Можно ли использовать результаты соут для производственного контроля

Роспотребнадзор (стенд)

О возможности использования результатов специальной оценки условий труда при проведении производственного контроля

Управление Роспотребнадзора по Самарской области по информации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по вопросам дублирования полномочий Минтруда России и Роспотребнадзора при проведении специальной оценки условий труда и производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в части проведения лабораторно-инструментальных измерений и исследований на рабочих местах, разъясняет следующее.

Специальная оценка условий труда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» путем проведения идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия в целях назначения льгот и компенсаций работающим. Согласно пункту 4 статьи 8 указанного федерального закона специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

При проведении производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее — производственный контроль) необходиморуководствоваться санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Указанные санитарные правила в настоящее время не отменены.

В соответствии с указанными санитарными правилами производственный контроль проводится юридическими лицами и индивидуальнымипредпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Производственный контроль включает:

1) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:

— на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;

— сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;

2) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

3) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

4) ведение учета и отчетности, установленной действующим

законодательством по вопросам, связанным с осуществлением

производственного контроля;

5) визуальный контроль специально уполномоченными должностными

лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение

выявленных нарушений.

Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.

Как в рамках производственного контроля, так и при проведении специальной оценки условий труда, лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

Таким образом, при проведении производственного контроля могут учитываться протоколы лабораторно-инструментальных исследований, выполненных аккредитованными в установленном порядке организациями (в том числе при проведении специальной оценки условий труда), в случае если сроки проведения данных исследований совпадают со сроками установленными программой производственного контроля.

Учитывая изложенное, дублирование полномочий Роспотребнадзора и Минтруда России при проведении производственного контроля и специальной оценки условий труда отсутствуют.

Источник

Производственный контроль и СОУТ – сходства и различия

7 августа 2018 10:00

Вероятно, в процессе своей профессиональной деятельности вы уже знаете о том, что 2018 год является важным с точки зрения соблюдения требований охраны труда.

Именно до конца текущего года, в соответствии о ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.13 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», на предприятиях должна быть завершена специальная оценка условий труда на рабочих местах (СОУТ), которая с 2014 года заменила процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда.

Однако, в связи с некоторой путаницей в терминологии, ответственные специалисты не всегда правильно понимают разницу между СОУТ и производственным контролем, который также должен проводиться на предприятии. Нередко это приводит к проблемам, штрафным санкциям и недовольству со стороны руководства организации.

Действительно, и СОУТ, и производственный контроль включают в себя лабораторные исследования факторов производственной среды, и, по сути, дублируют друг друга. Но при этом контроль за соблюдением указанных требований осуществляют разные ведомства: для СОУТ — Минтруд, контролирующий соблюдение законодательства в области охраны труда, для производственного контроля — Роспотребнадзор, контролирующий соблюдение санитарного законодательства.

Таким образом, предприятия, добросовестно выполнившие требования СОУТ до 2018 г., все равно могут быть оштрафованы Роспотребнадзором за невыполнение требований производственного контроля условий труда!

Важно понимать, что производственный контроль на предприятии проводится независимо от результатов СОУТ, не связан с наличием или отсутствием превышений допустимого уровня воздействия соответствующих вредных и опасных факторов.

Что же содержат требования по проведению производственного контроля? В рамках исполнения ст. 32 Федерального закона от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на предприятии должна быть составлена программа производственного контроля. В соответствии с этим документом устанавливается периодичность и состав исследований, которые впоследствии должны выполняться лабораторией, аккредитованной Росаккредитацией.

Читайте также:  Можно ли использовать силиконовые формы для мыловарения

До 2007 г. программа производственного контроля утверждалась в Роспотребнадзоре. В настоящий момент такая необходимость отсутствует: программа утверждается руководителем организации. Вместе с тем проверка правильности разработки программы производственного контроля и комплектность замеров оцениваются во время проведения проверок Роспотребнадзора.

Напрашивается очевидный вопрос. Могут ли протоколы измерений, выполненные в рамках СОУТ, использоваться при проведении производственного контроля условий труда?

