Можно ли использовать шины другого размера
Содержание статьи
stkvip ›
Блог ›
Разная резина
Можно ли ставить на машину разные шины?
Разные шины на автомобиле
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения, регламентирующих использование шин (покрышек) на автомобиле.
Чаще всего на легковые автомобили устанавливают комплекты, состоящие из четырех одинаковых покрышек. Такие комплекты не вызывают проблем и их можно использовать без ограничений.
Вопросы у водителей возникают в том случае, если требуется заменить одну или несколько покрышек. Например, если одна из покрышек повреждена после попадания колеса в яму, то требуется ее замена. Покупать полный комплект резины водитель не хочет, особенно если оставшиеся покрышки почти новые. В идеале водитель хочет купить единственную покрышку, аналогичную имеющимся. Однако это может вызвать серьезные проблемы, т.к. многие продавцы отказываются продавать одну шину из комплекта резины.
В этой статье будут рассмотрены особенности использования разных покрышек на автомобиле. Приступим.
Использование разной резины в соответствии с ПДД
Ограничение на использование разной резины установлено в пункте 5.5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:
5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
Рассмотрим данный пункт подробнее.Разные шины на передней и задней оси автомобиля
Разные шины на передней и задней оси можно использовать
Пункт 5.5 не накладывает полный запрет на использование разных шин на передней и задней оси автомобиля. Единственное исключение — одновременное использование шипованных и нешипованных шин на колесах транспортного средства. Подобная установка покрышек запрещена.
Таким образом, все шины автомобиля должны быть либо ошипованными, либо неошипованными. Комбинировать данные типы резины нельзя.
Кроме того, рассмотрим пункт 5.5 Приложения 8 к Техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»:
Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.
Вернемся к примеру из начала данной статьи. Если попадание в яму уничтожило одну из покрышек, а идентичную замену найти не удается, то можно приобрести пару одинаковых покрышек и поставить их на одну из осей автомобиля. При этом покрышки на разных осях могут существенно отличаться.
Однако законодательство запрещают установить на переднюю ось автомобиля зимние нешипованные шины (липучку), а на заднюю ось обычные летние шины. Все шины на автомобиле должны быть либо зимними, либо летними.
Естественно, на практике не стоит проводить эксперименты по комбинированию зимних и летних шин, т.к. сцепление покрышек с дорожным покрытием будет сильно различаться, а это может привести к непредсказуемым последствиям (развороту автомобиля).
В любом случае нужно подбирать покрышки таким образом, чтобы они имели минимум различий.
Например, если повреждена одна из зимних покрышек, а аналогичной в продаже нет, то следует купить пару зимних покрышек и установить их на одну из осей. В этом случае спереди и сзади будут установлены разные зимние шины, но это не будет нарушением.Разные покрышки на одной оси автомобиля
Пункт 5.5 требует, чтобы на одной оси автомобиля были установлены полностью идентичные шины. Таким образом, на практике запрещается использовать:
Шины разных размеров на одной оси. Например, производитель разрешает использовать на автомобиле шины следующих размеров 165/80R14 и 185/65R15. Комбинировать такие покрышки на одной оси нельзя.
Покрышки разных конструкций. Нельзя, чтобы на одной оси были установлены одновременно шины радиальной и диагональной конструкции, либо камерная и бескамерная шины.
Шины разных моделей.
Шины с разными рисунками протектора.
Морозостойкие и неморозостойкие покрышки.
Новые и восстановленные шины.
Новые покрышки и покрышки с углубленным рисунком протектора.
Разные шины на одной оси использовать нельзя
Если обобщить приведенную выше информацию, то можно сказать, что в пределах одной оси шины должны быть полностью идентичными.
Обратите внимание, правила не запрещают использование шин с разным износом на одной оси.
Ограничения накладываются только на использование новых и восстановленных шин, а также новых покрышек и покрышек с углубленным рисунком протектора.
Восстановление шин происходит следующим образом. Полностью изношенная покрышка отправляется на завод, где на нее наносится новый слой резины с протектором.
