Можно ли использовать тахографы без скзи

Тахографы с 1 января 2021 года. Не опять, а снова

09:10, 2 марта 2021

Версия для печати

С вступлением в силу ФЗ № 247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» наличие в тахографе блока СКЗИ стало необязательным — об этом рассказывает технический эксперт в области соответствия транспортных средств Максим Сухомлинов.

С 1 января 2021 г. вступил в силу ряд нормативных правовых актов, разработанных в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». К 1 января 2021 года весь переизбыток нормативов, устанавливающих обязательные требования, которые устарели или несли избыточные требования, должен был быть полностью заменён на новый. По мнению Правительства, это должно существенно сократить административную нагрузку на бизнес и повысить уровень безопасности потребителей, убрать избыточные и устаревшие требования.

Регулирование в вопросах использования тахографов также попало в жернова «гильотины». В рамках этой короткой статьи переведем с языка чиновников и юристов на человеческий то, что произошло с тахографом с 1 января 2021 года. Для тех, кому лень читать, ниже размещен видеоролик по этой теме.

Напомню читателям, что начиная с 2014 года не утихают споры об обязательности требований пресловутого приказа Минтранса №36, который ввел понятие СКЗИ в тахографе и обязал перевозчиков без явной необходимости сменить одни тахографы на другие. Были суды, в том числе и заседание Верховного суда, который установил законность приказа Минтранса № 36, но обошёл стороной обязательность наличия блока СКЗИ в тахографе. При этом точки расставлены не были и определенности больше не стало.

И вот теперь, в рамках «регуляторной гильотины», вступил в силу Федеральный закон № 247 от 31 июля 2020 года «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Именно этот закон раз и навсегда (очень в это верим) определил, ЧТО является обязательным, а за ЧТО наказывать незаконно. Документ получился очень лаконичный, не громоздкий, и весьма однозначный, что является не свойственным для нормативных правовых актов современной России.

В первую очередь этот Федеральный закон определил что же такое обязательные требования — это те требования, исполнение которых разрешено проверять в процессе проверок, осуществляемых надзорными органами (осуществление проверок тоже регламентировали по новому, в рамках ФЗ № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») и за несоблюдение которых могут наказать (п. 1, ст. 1 ФЗ 247 от 31.07.2020). Таким образом, в рамках одного федерального закона были весьма однозначно сформулированы очень важные принципы, которые до этого тоже были, но выходили из совокупности требований множества нормативных правовых актов, и соответственно всячески отрицались контролерами, а суды делали вид, что их не существует вовсе. Вот основные из них:

  1. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы (п. 7, статьи 3).
  2. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований (п. 7, статьи 3).
  3. Обязательные требования устанавливаются в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом (ФЗ-247), исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, не причинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее — охраняемые законом ценности) (п. 1 статьи 5)

Трудно переоценить факт появления такого Федерального Закона. Этот закон имеет огромное значение в большинстве областей предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

Но, вернемся к тахографам. Напомню, что тахограф является объектом технического регулирования и к его производству, наладке и использованию/эксплуатации предъявляются определенные требования. По 31 декабря 2020 года эти требования предъявлялись приказом Минтранса №36 (так думало большинство людей, в том числе и те, кто осуществлял государственный контроль и надзор), который был издан в соответствии с Постановлением Правительства №1213 от 23 ноября 2012 г., которое, в свою очередь, издано в соответствии со статьей 20 Федерального Закона № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения». Выглядело это так:

Так БЫЛО. И так считали контролеры, ну и требовали соответственно. А что же изменилось после 1 января 2021 года? А изменилось следующее. В первую очередь изменился приказ Минтранса № 36. Ну как изменился, скорее заместился приказом Минтранса № 440 от 28.10.2020 (Приказ Минтранса №36 был признан утратившим силу с 31 декабря 2021 года), который по тексту, практически повторяет предшественника, и который вступил в силу 1 января 2021 года. Таким образом, приказ Минтранса № 440 Об утверждении требований к тахографам, с 1 января 2021 года предъявляет требования к тахографам, процессам их производства, монтажа, наладки (настройки, активации) и использования/эксплуатации, а значит, требует и наличие в тахографе СКЗИ.

