему неудобно готовиться к урокам дома. А в старших классах материал излагается несистемно при достаточно четкой структуре языка, так что исключили его из Федерального перечня не случайно.

Все больше участников дискуссий в социальных сетях склоняются к выводу, что учебники, исключенные из перечня, не имеют перспектив в ближайшее время. Так что школам нужно переходить на устойчивые линейки, включенные в Федеральный перечень. Пусть даже переход на них для привыкших к прежним УМК связан с определенными сложностями: «Пусть уж сразу по полной линейке идут, дети предмет знать будут».

Тем более нужно учитывать, что перечень постоянно совершенствуется.

ЦИФРЫ

В Федеральном перечне на 2013/2014 год было 2985 учебников. В перечне 2014/2015 года, который будет действовать на протяжении трех лет, осталось 1365 учебников.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ

Придерживайтесь Федерального перечня

Федеральный перечень был принят на ближайшие три года. Но, несмотря на это, не так давно состоялся Научно-методический совет по учебникам Минобрнауки, на котором еще несколько учебников были исключены из этого документа. Это были учебники, авторы которых не устранили замечаний экспертов, сформулированных годом раньше.

Так что, чтобы не сбивать детей, дать им возможность все школьные годы учиться по одной методике, учителям, методистам, школьным администраторам нужно опираться только на качественные, всесторонне проверенные линейки учебников. Тогда и не будет переживаний по поводу того — ах, учились по одним книжкам, а теперь придется привыкать к другим.

Источник

Учебники и учебные пособия: ответы на вопросы

Обязательно печатная и обязательно электронная форма.
Соответственно, тот самый единый перечень не требует задваивания и
создания перечня по электронным формам потому, что каждый учебник,
внесенный в ФПУ существует в двух формах. 

Какими нормативными документами регламентируются вопросы обеспечения учебниками и учебными пособиями?

В чьих полномочиях находится вопрос обеспечение учебниками и учебными пособиями?

Согласно ст.8 273-ФЗ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Субъект
– организует обеспечение всех общеобразовательных организаций,
реализующих аккредитованные образовательные программы, которые действуют
на территории субъекта учебниками и учебными пособиями. А муниципальные
и государственные образовательные организации участвуют финансово.
Частные образовательные организации организуют обеспечение учебниками
своих школ самостоятельно за те деньги, которые через субсидии приходят
из региона.

Какими учебниками и учебными пособиями можно пользоваться в образовательной деятельности?

Согласно ст. 18 и ст.28 273-ФЗ школа самостоятельно формирует
список учебников и учебных пособий в соответствии со своей
образовательной программой. В данный список могут быть включены только
учебники, входящие в ФПУ и учебные пособия, изданные организациями,
входящими в перечень организаций, утвержденный Приказом от 09 июня 2016 г. № 699.

В чем разница между учебниками и учебными пособиями?

Учебники – это учебные издания, включенные в Федеральный перечень
учебников которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования;
Учебные пособия – это те учебные издания, которые изданы организациями,
включенными в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных
пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования (Приказ от 09 июня 2016 г. № 699).

Какие документы регламентируют содержание образования конкретной школы?

Это 2 документа, утвержденные приказом директора школы: 1)
образовательная программа и 2) Список учебников и учебных пособий,
которые обеспечивают реализацию данной конкретной программы.

Кем и как формируется список учебников и учебных пособий конкретной школы?

Cписок учебников и учебных пособий формируется образовательной
организацией самостоятельно для реализации выбранной образовательной
программы, закрепляется приказом директора образовательной организацией.
В данный список включаются учебники, входящие в состав ФПУ и учебные
пособия, изданные организациями, входящими в перечень соответствующих
организаций согласно законодательству.

Можно ли использовать учебные пособия и рабочие тетради, не
входящие в список учебников и учебных пособий, утвержденный школой?

