Можно ли использовать шрифт для логотипа

Как использовать шрифт без нарушения авторских прав

Если с правилами использования изображений профессиональное сообщество уже более-менее разобралось, то вопросы, как использовать шрифт законно, какие есть права и лицензии, для многих остаются непонятными. В этой статье мы расскажем, как использовать шрифты в своих проектах, не нарушая авторских прав.

Долгое время страны постсоветского пространства были территориями буйствующего информационного пиратства. В девяностые и в начале нулевых жившие когда-то за железным занавесом люди жадно вбирали ранее недоступные фильмы, книги, музыку. Кое-как записывали фильм на одну кассету, потом перезаписывали еще на 10, 20, 100. Сперва — чтобы поделиться с другом, затем — чтобы заработать, предоставляя контент тем, кто не мог добыть его сам.

В такой среде неудивительно, что культура уважения авторского права и привычка оплачивать использование результатов чужого интеллектуального труда не формировались. Ситуация начала меняться в последние годы, во многом благодаря достаточно жестким регулирующим мерам, которые ограничивают оборот пиратского контента.

К примеру, сейчас большинство людей уже свыклись с мыслью, что за просмотр фильмов и сериалов чаще всего нужно платить. Ваше любимое кино кто-то создал, потратил на это немалый бюджет и силы, а теперь, выпустив его в широкий прокат, хочет получить деньги за свои труды. Снимать фильмы с экрана кинотеатра и распространять потом через торренты — плохо и карается законом. Эти понятия, кажется, уже стали известны повсеместно.

Сложнее обстоят дела с узкоспециализированным контентом, использование которого не контролируется на государственном уровне. К такому контенту относятся, например, стоковые картинки и различные шрифты. И то, и другое постоянно используется в digital-среде для создания постов, баннеров, статей и при разработке сайтов.

Не путайте шрифты с леттерингами

Слова и тексты, написанные от руки или «нарисованные» с помощью графических элементов, — это леттеринги. С точки зрения авторского права леттеринги представляют собой графические произведения, а их использование регулируется так же, как использование любой фотографии или иллюстрации.

Для наборных шрифтов (всем известные Arial, Times New Roman и множество других) действуют особенные типы лицензий. Означает ли лицензионное использование шрифта обязательную оплату за него? Вовсе нет. Часть шрифтов абсолютно бесплатны в использовании, за другие же придется заплатить определенную сумму.

К бесплатным относятся системные шрифты, установленные в персональных компьютерах, а также шрифты, распространяемые сервисом Google Fonts. Знаменитые Arial, Times New Roman, Georgia и другие шрифты, которые, наверняка, знакомы всем пользователям ОС Windows, могут быть использованы повсеместно абсолютно бесплатно.

Интересное исключение — шрифт Helvetica, популярный в дизайнерской среде. Это системный шрифт MacOS, но бесплатным он остается только при использовании на устройствах Apple. Для применения в рекламных баннерах или на сайте придется приобрести отдельную лицензию.

Шрифты Google Fonts предназначены специально для использования в веб-среде. Они отлично работают в мобильных приложениях и на сайтах. Их также можно установить на ПК для создания дизайн-макетов, текстовых документов и т.д. Единственное явное ограничение — Google Fonts нельзя использовать для создания логотипов.

Такое ограничение существует и для многих платных шрифтов. Причина его в том, что потенциальная ценность и стоимость отдельно взятого логотипа очень велика. Соответственно, авторы шрифтов прекрасно понимают и потенциальную выгоду от использования их произведений в логотипах. Лицензия на создание логотипа с использованием конкретного шрифта обычно стоит довольно дорого.

Большинство шрифтов — платные. Именно их преимущественно используют дизайнеры.

На рынке шрифтов в плане установки цен все достаточно логично: чем более качественный, технически и эстетически проработанный шрифт, тем больше он стоит. Шрифт, разработанный начинающим дизайнером и поддерживающий только латинский алфавит, будет стоить немного, в то время как шрифты от ведущих разработчиков, поддерживающие множество алфавитов и форматов, само собой, будут гораздо дороже.

Выбор шрифта при создании фирменного стиля бренда или дизайн-концепции сайта зависит не только от эстетики, но и от тех задач, которые планируется решить. Так, для сайта трансконтинентальной корпорации предпочтительнее выбрать шрифт, поддерживающий максимальное количество языков, а не тот, который просто кажется более симпатичным.

