Можно ли использовать репродукции картин в коммерческих целях

Как легально печатать картины на футболках?

Помогите разобраться с законом об авторском праве. Я предприниматель, занимаюсь производством сувенирной продукции. Компания выпускает футболки и толстовки с принтами произведений искусства. Вопросов несколько.

Если автор картины умер более 70 лет назад, могу ли я использовать его картину для принта на футболке? А как зависит от местонахождения картины, например, какая-то в Третьяковке, какая-то в частной коллекции, в зарубежной галерее или вообще утеряна?

Если автор умер более 70 лет назад, нужно ли мне вообще смотреть, где хранится картина, и думать, можно ли ее использовать для производства продукции на продажу?

Если взята не вся картина, а только ее часть — не более 70% картины?

Вот конкретный пример. Рисунок Александра Дейнеки «Футбол». Автор умер менее 70 лет назад. Оригинал находится в Ивановском художественном музее. Рисунок «Футбол» сделан в 1928 году для журнала «Даешь!». Кому принадлежат права на воспроизведение — родственникам художника? Галерее? Журналу «Даешь!»?

В интернете есть разная продукция с шедеврами мировой живописи. Я сомневаюсь, что производители получили разрешение на эти принты. Какова ответственность за нарушение авторских прав?

Хотелось бы работать честно и популяризовать русскую и мировую живопись.

Благодарю за ответ. Иван.

Иван, в целом вы правы: использовать картины давно умерших художников можно без ограничений. Но есть несколько важных моментов. Во-первых, «давно» в каждой стране определяют по-разному. Во-вторых, некоторые страны предоставляют музеям особые права охраны разного культурного наследия.

Для начала подробно остановимся на охране авторских прав в России.

Кому принадлежит право на рисунок или картину

Живопись, рисунки, наброски, графические рассказы, комиксы — это объекты авторского права.

Существуют исключительные авторские права — право на воспроизведение, копирование, переделку, публичный показ, трансляции в эфир и т. д. Эти права закон охраняет в течение определенного срока. Автор может передать их кому угодно еще. Для вас это значит, что договариваться об использовании произведения искусства не всегда нужно с его автором.

Еще есть неотчуждаемые права автора, которые никто, включая самого автора, не может никому передать. Например, нельзя продать право на имя автора. Никто не может заплатить наследникам Энди Уорхола, чтобы называть себя автором его картины.

После смерти исключительные права переходят по наследству или третьим лицам. Например, фондам или музеям, если у автора нет родственников или если так он написал в завещании.

Авторское право — сравнительно молодая отрасль права для России. Четвертую часть ГК РФ, которая регулирует эти вопросы, приняли только в 2006 году. В советское время авторские права упоминались в ГК РСФСР, но защитой их никто серьезно не занимался.

Сейчас охрану прав авторов времен СССР регулирует ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК Российской Федерации». По этому закону, если между годом смерти автора и 1 января 1993 года прошло более 50 лет, то произведение считается общественным достоянием и закон его не защищает. А если меньше 50 лет, то права автора защищаются в течение 70 лет с момента его смерти.

Владельцем картины может быть музей, фонд, частный коллекционер или сам автор. Но это не всегда означает, что у владельца есть права на использование этой картины. Например, художник может продать оригинал картины в частную коллекцию, но право делать копии, печатать изображение на футболках и прочее останется у него. Многое еще зависит от законов страны, где находится произведение искусства.

Если автор или его наследники передали музею не только саму картину, но и исключительные права, то спрашивать разрешения на использование картины надо у музея.

Если же картина хранится в музее, а художник давно умер и картина стала общественным достоянием, то по российским законам исключительные права принадлежат музею. Правда, в других странах такие правила встречаются редко.

Когда произведение становится общественным достоянием

Гражданский кодекс устанавливает, что защита от использования произведения (копирования, распространения, публикации и т. д.) действует 70 лет после смерти автора или последнего из соавторов.

Срок в 70 лет отсчитывается с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Если произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом, то 70 лет считают с момента публикации. Если произведение опубликовали анонимно, но потом автора установили или он сам в этом признался, то снова отсчитывают 70 лет с момента его смерти.