Если учебное пособие не включено в данный список, значит это
учебное пособие не является обязательным. Оно является факультативным, и
мы не имеем права требовать с родителей приобретать его в обязательном
порядке за счет семейных бюджетов.

Может ли рабочая тетрадь приобретаться родителями?

Рабочая тетрадь – это учебное пособие, а значит должна приобретаться только за счет бюджетных средств.

Можно ли в списки учебников и учебных пособий школы, которые
утверждаются директором школы, включать учебные пособия, изданные
организацией не из перечня организаций, утвержденного приказом от 09
июня 2016 г. № 699?

Не можем. Мы не можем включать в список и финансировать учебные
пособия, которые изданы другими организациями. Только издательства,
которые прошли проверку, в разных организациях, в том числе в РАН, в
РАО, были включены в перечень организаций, т.е по сути эти организации
аккредитовало государство на издание этих учебных пособий.

Читайте также:  Можно ли использовать iphone как динамик для компьютера

Можно ли использовать учебники и учебные пособия других организаций, не включенный в перечень?

Да, но только не как обязательное, которое приобретается за счет
бюджета, а как факультативное. А по-хорошему, конечно, те учебные
пособия, которые обеспечивают организацию ваших курсов по выбору, ваших
элективов, ваших факультативов, должны быть включены или в ФПУ, или быть
выпущенными издательствами, входящими в соответствующий перечень.

Если издательство, входящее в перечень организаций, закрепленный
приказом, было реорганизовано в текущем учебном году, могут ли учебники
этого издательства оставаться в списках учебников и учебных пособий
школ?

Да, могут оставаться до их фактического износа, при условии, что
они соответствуют образовательной программе конкретной школы.

 Источник

Источник

Ситуация с учебником Биболетовой | АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ (малыши, младшие школьники)

Недавно ходила в школу к сыну на родительское собрание. Учительница нам сказала что с этого учебного года дети переходят на новый учебник английского языка. Вместо Биболетовой дети теперь будут изучать другой учебник. А тот якобы сняли с продаж. У кого нибудь была похожая ситуация? Кто знает с чем это связано. Учителя сами ничего не знают.

У меня похожая ситуация в школе у дочери. Как мне объяснили это связано с тем, что издательство Титул, которое издавало раньше «Enjoy English», ту самую Биболетову, не продлило договор с авторами и теперь не имеет права выпускать этот учебник. Из за этого теперь дети будут прыгать на другую программу. А вам кстати какой учебник сказали покупать?

Нам сказали что будем теперь учить английский язык по учебнику Кузовлева. Даже не знаю хорошо это или плохо. Просто ребенок привык учить язык по одной программе. А теперь по вине издательства эти переходы на другие учебники. Мы еще и Биболетову купили заранее.

Кузовлев это плохо( готовтесь товарищи родители.

Светлана, да не повезло вам. Кузовлев посложнее будет. Многие на него жалуются. Даже учителя. Мудреный он слишком. Мы вот на Spotlight переходим. Не знаю правда как дочь его воспримет. Поможем если что.

Проблемы с учебником из-за Федерального перечня. Туда не вошли учебники изд-ва «Титул». Хотя они были вполне удобными для российских школ, в том числе и по цене. У нас в школе Спотлайт, рабочие тетради к которому более чем в 2 раза дороже.

Диана, не только Титула. Перечень пересмотрели полностью и почти половину изданий оттуда исключили.

Ой, неужели учебник Биболетовой запретили) Слава Богу!

А мне лично этот учебник нравился. Неплохой был и дети к нему привыкли.

Он устарел давно. То что он не попал в Федеральный перечень лишний раз это доказывает.

Господи, эти учебники сейчас проблема номер один. Развелось авторов самоучек. И что в них печатают, ничего хорошего. Я тут читал что в одном учебнике наши унизительные высказывания об инвалидах.

Неужели? Интересно как это было преподнесено?

Ужас какой! И наши дети по ним учатся. Статья познавательная спасибо.

