Можно ли использовать светодиодные лампы в доу
:
Роспотребнадзор подготовил письмо-разъяснение № 01/6110-17-32 от 17.05.2017 по вопросам использования светодиодного освещения. Оригинал письма можно скачать по ссылке.
Ниже приводим дословно текст письма (жирным шрифтом выделено редакцией портала).
«Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в связи с поступающими обращениями хозяйствующих субъектов по вопросам использования светодиодного освещения в образовательных учреждениях сообщает.
В настоящее время в действующих санитарных правилах и нормах отсутствуют требования, запрещающие использовать светодиодное освещение в жилых, общественных зданиях, в общеобразовательных организациях и учреждениях начального профессионального образования, а также на производстве.
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в соответствии с п. 1.3. распространяются на проектируемые, реконструируемые и существующие жилые и общественные здания и в соответствии с п. 3.1.5. предъявляют гигиенические требования к световым приборам для общего и местного освещения, предназначенным к эксплуатации со светодиодами.
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в пункте 7.2.2. разрешают использование светодиодов в системах общего освещения, которое обеспечивается потолочными светильниками. В пункте 7.2.5 указаны условия размещения светильников со светодиодами.
Санитарно-эпидемиологическое нормирование в соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 включает в себя разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил, контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, разработку, экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил.
Указанный объем работ был выполнен при планировании и проведении научных исследований по оценке воздействия светодиодных источников света на здоровье детей школьного возраста. Научная работа была проведена в 2011- 2012 годах в Федеральном государственном автономном учреждении «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России и подтвердила возможность использования светодиодных источников освещения в общеобразовательных учреждениях.
По результатам проведенного научного исследования были подготовлены и 25.12.2013 утверждены в установленном порядке изменения № 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10, разрешающие использование светодиодов в школах.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186- 03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебнопроизводственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования» в п. 2.4.2.3 допускают использование разных светильников, имеющих определенные светотехнические характеристики и конструктивное исполнение. Требования к типу источника света, а также к запрету использования светодиодов не предъявляются.
Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» также не содержит ограничений по применению светодиодов на рабочих местах.
Таким образом, в настоящее время санитарное законодательство ограничивает возможность использования светодиодных источников освещения при организации систем искусственного освещения только в помещениях детских дошкольных учреждений».
На портале ЭнергоСовет.Ru неоднократно поднимался вопрос о возможности использования светодиодных светильников в школах, детских садах и больницах. См. рубрику «Энергоэффективное освещение» и ссылки ниже.
- И.Н. Кошиц, О.В. Светлова, Ф.Н. Макаров, М.Г. Гусева, А.Н. Артемьев
О внедрении безопасных светодиодных ламп в дошкольные и школьные учебные и лечебные учреждения
- В.А. Капцов, В.Н. Дейнего
Фотобиологическая безопасность и техническая политика на светодиодном рынке
- А.А. Богданов, Д.А. Николаев
Фотобиологическая безопасность светодиодов. Есть опасность или нет?
- В.А. Капцов, В.Н. Дейнего
Светодиодное освещение — вред здоровью или польза энергосбережению? Спор американских ассоциаций
- С.А. Лермонтов
Освещение школьных и дошкольных учреждений глазами наивного дилетанта
- В.Н Дейнего, Капцов В.А., Балашевич Л. И. Светлова О. В., Макаров Ф. Н., Гусева М. Г. Кошиц И. Н.
