Можно ли использовать сивак при посте
Содержание статьи
Сивак и проглатывание слюны после его использования во время поста
Вопрос: Дозволено ли использовать сивак во время дневного поста в Рамадан? Можно ли проглотить слюну после его использования?
Ответ: Хвала Аллаху
Использование сивака является желательным в любое время: в пост и в обычный день, утром и вечером. Это подтверждается следующим:
Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы я не боялся, что это окажется тягостным для моей Уммы, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой». Аль-Бухари, 887.
Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сивак очищает рот и приятен Господу». Ан-Насаи, 5; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих ан-Насаи», 5.
Эти хадисы доказывают, что использование сивака является желательным в любое время, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не делал исключения для постящихся. В общий смысл этого хадиса включены и те, кто постятся, и те, кто не постятся.
Дозволено сглатывать слюну после использования сивака, но если из него вышли соки или какой-то привкус, то необходимо сплюнуть это, а затем сглатывать слюну. Это подобно тому, как постящийся во время омовения сплевывает воду, а затем сглатывает слюну, и ему не нужно сушить рот после полоскания.
Сказал ан-Навави в «Аль-Маджму», (6/327): «Аль-Мутавалли и другие сказали: «Когда постящийся полощет рот, он должен сплевывать воду; ему не нужно сушить рот тканью или чем-то подобным. Среди ученых нет разногласий в этом вопросе».
Аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) писал в главе «Использование свежего или сухого сивака постящимся»: передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы я не боялся, что это окажется тягостным для моей Уммы, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой». Аль-Бухари сказал: «Нет разницы между постящимся и не постящимся. Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сивак очищает рот и приятен Господу». ‘Ата и Кутада сказали: «Он может сглатывать слюну».
Аль-Хафиз сказал в «Аль-Фатх»: «Давая такое название главе, он опровергает тех, кто считает использование сивака во время поста нежелательным. Это было до того, как Ибн Сирин сравнил использование свежего сивака с полосканием рта во время омовения.
Слова «нет разницы между постящимся и не постящимся» также подразумевают, что нет разницы между свежим и сухим сиваком. Все, что передано в этой главе, соответствует ее названию. В хадисе от Абу Хурайры подводится итого: «Если бы я не боялся, что это окажется тягостным для моей Уммы, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой». Это означает, что дозволено использовать сивак в любое время и при любых обстоятельствах.
‘Ата и Кутада сказали: «Он может сглатывать слюну». Этот комментарий соответствует названию главы в том смысле, что самое большее, чего можно опасаться при использовании влажного сивака – это выделение из него соков или привкуса, которые могут попасть в рот. Это подобно воде для полоскания рта; если человек сплюнет ее, то уже не важно, будет ли он сглатывать слюну».
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Правильно мнение состоит в том, что использование сивака утром и вечером во время поста является Сунной». См. «Фатава Аркан аль-Ислам», стр. 468.
Использование сивака это Сунна для того, кто постится в любое время дня, даже если он свежий. Если постящийся использует сивак и обнаруживает или привкус горечи от него или другой привкус, и проглатывает это, или если он вынимает сивак изо рта и видит слюну на нём, затем кладёт его обратно в рот и проглатывает слюну, это не нарушает его пост. (Аль-Фатава ас-Са’дийа, 245). Он должен избегать те виды сиваков, которые содержат в себе растворимые вещества, такой как зелёный сивак, или сивак, с вкусовыми добавками, как лимон или мята. Он должен выплёвывать самый маленький кусочек, который отделился от сивака в его рту; он не должен проглатывать его намеренно, но если проглотит его случайно, нет вреда в этом. См. «70 основных моментов, касающихся поста».
И Аллах знает лучше
Islam Q&A фатвы № 37745
Перевод: www.sawab.ru
Источник
В каких ситуациях нужно использовать сивак
???? English
Вопрос #2577:
Сунны в использовании сивака Что такое сивак? Каково шариатское постановление о его использовании? Каким должен быть сивак, когда и как его нужно использовать? Существуют разновидности сивака с разными вкусами – со вкусом лимона и др. Их шариатское положение такое же, как и обычного сивака?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Сивак означает чистку полости рта и зубов зубочисткой, а так же предмет для чистки зубов, которую делают из веток (и корней дерева арак).
