Можно ли использовать ролики с ютуба
Содержание статьи
Правомерно ли использование видео с youtube на своём сайте?
Правомерно ли использование видео с youtube на своём сайте?
Pin
Lock
Рекомендованных ответов: 2 Ответов: 4 Пометок «Я тоже»: 2
Здравствуйте. Я прочитала справку по поводу авторского права, но так и не нашла ответ на данный вопрос (или просто не разобралась).
Собственно вопрос в заголовке: Правомерно ли использование видео с Youtube на своём сайте, если это делается с помощью стандартного функционала (встраивание на сайт).
Нужно ли мне сообщать автору, просить его разрешение на использование или открытая возможность встраивания уже подразумевает доступность этого видео для добавления на сайт?
Заранее спасибо за помощь
Рекомендованный ответ Рекомендованные ответы (2)
Здравствуйте!
Встраивание видео предусмотрено самим ютубе и не может быть нарушением.
С уважением,
Мальвина
Пользователь Google
рекомендовал это
Автор первой записи
отметил(а) сообщение как ответ
Рекомендовано на основе доступной информации
Наша автоматическая система анализирует ответы и выбирает тот, который с наибольшей вероятностью поможет решить проблему. Если он оказывается полезным, мы помечаем его как «Рекомендованный ответ».
Если вы используете плеер самого ютуба, то проблем нет.
Пользователь Google
рекомендовал это
Автор первой записи
отметил(а) сообщение как ответ
Рекомендовано на основе доступной информации
Наша автоматическая система анализирует ответы и выбирает тот, который с наибольшей вероятностью поможет решить проблему. Если он оказывается полезным, мы помечаем его как «Рекомендованный ответ».
Релевантный ответ Релевантные ответы (0)
Наша автоматическая система анализирует ответы и выбирает тот, который с наибольшей вероятностью поможет решить проблему.
Вопрос заблокирован. Ответить на него невозможно.
Не удалось прикрепить файл. Нажмите здесь, чтобы повторить попытку.
Изменить ссылку
Видимый текст:Ссылка:
Сейчас уведомления отключены и вы не получаете электронные письма о новых записях. Чтобы включить их, откройте свой профиль и перейдите в настройки уведомлений.
Удалить запись?
Все, что вы написали, будет удалено.
Personal information found
We found the following personal information in your message:
This information will be visible to anyone who visits or subscribes to notifications for this post. Are you sure you want to continue?
Ваш ответ будет удален из раздела «Ответы».
Уведомления отключены
Сейчас уведомления отключены и вы не получаете электронные письма о новых записях. Чтобы включить их, откройте свой профиль и перейдите в настройки уведомлений.
Пользователь Google
Значки
Некоторые участники могут получить значки, которые свидетельствуют о том, как и насколько активно их обладатели участвуют в жизни сообщества.
Сотрудник Google – наш специалист по какому-либо продукту или Менеджер сообщества.
Эксперт сообщества – сторонний специалист, который следит за качеством контента в сообществе.
Бриллиантовый эксперт по продуктам – участник сообщества, который досконально разбирается во всех нюансах работы с продуктом Google и помогает другим пользователям и экспертам.
Платиновый эксперт по продуктам – участник сообщества, который обладает глубокими знаниями продукта Google и помогает другим пользователям и экспертам.
Золотой эксперт по продуктам – участник сообщества, который отлично разбирается в особенностях продукта Google и отвечает на вопросы пользователей.
Серебряный эксперт по продуктам – участник сообщества, который достаточно хорошо знаком с продуктом Google и отвечает на вопросы пользователей.
Почетный эксперт по продуктам – знаток наших сервисов, который больше не принимает участия в жизни сообщества.
Контент в сообществе может быть не проверен или не актуален.
Источник
Добросовестное использование на YouTube
Добросовестное использование – это правовое понятие, согласно которому в некоторых ситуациях вы можете использовать материалы, защищенные авторским правом, не получая специальное разрешение от правообладателя.
Принципы добросовестного использования
В каждой стране понятие «добросовестное использование» трактуется по-своему. Например, в США чужой контент можно без разрешения подвергать творческой переработке для создания роликов с пояснениями, обзоров, научных и обучающих видео, а также новостных сюжетов. В некоторых других странах есть понятие честного поведения, которое может трактоваться иначе.