Пять важнейших рекомендаций безопасного применения энергосберегающих источников света для зрения
- В.А. Капцов, В.Н. Дейнего
Изменения в концепции построения светодиодов для освещения с учетом здоровья человека
19.04.21 | |
![]() | ФАС предложила создать специальный фонд развития ЖКХ Федеральная антимонопольная служба предлагает создать в сфере ЖКХ специальный фонд за счёт части платежей потребителей для развития отрасли, сообщил на конференции службы заместитель главы ФАС РФ Виталий Королёв. Согласно информации, представленной в докладе замглавы Антимонопольной службы, речь идёт о формировании фонда за счёт платежей потребителей: … |
19.04.21 | |
![]() | Президент России поручил проработать механизм спонсирования Фонда ЖКХ Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения о механизмах предоставления средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) Фонду содействия реформированию ЖКХ. Поручение было дано по итогам совещания с членами правительства 31 марта 2021 года. Доклад должен быть представлен Президенту до 16 апреля 2021 года. Ранее Минстрой … |
19.04.21 | |
![]() | ФАС представила единую форму тарифных заявок и экспертных заключений по установлению тарифов На семинаре ФАС России на тему «Стратегические цели развития тарифного регулирования» состоялась презентация единой формы экспертных заключений и тарифных заявок. Целью работы является унификация процесса подготовки решения по установлению тарифов на коммунальные услуги. Как пояснили в ведомстве, сейчас эти документы не имеют установленной … |
19.04.21 | |
![]() | До 100 миллиардов рублей экономии даcт стране развитие распределенной генерации на Дальнем Востоке и в Арктике План модернизации неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации в изолированных и труднодоступных территориях Дальнего Востока и Арктики, а также Концепцию привлечения частных инвестиций в эту сферу обсудили участники конференции, организованной Минвостокразвития России, Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики и ФАНУ «Восточный … |
16.04.21 | |
![]() | В России оборудуют солнечные парки для энергоснабжения магазинов IKEA С такой целью владелец розничной сети IKEA и торговых центров «Мега» приобретает 49% акций 8 солнечных электростанций в России. Энергетическая мощность проектов составляет 160 МВт, что будет достаточно для обеспечения электроэнергией всех 17 магазинов IKEA в России и части торговых центров «Мега», расположенных по всей стране. Общая … |
16.04.21 | |
![]() | ПАО «МОЭК» готовится к завершению отопительного сезона Московская энергетическая компания объявила о приведении производственных объектов к готовности к завершению отопительного сезона. Регламентные работы ведутся на находящихся в эксплуатации «МОЭК» более 10,5 тыс. тепловых пунктах, 24 насосно-перекачивающих станциях, районных и квартальных тепловых станциях. В очередном пресс-релизе компания … |
16.04.21 | |
![]() | Географы МГУ получили патент на изобретение «Парусная энергетическая установка» Ученые научно-исследовательской лаборатории возобновляемых источников энергии географического факультета МГУ получили патент на изобретение «Парусная энергетическая установка». Она предназначена для выработки в прибрежных зонах, у морских побережий, речных берегов, на озерах и в лагунах. Разработка ученых МГУ представляет собой катамаран … |
14.04.21 | |
![]() | О влиянии цифровизации на экологию и энергопотребление Концепция четвертой промышленной революции предполагает, в числе прочего, оптимизацию производственных процессов, в результате чего должна достигаться экономия ресурсов и энергии. Однако эта концепция не учитывает отрасль развлечений, в частности, её наиболее массивной части — видеоконтента, который, по статистике, занимает около 80% объёма передаваемых … |
14.04.21 | |
![]() | Минэнерго доработает механизм оптимизации загрузки электросетей Министерство энергетики РФ продолжает работу по оптимизации загрузки электросетевого комплекса, в том числе в рамках доработки проекта постановления, устанавливающего особенности определения стоимости услуг по передаче электрической энергии с учётом оплаты резервируемой максимальной мощности. На площадке Минэнерго была организована рабочая группа, которая … |
13.04.21 | |
![]() | В Госдуму внесён законопроект, уточняющий порядок эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на ОПО Законопроектом № 1144919-7 вносятся изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Как отмечено в пояснительной записке, целями законопроекта является снижение расходов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (ОПО), связанных с необходимостью продления сроков … |
12.04.21 | |
