Можно ли использовать растительное масло для масляных красок
Содержание статьи
Подсолнечное масло в живописи
Подсолнечное масло добывается из семян подсолнечника. На подсолнечное масло как на материал, пригодный для живописи, указал впервые проф. Ф. Петрушевский.
Сырое подсолнечное масло, выжатое холодным способом, имеет светложелтый цвет, который более или менее легко исчезает на свету и при нагревании. Химический состав его еще мало изучен. Фарион относит подсолнечное масло к полувысыхающим маслам. Масло это представляет большой интерес для русских живописцев, так как добывается оно главным образом в СССР, притом в большом количестве, и отличается дешевизной. В последнее время, однако, им заинтересовались и на Западе, где также производятся испытания его пригодности в живописи.
Подсолнечное масло содержит 46% линолевых кислот, 39% олеиновой кислоты и 9% твердых жирных кислот. Эти данные о составе масла, невидимому, близки к истине, так как подтверждаются медленным высыханием подсолнечного масла. Но пока не имеется твердо установленных данных, необходимо, конечно, дальнейшее исследование состава подсолнечного масла. Смешения красок с подсолнечным маслом дали безусловно удовлетво рительные результаты.
Из личных опытов мне известно, что слой подсолнечного масла не морщится при высыхании даже при значительной его толщине; высыхает масло в тонком слое в виде кобальтовой олифы приблизительно в 12 часов. При введении в него смол и эфирных масел оно дает нормальный слой живописи; кроме того, может служить в качестве связующего вещества красок в комбинации с льняным маслом, чем умеряются отрицатель ные стороны льняного масла.
Суровый приговор, произнесенный Таубером по адресу макового масла, должен относиться и к подсолнечному, если принять во внимание состав последнего. Не следует, однако, упускать из виду того, что маковое масло в XVII столетии с успехом, повидимому, применялось в живописи у голландцев и что со второй половины XIX столетия царил бессистемный метод живописи; при таких условиях маковое масло дало, конечно, худшие результаты, чем оно могло дать. При изменившихся взглядах на состав связующих веществ масляной живописи, когда в них стали вводить смолы и эфирные масла, а также начали пользоваться смесями различных масел, вопрос применения тех или иных из вышеописанных масел в качестве связующих веществ красок остается до сих пор открытым, так как длительного опыта с такими комбинированными связующими веществами в живописи мы еще не имеем.
Краски, тертые на одном сыром подсолнечном сгущенном масле, сохнут очень медленно, особенно цинковые белила, что затрудняет многослойную живопись на нем и не гарантирует прочности. Для полноты знакомства с различными видами жирных высыхающих масел необходимо сказать еще несколько слов о нижеследующих маслах.
Конопляное масло по своим свойствам пригодно лишь в малярном деле, но не в живописи.
Масла сосновых и еловых семян (особенно первое) являются прекрасными заменителями льняного масла. Они желтеют меньше последнего. Солнечным светом выбеливаются легко и вполне. С красками дают хорошую пасту, похожую на пасту, получаемую с маковым маслом. К сожалению, масла эти добываются с трудом, почему и цена их высока, особенно масла из елового семени.
Китайские и японские масла — древесное (тунговое) и пе-рилловое — обладают хорошими высыхающими способностями, но в живописи пока применения не имеют и не исследовались в этом направлении.
Источник
Чем разбавить масляную краску?
Да, это тоже живопись маслом)
Сейчас расскажу, почему масляные краски не нужно разбавлять маслом.
Двадцать лет преподаю, и это — самое распространённое заблуждение. Казалось бы, что может быть проще: водяные краски разводим водой, масло — маслом? А вот и нет. Поверьте, я видела картины, которые писали в юности мои бывшие однокурсники, щедро разбавляя краски подсолнечным маслом — сейчас это грустное зрелище. Живопись, в которую было вложено много труда потемнела, на ней проступили коричневые капли. Даже специальное масло для живописи — это совсем не то же, что вода в акварели.
Масло — это не разбавитель, это связующее вещество для частиц пигмента, оно придаёт краске пластичность, глубину цвета и блеск – но избыток масла вредит масляной живописи, вызывает потемнение и сморщивание красочного слоя, замедляет высыхание и забирает насыщенность красок.
