Можно ли использовать шины в детском саду

Автопокрышкам – крышка? Вредны ли «резиновые арт-объекты»? — Твой ШАНС

Увидела по телевидению сюжет о вреде отработавших своё автопокрышек и узнала, будто они опасны. Более того, их, оказывается, запрещено размещать на детских площадках. Неужели и в самом деле это правда? Сколько себя помню, «народное творчество» с использованием старых шин было распространено всюду.

И вроде никаких трагедий не произошло…

Екатерина Л., Шарыпово

Трагедий не произошло… По крайней мере, о них не трубили СМИ, но ведь есть и «мины» замедленного действия, также как и яды, убивающие не сразу, а тихой сапой подрывающие здоровье. Действительно, «отмотавшие» свой век автомобильные шины используют для декора еще со времен СССР. Бросовый материал обретал и продолжает обретать вторую жизнь на игровых площадках детских садов, школ, во дворах домов. Буйству «резиновой» фантазии нет предела: из старых автопокрышек народные умельцы вырезают лебедей, жирафов, змей, мастерят собачек, кошечек, сиденья для качелей и пр. Всё это расцвечивается красками, скрашивая нашу действительность. «Резиновая замена» специализированным площадкам смотрится вполне, считают многие, пристойно, а главное — стоит гроши. О том, что эти экономичные «арт-объекты» опасны для детского здоровья, активно заговорили в России несколько лет назад, а с 2013 года резиновый «мусор» начали активно выкапывать и вывозить на свалки в Сыктывкаре, Новгороде, на Кузбассе и в других регионах. Но далеко не во всех. И единого мнения на сей счёт нет. Нет и сверху чёткого указания о запрете. Немудрено, что до Шарыпово тревожный звон долетел совсем недавно. Он поселил в некоторых горожанах тревогу, но, и заронил сомнения: так ли страшна покрышка, как её малюют?

По обращениям родителей в детсадах ряда городов России, в том числе и в Красноярске, были проведены соответствующие проверки. Эксперты управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю предписали убрать шины с площадок из-за нарушений СанПиНа — санитарных правил и норм. Но, подчеркиваю, проверки прошли не повальные, а именно после обращений родителей. «Санитарными правилами предусмотрено использование оборудования в детских дошкольных образовательных учреждениях сертифицированного, а это отработанные шины, они могут нанести вред здоровью детей. Нужны сертификаты о безопасности и качестве на всё оборудование для детей», − пояснили в Роспотребнадзоре.

Автомобильные покрышки, согласно ГОСТу, относятся к четвертому классу опасности наряду с бетонной пылью или конским навозом. Это условно малоопасные отходы, однако они нарушают экологическую систему, которой требуется на восстановление не менее трёх лет. Но и тут согласия нет. Например, в 2016 году Костромская межрайонная природоохранная прокуратура отнесла отработанные шины с кордом к отходам второго класса опасности, то есть к высокоопасным по степени токсичности и воздействия на среду обитания и здоровье человека, без корда — к третьему классу опасности (умеренно опасные).

Основная часть вредных веществ попадает в окружающую среду — непосредственно при использовании покрышек — в виде резиновой пыли при стирании о дорожное покрытие. А при элементарном сжигании этих изделий вреда еще больше. Однако даже в «спокойном» состоянии покрышка может выделять свыше сотни химических веществ. Наиболее опасные из них — бензапирен (вещество первого класса опасности), нитрозамины (канцерогены, мутагены), фенолы (токсичные вещества). Но нельзя сказать определённо, сколько таких веществ выделяет за год одна покрышка или несколько десятков, да еще покрытых краской, а также оценить степень вреда, который они оказывают на людей. Почему нельзя? Да потому, что подобных исследований ещё никто толком не проводил. Так что думайте сами, решайте сами… И всё же власти некоторых городов России не рекомендуют использовать старые покрышки на клумбах и детских площадках или прямо это запрещают. Но борьба ведётся с переменным успехом. А в большинстве субъектов РФ об этом даже и не задумывались.