Углубление рисунка протектора — это обратная операция. Изношенная покрышка отправляется в мастерскую, где на специальном оборудовании в ней нарезают новый протектор, т.е. углубляют канавки.
Восстановленные и углубленные шины нельзя использовать одновременно с новыми. Что касается шин с разным износом, то их использование на одной оси возможно.
Например, если автомобиль повредил 2 правых колеса, то оставшиеся левые покрышки можно установить на одну из осей. На другую ось нужно поставить пару новых покрышек. В этом случае износ передних и задних колес не одинаковый, поэтому сцепление этих покрышек на одной оси будет различаться. Так что, хоть это и не запрещено правилами, без крайней необходимости устанавливать шины с разным износом на одну ось я не рекомендую.
Штраф за разные шины на автомобиле
Штраф за использование разных покрышек на автомобиле предусмотрен частью 1 статьи 12.5 КоАП:
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Таким образом, водитель может получить предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Наказание может быть наложено в следующих случаях:
На автомобиле одновременно установлены шипованные и нешипованные шины.
На одной оси автомобиля установлены различные покрышки.
В завершение хочу еще раз подчеркнуть, что использование различных покрышек на автомобиле ведет к тому, что разные колеса имеют разный коэффициент сцепления с дорогой. А это может привести к развороту автомобиля или к ДТП. Так что при установке резины в первую очередь нужно думать о собственной безопасности, а не о небольшом штрафе за указанное нарушение.
Источник
Шире, больше, краше. Установка нештатных колёс
Новые шины и диски — самый простой и распространённый вид тюнинга, доступный любому автолюбителю. Бесспорно, колёса штатной заводской размерности оптимальны с точки зрения комфорта и экономичности. Но иногда важнее другие качества: управляемость, сцепление с дорогой, проходимость, внешний вид. Поговорим о том, насколько далеко можно зайти в колёсном тюнинге и каковы последствия установки нестандартных покрышек.
Де-юре: можно ли ставить нестандартные шины
Прежде чем перейти к техническим нюансам, начнём с юридических: а можно ли вообще устанавливать на машину колёса, не предусмотренные автопроизводителем? В Правилах дорожного движения РФ есть особый перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. Колёсам и шинам в нём посвящено несколько абзацев.
Помимо хорошо известных автовладельцам пунктов о минимальной глубине протектора (1,6 мм для летних шин и 4 мм для зимних) и недопустимости установки разных покрышек на одну ось, в перечне есть и такое условие для запрета эксплуатации машины:
5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
Таким образом, установку шин неподходящего размера ПДД прямо запрещают. Правда, ответственность за это нарушение не слишком сурова: предупреждение или штраф 500 рублей (пункт 1 статьи 12.5 КоАП РФ). На практике инспекторы ГИБДД редко обращают внимание, какой размер шин установлен на автомобиле — конечно, если вы не ездите по городу на огромных колёсах от болотохода. Но вот ежегодный технический осмотр на нестандартных шинах не пройти — придётся хотя бы временно установить родные колёса.
Но зачастую сами автопроизводители устанавливают на одну и ту же машину колёса разного размера, в зависимости от комплектации. Например, новая Toyota Camry встречается и на обычных «гражданских» колёсах 215/60 R16, и на более стильных 215/55 R17, и на низкопрофильных 235/45 R18. Все эти размерности шин указаны в заводской инструкции по эксплуатации, и при желании их можно установить самостоятельно. Такой тюнинг полностью легален, вопрос лишь в его целесообразности. Давайте посмотрим, как изменятся ходовые качества автомобиля при переходе на другой размер колёс.
Ширина шины
Ширина шины — её ключевая характеристика и первая цифра в маркировке размерности. Например, ширина колеса 195/65 R15 — 195 мм; 205/55 R16 — 205 мм, и т. д.
Чем шире шина, тем больше площадь её контакта с дорогой, что улучшает курсовую устойчивость и сцепление с асфальтом, столь нужное для мощных автомобилей. Оптимальная ширина покрышек подбирается инженерами исходя из характеристик двигателя, массы, колёсной базы и колеи машины. Но многие автомобилисты устанавливают широкие шины без объективной необходимости, а просто как элемент внешнего тюнинга (подобно спойлеру или агрессивному выхлопу), чтобы машина выглядела мощнее, чем на самом деле.