На этот счет Роспотребнадзор в прошедшем году выпустил специальное разъяснение, в котором говорится о том, что протоколы, выполненные в рамках СОУТ, могут использоваться лишь в случае совпадения их сроков проведения со сроками, указанными в программе производственного контроля. Совершенно понятно, что сделать так, чтобы эти сроки совпали, практически невозможно.

Следует отметить, что за нарушение требований по производственному контролю применяется статья 6.3 КоАП РФ, которая, помимо финансовых штрафов, предусматривает такую меру административной ответственности как приостановка деятельности на срок до 90 суток.

Комплексно выполнить работы по организации и проведению производственного контроля готовы специалисты аккредитованной лаборатории ГК «ЭКО ЦЕНТР».

В составе работ:

  • анализ ранее выполненных документов (в том числе СОУТ);
  • разработка программы производственного контроля;
  • проведение лабораторных и инструментальных исследований;
  • ведение форм учета и отчетности, установленных действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля.

При одновременном заказе вышеуказанных услуг вы получаете экономию свыше 50%, а также комплект взаимосвязанных документов!

Для получения более подробной информации необходимо связаться с нашими менеджерами и экологами.

С уважением,

ГК «ЭКО ЦЕНТР»

Комментарии

Добавить комментарий

Источник

Результаты СОУТ можно использовать при проведении производственного контроля

21.09.2018 14:35:00

Внесены поправки в ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливающие возможность использования при осуществлении производственного контроля результатов выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов…

Внесены поправки в ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливающие возможность использования при осуществлении производственного контроля результатов выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля (Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 208-ФЗ).

Напомним, что согласно ст. 11 указанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Отметим также, что, по мнению Роспотребнадзора, результаты проведенных в ходе СОУТ исследований можно было использовать и ранее (информация Роспотребнадзора от 05.01.2017 г.).

Источник публикации: www.garant.ru.

АКТУАЛЬНОЕ ПО ТЕМЕ:

ИНФОРМАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ 5 ЯНВАРЯ 2017 Г.

«ОБ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА»

В связи с участившимися обращениями в адрес Роспотребнадзора по вопросам дублирования полномочий Минтруда России и Роспотребнадзора при проведении специальной оценки условий труда и производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в части проведения лабораторно-инструментальных измерений и исследований на рабочих местах, Роспотребнадзор разъясняет следующее.

Специальная оценка условий труда осуществляется не реже чем один раз в пять лет в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» путем проведения идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия в целях назначения льгот и компенсаций работающим.

Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возложена обязанность осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, в целях профилактики и снижения негативного воздействия на работающих вредных и опасных факторов производственной среды, которые установлены в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, содержащимися в санитарных правилах и гигиенических нормативах.

В силу положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарные правила и гигиенические нормативы являются актами санитарного законодательства, разрабатываемыми и утверждаемыми Главным государственным врачом Российской Федерации. Лабораторно-инструментальные исследования, как при производственном контроле, так и при специальной оценке условий труда, осуществляются с привлечением лабораторий, аккредитованных в установленном порядке.

Таким образом, протоколы исследований, проведенных при специальной оценке условий труда могут учитываться в рамках проведения производственного контроля в случае, если сроки данных исследований совпадают со сроками, установленными программой производственного контроля.

Учитывая изложенное, дублирование полномочий Роспотребнадзора и Минтруда России при контроле за организацией и проведением лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля и специальной оценки условий труда отсутствуют.

Все публикации

Источник

Специальная оценка условий труда и производственный контроль

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от гигиенических нормативов.

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от гигиенических нормативов.

В числе широкого спектра управленческих решений, для обоснования которых могут применяться результаты проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), важное место принадлежит осуществлению контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, решению вопросов о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценке уровней профессиональных рисков.

