Можно ли использовать старые учебники при обучении по фгос

Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 мая 2018 г. № 08-1211 “Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности”

Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее — ФГОС), образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.

Согласно статье 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее — федеральный перечень учебников), утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 (в редакции от 8 июня 2015 г. № 576, от 28 декабря 2015 г. № 1529, от 26 января 2016 г. № 38, от 21 апреля 2016 г. № 459, от 29 декабря 2016 г. № 1677, от 8 июня 2017 г. № 535, от 20 июня 2017 г. № 581, 5 июля 2017 г. № 629);

учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее — перечень организаций), утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699.

Обращаем внимание, что с 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень учебников, представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.

Кроме того, образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования и допускает их к использованию (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).

Термины и определения понятий, употребляемых в области книгоиздания, определены Межгосударственным стандартом (ГОСТ 7.60-2003 введен постановлением Госстандарта России от 25 ноября 2003 г. № 331-ст), в соответствии с указанным стандартом под учебным пособием понимается учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. К учебным изданиям данный ГОСТ относит: учебник, букварь, учебное пособие, учебно-методическое пособие, учебное наглядное пособие, рабочую тетрадь, самоучитель, хрестоматию, практикум, задачник, учебную программу, учебный комплект.

Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательной организации.

Читайте также:  Можно ли использовать листья ореха как мульчу

В образовательных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, сложилась многолетняя практика использования рабочих тетрадей. Рабочие тетради в целом с учебником составляют учебно-методический комплект и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обучающихся по различным предметам.

Необходимо обратить внимание на недопустимость приобретения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, и учебных пособий, выпущенных организациями, не входящими в перечень организаций.

Прошу довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Директор Департамента А.Е. Петров

С 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень, представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.

Образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования, и допускает их к использованию.

Рабочая тетрадь — это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательной организации.

В российских образовательных организациях сложилась многолетняя практика использования рабочих тетрадей. Они в целом с учебником составляют учебно-методический комплект и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обучающихся по различным предметам.

Нельзя приобретать за счет бюджетных ассигнований учебники, не включенные в федеральный перечень, и учебные пособия, выпущенные организациями, не входящими в специальный перечень.

Источник

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016 г. № НТ-393/08 “Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)”

Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016 г. № НТ-393/08 “Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)”

В связи с участившимися обращениями граждан и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам обеспечения учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями), средствами обучения с целью реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и адаптированных основных общеобразовательных программ, Минобрнауки России сообщает:

Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС), организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится в том числе и обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) согласно части 2 статьи 18 Федерального закона устанавливаются соответствующими ФГОС.

В соответствии с ФГОС общего образования, норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчёта:

— не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;

— не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.

Напоминаем, что с 1 января 2015 года все учебники, включённые в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, представлены как в печатной, так и в электронной формах. При этом общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ, выбирает форму учебного издания.

Читайте также:  Можно ли использовать coca cola

Также обращаем особое внимание на необходимость обеспечения всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) специальными учебниками и учебными пособиями, в том числе изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 (далее — ГП «Доступная среда»), предусмотрено за счёт средств федерального бюджета предоставление субсидий на создание в образовательных организациях (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Средства федеральной субсидии и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации могут использоваться, в том числе и на приобретение учебников, учебных пособий, дидактических материалов для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.

Субъекты Российской Федерации, участвующие в реализации мероприятия 2.4 Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 (далее — ФЦПРО), также могут приобретать специальные учебники и учебные пособия для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ за счёт средств субсидии из федерального бюджета.

Просим обеспечить исполнение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения в полном объёме за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств, предусмотренных на реализацию мероприятий ГП «Доступная среда», ФЦПРО.

Первый заместитель министра Н. Третьяк

Обзор документа

Лицам, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), бесплатно предоставляются в пользование учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Нормы обеспеченности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) устанавливаются соответствующими ФГОС.

Отмечено, что с 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации аккредитованных программ начального, основного, среднего общего образования, представлены как в печатной, так и в электронной формах.

Общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации программ, выбирает форму издания.

