Можно ли использовать трансформаторное масло для смазки
Содержание статьи
Ответы Mail.ru: можно ли использовать трансформаторное масло для смазки
Пользователь удален
Мудрец
(10452)
10 лет назад
В принципе основа у них одна. Трансформаторное масло получают из нефти вместе с моторным на установке гидрокрекинга. Выход продуктов в конечном итоге такой: 4,9% бензина, 15,8% реактивного топлива, 10,6% моторного масла и 29,9% трансформаторного, а так же прочее. Трансформаторное масло отличается от моторного более высокой степенью очистки, пониженной вязкостью (8,0%) более широким температурным диапазоном (от -61 до +95 градусов С) . У моторного : вязкость 30,0%, температурный диапазон от -46 до +60 градусов С) . Немаловажно и то, что трансформаторное масло специально очищают от волокон и воды с целью повышения диэлектрической проницаемости. А в моторное масло, наоборот, специально вводят различные антиокислительные, противоизносные и другие добавки. В принципе и то и другое масла допустимо использовать в качестве смазки. Но, если трансформаторное масло можно использовать и для охлаждения и для смазки и для гашения электрической дуги, то моторное масло желательно все же применять для охлаждения и в качестве смазки.
Igor
Гуру
(4981)
10 лет назад
Современное трансформаторное масло относится к силиконовым хорошо очищенным маслам. Они высокотемпературны и служат как жидкая изоляция и охлаждению обмоток трансформаторов.
Если применять в целях смазки, думаю там где нет больших нагрузок оно бы ещё пошло, необходимо обратить внимание на химические реакции с другими материалами.
Nord!
Мудрец
(14880)
10 лет назад
Нежелательно. Оно служит только как диэлектрик и крайне гигроскопично. В случае, если надо что то промазать мелкое и очень аккуратное, например, швейные машинка или механизмы пластиковых окон используйте масло для точных машин.
Александр R9AAA Прокудин
Гений
(91410)
10 лет назад
Если только в замки на воротах гаража. . чтобы не замерзали.
Трансформаторное масло обладает малой вязкостью, плохими смазывающими свойствами, отличной пропитывающей способностью и разъедает большинство марок резины. Если его залить в двигатель вместо моторного то получим следующее:
— потеря герметичности масляной системы из-за разрушения резиновых прокладок;
— большая утечка масла из-за его чрезвычайно высокой пропитывающей способности;
— нагар в цилиндрах. маслосъемное кольцо работать не будет;
— повышенный износ деталей двигателя или вообще его заклинивание.
Это масло по свойствам ближе к солярке чем к маслам.
Andrey Birin
Знаток
(371)
3 года назад
Если хочешь почуствовать себя ВьетКонговцем, то можно. Трансформаторное масло относится к 4 классу опасности для человека, токсично.
https://www.nort-udm.ru/information/faq/
Трансформаторное масло — продукт нефтепереработки, вредное и опасное вещество. Содержит полихлорбифениловые (ПХБ) диэлектрики (совол, совтол, гексол, головакс и др.), ядовитые вещества первого класса опасности. Обладает общетоксическим воздействием на организм, главным образом поражает печень. Попадает в кровь при вдыхании паров. Содержащиеся в масле диоксины постепенно накапливаются в организме, отравляя его.
Источник
Масло для смазки цепи бензопилы
Регистрация:
20.05.09
Сообщения:34
Благодарности:
17DSV-NSK
Участник
Регистрация:
20.05.09
Сообщения:
34
Благодарности:
17
Адрес:NSK
Не осилил всю тему
ТАД-17 летом на цепь нормально будет?
И еще ATF в коробке менять буду, там ее 8л. Если дополнительно отфильтровать тоже пойдет?Регистрация:
11.09.09
Сообщения:80
Благодарности:
10Спутнег
Живу здесь
Регистрация:
11.09.09
Сообщения:
80
Благодарности:
10
Адрес:Россия
Не экономьте! И не используйте-отработку!Для смазки цепи, что летом, что зимой (дешево и сердито)-«веретенное»,»транформаторное»масло или ВД-8 (используется в реактивных двигателях)!ИМХО!
