Можно ли использовать шрифты на стоках
Содержание статьи
ШРИФТЫ, LOREM IPSUM И ТЕКСТЫ ДЛЯ СТОКОВЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Мне казалось, что тема шрифтов уже изрядно обмусолена, но народ продолжает спрашивать о том, где брать шрифты для стоковых иллюстраций, стоит ли использовать в картинках надписи, писать ли что-то реальное или ограничиться рыбой; и все в таком духе.
Поэтому я решила написать свою версию истории про шрифты и стоки 🙂 Для тех, кто уже в теме, вряд ли будет что-то новое, заметка ориентирована на стоковых «неофитов».
Итак, на стоках часто можно встретить работы с некими надписями. Иногда это что-то простое в духе «EPS10» (чтобы потенциальный покупатель сразу знал, в какой версии иллюстрации выполнена работа) или «vector», часто встречаются словосочетания вроде «happy new year» и «lorem ipsum», а порой — целые полотна текста.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ НАДПИСИ НА КАРТИНКАХ?
Текст делает иллюстрацию более целостной, законченной, концептуальной. А еще он помогает потенциальному покупателю сразу сообразить, как он может использовать иллюстрацию. Например, если дизайнер ищет темплект (заготовку) для флаера, ему проще купить не какой-то абстрактный паттерн (который потом как-то надо «одеть» на открытку и прифигачить рядом текст), а что-то уже придуманное и практически готовое к употреблению:
Тут Марковка уже все придумала — осталось только вместо семпл текста поместить на то же место свой. Все уже заранее понятно и предсказуемо, не надо ломать мозг, пытаясь придумать какой-то концепт, все уже придумано за тебя — бери и пользуйся.
В данном случае текст исполняет служебную роль, то есть он просто помогает «продать» идею.
Но на стоках есть и другая категория иллюстраций — те, где текст играет главную роль. Например, как в этом постере авторства Tortuga:
Сюда же относятся разного рода шрифты и алфавиты.
Эту разницу — между иллюстрациями, в которых текст играет служебную роль, и теми, где он является самостоятельным арт-объектом, важно понимать, потому что от этого сильно зависит, какие шрифты использовать стоит, а какие — не очень.
КАКИЕ ШРИФТЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ СТОКОВЫХ КАРТИНОК?
Анна, русскоязычный сотрудник Шаттерстока, как-то сказала, что в иллюстрации можно использовать абсолютно любые шрифты (если не изменяет память, это было на форуме микросток.ру). У нее тогда еще переспросили — мол, прям совсем любые? Она ответила что да, главное — чтобы шрифты были переведены в кривые (через object — expand, например), но в принципе шрифты в виде шрифтов шаттер все равно не примет. Важная ремарка: Анна говорила про те иллюстрации, где шрифт играет служебную роль.
Но я, если честно, предпочитаю перестраховываться.
Потому что мне кажется вполне реальной такая ситуация: нарисовала я, скажем, картинку, где шрифт не играет главную роль, но он является существенной частью композиции. И бац — эту картинку кто-то покупает по расширенной лицензии и печатает партию маек. И вот идет в один прекрасный день создатель шрифта по улице — и встречает человека в майке, где использован его шрифт. Возможно он уже к такому привык, а может он уже заработал достаточно, чтобы не ходить по улицам, но в любом случае это как-то некрасиво.
Поэтому лично я предпочитаю для стоковых иллюстраций использовать либо шрифты, нарисованные мною лично, либо шрифты с лицензией OFL (open font license) — то есть изначально разрешенные для коммерческого использования.
Про нарисованные вручную, думаю, все понятно: их можно просто брать и рисовать. Хоть сразу в иллюстраторе, хоть ручкой на бумаге (я обычно делаю именно так), а потом либо трассировать, либо обводить, кто как любит. Именно собственноручно нарисованные шрифты лучше всего использовать для типографических постеров и разных вдохновляющих цитат — так вы точно будете уверены в том, что не продаете то, что продавать не очень можно. К тому же рисовать такие штуки — очень весело.
Если вам рисовать шрифты не весело — используйте те, что уже нарисованы, но — с правильной лицензией. Я беру «правильные» шрифты на сайте fontsquirrel. Там лежит множество прекрасных бесплатных шрифтов (есть и платные, но недорогие), которые можно скачать и использовать в коммерческих целях совершенно законно и легально.
Итак, со шрифтами разобрались, теперь давайте разберемся со смыслом.
