Можно ли использовать тахограф без блока скзи
Содержание статьи
Можно ли устанавливать тахограф без блока СКЗИ?
Установка тахографа преследует цель контроля соблюдения Трудового законодательства РФ, правил дорожного движения, и предупреждения аварийности на дорогах. Это затратная процедура, поэтому многие владельцы транспорта предпочли поставить более дешёвый тахограф без блока СКЗИ. Можно ли устанавливать подобные приборы сейчас и чем это чревато?
Что такое СКЗИ?
Это система криптографической защиты информации, где собираются сведения о движении транспортного средства и режимах труда и отдыха водителя, которые хранятся в защищённом виде. На аналоговых тахографах для этих целей использовались тахошайбы, но данные на этом носителе можно было легко корректировать. Чтобы обеспечить неприкосновенность информации о работе водителя на транспортном средстве, в оборот были введены цифровые тахографы с блоком СКЗИ (иначе – НКМ, навигационный криптозащитный модуль) и карты водителя для тахографов с СКЗИ. Данный блок является отдельным устройством, которое подлежит периодической замене – один раз в три года.
Обязательно ли ставить тахограф с НКМ?
Согласно приказу Министерства транспорта России № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» от 21.08.2013 г., все транспортные средства категории M2, M3, N2, N3, перечисленные в приказе Министерства транспорта России № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» от 13.02.2013 г., должны быть оснащены именно криптозащищёнными тахографами.
Вышеуказанный приказ Минтранса устанавливает сроки оснащения различных видов транспортных средств контрольными устройствами с блоком СКЗИ. До «01» июля 2016 года тахографами должен быть оснащен весь автотранспорт, указанный в перечне, за исключением двух категорий:
- Транспортные средства, выпущенные до 01.04.2014 г. и оснащенные средствами контроля, соответствующими требованиям ЕСТР (Европейское соглашение от 01.07.1970 г.).
- Автотранспорт, который до 01.04.2014 г. был оснащен тахографом, отвечающим положениям Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» (принятый постановлением Правительства РФ № 720 от 10.09.2009 г.).
Штрафы за использование тахографа без блока СКЗИ
Согласно п.11.23 КоАП РФ, управление транспортным средством, оснащенным тахографом без блока НКМ, приравнивается к управлению ТС с неисправным или отсутствующим контрольным устройством:
- Штраф для водителя – от 1 до 3 тыс. руб.,
- Штраф для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. руб.
Если Вы не хотите регулярно подвергаться подобным штрафным санкциям со стороны сотрудников ГИБДД, важно своевременно заменить тахограф или дооснастить имеющееся контрольное устройство блоком СКЗИ.
Гарантийная сервисная мастерская «Тахограф Мастер» предлагает установку и обслуживание тахографов полностью соответствующих требованиям действующего законодательства, услуги по монтажу, поверке, калибровке и ремонту тахографов. Наши преимущества – наличие разрешительных документов, короткие сроки исполнения обязательств по договору, большой опыт установок контрольных устройств на различные виды транспортных средств, и демократичные цены.
Источник
Требуется ли блок СКЗИ на тахографе с 01 ноября 2019 года?
С 01.11.2019г. начинает действовать новая редакция статьи 11.23 КоАП РФ, которая затронет практически все организации, имеющие в собственности транспортные средства. Применение этой статьи и ранее вызывало споры как среди самих перевозчиков, так и среди организаций, занимающихся установкой тахографов, и юристов. Основной дискуссионный вопрос: обязателен ли в тахографе блок СКЗИ и можно ли привлекать к ответственности при его отсутствии?
Сначала обратимся к действующей до 01.11.2019 г. редакции части 1 статьи 11.23.КоАП РФ:
«1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф) в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей»
Действующая до 01.11.2019 редакция статьи устанавливает ответственность, среди прочего, за управление транспортным средством с тахографом, не советующим установленным требованиям.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Постановлением Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Минтрансом РФ по согласованию с ФСБ и МВД, а порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Минтрансом.
Требования к тахографам содержатся в Приказе Минтранса России от 13.02.2013 № 36 (в настоящее время в ред. от 30.01.2018) «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее по тексту – «Приказ № 36»).
Согласно пунктам 2, 3 Приказа № 36 тахограф состоит из бортового устройства и внешних компонентов. Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее — «блок СКЗИ»).