Но действительно ли шины так опасны? Справедливости ради приведём и мнение одного из представителей природоохранной прокуратуры.

— Под отходами мы понимаем остатки сырья, материалов или иных изделий, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. Но если в автомобильные покрышки вдохнули, как говорится вторую жизнь, их уже нельзя считать отходами, — объяснил помощник природоохранного прокурора Ярославской области А. Лебедев. — В данном случае применение покрышек и их использование для других целей никакого вреда окружающей среде не наносят. Утверждать, опираясь на домыслы или догадки, что шины вредны, нельзя. Нужны специальные исследования…

Но, как мне стало известно, в Костроме старым покрышкам объявили настоящую войну. Местные депутаты требуют не только срочным порядком демонтировать все изделия из покрышек, но и штрафовать тех, кто не сделает этого.

Как сообщили в прокуратуре Хакасии, в Саяногорске провели проверки и установили, что в одиннадцати детских садах города при оборудовании игровых элементов, клумб и ограждений использовано 1958 отработанных автопокрышек, считающихся теперь «опасными отходами» в соответствии с новым федеральным законодательством, а потому в связи с «вредным воздействием на здоровье детей» нахождение использованных автопокрышек на территории садиков больше не допустимо. Внесено представление и в отдел образования, и в адрес руководителя регионального управления Роспотребнадзора: прокуратура считает, что санитарные инспекторы не выполняют в полном объеме возложенные на них контрольно-надзорные функции при проведении плановых проверок детских садов, поскольку не требовали истребить все покрышки на территории садиков. Но далеко не во всех — даже прокурорских — структурах слышали о начавшихся гонениях на старые автопокрышки. Однако нет дыма без огня. А чтобы дыма не было, надо потушить огонь, то есть разобраться в проблеме самым высоким ведомствам. А пока они молчат или сомневаются, журналисты бьют в набат. К примеру, на страницах специализированного журнала «Автомир» рассказывается об исследовании «начинки» старых шин. Оказывается, воздух, который выходит из шин, «обогащен» более чем 120 вреднейшими химическими веществами. С онкологической точки зрения, самые опасные среди них — N-нитрозамины. Они выделяются тем интенсивнее, чем горячее шина. К тому же этот газ тяжелее воздуха, он не улетает в «высокие» слои атмосферы, а скапливается у поверхности земли — на уровне верхних дыхательных путей. Летом, когда шины нагреваются от жаркого солнца, происходит то же самое: краска лопается, канцерогены испаряются, а дети дышат этой ядовитой гадостью… Согласно санитарным правилам, все оборудование в детских дошкольных учреждениях должно быть сертифицировано. По логике, у старой покрышки тоже должен быть свой сертификат. Только вот на шины, бывшие в употреблении, их не выдают. Получается, использование отработанных шин взамен игрового оборудования недопустимо, но его используют.

Также, по требованиям к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций, прописанных в СанПиНах, игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. Вряд ли отмотавшая свой километраж шина отвечает этим нормам.

Сложилось мнение, что «автопокрышечная» проблема волнует только журналистов, а заставить активно действовать контролирующие органы можно только с помощью официальных бумаг и газетных публикаций.

В ситуации разбирался

обозреватель «Твоего Шанса»

Трофим ПУЗЫРЁВ

Источник

Можно ли размещать шины во дворах МКД и кто отвечает за их вывоз

Летом жители домов и управляющие организации активно благоустраивают дворы. Использование для организации клумб и площадок автомобильных шин — весьма распространённое явление. Рассказываем, можно ли размещать такие объекты на придомовой территории и как должны утилизироваться старые шины.