Особенно печальные результаты можно увидеть, если вместо высыхающих масел, которые применяются в масляной живописи (льняное, маковое) используются полувысыхающие (подсолнечное) или невысыхающие (оливковое). Обычные представления о качестве растительного масла не могут заменить знания технологии. Если для салата оливковое масло подойдёт как нельзя лучше, то для живописной работы не годится вообще.
Чем- же всё-таки разбавлять? Чтобы сделать краску более жидкой, следует использовать специальные разбавители на основе эфирных масел хвойных деревьев (пинен, скипидар) или очищенного бензина (уайт-спирит).
Например, разбавителем номер один, как на картинке. Зачем нужен ретушный лак, расскажу ниже.
В современных фабричных красках зачастую изначально имеется избыточное количество масла. Иногда можно видеть, как на палитре вокруг свежевыдавленной из тюбика краски расплывается масляная лужица. Некоторые выдающиеся художники, например, Фешин, имели привычку предварительно обезжиривать фабричные краски перед работой, выдавив их на бумагу. В основании этого подхода – глубокое знание принципов масляной живописи, её основ. Ещё старые мастера отлично знали о вреде избыточного масла в красочном слое. Практически одновременно с возникновением масляной живописи был сформулирован знаменитый метод ведения работы над картиной: «жирным по тощему» — исходя из которого, значительное количество масла допускалось только в верхних слоях живописи – в лессировках, финальных прописках, деталях.
Для достижения наилучшего результата надо представлять, как происходит высыхание красок. Если из водяных красок при высыхании вода просто испаряется, то масло никуда не улетучивается, его молекулы переходят в другую форму, полимеризуются. Этот процесс идёт неравномерно, начинается с образования тонкой «подсохшей» плёнки на поверхности красочного слоя. Если по такому недосохшему слою положить свежую краску, то масло из неё уйдёт в нижний слой – плёнка подсохшего масла обладает свойствами мембраны, вытягивающей масло из верхних слоёв. Теряя масло, красочный слой прожухает – цвета становятся тусклыми, более тёмными. Грамотная межслойная обработка способна предотвратить этот процесс. Часто встречающийся совет протереть прожухшие места маслом относится к распространённым заблуждениям и ошибкам. Чем больше масла в работе, тем больше всё жухнет и темнеет. А ведь некоторые ещё чесночным соком протирают! На самом деле, для межслойной обработки используется специальный ретушный лак.
Ретушный лак помогает избежать прожуханий и улучшает адгезию, сцепление красочных слоёв. Не следует дожидаться его высыхания – по свежему слою лака краска лучше ложится, легко разгоняется, приобретает дополнительную пластичность и послушность. Использование ретушного лака сохраняет свежесть и яркость красок, позволяет вести особенно тонкую моделировку формы. Межслойная обработка – необходимое условие грамотного ведения длительной живописной работы масляными красками.
Разбавитель и ретушный лак — вот, казалось бы, и всё, что может понадобиться для работы. Но вот мы заходим в магазин и видим множество разных флакончиков — двойники, тройники, лаки для живописи и пузырьки с маслом. Что делать со всем этим добром? Первый ответ: ничего. Большинству живописцев всё это без надобности. Второй ответ, для пытливых умов: изучать, штудировать литературу по технике живописи, экспериментировать, подбирая свой уникальный и ни на что не похожий творческий метод.
Давайте сравним две картины художников, живших рядом и в одну эпоху:
Франс Хальс, «Цыганка»
Рембрандт, «Молодая женщина, купающаяся в ручье»
Обе работы написаны изумительными мастерами и даже мотивы довольно похожи — на обеих девушки в белых рубашках. Но как по разному они написаны!
Живопись Хальса кажется лёгкой, беглой, исполненной в один присест быстрыми мазками довольно жидкой краски. Наверное, он использовал разбавитель вроде того, что на фото выше)
Краски Рембрандта более густые, тягучие, прозрачные в тенях и плотные, рельефные на свету — они совсем по-другому движутся под кистью и иначе ощущаются зрителем. Эта характерная живописная фактура связана с тем, что художник добавлял в свои краски лаки из разных природных смол. Не случайно многим его работам свойственна особая янтарная глубина.
Лаки в живописи добавляют краскам блеска и прочности, делают красочную массу более вязкой и дают своеобразную «отрывистость» мазка.