Так что же? СКЗИ опять «в моде»? НЕТ. И теперь уж в этом у судов не будет сомнения.

В соответствии с п. 3 статьи 1 Федерального Закона №247 «Об обязательных требованиях», порядок установления обязательных требований к продукции (в нашем случае к тахографу) или к процессам проектирования (включая изыскания), производства, монтажа, наладки, эксплуатации этой продукции, определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Таким образом, на федеральном уровне законодательства подтвержден тезис, о котором мы твердили последние 7 лет — Федеральный Закон № 196 «О безопасности дорожного движения» НЕ МОЖЕТ предъявлять к тахографам (как к продукции и объекту технического регулирования) обязательных требований в принципе! Обязательные требования к тахографу, как к продукции, могут быть определены только в рамках Договора о ЕАЭС, в частности, техническими регламентами. Именно об этом говорит и статья 3 Федерального Закона № 184 «О техническом регулировании». Штрафовать за отсутствие в тахографе блока СКЗИ незаконно! Теперь цепочка утверждения обязательных требований к тахографу выглядит так:

Читайте также:  Можно ли использовать компьютерный блок питания

И такую позицию гарантирует и обеспечивает Федеральный Закон №247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Таким образом, теперь, уже на федеральном уровне и без возможности трактовать иначе, обязательные требования к тахографу определены Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Напоминаем, что в обязательных требованиях к тахографам, установленных ТР ТС 018/2011 отсутствуют требования о наличии в тахографе блока СКЗИ (пункт 65 приложения 10 к ТР ТС 018/2011). Подтверждением соответствия тахографа обязательным требованиям, в соответствии со статьей 20 ФЗ 184 «О техническом регулировании», являлся и является исключительно сертификат соответствия техническому регламенту, действующий или с истекшим сроком действия. (В части тахографов есть еще одно обязательное требование — это требование о метрологической поверке, поэтому тахограф, помимо сертификата, должен быть внесен в реестр средств измерения, более подробно об этом в следующий раз).

Но, могут заметить читатели, как же так, ведь Минтранс не может ошибаться, и он выпустил приказ 440, значит его надо исполнять! Более того, этот приказ внесен в реестр обязательных требований по версии Ространснадзора. Нет, исполнять приказ 440 не требуется, потому как его требования, в частности наличия в тахографах блока СКЗИ не могут являться обязательными в соответствии с уже указанными выше нормами, установленными с 1 ноября 2020 года п. 3, статьи 1 ФЗ 247. А если учитывать реестр обязательных требований Ространснадзора, то необходимо помнить пункте 7 статьи 3 Федерального Закона № 247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», что имеет значительно более высокий юридический статус.

А вот почему Минтранс продолжает уже явно незаконными способами навязывать блок СКЗИ — это уже вопрос не к нам, а скорее к прокуратуре и другим следственным органам (очень надеемся, что они наконец то обратят свое внимание на этот факт), но это выходит за рамки этой статьи.

Для тех кто сомневается и опасается действий контролеров, Федеральный закон № 247 приготовил еще один подарок в виде норм, установленных пунктом 7 статьи 3:

В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований (в нашем случае требования к конструкции тахографа в части отсутствия СКЗИ, пункт 65 приложения 10 ТР ТС 018/2011 и требования приказа Минтранса 440 о наличии СКЗИ в тахографе) в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования (в нашем случае тахограф), установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы (здесь, конечно, приказ Минтранса значительно ниже чем ТР ТС 018/2011, но все же если предположить равенство, желающих это сделать будет не мало), лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.

Таким образом, лицо, использующее тахограф без СКЗИ, но имеющий сертификат соответствия ТР ТС 018/2011 и метрологическую поверку (например, такие как тахографы международного образца — ЕСТР), не может быть привлечено к ответственности, потому как оно добросовестно выполнило одно из обязательных требований.

Теперь, даже очень осмотрительным и несмелым перевозчикам не требуется тратить свои или бюджетные деньги за установку тахографов СКЗИ или периодическую замену СКЗИ, а также менять тахографы ЕСТР, которыми оборудованы практически все иномарки европейского производства с допустимой максимальной массой более 12 тонн и таким образом вносить не законные изменения конструкции транспортного средства.