Читайте также:  Можно ли использовать сметану вместо масла в выпечке

Автомобильные шины отнесены к отходам III — IV группы опасности

Отработавшие свой век автомобильные шины с советских времён активно используются для обустройства клумб, парковок, детских и даже спортивных площадок. В них сажают цветы, ими отделяют газоны от проезжей части, их вкапывают в землю для игр детей.

Найти шины для создания подобных объектов несложно: весной, после таяния снега, автомобилисты десятками складывают их на контейнерных площадках или даже во дворах, не говоря уже о стихийных свалках в лесополосе или за городом.

Сложенные на контейнерных площадках шины могут лежать там неделями или даже месяцами: они не относятся к твердым коммунальным отходам и поэтому регоператор в рамках договора по обращению с ТКО их не вывозит.

Согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» и ФККО, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, автомобильные шины отнесены к отходам III — IV класса опасности, которые повреждают экосистему и не могут быть размещены на придомовых территориях.

К III — IV группе опасности отходов автомобильные шины отнесены из-за токсичного химического состава. При нагревании шины эти вредные вещества выделяются в воздух и почву, проникают в грунтовые воды, отравляя окружающую среду.

Частицы каучука и смолы, которые входят в состав автопокрышки, проникнув в лёгкие человека с вдыхаемым воздухом, могут стать причиной возникновения аллергии, астмы, конъюнктивита и даже онкологических заболеваний.

Обзор ответов Минприроды РФ на вопросы о «мусорной реформе»

Шины нельзя складировать в местах сбора ТКО и утилизировать вместе с бытовым мусором

Автомобильные шины вредны для экологии, и поэтому их не стоит размещать на территории многоквартирного дома в качестве клумб, ограждений и спортивных объектов. Нельзя их складировать на контейнерных площадках, потому что регоператор в рамках договора по обращению с ТКО вывозить их не будет. Это запрещено из-за IV класса опасности автопокрышек как отходов.

Просто сжечь их тоже нельзя: при сгорании происходит выделение опасных химических веществ, которые загрязняют атмосферу. Полностью разлагаются шины более века.

Поэтому для утилизации отработавших свой срок покрышек в регионах должны быть организованы специальные полигоны и заводы, которые их перерабатывают в резиновую крошку. Утилизированная шина становится вторичным сырьём, которое используется на химпредприятиях и при изготовлении дорожного покрытия.

Остаётся вопрос о том, кто должен доставлять шины на утилизацию, то есть нести финансовые затраты на доставку отходов к месту утилизации. Озадачиться этим должен автовладелец: ему следует узнать, куда можно сдать старые покрышки. Обычно приёмом отработавших свой век покрышек занимаются компании, специализирующиеся на шиномонтаже или работающие с вторсырьём.

Но иногда автовладельцы решают этот вопрос просто: шины складируются на мусорной площадке или во дворе вплоть до возникновения на придомовой территории стихийной свалки из покрышек.

Случаются ситуации, когда у собственников нет иного выхода, кроме как оставить шины в месте сбора ТКО: например, в таком положении оказались автовладельцы Петрозаводска в 2018 году. Ни один из пунктов приёма покрышек не брал шины от физических лиц. Для ликвидации стихийных свалок из опасных отходов муниципалитету пришлось заключать договор со специализированной компанией.

Кто отвечает за вывоз крупногабаритного и строительного мусора

Шины с территории многоквартирного дома вывозятся по отдельному договору

Складирование автошин в месте сбора ТКО может стать головной болью УО/ТСЖ. Ведь именно они отвечают за надлежащее содержание придомовой территории, которая входит в состав общего имущества многоквартирного дома. В том числе они следят за состоянием контейнерных площадок и дворов.

Размещённые на земельном участке шины — нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований к безопасному проживанию граждан в многоквартирном доме. И ответственность за эти нарушения при проверке надзорным органом будет возложена именно на УО/ТСЖ.

