Можно ли использовать спирт по исламу
Содержание статьи
Положение спиртосодержащих препаратов и продуктов в Исламе
Большинство исламских ученых сошлись на том, что все опьяняющее является нечистотой. В обоснование этого все приводят аят из Корана, в котором говорится, что «хамр» (опьяняющее) является «риджс».
Большинство ученых говорят, что смыслом слова «риджс» является «наджас» (нечистота). Но некоторые ученые дают этому слову другие значения. Решение относительно спирта и всего остального, что опьяняет, такое же как, и относительно вина. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все, что опьяняет, является «хамром», а всякий «хамр» является нечистотой»
Хотя некоторые ученые и согласны в том, что смыслом слова «риджс» является нечистотой, но они посчитали, что это образное значение «хамра» и всего того, что в Коране упомянуто наряду с ним. Из современных известных ученых многие считают дозволенным в намазе жидкое опьяняющее вещество (будь это спирт и т.д..). Десятки ученых «аль-Азхара» в своем собрании вынесли фетву, что спирт является чистым. Из тех, кто считал, спирт не является нечистотой, также является: 1. Шавкани, 2. Мухаммад Рида. Из Шафиитских ученых: аль-Музани и другие.
По мнению этих ученых все, что содержит спирт, будь это: одеколон, духи, мыло, шампунь, разные крема, также и еда, лимонад, квас, и тому подобное — можно использовать, продавать покупать, а также можно и совершать намаз, если они будут на теле или на одежде.
Из-за того, что в наше время стало распространенным добавление спирта в пищевые продукты с целью их сохранения, по мнению других ученых в них делается афву (прощение), считая это безвыходностью и широко распространённой проблемой. Также если по какой-то причине пришлось протереть спиртом тело или он попал на одежду и нет возможности его отмыть, то можно в этом последовать за этими учеными также в действительности тех намазов, которые были совершены в таком состоянии.
В любом случае, спирт и другие жидкие опьяняющие вещества в нашем (шафиитском) мазхабе и по мнению большинства ученых считается нечистотой. И в безвыходных положениях, даже следуя за теми учеными, которые не считали их нечистотой, нам следует не расслабляться в этом и по мере возможности быть бдительными. И нельзя забывать, что набожность кроется в уверенности.
Для более легкого определения чистоты спиртосодержащих веществ рассматривается следующее:
Одеколон, духи, лимонад, квас, пепси, основой которых является вода: Если на заводе, в котором готовят эти вещества, спирт налили в воду объемом больше 216 литров, и от этого не изменился ни цвет, ни запах ни вкус воды, то это вещество, даже имея в составе спирт, не является нечистотой и его можно пить, и даже если затем оно было разлито в маленькие бутылки.
Если при добавлении других ингредиентов, будь это красители и т.д.. изменился цвет или вкус, запах воды, то такую воду можно пить. Но в качестве очистителя[1] (для совершения омовения или подмывания) она не пригодна.
[Ахмад-хажи аль-Годобери, «Иршад аль-Авамм», 25 стр.]
[1] То есть, не разрешается подмываться, совершать малое и полное омовение соками и другими жидкостями, у которых цвет, вкус или запах изменен чистыми добавками, а если цвет, запах или вкус воды объемом 216 литров и более, изменен спиртом, то такую жидкость и пить запрещается, так как она считается мутанаджис (оскверненная вода). Если объемом воды был меньше 216 литров, то при контакте с нечистотой такая вода сразу портится и становится оскверненной, даже если оно не изменилось.
taalib.ru
Источник
Ибн Усеймин о спиртовых растворах
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
«Вопрос:
Является ли алкоголь грязным (наджасой), подобно другим видам скверны? Если это так, то относится ли к (нечистым вещам) одеколон? Если он попадёт на тело или одежду, то нужно ли вымыть ту часть, на которую он попал, или нет?
