Можно ли использовать тормозную жидкость
Содержание статьи
Все о тормозной жидкости, что вы не знали
На многих СТО при проверке состояния тормозной системы, к сожалению, довольно часто упускают из виду тормозную жидкость, целиком и полностью фокусируясь на тормозных колодках и дисках, суппорте, рабочих цилиндрах и т. д., хотя качество тормозной жидкости оказывает непосредственное влияние на работу системы в целом и эффективность торможения. В данной статье мы собираемся компенсировать это упущение и рассказать читателям о наиболее важных аспектах, связанных с тормозной жидкостью.
Клиент с жалобой на тормозную систему – явление на СТО довольно распространенное. После ряда стандартных вопросов и визуального осмотра выносится вердикт, тоже чаще всего стандартный, – замена. Меняются тормозные колодки, возможно, вместе с дисками. Если подклинивают суппорта, предлагают поменять его, либо в сборе, либо отдельные компоненты (посредством ремкомплекта), вероятно – рабочие цилиндры. И вроде бы проблема решена, машина вновь начинает уверенно тормозить, но в некоторых случаях, спустя непродолжительное время, эффективность торможения существенно снижается, хотя никаких видимых причин для этого нет. В чем же дело? Дело в основе, в жидкости, которая заставляет работать всю систему – в тормозной жидкости.
Итак, что же такое тормозная жидкость. Михаил Маркин, бренд-менеджер, Bardahl:
— Тормозная жидкость – это разновидность гидравлической жидкости, применяемой в гидравлических тормозных системах и гидравлических сцеплениях в автомобилях, мотоциклах, легких грузовиках и т. д. Тормозная жидкость используется для передачи силы в давление и для увеличения силы торможения. Поэтому она является важным элементом тормозной системы, а также системы сцепления автомобиля. Соответственно, от правильной работы тормозной жидкости зависит бесперебойная работа всей тормозной системы и системы сцепления автомобиля.А следовательно, и безопасность самого автомобиля.
Тормозные жидкости, как известно, бывают разные. Их классификация отталкивается от температуры кипения жидкости и ее кинематической вязкости по нормам DOT (Department of Transportation), изначально принятым Министерством транспорта США. Позднее появились международные стандарты и нормативные документы, среди которых SAE J 1703, ISO 4925, FMVSS 116. Самостоятельные нормативные документы существуют и в отдельных странах, однако глобально принято опираться на классификацию DOT.
Важный параметр, как уже было отмечено, кинематическая вязкость, отвечающая за способность жидкости циркулировать в магистрали тормозной системы при отрицательных рабочих температурах (до минус 40 градусов Цельсия).
Температура кипения в свою очередь декларирует пиковый порог нагревания, после которого тормозная жидкость начинает закипать, что приводит к образованию паров и как следствие критичному снижению (вплоть до потери) функциональности тормозной системы. В этом контексте обычно учитывается температура кипения «сухой» (без примесей воды) и «увлажненной» жидкости. Объемная доля воды в «увлажненной» тормозной жидкости составляет 3,7%, что соответствует примерно двум годам нормальной эксплуатации. Кстати, тормозная жидкость, в которой накопилось 8 и более процентов воды, кипит уже как обычная вода, при 100 градусах Цельсия.
Современная классификация выглядит следующим образом:
DOT 1 и DOT 2 – устаревший тип тормозной жидкости. В настоящее время не применяется.
DOT 3 – тормозная жидкость на основе гликоля, агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям и резине, обладающая высоким уровнем гигроскопичности. Применяется при обычных условиях эксплуатации в автомобилях с тормозами барабанного или дискового типа. «Пороговые» температуры: 205 градусов – для «сухой» жидкости и 140 градусов – для «увлажненной».
DOT 4 – это жидкости на гликолевой основе, которые разъедают краску, но не оказывают негативного воздействия на резину; они обладают меньшей гигроскопичностью. Применяются на автотранспорте с дисковыми тормозами. Температура кипения уже выше: 230 градусов – для «сухой» жидкости и 155 градусов – для «увлажненной».