К сожалению, у широких шин есть и существенные минусы. В первую очередь, это низкая стойкость к аквапланированию: на широких колёсах автомобиль менее стабилен на залитой водой дороге. В контрольных замерах «Авторевю», проведённых на тестовом полигоне с искусственным поливом, широкие шины 255/45 R19 «всплыли» уже на скоростях от 85 до 94 км/ч. Более узкие покрышки 215/65 R17 продолжали цепляться за дорогу вплоть до скоростей 95–98 км/ч. Средняя разница 10 км/ч весьма существенна. Вывод прост: снижайте скорость на мокрой дороге, если едете на широких шинах.
Расшифровка размеров автомобильных шин
На зимней дороге широкие шины — также не лучший выбор. Большое пятно контакта шины, бывшее преимуществом на сухом асфальте, становится существенным недостатком на скользком покрытии. Меньшее удельное давление на поверхность не позволяет широкой шине эффективно цепляться за лёд, сопротивляясь скольжению. На снегу картина схожая: широкие шины нагребают снег перед собой, в то время как узкие эффективно режут сугробы.
Также среди минусов излишне широких шин нужно упомянуть повышенный расход топлива и шумность; ведь чем шире покрышка, тем больше сопротивление качению. Тщательно взвесьте все эти факторы, прежде чем переходить на более широкие колёса.
Плюсы и минусы широких шин:
✅ Устойчивость машины на сухом асфальте.
✅ Надёжное сцепление с дорогой на сухом асфальте.
✅ Агрессивный внешний вид.
⛔ Снижение стойкости к аквапланированию.
⛔ Снижение проходимости зимой.
⛔ Повышенная шумность.
⛔ Повышенный расход топлива.
Высота профиля шины
Профиль — это высота боковины шины, расстояние от диска до наружной кромки колеса. В маркировке шины профиль указан двузначным числом — процентом от ширины. Например, у шины 195/65 R15 высота профиля составляет 65% от 195, т. е. 126,75 мм. Поэтому ширина шины влияет и на её высоту: значение профиля колеса 205/65 R15 будет выше, чем у более узкой покрышки 195/65 R15.
Высота профиля непосредственно влияет на управляемость автомобиля. Чем ниже боковина шины, тем меньше резина деформируется в повороте — машина чётче следует по траектории и точнее реагирует на повороты руля. Поэтому низкопрофильные шины так ценятся владельцами спортивных автомобилей.
Разумеется, за лучшую управляемость и «собранность» машины на шинах с низким профилем приходится чем-то платить. Прежде всего, комфортом — точнее, его отсутствием. Колёса — важные элементы ходовой части: эластичная резина помогает подвеске гасить удары от дорожных неровностей. Чем меньший слой резины отделяет колёсный диск от дороги, тем слабее демпфирующий эффект, и тем ощутимее для водителя и пассажиров становится каждый стык на асфальте.
Езда на низком профиле не добавляет долговечности и подвеске. Жёсткие удары на ямах и колдобинах, почти не смягчаемые шинами, сокращают срок службы амортизаторов, сайлентблоков, шаровых опор и резиновых втулок. В зоне риска находятся и сами колёса: пробить низкопрофильную покрышку и повредить диск намного проще, чем при езде на стандартном профиле. Особенно если давление воздуха ниже рекомендуемого, поэтому следить за давлением в низкопрофильных шинах особенно важно.
Плюсы и минусы низкопрофильных шин:
✅ Чёткая управляемость машины.
✅ Стильный внешний вид.
⛔ Снижение ездового комфорта.
⛔ Уменьшение ресурса подвески.
⛔ Повышенный риск повреждения колеса.
