Можно ли использовать схемы анализа урока советского времени
АНАЛИЗ УРОКА ИСТОРИИ «Социально-экономическое развитие Советского государства в 20-е годы » (11 клас)
Приложение 3. Анализ урока
АНАЛИЗ УРОКА истории
«Социально-экономическое развитие Советского государства в 20-е годы »
Анализ целей урока
1. Цели урока соответствуют программному материалу, поставлены в соответствии с учетом программных требований, содержания материала, формирования необходимых универсальных учебных действий обучающихся.
2. Цели урока учитывают место урока в системе уроков по данной теме, подготовленности учеников.
3. Перед классом были постановлены учебные задачи самостоятельной и мотивированно — организованной познавательной деятельности обучающихся от постановки цели до получения и оценки результатов.
II. Содержание урока
1. Содержание урока соответствует требованиям стандарта среднего общего образования и учебной программы по истории России. Учителем были изложены научно достоверные и сведения темы урока
2. Урок был четко построен, этапы логичны и взаимосвязаны, все определения были изложены в полном объеме. В начале урока была проведена актуализация знанийпо теме. Затем был выделен главный объект прочного усвоения темы.
3. Уровень изложения материала учителем соответствует уровню понимания содержания учениками и объединению занятия вокруг ключевых идей выделения главного объекта прочного усвоения
4. В содержание темы включены достижения науки и техники: использование ИКТ.
5. На уроке реализован принцип политехнизма, при заполнении таблицы раскрыто значение знаний для практики, их применение в настоящее время.
6. Материал темы эффективно использовался для формирования научного мировоззрения, идейно-политического воспитания. На уроке были созданы ситуации способствующие формированию у ученика собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своих мировоззренческих взглядов.
7. Учителем на уроке использованы различные источники информации, были сформированы умения связанные с извлечением необходимой информации из источников различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма)
8. На уроке осуществлены межпредметные связи с обществознанием, экономикой, географией, математикой.
III. Качество знаний учащихся
1. Использование элементов причинно-следственного структурно-функционального, временного и пространственного анализа обучающиеся показали высокую степень достоверности и доказательности ответов, соответствие их знаний современному уровню содержания предмета и требованиям учебной программы.
2. На уроке учащимся предоставлялась возможность самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, созданы для этого предпосылки.
3. Комментируя ответы учащихся учитель удачно подчеркивал их значение стимулируя творческую активность учащихся, создавая условия и предпосылки для реализации ими собственных проектов.
IV. Методика проведения урока.
1. Использованные учителем методы, приемы и средства обучения соответствуют цели и содержанию урока. На уроке были использованы следующие методы и приемы: частично-поисковый, проблемный, устный опрос обучающихся, беседа, практический, метод обратной связи. Наиболее эффективным было применение практического и поискового метода.
2. Учитель работал над формированием точки зрения учеников по теме урока, старался вырабатывать умение высказывать свое мнение, не бояться ошибаться, делать выводы продолжил формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы, участвовать в обсуждении и аргументировано отстаивать свою точку зрения; развивать умение выделять главное и устанавливать причинно – следственные связи; развивать навыки грамотной устной речи
3. В ходе организации работы учащихся на уроке была эффективно решена воспитательная задача урока.
4. Учащиеся усвоили материал, закрепительные упражнения (тест) показали высокий уровень освоенности материала
5. На уроке использовались различные варианты тренировочных упражнений. На этапе повторения пройденного был использован блиц – опрос, на этапе актуализации знаний – беседа. Изучение нового материала было организовано практически (составление схемы, таблицы), а на этапе закрепления был проведен тест. Домашнее задание имело творческий характер: «Представьте, что вы оказались на собрании заводской ячейки РКП(б) в начальный период НЭПа. Подготовьте тезисы выступлений сторонников и противников НЭПа».
6. На уроке эффективно использовались наглядные пособия и технические средства обучения.
7. На протяжении всего урока прослеживалась логическая связь нового материала с ранее изученным, и было организовано повторение пройденного.
8. На уроке использованы приемы индивидуализации обучения, использование раздаточного дидактического материала, организация групповой работы школьников работа с первоисточником: «Из доклада В. И. Ленина « Новая экономическая политика и задачи политпросветов» от 17 октября 1921 года « Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики» и « Постановление X съезда Советов по вопросам НЭПа и промышленности» от 28 декабря 1921 года.
