Можно ли использовать трансформаторное масло в качестве топлива
Содержание статьи
Трансформаторное масло как топливо для дизелей… [Архив]
Просмотр полной версии : Трансформаторное масло как топливо для дизелей…
Снежочек
03.12.2007, 22:05
Сегодня услышал от одного человека странный рассказ… У него есть трактор (40-ка) и он утверждает, что весь прошлый сезон (лето) отъездил на ТРАСФОРМАТОРНОМ МАСЛЕ вместо соляры!!! Объясняет он это тем, что при переработке нефти сначала получается керосин, затем трансформаторное масло, затем только соляра. Посоветовал это ему один знакомый… Он говорит, что его трактор пёр на этом масле, как никогда и последствий для двигателя никаких! Вобщем суть вопроса — правда ли то что он говорит и если да, то можно ли в 514 дизель этого масла налить и ехать!?
Samson67
03.12.2007, 22:15
Если есть запасной двигатель — можно попробовать.
Альтернативные виды топлива для дизелей есть, к примеру — масло из чебуречной, но его надо обезвоживать и крутить ТНВД…
И — характеристики тракторного движка и 514 слегка различаются.
Снежочек
04.12.2007, 01:12
Если есть запасной двигатель — можно попробовать.
Альтернативные виды топлива для дизелей есть, к примеру — масло из чебуречной, но его надо обезвоживать и крутить ТНВД…
И — характеристики тракторного движка и 514 слегка различаются.
Я за что купил — за то продал! Он говорил про чистое масло — не использованное! Просто сейчас идёт зимняя соляра и она желтизной отдаёт и гуще летней — ИМХО масло и напоминает… Больше никто не читает эту ветку что ли…!? 🙁 Для точности больше мнений хотелось бы…
Udarnik-truda
04.12.2007, 01:17
Для точности больше мнений хотелось бы…
Наверно больше никому в голову не приходило так извращаться. И главное — зачем? 🙂
Samson67
04.12.2007, 01:23
Если так проблемно зимой — добавь в соляру керосина. Метод провереный и к убийству движка не приводит.
По опыту эксплуатации Т-40АМ знаю,что ездит почти на всем особенно с рядным ТНВД (както раз залил автол вместо дт,правда немного). Но думаю , что масло даже трансформаторное будет погуще дизтоплива,что повлечет проблемы с прокачиваемостью оного и распылители в форсунках дадут еще-то качество распыла,и неизвестно как к этому отнесется автомобильный ТНВД .
тут ктото скормил мазу бочку индустриального масла….ИМХО одно и тоже….маз не икал даже…..
Был несколько лет назад в Мурманской области, там ездили на рыбалку на водохранилище на катере КС-100, у него дв 238, обратил внимание на сильный дым в выхлопе, спросил кэпа в чем дело? Он мне ответил, что двигатель работает на тр. масле которое покупают на ГЭС, ездит уже несколько лет и ни чего, причем там все катера на этом ходят.
Я за что купил — за то продал! Он говорил про чистое масло — не использованное! Просто сейчас идёт зимняя соляра и она желтизной отдаёт и гуще летней — ИМХО масло и напоминает… Больше никто не читает эту ветку что ли…!? 🙁 Для точности больше мнений хотелось бы…Вероятность того, что Ваш тракторист брешет, почти 100%. Да, делают тр. масло из нефти, и вязкость одинаковая с солярой, и температура замерзания -45гр., как у зимней. А вот Цетановое число у тр. масла никто не мерял. Есть косвенный показатель — температура вспышки в закрытом тигле, далее Т. Так вот для соляры Т=60гр при цетановом числе Ц=40. А тр. масло Т не меньше 140гр. То есть тр. масло просто не вспыхнет в горшке.
Вывод: Или он брешет, или это было не трансформаторное масло, или с добавкой чего-то, типа керосина.
А насчет того, что зимняя соляра гуще летней, так это нонсенс, у неё вязкость в 1,5 раза меньше при +20гр. Летняя замерзает около -10, а зимняя — 40 (по ГОСТу).
Мля а я то думаю кто у нас на дачах с транса масло слил.(опосля чего он благополучно накрылся). А это вон как! Трактористы!!!. Ну кулибины мать их за ногу. Транс кстати 250 кВт. Масла почти 300 литров. Щоб ему ТНВД в глаз засветил.
Уже писал:
немцы говорят, что г-н Дизель по материальным соображениям кормил свои двигатели растительным маслом. На немецких форумах полно дискуссий на эту тему. Одни сидят и теоретизируют на форумах, а другие заливают и ездят (не только на растительном масле)
Для начала берут банку с маслом и выставляют ее на мороз, чтобы проверить как загустевает. Если загустеет, выставляют смесь масла с солярой — тоже дешевле.