Пунктом 75 Приказа № 36 определены требования к защите информации в тахографе и указано, что тахограф обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде данных о скорости и маршруте движения транспортного средства, времени периодов труда и отдыха водителя транспортного средства созданием квалифицированной электронной подписи, присоединяемой к защищаемым данным, и разграничение доступа к защищаемой информации с использованием шифровальных (криптографических) средств.
Таким образом, обращаясь к Приказу № 36, мы понимаем, что под термином «тахограф» понимается именно тахограф, содержащий блок СКЗИ, если не указано иное.
Приказом Минтранса России от 21.08.2013 № 273 (в ред. от 30.01.2018) «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» установлены сроки обязательной замены аналоговых тахографов на тахографы, соответствующие Приказу № 36, в зависимости от категории транспортного средства.
На вопрос, подлежат ли вышеперечисленные приказы Минтранса обязательному применению, Верховный Суд РФ ответил еще в июне 2016 г. Так, решением Верховного Суда РФ от 23.06.2016 г. № АКПИ16-370, оставленном в силе апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15.09.2016 № АПЛ16-383, было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Минтранса России от 02.12.2015 № 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 273». При этом Верховный Суд сделал вывод о том, что требования к тахографам не рекомендательны, а обязательны.
Практика привлечения к ответственности по статье 11.23 КоАП РФ за отсутствие блока СКЗИ в тахографе имеется как в Ростовской области (решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону № 12-224/2017 от 7 июля 2017 г. по делу № 12-224/2017, решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону № 12-63/2017 от 7 декабря 2016 г. по делу № 12-63/2017, решение Матвеево-Курганского районного суда № 12-58/2018 от 10 сентября 2018 г. по делу № 12-58/2018), так в других регионах России (например, решение Верховного суда Республики Марий Эл от 07.05.2018 по делу № 7р-148/2018).
Из анализа действующего законодательства следует, что до 01.11.2019, если транспортное средство подпадает под категории, указанные в Приказе № 36, то оно должно быть оснащено тахографом с блоком СКЗИ. Отсутствие тахографа, соответствующего этим требованиям, влечет ответственность для водителя и должностного лица по статье 11.23 КоАП РФ.
Теперь разберемся, что же изменится в плане ответственности с 1 ноября 2019 г. Бытует мнение, что новая редакция статьи 11.23 КоАП РФ упраздняет СКЗИ вовсе. Так ли это?
Статья 11.23.КоАП РФ с 01.11.19 г. будет действовать в следующей формулировке:
«1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
2 Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
3. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.»
Как мы можем видеть, законодатель добавил ответственность для организаций за выпуск на линию транспортного средства с нарушениями, а также ввел новую часть третью. Но наибольший интерес вызывает именно формулировка объективной стороны правонарушения предусмотренного частями 1 и 2 статьи 11.23 КоАП РФ, включающая:
— управление/ выпуск на линию без тахографа;
— нарушение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.
По нашему мнению, трактовка об устранении ответственности за отсутствие СКЗИ достаточно спорная. Это пока лишь предположение, и, пока не сложится судебная практика, относиться к нему следует с осторожностью.
Несмотря на то, что статья 11.23 КоАП РФ изменится, сам Приказ № 36 действует и после 01.11.2019 г. и его требования к наличию блока СКЗИ не утратили силы.
До появления официальных разъяснений и судебной практики государственные органы вероятней всего будут толковать статью 11.23 КоАП РФ во взаимосвязи с Приказом № 36. В частности, понятие «без тахографа», вполне может быть приравнено к наличию на транспортном средстве «не того» тахографа, что представляется вполне логичным. Как уже говорилось выше, Приказ № 36 во всех своих положениях под «тахграфом» понимает именно тахограф с блоком СКЗИ, а иное устройство, скорее всего, просто не будет считаться тахографом.
Что касается требований к использованию тахографа, они также содержатся в Приказе № 36, и невозможно игнорировать то, что Правила использования тахографов, установленных на транспортных средствах, — это правила использования тахографа именно с блоком СКЗИ. Ведь нельзя исключить, что использование аналогового тахографа (которые уже должны были быть заменены) — это явное нарушение данных Правил.
Исходя из буквального толкования статьи 11.23 КоАП РФ следует, что ответственность за отсутствие СКЗИ останется, более того, размер штрафа увеличивается и будет установлена ответственность еще и для самой организации.
Как уже говорилось выше, статья 11.23 КоАП РФ дополняется новой частью.
Часть 3 устанавливает ответственность в виде штрафа для водителей, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха.
