Можно ли использовать шлаковый щебень на автомобильных дорогах
Содержание статьи
Все о шлаковом щебне
Среди всех материалов, которые широко и часто используются, как в строительном производстве, так и в быту, отдельного внимания заслуживает шлаковый щебень. Без него невозможно соорудить ни дом, ни дорогу.
Ответы на все интересующие вопросы о шлаковом щебне можно найти в этой статье. Здесь мы рассмотрим основные технические параметры материала, его разновидности и расскажем, где и как его можно применить.
Что это такое?
Шлаковый щебень — это один из основных строительных материалов, который часто используется в ходе возведения различных конструкций и сооружений. В этом и есть его уникальность. Он относится к вторичному производству, так как его получают путем переработки различных природных материалов на литейных заводах.
Когда в доменных печах перерабатывают металл, химикаты, твердое топливо, из них образуется шлак, который имеет достаточно пористую и твердую структуру.
Именно этот отход доменного производства, в дальнейшем измельчаемый механическим способом на различные виды фракций, и называется шлаковым щебнем, который так популярен сегодня. Он имеет целый ряд преимуществ, к которым относится:
- водостойкость;
- механическая стойкость;
- стоимость (цена шлакового щебня достаточно приемлемая, она примерно на 30% ниже, чем стоимость щебня традиционного вида);
- надежность;
- отличные физико-технические параметры.
Но у шлака есть и недостатки, о которых также должен знать каждый потребитель. Среди них следует отметить разную прочность материала в одной фракции. В нее могут входить отходы как с переработки металла, так и с топлива, а эти частицы отличаются коэффициентом прочности. Именно поэтому очень тяжело понять и предсказать, как будет вести себя материал, будучи элементом той или иной конструкции. Из-за этого строительный шлак не применяют в процессе строительства больших и высоких сооружений.
Основные характеристики
Как и любой другой строительный материал, щебень характеризуется определенными свойствами и физико-техническими характеристиками, которые контролируются нормативными документами ГОСТ 5578-94 и 3344-83.
Согласно им шлаковый щебень, который пригоден к дальнейшему применению, должен обладать следующими характеристиками:
- коэффициент прочности на сжатие — М300-М1200;
- процент наличия примесей (пыли и глины) — не более 3%;
- коэффициент водопоглощения — от 1,5% до 4% от всей массы материала;
- коэффициент морозостойкости — от 15 до 300;
- класс радиоактивности — 1;
- прочность — от 2,5 МПа до 40 МПа;
- насыпная плотность материала — от 400 кг/м³ до 1600 кг/м³;
- пластичность — от 15% от 35%;
- вес на 1 м3 составляет 1000 кг.
Обзор видов
Шлаковый щебень, как и любой другой строительный материал, который получают в процессе дробления, классифицируется на фракции.
- Крупнофракционный. Размер частиц крупнофракционного материала 40-70, 70-120 мм. Щебень, частицы которого размером 40-70 мм, считается стандартным и используется в процессе приготовления бетонных смесей для установки массивных конструкций, в дорожном строительстве. А вот шлаковый щебень 70-120 мм относится к нестандартным. Его применяют в основном для декора в качестве отделки ограждающих конструкций, дна бассейна или водоема.
- Среднефракционный. Размер частиц материала средней фракции составляет от 20 мм до 40 мм. Такой материал подходит для изготовления бетона и железобетонных конструкций. Щебень средней фракции используют для замеса раствора, который применяют при строительстве автодорог, железных путей и фундамента зданий.
- Мелкофракционный. К данной фракции относится щебень, размер частиц которого от 5 мм до 20 мм. Это наиболее часто используемый материал. Его применяют в процессе изготовления бетона и бетонных конструкций, а также для заливки мостовых элементов и дорожного покрытия.
- Отсев. К данной фракции относится щебень, размер частиц которого не более 5 мм. Сфера применения такого вида щебенки — декорирование.