Возникает закономерный вопрос: что делать управляющей домом организации или ТСЖ, если на придомовой территории складируются отработанные шины. Конечно, можно попытаться установить личности автовладельцев, которые оставили шины на территории дома, если, например, двор оснащён камерами видеонаблюдения.

В таком случае УО/ТСЖ может обратиться с заявлением в полицию, чтобы привлечь нарушителей к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Чтобы не получить предписания от органа Госжилнадзора за свалку колёс на контейнерной площадке, УО следует заключить договор со специализированной компанией на вывоз опасных отходов. Затем УО имеет право через суд взыскать убытки с бывшего владельца шин.

Вывоз шин с оформленной придомовой территории должны оплачивать собственники

Найти того, кто оставил использованные шины на контейнерной площадке многоквартирного дома, все-таки сложно. И управляющей организации придётся самостоятельно решить проблему, заключив договоры на вывоз автопокрышек с придомовой территории. Если контейнеры расположены на муниципальной земле, то соответствующий договор заключает орган местного самоуправления.

Если же земля принадлежит собственникам, то возникает вопрос о финансировании таких работ. Если УО из года в год сталкивается с проблемой складирования шин на придомовой территории, то при формировании перечня работ и услуг по договору управления в него следует включить услуги по вывозу этого вида отходов.

В ином случае УО придётся самостоятельно искать средства для оплаты услуг компании, которая вывезет автопокрышки. Или же оплачивать штраф, выписанный надзорным органом за нарушение правил содержания общего имущества многоквартирного дома.

Кто должен вывозить отходы после субботника: мнения и опыт

Вопрос о легитимности арт-объектов из шин во дворах МКД решается на муниципальном уровне и в судах

Если ситуация с вывозом шин с мусорных площадок и стихийных свалок в общем ясна, то вопрос с ликвидацией объектов, сделанных жителями из шин на придомовой территории, остаётся открытым. Убирать их или нет, УО чаще всего решает в зависимости от позиции муниципалитета и надзорных органов, а иногда — суда.

Сейчас надзорные органы редко обращают внимание на шины во дворах домов и штрафуют за это: слишком много в жилфонде других проблем. Однако в некоторых городах России муниципалитеты уже начали бороться не только со складированием шин на мусорных площадках, но и с «арт-объектами» во дворах многоквартирных домов.

Так, во Владивостоке в п. 2.4 Правил благоустройства от 15.08.2018 № 45-МПА прописано, что на территории городского округа запрещено использование автомобильных покрышек в качестве декоративного ограждения или малых архитектурных форм. Мэрия посчитала, что покрышки экологически небезопасны. Подобные ограничения есть во Владимире.

О запрете на размещение покрышек во дворах говорят администрация Перми и профильный комитет в органах исполнительной власти Волгоградской области:

Письмо комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области

Судебная практика по вопросам размещения во дворах МКД объектов из автопокрышек противоречива: например, в 2015 году суд в Костроме запретил использование шин для благоустройства придомовой территории и постановил демонтировать 63 вкопанных во дворе шины и отправить на утилизацию.

В 2018 году в Хабаровске судья счёл вред от покрышек недоказанным и отказался привлекать УО к ответственности из-за отсутствия состава нарушения. Судья отметил, что шины в виде клумб под цветы, фигур, ограждений по периметру двора в результате окраски, резьбы, заполнения землёй, частичного вкапывания стали осуществлять функции действующих элементов благоустройства придомовой территории и к категории отходов производства и потребления не относятся.

А как дело с утилизацией шин обстоит в вашем городе? Следует ли убирать с придомовых территорий арт-объекты из этих отходов? Поделитесь мнением в комментариях.