![]() | Состоялось итоговое заседание коллегии Минэнерго России 12 апреля состоялось заседание коллегии Министерства энергетики РФ, в ходе которого были подведены итоги работы ведомства в 2020 году, а также утверждены ключевые цели и задачи на 2021 год и среднесрочную перспективу. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Александр Новак в ходе заседания отметил, что энергокомпании показали высокий … |
12.04.21 | |
![]() | Двухнедельный online-марафон для обсуждения вопросов охраны труда, промышленной и экологической безопасности при непосредственном участии Минтруда России С 14 по 23 апреля в режиме онлайн конференции пройдёт Форум по охране труда 2021, который приурочен к Всемирному дню охраны труда. Главным организатором форума является профессиональное сообщество по охране труда — это эксперты, которых объединяет желание сделать труд безопасным. Если в прошлом году речь шла о необходимых действиях по защите работников … |
09.04.21 | |
![]() | Опубликованы результаты оценки необходимой мощности ВИЭ для снижения парникового эффекта Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA) опубликовало обзор под названием «The World’s Energy Transition Outlook» («Перспективы всемирного энергетического перехода»), посвящённом оценке влияния возобновляемых источников энергии на климатические изменения планеты. Авторы прогнозируют необходимую … |
09.04.21 | |
![]() | Работодатели будут учитывать царапины на теле сотрудников. Готовы поправки в ТК по охране труда В декабре прошлого года в Госдуму РФ Минтруд внёс законопроект № 1070354-7 со значительными поправками в ТК в части охраны труда. Как сообщается в пояснительной записке, изменения подготовлены с учетом результатов правоприменительной практики трудового законодательства и направлены на «совершенствование механизмов стимулирование работодателей … |
08.04.21 | |
![]() | Госсовет РФ предложил ввести дополнительные льготы на электроэнергию для малоимущих Рабочая группа по проблеме электроэнергетики Госсовета РФ рекомендовала правительству рассмотреть вопрос о создании новых механизмов адресной поддержки малоимущих слоёв населения, в том числе дополнительного субсидирования расходов на электроэнергию. Такая мера может быть принята в случае перехода на экономически обоснованные тарифы на электроэнергию … |
06.04.21 | |
![]() | В России продолжается разработка гибридного термоядерного реактора В Томском политехническом университете создан и испытан компонент гибридного ядерно-термоядерного реактора, разработка которого началась в 2019 году. Результаты работы учёных были опубликованы в журнале Nuclear Engineering and Technology. Сотрудники университета совместно с рядом других научных организаций объявили об успешных испытаниях термоядерного … |
06.04.21 | |
![]() | За непредоставление или некачественное предоставление коммунальных услуг депутаты предлагают увеличить штрафы до 200 тысяч рублей По словам заместителя исполнительного директора «ЖКХ-контроль» Андрея Костянова, такой законопроект внесён в Госдуму группой депутатов. Сейчас максимальный штраф при сбоях в поставках воды, тепла или других услуг составляет всего 10 тысяч рублей, и планка не менялась с 2007 г. Как считают авторы, нынешнее положение вещей порождает … |
05.04.21 | |
![]() | Минэкономразвития предложило разрешить реинвестирование коммунального сектора Минэкономразвития РФ внесло на рассмотрение проект постановления, разрешающее ресурсоснабжающим организациям направлять средства, сэкономленные при реализации инвестиционных программ, на обновление коммунального комплекса. Проект опубликован на официальном портале нормативных правовых актов. В пояснительной записке к проекту указано, … |
31.03.21 | |
![]() | Об итоговом заседании Коллегии Минэнерго России в 2021 году 9 апреля 2021 г. в 10:00 состоится итоговое заседание Коллегии Министерства энергетики Российской Федерации по вопросу «Об итогах работы в 2020 году и основных направлениях деятельности Министерства энергетики Российской Федерации на 2021 год и среднесрочную перспективу». Для обеспечения открытости и гласности заседания его прямая … |
30.03.21 | |
![]() | Ветроэлектростанции совместного предприятия Fortum и РФПИ начали поставлять зеленую энергию на объекты Procter & Gamble в России Российское подразделение энергетического концерна Fortum и Procter & Gamble, один из лидеров мирового рынка потребительских товаров, подписали соглашение о сотрудничестве в области развития возобновляемой энергии в России. В рамках соглашения будут осуществляться поставки электроэнергии, произведенной ветропарками в Ростовской области, которые принадлежат … |
Источник
Требования к светодиодным светильникам в образовательных учреждениях. Нормативные акты и «подводные камни».