Потом зальют литр-два на полбака солярки.
Затем, если все хорошо, заправляют 50/50 соляра/масло.
А потом уже и полный бак на чистом масле… и ездят, и ездят.
Вероятность того, что Ваш тракторист брешет, почти 100%. Да, делают тр. масло из нефти, и вязкость одинаковая с солярой, и температура замерзания -45гр., как у зимней. А вот Цетановое число у тр. масла никто не мерял. Есть косвенный показатель — температура вспышки в закрытом тигле, далее Т. Так вот для соляры Т=60гр при цетановом числе Ц=40. А тр. масло Т не меньше 140гр. То есть тр. масло просто не вспыхнет в горшке.
Вывод: Или он брешет, или это было не трансформаторное масло, или с добавкой чего-то, типа керосина.
А насчет того, что зимняя соляра гуще летней, так это нонсенс, у неё вязкость в 1,5 раза меньше при +20гр. Летняя замерзает около -10, а зимняя — 40 (по ГОСТу).
Я летом катался на Т-40 на трансформаторном масле, вспыхивает оно в горшках. Кабина замасливается, форсунки закоксовываются очень быстро. Не стоит его в легковой дизель лить, конец дизельку настанет: и поршневой, и форсункам, и турбине…
А урагану пох на чём ездить. Лиш бы горело.
а я им капельную печку год топил, шорошо греет.
Работал я на грузовом Мерсе 814. И оборвало у меня турбиу. Масло, ясно дело, прямиком в коллектор пошло.Дымовуха была такая, что приходилось два раза останавливаться и глушить мотор что-бы УЛИЦА ПРОВЕТРИЛАСЬ!!! К разговору вспыхнет, не вспыхнет, ответ такой: мотор продолжал некоторое время набирать обороты с отпущенной педалью газа, но при этом издавал настолько резкий звук, что создалось впечатление что он работает на ацетоне, а не на соляре или масле. Ну и как результат 15и километровой поездки, стали залёгшие форсунки, т.к. машина стала чадить как холодный КАМАЗ. Отсюда мораль: Что русскому хорошо, немцу смерть! То что переварит и не крякнет старая отечественная дезелина (тракторная, судовая или мазовская не важно), то может погубить современный или, тем более, импортный дизель
ездють на нем, еще как ездють ))) вся фишка в пропорциях. Например для легковых движков можно бодяжить солярой 1 к 1, тогда почти даже не дымит, а грузовые двигуны типа Бычка или Маза переваривают и так правда дымность повыше. У нас Тойота Хайс на нем ездила и ничего вроде, масло когда бадяжили а когда и денег на солярку небыло. Я свой патруль пробовал на нем пускать, ниче жужал и ехал. Да было времечко… Жаль вот сейчас на зажигалке езжу ((
Непарься кароче….. Саляра у нас в стране итак ТАКАЯ БАДЯГА !!!так что ну его нах такие экскрименты….
Olegin47
04.12.2007, 23:38
Привет,знакомый заливал в конторский ,полу мертвый КАМАЗ трансформаторное(деньги экономил на топливо да и халява была) всем кричал что у движка 2 -е дыхание открылось пока машинку не продали,ездил 3 месяца,соседи на меседесе,стареньком(123 кузов) тож покатались а вот у Бычка накрылась топливная ,так что кажеться мне этот номер проходит только на старых движках,всем удачи.
Снежочек
05.12.2007, 00:45
Всем спасибо за ответы! Из интереса и любопытства спросил! Просто возможность (по работе) есть масло это брать нахаляву… Жаба она животное такое :d ! Вообщем вывод делаю такой — пускай уж УАЗка на соляре трофейной ездит, а масло буду в трактор лить, который на даче на хоз. нуждах пашет…
Есть многотопливные дизеля, которые не только масло переваривают без проблем, а в современые легковые лучше не лить что попало, резльтат может огорчить материально
https://forum.uazbuka.ru/showthread.php?t=30290&highlight=%E6%F0%E0%F2%FC+%F0%E0%F1%F2%E8%F2%E5%EB %FC%ED%EE%E5+%EC%E0%F1%EB%EE
Танковые дизеля практически всеядны, даже по размеру его можно засунуть, одна беда, момент у него такой, что трасмиссию в узел завяжет сразу. Ну а ресурс никого волнует, рассчётное время жизни танка он явно превосходит
Снежочек
08.12.2007, 22:12
Танковые дизеля практически всеядны, даже по размеру его можно засунуть, одна беда, момент у него такой, что трасмиссию в узел завяжет сразу. Ну а ресурс никого волнует, рассчётное время жизни танка он явно превосходит
Вот насмешил! Ржунимагу!!! 😀 😀 😀 Хоть УАЗка и танк по определению, но вот чтобы в него танковый двигатель засунуть… 🙂 Хотя мы в России живём — может кому понравится идея 🙂 …
к. виталий
10.12.2007, 14:36
Думаю двигатель, если нет запасного, не простит тебе такие эксперименты. Ремонт в несколько раз перекроет экономию.