Текст, который вы используете на иллюстрациях, глобально может быть двух видов: фейковый и настоящий.
Фейковый текст — это так называемая рыба текст — некий набор слов, которые ничего не значат. В дизайнерском мире принято использовать рыбу текста Lorem Ipsum (текст лорем ипсум можете найти, например, на википедии). Это давняя и хорошая традиция, которая ни у кого не вызывает вопросов — ни у инспекторов, ни у покупателей. Не знаете, что писать, а написать что-то очень хочется — используйте Lorem Ipsum.
Впрочем, настоящий текст тоже можно использовать, но с некоторыми оговорками. Фразы и слова, которые вы используете, не могут являться объектами авторского права или трейдмарками. То есть, например, использовать слово «Iphone» в иллюстрациях (и даже в ключевых словах) нельзя. Использовать слово «phone» — можно.
Лично я в инфорграфике предпочитаю использовать настоящие слова, о причинах, по которым я это делаю, я подробно рассказываю в курсе «инфографика для стоков» (ищите его в магазине).
В логотипах я тоже использую настоящие слова, но стараюсь делать их максимально простыми и базовыми, без названий и деталей. То есть, если рисую лого для йога-студии, я обычно пишу что-то вроде «yoga studio», но не «lotus yoga», так как последнее вполне может оказаться названием реально действующей студии. И это может стать причиной отказа на некоторых стоках. Например, один раз айсток завернул мне порцию логотипов для конных ранчо, объяснив это тем, что в иллюстрации используются названия реально действующих ранчо — и это не круто. Переделываю и больше на эти грабли не наступаю 🙂
И последнее.
После того, как вы написали весь свой текст, не забудьте перевести его в кривые, то есть сделать экспанд. Иначе картинку на стоках у вас не примут — шрифты относятся к «запрещенным» эффектам для загрузки вектора на стоки.
Источник
—
>
GMT +4, : 15:19.
|
Источник
Stockfocus
На стоках много картинок со шрифтами. Использование в картинках шрифтов направляют покупателя, подсказывает как и где можно расположить текст. Иногда даже простой надписи «Sample Text» или «Eps10» достаточно чтобы сделать иллюстрацию привлекательной и законченной. Сама я часто использую шрифты в картинках. Но писать самой не всегда удобно и уместно, поэтому я беру готовые шрифты.
Строго говоря, каждый элемент, который вы используете, должен иметь на это соответствующее разрешение и шрифты не являются исключением. На стоки шрифты требуют предоставлять в разобранном виде (касается вектора), то есть они должны представлять собой контуры, а не шрифтовой файл. Разобрать шрифт очень просто — для этого нужно выбрать объект, в верхнем меню найти пункт Туре (Текст) и в нем — Create Outlines (Преобразовать в контуры). Тоже самое можно сделать, выбрав текст и кликнув правой кнопкой мыши — появится пункт Create Outlines (Преобразовать в контуры или перевести в кривые, зависит от вашего перевода) После этого каждая буква будет преобразована в фигуру, что позволит покупателям не устанавливать шрифт, а пользоваться вашей надписью, как картинкой. Казалось бы в надписи «Sample Text» нет смысла, зачем ее конвертировать? Во-первых это требование стока, а во-вторых подбирая шрифт вы показываете покупателю его вариант, подходящий к этой картинке. На основании этого, потом можно подобрать похожий шрифт.
Шаттерсток принимает любые шрифты, но есть один нюанс. Если человек захочет купить вашу картинку по расширенной лицензии (например для широкой печати), а вы используете нелегальный шрифт, то это может принести ему массу проблем. Поэтому цените своих клиентов и используйте шрифты, распространяемые по лицензии Creative Commons. Это специальная лицензия со множеством вариаций, [необходимо войти на сайт или зарегистрироваться] (советую) Для стоков больше всего подходит вариантAttribution (cc by)
Находка для стокера — сайт [необходимо войти на сайт или зарегистрироваться]
Однако даже там нужно смотреть, какая лицензия у шрифтов. Делается это просто. Открываем страничку со шрифтом и выбираем вкладку License и узнаем сразу много интересного и полезного.
Например шрифт Nexa Rust, который я выбрала не может быть использован в качестве набора отдельных букв, или на продуктах, где буквы играют ведущую роль. Однако им можно писать общепризнанные надписи типа «Love» или «Thank you», а значит это нам подходит. Таким образом надо внимательно изучить ограничения шрифта, потому что он например может быть не предназначен для перепродажи. Часто лицензии там одинаковые, но попадаются и отличающиеся.