Источник

Решение № 2-1927/2015 2-1927/2015~М-2061/2015 М-2061/2015 от 8 декабря 2015 г. по делу № 2-1927/2015

гр. дело № 2-1927/2015 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«08» декабря 2015 года

Ленинский районный суд города Костромы в составе:

председательствующего судьи Юдиной О.И.,

при секретаре Береговой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Комитету городского хозяйства Администрации города Костромы об устранении нарушений требований законодательства,

Читайте также:  Можно ли использовать кабинет химии для занятий по русскому языку в

УСТАНОВИЛ:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Комитету городского хозяйства Администрации города Костромы об устранении нарушений требований законодательства, мотивируя тем, что по обращению жителя г. Костромы Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка об использовании отработанных автомобильных шин в целях благоустройства на территориях, прилегающих к жилым домам, расположенным в г. Костроме. Установлено, что на территории общего пользования, с правой стороны … между ближайшим тротуаром с асфальтовым покрытием и торцевой стеной указанного дома в качестве одного из элементов благоустройства использованы отработанные автомобильные шины. Шины вкопаны в землю по вертикали примерно до середины, в ряд с промежутком от 0 до нескольких сантиметров. Вместе с тем, использование автомобильных шин в качестве элемента благоустройства противоречит федеральному законодательству об отходах производства и потребления. В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране, окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Использование отходов — отработанных автомобильных шин для целей благоустройства законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, в связи с отнесением отработанных автомобильных шин к отходам IV класса опасности нахождение их на земле создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

В заявлении прокурор просил обязать Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы организовать сбор и вывоз отработанных автомобильных шин, расположенныхна территории общего пользования с правой стороны жилого …… между ближайшим тротуаром с асфальтовым покрытием и торцевой стеной указанного жилого дома.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены: ООО «Управляющая компания Юбилейный 2007» и МКУ города Костромы «СМЗ по ЖКХ».

В судебном заседании представитель Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Михин А.А. исковые требования уточнил, просил обязать Комитет городского хозяйства Администрации г. Костромы организовать демонтаж, вывоз и утилизацию отработанных автомобильных шин в количестве 63 штук, расположенных в границах территории общего пользования на земельном участке площадью около 429 кв.м. в виде прямоугольника со сторонами 10,4 м. и 26 м., ближайшая длинная сторона которого параллельна правой торцевой стене жилого … и находится на расстоянии 9,5 м от нее.

Представитель Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы Торопова Е.В. иск не признала, полагала, что исковое заявление прокурора необоснованно принято к производству суда. Заявляя требования о понуждении Комитета к совершению действий, прокурор фактически возлагает на суд обязанность вмешаться в деятельность органа местного самоуправления по исполнению возложенных полномочий. Вместе с тем, суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации полномочий органа местного самоуправления, поскольку материальный закон для понуждения к совершению такого рода действий отсутствует. Действующим законодательством предусмотрен запрет на складирование использованных автомобильных покрышек, а не использование их в качестве элементов благоустройства. Запрет на использование автомобильных покрышек как элемента благоустройства дворовых территорий не установлен, более того, разрешен использование автомобильных покрышек в качестве вторичного сырья. Иск прокурора мотивирован защитой интересов неопределенного круга лиц от негативного воздействия на окружающую среду автомобильными покрышками. При этом, истцом не приведено доказательств реального нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии с Уставом МКУ города Костромы «СМЗ по ЖКХ» предметом деятельности данного учреждения является, в том числе, организация работ по сбору, вывозу, размещению твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, в связи с чем, Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представители ООО «Управляющая компания Юбилейный 2007», МКУ города Костромы «СМЗ по ЖКХ» в суд не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.

Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды»), ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Материалами дела установлено, что в ходе проверки, проведенной по обращению жителя г. Костромы сотрудником Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой был произведен осмотр территории общего пользования с правой стороны жилого …. Установлено, что между ближайшим тротуаром с асфальтовым покрытием и торцевой стеной указанного дома в качестве одного из элементов благоустройства использованы отработанные автомобильные шины. Шины вкопаны в землю по вертикали примерно до середины, в ряд с промежутком от 0 до нескольких сантиметров. Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра территории от dd/mm/yy, фототаблицей и схемой-приложением к акту осмотра от dd/mm/yy.