Говоря о нормах времени управления транспортным средством и отдыха, законодатель охватывает не только При этом речь идет не только о юридических, но и о физических лицах, занимающихся перевозками, которые по новым правилам также должны будут устанавливать тахографы.
Пока же нормы времени управления и отдыха ничем не закреплены. Представляется наиболее правильным внести их прямо в Правила дорожного движения, чего на настоящий момент не сделано.
Что же касается режима труда и отдыха водителей, следует обращать внимание на примечание к статье 11.23: юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
Режим труда и отдыха водителей закреплен в Трудовом кодексе РФ и Приказе Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (ред. от 03.05.2018) «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Это значит, что организациям и предпринимателям необходимо оперативно приводить в порядок свои локальные акты, если это еще не сделано, иначе при проверке может быть назначен штраф.
С 1 ноября 2019 года начинают действовать новые правила проведения технического осмотра транспортных средств.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 1276, если транспортное средство по закону должно быть оснащено тахографом, при техосмотре будут проверять его наличие, целостность пломб и работоспособность устройства.
Соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств». В частности, новая редакция пункта 83 Приложения 1 включает требование о том, что транспортное средство должно быть оснащено тахографом или контрольным устройством (тахографом) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, предусмотренным Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (далее — контрольное устройство (тахограф).
По новым правилам будет устанавливаться не только наличие требуемого законом тахографа, по наличию пломб с префиксом «РФ», контрольное устройство (тахограф) — по наличию пломб с префиксом «RUS», но и его работоспособность. Если же в соответствии с законодательством предусмотрено наличие тахографа с блоком СКЗИ, а не контрольного устройства (тахографа ЕСТР), то будет проверяться вывод на печать информации о регистрационных данных транспортного средства (идентификационный номер, государственный регистрационный номер), номера программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства, текущей даты и времени.
Подводя итоги, можно сказать, что нововведения существенно меняют ситуацию касательно тахографов, причем не в пользу организаций, имеющих собственный транспорт для перевозок: ответственность увеличена, расширен субъектный состав. Но пока нельзя делать однозначных прогнозов о том, как сложится правоприменительная практика. Ясность внесут в лучшем случае разъяснения Минтранса, но если министерство не исправит проблему трактовки новой расплывчатой формулировки закона, то ответы нам дадут лишь суды.
Источник
Какой тахограф ставить: с блоком СКЗИ или без
23 Апрель 2018 Администратор
Просмотров:
3310
Тахограф — это устройство контроля скорости и пройденного транспортным средством пути, режимов труда и отдыха водителя.
Цифровой тахограф является новой вехой в тахографии. Он является гораздо более совершенным и актуальным средством, нежели его аналоговые (шайбовые) предшественники.
Устройство имеет систему самодиагностики и защиты сигнала, из-за этого практически исключаются любые манипуляции с ним, такие, как отключение тахографа, подмотка пробега и прочие методы сокрытия возможных огрехов в работе.
Блок СКЗИ в тахографе, его назначение, нормативное регулирование
Несмотря на и без того почти стопроцентную невозможность незаметно вмешаться в работу прибора, российские законодатели решили пойти еще дальше и издали новую норму (Приказ Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года), согласно которой транспортные средства, выполняющие рейсы на территории Российской Федерации, должны быть дополнительно оборудованы блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Другое название — НКМ (навигационный криптографический модуль).
Блок СКЗИ (НКМ) тахографа — это небольшой корпусный элемент (прямоугольная коробочка) с интерфейсным выходом и разъёмом для подключения антенны, для работы с сигналами глобального позиционирования ГЛОНАСС, который монтируется в верхнюю часть тахографа. Блок СКЗИ оснащен энергонезависимой памятью, и специальным процессором, который криптографически шифрует и дешифрует информацию.
Встает закономерный вопрос, для чего нужен блок СКЗИ в тахографе? Основное назначение этого модуля — шифрование данных и идентификация цифровой подписи.
Защита данных в этом случае максимальная, что позволяет использовать их в качестве доказательств в различных спорных ситуациях: при разборе ДТП, в суде и пр.
Отдельно его приобрести и установить невозможно, придется покупать новый тахограф с уже предустановленным модулем СКЗИ.
С 1 января 2018 г. вопрос, какой тахограф ставить — с СКЗИ или без, уже не стоит: все автомобили, участвующие в коммерческих перевозках на территории России, должны иметь на борту прибор с СКЗИ. Исключение составляют только автобусы и грузовые автомобили, занятые в международных перевозках: они должны быть оснащены тахографами европейского типа.