Друзья,думаю что экономия сомнительна. Лично пробовал на дт растительное масло, вместо дизеля. Неповеришь ездит! И печное топливо и керосин тоже. Военная техника-всеядна ,слышал 😀 . но вот одна плоблема с маслом: в мороз не распыляется и коптит страшно. Но насчёт поршневой не волнуюсь: в картере масло и топливо — тоже масло:D
А подсолнечное масло сам произвожу. Ну для идеальности надолбы его рафинировать, чтобы вязкие вещества выпали в осадок и он был чист как слеза
не в экономии дело)))) дизельная паджера с удовольствием кушает масло трансформаторное…. когда в мосэнерго работал тоже баловался, дизелек работает тише не в пример. кстати, пожары на подстанциях поэтому такие страшные, хрен чем потушишь… единственное что — сизый дым да, есть… некошерно кататься по мск с таким выхлопом… да и зимой тнвд сложновато откусить кусочек чтоб завестись ,а летом — пожалуйста….
Сергей Андреевич
17.12.2014, 06:04
Первые дизеля вообще на сырой нефти работали, не удивлюсь, что и трансформаторное масло сожрет, но трансформатороное масло — сильнодействующий яд!
Я бы такое в машину лить не стал исключительно во соображениям собственного здоровья.
lenin 1985
17.12.2014, 11:56
Первые дизеля вообще на сырой нефти работали, не удивлюсь, что и трансформаторное масло сожрет, но трансформатороное масло — сильнодействующий яд!
Я бы такое в машину лить не стал исключительно во соображениям собственного здоровья.
Что за соединения там такие которые очень сильно вредят здоровью и которые отсутствуют в других нефтепродуктах?!
Что за соединения там такие которые очень сильно вредят здоровью и которые отсутствуют в других нефтепродуктах?!
Трансформаторное масло прежде всего — изоляционное, только потом — компонент системы охлаждения, поэтому оно очень обеднено кислородом и считается практически сухим.
Как ни старайся, но в масло с течением времени попадет и вода и кислород.
Начнется процесс окисления масла, что вызовет образование кислот, которые при воздействии с металлом (и не только) будут образовывать труднорастворимые осадки, «мыльный металл», альдегиды и спирты.
При воздействии высоких температур и давления эти процессы будут ускоряться неимоверно, что приведет к быстрому износу, а то и выходу из строя ТНВД, форсунок и т.д.
UralBiker
17.12.2014, 17:54
Если есть запасной двигатель — можно попробовать.
Альтернативные виды топлива для дизелей есть, к примеру — масло из чебуречной, но его надо обезвоживать и крутить ТНВД…
И — характеристики тракторного движка и 514 слегка различаются.
ха вот если дизель запусти на том что из чебурека вытекает когда откусишь… вот это будет фантастика!
EviL_LaugH
17.12.2014, 18:20
Воткните в УАЗ т.н. нефтяной двигатель (hot bulb engine, semi-diesel) и ездите на чём угодно, от угольной пыли до моторной отработки 😀
А лучше вообще паровой двигатель поставить. Тогда можно будет ездить вообще на всём, что горит 😀
я на своём доезжал километров 10 на чистом подсолнечном из магазина, всё сожрал и не жаловался.
а так же было скушал около 30 литров 50/50 соляра и 92 бензин.
ехал вяло ,а других последствий не обнаружилось.
на масле кстати не было отличий ни по звуку ни по тяге.
А лучше вообще паровой двигатель поставить. Тогда можно будет ездить вообще на всём, что горит :DПридётся заморочиться с водой. Зимой так вообще не фонтан: сливать, заливать.. Слишком неудобно.:D Особенно доставят удовольствия утренние прогревы, непрогретый мотор не потянет вообще.:rolleyes:
Посмотрите в нете об автомобилях братьев Добль. Старт зимой 40-60 секунд.
посмотрите (не в «инете», а в библиотеке в старых справочниках) что такое солярка.нынешнее дизтопливо с солярой разные разницы.соляра это смесь керосина с трансформаторным маслом.