Регистрация:
25.01.12
Сообщения:3.116
Благодарности:
2.301T0ляныч
Живу здесь
Регистрация:
25.01.12
Сообщения:
3.116
Благодарности:
2.301
Адрес:Россия
ТАД 17 подойдет если это не отработка.
Регистрация:
20.11.11
Сообщения:373
Благодарности:
142Не знаю
Живу здесь
Регистрация:
20.11.11
Сообщения:
373
Благодарности:
142
Адрес:Беларусь
Что то я пропустил. Веретенка, трансформаторное? Не жидковато будет?
Регистрация:
11.09.09
Сообщения:80
Благодарности:
10Спутнег
Живу здесь
Регистрация:
11.09.09
Сообщения:
80
Благодарности:
10
Адрес:Россия
Регистрация:
25.01.12
Сообщения:3.116
Благодарности:
2.301T0ляныч
Живу здесь
Регистрация:
25.01.12
Сообщения:
3.116
Благодарности:
2.301
Адрес:Россия
Трансформаторное масло не несет смазывающих свойств, по большому счету это охладитель на вроде тосола с низкой электропроводностью.
В машину ведь не наливаете тосол в картер двигателя? Вот и тут то же не нужно его использовать. Можно использовать трансформаторное для разбавления масел цепных для работы при низких температурахРегистрация:
04.04.12
Сообщения:93
Благодарности:
55Chebur
Живу здесь
Регистрация:
04.04.12
Сообщения:
93
Благодарности:
55
Адрес:Ишим Тюменская обл.
По поводу трансформаторного — сначала электроизоляция, потом охлаждение (насколько помню…)
Регистрация:
21.11.11
Сообщения:35.310
Благодарности:
64.442wind1wind
Супер-Модератор
Регистрация:
21.11.11
Сообщения:
35.310
Благодарности:
64.442
Адрес:Сахалинская область, остров Кунашир
Подытоживая выше сказанное, получаем, что трансформаторное масло для смазки цепи не подходит, так как его плюсы не используются, какая у масла электропроводность для пильной цепи не имеет значения, чтобы оно охлаждало цепь и шину его нужно лить на них из ведра, а вот минус трансформаторного масла, плохая смазывающая способность весьма существенна.
Для смазки цепи нужно использовать масла, для которых основным предназначением как раз и является смазка, то есть моторные и трансмиссионные.Регистрация:
04.04.12
Сообщения:93
Благодарности:
55Chebur
Живу здесь
Регистрация:
04.04.12
Сообщения:
93
Благодарности:
55
Адрес:Ишим Тюменская обл.
Тогда, по логике получается примерная вязкость порядка 70-90 по SAE летом (простая трансмиссионка) и SAE 15-30 зимой (примитивнейшее моторное). Или я что-то путаю?
Регистрация:
25.01.12
Сообщения:3.116
Благодарности:
2.301T0ляныч
Живу здесь
Регистрация:
25.01.12
Сообщения:
3.116
Благодарности:
2.301
Адрес:Россия
Идеально подходят трансмиссионные масла, моторные уже на 3м месте.
От перестановки слагаемых сумма не меняется. Спор по этому поводу заводить нет смысла.Регистрация:
20.11.11
Сообщения:373
Благодарности:
142Не знаю
Живу здесь
Регистрация:
20.11.11
Сообщения:
373
Благодарности:
142
Адрес:Беларусь
Купил электропилу Чемпион. Так в инструкции черным по белому написано: запрещается использование отработанных масел, а также очень жидких масел (трасформаторных, веретенных).