Сложности, связанные с тахографами с СКЗИ
Вступление в силу Приказа Минтранса привнесло ряд трудностей для автотранспортных предприятий и частников, зарабатывающих коммерческими перевозками:
- Во-первых, производство и работа с модулями СКЗИ (а также лицензирование) контролируется ФСБ РФ. Поэтому недостаточно просто пойти и купить тахограф с блоком СКЗИ. Чтобы его активировать, необходимо обращаться в Федеральную Службу Безопасности с просьбой выдать ключ активации. Это процедура может увеличивать срок установки тахографа. Кроме того, у мастерской должна быть специальная лицензия на проведение такого рода работ. Стоит она 85 тысяч, и не все автосервисы могут себе позволить такие траты, поэтому возможна очередь на проведение установки и активации тахографа с СКЗИ.
- Во-вторых, при выходе из строя или повреждении тахографа с СКЗИ нельзя просто взять и переставить другой прибор на ТС, т.к. блок СКЗИ и машина представляют неделимое целое (при установке в СКЗИ вносятся данные конкретного авто и его владельца). Соответственно, на время ремонта автомобиль будет простаивать. Также машину с тахографом с СКЗИ сложно продать, т.к. при смене владельца придется менять и сам блок НКМ, а это лишние траты на покупателя.
- В-третьих, срок действия блока СКЗИ тахографа составляет 3 года (из-за большого количества данных, на нем хранящихся). Поэтому по прошествии этого времени модуль нужно менять, а это очень небюджетно: стоимость тахографа с блоком составляет от 35 до 55 тысяч рублей. Поменять только модуль можно на пару тысяч дешевле, что не упрощает ситуацию — многие автовладельцы и автотранспортные предприятия предпочитают менять все вместе с тахографом. К слову, срок действия тахографа без блока СКЗИ неограничен, и прибор мог использоваться, пока находится в исправном состоянии и соответствует законодательству.
Чем не устраивали обычные цифровые тахографы без СКЗИ, непонятно, ведь функционально никаких различий вообще нет. Единственное отличие тахографа с СКЗИ — это шифрование данных, хранящихся в приборе, особым способом. Никаких других логических или технических оснований для предпочтения самописца с СКЗИ нет.
Создается впечатление, что это просто законный способ выкачивания лишних денег из населения, ведь в Европе до сих пор не брезгуют даже аналоговыми тахографами ???? Таким образом, разница только в правовом регулировании — Приказ №36 четко обозначает: если вы ездите по РФ, то вам необходим СКЗИ, если участвуете в международных перевозках, то можете устанавливать и использовать тахограф без СКЗИ европейского образца.
Виды тахографов с СКЗИ
На сегодняшний день имеется выбор из следующих моделей цифровых тахографов российского стандарта с блоком СКЗИ:
- Атол Drive 5.
- Меркурий TA-001.
- Штрих-Тахо RUS SM (2 модели).
- КАСБИ DT-20M.
- EFAS V2 RUS.
- VDO 3283.
- Атол Smart.
- ТЦА-НК02.
Цены начинаются от 35 000 рублей. Нередко компании-установщики предлагают приобрести прибор у них и получить скидку на работы по установке. При выборе следует ориентироваться на совместимость самописца с конкретной маркой автомобиля, особенности его эксплуатации и стоимость расходников и обслуживания.
Штрафы за отсутствие СКЗИ
С 1.01.2018 г. эксплуатация автомобиля с тахографом без СКЗИ приравнивается к вождению без прибора. Если вы осуществляете перевозки по территории РФ, то у вас должен стоять тахограф с СКЗИ.
Штраф за отсутствие блока СКЗИ тахографа такой же, как и в случае управления автомобилем с неисправным прибором, или без карты и т. п. и составляет от 1 до 3 тысяч рублей.
По оценкам некоторых аналитиков, владение автомобилем с тахографом с СКЗИ настолько экономически невыгодно, что может привести к банкротству предприятия. Отсюда возникает естественная потребность найти какой-то выход из ситуации. Каждый раз платить штрафы — тоже накладно. Единственный законный выход: оформить международную лицензию на перевозки, установить тахограф ЕСТР, забыть про страшное СКЗИ и ездить по территории РФ, не нарушая закон.
Удачных поездок!
Источник