9. Закрепление материала: работа с учебником, выполнение теста,
10. Домашнее задание выбрано с условием возрастных и интеллектуальных особенностей учеников: для всех обучающихся задан параграф, для мотивированных обучающихся творческое задание: «Представьте, что вы оказались на собрании заводской ячейки РКП(б) в начальный период НЭПа. Подготовьте тезисы выступлений сторонников и противников НЭПа».
11. В ходе заполнения таблицы и схемы на уроке соблюдался единый орфографический режим.
V. Организация урока
1. Тип урока комбинированный, присутствует логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока, структура урока соответствует его целям и типу.
2. На партах у обучающихся лежали тетради, учебники, ручки, дневники.
3. Распределение времени по этапам урока правильное. На всех этапах урока ученики были активны и работоспособны.
4. Обучающиеся ознакомлены с темой, планом и конкретными заданиями урока; были подведены итоги урока.
5. На всех этапах урока ученики были активны и работоспособны. Тема урока учащимся была интересна. Ребята старались высказывать свое мнение на уроке.
VI. Соблюдение учителем психолого-педагогических, этических и санитарно-гигиенических требований к уроку
1. Учителем соблюдены педагогический такт, нормы педагогической этики. Темп речи учителя средний. Рассказы учителя использовались мало
2. Морально-психологический климат на уроке дружелюбный. Психологическая обстановка доброжелательная.
3. Собранность и внимательность учителя на уроке, его самообладание, стиль и тон в его работе соответствуют нормам. Внешний вид, манеры поведения учителя допустимы.
4. Учитель быстро реагировал на нестандартные ситуации, ему присущи наблюдательность, вдумчивость, находчивость, аккуратность учителя.
5. Обстановка в классе: в классе чисто, уровень освещенности соответствует нормам, кабинет проветрен. Во время урока была проведена физкультминутка.
Выводы и предложения
1. По результативности: образовательной и воспитательной эффективности, содействию общему развитию учащихся урок соответствует требованиям. Цели урока достигнуты.
2. Основные достоинства урока: урок соответствовал следующим дидактическим целям: научности, последовательности и систематичности, доступности, прочности, сознательности, активности, наглядности, связи теории и практики. Недостатки: не все обучающиеся активно работали.
3. Учитель учитывает ранее высказанные замечания и рекомендации.
4. Предложения по закреплению и совершенствованию положительных качеств урока и преодолению недостатков: продолжать применение проблемного метода обучения и активнее вовлекать всех обучающихся в процесс обучения.
5. Рекомендации учителя по изучению соответствующей литературы, посещению уроков других учителей: посетить уроки опытных учителей школы, с целью совершенствования педагогического мастерства.
2. Выполните следующие задания на материале любого урока истории, данного коллегой.
Задание 1. Провести наблюдение начала урока
Вопросы для наблюдения:
С чего начинается урок? Что сделал учитель для организации порядка в классе, мобилизации внимания учащихся, быстрого включения всех детей в активную работу?
Учитель начал урок с блиц опроса, чем мобилизовал внимание обучающихся и способствовал быстрому включению всех детей в активную работу.
Как была сформулирована учителем цель предстоящего урока? Была ли она принята всеми или большинством учащихся?
Тема урока была сформулирована обучающимися на основе актуализации знаний, проведенной в форме анализа экономической и политической ситуации в России (Осенью 1920 года разразился глубокий экономический и политический кризис, который представлял угрозу существованию Советской власти. Как из него выйти?).
Были ли в классе ученики, которые с самого начала урока «выпали» из общего рабочего ритма, «отключились»? Какие меры принял учитель для вовлечения их в работу?
Если обучающиеся отключались в ходе урока, учитель задавал им проблемные вопросы, над которыми они должны были подумать.
Как бы Вы построили начало этого урока? Сделайте краткую запись. Дайте обоснование предложенного Вами варианта.
Я бы показала видеофрагмент исторической эпохи, т.к. визуальный метод, на мой взгляд, более эффективен.
Задание 2. Провести наблюдения и анализ изучения нового материала на уроке.
Вопросы для наблюдения:
С чего началось изучение нового материала на уроке? Можно ли было четко выделить момент перехода к новому материалу? Как было построено изучение нового материала?
Изучение нового материала началось с выделения и формулирования причины введения НЭП. Затем была составлена схема «Причины перехода и цели НЭПа». В заключении изучения новой темы учащиеся самостоятельно заполнили сравнительную таблицу «НЭП» и «Военный коммунизм».