Ответ:
Проблема скверны алкоголя — если понимать нечистоту образно, то все учёные сошлись на том, что алкоголь является скверной и одним из деяний Шайтана. Если же понимать нечистоту буквально, то (имамы) четырёх мазхабов и бо́льшая часть уммы согласились с тем, что он грязен. Поэтому необходимо очищаться от него и мыть (те части) одежды и тела, на которые он попал. Некоторые же обладатели знания пришли к тому, что он не является скверной в буквальном смысле, однако он есть скверна в смысле греховности поступков (тех, кто его пьёт). Те, которые сказали, что (алкоголь) нечист и в прямом, и в переносном смысле, доказывали это словами Всевышнего:
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний Шайтана. Сторонитесь же её, чтобы преуспеть! Воистину, Шайтан посредством опьяняющих напитков и азартных игр хочет заронить между вами вражду и ненависть…» (Коран, 5:90-91).
Скверна же есть нечто грязное, исходя из слов Всевышнего:
«Скажи: “Из того, что внушено мне в откровении, я не нахожу запрещённым для едока ничего, кроме как употреблять в пищу мертвечину, или пролитую кровь, или мясо свиньи, ведь, поистине, это — скверна”» (Коран, 6:145),
а также из хадиса Анаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел Абу Тальхе обратиться (к людям):
«Поистине, Аллах и Его Посланник запрещают вам (питаться) мясом домашних ослов, ибо это — скверна» (аль-Бухари).
Скверна в этих аяте и хадисе означает нечто нечистое в буквальном смысле, и то же самое (верно для) аята об алкоголе, который грязен в буквальном смысле.
Что же касается тех, которые говорили о чистоте алкоголя как вещества, т.е. о том, что он скверен лишь в переносном смысле, а не в буквальном, то они сказали: поистине, Аллах, свят Он и велик, связал скверну в суре «Трапеза» с деяниями Шайтана, т.е. это — скверна поступков, а не самого вещества в его сути. Поэтому Он сказал, (перечисляя): «Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы…»
Известно, что азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы не являются скверной в буквальном смысле слова, Он же объединил эти четыре вещи под одним описанием, поэтому между ними должно быть соответствие. Если три вещи являются скверной в переносном смысле, то и алкоголь нечист в переносном смысле, так как является одним из деяний Шайтана.
Также они сказали: достоверно установлено, что когда был ниспослан запрет на алкоголь, мусульмане вылили его на рынках. Если бы он был нечистым, то им бы не было дозволено выливать его на рынках, потому что загрязнять рынки нечистотами запрещено. Также сказали, что когда был запрещён алкоголь, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не приказал отмывать от него сосуды. Если бы тот был нечистым, то он непременно бы повелел отмыть от него сосуды, как он приказал отмывать их, когда было запрещено (мясо) ослов.
Ещё они сказали: достоверно пришло в «Сахихе» Муслима, что некий мужчина принёс Пророку, мир ему и благословение Аллаха, напиток из алкоголя и подарил ему это. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произнёс: «Разве ты не знал, что это уже запрещено?» Потом мужчина передал это по секрету изготовителю напитка и спросил его: «Что ты скажешь?» Тот ответил: «Я скажу: “Продай его”». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, (узнав об этом), сказал: «Поистине, если Аллах запретил что-то, то Он запретил и (брать) его стоимость!» Тогда мужчина взял сосуд за горлышко и вылил весь алкоголь, а Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не приказал ему вымыть (сосуд) и не запретил выливать (его содержимое) прямо там. (Поэтому некоторые учёные) сказали: это — довод на то, что алкоголь не является грязью в буквальном смысле, а в основе всех вещей лежит чистота — до тех пор, пока не найдётся явное указание на нечистоту. А поскольку явного указания на грязную сущность (алкоголя) нет, то он в основе является чистым, однако скверным в смысле поступков (тех, кто употребляет его).
Опираясь на это, мы говорим об одеколоне и подобных ему (жидкостях): они не грязны, потому что алкоголь не является нечистым по своей сути — на основе того мнения, доказательства которого мы упомянули. А если одеколон и его подобия не грязны, то очищать одежду от них необязательно.
Однако остаётся ещё один предмет для рассмотрения: запрещено ли использовать одеколон как духи, которыми умащается человек, или не запрещено? Давайте взглянем на то, что Всевышний Аллах говорит об алкоголе: «Сторонитесь же её!» (Речь идёт) о полном отдалении — Он не сказал: «сторонитесь питья» или «использования» или что-нибудь наподобие этого, однако повелел безусловным приказом отдаляться (от него). Охватывает ли это (те случаи), когда человек пользуется одеколоном в качестве духов, или же мы скажем, что отдаление, приказанное (Аллахом), мотивировано воздействием (алкоголя на человека), т.е. это — отдаление от его питья, исходя из слов Всевышнего:
«Воистину, Шайтан посредством опьяняющих напитков и азартных игр хочет заронить между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (Коран, 5:91)?