Наличие разных фракций, размеров шлакового щебня дает возможность использовать его в различных сферах строительства.
Сферы применения
Шлаковый щебень — это материал, который широко используется благодаря отличным техническим параметрам и свойствам как в черновой работе, так и в качестве декоративной отделки.
Его применяют в следующих случаях.
- В процессе создания шлакобетонной смеси для выполнения ремонтно-строительных работ.
- Как один из основных элементов в производстве шлакоблока. Шлаковый щебень характеризуется низкой теплопроводностью, поэтому шлакоблок, изготовленный из него, чаще всего применяют для возведения домов в местностях с суровым климатом. Морозостойкость такого блока составляет не менее f75.
- Как материал для подсыпки и уплотнения в процессе реставрации старых и создании новых автодорог.
- На заводах по изготовлению асфальтобетона. Шлаковый щебень устойчив к механическим воздействиям, износостойкий, поэтому его так часто используют для изготовления смеси в процессе ямочного или капитального ремонта дорожных путей.
- На предприятиях, которые занимаются производством каменной ваты для изоляции помещений. Именно каменная вата, в составе которой есть шлаковый щебень, гарантирует максимально высокий коэффициент теплоизоляции и звукоизоляции в помещении.
Можно делать вывод, что шлак, в сущности являющийся отходом производства, — это незаменимый материал, особенно для дорожного строительства. Абсолютно любая постройка — новая или реставрированная старая, в элементах конструкции которой есть шлаковый щебень, гарантированно будет функционировать на протяжении длительного времени.
Применение шлакового щебня в строительстве дает возможность снизить усадку, ползучесть раствора. Тем самым материал способствует повышению прочности, плотности, трещиностойкости и водонепроницаемости конструкций.
Источник
Дорога из шлака
Страница 1 из 2
1 2 Вперёд >
Регистрация: 07.04.11 Сообщения: 16 Благодарности: 1
asic
Участник
Регистрация: 07.04.11 Сообщения: 16 Благодарности: 1 Адрес: Тверь
Дорога из шлака
Подскажите, есть ли у кого-то опыт подсыпки (ремонта) грунтовой дороги шлаком. Сосед хочет завести 20т на 500м дороги, а я боюсь будет только хуже…
Регистрация: 17.09.09 Сообщения: 1.591 Благодарности: 401
v. pchelin
Живу здесь
Регистрация: 17.09.09 Сообщения: 1.591 Благодарности: 401 Адрес: Черноголовка
Шлак экологически один из самых вредных материалов. Под калёсами машин он преврашается в пыль которой Вам придётся дышать. Несмотря на дешевизну я-бы сделал всё, что-бы этого не допустить.
Регистрация: 08.01.11 Сообщения: 1.031 Благодарности: 867
Десс
Живу здесь
Регистрация: 08.01.11 Сообщения: 1.031 Благодарности: 867 Адрес: Россия
Смотря какой шлак. Если угольный, пойдет. Тем более 40 кг на метр, это только ямы засыпать, и то очень мало. С грунтом смешается, шлак будет не найти.
Регистрация: 07.06.10 Сообщения: 1.448 Благодарности: 3.100
mmax
Живу здесь
Регистрация: 07.06.10 Сообщения: 1.448 Благодарности: 3.100 Адрес: Донецк
В Донецкой области богатой на металлургические заводы — это основной способ сделать из грунтовки пусть и не асфальт, но более менее нормальные подъездные пути за относительно разумные деньги.
У нас не только дороги из него делают но и шлакоблок, мой дом например из такого построен, не жалуюсь.
Как правило эффект от шлака присутсвует если толщина шлака не менее 150-200 мм. У металлургического отвального шлака (не путать с гранулированным доменным шлаком) есть одна хорошая особенность, после укладки через какой то период он под воздействием осадков или зимы схватывается и превращается в монолит.Давненько таких глупостей не читал. Сразу видно человек живет в экологически чистом районе.