В ходе рассмотрения данного дела dd/mm/yy сотрудником прокуратуры в присутствии консультанта отдела муниципального земельного контроля и охраны окружающей среды Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы произведен повторный осмотр территории, прилегающей к жилому дому № по …, в границах которой расположены отработанные автомобильные шины. Осмотром установлено, что на земельном участке площадью около 429 кв.м. в виде прямоугольника со сторонами 10,4 м. и 26 м., ближайшая длинная сторона которого параллельна правой торцевой стене жилого … и находится на расстоянии 9,5 м. от неё, расположены отработанные автомобильные шины. Шины расположены в четыре ряда, вкопаны в землю по вертикали примерно до середины с промежутком от 0 до нескольких сантиметров. Кроме того, между первым и вторым рядами шин на газоне расположено 6 шин в лежачем положении, частично заросшие травой. Общее количество шин, расположенных на указанной территории — 63 штуки. Шины имеют явные визуальные признаки использования по прямому назначению (имеются потертости протектора и боковин). Большинство шин окрашены в разные цвета с внешней стороны. Краска на большинстве шин местами стерта. Шины, расположенные лежа, не окрашены.Расстояние от стены … до юридической границы земельного участка указанного дома составляет ориентировочно 9,5 м. Участок территории общего пользования, в границах которого расположены шины, расположен на расстоянии: от юридической границы земельного участка данного дома до 1 рядапокрышек составляет 6,1 м. (длина 3 ряда покрышек); от юридической границы земельного участка указанного дома до 2 ряда покрышек — 16,5 м.; от стены названного дома до 1 ряда покрышек 15,6 м.; от стены названного дома до 2 ряда покрышек 27 м.; между 1 рядом и 2 рядом покрышек составляет 10,4 м. (длина 4 ряда покрышек); длина 1 ряда покрышек — 17 м.; длина 2 ряда покрышек — 26 м. Земельный участок, в границах которого расположены шины, в соответствии с действующей градостроительной документацией г. Костромы относится к территории общего пользования и расположен за предела придомовой территории. Замеры произведены лазерной рулеткой Leica DISTO Iates5. Изложенная в акте информация подтверждается фототаблицей и не оспаривалась представителем Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы в ходе рассмотрения дела.

Согласно ст. 1 Федерального «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду — это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Читайте также:  Можно ли материнский капитал использовать сразу на жилье

Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В силу п. 2 ст. 51 названного Федерального закона запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с ранее действовавшими приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.07.2003 г. №663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР Российской Федерации от 02.12.2002 г. №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», и Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР Российской Федерации от 15.06.2001 г. N 511, критериями отнесения отходов к IV классу опасности является нарушение экологической системы с периодами восстановления не менее 3-х лет.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 г. №445 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», вступившим в силу с 01.08.2014 г., утвержден новый Федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому отработанные автомобильные шины отнесены к отходам 4 класса опасности (малоопасные отходы).

В связи с отнесением отработанных автомобильных шин к отходам IV класса опасности нахождение их на земле создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Непринятие мер по содержанию территории общего пользования в надлежащем состоянии, и своевременному демонтажу, вывозу и уничтожению отходов IV класса опасности может явиться причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, что, в свою очередь, негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью населения.

Таким образом, требования прокурора об организации демонтажа, вывоза и утилизации отработанных автомобильных шин являются обоснованными.

В соответствии п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные требования содержаться в ст. ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно положениями п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.11.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Пунктом 24 ч. 1 ст. 10 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденного решением Думы города Костромы от 26.05.2005 г. №41 к вопросам местного значения города Костромы отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ч.2 ст.26 решения Думы города Костромы от 26.05.2005 г. №41 правами юридического лица в порядке, установленном федеральными законами и настоящим Уставом, могут быть наделены отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города Костромы.