Суды проверяют добросовестное использование материалов для каждого конкретного случая. Если вы без разрешения включили в свое видео чужой контент и не до конца уверены, допустимо ли это в вашем случае, проконсультируйтесь с юристом. Это позволит вам избежать правового конфликта и судебного разбирательства.
Четыре критерия добросовестного использования
В США факт добросовестного использования определяет судья, оценивая каждый конкретный случай по четырем критериям. Они перечислены ниже.
1. Как и для чего используются материалы: коммерческое или некоммерческое использование
Обычно суды проверяют, носит ли работа производный характер, то есть изменен ли исходный замысел и содержание или же контент был просто скопирован.
Скорее всего, использование в коммерческих целях не будет считаться добросовестным, хотя есть способы получать прибыль от такого видео, не нарушая ничьих прав.
2. Какова суть работы, защищенной авторским правом
Если исходный материал основан на общеизвестных фактах, а не является художественным вымыслом, то его использование в производной работе с большей вероятностью может быть признано добросовестным.
3. Размер и значимость использованного фрагмента относительно всей работы, защищенной авторским правом
Если заимствован лишь небольшой фрагмент, такое использование скорее будет признано добросовестным, чем если вы скопировали значительную часть исходного произведения. Однако если в отрывке заключена основная идея оригинальной работы, то суд может встать на сторону правообладателя.
4. Последствия с точки зрения возможности дальнейшей продажи и ценности защищенного контента
Использование исходного произведения обычно не расценивается как добросовестное, если в результате правообладатель потерял прибыль. Впрочем, когда дело касается пародий, возможны исключения.
Примеры добросовестного использования
Ниже представлено несколько видео с примерами добросовестного использования контента.
Donald Duck Meets Glenn Beck in Right Wing Radio Duck | Donald Duck Meets Glenn Beck in Right Wing Radio Duck (Как Дональд Дак услышал речь Гленна Бека на консервативном радио)Видео на канале Pop Culture Detective Сочетая короткие выдержки из разных источников, автор создает видео с новым смыслом и показывает эффект провокационных передач во время экономического кризиса. Такие работы, дающие новое значение исходным материалам, можно считать примером добросовестного использования. |
Asiana to Sue KTVU for Broadcasting Fake, Racist Pilot Names (Авиакомпания Asiana Airlines подает в суд на канал KTVU за упоминание в эфире выдуманных имен пилотов с расистским подтекстом)Видео на канале TheRunListChannel Новости – это ещё одна сфера, в которой может действовать принцип добросовестного использования. Для примера мы взяли видео, посвященное ошибочному телевизионному репортажу. Автор этого ролика включил в свой сюжет фрагмент исходного видео, чтобы показать зрителям, где именно была допущена ошибка. |
Как мы защищаем авторов, следующих принципам добросовестного использования
Нередко правообладатели забывают о существовании принципов добросовестного использования и просят нас удалить видео, в которых их контент используется без разрешения, но по всем правилам. Если нам кажется, что проблем с роликом нет, мы просим владельца авторских прав проверить, действительно ли эти принципы нарушены. Нам это удается не всегда, так как заявок поступает много, но мы делаем все, что в наших силах.
А ещё для авторов, следующих принципам добросовестного использования, у нас есть специальная программа защиты. Ее условия таковы: если правообладатель потребует удалить видео, защищенное YouTube, и подаст на вас в суд, мы компенсируем ваши судебные расходы в размере до одного миллиона долларов. Благодаря этому авторы могут защитить свои работы, а наше сообщество видит положительные примеры и убеждается, что доктрина добросовестного использования действительно важна.
Примеры
Fracking Next Door
Примечание. Пока эти ролики доступны для просмотра только в США.
К сожалению, мы не можем предложить защиту всем, кто следует принципам добросовестного использования.
Каждый год мы отбираем лишь несколько наиболее показательных видео.
Стать участником программы может любой из авторов, но для этого он должен получить приглашение от нашего специалиста.
Восстановленные видео
Мы стараемся не только предоставить защиту, но и помочь авторам другими способами, например нередко просим правообладателей пересмотреть свои заявки. Примеры:
- Видео с канала The Young Turks, в которое в качестве иллюстрации были включены отрывки из широко обсуждаемого рекламного ролика.
- Ролик с канала Secular Talk c фрагментом выступления известного политика.
- Видео, в котором используются отрывки из двух фильмов про вампиров.
- Ролик с высказыванием известного человека, опубликованный на канале NationForMarriage.