Отвальный шлак (черной металлургии, не цветной) это многокомпонентный оксидный расплав, состоит из СаО — 35-45%, SiO2 -15-20%, MgO до 10% и Al2O3 -5-8%. Больше прочесть можно сдесь https://www.bibliotekar.ru/spravochnik-110-stroitelnye-materialy/6.htm
Вред от шлака примерно такой же как и от вулканических масс, поскольку получаются они одинаковым способом. По поводу пыли — так вредна любая пыль, только через 6 месяцев дорога из отвального шлака уже пылить практически не будет, монолитом она станет через это время. Вам прямая дорога в Гринпис и выкиньте из дома ДСП, ОСБ, лаки краски и т. д. и т. п.
Раз даете людям такие категоричные советы значит в вопросе экологии разбираетесь, надо быть последовательным и идти до конца.
P. S. автору темы стоит начать все таки с выяснения вопроса — какой шлак собирается завозить его сосед. Если отвальный металлургический шлак, то ничего страшного, если шлак цветной металлургии или угольный шлак тогда стоит протестовать .
Последнее редактирование модератором: 21.11.17
Регистрация: 17.09.09 Сообщения: 1.591 Благодарности: 401
v. pchelin
Живу здесь
Регистрация: 17.09.09 Сообщения: 1.591 Благодарности: 401 Адрес: Черноголовка
Так-как автор темы живёт в Твери, а там насколько я знаю металлургического производства нет, то шлак является продуктом сжигания угля в кательной. О таком шлаке я и писал. У нас председатель кооператива несколько лет назад завёз немного такого шлака на часть дороги. У кого под окнами его высыпали в ямки очень «благодарят» председателя.
Регистрация: 23.04.11 Сообщения: 4.341 Благодарности: 506
Андрей Павловец
Живу здесь
Регистрация: 23.04.11 Сообщения: 4.341 Благодарности: 506 Адрес: Санкт-Петербург
У нас в садоводстве сделали несколько лет назад такую глупость или просто «освоили» денежки (в котельных только спасибо скажут за вывоз шлака)-насыпали центральную дорогу шлаком (думаю, что это отходы котельных)-как бы его не укатывали, как бы не поливал его дождь, в монолит он не свалялся и все лето пылил ЧЕРНОЙ пылью! Нас спасала лесополоса в 100м и то, когда ветер дул в нашем направлении, было ощущение. что где то что то горит! И деревья вдоль дороги были черными! И говорили, что мальчик отдыхавший с бабушкой на даче, заболел какой то легочной болезнью!
Регистрация: 12.01.07 Сообщения: 18.646 Благодарности: 14.734
OlegN
Живу здесь
Регистрация: 12.01.07 Сообщения: 18.646 Благодарности: 14.734 Адрес: Санкт-Петербург
Не разу не видел ужасов описанных противниками методов. Шлак используется для отсыпки дорог давно. Если у кого есть фото всех неприятностей посьба выложить в сеть.
Ещё одно хотелось бы напомнить. Это радиационный фон от гранита. Запах нагретого температурой битумного асфальта.
Если есть желание, то всегда можно найти в любом деле плохие качества. Производителей шлакоблоков нужно просто сажать, а кочегаров поить молоком.
Регистрация: 23.04.11 Сообщения: 4.341 Благодарности: 506
Андрей Павловец
Живу здесь
Регистрация: 23.04.11 Сообщения: 4.341 Благодарности: 506 Адрес: Санкт-Петербург
Разговор только про пыль, которой в изобилии будет в сухую погоду а водителей ездить со скоростью 10км/час не заставишь!
Регистрация: 12.01.07 Сообщения: 18.646 Благодарности: 14.734
OlegN
Живу здесь
Регистрация: 12.01.07 Сообщения: 18.646 Благодарности: 14.734 Адрес: Санкт-Петербург
Пыль будет в воздухе при езде по любой дороге (асфальт не берём). Глина даёт особостойкую пыль. Потом носоглотку можно промывать сутками.