Какие средства обучения были использованы учителем при изучении новой темы? Насколько удачно они были соотнесены с характером материала? Организация какого типа познавательной деятельности учащихся (репродуктивного, творческого) они способствовали?
На уроке удачно использовались учебники, наглядные и технические средства обучения, которые способствовали творческой познавательной деятельности учащихся.
Какими методами обучения воспользовался учитель? Насколько они отвечали цели урока, возрастным особенностям учащихся, характеру материала?
На уроке были использованы следующие методы и приемы: частично-поисковый, проблемный, устный опрос обучающихся, беседа, работа с книгой практический, тестовый контроль, метод обратной связи. Наиболее эффективным было применение практического и поискового метода. Приемы обучения: чтение вслух, составление плана текста, заполнение таблицы по прочитанному материалу, составление логической схемы прочитанного.
Удалось ли учителю охватить активной деятельностью всех учащихся? В связи с рассмотрением каких вопросов активность детей была наибольшей? Все ли ученики заняты всё время делом, требующим внимания? Что помогает организации внимания учащихся на уроке?
90% обучающихся были охвачены активной деятельностью. Наибольшая активность наблюдалась при рассмотрении вопросов блиц – опроса. Организации внимания способствует постоянная занятость обучающихся.
Как владеет учитель избранными им методами обучения? Какими методами и приемами он пользуется наиболее часто? Чем это вызвано?
Учитель владеет избранными методами на высоком уровне. Наиболее часто пользуется проблемным методом, т.к. тема урока предполагает решение проблемных вопросов.
Побеседуйте со своим соседом по парте (учеником), чтобы выяснить, разобрался ли он в новом материале, насколько глубоко его осмыслил? Что мешало осмыслить материал и как этого избежать?
В беседе с обучающимися выяснилось, что материал он понял, осмыслил, но не понимает, почему страна не пошла по пути развития предложенной сторонниками НЭПа.
Что бы Вы изменили в изучении нового материала на этом уроке с целью повышения его эффективности? Дайте свой вариант плана изучения и краткое обоснование. Прорепетируйте изложение в присутствии своих товарищей. Спросите их мнение.
В изучении нового материала я бы не изменила метод изучения, но работу с первоисточником, сделала бы в виде презентации, т.к. считаю, что наглядность дает больший эффект в обучении.
Задание 3. Провести наблюдение проверки знаний учащихся учителем на уроке
Вопросы для наблюдения:
Какое место на уроке занимает проверка знаний? Сколько времени затрачивает учитель на проверку знаний учащихся? Сколько человек было опрошено? Какие оценки поставлены?
Проверка знаний занимает 20 % урока, во время блиц – опроса было опрошено 5 человек, еще 6 человек были опрошены во время актуализации знаний, оценки: «5» — 2 человека, «4» — 7 человек, «3» — 2 человека. В качестве закрепления был проеден тестовый контроль, с которым справились все обучающиеся.
Какие формы проверки знаний использует учитель (фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельная работа учащихся, комментированные упражнения, перфокарты и т.п.)?
Учитель использует следующие формы проверки знаний: блиц – опрос, устный ответ, тестовый контроль.
Зафиксируйте формулировки вопросов учителя. Какой вид познавательной деятельности они вызывают? Какие вопросы остались без четкого исчерпывающего ответа?
Вопросы учителя вызывают частично поисковый (эвристический), исследовательский вид познавательной деятельности. Носят характер проблемного изложения.
Каков стиль взаимоотношений учителя и учащихся в процессе проверки знаний? Как осуществляется оценка знаний? Какие оценочные суждения (положительные, негативные, нейтральные чаще всего использует учитель? Приведите примеры оценочных суждений учителя. Как они способствовали активизации учащихся в ходе опроса?
Стиль взаимоотношений учителя и учащихся в процессе проверки знаний и психологическая обстановка в классе доброжелательная, осуществляется адекватная оценка знаний. Учитель чаще всего использует положительные или нейтральные оценочные суждения.
5. Какие предложения можно внести по совершенствованию опроса и других методов проверки и оценки знаний с позиций новых требований к учебному процессу в школе?