Обычно дизайнеры подбирают шрифты из предустановленных библиотек. Это могут быть библиотеки, доступные по подписке, или же просто база шрифтов, наработанная за годы практики агентством, где работает дизайнер. В таком режиме подбора не всегда понятно, платный или бесплатный шрифт сейчас «примеряют» к макету.

Когда выбор сделан, необходимо проверить условия лицензирования конкретного шрифта. Именно в этот момент обычно и начинаются трудности и ошибки.

Как правильно проверить лицензию на использование шрифта

Самая распространенная ошибка — просто пропустить шаг проверки, сразу перейдя к размещению выбранного шрифта на сайте или отправке в печать созданного с ним макета. Незнание, безусловно, не освобождает от ответственности, и неосознанное пиратство все равно останется пиратством.

В дизайн-индустрии некоторое время назад получил широкую огласку конфуз, произошедший между издательством «Эксмо» и Студией Артемия Лебедева. Издательство использовало известный шрифт Студии — «Клементина» — для оформления обложки книги «Ковчег Марка» Татьяны Устиновой. Книга вышла в тираж, после чего на нее обратили внимание в Студии. Оказалось, что издательство не приобрело права на использование шрифта в типографском тираже, что повлекло за собой судебный иск от ООО «Студия Арт. Лебедева» на 1 500 000 рублей. Суд, кстати, команда Артемия Лебедева выиграла.

Избежать подобных ситуаций несложно, достаточно внимательно изучить данные о шрифте, который хочется использовать. Единственный способ сделать это правильно — погуглить название шрифта и изучить первые несколько ссылок в поисковой выдаче. Если шрифт бесплатный, топ поисковой выдачи будет состоять из информационных статей или ссылок Google Fonts. Если платный — из ссылок на площадки специализированных интернет-магазинов.

Самые известные магазины:

  • MyFonts — крупнейший интернет-магазин шрифтов, на котором можно найти почти все.
  • Paratype, Monotype, Linotype — магазины крупных студий-производителей.
  • FontShop — тоже довольно популярный интернет-магазин.

Еще шрифты могут продаваться на собственных сайтах независимых дизайн-студий. К примеру, популярность в агентской среде набирают шрифты производства российской студии Type.Today. Их шрифты выгодно отличаются хорошей адаптацией к кириллице и к использованию в веб-среде.

Итак, найдя нужный шрифт в одном из интернет-магазинов, нужно выяснить, сколько же он стоит. Цены могут радикально отличаться не только от шрифта к шрифту (разброс идет от десяти до тысяч долларов), но и внутри одного и того же шрифта в зависимости от той лицензии, которая нужна для решения конкретной задачи.

Как правильно подобрать лицензию на использование шрифта

Залог успешного и правомерного использования шрифта — в том, чтобы правильно подобрать лицензию. Рынок шрифтов еще не пришел к единым стандартам, поэтому опции лицензирования могут отличаться от магазина к магазину, но явные сходства есть. Разберем лицензии на примере опций самого популярного магазина — MyFonts.

Читайте также:  Можно ли часто использовать пульмикорт

С этой лицензией шрифт можно использовать для большинства задач: в программах, документах, для создания картинок, в т.ч. для социальных сетей. После покупки вы получаете файл .ttf/.otf, который скачивается на ПК. Стоимость зависит от количества ПК, на которых будет установлен приобретенный шрифт. Для чем большего числа компьютеров покупается лицензия, тем дороже она будет стоить.

Важно! Не покупайте десктоп-лицензию на один компьютер, если вы гигантская корпорация и планируете установить шрифт на компьютеры всех сотрудников. Также не стоит покупать лицензию Desktop, если шрифт вам нужен для использования на сайте. И то, и другое — грубое нарушение условий лицензирования.

Главная лицензия в деле разработки сайтов. При покупке этой лицензии вы получаете не файл, а скрипт. Сам шрифт находится на сервере MyFonts, а сайт, на который установлен купленный скрипт, обращается к внешнему серверу, «подтягивая» шрифт.

Стоимость лицензии зависит от количества просмотров сайта: чем более популярный сайт, тем дороже стоит установить на него выбранный платный шрифт. При этом важно каждый раз перепроверять условия лицензирования: у всех издателей разные модели оплаты и цены. Одни работают по модели единоразовой оплаты, другие — по возобновляемым подпискам.