Регистрация:
25.01.12
Сообщения:3.116
Благодарности:
2.301T0ляныч
Живу здесь
Регистрация:
25.01.12
Сообщения:
3.116
Благодарности:
2.301
Адрес:Россия
Если читать инструкциию к тому же штилю там написаны масла допущенные к работе. Там нет конечто такого прямого запрета как у Вас но все же если не быть дубом…
Регистрация:
15.05.12
Сообщения:47
Благодарности:
34MadZerg
Участник
Регистрация:
15.05.12
Сообщения:
47
Благодарности:
34
Адрес:Украина, Южноукраинск
Осилил всю тему) 2 Антон001
при покупке пилы предлагают (в подарок) фирменное масло от AL-KO для смазки цепи. На бутылке надпись крупным шрифтом «Кинематическая вязкость — 100мм.кв/с» но вот пометки по температуре нету. Визуально при 20*С вязкость равна вязкости моторной полусинтетики. 2 alex 2
Может дело в редукторе? Можно получить тот же момент на валу (и то же усилие на цепи) если снизить скорость движения цепи. С 15 метров до 10, к примеру. 2 MIkong1
Может вытекает масло из каналов самой шины? его там немного, как раз.
2 Olegych
В теме ответ на вопрос «Какое масло использовать?» Давался уже раз 15. Может внести данные в фак или отредактировать первый пост большими и красными буквами?)
А то люди все равно тему не читают…Регистрация:
21.11.11
Сообщения:35.310
Благодарности:
64.442wind1wind
Супер-Модератор
Регистрация:
21.11.11
Сообщения:
35.310
Благодарности:
64.442
Адрес:Сахалинская область, остров Кунашир
За неимением редуктора у бензопил его функции для этих целей выполняет варьирование наружных диаметров ведущих звёздочек или, по другому, количества зубьев. Большая звёздочка — скорость цепи выше, крутящий момент ниже. Маленькая звёздочка — низкая скорость цепи, большой крутящий момент. Правда в 1,5 раза увеличить крутящий момент не получится, слишком малая разница между наружным и посадочным диаметрами звёздочек.
В любом случае, что при помощи замен ведущих звёздочек в бензопилах, что при помощи понижающих редукторов в электрических цепных пилах, из-за снижения скорости движения цепи будет уменьшаться производительность пиления, что придётся совсем не по нраву пользователям таких пил.Регистрация:
25.01.12
Сообщения:3.116
Благодарности:
2.301T0ляныч
Живу здесь
Регистрация:
25.01.12
Сообщения:
3.116
Благодарности:
2.301
Адрес:Россия
А ни чего так на минуточку что редукторов на современных б/п просто нет. Не каждый редуктор выдержит 13000 оборотов коленвала.
Может и вытекает да ведь вопрос то не Вам был задан тем более ответ на него уже дан достаточно давно.
Как всегда и этот момент даже выделенный таким шрифтом не замечают.
Источник
Для чего применяется трансформаторное масло в силовых трансформаторах
Казалось бы, где масло, а где электроприборы? Тем более трансформаторы, внутри которых блуждают огромные токи, и формируется высокое напряжение. Тем не менее подобные электрические установки работают с применением технических жидкостей, и это отнюдь не антифриз и не дистиллированная вода.
Наверное, все видели огромные трансформаторы на подстанциях, и энергоблоках промышленных предприятий. Все они снабжены расширительными емкостями в верхней части.
Именно в эти бочонки заливается трансформаторное масло. Выглядит это вполне привычно для обывателя: корпус электрической установки (по аналогии картера двигателя автомобиля), внутри расположены рабочие узлы. И все это богатство залито маслом до самого верха. Как мы понимаем, о смазке деталей речь не идет: в трансформаторе нет движущихся частей.
Область применения трансформаторного масла
Для начала, развеем некоторые стереотипы. Существует устойчивое заблуждение, что все жидкости являются проводниками. На самом деле далеко не все, и не так явно, как металлы.