Есть еще несколько сайтов с шрифтами, которые можно использовать (читая лицензии):
[необходимо войти на сайт или зарегистрироваться]
подборка [необходимо войти на сайт или зарегистрироваться]
[необходимо войти на сайт или зарегистрироваться]
[необходимо войти на сайт или зарегистрироваться]
[необходимо войти на сайт или зарегистрироваться]
в крайнем случае можно поискать тут [необходимо войти на сайт или зарегистрироваться]
Подводя итог нужно помнить, что шрифт — зачастую важная часть вашей картинки и тоже имеет автора. Поэтому лучше не искать неприятностей и все заранее проверить, а еще лучше научиться рисовать буковки самому)
Источник
Как использовать шрифт без нарушения авторских прав
Если с правилами использования изображений профессиональное сообщество уже более-менее разобралось, то вопросы, как использовать шрифт законно, какие есть права и лицензии, для многих остаются непонятными. В этой статье мы расскажем, как использовать шрифты в своих проектах, не нарушая авторских прав.
Долгое время страны постсоветского пространства были территориями буйствующего информационного пиратства. В девяностые и в начале нулевых жившие когда-то за железным занавесом люди жадно вбирали ранее недоступные фильмы, книги, музыку. Кое-как записывали фильм на одну кассету, потом перезаписывали еще на 10, 20, 100. Сперва — чтобы поделиться с другом, затем — чтобы заработать, предоставляя контент тем, кто не мог добыть его сам.
В такой среде неудивительно, что культура уважения авторского права и привычка оплачивать использование результатов чужого интеллектуального труда не формировались. Ситуация начала меняться в последние годы, во многом благодаря достаточно жестким регулирующим мерам, которые ограничивают оборот пиратского контента.
К примеру, сейчас большинство людей уже свыклись с мыслью, что за просмотр фильмов и сериалов чаще всего нужно платить. Ваше любимое кино кто-то создал, потратил на это немалый бюджет и силы, а теперь, выпустив его в широкий прокат, хочет получить деньги за свои труды. Снимать фильмы с экрана кинотеатра и распространять потом через торренты — плохо и карается законом. Эти понятия, кажется, уже стали известны повсеместно.
Сложнее обстоят дела с узкоспециализированным контентом, использование которого не контролируется на государственном уровне. К такому контенту относятся, например, стоковые картинки и различные шрифты. И то, и другое постоянно используется в digital-среде для создания постов, баннеров, статей и при разработке сайтов.
Не путайте шрифты с леттерингами
Слова и тексты, написанные от руки или «нарисованные» с помощью графических элементов, — это леттеринги. С точки зрения авторского права леттеринги представляют собой графические произведения, а их использование регулируется так же, как использование любой фотографии или иллюстрации.
Для наборных шрифтов (всем известные Arial, s New Roman и множество других) действуют особенные типы лицензий. Означает ли лицензионное использование шрифта обязательную оплату за него? Вовсе нет. Часть шрифтов абсолютно бесплатны в использовании, за другие же придется заплатить определенную сумму.
К бесплатным относятся системные шрифты, установленные в персональных компьютерах, а также шрифты, распространяемые сервисом Google Fonts. Знаменитые Arial, s New Roman, Georgia и другие шрифты, которые, наверняка, знакомы всем пользователям ОС Windows, могут быть использованы повсеместно абсолютно бесплатно.
Интересное исключение — шрифт Helvetica, популярный в дизайнерской среде. Это системный шрифт MacOS, но бесплатным он остается только при использовании на устройствах Apple. Для применения в рекламных баннерах или на сайте придется приобрести отдельную лицензию.
Шрифты Google Fonts предназначены специально для использования в веб-среде. Они отлично работают в мобильных приложениях и на сайтах. Их также можно установить на ПК для создания дизайн-макетов, текстовых документов и т.д. Единственное явное ограничение — Google Fonts нельзя использовать для создания логотипов.
Такое ограничение существует и для многих платных шрифтов. Причина его в том, что потенциальная ценность и стоимость отдельно взятого логотипа очень велика. Соответственно, авторы шрифтов прекрасно понимают и потенциальную выгоду от использования их произведений в логотипах. Лицензия на создание логотипа с использованием конкретного шрифта обычно стоит довольно дорого.
Большинство шрифтов — платные. Именно их преимущественно используют дизайнеры.
