Можно ли использовать симпсонов в рекламе
Содержание статьи
Гомера Симпсона одолели рекламные паразиты. Можно ли использовать образы знаменитостей в рекламе без их ведома
Не успел мультфильм «Симпсоны в кино» выйти в российский прокат, как образ Гомера Симпсона без разрешения правообладателя использовал производитель бытовой техники BBK Electronics. Торговый дом «Кристалл-Лефортово» уже несколько месяцев рекламирует водочную настойку при помощи двойника Брюса Уиллиса. Хотя говорить о нарушении авторских прав здесь вряд ли можно, паразитирование на знаменитостях отрицательно сказывается на репутации брэнда, отмечают эксперты.
Персонаж, похожий на Гомера Симпсона, героя американского мультсериала и фильма «Симпсоны в кино», вышедшего в минувший четверг в российский прокат, появился на промосайте bbk-sport.ru. Сайт разработан студией известного интернет-дизайнера Артемия Лебедева для китайского производителя бытовой техники BBK Electronics. С июня на bbk-sport.ru болельщики прогнозируют результаты матчей чемпионата России по футболу, получая баллы за верный результат. Победителям акции обещаны три путевки на Евро-2008. В пятницу в компании «Гемини Маркетинг» (оказывает рекламную поддержку прокатчику мультфильма «Гемини/XX Century Fox») обнаружили на bbk-sport.ru двойника Гомера с мячом в руках. «Мы тут же запросили штаб-квартиру XX Century Fox, нарушены ли авторские права»,— рассказал Ъ менеджер по продвижению «Гемини Маркетинг» Александр Коваленко. По его словам, BBK Electronics не запросила у них разрешения использовать образ.
В российском представительстве BBK Electronics не отрицают, что на промосайте появился двойник Гомера Симпсона, однако уверяют, что не имеют к инциденту никакого отношения. «Этот образ был размещен студией Лебедева без нашего ведома и согласования»,— пояснил PR-менеджер BBK Electronics Илья Федоровцев. Менеджер студии Артемия Лебедева Наталья Бубнова, курирующая проект bbk-sport.ru, заявила Ъ, что «не уполномочена комментировать», по чьей инициативе на сайте был размещен двойник Гомера Симпсона. При этом после звонка Ъ двойника тут же заменили другим рисованным героем.
Российские компании не впервые используют в своих целях героев XX Century Fox без разрешения правообладателя. По словам Александра Коваленко, юристы кинокомпании должны прислать из США заключение на рекламный модуль настойки «Эталон Кедр», которую производит ТД «Кристалл-Лефортово». В рекламе изображен мужчина в камуфляже, напоминающий актера Брюса Уиллиса. Слоган «Крепкий орешек. Таежная сила кедрового ореха!» эту ассоциацию усиливает. Производитель уверяет, что сходство случайно. «В съемках был задействован мужчина, который, возможно, напоминает кого-то из американских актеров. Но мы не делали упор на это»,— настаивает PR-менеджер «Кристалл-Лефортово» Илья Березнюк. Он подчеркивает, что рекламная кампания «Кедра» началась до выхода на экраны в конце июня фильма «Крепкий орешек 4.0» с Брюсом Уиллисом в главной роли.
Источник Ъ, причастный к разработке рекламного модуля, тем не менее утверждает, что аналогия с Брюсом Уиллисом не случайна. «Сначала хотели обыгрывать сцену из ‘Особенностей национальной охоты’, но потом решили, что ‘Крепкий орешек’ все-таки лучше,— рассказал он.— Однако образ лесника и ‘уазик’ остались как раз от ‘Охоты’«.
Партнер юридической фирмы «Тулубьева, Осипов и партнеры» Ирина Тулубьева считает, что нарушения закона «Об авторском праве и смежных правах» в этих случаях нет: «Тут простое заимствование, своего рода паразитирование на известном образе. Другое дело, если бы рекламодатель использовал без разрешения работу фотографа или оператора». По ее мнению, тут теоретически можно усмотреть введение в заблуждение, что нарушает уже права потребителей. «Но тогда нужны заявления от считающих себя обманутыми потребителей. И скорее всего, нужен будет опрос общественного мнения, чтобы разобраться, как воспринимает этот рекламный модуль большинство потребителей»,— поясняет она.