Читайте также:  Можно ли использовать аппликатор кузнецова при месячных

Вместе с тем необходимость решения перечисленных вопросов возникает существенно чаще, чем про-водится СОУТ (например, ежегодно), либо периодичность носит случайный характер (несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания, контроль за состоянием условий труда) и не может быть регламентирована по пятилетним интервалам, определенным законом для проведения СОУТ.

Реализовать подобные задачи вполне возможно в системе производственного контроля (ПК), тем более что он практически идеально вписывается в требования двух основополагающих конвенций МОТ — №155 «О безопасности, гигиене труда и производственной среде» (ратифицирована РФ в 1998 г.) и №187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (ратифицирована РФ в 2010 г.), а также планируемой к ратификации Конвенции № 161 «О службах гигиены труда».

Исходя из этого возникает необходимость рассмотреть соотношение процедур и результатов СОУТ и ПК, порядок проведения которого регламентируется санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий» (в ред. Изменений и дополнений №1, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 г. №13. Согласно письму Роспотребнадзора от 15.02.2012 г. №01/1350-12-32 эти СП действуют на территории РФ до вступления в силу соответствующих технических регламентов). Эти Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно СП 1.1.1058-01 объектами ПК с применением лабораторных исследований, испытаний в контексте рассматриваемых вопросов яв¬ляются промышленные предприятия (объекты), в том числе рабочие места, производственные помещения, а также производственные площадки (территория), которые в определенных случаях могут являться элементами рабочей зоны.

Что касается лабораторных исследований и испытаний факторов производственной среды, то их перечни в Федеральном законе №426-ФЗ и СП 1.1.1058-01 в значительной степени совпадают, за исключением широкополосных электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых ПЭВМ, и отдельных характеристик световой среды (избыточной яркости, высокой неравномерности распределения яркости, прямой и отраженной слепящей блесткости), а также электрически заряженных частиц воздуха — аэроионов, идентификация и оценка которых не предусмотрена в Федеральном законе № 426-ФЗ.

Кроме того, в данном законе не акцентируется внимание на веществах с остронаправленным механизмом действия и на классах опасности вредных химических веществ, учет которых для целей производственного контроля предусмотрен в СП 1.1.1058-01. В свою очередь, в структуре ПК уровней воздействия вредных производственных факторов на рабочих местах не предусмотрено измерение тяжести и напряженности труда, т.е. факторов трудового процесса, которые присутствуют в перечне факторов, обязательных для идентификации согласно закону о СОУТ.

Комментируя эти расхождения, следует отметить, что со времени введения в действие СП 1.1.1058-01 прошло более 12 лет, в течение которых кардинально изменился модельный ряд компьютерной техники. Используемые сегодня жидкокристаллические мониторы при соблюдении требований к их монтажу и эксплуатации не являются источни¬ками широкополосных ЭМП, которые были характерны для мониторов с электронно-лучевыми трубками?

Касаясь отдельных параметров световой среды, необходимо подчеркнуть, что яркость, прямая и отраженная блесткость относятся к дополнительным параметрам. Согласно Р 2.2.2006-05 «Руководство гигиенической оценки факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» контроль блесткости проводится визуально, на основании жалоб работников на дискомфорт зрения, а показатель «яркость» определяется только в тех случаях, когда в нормативных документах имеется указание на необходимость ее ограничения. Иными словами, оценка данных параметров для всех рабочих мест нецелесообразна.

Кроме того, практика оценки условий труда и их взаимосвязи с нарушениями здоровья работников показала, что в последние годы в результатах аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ) была выявлена своеобразная тенденция: удельный вес рабочих мест, отнесенных к местам с вредными условиями труда, мог достигать в организации значимых величин — до 40-50%. При этом основная часть рабочих мест характеризовалась только неудовлетворительными параметрами световой среды, включая яркость и блескость.