DOT 5 – в настоящее время имеет наибольшее расспространение тормозная жидкость, в которой в качестве основы используется силикон с пакетом присадок, благодаря чему она практически не впитывает воду, безопасна для лакокрасочных покрытий и резиновых деталей, закипает при температуре не ниже 250 градусов Цельсия «сухая» и 180 градусов «увлажненная».
DOT 5.1 – тормозная жидкость снова на гликолевой основе со сравнительно высоким уровнем гигроскопичности, агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям, но безопасная для резиновых деталей, закипающая при температуре 275 градусов по Цельсию, если в ней нет воды.
Денис Двали, технический специалист компании TMD Friction (бренды Textar, Mintex):
— Тормозные жидкости класса DOT 3 можно считать довольно устаревшими, применяются для автомобилей более ранних годов выпуска. Они рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах. DOT 4 – довольно универсальные тормозные жидкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками, они подходят для большинства современных автомобилей с дисковыми тормозами. А для автомобилей с ABSчасто применяются тормозные жидкости стандарта DOT 4 Class 6.
Тормозные жидкости класса DOT 5.1 (это модифицированный DOT 4 – с более высокой точкой кипения) используются на автомобилях с повышенными динамическими характеристиками, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше – например, на спортивных автомобилях для города.
Что касается тормозных жидкостей класса DOT 5, то, благодаря силиконовой основе, эти жидкости отличаются низкой гигроскопичностью – они не поглощают влагу и не смешиваются с ней. Используют DOT 5, в основном, на автомобилях, которые эксплуатируются в условиях повышенной влажности и в тяжелых режимах – с частыми разгонами и интенсивными торможениями, сопровождаемыми повышенными динамическими и температурными нагрузками в тормозной системе.
Использование менее эффективной DOT 3 в системах, рассчитанных на DOT 4 или DOT 5.1, в определенных режимах движения может привести к потере торможения.
Кинематическая вязкость всех типов жидкостей при температуре +100 градусов составляет не более 1,5 кв. мм/с., а при -40 – различается. Для DOT-3 это значение должно составлять не более 1500 кв. мм/с, для DOT 4 – не менее 1800 кв. мм/с, для DOT 5 и DOT 5.1 – не менее 900 кв. мм/с.
Денис Двали, технический специалист компании TMD Friction (бренды Textar, Mintex):
— Жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 представляют собой смеси гликолей (NSBF) с добавлением тех или иных присадок, стабилизирующих рабочие параметры. DOT 5 изготавливается на основе силикона (SBBF).
Тормозные жидкости Textar DOT 4LV и DOT 5.1 специально разработаны для применения в современных тормозных системах с ABS, ESP или ASR,обеспечивающих повышенную безопасность. Эти тормозные жидкости отличаются высокой текучестью и обеспечивают быстрое изменение(нарастание и снижение) давления в соответствии с быстро меняющимися условиями движения автомобиля. По сравнению с DOT 4LV, тормозная жидкость Textar DOT 5.1 характеризуется более высокой температурой кипения, что особенно востребовано при эксплуатации тяжелых машин с мощными моторами. Тормозная жидкость с низкой вязкостью значительно улучшает реакцию на нажатие педали тормоза, особенно при низкой температуре – ведь при торможении в критической ситуации на счету каждая доля секунды.
Тормозная жидкость Textar отвечает всем упомянутым требованиям. Ассортимент включает четыре вида тормозных жидкостей для различных тормозных систем – DOT 3, DOT 4, DOT 4 LV, DOT 5.
То, что тормозную жидкость нужно менять регулярно, знают, пожалуй, все мастера. Диапазон замены указывается в сервисной книжке автомобиля и, как правило, составляет от 2 до 4 лет. Однако ждать истечения срока службы тормозной жидкости на не новых автомобилях, далеко не всегда уместно. Особенно эксплуатируемых в сложных условиях, поскольку потерять свои свойства и прийти в негодность она может гораздо раньше. Поэтому проверять ее состояние необходимо как минимум при каждом техническом обслуживании транспортного средства (не реже одного раза в год) и даже чаще. Михаил Маркин, например, рекомендует каждые 40 000 — 50 000 км пробега.