Эта информация оказалась полезной?
Как можно улучшить эту статью?
Источник
Авторское право на YouTube: как использовать чужие видео и аудио в роликах
Многие начинающие блогеры выбирают для себя направление обозревателей. Что это значит? Когда вы создаете различные подборки, топы фильмов, музыкальных клипов, устраиваете обзоры на игры, сериалы и видео других ютуберов.
YouTube серьезно относится к авторскому праву, поэтому запрещает любое копирование видеороликов и музыкальных треков, кидая страйки или высылая предупреждения пользователям.
Авторское право защищает создателей и владельцев от использования их личных произведений (музыка, видео, фото, книги, картины и многое другое) другими лицами.
Простыми словами, если вы создаете видео — вы являетесь его единственным владельцем и за распространение на сторонних сайтах, за использование другими пользователями вы можете обратиться с иском в суд.
Выдавать чужое творчество за свое — не круто, а что делать тем, кто и не пытался этого делать? Написать под роликом автора? Купить музыку на iTunes? Нет, к сожалению, ни один из способов не сработает.
Команда Prodvigate провела свое «расследование» и нашла возможные варианты решения этой проблемы.
Если наши советы сработали, обязательно делитесь этой статьей с друзьями, мы будем благодарны!
Совет №1:
Чтобы получить разрешение на публикацию кусочков определенных видео или музыки, вам необходимо обращаться напрямую к правообладателю. Какие есть проблемы в этом способе: это дорого, иногда это просто невозможно.
Купить песню на iTunes не выход, вы должны получить заверенный документ, который вы отправляете модераторам YouTube. При этом, модераторы на YouTube решают — подходит им этот документ или нет. Даже если вы заплатили за это деньги, YouTube может счесть это недостаточным доказательством. Начинающему ютуберу, который хочет всего на всего делать обзоры на популярные клипы или создавать подборки интересных фильмов совершенно не выгодно покупать лицензию на каждый отрывок, который он собирается использовать.
Совет №2:
Совет касается музыки, которая будет играть фоном, пока вы проводите, например, стрим или записываете прохождение игры. Музыку на фоне YouTube распознает и обязательно отберет у вас возможность монетизации данного видео. Что мы можем предпринять? Использовать фоновую музыку с сайтов без авторских прав. Только в таком случае вы не рискуете получить страйк или предупреждение о нарушении авторских прав.
Совет №3:
Добросовестное использование (англ.Fair Use) — это правовое понятие, которое позволяет использовать некоторые материалы, не получая специального разрешения от правообладателя.
Важно уточнить, что в каждой стране понятие «добросовестного использования» будет трактоваться по-своему и иметь различные ограничения.
Исходный материал, который вы используете в своей работе должен быть переработан. Если вы заливаете на YouTube целый фильм и никаким образом его не видоизменяете — это пиратство и за это вы можете получить не только страйк, но и иск в суд от правообладателя. Если вы берете небольшой отрезок музыкального клипа, фильма или песни — такое использование считается добросовестным. Если ваш ролик длится 5-6 минут и в нем присутствует примерно 1 минута чужого контента с возможными комментариями или любыми другими коррективами, это вполне себе законно.
Опытные ютуберы делятся своим опытом и утверждают, что чужой материал до 15 секунд YouTube не банит и не отключает за это монетизацию вашего видео.
Единственное, что беспокоит YouTube — не потерял ли правообладатель прибыль от копирования его материала. Если вы не замышляете «наживаться» на чужом творчестве, пожалуйста, используйте отрывки, правообладателем которых вы не являетесь.
«Использование может быть признано добросовестным, только если вы существенно переработали исходный материал. Само по себе упоминание автора произведения не будет означать добросовестного использования скопированного контента. Например, фразы «все права принадлежат автору» и «взято у других людей» не означают, что вы добросовестно используете материалы или получили разрешение правообладателя на их использование», — информация, которую предоставляет нам справка YouTube.
Запомним главную информацию в тезисах:
- Используем ролики не больше 15 секунд
- Правообладатель не должен лишиться дохода
- Работа должна быть переработанной: в виде видеоколлажа или с вашим комментарием
Авторское право защищает не только других пользователей, но и ваши материалы, которые вы выкладываете в сеть. Поэтому, если вы замечаете, что другие люди выдают ваши материалы за свои, авторское право будет на вашей стороне.
Удачи в развитии вашего канала!