Также важно, что Webfont не предназначен для сайтов-сервисов, для генерации каких-либо продуктов. Например, такая лицензия не подойдет сайтам продажи билетов, социальным сетям, ресурсам, на которых можно создать собственный макет футболки и отправить ее в печать.

Какие лицензии используем мы

Desktop и Webfont — основные лицензии, которые используются на наших проектах.

Иногда возникает потребность и в других:

  • Лицензия Digital Ads — для использования шрифта в рекламных баннерах в сети.
  • App — для использование шрифта в мобильных приложениях.
  • Server — дает право разместить файл приобретенного шрифта на сервере компании и практически неограниченно использовать его в веб-среде. Такая лицензия как раз используется крупнейшими сайтами-сервисами, социальными сетями и т.д.

Подробно обо всех опциях лицензирования можно прочитать на каждой площадке продажи шрифтов. Подробно о лицензиях MyFonts написано в разделе Licensing.

Да, изучая рынок шрифтов, нужно быть готовыми к тому, что большая часть материалов представлена на английском языке. В русскоязычном пространстве рынок еще только развивается.

Выбрав лицензию, самое время перейти к покупке. Процесс довольно простой — как покупка товара в интернет-магазине.

Как купить лицензию на использование шрифта

Разберем на конкретном примере. Попробуем купить шрифт TT Firs Neue.

Вам нужно зарегистрировать личный кабинет на MyFonts. Там нельзя зарегистрироваться как юр. лицо, да и оплата происходит по карте или через PayPal. Тем не менее, если когда-либо случится нечто, и вам нужно будет доказать, что вы реально купили шрифт для вашей организации, то именно через этот ЛК это и придется делать.

Рекомендация: зарегистрируйте ЛК на корпоративную почту с соответствующим доменом, а в качестве имени пользователя укажите название организации. Оно будет фигурировать дальше в платежных документах.

Шаг 2. Сформируйте корзину

После перехода по ссылке выше вам нужно открыть вкладку Buying Choices. Вы увидите варианты начертания шрифтов и лицензии, доступные к покупке.

Допустим, нам нужны 2 начертания:

  • TT Firs Neue DemiBold
  • TT Firs Neue Medium

Рядом с этими начертаниями есть еще одна зеленая кнопка Buying Choices. По клику на нее откроется выбор лицензий. Нужны 2 лицензии для каждого начертания:

  • Desktop — 1 user. Это лицензия для создания любых картинок и макетов, которые НЕ являются html5-баннерами, для 1 пользователя. Я предлагаю взять именно 1 пользователя, потому что у вас небольшая компания, и то, что шрифтом будет пользоваться 1 дизайнер, звучит правдоподобно. Думаю, переплачивать нет смысла.
  • Webfont. Это лицензия для использования начертания шрифта на сайте. Ее стоимость зависит от количества просмотров в месяц. Просмотр = 1 загрузка 1 любой страницы. Т.е. это не уникальные посетители, а вообще все-все просмотры за месяц. Выберите нужный тариф (10к/100к/1кк) на основе вашей посещаемости.

Что будет, если купить тариф на 10к, когда у вас на самом деле 100к, понятия не имею, если честно. Но я бы подстраховалась.

Когда вы положили в корзину все нужные опции, просто выберите удобный способ оплаты и дальше действуйте по инструкции.

Но обязательно (!) сохраните Invoice. В корзине перед тем, как нажать розовую большую кнопку Check Out, нажмите на текстовую ссылку Get an official quote.

Это будет главным подтверждением покупки.

После оплаты вы получите 2 файла .otf — это файлы для использования на ПК по лицензии Desktop. А вот результат покупки лицензии Webfont — это код для вставки на сайт. Его нужно будет передать нам, чтобы мы добавили его на этапе верстки, и у вас потом на сайт подгружались красивые заголовки.

Шаг 5 — Спать с чистой совестью

Покупка лицензии — гарантия правомерной работы с шрифтом и залог спокойного сна. Обращайтесь к нашему руководству при случае и используйте шрифт, не нарушая авторских прав.

Источник

Шрифты в законе: о тонкостях авторского права на буквы — Офтоп на vc.ru

Как пользоваться шрифтами, чтобы не пришлось отвечать за это в суде.

Авторское право на шрифты — рано или поздно каждый дизайнер сталкивается с ним. Нередко — в качестве ответчика в суде. Так что будет полезным окунуться в юридическую сторону пользования шрифтами, чтобы такие неприятные моменты исключить из своей практики. Разобраться нам помог генеральный директор агентства защиты интеллектуальной собственности «Алтпатент» Алексей Козырев.