Причина преждевременного ухудшения характеристик тормозной жидкости кроется главным образом в ее гигроскопичности. Дело в том, что тормозная система лишь на первый взгляд кажется полностью герметичной. Атмосферный воздух, а вместе с ним и влага попадают в нее разными путями: через компенсационный бачок, через изношенные уплотнения и сальники, различные не плотности. А каждый лишний процент влаги неизбежно влечет снижение ключевого параметра. К тому же влага становится источником коррозии, при отрицательных температурах она замерзает и т. д. – все это, как вы прекрасно понимаете, «здоровья» тормозной системе не прибавляет.
Денис Двали:
— Тормозная жидкость чрезвычайно гигроскопична, она довольно активно вбирает влагу из окружающей атмосферы. Когда в тормозной жидкостинакапливается слишком много воды, происходит значительное снижение равновесной температуры кипения – этот термин определяет ее свойства вконце жизненного цикла, когда содержание воды в тормозной жидкости достигает более 3,5%. Это может привести к появлению в тормознойжидкости паровых пробок, когда она вскипит изза активной работы тормозных механизмов, в результате теряется жесткая связь между педальютормоза и тормозными колодками – «тормоза пропадают». При эксплуатации машины в условиях российского климата критический излишек влаги втормозной жидкости накапливается уже за два года эксплуатации. Это и есть максимально допустимый период контрольных замеров состояниятормозной жидкости, если иного не указано в руководстве по эксплуатации конкретной машины.
Михаил Маркин:
— Использование некачественной тормозной жидкости в автомобиле может привезти к негативным последствиям. С течением времени ее свойстваухудшаются изза гигроскопичности – способности впитывать водяные пары, содержащиеся в окружающем воздухе. В результате понижаетсятемпература кипения тормозной жидкости, образовываются воздушные пузыри, что приводит к выбросу тормозной жидкости в расширительныйбачок, а как результат – низкий уровень, который не позволит создать требуемого давления при резком торможении, и как следствие, возможенпровал педали тормоза!
Еще немаловажным предлогом для замены тормозной жидкости является утрата со временем свойств различными присадками, которые входят всостав тормозной жидкости, что также негативно сказывается на ее работе.
Проверить состояние тормозной жидкости можно тремя способами. Михаил Маркин:
— Вопервых, визуально. Открутите крышку расширительной емкости и внимательно посмотрите на содержимое. Цвет должен соответствоватьзалитому типу жидкости (прозрачножелтый либо красноватый). Если заметили мутный осадок или плавающие черные частицы, тормозную жидкостьнужно сменить.
Вовторых, с помощью специальных тестовых полосок. Втретьих, специальным электронным прибором – тестером.
Денис Двали поясняет:
— Состояние тормозной жидкости определяется специальным тестером, датчик которого погружают в бачок с тормозной жидкостью. В основномтакие тестеры работают по принципу определения температуры кипения жидкости, либо показывая непосредственно измеренную температуру, либоавтоматически пересчитывая получаемые результаты в проценты содержания в ней воды. Обнаружение более 3,5% воды в тормозной жидкости –веское основание для срочной ее замены.
Помимо этого, основанием для замены может быть ремонт тормозных механизмов и долгий период простоя транспортного средства. Желательно менять тормозную жидкость и при покупке автомобиля с пробегом – подобная рекомендация клиенту со стороны механика СТО никогда не будет лишней и предостережет автовладельца от непредвиденных проблем.
К сожалению, бытует ошибочное мнение, что жидкость не обязательно менять полностью, достаточно лишь регулярно доливать ее до регламентированного уровня.
Это в корне неверно!
Тормозную жидкость всегда нужно менять полностью. Долив никогда не обеспечит восстановление требуемых характеристик.
Кстати, утечки тормозной жидкости — еще один принципиально важный аспект.