посмотрите (не в «инете», а в библиотеке в старых справочниках) что такое солярка.нынешнее дизтопливо с солярой разные разницы.соляра это смесь керосина с трансформаторным маслом.
Тссс… Никому больше об этом ! 😀
Трансформаторное масло — минеральное масло минимальной вязкости, прошедшее специальную химическую и механическую очистки.
В итоге — это уже далеко не минеральное масло, да и получившее вдобавок набор определенных свойств…
«Старые справочники» справедливы для столь же «старых» моторов.
«Чем дерьмо не разбавляй — яблочное повидло не получишь…» (с) не мое
никому не говори об этом.моя тетя работала на хтз(трактор такой был колесный)еще до войны.и знала чем его заправляла.тогда курсы подготовки были серьезней чем нынешние универы.да и я сам эти справочники видел когда они были новыми.не веришь?спасибо за комплимент,но я не женщина
да кстати.на трансформаторном масле в блокадном Ленинграде жарили.это я и от другой тети слышал,и от двух коллег по работе.только тссссссс.никому.под репресии попадут за кражу гсм
да кстати.на трансформаторном масле в блокадном Ленинграде жарили.
Неудивительно, ведь с пищевыми маслами в блокаду было нежирно…
И солидол ели…
Страшно подумать, если честно…
моя тетя работала на хтз(трактор такой был колесный)еще до войны.и знала чем его заправляла
Я что, против, что-ли ? 😉
Я же и говорю про старые двигатели.
У нас старенький («семидесятых годов») ДТ-75 летом отработку моторную кушал без всяких керосинов и не жаловался, так что теперь — будем отработку рекомендовать ? 😀
Я бы себе лить «трансформаторно-керосиновую чачу» не стал… 😉
Коллеги, вы вобще о чем спорите?
Можно ли заливать трансформаторное масло в бак?
Можно.
Будет ли на нем работать дизель?
Будет.
Но если он будет на нем работать постоянно, то ему быстро настанет кирдык по простейшей причине: он не спроектирован для работы на этом топливе.
Они спорят, о том, знает-ли дизельный мотор о том, чтоон не спроектирован для работы на этом топливе.https://chinamobil.ru/bb/images/smiles/kol_pardon.gif
Nikola 52 rus
19.12.2014, 17:00
Дизель сожрет масло без проблем, но при долгой работе все засрется до нельзя. По работе имею дело с трансформаторным маслом. Так вот, если его поджечь, оно коптит как горящая покрышка.
Коллеги, вы вобще о чем спорите?
Можно ли заливать трансформаторное масло в бак?
Можно.
Будет ли на нем работать дизель?
Будет.
Но если он будет на нем работать постоянно, то ему быстро настанет кирдык по простейшей причине: он не спроектирован для работы на этом топливе.
Я как раз это же и пытаюсь доказать…
Я ни с кем не спорю — пусть каждый льет, что сможет достать, как старттопик… 😉
vBulletin® v3.8.11, Copyright ©2000-2021, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Источник
Можно ли заливать трансформаторное масло в двигатель
На чтение 13 мин. Обновлено 16 ноября, 2020
Можно ли заливать трансформаторное масло в двигатель
Если есть запасной двигатель — можно попробовать.
Альтернативные виды топлива для дизелей есть, к примеру — масло из чебуречной, но его надо обезвоживать и крутить ТНВД.
И — характеристики тракторного движка и 514 слегка различаются.
Я за что купил — за то продал! Он говорил про чистое масло — не использованное! Просто сейчас идёт зимняя соляра и она желтизной отдаёт и гуще летней — ИМХО масло и напоминает. Больше никто не читает эту ветку что ли. ???? Для точности больше мнений хотелось бы.
Для точности больше мнений хотелось бы.
Наверно больше никому в голову не приходило так извращаться. И главное — зачем? ????
Уже писал:
немцы говорят, что г-н Дизель по материальным соображениям кормил свои двигатели растительным маслом. На немецких форумах полно дискуссий на эту тему. Одни сидят и теоретизируют на форумах, а другие заливают и ездят (не только на растительном масле)
Для начала берут банку с маслом и выставляют ее на мороз, чтобы проверить как загустевает. Если загустеет, выставляют смесь масла с солярой — тоже дешевле.
Потом зальют литр-два на полбака солярки.
Затем, если все хорошо, заправляют 50/50 соляра/масло.
А потом уже и полный бак на чистом масле. и ездят, и ездят.