Краснодарское чаепитие

Первым делом, дабы продемонстрировать всю серьёзность темы, расскажем об одном сравнительно недавнем случае. В общем, как-то компания ООО «Кубань-Ти» на упаковке своего товара «Азерчай» использовала шрифт Taumfel.

У этого шрифта нашёлся правообладатель — индивидуальный предприниматель Сироткин Н.Ю. Бизнесмен предъявил претензию за нелегальное использование своего шрифта, но договориться не получилось. Тогда предприниматель подал в суд.

Арбитражный суд признал, что ООО «Кубань-Ти» использовало шрифт Taumfel незаконно, а следовательно вся продукция, на которой он был изображён, объявлена контрафактной. То есть суд запретил продажу и предложение к продаже этого товара. Также суд запретил хранение и перевозку этого товара тем предприятиям, кому контрафактный чай был уже отгружен.

Решение суда было опубликовано в «Коммерсанте». Правообладатель шрифта отсудил 1,5 миллиона рублей.

Впечатляет? А теперь давайте разбираться, как не попасть в похожую ситуацию.

С точки зрения права

Алексей Козырев, генеральный директор агентства защиты интеллектуальной собственности «Алтпатент»

PYB: — Какая специфика у авторского права на шрифты?

Читайте также:  Можно ли использовать спирт для обезжиривания ногтей

Алексей Козырев: — Шрифты регистрируются в качестве промышленных образцов. Вообще срок действия патента на промышленный образец довольно короткий, и его можно продлевать ограниченное количество раз. Всего максимальный срок действия патента — 25 лет. После этого промышленный образец по идее становится общедоступным. Но в случае со шрифтами этого не происходит.

На шрифты распространяется не только патентное, но и авторское право. Оно вообще не регистрируется, а начинает действовать автоматически в момент создания произведения. И действует в течение всей жизни автора и потом 70 лет после его смерти.

— Это мы конкретно о России говорим, верно?

— Да, конечно, о России. В разных странах — разное законодательство. Так, ещё в 1976 году Служба по авторскому праву в США заключила, что шрифты не должны рассматриваться в качестве объектов авторского права.

В России право пошло по другому пути. У нас считается, что шрифт — это продукт творчества, и поэтому авторское право на него действует.

— Какие ситуации среди конфликтов со шрифтами наиболее типичные?

— Ну вот типичная ситуация: дизайнер лазил в интернете, нашёл шрифт, скачал, установил, использовал его в своей работе. Может, даже уже успел зарегистрировать изображение с использованием этого шрифта в качестве товарного знака. А потому вдруг оказалось, что у этого шрифта есть правообладатель, и он не в восторге от такого использования его собственности. Тогда он требует оплатить продукт и компенсировать потери от нелегального использования. Это типичная ситуация не только для шрифта, но и для текста, фотографии, рисунка и тому подобного.

— А если шрифт скачан с сайта с бесплатными шрифтами?

— Бесплатность шрифта — это зачастую вообще не аргумент. Да, действительно есть шрифты, которые разрешено свободно использовать вообще как угодно — вроде вашего шрифта Nautilus Pompilius. Кстати, даже в таких случаях я бы рекомендовал связываться с правообладателем и просить дать какое-то документальное свидетельство, что он разрешает использовать шрифт. Правообладатель может в любой момент передумать и потребовать компенсации. В моей практике таких примеров нет, но чисто теоретически это вполне возможно. Если у вас будет в руках документ, вы сможете доказать, что использовали шрифт до того, как условия лицензии изменились.

Но бесплатные шрифты бывают полностью бесплатными далеко не всегда. Правообладатель может разрешать свободно использовать его шрифт только в личных или ознакомительных целях. Часто в лицензионном соглашении указывается, что в таких-то и таких-то случаях следует заплатить. Как правило, речь идёт о случаях коммерческого использования или просто публичной демонстрации.

Грани дозволенного

— Какие условия может диктовать правообладатель в лицензионном соглашении?

— Любые, не противоречащие закону. Потому что это сделка. В остальном условия регулируются рыночными отношениями. То есть правообладатель может устанавливать цену хоть в миллиард долларов, и ограничивает его аппетит только спрос на шрифт по такой цене.