Последние изменения в «СанПиН об условиях организации обучения» были утверждены в 2013-м году и в них по сей день нет ясного определения того, какие требования следует предъявлять к светодиодным источникам света в искусственном освещении учебных помещений.
Полный документ тут:
https://education.simcat.ru/school33/files/1391068930_sanpin_shkola.pdf
Также, казалось бы, нет никаких четких указаний по поводу обязательного внедрения светодиодных источников света в общеобразовательных учреждениях и в программе «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», утвержденной в 2010-м году. В этом можете удостовериться самостоятельно:
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.minenergo.gov.ru%2Fupload%2Fdocs%2Fee%2Fb612746a17…
Ну а, так как четких регламентирующих документов вроде бы нет, светодиодная индустрия моментально начала настойчиво продвигать все свои продукты в школы и университеты, в детские сады и интернаты, расхваливая и доказывая экономичность и энергоэффективность на все лады.
Кто-то из руководителей образовательных учреждений не торопится заменять освещение на светодиодное, кто-то ждет четких разъяснений или распоряжений со стороны госструктур, а кто-то уже вынужден менять светильники в связи с истекшим сроком эксплуатации текущего освещения, и зачастую, не имея четкой и прозрачной системы требований, ставит в своих учреждениях то, что по сути не соответствует даже ныне утвержденным нормам.
Как определить, какие светодиодные светильники разрешено устанавливать в образовательных учреждениях?
Давайте включим логику и почитаем действующие санитарные правила и нормы более вдумчиво, чтобы спрогнозировать изменения, которые будут более корректно регламентировать использование светодиодных светильников в образовательных учреждениях, когда Министерство Здравоохранения закончит все работы над следующими поправками к действующему СанПиНу.
Какие конкретные типы текущих светодиодных светильников наиболее близко соответствуют тем требованиям, которые ныне действуют для освещения школ и детских садов, а также прочих образовательных учреждений?
Для этого достаточно более детально разобрать каждый подпункт соответствующего СанПин.
Ряд сегодняшних производителей светодиодного освещения ограничивается для этого первым пунктом:
7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
То есть, получают общий сертификат ТС, который объединил в себе ранее используемые Сертификат Соответствия и Гигиенический Сертификат. И с этим документом пытаются доказать директорам школ, что, мол, все в соответствии с нормами.
Но по факту отнюдь не все светильники на самом деле подойдут для освещения в классах и аудиториях.
Для этого достаточно внимательно изучить прочие пункты СанПин.
К примеру, буквально следующий пункт следует разобрать со всей тщательностью:
7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.
1) Спектр цветоизлучения в данном пункте указан весьма нечетко. С чем это связано на данный момент, догадаться несложно — большая часть текущего СанПиНа унаследовала текст из ранней версии, так как более конкретная классификация у люминесцентных ламп отсутствовала.
Теперь же, с появлением светодиодных аналогов и разнообразием их цветопередачи стоит заметить, что в данном случае следует применять светодиодные светильники с цветностью света от 2700К до 5000К. Именно этот диапазон температуры цвета принято относить к значениям
тепло-белый
(2700К-3500К),
белый
(4000К-5000К),
естественно-белый
(3500К-4500К).
С чем это связано?
Данный диапазон наиболее близок к естественному освещению в дневное время, и комфортно воспринимается зрением.
Если более мягкий и уютный тепло-белый (2700К-3500К) более рекомендован к установке в дошкольных учреждениях, то все прочие (от 3500К до 5000К) — к установке в классах школ и аудиториях ВУЗов.
Это связано напрямую с особенностями человеческого восприятия — тепло-белый цвет свечения действует на нас успокаивающе, умиротворяюще, ассоциируется с уютом и комфортом, а естественный белый повышает работоспособность, восприятие, тонизирует мозговую активность.