Регистрация: 23.04.11 Сообщения: 4.341 Благодарности: 506
Андрей Павловец
Живу здесь
Регистрация: 23.04.11 Сообщения: 4.341 Благодарности: 506 Адрес: Санкт-Петербург
Всё едино из гравия разных фракций и ПГСа лучше строить дорогу а про асфальт, даже при его «фоне» летом и говорить не буду. Даже песчаная пыль не такая летучая. А глиной зачем дороги отсыпать? И грязь и пучение сезонное ?
Регистрация: 07.04.11 Сообщения: 16 Благодарности: 1
asic
Участник
Регистрация: 07.04.11 Сообщения: 16 Благодарности: 1 Адрес: Тверь
Все верно шлак из котельной. Носиться по дороге вряд ли кто будет, она внутри СНТ — всего 500м+перекрестки+дети+живность…
А кроме пыли есть еще минусы? Я смотрю как сосед отсыпал у своего дома (год назад), так он до сих пор «жидковат», по моему если по нему ездить постоянно будет хуже глины…
Регистрация: 23.04.11 Сообщения: 4.341 Благодарности: 506
Андрей Павловец
Живу здесь
Регистрация: 23.04.11 Сообщения: 4.341 Благодарности: 506 Адрес: Санкт-Петербург
Даже гранитный отсев, при его «фоне» гораздо лучше шлака!
Регистрация: 17.09.09 Сообщения: 1.591 Благодарности: 401
v. pchelin
Живу здесь
Регистрация: 17.09.09 Сообщения: 1.591 Благодарности: 401 Адрес: Черноголовка
Есть желание сыпать-сыпьте. Вас предупреждают о последствиях. Кстати в городе откуда я родом в 50-60годы прошлого века построили несколько крупноблочных домов. Кто не знает это не панельки а дома из шлакоблоков большого размера, примерно как ФБСки. Через неиколько лет у живущих там детей, а это мои ровесники, резко выросло количество лёгочных заболеваний, об онкологии в то время вообще не говорили.У нас так-же внутри, никто не нососится. Но этот шлак превратился в чёрную пыль. У моего участка не сыпали, он крайний в кооперативе. Пыль носит ветер. Я житель экологически неплохого района Подмосковья. Но и я хочу на даче дышать чистым воздухом. У нас в кооперативе. много москвичей которые убегоют от смока на природу. Зачем ещё и тут травить себя.
Регистрация: 12.01.07 Сообщения: 18.646 Благодарности: 14.734
OlegN
Живу здесь
Регистрация: 12.01.07 Сообщения: 18.646 Благодарности: 14.734 Адрес: Санкт-Петербург
У вас все родственники в этих домах? Почему вы говорите о заболеваниях во множественном числе?
Этого в принципе быть не может. Разве что шлак насыпать на ж/б плиты. В случаи если насыпать его на мягкий грунт, его просто вдавливаетв поверхность. Не хотите пыли на дороге-поливайте.
Это, простите, фобии. Правильно сказали, с такими мыслями нужно в Гринпис. На защиту маленьких «шифончиков» и «дермантинчиков». Любая солнечная активность приносит больше вреда организму, чем пылевые частицы.
Радиация не заметна, видимо это то самое, что нужно…
Регистрация: 17.09.09 Сообщения: 1.591 Благодарности: 401
v. pchelin
Живу здесь
Регистрация: 17.09.09 Сообщения: 1.591 Благодарности: 401 Адрес: Черноголовка
Вообще-то я писал ровесники, а не родственники. Среди них было много моих однокласников и друзей. По поводу превращения угольного шлака в пыль писал кроме меня и Андрей Павловец.
Кстати наткнулся, почитайте.
https://www.new-garbage.com/?id=10233
Страница 1 из 2
1 2 Вперёд >
Источник