Обращается внимание на необходимость обеспечения всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными учебниками и пособиями, в т. ч. изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Госпрограммой «Доступная среда» на 2011-2020 гг. предусмотрены субсидии на создание в образовательных организациях (в т. ч. использующих адаптированные программы) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Средства могут использоваться и на приобретение учебников, учебных пособий, дидактических материалов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Регионы также могут приобретать специальные учебники и учебные пособия для реализации адаптированных программ за счет субсидий из федерального бюджета.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник

Что делать, если учебники из ФПУ 2020 убраны?

Отвечает Анна Полякова, юрист-эксперт
Исключенные из ФПУ учебники можно использовать только для завершения образовательной программы. При разработке новой ООП необходимо использовать новые учебники, которые входят в ФПУ (ч.4 ст.18 Закона об образовании). Не актуальные учебные издания необходимо списать. Закупать учебники, которые исключены из ФПУ нельзя.

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его бесплатно в Системе Образование

Читайте полную версию рекомендации в электронной Системе Образование. Редакция одобрила вам 4-дневный пробный доступ к системе, где вы получите готовые памятки и образцы документов. Уже 35000 руководителей оценили удобства и преимущества справочной системы.

Читайте также:  Можно ли использовать табак для кальяна для трубки

Получить демо-доступ прямо сейчас

Обоснование из рекомендации

Когда и как списывать учебные издания

<…>Не используйте учебные издания, которые не входят в федеральный перечень.<…>

<…>Поручите заведующему библиотекой ежегодно проверять специализированный библиотечный фонд. В школе учебники должны быть из федерального перечня, а учебные пособия – от организаций, которые есть в приказе Минобрнауки от 09.06.2016 № 699.

Нормативные правовые документы не определяют сроки использования учебников и учебных пособий. Срок действия учебников – это срок действия ФГОС общего образования, по которому учебник прошел экспертизу. Такой подход дает возможность школе не закупать ежегодно учебники по одним и тем же предметам. Исключение составляет физический износ, который образовательная организация устанавливает для конкретного учебника.

Если школа приобрела учебники до 2013/2014 учебного года, то вправе учить по ним детей на протяжении пяти лет. Если после пятилетнего срока школьники не смогут закончить обучение по таким учебникам и нарушится преемственность, то продолжайте учить по этим учебникам, пока дети не завершат обучение по основной образовательной программе (письмо Минобрнауки от 29.04.2014 № 08–548).<…>

Письмо Минобрнауки от 29.04.2014 № 08–548
<…>Обращаем внимание, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1067.

Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа.

Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями.<…>

Из рекомендации

Как описать учебно-методическое обеспечение в основной образовательной программе
<…>Ситуация: вправе ли образовательная организация поменять учебники одной предметной линии на другую в течение срока реализации образовательной программы

Да, вправе, если учебник включен в федеральный перечень.

Это право закреплено как право педагогических работников выбирать учебники, учебные пособия, материалы и иные средства обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании (п. 4 ч. 3 ст. 47 Закона от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ).<…>

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ

<…>Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.<…>

Из рекомендации

Как сформировать библиотечный фонд школы

<…>Библиотечный фонд школы состоит из основного и специализированного.

Основной библиотечный фонд включает:

  • художественную литературу – отечественную и зарубежную, классическую и современную;
  • отраслевую литературу – научные, научно-популярные, учебно-методические издания по всем учебным предметам и образовательно-воспитательным направлениям, которые реализует организация в рамках основной образовательной программы;
  • справочно-библиографические издания – справочники, словари, энциклопедии;
  • периодические издания – журналы, газеты;
  • литературу по социальному и профессиональному самоопределению учащихся.<…>

<…>Специализированный библиотечный фонд включает:

  • учебники, которые входят в федеральный перечень;
  • учебные пособия, которые допускаются к использованию при реализации аккредитованных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования.<…>

<…> Образовательная организация самостоятельно определяет и утверждает список учебников из числа тех, которые входят в федеральный перечень (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). На каждого учащегося должно приходиться по каждому учебному предмету не менее одного учебника или учебного пособия, которые достаточны для того, чтобы ученик освоил программу в полном объеме (п. 27 ФГОС НОО, п. 26 ФГОС ООО, п. 27 ФГОС СОО).

Учебные издания могут быть в печатном или электронном виде. Формат определяет школа самостоятельно (письмо Минобрнауки от 02.02.2015 № НТ-136/08).<…>

Источник