Читайте также:  Можно ли использовать п образные плиты для перекрытия

Через эти 70 лет произведение искусства в России становится общественным достоянием. Это значит, что кто угодно может использовать его безвозмездно и ничего не платить.

За автором, разумеется, сохраняется право авторства и неприкосновенность произведения — и это бессрочно: никому и никогда нельзя выдавать себя за автора и нельзя вносить изменения в его произведения. Нельзя допечатать пару глав в «Войну и Мир» и издать книгу с этими поправками. Если перерисовать или дополнить чужую картину, это тоже могут посчитать переработкой. Без разрешения автора или правообладателя так делать нельзя.

Как использовать музейные экспонаты

В России существует путаница с законами. Для закона произведение существует сразу в двух вариантах: как объект авторского права и как экспонат музейной коллекции.

Гражданский кодекс определяет срок защиты авторских прав в 70 лет с момента смерти автора.

Закон о Музейном фонде говорит, что выпускать какую-либо печатную, сувенирную и тому подобную продукцию с изображением музейных предметов можно только с разрешения дирекции музеев.

Получается противоречие. В музеях хранятся картины художников, умерших двести, триста, а то и тысячу лет назад — намного больше, чем 70. Получается, что раз они выставлены в музее, то по закону о Музейном фонде охраняются бессрочно. А по ч. 4 ГК РФ вроде бы уже должны были стать общественным достоянием.

Суды в России до сих пор не имеют однозначной позиции по этому вопросу. Вот, например, результаты крупного судебного дела между Эрмитажем и бизнесменом, который без разрешения музея использовал картину Томаса Гейнсборо «Дама в голубом». Художник умер в 1788 году. Предприниматель использовал изображение с картины даже не для продажи, а для дизайна сайта. После трех лет судебных споров Эрмитаж выиграл дело и запретил бизнесмену использовать изображение.

Закон в основном защищает право на использование произведений в коммерческих целях. Кроме того, если музейный экспонат — это основной объект использования, его нельзя использовать без согласия и в некоммерческих целях.

По поводу рисунка Александра Дейнеки

Александр Дейнека опубликовал рисунок «Футбол» в 1928 году, а умер в 1969 году. С 1 января 1970 года по 1 января 1993 года прошло только 23 года — то есть меньше 50 лет. Значит, исключительные права на рисунок защищены с 1970 по 2040 год.

Публикация в журнале 1928 года вряд ли будет иметь значение: во времена раннего СССР автор и журнал вряд ли заключали какой-либо договор на отчуждение прав, после которого срок защиты считался бы с момента публикации.

Так как вы хотите использовать его картину для продажи сувениров, лучше попробовать получить согласие музея. Судебное дело в отношении рисунков Александра Дейнеки уже было: Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки взыскала с предпринимателя убытки за использование картин без ее согласия.

Что касается использования фрагмента картины или ее измененного варианта, например стилизации или коллажа, то это сложный вопрос, на который нет точного ответа.

Если картина изменена настолько, что почти не похожа на оригинал, то запретить ее использовать нельзя, но сначала это придется доказать. Но право на неприкосновенность произведения, в том числе и на сокращение, бессрочно — теоретически наследники могут иметь претензии, особенно если вы извлекаете выгоду из таких изменений.

Если автор картины иностранец или она хранится за границей

Все вышеописанное работает, только если художник или его наследники жили и живут в нашей стране, либо картина хранится в российском музее, либо автор картины гражданин России. В других странах свои законы. А еще есть и международные нормы.

Если вы захотите легально использовать картины иностранных художников, живших в 19—20 веке, то придется разбираться, как работает система авторских прав в каждой отдельной стране.

Общее правило — должно пройти минимум 25 лет с момента смерти автора. Это установлено целым рядом международных договоров, например Всемирной конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. Эти документы только дают рекомендации и устанавливают минимальные сроки охраны. Страны — участники соглашений вправе эти сроки повышать.