Паразитирование на знаменитостях в российской рекламе не редкость, признает руководитель интернет-портала AdMe Марат Мухаметов. В архиве AdMe есть постер 2005 года воронежского ювелирного магазина «Рубин» с местным двойником Антонио Бандераса. А водку White Gold (слоган «Для высших кругов») в прессе рекламировал человек, похожий на президента США Джорджа Буша. Подобные примеры встречаются и на Западе, вспоминает вице-президент группы Twiga Карина Оганджанян: «Нам присылали на адаптацию рекламу известного западного парфюмерного брэнда, где была задействована очень похожая на Синди Кроуфорд актриса».
Госпожа Оганджанян называет паразитирование на известных личностях дурным тоном. «Это портит репутацию брэнда»,— убеждена она. Ведь в последние годы отечественные рекламные агентства активно и вполне легально сотрудничают с зарубежными знаменитостями. В 2006 году агентство «Родная речь» в телерекламе кетчупа «Балтимор» сняло Жерара Депардье. В этом году агентство BBDO Moscow в предназначенной специально для России рекламе чипсов Lay`s задействовало бразильского футболиста Роналдинью, а «Рекламный картель» пригласил поучаствовать в российской рекламе Panasonic Такэси Китано. Гонорары исполнителей эксперты оценивают в $250-400 тыс. «Для брэнда лучше заплатить звезде, чем использовать ее двойника,— отмечает госпожа Оганджанян.— Это под силу даже водочным брэндам с их небольшими рекламными бюджетами». Так, Twiga проводила рекламную кампанию водки «Юрий Долгорукий», в которой был задействован актер Жан Рено.
Сергей СОБОЛЕВ
КоммерсантЪ
www.sostav.ru
Источник
Можно ли использовать образы знаменитостей в рекламе без их ведома
Газета «Коммерсантъ» №149 от 21.08.2007, стр. 1
Не успел мультфильм «Симпсоны в кино» выйти в российский прокат, как образ Гомера Симпсона без разрешения правообладателя использовал производитель бытовой техники BBK Electronics. Торговый дом «Кристалл-Лефортово» уже несколько месяцев рекламирует водочную настойку при помощи двойника Брюса Уиллиса. Хотя говорить о нарушении авторских прав здесь вряд ли можно, паразитирование на знаменитостях отрицательно сказывается на репутации брэнда, отмечают эксперты.
Персонаж, похожий на Гомера Симпсона, героя американского мультсериала и фильма «Симпсоны в кино», вышедшего в минувший четверг в российский прокат, появился на промосайте bbk-sport.ru. Сайт разработан студией известного интернет-дизайнера Артемия Лебедева для китайского производителя бытовой техники BBK Electronics. С июня на bbk-sport.ru болельщики прогнозируют результаты матчей чемпионата России по футболу, получая баллы за верный результат. Победителям акции обещаны три путевки на Евро-2008. В пятницу в компании «Гемини Маркетинг» (оказывает рекламную поддержку прокатчику мультфильма «Гемини/XX Century Fox») обнаружили на bbk-sport.ru двойника Гомера с мячом в руках. «Мы тут же запросили штаб-квартиру XX Century Fox, нарушены ли авторские права»,— рассказал Ъ менеджер по продвижению «Гемини Маркетинг» Александр Коваленко. По его словам, BBK Electronics не запросила у них разрешения использовать образ.
В российском представительстве BBK Electronics не отрицают, что на промосайте появился двойник Гомера Симпсона, однако уверяют, что не имеют к инциденту никакого отношения. «Этот образ был размещен студией Лебедева без нашего ведома и согласования»,— пояснил PR-менеджер BBK Electronics Илья Федоровцев. Менеджер студии Артемия Лебедева Наталья Бубнова, курирующая проект bbk-sport.ru, заявила Ъ, что «не уполномочена комментировать», по чьей инициативе на сайте был размещен двойник Гомера Симпсона. При этом после звонка Ъ двойника тут же заменили другим рисованным героем.