Сивак – это способ очистки полости рта, который является причиной довольства Аллаха, как достоверно передается в хадисе от ‘Аиши – да будет доволен ею Аллах – о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сивак очищает полость рта и является причиной довольства Господа». Хадис приводит без упоминания цепочки передатчиков ал-Бухари в комментариях в своем «Сахихе» (2/274). Этот хадис так же передали Ахьмад (6/47), ан-Насаи (1/50) с достоверной цепочкой передатчиков (см. «ал-Ирваъ» 1/105).
Использование мисвака настоятельно рекомендуется, как сказано в хадисе Абу Хурейры – да будет доволен им Аллах, – что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы я не боялся, что это окажется тягостным для моей Уммы, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой». Хадис передали ал-Бухари (2/299) и Муслим (1/151). В версии ал-Бухари говорится: «С каждым омовением (вудуъ)».
Имам ан-Навави – да помилует его Аллах – передал консенсус (иджма’) авторитетных ученых о желательности использовании сивака и о том, что это является сунной. На огромную значимость сивака указывает тот факт, что некоторые праведные предшественники (салафы) считали его использование обязательным (ваджиб), как например имам Исхьакъ б. Рахавайх.
Времена, когда рекомендуется использовать сивак:
Сивак рекомендуется использовать в любое время дня и ночи из-за общего смысла слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в вышеприведенном хадисе ‘Аиши: «Сивак очищает полость рта и является причиной довольства Господа».
Ученые выделили времена, в которых желательность использования сивака еще сильнее:
1. При малом омовении и молитве, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы я не боялся, что это окажется тягостным для моей Уммы, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой», а в другой версии хадиса: «С каждым омовением», как было приведено выше.
2. При возвращении домой и присоединении к своей семье, как достоверно передается в хадисе ‘Аиши – да будет доволен ею Аллах, – когда ее спросили: «С чего начинал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он приходил домой?», она ответила: «Когда он входил в свой дом, первое, что он делал, это использование сивака». Хадис передал Муслим (1/220).
3. Сразу после пробуждения ото сна. Передается, что Хузайфа б. ал-Йаман – да будет доволен им Аллах – сказал: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вставал ночью (на молитву), честил рот сиваком». Хадис передали ал-Бухари (1/98) и Муслим (1/220). «Чистил рот» здесь означает: полоскал водой и чистил сиваком.
4. В случае изменения запаха изо рта, будь то из-за еды с сильным запахом (чеснок, лук и т.п.) или в результате продолжительного голода, жажды и т.д. Потому что, когда говорят, что сивак очищает рот, то это говорит о необходимости использования сивака, когда рот нуждается в очищении.
5. При входе в мечеть, потому что это относится к украшению себя, что является повелением Аллаха для каждой мечети. Всевышний сказал: «О, сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети». А так же из-за присутствия в мечетях ангелов и собрания молящихся.
6. При чтении Корана и в собрании тех, кто поминает Аллаха, во время которого также присутствуют ангелы.
Использование сивака во время поста:
По единогласному мнению ученых – да помилует их Аллах – нет проблем в том, чтобы использовать сивак постящимся в начале дня поста, но их мнения разошлись относительно его использования после полудня — некоторые из них сказали, что это нежелательно. Правильным мнением является, что это сунна для постящегося, как и для того, кто не постится из-за общего смысла доказательств, указывающих на это. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сделал исключения для определенного времени, а текст с общим смыслом должен оставаться таковым до тех пор, пока нет конкретизирующего текста. Что касается приведения в качестве доказательства хадиса Али б. Абу Талиба – да будет доволен им Аллах, – что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы соблюдаете пост, используйте сивак утром, но не во второй половине дня», который передал ад-Даракъутни, то это слабый хадис. Ибн Хаджар в «Талхис ал-Хабир» (1/62) сказал, что его иснад даиф. Нет доказательств, что эти слова принадлежат Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Что касается его слов: «Поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем запах мускуса» (ал-Бухари, 229 и Муслим, 2/806), то использование сивака не уничтожает этот запах, потому что его причиной является пустой желудок, что может иметь место и в начале дня, если постящийся не принимал пищу перед рассветом. Все ученые согласны с тем, что дозволено использовать сивак в начале дня. Это показывает, что использование сивака является желательным (мустахаб) в течение всего поста, и нет разницы между его использованием в начале дня или в конце.