Диаметр колёсного диска
Увеличение диаметра колёсных дисков неразрывно связано с уменьшением высоты профиля шин. Что из этого причина, а что следствие — зависит от ситуации. Кто-то хочет добиться лучшей управляемости, поэтому переходит на низкопрофильные шины, которым требуются большие диски. Для кого-то сами крупные диски являются желанной целью, а профиль шин приходится уменьшать, чтобы колёса поместились в арки. В любом случае работает обратная зависимость: меньше профиль — больше диск (и наоборот).
Достоинства и недостатки перехода на низкопрофильные шины описаны выше. Плюс от увеличения диаметра самих колёсных дисков только один — стильный внешний вид, большие диски смотрятся очень выигрышно. Для многих автовладельцев это перевешивает все минусы. А они есть и помимо менее комфортной езды на низкопрофильных шинах. Например, увеличение массы колёс: большее количество металла относительно резины неизбежно добавляет лишние килограммы, да и шины на крупных дисках обычно тяжелее. Так, переход со штатных колёс R17 на R19 на Volkswagen Tiguan в сумме даёт увеличение неподрессоренных масс почти на 25 кг! Что, опять же, не добавляет долговечности подвеске.
Нельзя не упомянуть и о ценовом факторе. Чем больше диаметр дисков, тем дороже для них шины — при том, что каучука в низкопрофильной покрышке используется меньше. Парадокс? Отнюдь нет: шина с низким профилем требует более прочного корда и усиленных боковин, поэтому заметно дороже в производстве.
Плюсы и минусы больших колёсных дисков:
✅ Стильный внешний вид.
⛔ Увеличение массы колёс.
⛔ Увеличение стоимости шин.
Общий диаметр колеса и безопасные допуски
Общий диаметр — высота от земли до верхней точки колеса. Этот параметр влияет на работу электронных систем автомобиля: бортового компьютера, спидометра и одометра, ABS и системы стабилизации — все они рассчитаны на определённый диаметр колёс. Для обычной гражданской эксплуатации не рекомендуется изменять высоту колёс более чем на 3%.
От диаметра колёс напрямую зависит дорожный просвет (клиренс) автомобиля, поэтому «правило трёх процентов» умышленно нарушают при подготовке машины к покорению бездорожья. Но нужно понимать, что разгоняться, управляться и тормозить автомобиль будет совсем не так, как было задумано на заводе.
На общий диаметр колеса влияют все описанные выше параметры: и размер диска, и высота профиля шины, и её ширина, поскольку от неё зависит точное значение профиля. Если вы меняете какую-то размерность (например, диаметр диска), то другими параметрами нужно компенсировать изменение общего диаметра колеса. Именно так подобраны заводские размеры: в примере с Toyota Camry диаметры трёх совершенно разных колёс (215/60 R16, 215/55 R17, 235/45 R18) отличаются всего на 1%.
Для сравнения шин разных размерностей есть специальные онлайн-инструменты — шинные калькуляторы, позволяющие рассчитать изменение общего диаметра колеса. Шинный калькулятор уже встроен в подборщик шин Гиперавто, который предлагает альтернативные размеры шин, не выходя за рамки безопасных допусков.
Источник
Nissan Qashqai [Brutal Car] ›
Бортжурнал ›
26. Что будет если… поставить колеса нестандартного размера
В период наступления зимы вопрос выбора резины выходит на первый план. Ни для кого не секрет, что зимние шины дороже летних и к процессу их выбора надо подходить более основательно. Чтоб размеры и рисунок протектора соответствовали, да и высота была не менее 6 мм. То есть – для холодной поры года желательно особенно следовать параметрам, предписанным заводом-изготовителем.
Эти истины известны многим автомобилистам, но далеко не все их соблюдают.
Ради чего все это
Для начала, как обычно, поразмышляем – что движет людьми отойти от заводских норм и стандартов? Вне зависимости от поры года.
Первое и самое распространенное – быть не как все, выделяться в потоке. К примеру, купили вы себе вожделенные диски большего диаметра, а вместе с ними и низкопрофильную резину. Автомобиль моментально приобрел спортивный внешний вид, но это чисто эстетическая сторона. О практической поговорим дальше.