Если автовладелец жалуется на низкую эффективность, это может быть обусловлено разгерметизацией системы. В этом случае механику стоит первым делом проверить ее на наличие течи. Проще всего наличие утечки определить по уровню жидкости в бачке. Если он активно снижается – почти наверняка присутствует течь.
Как свидетельствуют эксперты, в 80 % случаев обнаружить ее удается при визуальном осмотре. Проверять систему на утечку лучше под давлением. Для этого нужно попросить ассистента нажать на педаль тормоза. Утечку помогут увидеть специальные очки и ультрафиолетовая лампа, в свете которой места утечки при наблюдении через очки будут окрашиваться цветом. Если же течь при визуальном осмотре не будет обнаружена, нужно убедиться в отсутствии скрытой течи во внутреннюю полость вакуумного усилителя.
Всегда используйте только ту тормозную жидкость, которую рекомендует производитель вашего автомобиля.
Михаил Маркин:
— Какую тормозную жидкость нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель. Тормозная система автомобиля (в том числе резинотехнические и конструкционные материалы) разрабатывается под определенный тип тормозных жидкостей. Каждый автомобиль сделан из своих материалов, и разные тормозные жидкости могут на них по разному воздействовать. Главное правило применения тормозной жидкости – это следовать рекомендациям прилагаемой к автомобилю инструкции.
Тормозные жидкости с разными основами несовместимы друг с другом, они расслаиваются, иногда появляется осадок. Параметры этой смеси будут ниже, чем у любой из исходных жидкостей, причем влияние ее на резиновые детали непредсказуемо. Основу тормозной жидкости изготовитель, как правило, указывает на упаковке. Жидкости на гликолевой основе: DОТ 3, DОТ 4 и DОТ 5.1, можно смешивать в любых пропорциях. Жидкости класса ДОТ 5 основаны на силиконе и несовместимы с другими. Поэтому по требованиям стандарта FM VSS 116 их нужно окрашивать в темно-красный цвет.Остальные тормозные жидкости, как правило, желтые (оттенки от светло-желтого до светло-коричневого). Следует помнить, что смешивать жидкости разных классов и производителей не рекомендуется, так как возможно изменение их свойств. Запрещено смешивать гликолевые жидкости с касторовыми.
Ну, и в заключение традиционно основные рекомендации экспертов сотрудникам автосервисных станций касательно применения и замены тормозных жидкостей. Их озвучивает Михаил Маркин.
• Необходимо периодически проверять уровень тормозной жидкости в расширительном бачке, а также своевременно производить ее замену
• Интервал замены жидкости указан в сервисной книжке автомобиля
• Применять только качественные тормозные жидкости известных производителей, по спецификации, одобренной автопроизводителем
• Самостоятельно проверять качество тормозной жидкости. Жидкость должна быть прозрачной, однородной и без осадка
• Тормозную жидкость нужно менять полностью
• Не допускается смешивать тормозные жидкости на разной основе
• Рекомендуется использовать тормозную жидкость сразу после вскрытия
Остается только еще раз повторить: применение качественной тормозной жидкости и ее своевременная замена – залог безопасности дорожного движения. Некачественная тормозная жидкость быстрее положенного теряет свои свойства либо изначально не соответствует требованиям, предъявляемым к ней автопроизводителем. В некоторых случаях она может оказывать агрессивное воздействие на элементы тормозной системы, выводя их из строя. Результатом может стать недостаточная эффективность торможения или неожиданная поломка системы.
источник
Источник
Тормозные жидкости: как выбрать и когда менять. Инструкция — читайте в разделе Учебник в Журнале Авто.ру
Что известно о тормозной жидкости большинству водителей? Что, когда она подтекает, это очень плохо. Реже можно услышать ответ, что её нужно периодически менять. Информация в целом верная, но далеко не полная. Давайте разберёмся, что такое тормозная жидкость, какой она бывает и когда её нужно менять. И в каких случаях делать это совсем не обязательно.