Если произведение уже стало общественным достоянием, то мировые музеи прямо это указывают. Иногда пишут прямо на сайтах: In public domain. Это значит, что на произведение не распространяется авторское право (copyright) и его можно спокойно воспроизводить, в том числе и печатать на футболках.

Вот, например, картина «В лодке» Эдуарда Мане. Она написана в 1874 году и хранится в нью-йоркском музее Метрополитен. Эта картина признана общественным достоянием. Ее можно свободно печатать на футболках, кружках и других местах

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Читайте также:  Можно ли использовать iphone как джойстик

Источник

Использование изображений картин в коммерческих целях – решение проблем по авторским и смежным правам Правовед.ru

Здравствуйте. Можно ли использовать изображение картин, например старинных, в коммерческой интерактивной выставке? Если у этих картин есть правообладетель, то не нужно ли заручиться его согласием перед использованием?. Спасибо.

30 Ноября 2015, 15:42, вопрос №1056217
Сергей, г. Новосибирск

Свернуть

Консультация юриста онлайн

Ответ на сайте в течение 15 минут

Задать вопрос

Ответы юристов (2)

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Здравствуйте, Сергей!

В соответствии с п.1 ст.1281 ГК РФ исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

После истечения указанного срока произведения переходят в общественное достояние. На основании п.2 ст.1282 ГК РФ произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Исходя из изложенного, ответ на Ваш вопрос:

Можно ли использовать изображение картин, например старинных, в коммерческой интерактивной выставке?

положительный, если картины старые. А вот в отношении современных произведений необходимо разрешение правообладателя.

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Добрый день!

Есть нюанс. Если оригинал картины (даже старой, которая перешла в общественное достояние) находится в музейном фонде какого-либо музея РФ, то этот музей может предъявить Вам претензии. См. Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»:

Статья 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций
Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.

Такой подход. конечно, противоречит сути исключительных прав (мое личное мнение), но, к сожалению, он поддерживается в судебной практике.

Все услуги юристов в Москве

Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Источник

Пикчи от Рембранта: как использовать искусство в SMM бесплатно и без судебных рисков

Работы великих художников – отличный материал для иллюстраций, но и с ним есть юридические сложности

Если вы беззаботно используете в пикчах какие попало фотки, кадры из фильмов, работы ныне живущих художников, то вы потому беззаботны, что вас пока никто не заметил и не засудил. Если же вы умно пользуетесь картиной давно умершего автора, то вы молодец, но тоже не всегда можете спать спокойно.

В случае, когда вы частное лицо и просто развлекаетесь производством мемасиков, скорее всего, можете и продолжать в том же духе – ведь вы не извлекаете из изображений прибыль. Судиться с вами станут только правообладатели с серьезной профдеформацией. Но если вы делаете даже самый малюсенький бизнес и при этом используете чужие «картинки» без заключения официальных лицензионных договоров – вы сидите на пороховой бочке.

За публикацию пикчи, основанной на чьей-то фотографии вы можете попасть на сотни тысяч рублей. За регулярное пиратское использование чужих изображений – на миллионы. Потому что публикация измененного фото – это все равно публикация фото. И уловки вроде той, что вы «просто процитировали произведение» в судах не прокатывают.

Даже в российской провинции неосторожное использование чужого контента местным бизнесом наказывается довольно сурово. Вот, например, совершенно рядовой судебный прецедент: информационное агентство из Екатеринбурга легкомысленно поюзало фотки местного автора. Сумма иска составила 210 тысяч рублей. Апелляция ни к чему не привела – деньги пришлось заплатить.

Можно ли использовать репродукции картин в коммерческих целях

Мелкий бизнес одна такая оплошность способна если не убить, то на какое-то время отправить в нокаут. Однако изображения для SMM где-то нужно брать все равно. Желательно бесплатно. Желательно с жанровыми сценками, чтобы было где разгуляться пикчеру.