Российские компании не впервые используют в своих целях героев XX Century Fox без разрешения правообладателя. По словам Александра Коваленко, юристы кинокомпании должны прислать из США заключение на рекламный модуль настойки «Эталон Кедр», которую производит ТД «Кристалл-Лефортово». В рекламе изображен мужчина в камуфляже, напоминающий актера Брюса Уиллиса. Слоган «Крепкий орешек. Таежная сила кедрового ореха!» эту ассоциацию усиливает. Производитель уверяет, что сходство случайно. «В съемках был задействован мужчина, который, возможно, напоминает кого-то из американских актеров. Но мы не делали упор на это»,— настаивает PR-менеджер «Кристалл-Лефортово» Илья Березнюк. Он подчеркивает, что рекламная кампания «Кедра» началась до выхода на экраны в конце июня фильма «Крепкий орешек 4.0» с Брюсом Уиллисом в главной роли.
Источник Ъ, причастный к разработке рекламного модуля, тем не менее утверждает, что аналогия с Брюсом Уиллисом не случайна. «Сначала хотели обыгрывать сцену из ‘Особенностей национальной охоты’, но потом решили, что ‘Крепкий орешек’ все-таки лучше,— рассказал он.— Однако образ лесника и ‘уазик’ остались как раз от ‘Охоты'».
Партнер юридической фирмы «Тулубьева, Осипов и партнеры» Ирина Тулубьева считает, что нарушения закона «Об авторском праве и смежных правах» в этих случаях нет: «Тут простое заимствование, своего рода паразитирование на известном образе. Другое дело, если бы рекламодатель использовал без разрешения работу фотографа или оператора». По ее мнению, тут теоретически можно усмотреть введение в заблуждение, что нарушает уже права потребителей. «Но тогда нужны заявления от считающих себя обманутыми потребителей. И скорее всего, нужен будет опрос общественного мнения, чтобы разобраться, как воспринимает этот рекламный модуль большинство потребителей»,— поясняет она.
Паразитирование на знаменитостях в российской рекламе не редкость, признает руководитель интернет-портала AdMe Марат Мухаметов. В архиве AdMe есть постер 2005 года воронежского ювелирного магазина «Рубин» с местным двойником Антонио Бандераса. А водку White Gold (слоган «Для высших кругов») в прессе рекламировал человек, похожий на президента США Джорджа Буша. Подобные примеры встречаются и на Западе, вспоминает вице-президент группы Twiga Карина Оганджанян: «Нам присылали на адаптацию рекламу известного западного парфюмерного брэнда, где была задействована очень похожая на Синди Кроуфорд актриса».
Госпожа Оганджанян называет паразитирование на известных личностях дурным тоном. «Это портит репутацию брэнда»,— убеждена она. Ведь в последние годы отечественные рекламные агентства активно и вполне легально сотрудничают с зарубежными знаменитостями. В 2006 году агентство «Родная речь» в телерекламе кетчупа «Балтимор» сняло Жерара Депардье. В этом году агентство BBDO Moscow в предназначенной специально для России рекламе чипсов Lay`s задействовало бразильского футболиста Роналдинью, а «Рекламный картель» пригласил поучаствовать в российской рекламе Panasonic Такэси Китано. Гонорары исполнителей эксперты оценивают в $250-400 тыс. «Для брэнда лучше заплатить звезде, чем использовать ее двойника,— отмечает госпожа Оганджанян.— Это под силу даже водочным брэндам с их небольшими рекламными бюджетами». Так, Twiga проводила рекламную кампанию водки «Юрий Долгорукий», в которой был задействован актер Жан Рено.
Сергей Ъ-Соболев
Комментарии
Главные события дня в рассылке «Ъ» на
Источник
Использование персонажей мультфильмов в коммерческих целях
Каждый из нас постоянно сталкивается с товарами, на которых изображены мультипликационные персонажи. По мнению производителей, такие товары легче привлекают к себе внимание покупателей, и, как следствие, лучше продаются. С этим не поспоришь – любой ребенок, увидев знакомого персонажа, использует все возможные ухищрения, чтобы заставить родителей купить этот товар.
Однако покупатели никогда не задумываются о том, что приобретаемый ими товар зачастую является контрафактным. Это означает, что производитель таких товаров, нанося на них изображения мультяшных персонажей, не получил согласие на использование произведения или товарного знака. Ведь у каждого персонажа мультфильма есть свой хозяин – автор или другой правообладатель. Значит, и использовать его можно только с разрешения, причем выдавать его зачастую должен не автор, придумавший героя, а тот, кому принадлежат права на него.