Важно использовать самоконтроль и взаимоконтроль обучающимися
— дифференцированность при проверке знаний; присутствует
— умеет ли учитель распределять внимание (слушать отвечающего, мысленно отмечать ошибки, думать об оценке, которая охарактеризует ответ в целом, и главное — не упускать из виду класс, занять его полезным делом); в полной мере
— имели ли место наводящие и разъясняющие вопросы? иногда
— психологическая обстановка в процессе проведения опроса: доброжелательная
— отношение учителя к отвечающему ученику: позитивное
Задание 4. Провести изучение методики определения заданий на дом
Вопросы для наблюдения и анализа:
Когда осуществляется учителем определение задания на дом, на каком этапе урока? Насколько целесообразен выбор времени учителем?
Задание на дом было дано после заполнения сравнительной таблицы. Время выбрано целесообразно.
Какой характер носит домашнее задание по форме и содержанию? Как оно согласуется с изучением нового материала, его закреплением? Насколько подробно и обстоятельно инструктирует учитель учащихся по домашнему заданию?
Домашнее задание выбрано с условием возрастных и интеллектуальных особенностей учеников: для всех обучающихся задан параграф, для мотивированных обучающихся творческое задание: «Представьте, что вы оказались на собрании заводской ячейки РКП(б) в начальный период НЭПа. Подготовьте тезисы выступлений сторонников и противников НЭПа».
Оцените объем домашнего задания. Выясните мнение сильного и слабого ученика о том, сколько времени ему потребуется на выполнение домашней работы? Проделайте сами задание и зафиксируйте время, затраченное Вами на его выполнение?
Объем домашнего задания по мнение сильного ученика небольшой, на выполнение задания потребуется 30 – 40 минут, для слабого ученика потребуется такое же время, но без выполнения творческого задания. Мною затрачено на выполнение задания 20-30 минут.
Как учитывает учитель интересы и склонности отдельных учащихся при определении характера их домашней работы? Есть ли попытки дифференцировать задания в зависимости от степени подготовленности учащихся? Если Вы заметили недостатки в проверке и оценке знаний, предложите свой вариант и дайте краткое его обоснование.
Учитель учитывает интересы и склонности отдельных учащихся при определении характера их домашней работы. задания дифференцированы в зависимости от степени подготовленности учащихся.
Не наблюдается ли перегрузки вообще, либо скрытной перегрузки.
Перегрузки вообще, либо скрытной перегрузки не наблюдается.
Задание 5. Наблюдение окончания урока, подведение его итогов
Вопросы для наблюдения:
Как закончился урок? Уложился ли учитель в его временные рамки?
Урок закончился на позитивной ноте с подведением итогов урока. Учитель уложился в его временные рамки.
Было ли специально оставлено время для вопросов учащихся? Какие вопросы задавали учащихся? О чем они свидетельствовали?
Специального времени для вопросов учащихся не отводилось, все вопросы задавались на каждом этапе урока.
Были ли подведены итоги урока? В какой форме это сделал учитель?
Итоги урока были подведены в форме анализа деятельности обучающихся на уроке, учитель поблагодарил детей за работу на уроке.
Источник
Руководителю ШМО. Схемы анализа уроков
Анализ урока
Предмет_________________________________________________________________
Тема урока_______________________________________________________________
Ф.И.О. учителя____________________________________________________________
Дата посещения___________________________________________________________
1.МОБИЛИЗИРУЮЩЕЕ НАЧАЛО:
Класс к уроку готов не готов
Тема урока дана не дана
Цели, задачи урока даны не даны
Ход урока дан не дан
2.СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ:
а) живое слово учителя д) практическая работа
б) использование доски е) самостоятельная работа
в)ТСО ж) индивидуальное занятие
г) лабораторная работа
3.УМЕНИЯ И НАВЫКИ______________________________________________________
____________________________________________________________________________
4.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
а) доступность
б) наглядность
в) научность
5. КОНТАКТ С КЛАССОМ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. ФОРМА РАБОТЫ:
а) фронтальная
б) индивидуальная
в) групповая
г) парная
д) ролевая игра
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
ДАНО: до звонка после звонка
с пояснением без пояснения
8. ДОЗИРОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
а) недостаточное
б) превышенное
в) оптимальное
9. ОЦЕНКИ ЗА УРОК:
«5» «4» «3» «2»
С пояснением без пояснения
10. АКТИВНОСТЬ КЛАССА:__________________________________________________
____________________________________________________________________________
11. РАБОТА СО СЛАБЫМИ:
а) индивидуальный подход
б) дифференцированный подход
в) не велась
12. ИТОГ УРОКА:_____________________________________________________________
подведён: не подведён:
ВЫВОДЫ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ:________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комплексный анализ урока
Содержание комплексного анализа урока может быть различным, но традиционно выделяются следующие его направления.