Вероятность того, что Ваш тракторист брешет, почти 100%. Да, делают тр. масло из нефти, и вязкость одинаковая с солярой, и температура замерзания -45гр., как у зимней. А вот Цетановое число у тр. масла никто не мерял. Есть косвенный показатель — температура вспышки в закрытом тигле, далее Т. Так вот для соляры Т=60гр при цетановом числе Ц=40. А тр. масло Т не меньше 140гр. То есть тр. масло просто не вспыхнет в горшке.
Вывод: Или он брешет, или это было не трансформаторное масло, или с добавкой чего-то, типа керосина.
А насчет того, что зимняя соляра гуще летней, так это нонсенс, у неё вязкость в 1,5 раза меньше при +20гр. Летняя замерзает около -10, а зимняя — 40 (по ГОСТу).
Я летом катался на Т-40 на трансформаторном масле, вспыхивает оно в горшках. Кабина замасливается, форсунки закоксовываются очень быстро. Не стоит его в легковой дизель лить, конец дизельку настанет: и поршневой, и форсункам, и турбине.
Источник
трансформаторное масло.
Лучший Ответ *alien visitor* , 31 Май 2018 — 13:39
5Литров на 100 норм будет .
Замурлычит бархатом — заслушаеьшся , главное не заснуть под такой релакс Перейти к сообщению
- Авторизуйтесь для ответа в теме
#41 ОФФЛАЙН худюк
- Город: тверь
- Автомобиль:
w 124 250d
100% точно. Именно сороковые!
В авиации высоты и температуры ну очень сильно меняются.
Позжеявленные водохлебы шарлотаны или заблудшие)))
И речь именно о смеси воды со спиртом, грубо водки, а не воды))) да и мерзнет вода при минус пятьдесят!)))
МЕТАНОЛ=СПИРТ. на боевых режимах во время войны на ресурс можно забить.
#42 СЕЙЧАС НА ФОРУМЕ Устин Акимыч
- Город: Санкт-Петербург
- Автомобиль:
w 201 был, рав 4 -1сейчас
Устин Акимыч.
w 201 2.3 5мкпп с 2004 г.-продал в 2017 (13 лет вместе)..
счас на рав 4. «белый слоник»
#43 ОФФЛАЙН SD
- Город: Тольятти
- Автомобиль:
W123, седан, 82 г.в., M123.921
МЕТАНОЛ=СПИРТ. на боевых режимах во время войны на ресурс можно забить.
#44 ОФФЛАЙН худюк
- Город: тверь
- Автомобиль:
w 124 250d
Простите-отвлекся.Так вот-переводной мануал пишет что можно лить МАЗУТ. ЕСЛИ льёте смт-не возбраняется добавка 2х тактного масла(но по ценнику шило на мыло получается) . я зимой заливаю на 10 л соляры 1л керосина ( с вертолета -жидкость И в количестве 0.1 -0,3%). Если есть халявный керосин-можно просто М6 ( на камаз лили на 200 л кероса 20 л масла). По поводу трансформаторного-надо бы поискать состав и производные .
Да понятно это — метанол пить нельзя, а этанол можно!)))
Это была острая необходимость на поршневых движках в авиации именно из за разницы давлений и температуры на высотах. Кто пытается добавить эту систему в двигатель уже настроенный на нормальную высоту (высоту автомобиля), просто аферист, который слышал звон, не определив где звон)))
впрыск данной смеси КРАТКОВРЕМЕННО повышал отдачу двигла за счет ресурса. Аналогично сейчас закись азота используется. Я конечно не ВАМ объясняю , но некоторые могут неправильно понять)))))))))))))
#45 ОФФЛАЙН Ринар
- Город: A
- Автомобиль:
w124
#46 ОФФЛАЙН mehanikmashin
- Город: жопа Мира,периодически Петербу
- Автомобиль:
WDB123243 300CD
#47 ОФФЛАЙН Кольянчик))
- Город: Беларусь, Солигорск
- Автомобиль:
w140
Источник
Дизель трансформаторное масло: бывает ли такое?
Что такое дизель трансформаторное масло? Можно ли его использовать для обычных легковых машин? Какие нюансы нужно при этом учитывать?
Добавление трансформаторного масла в дизельное топливо
Очень часто в Интернете на профильных автомобильных форумах можно встретить темы с обсуждением возможности добавления трансформаторного масла в дизельное топливо. Как правило, они появляются из-за того, что кто-то из автомобилистов где-то услышал о том, что такая нехитрая манипуляция позволяет сделать работу двигателя более мягкой. На этот счет существует достаточно много различных мнений. Давайте попробуем разобраться.