Это явилось одной из причин дис¬пропорции между высокой долей рабочих мест с вредными условиями труда и низким уровнем профессиональной заболеваемости в стране, поскольку неудовлетворительные показатели освещенности практически никогда не выступают в качестве прямой этиологической причины профессионального заболевания. Важно также иметь в виду, что параметры освещенности наиболее подвижны и легко подвергаются коррекции без чрезмерных экономических затрат. Именно поэтому мы полагаем, что для целей СОУТ вполне достаточно измерения основного показателя световой среды — уровня искусственной освещенности рабочей поверхности. При наличии видов деятельности, связанных с необходимостью ограничения яркости, либо при наличии жалоб работников на дискомфорт световой среды вследствие повышенной блесткости эти параметры могут быть оценены в процессе ПК с последующей коррекцией сразу после получения результатов.

Аэроионный состав воздуха согласно Р 2.2.2006-05 не является обязательным показателем. Его рекомендуется измерять в рабочих помещениях, воздушная среда которых подвергается специальной очистке или кондиционированию; где есть источники ионизации воздуха (УФ-излучатели, плавка и сварка металлов); где эксплуатируется оборудование и используются материалы, способные создавать электростатические поля (ВДТ, синтетические материалы и пр.); где применяются аэроионизаторы и деионизаторы.

Вместе с тем тяжесть и напряженность труда, безусловно, следует отнести к числу важнейших характеристик фактических условий труда на рабочем месте. Так, тяжесть труда является ведущей причиной формирования профессиональных заболеваний костно-мышечной системы, которые занимают третье место в структуре профессиональной заболеваемости работников. К сожалению, в списке профессиональных заболеваний (приказ Мин здравсоцразвития России от 27.04.2012 г. №417н «Об утверждении перечня профессиональных заболеваний») нет нарушений здоровья, напрямую обусловленных напряженностью труда. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что этот фактор в настоящее время выходит на одно из первых мест по вероятности нарушения здоровья в процессе трудовой деятельности. Стресс на работе, депрессии, обусловленные трудом, профессиональное выгорание, — все это — следствия чрезмерной напряженности труда, поэтому данный фактор трудового процесса должен подвергаться обязательному мониторингу.

Анализируя практику осуществления ПК, необходимо отметить, что программа или план проведения производственного контроля составляются работодателями в произвольной форме. Санитарными правилами регламентируется только перечень исходных сведений, которые должны быть включены в программу. Это определяется тем, что цели, объекты, программа и план ПК на рабочих местах трактуются в СП 1.1.1058- 01 в самом общем виде. В частности, под целью ПК в санитарных правилах понимается обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением. Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний согласно санитарным правилам определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.

Читайте также:  Можно ли использовать картинки из интернета

Иными словами, Санитарные правила 1.1.1058-01 не содержат унифицированных требований к проведению ПК за условиями труда, включая принципы отбора рабочих мест (точек измерений), контролируемые вредные факторы рабочей среды и трудового процесса, периодичность мероприятий и использование результатов ПК в системе управления профессиональными рисками.

Нами проведены выборочные исследования состояния ПК на примере 100 объектов промышленности, транспорта, малого и среднего предпринимательства г. Москвы с общей численностью работающих 53 тыс. чел. Проанализированы программы и результаты ПК в области промышленной медицины, т.е. гигиенической оценки условий труда и наблюдения за состоянием здоровья работников. Проведен анонимный опрос 100 работников, ответственных за составление программ и реализацию планов ПК.

Анализ результатов показал, что в программах ПК работодатели дают лишь общую оценку условий труда и частично указывают на проведение периодических медицинских осмотров. На 20% промышленных объектов отсутствуют мероприятия по контролю за условиями труда и медицинскими осмотрами. Примерно половина организаций проводит мероприятия по контролю за условиями труда, оценивая эффективность функционирования вентиляционных систем без анализа ситуации на рабочих местах. Несмотря на то, что контроль условий труда на рабочих местах включается в программу ПК большинства организаций, средний охват рабочих мест ПК не превышает 15%, а более половины организаций (55%) включают в программу контроля не более 10% рабочих мест.