Каким должен быть сивак:
Ученые единогласны в том, что лучше использовать для сивака ветки дерева арак, поскольку у них приятный запах, они волокнистые, подобно щетке, что является удобным для удаления остатков пищи между зубами и т.д. Так же в хадисе Абд-Аллаха б. Мас’уда – да будет доволен им Аллах – передается, что он сказал: «Я собирал ветки арака для сивака для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Хадис передал Ахьмад (3991) с хорошим иснадом (см. «ал-Ирваъ» 1/104).
При отсутствии веток арака, ученые рекомендовали использовать ветви пальмы или оливкового дерева, но хадисы об этом не являются достоверными.
Правильным мнением является то, что при отсутствии сивака вместо него можно использовать любые очищенные и безвредные веточки для очищения и удаления того, что остается на зубах. Так же могут быть полезны обычные зубные щетки.
Что нельзя использовать в качестве сивака?
Ученые сказали, что нельзя делать сивак из ядовитых или нечистых веток, а так же использовать для этого все, что приводит к кровотечению, повреждениям или болезни.
Описание мисвака:
Ученые фикха сказали, что желательно использовать сивак средней толщины и длины. Сивак должен быть не толще мизинца, и на нем должны отсутствовать узлы. Сивак не должен быть настолько сырым, что он легко сгибается, потому что такой сивак не удаляет грязь. Он так же не должен быть настолько сухим, что может поранить рот или будет крошиться. Безусловно, это вопросы касающиеся совершенства, потому что существующие доказательства не ограничивают сивак определенными параметрами, но разрешают пользоваться любым видом сивака, при помощи которого можно достигнуть желаемого результата.
Способ использования сивака:
Ученые фикха разошлись во мнениях насчет того, какой рукой использовать сивак – правой или левой.
Большинство ученых считают, что нужно использовать для этого правую руку из-за общего смысла хадиса ‘Аиши – да будет доволен ею Аллах, – которая сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил начинать с правой стороны, когда надевал обувь, слезал с верхового животного, совершал омовение и во всех своих делах». Согласованный хадис. А также, потому что сивак является актом послушания и приближения к Аллаху, что не совершается левой рукой.
Ряд ученых сказали, что желательно использовать сивак левой рукой, потому что это относится к удалению нечистот. Это известное мнение мазхаба имама Ахмада, которое так же выбрал Шейх Ислама Ибн Таймийа – да помилует его Аллах.
Некоторые ученые сказали, что если целью является следование сунне, то следует использовать правую руку, а если целью является удаление нечистот, то левую. Более правильным является то, что этот вопрос открыт, потому что нет достоверного конкретизирующего текста, и каждое из указанных мнений опирается на свои доводы.
Фукаха считают желательным начинать использование сивака с правой стороны и движения должны быть по горизонтали, так как движениями по вертикали (верх-вниз) можно поранить десна. Среди этикета сивака они отметили следующие:
— Сивак нельзя использовать в присутствии людей или в общественном месте, потому что это противоречит порядочности.
— Сивак нужно промывать после каждого использования, чтобы очистить от загрязнений. В хадисе ‘Аиши – да будет доволен ею Аллах – передается, что она сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после использования сивака отдавал его мне, чтобы я промыла его. Сначала я использовала этот сивак, и только после этого промывала и отдавала ему». Хадис передал Абу Дауд (1/45).
— Сивак нужно хранить в чистом месте.
Использование пальца вместо сивака:
Среди ученых есть разногласие насчет дозволенности использования пальца вместо сивака при отсутствии альтернативы. Ближе к истине мнение о том, что использование пальца не может заменить сунну, потому что этому нет основания в Шариате, и это не приводит к очищению полости рта, как это происходит в случае с сиваком и его эквивалентами.
Вместо сивака можно использовать современные средства для поддержания гигиены полости рта, подобно зубной щетке, которые удаляют нечистоту и освежают дыхание.
Нет ничего предосудительного в использовании сивака с ароматом мяты или лимона и другими вкусами до тех пор, пока отсутствует вред. Но тому, кто соблюдает пост, нельзя использовать ароматизированный сивак, и в течении дня поста он должен ограничиться простым сиваком.