Что такое тормозная жидкость
У всех современных автомобилей тормоза имеют гидравлический привод. В немного упрощённом виде он работает следующим образом. Нажимая педаль, водитель давит на поршень в главном тормозном цилиндре (ГТЦ). Его движение заставляет жидкость из ГТЦ перемещаться по трубкам и шлангам и давить на поршни в рабочих цилиндрах тормозов. Они, в свою очередь, прижимают тормозные колонки к дискам или барабанам, трение между которыми и замедляет машину.
Принцип работы гидросистемы основан на свойстве, общем для всех жидкостей: они не сжимаются и сохраняют свой объём. Поэтому, в теории, можно использовать любую жидкость — воду, спирт, масло. Но в реальном автомобиле к тормозной жидкости предъявляют ещё множество строгих требований.
Прежде всего, замедляя машину, тормозные диски (или барабаны) с колодками нагреваются, а вместе с ними неизбежно греется и тормозная жидкость. И когда она становится слишком горячей, то закипает — и в гидросистеме образуется смесь жидкости и пара. А вот эта смесь уже поддаётся сжатию и не способна передать большое усилие. В итоге водитель давит на педаль, та «проваливается», но машина не тормозит! Поэтому жидкость нужна с высокой температурой кипения.
Кроме того, при работе гидравлической системы двигаются поршни, срабатывают клапаны — а значит, тормозная жидкость должна обладать и смазывающим эффектом. Но использовать обычное масло тоже нельзя. Тормоза должны сохранять работоспособность не только при нагреве, но и на холоде, а масло сильно густеет на морозе.
В итоге современная тормозная жидкость – это сложная смесь нескольких базовых веществ и присадок, способная работать в столь сложных условиях.
Какие бывают тормозные жидкости
Исторически первыми появились масляно-спиртовые жидкости. В основе большинства таких составов — смесь касторового масла и бутилового спирта. Масло отлично смазывает трущиеся поверхности, смесь химически нейтральная, а потому не разъедает резину уплотнений и даже не причиняет вреда, попадая на лакокрасочное покрытие или кожу человека. Кроме того, она не гигроскопична и может работать в тормозной системе десятилетиями, не требуя замены.
Но при всех своих преимуществах масляно-спиртовые составы обладают ещё более серьёзными недостатками. В сильные холода они замерзают — педаль тормоза становится «дубовой», а касторка может выпасть в осадок. Но главное: температура кипения у такой тормозной жидкости немногим выше, чем у воды. Сто и даже пятьдесят лет назад этого ещё хватало. Но тормоза современных машин нагреваются намного сильнее, в них использовать масляно-спиртовые смеси попросту опасно.
Чтобы кардинально увеличить температуру кипения, химики создали принципиально другие тормозные жидкости — гликолевые. Их основные компоненты — полиэтиленгликоли и полиэфиры борной кислоты. Звучит длинно и непонятно, но нам важно знать главное: такие жидкости кипят при гораздо более высоких температурах, 190–260°С. Они не густеют на холоде и обладают вполне приемлемыми смазывающими свойствами.
Недостатки? Гликолевые жидкости ядовиты — настолько, что способны разъесть краску на кузове автомобиля. Из-за этого в тормозной системе приходится применять манжеты и уплотнения из специальной, более дорогой и более стойкой к химическому воздействию резины.
А главная проблема: гликолевые тормозные жидкости очень гигроскопичны. Они буквально всасывают в себя влагу из воздуха через микроскопические зазоры между поршнями и цилиндрами, а также через вентиляционное отверстие тормозного бачка. А вода, разбавляющая таким образом «тормозуху», вызывает коррозию деталей и заметно снижает температуру кипения жидкости.
Наконец, существует и третий вид тормозных жидкостей — силиконовые. Они делаются на основе кремнийорганических соединений и лишены недостатков первых двух типов. Температура кипения силиконовой тормозной жидкости — от 350°С, и она совершенно не впитывает влагу. К тому же её вязкость почти не зависит от температуры, силиконовые составы способны работать при «космических» минус 100°С!