Низкое цетановое число
Сначала проанализируем причины жесткой работы автомобильных двигателей. Данное явление может быть следствием или нарушения регулировки опережения впрыска, или же заправки дизельным топливом с очень низким цетановым числом.
Снижение цетанового числа наблюдается у дизельных топлив, разбавленных бензином или керосином. А вот добавление масла наоборот позволяет повысить данный показатель. Поэтому если вся проблема состояла бы только в повышении цетанового числа, то можно было бы с уверенностью утверждать, что добавление трансформаторного масла в дизель является оправданным.
Но на практике крупные производители нефтепродуктов своей технологией не предусматривают разбавление дизельного топлива абсолютно ничем, кроме присадок собственного производства. Это и логично – каждый предприниматель хочет получить от своего товара максимальную прибыль. Кроме того, также необходимо учитывать такие особенности трансформаторного масла, как наличие тяжелых углеводородов и смолистых веществ, которые образовывать нагар, интенсивность появления которого возрастает из-за разности температурных режимов данных нефтепродуктов.
Возможные трудности
При излишнем добавлении масла в дизельное топливо может произойти чрезмерное повышение цетанового числа, что приведет к падению мощности двигателя, возрастанию расхода топлива и увеличению дымности.
Использование трансформаторного масла в дизелях
Существует также мнение, что применение трансформаторного масла допустимо в старых двигателях со штифтовыми форсунками, а вот в случае непосредственного впрыска (многодырчатых распылителей) этого категорически делать не стоит.
Источник
Трансформаторное масло – особенности применения и состава
Казалось бы, где масло, а где электроприборы? Тем более трансформаторы, внутри которых блуждают огромные токи, и формируется высокое напряжение. Тем не менее подобные электрические установки работают с применением технических жидкостей, и это отнюдь не антифриз и не дистиллированная вода.
Наверное, все видели огромные трансформаторы на подстанциях, и энергоблоках промышленных предприятий. Все они снабжены расширительными емкостями в верхней части.
Именно в эти бочонки заливается трансформаторное масло. Выглядит это вполне привычно для обывателя: корпус электрической установки (по аналогии картера двигателя автомобиля), внутри расположены рабочие узлы. И все это богатство залито маслом до самого верха. Как мы понимаем, о смазке деталей речь не идет: в трансформаторе нет движущихся частей.
Область применения трансформаторного масла
Для начала, развеем некоторые стереотипы. Существует устойчивое заблуждение, что все жидкости являются проводниками. На самом деле далеко не все, и не так явно, как металлы.
Важное свойство трансформаторного масла – высокое сопротивление электрическому току. Настолько высокое, что жидкость фактически является диэлектриком (в разумных пределах, разумеется).
Такая характеристика, как смазывающая способность, в электрике интересна в последнюю очередь. А вот теплопроводность напротив, очень важна.
О свойствах поговорим отдельно, они вытекают из двух областей применения:
- В электрических трансформаторах, масло выполняет роль диэлектрика и средства для эффективного отвода тепла. Всем известно, что электроустановки сильно греются. Воздушное охлаждение не настолько эффективно, поскольку не может обеспечить плотный контакт объекта охлаждения со средой отвода тепла. Трансформаторы приходится делать массивными, с большой площадью рассеивания. Назначение трансформаторного масла – эффективный отвод тепла при относительно компактной конструкции.
Радиаторы присутствуют, и даже снабжены вентиляторами обдува.Но подобная система отвода тепла несоизмерима по габаритам с трансформаторами воздушного охлаждения (в пользу жидкостных).
- Кроме того, трансформаторное масло используется в контактных группах выключателей. Разумеется, речь идет не о тех клавишах на стене, которыми вы включаете свет в ванной комнате. Масляные выключатели достигают размеров небольшого дома, и применяются на высоковольтных подстанциях, снабжающих электроэнергией как минимум промышленное предприятие, или целый город.
Эксплуатационные показатели подобных устройств поражают воображение: напряжение несколько сотен тысяч вольт, и сила тока до 50 тысяч ампер.
Масло в этих устройствах имеет две функции. Разумеется, изоляционные свойства, как и в трансформаторах. Но главное назначение – эффективное гашение электрической дуги.
При размыкании (замыкании) контактов на электрических коммутационных устройствах с такими параметрами, возникает электрическая дуга, способная разрушить контактную группу за несколько циклов.
Электрическая дуга при размыкании контактов (происшествие на подстанции) — видео
Однако проблемы возникают лишь в воздушной среде. Если внутренняя полость заполнена трансформаторным маслом – искрения и дуги не возникнет.