Обязательно поддержите нас лайком или комментарием, если эта статья была полезна и интересна вам. Для нас это самая большая благодарность.
Источник
Как использовать чужие видео на YouTube без проблем?
Можно ли правомерно загружать чужие видеоролики на свой YouTube-канал по договору/лицензии, не боясь каких-либо претензий со стороны правообладателя, алгоритмов видеоплатформы или же бана канала? Подробный ответ в видео:
Можно ли приобрести лицензию на контент в YouTube? Да, это действительно можно сделать. Купить можно как эксклюзивные, так и неэксклюзивные права на контент. Как именно можно использовать контент — прописывается в соглашении, заключаемом между вами и правообладателем.
Однако, есть и такой нюанс, что YouTube борется с дублирующим контентом, вплоть до того, что может забанить канал, который заливает дублирующий контент. Так что покупать лицензию на видео для загрузки на YouTube бесполезно, если это видео уже загружено или будет загружено на крупнейший видеохостинг кем-то ещё. И вы не ничего не объясните автоматизированным алгоритмам, выявляющим дублирующий контент.
Существующая лицензия Creative Commons по сути противоречит принципам YouTube относительно дублирующего контента, поэтому игнорируется механизмом выявления дубликатов видео.
YouTube борется с дублирующим контентом, независимо от типа лицензии на видео.
Нельзя брать свои же видео для перезалива их на другой свой канал (в том числе с целью адаптации копии своего канала под англоязычную аудиторию). Даже с другим аудиорядом на видеороликах будет выявляться дублирующий видеоряд.
В принципе, возможно восстановить канал, но достучаться до живых модераторов крайне сложно. Поэтому настоятельно не рекомендуется перезалив использованных ранее видео даже при наличии лицензии и всяческих договоров.
Чтобы использовать какое-то видео, уже загруженное на YouTube, следует либо придерживаться принципов добросовестного использования, либо полностью перерабатывать контент. И не важно о каком именно типе контента идёт речь — будь то видео с лицензией СС, либо видео, которое вам на каких-либо договорённостях сам автор разрешает перезаливать.
Также те видео, которые разрешено использовать с юридической точки зрения (контент, попадающий под определение «общественное достояние»), по факту далеко не всегда могут быть правомерны именно на ютубе с позиции работы алгоритмов, которые следят за уникальностью контента, загружаемого на видеохостинг.
Что делать, если вы используете фрагменты видео, на которое у вас есть грамотно оформленное лицензионное разрешение, и вдруг приходит заявка по системе Content ID? Нужно проверить следующие моменты:
- Кто является заявителем;
- На что заявлены права (аудио/видео или всё вместе);
- Точно ли у вас имеются необходимые лицензии на использование;
И когда вы убедились, что заявка неправомерна/ошибочна, то можете оспорить такую заявку, приложив ссылку на скачивание договора, подтверждающего ваши права. С первого раза может не получиться решить вопрос — тогда нужно будет отправить возражение повторно.
Если вы действительно имеете права на используемый контент, то вполне реально отстоять их, используя доступные инструменты YouTube.
В случае, если вы решили всерьёз заняться покупкой и использованием готового контента, то обязательно найдите юриста, который составит юридически грамотный договор, в котором:
- прописаны все аспекты, позволяющие использовать видео на YouTube в коммерческих целях;
- указан ваш канал;
- все доступные (и подходящие вам) способы использования контента;
- перечислен контент, который вы можете использовать;
- не будет никакой неоднозначности по поводу определения контента и разрешённых способов его использования;
Имея такой договор, который соответствует перечисленным выше пунктам, вы защитите свои права и оградите себя от различных посягательств (в том числе от неправомерных заявителей прав на контент).
Не покупайте лицензию тогда, когда в этом нет реальной необходимости.
И всё-таки, не забывайте про алгоритмы по борьбе с дублирующим контентом.
Источник
Как использовать чужой контент в своём видео и не «загреметь»?
Использование чужого контента в своих роликах – очень распространённая практика среди видеоблогеров. Заимствование может производиться для разных целей:
— комментарий;
— критика;
— нарезка лучших моментов;
— совмещение с другими фрагментами для преобразования в новый, оригинальный контент.
В большинстве случаев такое заимствование происходит безболезненно для автора контента, особенно если у канала небольшая аудитория. Но иногда приходится задуматься: А так вообще можно?