Масло, напротив, позволяет краске скользить и даёт нежнейшие переходы из цвета в цвет, позволяет проводить бесконечные тонкие линии и выписывать филигранные детали. Примерно так:
Больтраффио, «Святой Себастьян»
При желании все эти средства можно сочетать в разных пропорциях и последовательностях — но для этого лучше понимать, зачем это делается и как это работает.
Для этого чрезвычайно полезно иногда читать литературу по технике живописи. Например, такую:
Киплик Д. И. «Техника живописи»:
https://knigogid.ru/books/744409-tehnika-zhivopisi/toread
Или такую:
Вибер Ж. «Живопись и её средства»:
https://www.bibliotekar.ru/zh-Veber/
Это два фундаментальных кирпича, на которых строится вся остальная теория техники живописи)
Про другие книжки, а также про более современные источники знаний, расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не потеряться)
Источник
Советы для начинающих художников. Часть 2: жидкости и вспомогательные материалы | Журнал Ярмарки Мастеров
Сегодня я расскажу о моих маслах, разбавителях, и прочих жидкостях.
Хочу упомянуть об одной моей особенности — я аллергик. Поэтому это статья для меня выстрадана, но не тем, что у меня были проблемы с материалами для живописи, а в связи с моими проблемами с… родителями:)
Я, конечно, давно в том возрасте, когда сама выбираю свои занятия и работу, но каждый раз с трепетом вспоминаю свое детство, когда все это звучало как жесткий и бескомпромиссный приговор. Мне просто напросто все запретили рисовать.
Но, к счастью, в современном мире огромный выбор материалов и средств для живописи! Нужно уметь их найти среди всего этого разнообразия.
В школьные годы когда я осваивала масляную живопись, я пользовалась только одним средством рафинированным растительным подсолнечным маслом. Слои, конечно, сохли долго — по 3-5 дней. Но тем не менее это лучше, чем ничего. То есть масляные краски разводятся только маслом — подсолнечным рафинированным, самым дешевым.
Сами масляные краски химическим чем-то не пахнут, только растительным льняным малом, на основе которого оно сделано, но это похоже больше на запах рыбьего жира. Если вам доступно приобрести очищенное льняное масло — самый лучший вариант, но уже в разы дороже. Я уже привыкла, и люблю этот запах, заходя к себе в мастерскую сразу вдыхать этот запах живописи.
Позже открыла для себя терпентин без запаха. Вот именно он, мой любимый разбавитель!
Его я покупала в Москве в «Арт-квартале», тогда он стоил 500 мл — 500 руб. То есть даже немного дешевле разбавителей ЗХК. Не пахнет практически ничем!
Но, еще раз — проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом. Цель моей статьи — дать вам информацию, но за ваше здоровье вы отвечаете сами!
Такое можно приобрести только в очень крупных городах. В периферии вам легче будет найти разбавитель Сонет слабо пахнущий — тоже им часто пользуюсь, спасал меня не раз, когда волей судьбы жизнь меня закидывала в глухие уголки нашей необъятной, где хотелось порисовать:)
Далее, когда вы уже войдете в процесс творения, возникнет вопрос — а как же мыть кисточки? Все в краске, в жирном масле! Все опять таки просто — у вас одна емкость с разбавителем/маслом для живописи и еще одна баночка маслом. Вы мочите грязную кисть в масло и дочиста вытираете ее об тряпку (так несколько раз). Да, у вас должно быть много вспомогательных тряпок (у меня это х/б, начисто выстиранное постельное, без лишних ниточек, чтобы они не попали на кисть, синтетика не впитывает масло).
То есть рядом с палитрой стоит масленка с разбавителем и банка с малом для мытья кистей. У меня дополнительно есть еще одна банка стеклянная 250 мл высокая, наполовину с маслом — там стоят кисти. То есть я их каждый день не вымываю, просто-на ночь/после сеанса ставлю в масло, и они там прекрасно себя чувствуют.
Не забудьте, что если вы рисуете кистями с мягким ворсом, то простояв в банке ночь-две, ворс загнется — такие кисти лучше сразу мыть после сеанса. Я мою обычным мылом для рук. По возможности я использую аюрведическое мыло, которое изготовлено без животного жира.
Несмотря на растворители без запаха, проветривать помещение обязательно как можно чаще, а еще лучше работать на открытом воздухе. Растворители не режут нос, но химические вещества все равно есть в воздухе!