На рынке шрифтов в плане установки цен все достаточно логично: чем более качественный, технически и эстетически проработанный шрифт, тем больше он стоит. Шрифт, разработанный начинающим дизайнером и поддерживающий только латинский алфавит, будет стоить немного, в то время как шрифты от ведущих разработчиков, поддерживающие множество алфавитов и форматов, само собой, будут гораздо дороже.
Выбор шрифта при создании фирменного стиля бренда или дизайн-концепции сайта зависит не только от эстетики, но и от тех задач, которые планируется решить. Так, для сайта трансконтинентальной корпорации предпочтительнее выбрать шрифт, поддерживающий максимальное количество языков, а не тот, который просто кажется более симпатичным.
Обычно дизайнеры подбирают шрифты из предустановленных библиотек. Это могут быть библиотеки, доступные по подписке, или же просто база шрифтов, наработанная за годы практики агентством, где работает дизайнер. В таком режиме подбора не всегда понятно, платный или бесплатный шрифт сейчас «примеряют» к макету.
Когда выбор сделан, необходимо проверить условия лицензирования конкретного шрифта. Именно в этот момент обычно и начинаются трудности и ошибки.
Как правильно проверить лицензию на использование шрифта
Самая распространенная ошибка — просто пропустить шаг проверки, сразу перейдя к размещению выбранного шрифта на сайте или отправке в печать созданного с ним макета. Незнание, безусловно, не освобождает от ответственности, и неосознанное пиратство все равно останется пиратством.
В дизайн-индустрии некоторое время назад получил широкую огласку конфуз, произошедший между издательством «Эксмо» и Студией Артемия Лебедева. Издательство использовало известный шрифт Студии — «Клементина» — для оформления обложки книги «Ковчег Марка» Татьяны Устиновой. Книга вышла в тираж, после чего на нее обратили внимание в Студии. Оказалось, что издательство не приобрело права на использование шрифта в типографском тираже, что повлекло за собой судебный иск от ООО «Студия Арт. Лебедева» на 1 500 000 рублей. Суд, кстати, команда Артемия Лебедева выиграла.
Избежать подобных ситуаций несложно, достаточно внимательно изучить данные о шрифте, который хочется использовать. Единственный способ сделать это правильно — погуглить название шрифта и изучить первые несколько ссылок в поисковой выдаче. Если шрифт бесплатный, топ поисковой выдачи будет состоять из информационных статей или ссылок Google Fonts. Если платный — из ссылок на площадки специализированных интернет-магазинов.
Самые известные магазины:
- MyFonts — крупнейший интернет-магазин шрифтов, на котором можно найти почти все.
- Paratype, Monotype, Linotype — магазины крупных студий-производителей.
- FontShop — тоже довольно популярный интернет-магазин.
Еще шрифты могут продаваться на собственных сайтах независимых дизайн-студий. К примеру, популярность в агентской среде набирают шрифты производства российской студии Type.Today. Их шрифты выгодно отличаются хорошей адаптацией к кириллице и к использованию в веб-среде.
Итак, найдя нужный шрифт в одном из интернет-магазинов, нужно выяснить, сколько же он стоит. Цены могут радикально отличаться не только от шрифта к шрифту (разброс идет от десяти до тысяч долларов), но и внутри одного и того же шрифта в зависимости от той лицензии, которая нужна для решения конкретной задачи.
Как правильно подобрать лицензию на использование шрифта
Залог успешного и правомерного использования шрифта — в том, чтобы правильно подобрать лицензию. Рынок шрифтов еще не пришел к единым стандартам, поэтому опции лицензирования могут отличаться от магазина к магазину, но явные сходства есть. Разберем лицензии на примере опций самого популярного магазина — MyFonts.
С этой лицензией шрифт можно использовать для большинства задач: в программах, документах, для создания картинок, в т.ч. для социальных сетей. После покупки вы получаете файл .ttf/.otf, который скачивается на ПК. Стоимость зависит от количества ПК, на которых будет установлен приобретенный шрифт. Для чем большего числа компьютеров покупается лицензия, тем дороже она будет стоить.
Важно! Не покупайте десктоп-лицензию на один компьютер, если вы гигантская корпорация и планируете установить шрифт на компьютеры всех сотрудников. Также не стоит покупать лицензию Desktop, если шрифт вам нужен для использования на сайте. И то, и другое — грубое нарушение условий лицензирования.
Главная лицензия в деле разработки сайтов. При покупке этой лицензии вы получаете не файл, а скрипт. Сам шрифт находится на сервере MyFonts, а сайт, на который установлен купленный скрипт, обращается к внешнему серверу, «подтягивая» шрифт.