Эти отговорки ничем не подтверждаются в тех случаях, когда человек использует (спиртовые растворы) не для питья. И мы говорим, что наиболее безопасным для человека будет сторониться (алкоголя всегда), включая и умащение духами. Отдаляясь от этого, он будет в наибольшей безопасности и свободен от позора.
Ещё раз вернёмся к этим духам (с вопросом): является ли концентрация (спирта) в них такой, что может привести к опьянению (того, кто выпьет их), или же эта концентрация невелика и не приводит к опьянению — потому что алкоголь смешан с другими веществами? Т.е. его присутствие в (одеколоне) незаметно, и даже если человек изготовит его много, то это не вызовет необходимость запрета данной смеси — потому что присутствие (алкоголя) в ней ничтожно, и она не имеет статус (опьяняющего средства). Наличие причины такого статуса обязательно, а если исчезла причина, то исчезает и статус. Если примесь (алкоголя) не влияет на (свойства) состава, т.е. нет заметных следов этой примеси, то данная вещь становится дозволенной. Поэтому при малой концентрации (спирта) в одеколоне и других (растворах) — такой, которая не приводит к опьянению, даже если человек, например, выпьет большой объём (такой жидкости) — они не являются опьяняющими средствами… Если капля мочи упала в воду и не изменила её (цвет, вкус, запах), то вода является чистой, и точно так же, если капля алкоголя попала в какое-то вещество, которое не поддалось её воздействию, то оно не станет опьяняющим. Обладатели знания изложили всё это в разделе о гранях (различения) опьяняющих напитков» («Фатава нурун аля-д-дарб» ч. 177).
Читайте также:
Пьянство в царской России накануне её краха
Информационный террор СМИ
Свинина в христианстве: логика фарисеев
И хвала Аллаху, Господу миров.
Источник
Вопрос:
Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух! Расскажите, пожалуйста, о спирте и его положении в Исламе. Можно ли использовать лекарства, в которых есть спирт или духи? БаракаЛлаху фикум!
Ответ:
Висам Бардвиль, имам общины мусульман Республики Карелия
Что касается спирта и алкоголя, то в Исламе, естественно, запрещено принимать алкогольные напитки, которые вызывают опьянение, сделанные на основе спирта. В этом нет сомнений. В Коране есть термин «хамр», от которого Всевышний Аллах призывал остерегаться. А что такое «хамр» пророк, мир ему и благословение Аллаха, объяснил, сказав, что все, что вызывает опьянение относится к понятию «хамр».
О запрете «хамра» говорится в Коране и многочисленных достоверных хадисах пророка, мир ему и благословение Аллаха. Помимо этого, все мусульманские ученые сошлись на мнении относительно запретности хамра. Это называется иджма.
Кроме запрета на употребление запрещено и продавать спиртосодержащие напитки, дарить, хранить у себя в собственности, производить, а также все, что связано с этими напитками, вплоть до того, что запрещено сидеть там, где распиваются спиртные напитки.
Но остается вопрос: можно ли использовать спиртосодержащие напитки в других сферах, в которых они могут принести пользу? К примеру, для наружного употребления в виде кремов, мазей и других лекарственных препаратов. Либо это может быть парфюм, который содержит большой процент спирта. В этом вопросе есть разногласия.
Одна группа мусульманских ученых посчитала, что это не разрешено. Другая часть считает, что запрета нет. Те, кто считает, что это не дозволено основываются на том, что спирт является нечистотой (наджас) с точки зрения шариата. Поэтому они ставят спирт в один ряд с другими нечистыми вещами, типа крови, мочи и так далее. По их мнению, если спирт попадёт, к примеру, на одежду человека или его тело, то он обязан очистить эти места. Человек не может молиться, пока на его теле или одежде будут следы спирта, говорят они.