Важное свойство трансформаторного масла – высокое сопротивление электрическому току. Настолько высокое, что жидкость фактически является диэлектриком (в разумных пределах, разумеется).
Такая характеристика, как смазывающая способность, в электрике интересна в последнюю очередь. А вот теплопроводность напротив, очень важна.
О свойствах поговорим отдельно, они вытекают из двух областей применения:
- В электрических трансформаторах, масло выполняет роль диэлектрика и средства для эффективного отвода тепла. Всем известно, что электроустановки сильно греются. Воздушное охлаждение не настолько эффективно, поскольку не может обеспечить плотный контакт объекта охлаждения со средой отвода тепла. Трансформаторы приходится делать массивными, с большой площадью рассеивания. Назначение трансформаторного масла – эффективный отвод тепла при относительно компактной конструкции.
Радиаторы присутствуют, и даже снабжены вентиляторами обдува.
Но подобная система отвода тепла несоизмерима по габаритам с трансформаторами воздушного охлаждения (в пользу жидкостных). - Кроме того, трансформаторное масло используется в контактных группах выключателей. Разумеется, речь идет не о тех клавишах на стене, которыми вы включаете свет в ванной комнате. Масляные выключатели достигают размеров небольшого дома, и применяются на высоковольтных подстанциях, снабжающих электроэнергией как минимум промышленное предприятие, или целый город.
Эксплуатационные показатели подобных устройств поражают воображение: напряжение несколько сотен тысяч вольт, и сила тока до 50 тысяч ампер.
Масло в этих устройствах имеет две функции. Разумеется, изоляционные свойства, как и в трансформаторах. Но главное назначение – эффективное гашение электрической дуги.
При размыкании (замыкании) контактов на электрических коммутационных устройствах с такими параметрами, возникает электрическая дуга, способная разрушить контактную группу за несколько циклов.
Электрическая дуга при размыкании контактов (происшествие на подстанции) — видео
Однако проблемы возникают лишь в воздушной среде. Если внутренняя полость заполнена трансформаторным маслом – искрения и дуги не возникнет.
К сведению
Объективности ради, заметим: существует и другое решение. Помимо масляных, активно применяются вакуумные выключатели. Правда, они качественно выполняют лишь одну функцию: гашение дуги. Диэлектрические свойства вакуума сопоставимы с обычным воздухом.
Однако, это тема другой статьи.
Технические характеристики трансформаторного масла
Так же, как и минеральное моторное, трансформаторное масло производится путем перегонки подготовленной сырой нефти (очищенной), методом кипячения сырья. После возгонки при температуре 300°C — 400°C, остается так называемый соляровый дистиллят.
Собственно, эта субстанция является основой для получения трансформаторного масла. Во время очистки, снижается насыщенность ароматическими углеродами и не углеродными соединениями. В результате повышается стабильность продукта.
При возгонке и выделении дистиллята, можно управлять физическими и химическими процессами. Манипулируя базовым сырьем и технологией, можно менять свойства трансформаторного масла. Они определяются полученным соотношением компонентов:
Интересно, что этот продукт экологически чист. При его производстве, использовании и утилизации, воздействие на природу не выше, чем у исходного сырья (сырой нефти). В состав не включаются добавки, синтезированные искусственным путем.
Как и нефть, масло для трансформаторов и выключателей не токсично (насколько это можно сказать о нефтепродуктах), не разрушает озоновый слой, и бесследно разлагается в природной среде.
Одна из важных характеристик – плотность трансформаторного масла. Типичная величина лежит в диапазоне 0,82 – 0,89 * 10³ кг/м³. Цифры зависят от температуры: рабочий диапазон в пределах 0°C – 120°C.
При нагреве она уменьшается, этот фактор принимается во внимание при проектировании радиаторной системы охлаждения трансформаторов.
Поскольку масла относительно универсальны, эта характеристика может варьироваться в зависимости от потребностей заказчика. Трансформаторные подстанции располагаются в различных климатических зонах, зачастую в условиях крайнего Севера и Сибири.