Технические характеристики трансформаторного масла
Так же, как и минеральное моторное, трансформаторное масло производится путем перегонки подготовленной сырой нефти (очищенной), методом кипячения сырья. После возгонки при температуре 300°C — 400°C, остается так называемый соляровый дистиллят.
Собственно, эта субстанция является основой для получения трансформаторного масла. Во время очистки, снижается насыщенность ароматическими углеродами и не углеродными соединениями. В результате повышается стабильность продукта.
При возгонке и выделении дистиллята, можно управлять физическими и химическими процессами. Манипулируя базовым сырьем и технологией, можно менять свойства трансформаторного масла. Они определяются полученным соотношением компонентов:
Интересно, что этот продукт экологически чист. При его производстве, использовании и утилизации, воздействие на природу не выше, чем у исходного сырья (сырой нефти). В состав не включаются добавки, синтезированные искусственным путем.
Как и нефть, масло для трансформаторов и выключателей не токсично (насколько это можно сказать о нефтепродуктах), не разрушает озоновый слой, и бесследно разлагается в природной среде.
Одна из важных характеристик – плотность трансформаторного масла. Типичная величина лежит в диапазоне 0,82 – 0,89 * 10³ кг/м³. Цифры зависят от температуры: рабочий диапазон в пределах 0°C – 120°C.
При нагреве она уменьшается, этот фактор принимается во внимание при проектировании радиаторной системы охлаждения трансформаторов.
Поскольку масла относительно универсальны, эта характеристика может варьироваться в зависимости от потребностей заказчика. Трансформаторные подстанции располагаются в различных климатических зонах, зачастую в условиях крайнего Севера и Сибири.
Не только плотность меняется в зависимости от температуры
Вязкость трансформаторного масла может радикально изменить общие показатели электроустановки.
Показатели | ТКп | Масло селективной очистки | Т-1500У | гк | вг | АГК | МВТ |
Кинематическая вязкость, им2/с* при температуре | |||||||
50°С | 9 | 9 | — | 9 | 9 | 5 | — |
40°С | — | — | 11 | — | — | — | 3,5 |
20°С | — | 28 | — | — | — | — | — |
-30°С | 1500 | 1300 | 1300 | 1200 | 1200 | — | — |
-40°С | — | — | — | — | — | 800 | 150 |
Кислотное число, мг КОН/г, не более | 0,02 | 0,02 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,02 |
Температура, °С | |||||||
Вспышки в закрытом тигле, не ниже | 135 | 150 | 135 | 135 | 135 | 125 | 95 |
Застывания, не выше | -45 | -45 | -45 | -45 | -45 | -60 | -65 |
Этот параметр – порождение компромисса. Для обеспечения электрической прочности масла, вязкость должна быть высокой. Практически, как твердый диэлектрик. Но изоляция проводников, это не единственное предназначение рассматриваемой жидкости.
Принцип работы масляного трансформатора — видео
- Теплоотвод – возможен при достаточно жидком теплоносителе. То есть, для нормального охлаждения электроустановки вязкость должна быть как можно более низкой.
- Гашение электрической дуги. Как это работает? В обычной воздушной среде, при размыкании (замыкании) контактов под высокой нагрузкой, возникает дуга, подобная сварочной.
Вспышка и воспламенение
Интересный с точки зрения физики процесса, такой параметр, как температура вспышки трансформаторного масла. Для любых нефтепродуктов, это температура воспламенения жидкой среды, при контакте с открытым источником пламени.
Однако внутри трансформатора не создаются условия для горения, по причине отсутствия достаточного количества кислорода. А вот открытое пламя теоретически возможно: если при размыкании контактов образуется кратковременная дуга.
Поэтому в свойства масел закладывается увеличение температуры вспышки. Это значение постепенно уменьшается, по причине дефектов трансформаторного оборудования. При нормальной работе, температура вспышки напротив, увеличивается. Допустимое значение – более 155°C.
Электрическая дуга или как горят трансформаторы — видео
Для понимания механизма – температура вспышки связана с испаряемостью масла. То есть, оно должно быть достаточно жидким, но при этом не переходить в газообразное состояние при нормальных условиях эксплуатации.
Кроме традиционного параметра, есть такое понятие, как температура самовоспламенения, характерное именно для трансформаторов. В нашем случае эта величина составляет 350°C – 400°C.
Если обмотки нагреются до такой температуры – возникает неконтролируемое горение и взрыв трансформатора. К счастью, подобные случаи происходят крайне редко. Разумеется, при условии соблюдения условий эксплуатации.