Но многие ученые не считают алкогольные напитки нечистотами, хоть они и запрещены для употребления, так как явных доводов относительно этого нет в Коране и хадисах. И скорее всего мнение этих ученых – которые не запрещают использовать спирт в других целях – имеет более сильные доводы. Мнение же тех ученых, которые запрещают использование спирта в других целях основаны на аналогии. Причем, эта аналогия не несет сильного подтверждения, скажем так.
Поэтому лично я придерживаюсь мнения учёных, которые разрешают использование спирта в целях медицины, наружного применения и так далее. Спирт не является нечистью, следовательно можно совершать намаз, если на теле остались следы спирта. Особенно, если спирт был применен в медицинских целях, которые, безусловно, оправданы.
Даже, если взять мнение ученых, которые запрещают спиртосодержащие напитки, то они могут иметь ввиду именно те напитки, которые изначально были произведены для опьянения. Например, водка или шампанское изначально были произведены для, как опьяняющие напитки. А к одеколону, например, это не будет относиться, потому что изначально он был сделан не для употребления внутрь, как алкогольный напиток.
Есть и другой вопрос, связанный со спиртом. Это использование спирта в некоторых лекарственных препаратах. Данный вопрос очень много раз обсуждался современными мусульманскими учеными. Их мнение вкратце можно передать так: сами по себе алкогольные напитки не могут быть лекарством. К примеру, водку, вино или шампанское нельзя использовать, как лекарство, потому что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что Всевышний Аллах не сделал исцеления в том, что Он запретил. Но если, например, спирт содержится в каком-нибудь лекарственном средстве, для того, чтобы усилить его эффект, то в таком случае это будет исключением, если это лекарство является необходимым. Если врач, заслуживающий доверия, говорит, что подобное лекарство необходимо для излечения, то можно использовать его.
Всевышний Аллах говорит в Коране, что Он желает для нас облегчения, и не желает для нас затруднения. Тем более, если в этом есть нужда. В любом случае, мусульманам нужно стараться искать альтернативу и бояться Аллаха по мере возможностей, принимая эти лекарственные средства по мере необходимости.
Аллах знает лучше!
19:14 12 марта 2018
0 комментариев
Источник
Можно ли использовать спиртосодержащую парфюмерию?
الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين
А затем…
Однажды один ученик медресе задал вопрос хазрату: «Является ли спирт наджасой (нечистотой)?» Учитель ответил: «Да». Тогда ученик продолжил: «Но как же, уважаемый хазрат, Вы сами только что написали маркером аят Корана на доске. А как известно, в маркере есть спирт. Следовательно, вы написали аят Корана нечистотами (наджасой). Разве это не является неверием?». И учитель не нашел ответа.
А как же дело обстоит на самом деле? Нам следует разобраться в этом вопросе. И не только в том, что касается использования спиртовых маркеров, но и вообще того, что касается использования спиртосодержащей парфюмерии.
Парфюме́рия (фр. parfumerie, от лат. per fumum — «сквозь запах») — совокупность изделий, применяемых для ароматизации чего-либо. Обычно парфюмерные изделия представляет собой жидкие растворы летучих ароматных веществ. Растворителями могут быть спирт, смесь спирта и воды, дипропиленгликоль и другие жидкости. Ароматические вещества могут быть как натурального происхождения (эфирные масла), так и искусственного (синтетические ароматизаторы, например, ванилаль).
Наиболее популярные виды парфюмерных изделий: духи, парфюмированная вода, туалетная вода, одеколон, дезодорант, освежитель воздуха.
Что касается единогласного мнения всех исламских ученых, то все они запрещают употреблять любую спиртосодержащую продукцию с целью опьянения. Все то, что опьяняет, называется «Мускират». Спиртным, запрещенным категоричным доказательством (далиль кат’и), т.е. аятом Корана, является вино. Вино (лат. vinum) — алкогольный напиток, получаемый полным или частичным спиртовым брожением виноградного сока1. И ни у кого нет сомнений в том, что вино является запретным (харам) и нечистотой (наджас). Что касается того, являются ли иные виды спирта наджасой или нет, то есть, можно ли совершать намаз, если на одежду попадет спирт, то в этом есть разногласие среди ученых.
Относительно нечистоты спиртного, сделанного из сухого изюма, зеленых или сухих фиников, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейх) высказал два мнения. А имам Абу Юсуф (рахматуллахи алейх) посчитал их легкой нечистотой (хафиф).
Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ﴿٩٠﴾ إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَن ذِكْرِ اللَّـهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ فَهَلْ أَنتُم مُّنتَهُونَ ﴿٩١﴾
О вы, которые уверовали! Поистине, опьяняющее [все, что затмевает разум], азартные игры, жертвенники, и стрелы (для гадания, является) мерзостью [скверной] из деяния сатаны [грехом, который он разукрасил]. Сторонитесь же этого, чтобы вы оказались счастливыми!
Сатана желает лишь заронить среди вас вражду и ненависть при помощи опьяняющего [всего, что затмевает разум] и азартных игр, и отклонить вас от поминания Аллаха и молитвы. Прекратите ли вы (совершение этого после разъяснения вам вреда)?2
Как было упомянуто выше, исламские ученые единогласно запрещают употреблять любую спиртосодержащую продукцию с целью опьянения, даже если это не само вино. По мнению большинства ученых, любое опьяняющее средство запретно (харам), как в больших, так и в малых количествах. В сборнике хадисов имама Бухари (рахматуллахи алейх) приводятся слова Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям):
كل مسكر حرام
Все, что опьяняет – запретно! [3]
Следовательно, использование спиртосодержащей парфюмерии в качестве напитка также запретно (харам). Что же касается использования спиртосодержащей парфюмерии для гигиены, устранения неприятного запаха, то именно здесь начинаются разногласия, идут споры относительно того, является ли наджасой спиртное, выработанное не из винограда. По мнению имама Абу Ханифы и имама Абу Юсуфа (рахматуллахи алейхим), любое опьяняющее спиртное (кроме вина), вне зависимости от количества, пить запрещено, но тем не менее, оно не является наджасой (нечистотой). То есть, если что-то из этого будет пролито на одежду или молитвенное место, то не повредит достоверности (сыххат) намаза4.
Заключение: любое спиртное, кроме вина не является нечистотой, хотя употребление его в качестве напитка запретно. А попадание его на одежду или молитвенный коврик, не мешает намазу. К этому относятся и все виды спиртосодержащей парфюмерии.
Но также нужно отметить, что в шафиитском мазхабе, любой алкоголь запрещен как к употреблению, так и к использованию в иных целях. При попадании на одежду, он загрязняет ее, т.е одежда становится наджис5. Следовательно, шафиитам нельзя использовать спиртосодержащий одеколон. Использующий же совершит грех и загрязнит то место, куда попадет спирт, а место нужно будет вымыть.
Как уже было сказано выше, в ханафитском мазхабе, по мнению Абу Ханифы и Абу Юсуфа (рахматуллахи алейхима), нет ничего предосудительного в использовании спиртосодержащей парфюмерии, так как по их мнению, это не наджаса.
Так что, принимая во внимание разногласия в этом вопросе – то что остальные мазхабы и имам Мухаммад (рахматуллахи алейхим) считают нечистотой любое спиртосодержащее, лучше будет отказаться от использования данной парфюмерии. В особенности это касается имамов (ханафитов) мечетей, т.к. за ними могут стоять шафииты. К этой предосторожности относится мытье мест молитвы, если туда попало спиртное.
Также хочу отметить, что пытаясь оправдать использование подобной парфюмерии, не нужно говорить: «алкоголь из одеколона испаряется, и нечистот не остается», указывая на то, что якобы мыть место попадания спирта нет нужды. Великий ученый Аляуддин ас-Самарканди (ум.538) в книге «Тухфа аль-Фукаха» сказал: «Все виды нечистот, кроме спермы (мани), удаляются лишь мытьем, и в этом нет разногласий (ихтиляф)».6 Из этого следует, что наджис алкоголя (по мнению тех, кто считает его таковым), попавшего на тело или одежду, не исчезнет лишь при его высыхании, и все равно будет нуждаться в мытье.
- 1. аль-Мабсут ас-Сарахси
- 2. сура аль-Маида 90-91
- 3. Бухари 4087
- 4. Бадаи’ ас-Санаи 6/458
- 5. Асна аль-Маталиб фи шархи Равдыт-Талиб
- 6. Тухфа аль-Фукаха
Islam-today
Понравилась статья? Пожалуйста – репост!
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Источник