Но все эти достоинства перекрываются одним большим недостатком — очень низкой смазывающей способностью. Из-за этого, в частности, силиконовые жидкости нельзя использовать в тормозах с ABS — высокоточные клапаны блока быстро выйдут из строя. В итоге силиконовые тормозные жидкости имеют очень специфическое применение, а в подавляющем большинстве автомобилей сегодня задействованы гликолевые составы.
Что продаётся в магазинах
В любом крупном магазине автозапчастей или химии вам наверняка предложат на выбор тормозную жидкость сразу нескольких марок, производителей, а то и типов. Не стоит брать первую попавшуюся, самую дешёвую. Как, впрочем, и самую дорогую. На самом деле, разобраться в этих красивых баночках несложно.
1. БСК
Рубинового цвета жидкость с характерным запахом индийской касторки (у нас касторовое масло не производили и не производят) относится, как вы уже догадались, к масляно-спиртовому типу жидкостей. Она нейтральная, не гигроскопичная и может служить долгие годы. Но температура её закипания всего 110–115°С. Однако она ещё не потеряла своего потребителя: БСК до сих пор используют в некоторых грузовиках, старых автобусах, раритетных легковушках с барабанными тормозами. Короче — там, где тормоза слабо нагреваются. Увы, как показывает практика, сегодняшняя БСК проигрывает в качестве той, что производилась в СССР лет тридцать назад — может быстро потемнеть и даже повредить резиновые детали.
2. «Нева»
Этот состав жёлтого цвета относится ко второму типу тормозных жидкостей. Он представляет собой смесь гликолей и полигликолей с этилкарбитолом, плюс многочисленные присадки — антикоррозийные, антиокислительные, противозадирные. Последние обязательно нужны для гликолевых тормозных жидкостей, поскольку сами они плохо смазывают трущиеся поверхности. Жидкость ядовита.
«Нева» стала первой массовой гликолевой отечественной тормозной жидкостью, появившейся в СССР с началом выпуска Жигулей, оснащённых дисковыми передними тормозами. Она оказалась настолько удачной, что выпускается и поныне. Жидкость недорогая, но область её применения сегодня ограничивается бюджетными, не очень мощными и скоростными автомобилями, грузовиками, спецтехникой. То есть транспортом, у которого тормоза не слишком сильно греются. Температура кипения новой «Невы» – 195°С, и её нужно менять каждые два года. К концу срока службы, когда она впитает до 3,5 процента влаги, температура её закипания может упасть до 138°С.
3. «Томь»
Ещё одна тормозная жидкость родом из СССР, «улучшенный» вариант Невы. В состав «Томи» входят этилкарбитол и полиэфир, а также антикоррозионные присадки. Но ещё добавлены термостабилизаторы. Благодаря им «Томь» стала первой отечественной жидкостью, которую условно можно приравнять к международному стандарту DOT3.
«Томь» ядовита, имеет светло-жёлтый цвет, срок её службы — как у «Невы», 2 года. Однако температура кипения новой жидкости — 220°С, а через два года она должна, по стандарту, быть не менее 155°С.
4. «Роса»
Самая современная и совершенная из отечественных, «Роса» — тормозная жидкость гликолевого типа, в основе которой борсодержащий полиэфир с добавками противокоррозионных и антиокислительных присадок. Выпускается в двух вариантах, отличающихся некоторыми присадками: «Роса-3» и «Роса ДОТ-4», последний соответствует международному стандарту DOT 4.
Благодаря высокой температуре кипения (260°С новая и 165°С отработанная) «Роса ДОТ-4» пригодна для использования в современных тормозных системах с ABS и ESP. Однако сегодня почти не продаётся — по некоторым данным, из-за нехватки сырья для производства. Срок службы «Росы» — 3 года.