Не только плотность меняется в зависимости от температуры
Вязкость трансформаторного масла может радикально изменить общие показатели электроустановки.
Показатели | ТКп | Масло селективной очистки | Т-1500У | гк | вг | АГК | МВТ |
Кинематическая вязкость, им2/с* при температуре | |||||||
50°С | 9 | 9 | — | 9 | 9 | 5 | — |
40°С | — | — | 11 | — | — | — | 3,5 |
20°С | — | 28 | — | — | — | — | — |
-30°С | 1500 | 1300 | 1300 | 1200 | 1200 | — | — |
-40°С | — | — | — | — | — | 800 | 150 |
Кислотное число, мг КОН/г, не более | 0,02 | 0,02 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,02 |
Температура, °С | |||||||
Вспышки в закрытом тигле, не ниже | 135 | 150 | 135 | 135 | 135 | 125 | 95 |
Застывания, не выше | -45 | -45 | -45 | -45 | -45 | -60 | -65 |
Этот параметр – порождение компромисса. Для обеспечения электрической прочности масла, вязкость должна быть высокой. Практически, как твердый диэлектрик. Но изоляция проводников, это не единственное предназначение рассматриваемой жидкости.
Принцип работы масляного трансформатора — видео
- Теплоотвод – возможен при достаточно жидком теплоносителе. То есть, для нормального охлаждения электроустановки вязкость должна быть как можно более низкой.
- Гашение электрической дуги. Как это работает? В обычной воздушной среде, при размыкании (замыкании) контактов под высокой нагрузкой, возникает дуга, подобная сварочной.
Густое масло, механически не сможет быстро заполнить пространство при движении контактов. Образовавшиеся воздушные полости станут поводом для дугообразования. И напротив, достаточно жидкий наполнитель постоянно будет поддерживать среду без пузырьков.
Вспышка и воспламенение
Интересный с точки зрения физики процесса, такой параметр, как температура вспышки трансформаторного масла. Для любых нефтепродуктов, это температура воспламенения жидкой среды, при контакте с открытым источником пламени.
Однако внутри трансформатора не создаются условия для горения, по причине отсутствия достаточного количества кислорода. А вот открытое пламя теоретически возможно: если при размыкании контактов образуется кратковременная дуга.
Поэтому в свойства масел закладывается увеличение температуры вспышки. Это значение постепенно уменьшается, по причине дефектов трансформаторного оборудования. При нормальной работе, температура вспышки напротив, увеличивается. Допустимое значение – более 155°C.
Электрическая дуга или как горят трансформаторы — видео
Для понимания механизма – температура вспышки связана с испаряемостью масла. То есть, оно должно быть достаточно жидким, но при этом не переходить в газообразное состояние при нормальных условиях эксплуатации.
Кроме традиционного параметра, есть такое понятие, как температура самовоспламенения, характерное именно для трансформаторов. В нашем случае эта величина составляет 350°C – 400°C.
Если обмотки нагреются до такой температуры – возникает неконтролируемое горение и взрыв трансформатора. К счастью, подобные случаи происходят крайне редко. Разумеется, при условии соблюдения условий эксплуатации.
Поэтому, вместе с подбором качественного масла, необходимо постоянно следить за состоянием электроустановок. При проведении тестовых отборов жидкости, можно понять, какие проблемы есть в самом трансформаторе или высоковольтном выключателе.
После проведенных исследований, оцениваются такие показатели, как преломление вязкости, плотность, диэлектрические свойства, и пр. Результаты сравниваются с табличными значениями, установленными стандартом применения масел.