Нас могут упрекнуть в том, что мы уже 7 лет говорим о незаконности требовать блок СКЗИ в тахографах, а воз и ныне там. Но это не так, в течении всего 2020 года мы занимались судебной практикой и испытали поражение всего лишь дважды из более чем 50 дел, в которых приняли непосредственное участие. Ознакомится с наиболее интересными из них можно по этой ссылке: https://ncont.ru/yuridicheskoe-soprovozhdenie.

Мы полностью подтвердили свои слова делами. Блок СКЗИ в тахографе никогда не был обязательным и необязателен сейчас, просто доказать это было тяжело. После 1 января 2021 года с такой задачей может справиться каждый.

Штрафовать за отсутствие в тахографе блока СКЗИ было незаконным, есть незаконно и будет незаконным впредь. Федеральный закон №247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не панацея, и не стоит ждать, что на дороге прекратятся поборы по части тахографов, однако теперь, выиграть суд будет гораздо проще и быстрее. До тех пор, пока перевозчик не начнет знать свои права, вымогательство на дорогах со стороны представителей контролирующих органов не прекратится. Причиной существования и процветания незаконных требований наличия СКЗИ в тахографе, в первую очередь является правовой нигилизм самих перевозчиков. Поэтому не стоит обвинять Государство во всех своих бедах, надо просто начать изучать Закон и требовать его выполнения в том числе и контролеров. Продолжаете бояться? Тогда зовите на помощь профессионалов! Берем недорого, гарантируем положительный результат. В итоге, за нашу работу платит тот самый представитель контролирующих органов, который вынес незаконное постановление. С уважением к вниманию читателей,

Читайте также:  Безорнил можно ли использовать при кормлении грудью

Сухомлинов Максим Владимирович,

Руководитель сервисного центра «Надежный контакт»,

технический эксперт в области соответствия транспортных средств,

инженер, метролог, испытатель,

специалист в области информационной безопасности,

специалист в области технического контроля и диагностики транспортных средств и

человек с активной гражданской позицией.

Источник

Кому не надо ставить тахограф с СКЗИ

ⓘ ВНИМАНИЕ!

С 1 января 2021 изменились некоторые законы и нормы, касающиеся тахографов. Подробнее см. ЗДЕСЬ.

• Карточка МАП

• Специальные транспортные средства

• Специализированные транспортные средства?

• Транспорт старше 30-ти лет?

• Переоборудование

• Приказ 273

• Ещё новое для физ.лиц в ФЗ N 196

Предыдущее видео было про изменения в российском законодательстве с 1 ноября 2019 касающемся тахографов и штрафов за их отсутствие или несоблюдение Режима Труда и Отдыха, а также о том, что тахографы теперь должны проверять на техосмотре.

А теперь подробнее разберём список исключений имеющийся в Приложении 2 Приказа 36, то есть посмотрим, на какую технику не надо ставить тахографы с СКЗИ.

Подобно другим документам касающимся автогрузоперевозок, данное приложение содержит массу терминов и понятий либо нигде не определённых, либо разбросанных по нескольким другим законам, постановлениям, правилам и приказам, причём их формулировка может существенно различаться.

Например, что такое «специализированное транспортное средство», определено как минимум в трёх документах — и везде по-разному.

Но о них чуть позже, а начнём по-порядку, и первым в списке исключений идут транспортные средства с карточкой допуска к Международным Автомобильным Перевозкам (МАП).

Карточка МАП

В сокращённом виде абзац про карточку МАП выглядит так:

за исключением: транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок <…>, оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей ТС, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).</…>

Суть данного исключения в том, что если транспортное средство имеет карточку допуска к МАП, и на этом транспортном средстве установлен тахограф ЕСТР, то менять его на тахограф СКЗИ не нужно, даже если это транспортное средство используется для перевозок только по территории Российской Федерации.

Поскольку именно такие тахографы уже, так сказать «по умолчанию», установлены на все европейские грузовики, возможность не тратить деньги на установку тахографа с блоком СКЗИ (а это 30000-40000 рублей) кажется привлекательной.

Но при этом надо учитывать следующее.