А Всевышний Аллах знает лучше.
https://www.fatwaonline.net
Источник
Сивак и проглатывание слюны после его использования во время поста
Хвала Аллаху
Использование сивака является желательным в любое время: в пост и в обычный день, утром и вечером. Это подтверждается следующим:
Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы я не боялся, что это окажется тягостным для моей Уммы, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой». Аль-Бухари, 887.
Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сивак очищает рот и приятен Господу». Ан-Насаи, 5; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих ан-Насаи», 5.
Эти хадисы доказывают, что использование сивака является желательным в любое время, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не делал исключения для постящихся. В общий смысл этого хадиса включены и те, кто постятся, и те, кто не постятся.
Дозволено сглатывать слюну после использования сивака, но если из него вышли соки или какой-то привкус, то необходимо сплюнуть это, а затем сглатывать слюну. Это подобно тому, как постящийся во время омовения сплевывает воду, а затем сглатывает слюну, и ему не нужно сушить рот после полоскания.
Сказал ан-Навави в «Аль-Маджму», (6/327): «Аль-Мутавалли и другие сказали: «Когда постящийся полощет рот, он должен сплевывать воду; ему не нужно сушить рот тканью или чем-то подобным. Среди ученых нет разногласий в этом вопросе».
Аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) писал в главе «Использование свежего или сухого сивака постящимся»: передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы я не боялся, что это окажется тягостным для моей Уммы, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой». Аль-Бухари сказал: «Нет разницы между постящимся и не постящимся. Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сивак очищает рот и приятен Господу». ‘Ата и Кутада сказали: «Он может сглатывать слюну».
Аль-Хафиз сказал в «Аль-Фатх»: «Давая такое название главе, он опровергает тех, кто считает использование сивака во время поста нежелательным. Это было до того, как Ибн Сирин сравнил использование свежего сивака с полосканием рта во время омовения.
Слова «нет разницы между постящимся и не постящимся» также подразумевают, что нет разницы между свежим и сухим сиваком. Все, что передано в этой главе, соответствует ее названию. В хадисе от Абу Хурайры подводится итого: «Если бы я не боялся, что это окажется тягостным для моей Уммы, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой». Это означает, что дозволено использовать сивак в любое время и при любых обстоятельствах.
‘Ата и Кутада сказали: «Он может сглатывать слюну». Этот комментарий соответствует названию главы в том смысле, что самое большее, чего можно опасаться при использовании влажного сивака – это выделение из него соков или привкуса, которые могут попасть в рот. Это подобно воде для полоскания рта; если человек сплюнет ее, то уже не важно, будет ли он сглатывать слюну».
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Правильно мнение состоит в том, что использование сивака утром и вечером во время поста является Сунной». См. «Фатава Аркан аль-Ислам», стр. 468.
Использование сивака это Сунна для того, кто постится в любое время дня, даже если он свежий. Если постящийся использует сивак и обнаруживает или привкус горечи от него или другой привкус, и проглатывает это, или если он вынимает сивак изо рта и видит слюну на нём, затем кладёт его обратно в рот и проглатывает слюну, это не нарушает его пост. (Аль-Фатава ас-Са’дийа, 245). Он должен избегать те виды сиваков, которые содержат в себе растворимые вещества, такой как зелёный сивак, или сивак, с вкусовыми добавками, как лимон или мята. Он должен выплёвывать самый маленький кусочек, который отделился от сивака в его рту; он не должен проглатывать его намеренно, но если проглотит его случайно, нет вреда в этом. См. «70 основных моментов, касающихся поста».
И Аллах знает лучше
Источник
Мисвак (сивак)
Мисвак (сивак) — это чистка зубов, а также то, чем чистят зубы, удаляют остатки пищи и снимают налет. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Сивак — это чистота полости рта и довольство Всевышнего [вами]»[1]. Есть дерево, ветки которого во времена Пророка применялись, как и сегодня применяются, в качестве щетки и пасты одновременно. Именно эти веточки, нарезанные примерно на длину современных зубных щеток, и подразумеваются в первую очередь в упомянутом хадисе, как и во всех других хадисах, рассказывающих о мисваке, или сиваке. На сегодняшний день научными исследованиями доказана значительная и многогранная польза мисвака для полости рта. Например, зубной налет, от которого возникает кариес, счищается этой палочкой очень эффективно.