— Допустим, дизайнер использовал платный шрифт в логотипе для клиента. Шрифт куплен им по всем правилам. По сути он продаёт клиенту не шрифт, а готовое произведение, готовый логотип. Но часто бывает, что правообладатель требует ещё и у клиента деньги за то, что у того теперь в логотипе его шрифт. Правомерно ли такое требование?

— Если в лицензионном соглашении написано, что правообладетель не претендует на конечные произведения, созданные с использованием его шрифта, то ничего он требовать, конечно, не может. Но, как я уже сказал, там могут быть очень разные условия. Так что чисто теоретически требование в вашем примере может быть вполне правомерным. Законом это предусмотрено.

Вообще вы можете использовать шрифт только так, как написано в соглашении. Любое использование, не предусмотренное в соглашении — нарушение прав собственника. То есть запрещено всё, что не разрешено.

Обычно условия разнятся в зависимости от цели использования. Если вам шрифт нужен для личных целей — написать себе что-то на фотообоях, например — цена будет одна. Если это коммерческое использование, и покупатель получит прибыль от использования шрифта, то логично, что продавец захочет получить долю от этой прибыли. Поэтому цена может быть привязана к единице продукции, на которой будет изображён этот шрифт, к объёму выручки или просто быть фиксированной суммой за определённый период пользования шрифтом. То есть это такая же сделка купли-продажи, как и все остальные. Продавец диктует условия — покупатель соглашается или нет.

Преступление и наказание

— Какими потерями может обернуться нарушение лицензионного соглашения?

— Если правообладатель понсёс убытки, и может доказать их размер, то он вправе требовать возместить их. Если, например, «пиратский» шрифт был напечатан на упаковке какой-то продукции, эту продукцию могут признать контрафактной. И истец вправе требовать изъятия и уничтожения этой продукции. В случае особо крупного ущерба можно потребовать уничтожить оборудование, которое использовалось для производства контрафактной продукции. Или даже ликвидации предприятия ответчика — редчайший случай, конечно, но такое бывало в спорах по интеллектуальной собственности.

— Размер убытков доказать бывает не так-то просто.

— Тогда есть другой вариант — потребовать вместо возмещения убытков компенсацию за нелегальное использование шрифта, согласно статье 1301 Гражданского кодекса РФ. В этом случае не нужно доказывать ни размер, ни даже сам факт убытков. Причём истец имеет право выбрать форму выплаты.

Можно произвольно выбрать сумму в диапазоне от 10 тысяч до 5 миллионов рублей компенсации. Но в этом случае суд, руководствуясь принципом разумности и справедливости, может снизить размер выплаты.

Более надёжный вариант — потребовать выплатить стоимость лицензии в двукратном размере. То есть при цене лицензии в 100 тысяч рублей можно смело запрашивать компенсацию в 200 тысяч рублей. Суд при этом будет не вправе уменьшать сумму. По крайней мере, для этого нужны очень веские основания. То есть не внутренние убеждения судьи, не абстрактная справедливость и разумность, а конкретные объективные аргументы и доказательства.

— Есть правообладатели, имена которых особенно часто фигурируют в подобных конфликтах. Порой из называют «патентные тролли».

Читайте также:  Можно ли использовать скорлупу от фисташек для дренажа

— Когда мы говорим «тролли», мы подразумеваем какое-то недобросовестное поведение. На самом деле, «Студия Лебедева» и «ПараТайп» — как я понимаю, это о них речь — всего лишь добросовестные владельцы интеллектуальной собственности. Да, они очень ревностно следят за тем, чтобы их права и коммерческие интересы не нарушались. Работа у них в этом направлении поставлена довольно хорошо, и, видимо, от этой деятельности идёт значительный доход. В этом ничего предосудительного, я считаю, нет. В противном случае исчезает всякий смысл в обладании такого рода собственностью.

— Но, если судить по новостям, то они по суду требуют какие-то астрономические суммы компенсации.

— Да. Но, обратите внимание, эти суммы крайне редко удовлетворяются. Истец в подобных делах как правило запрашивает значительно больше разумной суммы. Как я и говорил, в конце-концов справедливую сумму в таких случаях определяет суд.

К слову, у меня были случаи, когда мои клиенты по недосмотру использовали шрифты, принадлежащие «Студии Лебедева» и «ПараТайп». Указанные правообладатели направляли досудебные претензии, клиенты шрифты приобретали, и на том дело заканчивалось. То есть это не кровожадные «тролли», как можно подумать. Просто забирают своё, и на мой взгляд, правильно делают.