Карточки Допуска к Международным Автоперевозкам выдаются только тем организациям, которые имеют Удостоверение Допуска к Международным Автоперевозкам. Каждая карточка выдаётся на конкретный автомобиль

используемый этой организацией

. Автомобиль может быть как в собственности этой организации, так и арендованным.

Таким образом, чтобы некому владельцу грузовика получить карточку МАП, существуют два варианта:

1) самому официально стать международным перевозчиком, получить Удостоверение Допуска к МАП, и на его основании получить Карточку Допуска к МАП на свой грузовик;

2) сдать грузовик в аренду перевозчику уже имеющему Удостоверение Допуска к МАП, который на основании своего Удостоверения оформит Карточку Допуска МАП на этот грузовик.

Первый вариант доступен только предпринимателям, то есть ИП или юридическим лицам.

Для получения Удостоверения Допуска к МАП нужно собрать необходимые документы (см. список на сайте РосТрансНадзора) и соблюсти некоторые условия (см. Постановление Правительства N 1588 «Об утверждении Правил допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок»).

Наиболее затратное из этих условий — это

соответствие <…> лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок <…>, квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении </…></…>

— то бишь нужно пройти платные курсы (смотрите на сайте РосТрансНадзора список обучающих организаций) и получить удостоверение.

Всё это вполне осуществимо, а по деньгам выйдет где-то половина стоимости тахографа с СКЗИ, однако потребует немалых временнЫх затрат и возможно, приостановки на какое-то время основной работы.

Конечно есть фирмы оказывающие помощь в оформлении и даже предоставляющие специалиста МАП (чтобы не проходить курсы), но это будет раза в два дороже, то есть как раз стоимость российского тахографа с блоком СКЗИ.

Получив Удостоверение Допуска к МАП на свою организацию и Карточку Допуска к МАП на свой грузовик, можно совершенно законно использовать тахограф ЕСТР для внутрироссийских перевозок. Нормы РТО при этом надо соблюдать российские, то есть определённые Приказом N 424, а не ЕСТР.

Ну и тахограф, конечно, должен быть не абы какой, а прошедший метрологическую поверку (проверить можно здесь), имеющий пломбы, документ о калибровке и соответствующие наклейки.

Второй вариант — это как бы сдача грузовика в аренду перевозчику имеющему Удостоверение Допуска к МАП, с целью получения карточки МАП. То есть то, что называется «купить карточку МАП». В сети много предложений подобных услуг.

Для такой покупки даже не нужно быть предпринимателем — можно и просто физ. лицом.

Но проблема заключается в том, что в этой карточке вместе со сведениями об автомобиле указывается и наименование владельца Удостоверения Допуска к МАП. А это значит, что если на каком-нибудь посту обнаружат, что в путевом листе и накладных, то есть по факту, перевозчик один (он же арендодатель), а в карточке МАП другой (он же арендатор), то это может быть расценено как отсутствие факта аренды (ведь машиной в данный момент должен распоряжаться арендатор, то есть владелец Удостоверения Допуска, а распоряжается почему-то сдавший в аренду). А раз аренда отсутствует, значит и карточка недействительна. А раз карточка недействительна, то и тахограф ЕСТР использоваться не может…

Читайте также:  Можно ли использовать деньги на капремонт

Поэтому я не рекомендую этот вариант ни предпринимателям, ни физическим лицам.

Другое дело — настоящая сдача в аренду и работа по документам арендатора. Но заморачиваться этим только для того, чтобы кому-то сэкономить на тахографе — никакая фирма этим заниматься не будет — для такой схемы нужны более веские причины. И быть может как раз на эту тему мы поговорим в одном из следующих видео.

Специальные транспортные средства

Переходим к другим видам транспорта, попадающим под исключения (ну, понятно, пропуская троллейбусы, внутрихозяйственные, государственные службы и тому подобные).

Следующие — это длинный список в основном из тех автомобилей, которые в другом документе — Техрегламенте Таможенного союза обозначены термином «специальное транспортное средство». Именно не «специализированное», а «специальное». Вот его определение:

транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.)