«Экстракт этого дерева по своим химическим свойствам схож с такими антибактериальными и антикариесными веществами, как триклозан и хлоргексидин. Кроме того, в мисваке содержатся фтор, витамин С, танин, алкалоиды и флавоноиды. Поэтому использование мисвака укрепляет зубы, предохраняет от появления и дальнейшего развития кариеса, уменьшает зубную боль, устраняет плохой запах изо рта, укрепляет десны, а также придает зубам блеск и белизну. Современными исследованиями доказано также, что мисвак содержит в большом количестве биологически активные вещества, полезные для всего организма. Некоторой заменой мисваку, хотя и гораздо менее эффективной, могут служить веточки оливкового дерева, грецкого ореха и некоторых других деревьев»[2]. Среди современных зубных паст имеются и такие, основным компонентом которых является мисвак.
Что касается времени использования, то оно не имеет ограничений: после сна, после продолжительного молчания или разговора, после еды и т. д. Главным, в соответствии с действиями пророка Мухаммада, является постоянный уход за полостью рта с целью сохранения здоровья и свежести дыхания. Например, ‘Аиша передавала, что «посланник Всевышнего, когда возвращался домой, в первую очередь чистил зубы»[3].
Ученые-богословы единодушны: чистка зубов мисваком (как и иная форма поддержания полости рта в чистоте) является сунной муаккяда (обязательным на уровне сунны), так как Пророк был постоянен в этом и побуждал к этомудругих.
Относительно чистки зубов палочкой-мисваком непосредственно перед совершением очередной молитвы-намаза следует заметить, что в одном хадисе говорится о желательности чистки зубов перед полосканием рта во время совершения малого омовения (вуду’), а в другом — перед молитвой. Но последнее не говорит однозначно в пользу чистки прямо перед проговариванием намерения о совершении молитвы-намаза. Ведь желательно, чтобы в полости рта во время молитвы не было остатков пищи и чего-либо иного. А потому рекомендуется после использования сивака прополоскать рот.
И в заключение приведу еще один хадис: «Пророк Мухаммад всегда, днем это было или ночью, когда просыпался, чистил зубы перед тем, как совершить омовение»[4].
Можно ли пользоваться мисваком во время соблюдения поста?
По данному вопросу имеются два практических пояснения.
Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов говорят о нежелательности использования мисвака (палочки, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно) после начала времени полуденной молитвы («Зухр») и до захода солнца. Аргументация у них не прямая, а косвенная. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Запах изо рта постящегося пред Всевышним лучше запаха благовония» (св. х. аль-Бухари и Муслима). «То есть, — заключила данная группа ученых, — желательно после полудня сохранить естественный запах полости рта».
Богословы ханафитского и маликитского мазхабов говорят о допустимости использования мисвака на протяжении всего времени поста. Опираются они в своем заключении на все хадисы, подчеркивающие необходимость чистоты полости рта и побуждающие к ее сохранению и удалению неприятных запахов, а также на два специальных хадиса, касающихся постящегося. Пророк Мухаммад говорил: «Одним из наилучших качеств постящегося является [применение] мисвака» (хадис от ‘Аиши; св. х. Ибн Маджа), а также слова ‘Амира ибн Раби‘а: «Пророк Мухаммад постоянно пользовался мисваком во время поста» (св. х. Ахмада и ат-Тирмизи и Абу Дауд)[5].
Имам аш-Шавкяни, например, говорил: «Правильным является желательность (мустахаб) использования мисвака на протяжении всего времени поста. Так считала большая часть ученых»[6].
Пользоваться зубной щеткой во время поста без зубной пасты допускается, а вот от чистки зубной пастой в это время лучше воздержаться либо использовать в малом количестве. Многие богословы говорят, что попадание ее непосредственно в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не проглатывать.
Правда ли, что, если перед совершением молитвы-намаза почистить зубы мисваком, молитва будет в семьдесят раз лучше по вознаграждению?
Я не встречал достоверного высказывания Пророка об этом. Думаю, что подобное крайне маловероятно, так как мисвак относится к вещам, дополняющим молитву.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, ан-Насаи и др.
См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 297, хадис № 4832, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 115, хадис № 118.
[2] Восточные рецепты: белоснежная улыбка // https://subscribe.ru/archive/science.health.genesha/200706/27080918.html
[3] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 118, хадис № 121.
[4] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и Абу Дауда.
См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 300–302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 119, хадис № 123.
[5] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 119, 120, хадисы № 125, 126.
[6] Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 120.
Источник