Следует отметить, что есть еще одна разновидность —
холодный белый
(свыше 5000К). Это свечение является наиболее ярким и высококонтрастным, но повышает утомляемость и при длительном воздействии в течение дня действует на человека угнетающе. Поэтому
светильники с цветностью свыше 5000К не рекомендованы для образовательных учреждений
.
2) Также очень важный параметр — индекс цветопередачи Ra. О нем напрямую не говорится в самом СанПиНе (так как косвенно это относится к пункту 7.2.1), но есть четкая градация помещений по характеристикам зрительной работы. О ней говорится в достаточно старом, но действующем документе СНиП 23-05-95, на который и ссылается данный СанПиН:
https://www.docload.ru/Basesdoc/1/1898/#i772208
И, согласно таблице из этого документа, светильники в помещениях образовательных учреждений должны обладать индексом Ra>80.
3) Еще одна крайне важная деталь — показатель дискомфорта Мт. Это критерий оценки дискомфортной блескости, вызывающей неприятные ощущения при неравномерном распределении яркостей в поле зрения. Показатель дискомфорта (М) характеризует степень неудобства или напряженности при наличии в поле зрения точечных источников повышенной яркости.
Именно поэтому все осветительные приборы (или источники света) в помещениях длительного пребывания людей имеют матовую защитную оболочку. В случае с лампами накаливания — это матовые плафоны, в случае с люминесцентными лампами — непосредственно колбы самих ламп.
Таким образом, чтобы соответствовать указанному показателю, все светодиодные источники света в помещениях образовательных учреждений необходимо также скрывать за матовым рассеивателем, так как точечная яркость светодиодов недостаточно комфортно нивелируется другими типами рассеивателей (призма, микропризма, колотый лед и прочее).
4) Опосредованно к показателю дискомфорта следует относить также и коэффициент пульсации. Он характеризует относительную глубину пульсации освещенности (в %) в заданной точке помещения при питании ламп от сети переменного тока. Неконтролируемая пульсация освещенности приводит к повышенной опасности травматизма при работе с движущимися и, в особенности, с вращающимися объектами, а также к зрительному утомлению. В нормах России для большинства зрительных работ установлено
значение Кп не более 20
.
Что касается светодиодных источников света, то все они работают от постоянного напряжения, и коэффициент пульсации светодиодных светильников, как правило, связан с тем, насколько качественно драйвер (блок питания светильника) преобразует переменный ток в постоянный. В подавляющем большинстве случаев, коэффициент пульсации светодиодных светильников <5%. Поэтому данным критерием практически можно пренебречь при подборе светильников в образовательные учреждения.
Итак, подведем итоги.
Согласно действующим нормативным документам, в дошкольных, общеобразовательных и высших учебных учреждениях следует применять светодиодные светильники, которые, помимо необходимых и достаточных значений общего светового потока, мощности, степени защиты, габаритов и накладного способа установки, соответствуют следующим параметрам:
1) Цветность света: 2700К-3500К — для дошкольных учреждений, 3500-5000К — для общеобразовательных и высших учебных заведений.
2) Тип рассеивателя: опаловый, матовый или молочно-белый
3) Индекс цветопередачи Ra > 80
4) Коэффициент пульсации < 5%
Зачастую при подборе светильника также возникает вопрос о материале рассеивателя. В нормативной документации нет никаких указаний к материалу рассеивателя для светильников, устанавливаемых внутри помещений образовательных учреждений, поэтому выбор материала рассеивателя оставляется на усмотрение руководства учебного учреждения.
Различные материалы обладают различной светопропускаемостью и износостойкостью, но в большинстве случаев, когда вопрос упирается в стоимость изделия, выбор падает на более дешевые материалы, такие как светотехнический полистирол или полиакрил (ПММА). В случаях же, когда необходима прочность рассеивателя к механическим повреждениям — применим более дорогой поликарбонат.
Координатор проекта,
Живорыкин А.Н.
Источник