При этом в 85,5% случаев рабочие места с наиболее неблагоприятными условиями труда, отнесенными согласно Р 2.2.2006-05 к классам 3.3, 3.4 и 4, никогда или почти никогда не включаются в программу ПК. Лишь в 7,5% организаций уровни воздействия вредных факторов на рабочих местах с наиболее вредными условиями труда измеряют достаточно регулярно.

Только в каждой пятой организации (20%) программа ПК составляется на основе результатов АРМ; еще примерно в половине организаций (52,5%) результаты АРМ учитываются периодически. Однако в 17,5% работодатели практически не учитывают результаты количественной оценки условий труда на рабочих местах в процессе планирования и проведения ПК. Только 2,5% опрошенных готово утверждать, что результаты ПК используются для принятия управленческих решений, направленных на улучшение условий труда в организации; еще половина близка к подобному утверждению (ответ «скорее да, чем нет»). Однако 47,5% опрошенных уверены в том, что этого никогда (или почти никогда) не происходит.

ПК за проведением обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» проводится не более чем в 27% организаций. При этом анализируют лишь показатели численности лиц, подлежащих осмотрам, и полноту охвата осмотрами — без учета фактических результатов и выполнения рекомендаций.

Более половины опрошенных затруднились в выборе ответа на вопрос, является ли экономически оправданным для организации ведение системы производственного контроля. В то же время свыше 80% всех опрошенных подтвердили высокую заинтересованность в разработке типовых корпоративных программ ПК, которые учитывали бы фактические задачи организации по улучшению условий труда и сохранению и укреплению здоровья работников и могли бы рассматриваться как неотъемлемый компонент единой системы управления профессиональными рисками.

Таким образом, в большинстве хозяйствующих субъектов ПК в области промышленной медицины в значительной степени носит формальный характер, а действующие в организациях программы ПК нередко не обновляются десятилетиями и практически не стыкуются с результатами АРМ.

На основе анализа полученных материалов предложен следующий алгоритм разработки программ ПК и практики его ведения.

1. По результатам СОУТ выделяются все рабочие места с вредными условиями труда хотя бы по одному из факторов.

2. Если в организации не более 15% указанных рабочих мест от их общего количества — все они, как правило, должны включаться в программу ПК (при условии, что на каждом из них по результатам СОУТ планируются мероприятия по улучшению условий труда). При этом в программу ПК вносят соответствующие рабочие места или участки рабочей зоны, а в графе о периодичности контроля указывается, что он проводится после внедрения профилактических мероприятий.

3. В случаях, когда охват системой ПК всех рабочих мест с вредными условиями труда невозможен, рекомендуется рассчитать индивидуальный и групповой профессиональный риск, что позволит более обоснованно планировать первоочередные профилактические мероприятия. В программу ПК в этом случае включаются прежде всего рабочие места работников, имеющих высокий риск, а при возможности — лиц со средним уровнем профессионального риска.

4. В программу ПК в области промышленной медицины в обязательном порядке должны быть включены мероприятия по контролю за показателями здоровья работников, и прежде всего — за результатами периодических медицинских осмотров (ПМО).

Необходимо контролировать выполнение специальных пунктов заключительного акта по результатам ПМО, в том числе:

  • временное или постоянное отстранение работника от работы с действующими вредными факторами на его рабочем месте — при наличии общих медицинских противопоказаний;
  • рекомендации по дополнительному медицинскому обследованию работника в амбулаторных или стационарных условиях, а также в территориальном центре профпатологии; по диспансерному наблюдению за состоянием здоровья работников врачами-специалистами по общему заболеванию; по санаторно-курортному лечению.

На основе полученных данных в процессе исследования нами разработаны Методические рекомендации «Производственный контроль за условиями труда и состоянием здоровья работников», утвержденные Научным советом-45 «Медико-экологические проблемы здоровья работающих».

Авторы:

Н. Симонова, Клинский институт охраны и условий труда,

Е. Игнатова, Управление Роспотребнадзора по г. Москве,

И. Низяева, НИИ медицины труда РАМН

Источник: Охрана труда и социальное страхование

Вернуться в раздел

Источник