5. DOT 3
Импортные тормозные жидкости выпускаются без имён собственных, просто под маркой производителя, к которой будет добавлена аббревиатура DOT. Она расшифровывается как Department of Transport. Это американский Департамент транспорта, разработавший в своё время стандарты для тормозной жидкости, которыми пользуется весь мир. Смысл и информацию о жидкости несёт следующая за аббревиатурой DOT цифра, обозначающая класс тормозной жидкости. Первый и второй давно не в ходу, сейчас актуальны стандарты, начинающиеся с DOT 3.
Импортные жидкости DOT 3 по своим свойствам недалеко ушли от советской «Невы»: по этому стандарту новыми они должны закипать не ранее 205°С, а при впитывании влаги температура может упасть до 140°С. Они годятся для машин с барабанными или простыми дисковыми тормозами, но из-за низких смазывающих свойств их нельзя применять на автомобилях с ABS. Поэтому сегодня такие жидкости практически вышли из употребления.
6. DOT 4, DOT 5.1
Более современные и прогрессивные гликолевые составы с температурными и антизадирными присадками. Стандарт DOT 4 требует предельных точек кипения в 230 и 155°С, у жидкостей DOT 5.1 они ещё выше – 260 и 180°С. Этого уже хватает для большинства современных автомобилей, в том числе для спорткаров с мощными двигателями и большими тормозными дисками.
7. DOT 5
А вот тормозные жидкости стандарта DOT 5 уже относятся к силиконовому типу. При всей привлекательности силикона как основы главный его минус — плохие смазывающие свойства, которые инженеры вынуждены нивелировать подбором материалов поршней и цилиндров. Для массового потребления силиконовые тормозные жидкости слишком дороги, поэтому область их применения — редкие спортивные автомобили и гоночная техника, где на первое место выходит именно борьба с нагревом тормозов и где не используют электронные системы безопасности. Тем более, что благодаря стабильности состава силиконовые тормозные жидкости практически вечные.
Чтобы покупатели не путали принципиально разные составы стандартов DOT 5 и DOT 5.1, на упаковках обязательно делают дополнительные маркировки: DOT 5 – SBBF («silicon based brake fluids», основанная на силиконе тормозная жидкость) и DOT 5.1 — NSBBF («non silicon based brake fluids», не основанная на силиконе тормозная жидкость).
Какую жидкость выбрать
Правильно подобрать тормозную жидкость намного проще, чем моторное масло или антифриз. Прежде всего нужно знать, что жидкости трёх разных типов категорически нельзя смешивать между собой — это кончится, как минимум, разрушением резинок в тормозной системе и, как следствие, течами. А вот гликолевые жидкости разных стандартов и производителей вполне совместимы друг с другом. В зависимости от пропорций при их смешивании будет меняться только предельная рабочая температура. Отсюда совет: отправляясь в магазин за жидкостью, выясните, какая залита в систему вашего автомобиля.
Сложнее всего придётся, как ни странно, обладателям автомобильных раритетов, заправленных масляно-спиртовыми «тормозухами». Потому что покупать современный БСК, как мы уже говорили, рискованно. Лучше поискать жидкость из старых «советских» запасов, благо, она не портится. Поверьте, в частных «запасниках» БСК осталось больше, чем нужно сегодняшнему антиквариату.
Если поиски не увенчались успехами, есть другой метод: купить в магазине касторовое масло и бутиловый спирт и смешать их в равных пропорциях. Получающийся состав мало в чём уступит оригинальному, разве что будет не красного цвета.
Наконец, есть третий, самый радикальный путь — перейти на гликолевую тормозную жидкость. Однако это потребует не только тщательной промывки всей тормозной системы спиртосодержащей жидкостью, но и замены всех шлангов и манжет на современные, которые выдержат более агрессивный состав. Если тормоза нормально работают и на БСК, особого смысла в таком труде нет.
Техника уровня вазовской «копейки» или «восьмёрки», без ABS и вентилируемых тормозных дисков, вполне способна обойтись «Невой» или «Томью». Подойдёт и импортный состав класса DOT 3.