— Часто ли конфликты по авторскому праву заканчиваются так же благополучно?

— Раз на раз не приходится. Всё же это соглашение, тоже своего рода сделка. Тут уж как договоришься.

— А если просто вежливо попросить прощения? Срабатывает такое?

— Может показаться смешным, но довольно часто этого действительно бывает достаточно. Даже если дело дошло до суда. Совсем недавно у нас был суд в Новосибирске: рассказ моего клиента напечатали без разрешения. И мой клиент запросил лишь оплату судебных издержек и публичные извинения. Очень удобно: и для ответчика не затратно, чтобы ему стало проще и дешевле согласиться с требованиями, и автор получает долю известности, которую может конвертировать в доход. Это ведь тоже пиар — бесплатно размеситить в СМИ сообщение о том, что есть такой автор, и у него есть произведение, которое издатели хотят напечатать, даже нарушая закон. Плюс это также сообщение о том, что автор свои права защищает, что предостерегает от нарушений всех остальных.

Юридический миттельшпиль

— То есть конфликты обостряются в случае, если компромиссный вариант оборачивается слишком большими потерями для какой-то из сторон?

— Чаще всего да, но не всегда правообладатель подаёт в суд из-за потерь или ради установления справедливости. Очень часто это делают ради пиара: чтобы раздуть дело, попасть в СМИ и так далее.

Иногда одна из сторон доводит конфликт до суда из принципа. Вот прямо сейчас у нас в работе такой случай. Клиент использовал в печатной продукции фотографии, на авторство которых претендует другой человек. Компенсация там маленькая, я бы посоветовал выплатить и забыть, иначе можно увязнуть в тяжбах на несколько лет. Но мой клиент решил доказывать свою правоту до конца, и я буду стараться помочь ему в этом.

— Если фотографии действительно чужие, неужели есть реальный шанс избежать ответственности?

— Да, конечно. Если истец не сможет доказать свои права на эти фотографии, то и компенсации он не получит. Конкретно в этом случае, по нашему мнению, он не представил документальные свидетельства об авторстве в достаточном объёме. Но бывают и более тонкие случаи. Например, часто удаётся доказать в суде, что произведение не является уникальным. То есть на момент его создания уже существовало точно такое же произведение. Богатая судебная практика по этому поводу, кстати, сложилась как раз по поводу шрифтов.

— Можно ли избежать наказания, изменив шрифт и выдав за новое уникальное произведение?

— Теоретически можно. Только вот очень часто в лицензионном соглашении стоит запрет на изменение произведения. То есть в случае провала придётся ответить ещё и за это нарушение.

— Как суд отличает изменённый шрифт от просто похожего? Есть какие-то критерии?

— Нет, задокументированных критериев нет. Уникальность определяет экспертиза. То есть квалифицированный специалист в данной области, имеющий статус эксперта, пишет заключение, и оно представляется в суд в качестве доказательства.

— Но ведь дизайн — это не точная наука, и любое заключение по этому поводу можно объявить всего лишь субъективным мнением эксперта.

— Да, можно. Часто так и делают. Правообладетель делает досудебную экспертизу, чтобы были основания для иска. На суде ответчик ставит под сомнение результаты и требует независимой экспертизы. Независимую экспертизу назначает суд. Но одна из сторон — или даже обе — могут не согласиться и с ней. Тогда делается ещё одна экспертиза. И так далее. Ведь, действительно, произведение может быть настолько изменено, что будет обладать своей собственной оригинальностью, а критерии, по которым эксперты отделяют одно от другого зачастую исходят из их субъективного мнения. Поэтому и результаты экспертизы у разных экспертов могут отличаться кардинально. Так что в этих разборках можно надолго увязнуть.

— Экспертиза наверняка стоит немалых денег. Выходит, долгие суды по таким вопросам могут влететь в копеечку.

— Да, удовольствие не из дешёвых. Поэтому чаще всего юристы стремятся прийти к консенсусу ещё до суда. Это экономит деньги, время, нервы. Зачастую — спасает репутацию клиенту. И радует, когда вторая сторона стремится к тому же.

Вот недавно у меня был очень успешный такой случай как раз со шрифтами. Моему клиенту-издателю предъявили претензию на использование шрифтов на обложках журнала. Всего предъявили претензии по 7 шрифтам, но по