1. Анализ выполняемых учителем задач:
как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы учителя,
насколько полно достигнута дидактическая и воспитательная задачи урока;
в какой мере активизировалась познавательная деятельность школьников на разных этапах урока;
что стимулировало ответственное отношение учащихся к учебному труду;
насколько объективно оценивались знания, умения, навыки;
как осуществлялась связь теории с практикой;
насколько удачно сочетались содержание и методы обучения;
применялись ли на уроке технические средства;
что делалось учителем для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников;
как осуществлялась связь теории с практикой;
насколько удачно сочетались содержание и методы обучения;
применялись ли на уроке технические средства,
что делалось учителем для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.
2. Анализ воспитательного влияния урока:
как знания помогли осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, города, класса;
что на уроке способствовало воспитанию учащихся (эстетическому, умственному, трудовому, физическому) и профориентации;
каковы были отношения между учащимися, между учителем и учащимися.
3. Анализ педагогических возможностей и особенностей деятельности учителя.
Каким образом проявились способности, особенности личности и деятельности учителя:
педагогическая этика;
внешний вид;
умение «видеть» класс, активизировать и мотивировать труд учащихся;
определять типичные ошибки в работе школьников и устранять их;
оценивать результаты своего труда и итоги работы школьников;
умение быстро корректировать ход урока
4. Анализ деятельности учащихся на уроке:
учет учителем воспитанности и обучаемости школьников, результатов предшествующих занятий;
работоспособность учащихся на уроке (умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов);
развитие речи учащихся;
умение школьников применить теорию на практике.
Требования, предъявляемые к различным типам уроков
Комбинированный урок
Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы:
организационную часть;
проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала;
первичное закрепление новых знаний, применение их на практике;
инструктаж по домашнему заданию.
Организационная часть заключается в проверке наличия учащихся на уроке, готовности учебного кабинета к занятию. На первых уроках учителя в организационную часть входит знакомство с учащимися.
Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке школьников к восприятию нового материала.
При проверке и оценке знаний применяют
• индивидуальный устный опрос;
• опрос по карточкам;
• письменный опрос;
• опрос у доски;
• решение задач и другие способы опроса.
Для вовлечения большего числа учащихся в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе учителю целесообразно активизировать внимание класса путем рецензирования, исправлении и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность учащимся задавать вопросы учителю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала.
Если на уроке ставится цель подготовить учащихся к восприятию нового материала, учитель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая учащимся вопросы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала.
Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже — лекция. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно использование различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту учащихся; демонстрация фрагментов диафильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий.
Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Закрепление материала возможно в форме беседы (учитель задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы учащихся под руководством учителя (решение задач, чтение таблиц, диаграмм, составление технологических карт, работа с карточками-заданиями, со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование иллюстраций в учебниках и других учебных пособиях). При закреплении материала учитель выясняет, насколько правильно учащиеся поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их. При закреплении знаний нового материала можно использовать фрагменты диафильмов.
Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания, сложности и важности учебного материала.
Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его — закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Учитель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования по учебнику или дополнительной литературе (если это необходимо).
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Основная цель данного типа урока — дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания.
Изложение нового материала — основная часть этого типа урока — проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение диафильмов, слайдов и плакатов.
Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.
Урок повторения и обобщения полученных знаний
Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач, анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.
Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся, труд. Учащиеся решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами.
Урок применения знаний, умений и навыков
Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.
Основной метод обучения на уроке — самостоятельная работа учащихся. Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала инавыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях.
Краткий перечень методов обучения
По виду источников, из которых учащиеся приобретают знания, умения и навыки, методы обучения подразделяются на:
• словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, справочником, книгой), при которых источником знаний служит устное изложение учителя или материал учебника;
• наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений — таблиц, моделей, диафильмов, демонстрируемых учителем), при которых источником познания служат наглядные средства;
• практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда или экспериментов, упражнений, решение задач, выполнение трудовых заданий), при которых источником познания служит практическая работа учащихся
По виду деятельности учителя и учащихся методы обучения подразделяются на:
• метод изложения учебного материала учителем и руководство работой учащихся, а также проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструктаж, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);
• метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой).
Источник