карета
Второй вариант – нехватка денег. В итоге, купленные (или подаренные кем-то) задешево б.у. варианты того что было, из серии: “едет, и хорошо”.
И третий вариант – у человека свой взгляд на то, какие колеса будут лучше для его “железного коня”.
А теперь давайте рассмотрим, какие могут быть последствия от таких решений.
Мелочи жизни
Самый безобидный вариант — колеса нестандартного размера вызовут погрешности спидометра и одометра. Причем речь идет не просто о колесных дисках, а именно о колесе в сборе (диске с установленной на него шиной). Общая закономерность такова: чем больше внешний диаметр колеса, тем выше максимальная скорость автомобиля и ниже его разгонная динамика — и наоборот.
салон
Очевидно, что за один оборот большое колесо проходит более длинный путь, чем колесо меньшего диаметра. Но при этом оно обладает значительной инерцией, и двигателю сложнее его проворачивать.
Мнение народа
Бытует мнение, что для езды по снегу и грязи надо выбирать резину поуже, а для асфальта – пошире. Если автолюбитель переходит на использование шин другого размера – например, более широкого, — то в случае с летними шинами автомобиль получает небольшое преимущество в управляемости и курсовой устойчивости.
разный радиус
Что же касается зимних шин, то улучшения характеристик при изменении размера шин при движении по асфальту нет вообще, а при движении по льду и снегу они незначительны. Хотя в некоторых случаях правильным подбором колес можно действительно добиться лучшей устойчивости автомобиля, повышения управляемости и даже снижения расхода бензина.
Заводские параметры
Иногда на одну и ту же машину (с разными по мощности двигателями) завод-производитель рекомендует шины разного типоразмера. Существуют специальные каталоги, в них четко определены все виды покрышек с точными размерами, подходящие для конкретной модели авто.
табличка
Эту информацию можно найти и на двери со стороны водителя (изнутри). На специальной табличке помещена информация о размерах шин, рекомендуемых производителем, разрешенные критерии нагрузки и скорости, а также оптимальное давление в шинах. Этим данным вполне можно доверять и смело следовать предложенным рекомендациям.
Широкая резина
Если вы решили установить более широкие шины, то убедитесь, что при поворачивании колес и при полной загрузке автомобиля они не будут задевать за части подвески и колесные арки.
широкая резина
Но не стоит забывать о том, что установка дисков и шин нестандартного размера может в большой степени повлиять на износ некоторых узлов подвески и рулевого управления. Так, например, диски с вылетом большим, чем тот, на который рассчитан автомобиль, могут достаточно быстро вывести из строя подшипники ступиц передних колес.
Высокий профиль
Рассмотрим вариант установки колес большего диаметра. Что часто привлекает водителей — применение таких колес позволит повысить клиренс автомобиля и несколько сэкономить на топливе, поскольку большое колесо за один оборот проходит чуть большее расстояние.
высокий профиль
Но в этом случае также возможны нюансы. Например, если машина имеет небольшую мощность двигателя, то ей потребуется большая нагрузка, чтобы раскрутить колесо большого диаметра, а значит, возрастает расход бензина.
Меньшая высота
Очевидно, что, если будут установлены автошины меньшего диаметра, то клиренс автомобиля значительно сократится. Следствием этого может стать регулярное цепляние днищем за бордюры или любые препятствия на трассе. Помимо этого, колесо меньшего размера будет служить меньше.
низкий профиль
оскольку при создании автомобиля его разработчики уделяют внимание и диаметру шин, они имеют определенные стандарты, присущие именно данной марке, учитываются скоростные показатели и масса автомобиля. Естественно, что колеса меньшего размера должны будут выдерживать тот же вес, но их ресурс не рассчитан на это, поэтому автошины быстро выйдут из строя.
Вывод
В итоге, принимая во внимание все эти моменты, необходимо понимать, что только четкое следование руководству по эксплуатации автомобиля и установка рекомендуемых по размеру и другим показателям колес помогут не только уверенно чувствовать себя на дороге, но и значительно продлить срок эксплуатации самих колес и вашего транспортного средства.
Источник