То есть это такие машины, для которых так сказать «основным занятием» являются не перевозки грузов, а работы выполняемые с помощью установленного на них оборудования. Из этого следует, что те автомобили, оборудование которых выполняет лишь вспомогательную функцию, а основной их функцией является всё же перевозка грузов, специальными не являются и под исключения не попадают, в том числе — самосвалы и грузовики с манипулятором.

Впрочем, если в Паспорте Транспортного Средства в третьей строке «Наименование (тип ТС)» написано «специальный», то по рассматриваемому нами Приложению 2 к Приказу 36, тахограф не нужен.

Но всё же в этой строке, согласно пункту 27 положения о ПТС

указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением

так что просто так такую запись для обычного грузовика вряд ли кто-то внесёт.

Специализированные транспортные средства?

То есть теперь уже не «специальные», а именно «специализированные».

Согласно тому же Техрегламенту Таможенного союза — это

транспортные средства, предназначенные для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.)

Этот же термин («специализированные») имеется и в Приложении N 10 к Правилам перевозок грузов автотранспортом (сокращённо — ППГ), но определяется он уже совершенно по-другому: здесь в списке есть и рефрижераторы, и самосвалы, и автовозы, и даже контейнеровозы.

Однако в рассматриваемом нами Приложении 2 к Приказу 36 термин «специализированные» определён прямо в документе, поэтому под исключение попадают только те транспортные средства, которые перечислены в скобках:

за исключением… специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений)

Транспорт старше 30-ти лет?

Следующее исключение, из которого, на первый взгляд, можно что-то вытянуть для владельцев старых советских грузовиков —

за исключением… транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов…

… и так далее.

Ну, во-первых, никакого такого «перечня» реально не существует. Вернее, есть документ, фактически состоящий только из названия, а содержимое, которое короче названия, говорит лишь о том, что это его название распространяется вообще на все колёсные транспортные средства, какие только могут быть. Это один из самых прикольных российских документов.

А во-вторых, даже если бы какой-то перечень и существовал, большинство старых грузовиков всё равно не попадало бы в данное исключение, так как они всё ж таки «предназначены для коммерческих перевозок» и вовсю в них используются.

Переоборудование

В общем, возможностей ездить без тахографа с СКЗИ или вообще без тахографа (не изменяя тип транспортного средства) совсем немного.

Что же касается переоборудования (а это актуально в основном для физических лиц), то есть масса фирм, которые занимаются изменением конструкции или экспертизой таких изменений для ГИБДД, а то и полностью выполняют весь цикл «под ключ».

Конечно, тратить из-за тахографа кучу денег на переделку и перерегистрацию — особого смысла в этом нет, но всё же вот наиболее разумные варианты из списка исключений: автолавка, автомобиль-дом, передвижная мастерская.

Приказ 273

Вообще, что касается «физиков», то есть тех владельцев грузовиков, которые не занимаются коммерческими перевозками и не являются предпринимателями в сфере автоперевозок, — по поводу тахографов им пока можно особо не беспокоиться, ведь «Порядок оснащения тахографами» согласно Приказу Минтранса N 273 сейчас применяется только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, и когда он будет определён для физических лиц — неизвестно.

Как неизвестно и то, когда тахографы начнут проверять на техосмотре.

ⓘ ВНИМАНИЕ!

4 декабря 2019 года вышел Приказ МинТранса РФ № 339 от 15 октября 2019 г., в котором содержатся изменения в Приказах № 273 и № 36.

Теперь в Приказе № 273 определены сроки оснащения транспортных средств тахографами для физических лиц.

Разъяснения смотрите ЗДЕСЬ.

Ещё новое для физ.лиц в ФЗ N 196

Кстати, похоже мало кто обратил внимание на ещё один абзац в пункте 3 статьи 20 Федерального закона N 196 «О безопасности дорожного движения», который добавили для физических лиц 1-го ноября (вместе с обязанностью ставить тахографы.) Говорится в нём о том, что Физические лица, имеющие грузовик или автобус, теперь обязаны соблюдать «правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом

<…>».

Пока эти правила в основном написаны опять же для предпринимателей и организаций, но, видимо всё идёт к тому, что и физ. лиц тоже в скором времени обяжут проходить предрейсовые осмотры — технический и медицинский. </…>

Источник