Недавно этот вопрос поставил под угрозу закрытия канал известного видеоблогера Евгения Баженова, a.k.a. BadСomedian, на платформе YouTube. Баженов стал одним из самых популярных блогеров в российском сегменте платформы благодаря своим беспощадным «обзорам на трэш, отечественный или зарубежный», в которых он высмеивает и обрушивается на фильмы, их создателей, актёров и Минкульт. Несмотря на разрушительную критику, огромную аудиторию канала (самые популярные обзоры набирали свыше 10 млн просмотров) и долгое время его существования (больше 8 лет), Баженову удавалось избегать прямых столкновений с правообладателями в суде на предмет правомерности использования чужого контента в своих обзорах. Все предыдущие конфликты заканчивались договорённостями сторон, жалобами через YouTube и, в крайних случаях, удалениями отдельных обзоров. Но тут кинокомпания Kinodanz, чей фильм «За гранью реальности» около года назад стал объектом очередного разноса Баженова, не выдержала и подала против него иск за нарушение авторских прав, о чём BadСomedian рассказал на своём канале:
На фоне широкого резонанса дела и шквала критики в адрес Kinodanz стороны заключили мировое соглашение, поэтому мы не узнаем мнения суда о том, кто был прав. С одной стороны, это хорошо, т.к. позволяет каждому остаться при своём мнении и продолжать работать, как раньше. Но плохо это тем, что у сообщества видеоблогеров так и не появилось чёткого понимания, в каких случаях их заимствование контента является правомерным, а в каких – нет. Именно этот вопрос мы проанализируем в этой статье.
ДОБРОСОВЕСТНОЕ (СВОБОДНОЕ) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Начнём с базовых понятий. Видеоконтент является охраняемым объектом авторского права – одной из областей права интеллектуальной собственности. Авторское право защищает оригинальные авторские произведения, выраженные в материальной форме. Таким образом, объектами авторского права являются книги, картины, песни, фильмы, но не абстрактные идеи или изобретения. Авторские права возникают у автора автоматически в момент создания произведения.
По общему правилу запрещается использовать объекты чужого авторского права без разрешения правообладателя. Но есть важное исключение, которое в:
— российском праве называется «свободное использование»
— в американском, на основе которого разработаны правила YouTube, – «fair use» («добросовестное использование»).
Именно это исключение позволяет использовать чужой контент для таких целей, как пародия, комментарий и критика.
Само собой, исключение имеет границы, за пределами которых использование перестаёт считаться добросовестным. Нельзя, например, полностью воспроизвести чей-то фильм, затем записать свои два слова и утверждать, что это добросовестное использование в целях комментария. В иске к BadComedian студия Kinodanz приводила как раз аргумент о том, что Баженов превысил объем допустимого цитирования фильма, т.е. заимствовал больше контента, чем требовалось для выражения своей критики.
1.Пользователи YouTube в России обязаны соблюдать как правила YouTube, так и российское законодательство о свободном использовании.
2.В противном случае может сложиться ситуация, в которой сам YouTube не посчитает ваш ролик нарушающим авторские права, но создателю в России будет предъявлен иск и требование об удалении ролика.
3.Если суд вынесет решение в пользу истца, YouTube будет обязан удалить ваш ролик.
ПРАВИЛА YOUTUBE
В части регулирования добросовестного использования YouTube следует принципам американского законодательства. Изначально в США эти принципы были выработаны судебной практикой, а в дальнейшем были закреплены и в законодательстве об авторском праве.
ДЛЯ АНАЛИЗА ДОБРОСОВЕСТНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИМЕНЯЮТСЯ ЧЕТЫРЕ ФАКТОРА:
1.Цель и характер использования, включая ответ на вопрос о том, содержит ли такое использование коммерческий характер или служит некоммерческим образовательным целям
2.Сущность произведения, охраняемого авторским правом
3.Объём и существенность использованной части по отношению ко всему произведению, защищаемому авторским правом
4.Влияние использования на потенциальный спрос или стоимость произведения, защищаемого авторским правом
Эти факторы всегда рассматриваются в совокупности, и ни один из них сам по себе не является решающим. Ниже мы разберём каждый из факторов и приведём примеры их применения.
ФАКТОР 1: ЦЕЛЬ И ХАРАКТЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Если использование чужого контента:
1.Способствует творческому обогащению общества
2.Носит преобразующий характер
3.Не подменяет собой оригинал исключительно для получения личной выгоды, то вероятность признания такого использования добросовестным вырастает.
ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ СТОИТ ПРИВЕСТИ ДВА ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ ПРИМЕРА:
I.ПРИМЕР С БАРБИ
Фотограф Том Форсайт использовал кукол Барби в собственном фотопроекте с целью высмеять современные представления о стандартах красоты и подвергнуть критике ценность, которую представляет Барби.
Производитель кукол подал к Форсайту иск о нарушении авторских прав, но суд в США пришел к выводу о том, что работа фотографа эффективно пародирует саму Барби, не подменяет собой оригинал и несет пользу всему обществу.
Использование также было признано добросовестным в биографичном фильме о жизни американской порноактрисы Линды Лавлэйс, в котором были воссозданы три сцены из порноролика с ее участием. Суд мотивировал решение тем, что эти сцены были воссозданы без наготы в непорнографическом фильме, то есть создатели произвели значительную переработку оригинала, преследовали информационную цель, а сам биографичный фильм не мог конкурировать с оригинальными роликами и вряд ли мог повлиять на доход владельцев авторских прав на оригинальные порноролики.
II.ПРИМЕР СО «ЩЕНКАМИ»
В другом деле фотограф Джефф Кунз заимствовал фотографии Арта Роджерза «Щенки» для своей скульптуры и строил свою защиту, апеллируя к тому, что скульптура носит пародийный характер.
Но Кунз проиграл, поскольку его работа пародировала не конкретно фотографии Роджерза, а общество в целом. Суд посчитал, что сатира на нравы общества не имеет отношения к пародии на конкретное произведение, а потому преобразования первичного произведения во что-то новое не произошло.
ФАКТОР 2: СУЩНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ОХРАНЯЕМОГО АВТОРСКИМ ПРАВОМ
Право предоставляет больший простор для заимствования фактов, поскольку их распространение приносит пользу обществу. Поэтому заимствование из биографий будет с большей вероятностью признано добросовестным, чем из вымышленных произведений. В целом этот фактор является наименее значимым из четырёх для установления добросовестности использования чужих произведений.
ФАКТОР 3: ОБЪЁМ И СУЩЕСТВЕННОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЧАСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ КО ВСЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ, ЗАЩИЩАЕМОМУ АВТОРСКИМ ПРАВОМ
Необходимо уделять огромное внимание тому, какой объем произведения вы заимствуете. Классическим примером недобросовестного использования является основополагающее дело 1841 года Folsom vs. Marsh, в котором ответчик скопировал 353 страницы из 12-томной биографии Джорджа Вашингтона в целях создания собственной работы. Суд посчитал, что целью такого заимствования являлась не справедливая критика, а замена и использование первоначальной работы. Тем самым, даже заимствование из биографий не предотвращает само по себе риск предъявления иска, если заимствование осуществляется в очень значительном объёме.
Примечательный пример, в котором суд признал использование добросовестным в связи с небольшим объёмом заимствования, – биографичный фильм о жизни Мухаммеда Али, в котором использовалась 41 секунда из фильма о его боксерском поединке.
Но даже заимствование малого объема может быть признано недобросовестным. Например, есть кейс, в котором телевизионная программа скопировала 1 минуту 15 секунд из 72-минутного фильма о Чарли Чаплине и использовала его в репортаже о смерти Чаплина. Суд счел, что взятые части составляли «сердце» фильма, его существо, а потому такое использование не может быть признано добросовестным, даже несмотря на малый объём заимствования.
ФАКТОР 4: ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ СПРОС ИЛИ СТОИМОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЗАЩИЩАЕМОГО АВТОРСКИМ ПРАВОМ
Если в результате заимствований коммерческая ценность первоначальной работы понижается, возможность ее распространения на рынке или продажи падают, ухудшается возможность обладателя прав на первоначальную работу извлекать с ее помощью доход, то всё это является серьёзным индикатором того, что заимствование будет признано недобросовестным. Но возможен и сценарий, в котором пародия сводит к нулю рыночную стоимость первоначальной работы, но при этом выполнена с добросовестным использованием: критика или пародия могут быть настолько хороши, что общество перестанет воспринимать оригинал всерьёз.
РОССИЙСКОЕ ПРАВО
1.Помимо правил YouTube, российские видеоблогеры, желающие заимствовать чей-то контент, обязаны соблюдать и российское законодательство о добросовестном использовании.