Вообще, нынешние школьные учебники выглядят, на мой взгляд, весьма архаично, не выполняют роль учебников и являются в значительной степени коммерческим продуктом, изготовленным в угоду заказчику. Полезно ли это детям или вредно?

Да чего же тут полезного? Надеюсь что все таки начнут думать об этом и что то исправят.

Сергей, не факт что все именно так как написано в вашей статье. Может быть это обычная утка, или как всегда раздули из мухи слона? Ну как тогда вы объясните что учебник с такими нарушениями попал в перечень? Ведь экспертиза проводится более двух лет?

Может быть он не проходил эту экспертизу. С этого года более тысячи изданий не попало в перечень по тем или иным причинам. Иван, вроде источник достоверный. Вряд ли это утка.

ДОРОГАЯ ОЛЬГА САМОЙЛОВА КУЗОВЛЕВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ ЭТО ОЧЕНЬ ПЛОХО ДЕТЯМ ПО НЕМУ ОЧЕНЬ ТРУДНО УЧИТСЯ ЕСЛИ ВЫ БЫ ПЕРЕШЛИ НА ЭТОТ УЧЕБНИК ВАМ НЕ ПОВЕЗЛО Я СМОТРЕЛ РАБ. ТЕТРАДЬ ЗА ВТОРОЙ КЛАСС ТАМ НЕТ ЗАДАНИЯ ПО АЛФАВИТУ УЖЕ ИДУТ ЗА ОКОНЧАНИЯ 2 КЛАССА А У БИБОЛЕТОВОЙ ИДУТ ЗАДАНИЯ ПО АЛФАВИТУ ТО ЧТО ИМЕННО ПОДХОДИТ ДЕТЯМ РАНО РАДУЕТЕСЬ

Источник

Актуальные вопросы по учебникам, учебным пособиям и рабочим тетрадям

ИЦ РАО «Библиотека им. К.Д. Ушинского» в период проведения работ по закупке учебников, учебных пособий и рабочих тетрадей на 2017-18 учебный год подготовил ответы на часто задаваемые вопросы.

Какими нормативными документами регламентируются вопросы обеспечения учебниками и учебными пособиями?

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 8. (п. 3, п. 6, п. 10), статья 18 (п. 1; п. 2; п. 4 ч.1, 2), статья 28 (п. 3 ч. 9), статья 35 (п. 1, п. 2), Статья 47 (п. 4).

В чьих полномочиях находится вопрос обеспечения учебниками и учебными пособиями?

Согласно ст.8 273-ФЗ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Субъект – организует обеспечение всех общеобразовательных организаций, реализующих аккредитованные образовательные программы, которые действуют на территории субъекта учебниками и учебными пособиями. А муниципальные и государственные образовательные организации участвуют финансово. Частные образовательные организации организуют обеспечение учебниками своих школ самостоятельно за те деньги, которые через субсидии приходят из региона.

Какова норма обеспеченности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося?

Читайте также:  Можно ли использовать лак для волос после кератинового выпрямления

Согласно ФГОСам всех уровней школьного образования (п. 27) норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: — не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования; — не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.

Какими учебниками и учебными пособиями можно пользоваться в образовательной деятельности?

Согласно ст. 18 и ст.28 273-ФЗ школа самостоятельно формирует список учебников и учебных пособий в соответствии со своей образовательной программой. В данный список могут быть включены только учебники, входящие в ФПУ и учебные пособия, изданные организациями, входящими в перечень организаций, утвержденный Приказом от 09 июня 2016 г. № 699.

В чем разница между учебниками и учебными пособиями?

Учебники – это учебные издания, включенные в Федеральный перечень учебников которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования; Учебные пособия – это те учебные издания, которые изданы организациями, включенными в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ от 09 июня 2016 г. № 699).

Какие документы регламентируют содержание образования конкретной школы?