Закон довольно суров к подобным нарушениям: «в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации» (п.4 ст.1252 Гражданского кодекса РФ).
Многие предприниматели не подозревают о том, что нарушают закон. А некоторые и вовсе считают, что, продавая продукцию, маркированную персонажами мультфильмов, они способствуют их популяризации.
Эта проблема всегда была актуальной, но особенно обострилась она в последние годы, когда огромную популярность приобрел «домашний бизнес»:
-изготовление кондитерских изделий
-изготовление открыток и альбомов для фотографий
-лепка из полимерной глины
— рукоделие
Люди получают огромное количество заказов, и покупатели зачастую присылают собственные макеты изображений, которые необходимо поместить на товар. Здесь и кроется самая большая проблема для начинающих предпринимателей.
Возможно ли использовать изображения известных персонажей в коммерческих целях?
Этот вопрос сегодня вызывает споры в предпринимательской среде.
Сразу ответим: использовать изображения известных мультипликационных персонажей с целью извлечения выгоды, не получив соответствующего разрешения у правообладателя, незаконно.
Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, в том числе распоряжаться исключительным правом на него (п.1 ст.1229 Гражданского кодекса РФ). Правообладатель также может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Обнаружив нарушение своих прав, правообладатель вправе использовать широкий спектр инструментов, направленных на их защиту. Причем предъявить свои требования он может как к производителю товаров, так и к их продавцу.
NB: зачастую недобросовестные правообладатели, желающие заработать, специально совершают контрольные закупки и заказывают изготовление товара с нанесением на него изображения какого-то известного персонажа. Некоторые настолько упрощают задачу, что предоставляют макет. А потом идут в суд с требованием о взыскании компенсации.
Ответственность за нарушение исключительных прав на произведение может быть довольно серьезной и негативно повлиять на дальнейшее развитие бизнеса нарушителя.
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков, а может заменить убытки требованием о выплате компенсации:
1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения
2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения
3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.
Правообладатели часто требуют именно взыскания компенсации, чтобы не заниматься подсчетом понесенных убытков, а также поиском контрафактного товара.
При определении размера компенсации суд обязан учитывать характер допущенного нарушения, срок незаконного использования объекта, наличие ранее совершенных нарушений авторских прав, убытки правообладателя и другие имеющие значение факторы (п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 №10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Компенсация должна быть соразмерна последствиям нарушения, при этом суд вправе снизить ее размер по ходатайству ответчика. Во внимание принимается малозначительность нарушения, а также наличие и степень вины нарушителя (в том числе носило ли нарушение грубый характер, допускалось ли оно неоднократно).
Узаконить сложившуюся ситуацию можно, обратившись к правообладателю за заключением лицензионного или сублицензионного договора: за определенную плату на установленных договором условиях производитель товара сможет использовать образ мультяшного персонажа.
Например, размещать его на одежде, изготавливать канцелярские товары или помещать в качестве украшения на кондитерские изделия.
А если налаживать деловые контакты с правообладателями не хочется, можно абстрагироваться от уже получивших известность персонажей и выдумать своих собственных. Купить товар, который находится в общем доступе, пусть и с изображением героев известных мультфильмов – одно. И совсем другое – приобрести уникальный продукт, в разработку которого автор вложил частичку собственной души.
————————————-
Подписывайтесь на «LoC around» в телеграме:
https://t.me/Locaround
Источник
Можно ли использовать известных персонажей в рекламе?
Реклама является основным инструментом привлечения клиентов и увеличения продаж. Успешные рекламные кампании могут значительно увеличивать прибыль и способствовать развитию бизнеса. Задача рекламы – привлечь внимание потребителей к продукту и подтолкнуть к покупке. Для этого компании часто используют в рекламе знакомые образы, которые вызывают у потребителей положительные ассоциации. Известные образы, персонажи, личности позволяют сделать рекламу более эмоциональной и запоминающейся. Например, бренд молочной продукции «Простоквашино» использует знакомые с детства образы героев одноименного мультфильма. И тут важно не забывать о правообладателях этих персонажей. В этой статье мы расскажем, как могут быть защищены образы героев и как можно использовать их, не нарушая права авторов и правообладателей.