2.Особую значимость здесь имеют положения статьи 1274 Гражданского кодекса, предусматривающей свободное использование произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях.
Закон не устанавливает чётких критериев добросовестности, но определённые ориентиры можно найти в судебной практике. Например:
При использовании объекта чужого авторского права следует задаваться вопросом: повысилась ли ценность оригинала в результате вашего взаимодействия с ним, привнесён ли новый смысл?
Основные категории добросовестности по российскому праву – это:
— комментарии;
— критика;
— пародии;
При создании пародии оригинальное произведение должно быть в центренового, а не быть его фоном или вспомогательным средством, и оригинал должен легко узнаваться из содержания пародии.
При этом нужно быть осторожным, чтобы новый контент не порочилчесть и достоинство автора оригинала.
Стоит добавить, что закон позволяет цитировать любые произведения науки, искусства и литературы, в частности, фотографии и видео, а не только текст. Долгое время правообладатели фотографий, например, известный блогер Илья Варламов, судились со средствами массовой информации, использующими их фотографии. Суд по интеллектуальным правам поддерживал правообладателей, говоря о том, что цитирование фотографий невозможно. Ситуация изменилась после рассмотрения Верховным судом РФ дела по иску Варламова против ООО «Архи.ру», в котором Верховный суд РФ встал на сторону пользователей, осуществляющих заимствование в целях цитирования.
Но в целом российская судебная практика так же, как американская, оперирует требованиями к объему производимых заимствований, к влиянию нового объекта на коммерческую ценность оригинала и к цели создания произведения, поэтому исполнения требований YouTube по этим критериям будет достаточно для того, чтобы обезопасить себя от претензий авторов заимствованных произведений.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ YOUTUBE
Итак, если вы собираетесь использовать чужой контент, схема ниже поможет вам оценить добросовестность такого использования.
О ДИСКЛЕЙМЕРЕ
Хоть дисклеймер (правовая оговорка) сам по себе не снимает ответственность за нарушение чужих авторских прав, его наличие может помочь избежать дополнительной ответственности за умышленное недобросовестное использование чужого произведения. Дисклеймер может быть выражен по-разному, и мы предлагаем следующую формулировку, на которую предоставляем свободную лицензию для вашего использования:
Любое заимствование содержимого без согласия его автора осуществляется в соответствии с правилами YouTube и законодательством РФ о добросовестном (свободном) использовании.
ПРИМЕНЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ К BADCOMEDIAN
А теперь, применяя вышеизложенные принципы, позволим себе немного порассуждать о вероятном исходе иска к BadComedian, если бы дело дошло до суда:
- Объём заимствования. Обзор на фильм «За гранью реальности» длится 31 минуту, в то время как сам фильм идет 1 час 42 минуты. Таким образом, BadComedian заимствовал не более 30% фильма, но нельзя сказать, что такой объём незначителен.
- Цель заимствования. Ролики Баженова очень влиятельны и способствуют активному обсуждению обозреваемых фильмов в обществе, что говорит о ценности обзоров как произведений кинокритики. BadComedian переосмысливает фильм и влияет на отношение своей аудитории к фильму, его создателям и Министерству Культуры РФ как главному спонсору. В то же время, пользователи YouTube оставляют блогеру пожертвования, на которые он живёт и создаёт новые ролики. Поэтому цель заимствования здесь не является решающим фактором в анализе добросовестности.
- Влияние на коммерческую ценность оригинала. На первый взгляд, кажется, что обзоры BadComedian не могут повлиять на рыночный потенциал фильма иначе как отрицательно. Даже несмотря на то, что обзоры выходят на канале уже после окончания проката фильма в кинотеатрах, они всё равно влияют на возможность распространения фильма в цифровом формате, ухудшают репутацию создателей и снижают их потенциальные будущие доходы. Но довольно распространено явление, применимое к фильму «За гранью реальности», когда обзор Баженова делает фильм более популярным, т.к. до обзора о нём практически никто не знает. Даже люди, посмотревшие обзор, иногда покупают фильм только для того, чтобы посмеяться над ним. Это приносит создателям фильма доход, которого не было бы без обзора BadComedian.
Таким образом, ни один из факторов не играет ключевую роль в пользу ни одной из сторон, но суд, скорее всего, пришел бы к выводу о добросовестности использования. Отсутствие чрезмерного заимствования, подлинный критический характер обзора, его переосмысление и нейтральный эффек