Читайте также:  Можно ли использовать материнский капитал на улучшение жилья без ипотеки

И вот тут можно обратить внимание на бездонный кладезь, который представляет собой наследие старых мастеров изобразительного искусства. Вроде картины Рафаэля «Святой Иероним наказывает еретика-сабинянина», что представлена выше.

Весомые аргументы «за»:

  • Если после смерти автора прошло 70-100 лет (в зависимости от страны), изображение автоматически переходит в общественное достояние и может использоваться бесплатно в коммерческих целях.
  • Историческое наследие искусства огромно. Подобрать картину для иллюстрации статьи, поста в соцсети, рекламного призыва довольно просто.
  • Тонкая игра бизнеса с образцами художественного творчества, как правило, хорошо отражается на его репутации. По крайней мере говорит о том, что у маркетологов компании есть вкус и некоторый культурный багаж.
  • Не каждому бизнесу такое подходит стилистически? Зато каждому бизнесу отлично подходят судебные иски с огромными компенсациями обиженным авторам. Бесплатному контенту в зубы не смотрят. Можно обыграть и довольно далекие от ниши конкретного предприятия изображения.

Аргументов «против» на самом деле нет. Но есть одна юридическая закавыка.

Часть прав на репродукции принадлежат музеям, но и здесь выход существует

Права на сами картины художников прошлых эпох истекли. Но не всё так просто. Ведь мы используем репродукции, а их кто-то производит. И тоже имеет на них интеллектуальные права.

Скажем, в России действует Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». В соответствии с ним дирекции музеев имеют право разрешать или запрещать использование изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции, которая эксплуатирует изображения музейных предметов и коллекций.

В законодательстве это закреплено затем, чтобы дать музеям дополнительный источник дохода, ибо содержание произведений искусства – очень дорогое дело. Такая законодательная практика принята во всем мире.

Поэтому любой музей может воспрепятствовать использованию произведенной им репродукции в той же рекламе. Прецеденты на слуху. Например, Эрмитаж через суд запретил петербургскому модельеру Ие Йоц использование модифицированной репродукции картины Томаса Гейнсборо «Дама в голубом». Меж тем предпринимательница всего лишь демонстрировала монохромную производную от изображения на двери собственного магазина и на сайте.

Как обойти эту проблему? Самый прямой путь – вообще не прикасаться к репродукциям произведений, содержащихся в отечественных музеях.

Быстро решается вопрос так:

  1. Сначала вы ищете в разделе «Картинки» Google, скажем, те же картины Рафаэля. Причем в «инструментах» выбираете пункт «с лицензией на использование и изменение»

Можно ли использовать репродукции картин в коммерческих целяхПервый этап в поиске репродукции, находящейся в общественном достоянии

  1. Из приглянувшихся изображений выбираем те, ссылки на которые приводят в «Википедию». Энциклопедия для каждого файла сообщает сведения о копирайте. Если вы видите, что репродукция, по мнению ресурса, находится в общественном достоянии, но сделана российским музеем – не стоит ее брать. Почему – говорилось выше.

А вот если она произведена зарубежным музеем и достаточно давно – зеленый свет, можно использовать. Вот как выглядят данные файла с изображением картины «Святой Иероним наказывает еретика-сабинянина»:

Можно ли использовать репродукции картин в коммерческих целяхЭтап второй – смотрим сведения о копирайте

Обнаруживаем, что репродукция сделана американским музеем, причем ранее 1925 года. Это означает, что ее «цитирование» абсолютно безопасно. Можно брать.

Конечно, поиски юридически чистого изображения, да еще такого, которое подходит для иллюстрации или пикчи, займет какое-то время. Но мы же возжелали истинно бесплатного? И не хотим судебных рисков для своего бизнеса? Значит, придется немного попотеть. Это всё равно дешевле, чем заказывать что-либо иллюстратору.

Важно: самый огненный и безупречно оформленный контент может пролететь мимо внимания аудитории, если его не вовремя опубликовать – например, в час когда основная масса ваших подписчиков посещает магазины после работы. Чтобы публикации находили читателя, используйте отложенный постинг.

Скорее регистрируйтесь в SMMplanner и пробуйте описанное в статье!

Источник