Персонажи как объекты авторских прав
Все рисованные персонажи из мультфильмов, фильмов, иллюстраций к книгам в первую очередь являются объектами авторских прав. И права на эти объекты возникают с момента их создания. Автор может передать права компании, для которой он создавал данных персонажей. С этого момента компания будет являться правообладателем и сможет распоряжаться произведениями. Использование объектов авторских прав в коммерческих целях без разрешения автора или правообладателя запрещено на основании ст. 1229, 1259, 1270 Гражданского кодекса РФ. Если Вы хотите использовать в рекламе изображение персонажа, то необходимо получить согласие автора или правообладателя.
А можно использовать фольклорных персонажей, ведь у них нет конкретного автора? Вы можете использовать имя фольклорного персонажа в рекламе, например Деда Мороза. Но изображения этого персонажа создавали художники, которые имеют права на свои произведения. Использовать такие объекты можно только с согласия автора или правообладателя.
Персонажи как товарный знак
Регистрация персонажей в качестве товарного знака достаточно распространенный способ защиты данных объектов. В качестве товарного знака можно зарегистрировать не только словесное обозначение, но и графический элемент. Из известных персонажей мультфильмов товарный знак есть, например, у мультфильмов «Барбоскины», «Фиксики», «Маша и медведь». Правообладатель товарного знака вправе запрещать его неправомерное использование. Если Вы решите добавить в рекламное объявление персонажа, который зарегистрирован как товарный знак, то Вам необходимо получить согласие правообладателя. Если Вы разместили данный объект без ведома правообладателя, то он может направить Вам претензию с требованием прекратить использование, а возможно, и потребует компенсацию.
Как использовать известных персонажей в рекламе?
Если Вы решили использовать известного персонажа в рекламе и не хотите менять свое решение, то важно юридически грамотно подойти к этому вопросу. Не забывайте, что в случае незаконного использования объектов размеры убытков или компенсации могут быть весьма значительными – от 10 тысяч до 5 миллионов рублей и выше (ст. 1301 Гражданского кодекса РФ).
Если Вы планируете использовать фольклорного персонажа, то не используйте уже готовые изображения и иллюстрации из интернета, а создавайте свои. Если Вы заказываете рисунок, дизайн-макет у дизайнера, иллюстратора, то не забывайте оформлять с автором договор об отчуждении исключительных прав. Также сохраните исходные файлы и черновики с указанием даты создания и ФИО автора. В случае нарушения Ваших прав на изображение это позволит доказать факт создания объекта и принадлежность прав. Если Вам хочется использовать определенный рисунок фольклорного персонажа, то Вы можете приобрести право использования у правообладателя.
Если Вы хотите использовать известного персонажа в рекламе, то Вы можете получить согласие на такое использование или заключить лицензионное соглашение с правообладателем. Необходимо заранее продумать все варианты использования объекта, ведь какие-то форматы могут быть невозможны.
Если Вы хотите использовать ростовые куклы, объемные фигуры персонажей для рекламной кампании, то Вы можете не обращаться напрямую к правообладателю. Существуют компании по пошиву ростовых кукол, которые уже заключили лицензионное соглашение с правообладателем на изготовление и реализацию таких кукол. Важно отметить, что использование возможно лишь в пределах объема лицензии, которую получили портные. Если такого объема прав Вам недостаточно, то Вы можете обратиться к правообладателю и обсудить другие условия использования объекта.
Мы советуем всегда задумываться о последствиях использования объектов авторских прав и объектов интеллектуальной собственности. Даже если Вы уверены в правомерности использования, лучше проконсультироваться с патентным поверенным. Исходя из большого опыта, специалист даст рекомендации и разработает наиболее выгодный для Вас вариант использования объектов авторских прав или интеллектуальной собственности. На опыте мы убеждаемся, что проще в самом начале оформить необходимые документы. Если Вы вовремя не задумаетесь о правомерности размещения известного персонажа в Ваших рекламных материалах, то можете получить претензию от правообладателя, а впоследствии даже судебный иск.
Источник