Это 2 документа, утвержденные приказом директора школы: 1) образовательная программа и 2) Список учебников и учебных пособий, которые обеспечивают реализацию данной конкретной программы.

Можно ли использовать учебные пособия и рабочие тетради, не входящие в список учебников и рабочих пособий, утвержденных школой?

Если учебное пособие не включено в данный список, значит это учебное пособие не является обязательным. Оно является факультативным, и может использоваться для дополнительного самостоятельного изучения

Можно ли использовать учебники и учебные пособия других организаций, не включенных в перечень?

Да, но только не как обязательное, которое приобретается за счет бюджета, а как факультативное. А по-хорошему, конечно, те учебные пособия, которые обеспечивают организацию ваших курсов по выбору, ваших элективов, ваших факультативов, должны быть включены или в ФПУ, или быть выпущенными издательствами, входящими в соответствующий перечень.

Если издательство, входящее в перечень организаций, закрепленный приказом, было реорганизовано в текущем учебном году, могут ли учебники этого издательства оставаться в списках учебников и учебных пособий школ?

Да, могут оставаться до их фактического износа, при условии, что они соответствуют образовательной программе конкретной школы.

Какие приказы формируют действующий Федеральный перечень учебников?

Приказ Минобрнауки от 31 марта 2014г. «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и приказы № 1529 от 28.12.2015г., № 576 от 08.06.2015г., № 38 от 26.01.2016г., № 459 от 21.04.2016г., № 1677 от 29.12.2016г., № 535 от 08.06.2017г., № 581 от 20.06.2017г., № 629 от 05.07.2017 г. о внесении изменений в Федеральный перечень учебников

Можно ли пользоваться учебниками, которые не были включены в действующий ФПУ (например Английский язык, 2-11 классов, автора Биболетова М.З., издательство «Титул»)?

Можно ли пользоваться учебниками, которые были исключены из ФПУ?

Да, можно в установленные законодательством сроки. Эти сроки указываются в начале приказа, которым соответствующий учебник исключен из ФПУ. Обычно этот срок 5 лет. Такое решение принимается Научно-методическим советом для каждого конкретного случая. Если в приказе формулировка о сроке использования учебника отсутствует, значит исключенный учебник  нельзя использовать в образовательной деятельности с момента вступления приказа в силу.

Какой срок фактического использования учебников в школах?

Библиотечный фонд образовательной организации обновляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральным перечнем учебников. Проведение системной работы по списанию учебных пособий и учебников из библиотечного фонда образовательной организации, в том числе и по причине частичной либо полной утраты потребительских свойств, ветхости, дефектности, устарелости по содержанию, непрофильности относится к компетенции образовательной организации.

Таким образом, использование учебников из федерального перечня возможно до внесения изменений в федеральный перечень учебников или до полной утраты потребительских свойств учебника.

Имеют ли право образовательные организации заключать договор о сотрудничестве с издательствами по апробации учебников, которых нет в Федеральном перечне  и соответственно  не прошедшими экспертизы?

Нет, не имеют. В действующем законодательстве подобная возможность для школ не закреплена. Для освоения образовательной программы могут быть использованы только учебники ФПУ или учебные пособия, изданные организацией, входящий в Перечень организаций в соответствии с приказом Минобрнауки России № 699. (при этом они должны иметь статус учебного пособия, а значит пройти определенные экспертизы).

Может ли рабочая тетрадь приобретаться родителями?

Если рабочая тетрадь включена в список учебников и учебных пособий, необходимых для освоения основной образовательной программы образовательной организации, то она обязательна к изучению и должна приобретаться только за счет бюджетных средств. Если рабочая тетрадь не указана в данном списке – она является не обязательной к изучению. В данном случае школьные библиотеки ее не закупают и не выдают. Учителя могут лишь порекомендовать родителям  купить ее детям только для самостоятельного изучения дома, но ни в коем случае не имеют право требовать ее обязательной покупки за счет средств родителей и использовать ее на своих уроках.

Источник