Стоимость лицензии зависит от количества просмотров сайта: чем более популярный сайт, тем дороже стоит установить на него выбранный платный шрифт. При этом важно каждый раз перепроверять условия лицензирования: у всех издателей разные модели оплаты и цены. Одни работают по модели единоразовой оплаты, другие — по возобновляемым подпискам.
Также важно, что Webfont не предназначен для сайтов-сервисов, для генерации каких-либо продуктов. Например, такая лицензия не подойдет сайтам продажи билетов, социальным сетям, ресурсам, на которых можно создать собственный макет футболки и отправить ее в печать.
Какие лицензии используем мы
Desktop и Webfont — основные лицензии, которые используются на наших проектах.
Иногда возникает потребность и в других:
- Лицензия Digital — для использования шрифта в рекламных баннерах в сети.
- App — для использование шрифта в мобильных приложениях.
- Server — дает право разместить файл приобретенного шрифта на сервере компании и практически неограниченно использовать его в веб-среде. Такая лицензия как раз используется крупнейшими сайтами-сервисами, социальными сетями и т.д.
Подробно обо всех опциях лицензирования можно прочитать на каждой площадке продажи шрифтов. Подробно о лицензиях MyFonts написано в разделе Licensing.
Да, изучая рынок шрифтов, нужно быть готовыми к тому, что большая часть материалов представлена на английском языке. В русскоязычном пространстве рынок еще только развивается.
Выбрав лицензию, самое время перейти к покупке. Процесс довольно простой — как покупка товара в интернет-магазине.
Как купить лицензию на использование шрифта
Разберем на конкретном примере. Попробуем купить шрифт TT Firs Neue.
Вам нужно зарегистрировать личный кабинет на MyFonts. Там нельзя зарегистрироваться как юр. лицо, да и оплата происходит по карте или через PayPal. Тем не менее, если когда-либо случится нечто, и вам нужно будет доказать, что вы реально купили шрифт для вашей организации, то именно через этот ЛК это и придется делать.
Рекомендация: зарегистрируйте ЛК на корпоративную почту с соответствующим доменом, а в качестве имени пользователя укажите название организации. Оно будет фигурировать дальше в платежных документах.
Шаг 2. Сформируйте корзину
После перехода по ссылке выше вам нужно открыть вкладку Buying Choices. Вы увидите варианты начертания шрифтов и лицензии, доступные к покупке.
Допустим, нам нужны 2 начертания:
- TT Firs Neue DemiBold
- TT Firs Neue Medium
Рядом с этими начертаниями есть еще одна зеленая кнопка Buying Choices. По клику на нее откроется выбор лицензий. Нужны 2 лицензии для каждого начертания:
- Desktop — 1 user. Это лицензия для создания любых картинок и макетов, которые НЕ являются html5-баннерами, для 1 пользователя. Я предлагаю взять именно 1 пользователя, потому что у вас небольшая компания, и то, что шрифтом будет пользоваться 1 дизайнер, звучит правдоподобно. Думаю, переплачивать нет смысла.
- Webfont. Это лицензия для использования начертания шрифта на сайте. Ее стоимость зависит от количества просмотров в месяц. Просмотр = 1 загрузка 1 любой страницы. Т.е. это не уникальные посетители, а вообще все-все просмотры за месяц. Выберите нужный тариф (10к/100к/1кк) на основе вашей посещаемости.
Что будет, если купить тариф на 10к, когда у вас на самом деле 100к, понятия не имею, если честно. Но я бы подстраховалась.
Когда вы положили в корзину все нужные опции, просто выберите удобный способ оплаты и дальше действуйте по инструкции.
Но обязательно (!) сохраните Invoice. В корзине перед тем, как нажать розовую большую кнопку Check Out, нажмите на текстовую ссылку Get an official quote.
Это будет главным подтверждением покупки.
После оплаты вы получите 2 файла .otf — это файлы для использования на ПК по лицензии Desktop. А вот результат покупки лицензии Webfont — это код для вставки на сайт. Его нужно будет передать нам, чтобы мы добавили его на этапе верстки, и у вас потом на сайт подгружались красивые заголовки.
Шаг 5 — Спать с чистой совестью
Покупка лицензии — гарантия правомерной работы с шрифтом и залог спокойного сна. Обращайтесь к нашему руководству при случае и используйте шрифт, не нарушая авторских прав.
Источник