Отраслевыми (функциональными) органами администрации являются комитеты, управления, отделы, непосредственно осуществляющие полномочия администрации по вопросам местного значения, отдельные государственные полномочия либо обеспечивающие деятельность администрации (ч. 1 ст. 5 Постановления администрации города Костромы от 05.05.2004 г. №1256 «О регламенте администрации города Костромы»).

Отраслевым органом администрации, осуществляющим решение вопросов местного значения, исполнение отдельных государственные полномочий Костромской области, реализацию иных функций органа местного самоуправления города Костромы в сфере благоустройства территории города Костромы, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и др. является Комитет городского хозяйства администрации города Кострома (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Положения о Комитете городского хозяйства Администрации города Кострома утвержденного решением Думы города Костромы от 20.1 1.2012 № 203).

Комитет наделен Положением правами юридического лица, имеет организационно-правовую форму муниципального (казенного) учреждения, образуемого для осуществления управленческих функций (ч.2 ст.2 решения Думы города Костромы от 20.11.2012 г. №203).

Целью деятельности Комитета является создание для жителей города Костромы благоприятных условий проживания (ч.1 ст.4 решения Думы города Костромы от 20.11.2012 г. №203 «Об утверждении Положения о Комитете городского хозяйства Администрации города Костромы»).

Статьей 7 решения Думы города Костромы от 20.11.2012 г. №203 определены полномочия Комитета по решению вопросов местного значения в сфере сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно указанной статье Комитет организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов (п. 1 ст. 7), организует работы по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения при эксплуатации свалок и полигонов (п. 6 ст. 7).

Указанные мероприятия могут быть выполнены Комитетом с учетом положений ст.17 решения Думы города Костромы от 20.11.2012 г. №203, в соответствии с которой Комитет является получателем средств бюджета города Костромы, предусмотренных на его содержание, а также на финансирование его деятельности по решению вопросов местного значения, исполнению отдельных государственных полномочий Костромской области, иных функций, возложенных на Комитет. Комитет в соответствии с решением Думы города Костромы о бюджете на очередной финансовый год является главным распорядителем средств бюджета города Костромы и осуществляет бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами города Костромы, регулирующими бюджетные правоотношения.

Финансовое обеспечение деятельности Комитета является расходным обязательством города Костромы (ч.1 ст.27 решения Думы города Костромы от 20.11.2012 г. №203).

Пунктом 13 ч.1 ст.19 Решения Думы города Костромы от 20.11.2012 г. №203 установлено, что при осуществлении полномочий Комитет вправе в установленном порядке заключать договоры от имени города Костромы, Комитета. Заключение от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями является основанием для возникновения расходных обязательств муниципального образования (п.1 ст.86 Бюджетного кодекса РФ).

Обязанность по организации сбора и вывоза отработанных автомобильных шин, расположенных на территории общего пользования с правой стороны жилого … должна быть возложена на Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Как разъяснено в п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования является, в том числе, прокурор (ст. 45 и 46 ГПК РФ, ст. 11, 12, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Неисполнение ответчиками требований законодательства в области охраны окружающей среды нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности, в силу чего обращение прокурора в суд по данному делу правомерно, поскольку направлено на защиту этих прав.

При реализации предоставленных действующим законодательством полномочий прокурор самостоятелен в выборе мер прокурорского реагирования. Обращение прокурора с настоящим иском в суд соответствует положениям ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Руководствуясь ст. 194- ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Комитет городского хозяйства Администрации г. Костромы организовать демонтаж, вывоз и утилизацию отработанных автомобильных шин в количестве 63 штук, расположенных в границах территории общего пользования на земельном участке площадью около 429 кв.м. в виде прямоугольника со сторонами 10,4 м. и 26 м., ближайшая длинная сторона которого параллельна правой торцевой стене жилого … и находится на расстоянии 9,5 м от неё.

Решение может быть обжаловано в апелляционн