Раскошеливаться на тормозную жидкость DOT 4 и, тем более, DOT 5.1 есть смысл только владельцам более продвинутой и быстрой техники. Тут стоит заглянуть в Руководство по эксплуатации своего автомобиля. Общее правило такое: нужно брать жидкость стандарта не ниже, чем указан в инструкции. Выше — не возбраняется.
Главное — не залить по ошибке силиконовую жидкость DOT 5. Она предназначается для редкой спортивной экзотики или гоночной техники, которая постоянно под присмотром механиков.
Поддельные тормозные жидкости на рынке тоже встречаются, хотя и реже масла с антифризом. К сожалению, на вид и запах их не отличить от качественных. Поэтому остаётся выбирать тормозную жидкость «по вторичным признакам» — внимательно смотрите на качество изготовления тары, читайте этикетку, просите продавца показать сертификат на товар… И лучше покупайте жидкость только в крупных магазинах или через интернет-сайт производителя. Тормозную жидкость сегодня производят все крупные компании, занимающиеся автомобильной химией, будь то Lukoil и белорусский Fenox или мировые гранды вроде Liqui Moly, Castrol, Elf, Total. Продаются тормозные жидкости и под брендами автопроизводителей, но использовать их совсем не обязательно — все они соответствуют единым стандартам DOT.
Как и когда менять тормозную жидкость
В подавляющем большинстве автомобилей — тех, что заправлены гликолевыми составами, — тормозную жидкость нужно периодически менять. Как правило, инструкции по эксплуатации требуют это делать раз в два года. Не стоит пренебрегать этой сервисной операцией, ведь температура кипения жидкости со временем неуклонно снижается. И закипит она не постепенно, а вдруг – и машина останется без тормозов в один момент. Максимально для этого не подходящий.
Но даже если вы ездите спокойно и не перегреваете тормоза, жидкость всё равно стоит заменить. Впитав в себя влагу из воздуха, она становится более агрессивной, провоцирует коррозию, в том числе очень недешёвых устройств, вроде гидронасоса ABS.
Ещё один сигнал к полной замене жидкости — любое её потемнение или нарушение прозрачности. Особенно быстро надо реагировать в случае, если в расширительном бачке вы обнаружите чёрные отложения. Это уже признак износа манжет или даже поршней в главном цилиндре, чреватый отказом тормозов.
В этом случае систему стоит дополнительно промыть — тормозной жидкостью той же марки, что будет использоваться после. Для этого её заливают в бачок и прокачивают сквозь систему, спуская через специальные штуцеры на тормозных суппортах или рабочих цилиндрах. Для гарантированной промывки нужно через каждый штуцер слить не менее 100 мл тормозной жидкости. А после замены обязательно прокачать систему, удалив из неё весь воздух.
Раньше, на автомобиле с простой тормозной системой, это было сделать несложно — требовался всего один помощник. Один человек накачивает и удерживает давление педалью тормоза, другой — открывает нужный штуцер и выпускает через трубочку воздух вместе с жидкостью в резервуар с «тормозухой». Главное — периодически подливать жидкость в бачок: если уровень упадёт в нём до нулевого, прокачку придётся делать заново.
Однако в более современных машинах процедура «качай–держи–спускай воздух» уже не даёт гарантированного результата. Она чревата остатками воздуха в укромных уголках системы и, как следствие, мягкой и неинформативной педалью тормоза. А в некоторых автомобилях прокачка педалью и вовсе невозможна без подключения к диагностическому оборудованию. В этих случаях менять и прокачивать систему нужно с помощью специального вытеснительного аппарата, замещающего старую жидкость новой под давлением.
Бывает, что тормозная жидкость чиста как слеза, но её уровень падает до минимума, о чём вас предупреждает датчик и лампочка на панели приборов. В 90 процентах случаев окажется, что сама тормозная система в порядке, однако тормозные колодки уже близки к максимальному износу. Просто давящие на них поршни сильно выдвинулись из цилиндров, и объём системы увеличился. В большинстве машин этот диапазон как раз соответствует разнице между максимальным и минимальным уровнем жидкости в бачке.
В такой ситуации доливать тормозную жидко?