Поэтому, вместе с подбором качественного масла, необходимо постоянно следить за состоянием электроустановок. При проведении тестовых отборов жидкости, можно понять, какие проблемы есть в самом трансформаторе или высоковольтном выключателе.
После проведенных исследований, оцениваются такие показатели, как преломление вязкости, плотность, диэлектрические свойства, и пр. Результаты сравниваются с табличными значениями, установленными стандартом применения масел.
В таблице показаны основные показатели трансформаторного масла:
Температура t, °С | Плотность р, кг/м3 | Cp, кДж/(кгК) | λ, Вт/(м’К) | а-10**8, м2/с | μ-10**4, Пас | v-10**6, м2/с | ß-10**4, К»1 | Рг |
892,5 | 1,549 | 0,1123 | 8,14 | 629,8 | 70:5 | 6,80 | 866 | |
10 | 886.4 | 1,620 | 0,1115 | 7,83 | 335,5 | 37,9 | 6.85 | 484 |
20 | 880,3 | 1,666 | 0,1106 | 7,56 | 198,2 | 22,5 | 6,90 | 298 |
30 | 874,2 | 1,729 | 0,1008 | 7,28 | 128,5 | 14.7 | 6.95 | 202 |
40 | 868,2 | 1,788 | 0,1090 | 7,03 | 89.4 | 10,3 | 7,00 | 146 |
50 | 862,1 | 1,846 | 0,1082 | 6,80 | 65.3 | 7,58 | 7,05 | 111 |
60 | 856,0 | 1,905 | 0,1072 | 6,58 | 49,5 | 5,78 | 7,10 | 87,8 |
70 | 850,0 | 1,964 | 0,1064 | 6,36 | 38.6 | 4,54 | 7,15 | 71.3 |
80 | 843,9 | 2,026 | 0,1056 | 6,17 | 30.8 | 3,66 | 7,20 | 59,3 |
90 | 837.8 | 2.085 | 0,1047 | 6,00 | 25,4 | 3,03 | 7,25 | 50,5 |
100 | 831,8 | 2,144 | 0,1038 | 5,83 | 21.3 | 2,56 | 7,30 | 43.9 |
110 | 825,7 | 2,202 | 0,1030 | 5,67 | 18.1 | 2,20 | 7,35 | 38,8 |
120 | 819,6 | 2,261 | 0,1022 | 5,50 | 15.7 | 1,92 | 7,40 | 34,9 |
- cp — удельная массовая теплоемкость, без изменения рабочего давления;
- λ – теплопроводность: общий коэффициент;
- a – температурная проводимость: общий коэффициент;
- μ — динамический коэффициент вязкости;
- ν — кинематический коэффициент вязкости;
- β — объемное расширение: общий коэффициент;
- Pr — критерий Прандтля.
Технические жидкости для обеспечения работы трансформаторных подстанций закупаются в огромных объемах, это достаточно затратно. Каждая партия тестируется перед использованием, и в процессе работы.
Испытание трансформаторного масла на пробой — видео
Ежегодно, техническая жидкость требует масштабной очистки. Этим занимаются специальные службы. А каждые 5-6 лет, требуется регенерация (практически полная замена масла в электроустановке). Процедура недешевая, но без ее выполнения эксплуатация трансформатора станет небезопасной.
В качестве компромисса, широко применяется восстановление свойств. Отработка сдается на нефтехимическое предприятие, где масло приобретает первоначальные свойства. Стоимость добавленных присадок многократно ниже, в сравнение с полной заменой материала.
Второстепенные характеристики трансформаторного масла
Устойчивость масла к окислению – это не что иное, как противодействие старению. Есть две негативные стороны этого явления:
- Связывание молекулами кислорода активных добавок, которые обеспечивают базовые параметры жидкости.
- Отложение продуктов окисления на поверхностях деталей трансформатора: обмотках, проводниках, контактных группах. Это приводит к снижению теплоотвода, с последующим закипанием масла в точках соприкосновения.
- Зольность – наличие посторонних примесей и причина их появления. После промывки нового масла, в его составе остаются химические моющие средства (это касается и регенерации старой жидкости).
Если их не удалить – образуются зольные фракции, которые оседают на рабочих частях трансформаторов и выключателей. Для борьбы с этим явлением, в масло добавляются присадки, нейтрализующие солевые и мыльные отложения.
Температура текучести (застывания) характеризует превращение жидкости в консистентную смазку. Этот показатель (от — 35°C до — 50°C) применим лишь при холодном пуске электроустановки. Работающий трансформатор сам является источником тепла, и поддерживает жидкость в рабочем состоянии.
Источник