В таблице показаны основные показатели трансформаторного масла:
Температура t, °С | Плотность р, кг/м3 | Cp, кДж/(кгК) | λ, Вт/(м’К) | а-10**8, м2/с | μ-10**4, Пас | v-10**6, м2/с | ß-10**4, К»1 | Рг |
892,5 | 1,549 | 0,1123 | 8,14 | 629,8 | 70:5 | 6,80 | 866 | |
10 | 886.4 | 1,620 | 0,1115 | 7,83 | 335,5 | 37,9 | 6.85 | 484 |
20 | 880,3 | 1,666 | 0,1106 | 7,56 | 198,2 | 22,5 | 6,90 | 298 |
30 | 874,2 | 1,729 | 0,1008 | 7,28 | 128,5 | 14.7 | 6.95 | 202 |
40 | 868,2 | 1,788 | 0,1090 | 7,03 | 89.4 | 10,3 | 7,00 | 146 |
50 | 862,1 | 1,846 | 0,1082 | 6,80 | 65.3 | 7,58 | 7,05 | 111 |
60 | 856,0 | 1,905 | 0,1072 | 6,58 | 49,5 | 5,78 | 7,10 | 87,8 |
70 | 850,0 | 1,964 | 0,1064 | 6,36 | 38.6 | 4,54 | 7,15 | 71.3 |
80 | 843,9 | 2,026 | 0,1056 | 6,17 | 30.8 | 3,66 | 7,20 | 59,3 |
90 | 837.8 | 2.085 | 0,1047 | 6,00 | 25,4 | 3,03 | 7,25 | 50,5 |
100 | 831,8 | 2,144 | 0,1038 | 5,83 | 21.3 | 2,56 | 7,30 | 43.9 |
110 | 825,7 | 2,202 | 0,1030 | 5,67 | 18.1 | 2,20 | 7,35 | 38,8 |
120 | 819,6 | 2,261 | 0,1022 | 5,50 | 15.7 | 1,92 | 7,40 | 34,9 |
- cp — удельная массовая теплоемкость, без изменения рабочего давления;
- λ – теплопроводность: общий коэффициент;
- a – температурная проводимость: общий коэффициент;
- μ — динамический коэффициент вязкости;
- ν — кинематический коэффициент вязкости;
- β — объемное расширение: общий коэффициент;
- Pr — критерий Прандтля.
Технические жидкости для обеспечения работы трансформаторных подстанций закупаются в огромных объемах, это достаточно затратно. Каждая партия тестируется перед использованием, и в процессе работы.
Испытание трансформаторного масла на пробой — видео
Ежегодно, техническая жидкость требует масштабной очистки. Этим занимаются специальные службы. А каждые 5-6 лет, требуется регенерация (практически полная замена масла в электроустановке). Процедура недешевая, но без ее выполнения эксплуатация трансформатора станет небезопасной.
В качестве компромисса, широко применяется восстановление свойств. Отработка сдается на нефтехимическое предприятие, где масло приобретает первоначальные свойства. Стоимость добавленных присадок многократно ниже, в сравнение с полной заменой материала.
Второстепенные характеристики трансформаторного масла
Устойчивость масла к окислению – это не что иное, как противодействие старению. Есть две негативные стороны этого явления:
- Связывание молекулами кислорода активных добавок, которые обеспечивают базовые параметры жидкости.
- Отложение продуктов окисления на поверхностях деталей трансформатора: обмотках, проводниках, контактных группах. Это приводит к снижению теплоотвода, с последующим закипанием масла в точках соприкосновения.
- Зольность – наличие посторонних примесей и причина их появления. После промывки нового масла, в его составе остаются химические моющие средства (это касается и регенерации старой жидкости).
Если их не удалить – образуются зольные фракции, которые оседают на рабочих частях трансформаторов и выключателей. Для борьбы с этим явлением, в масло добавляются присадки, нейтрализующие солевые и мыльные отложения.
Температура текучести (застывания) характеризует превращение жидкости в консистентную смазку. Этот показатель (от — 35°C до — 50°C) применим лишь при холодном пуске электроустановки. Работающий трансформатор сам является источником тепла, и поддерживает жидкость в рабочем состоянии.
Источник