И последнее — сиккатив. У меня вот такой (фото снизу). Сиккативы (от лат. siccativus — высушивающий) — вспомогательные вещества, которые вводятся в масляные краски для ускорения процесса высыхания. Дорого, да, но расходуется он очень медленно. Использую крайне редко, в основном когда пишу на заказ и работа должна быстро высохнуть. Сокращает высыхание до 2-3-х часов.
В следующей части постараюсь рассказать о холстах, грунтах и том, на чем вообще можно рисовать.
Источник
« Каким маслом можно разбавлять масляные краски? » – Яндекс.Кью
Анонимный вопрос
26 февраля 2019 · 15,1 K
Изобразительное искусство и педагогика.
В какой технике вы работаете? Вопрос остро стоит для лессировок. В остальном, при густом мазке вклад разбавителя минимальный. Сейчас меня забросают помидорами, а я скажу вам, бросьте опасение того, что ваша картина незначительно пожелтеет. некоторые русские классики писали на подсолнечном масле! Только, им приходилось его самостоятельно отбеливать и рафинировать, что сейчас не проблема. Единственный минус — то что подсолнечное масло относится к условно высыхающим, и возможно краски дольше сохнут. Первый минус я не замечал, красочный слой в любом случае должен сохранять эластичность, а второй минус — да, сохнут работы дольше. Поэтому я стараюсь писать на масле в котором по составу преобладают мягкие смолы, то есть лаки. Художники использовали на практике следующие высыхающие масла: льняное, конопляное, и масло грецких орехов. Помните, масла должно быть не много в краске. И пожелтение не суть. Главное соотношение цвета и тона, и если он уидет в теплые оттенки, то уидет равномерно. А чисто белый цвет — это мертвый цвет! а синий позеленеет?- окружение должно делать его синим а не название краски.
Творческая мастерская. Мастерская по изготовлению иллюстраций, портретов и другого… · creatx.ru
Можно разбавлять даже подсолнечным, только рафинированным. Возможна небольшая желтизна, по этому для ярких и чистых цветов может быть и не стоит его применять. Использовал растительное масло достаточно часто, абсолютно нормальная вещь для живописи. Ко всему прочему в выборе масла нужно обратить внимание на скорость высыхания, некоторые вообще для… Читать далее
Рожден художником. Универсальный профессиональный живописец-график с 30-ти летнем стажем:… · art-sanife.ru
Масляные краски можно разбавлять только отбеленным и очищенным льняным маслом. Возможно добавление в данное льяльное масло макового или сафлорового, но всегда в меньших пропорциях.
Обратите внимание, классическое льняное масло (даже уплотненное), равно как и все другие масла приведут к неизбежным негативным последствиям в виде потемнения или… Читать далее
Александр, а если смешать 3 части пинена (читала, что он не желтит) и одну часть уплотненного льняного масла… Читать дальше
Предлагаю услуги художника. Рисую картины на заказ по фото или с натуры. Любая техника… · saltykova-art.ru
Самый дешевый и самый вонючий разбавитель — уайт-спирит
Если его добавлять в краску в больших количествах, то он ускоряет высыхание краски.
На уайт-спирите можно писать учебные работы, быстрые этюды и делать эскизы.
Будьте осторожны при его использовании.
От него могут начать болеть глаза и кружиться голова.
Но если Вы работаете на улице, то Вы не… Читать далее
Чистым масло разбавлять нельзя. Иначе краска со временем может потемнеть. Разбавлять можно специальным разбавителем (подробности можно спросить у продавца в магазинах для художников), например, пинен. Также можно разбавлять масляные краски составом: льняныое или подсолнечное маслом + пинен или масло + уайт-спирит или масло + разбавитель + лак… Читать далее
Можно использовать конопляное, льняное масло. Советую посмотреть на состав краски и выбрать такое же масло, которое указано в составе масляной краски. Если разбавлять одним лишь маслом, то будет долго сохнуть. Часто добавляют еще специальные разбавители.
Источник
Чем разбавлять масляные краски для отделочных работ в помещении
Если для акварели, гуаши и акриловых красок в целях разведения подойдет вода, то с масляной краской все гораздо сложнее. Для нее используют специальный растворитель, обладающий различным составом и функциями. В магазине для художников выбор таких товаров большой. Вот только как выбрать нужный растворитель или разбавитель для таких красок? Попробуем разобраться.
Зачем разбавлять масляные краски?
Для творческих произведений мастера рисования используют масляные краски, основными преимуществами которых являются:
- густая структура;
- широкая цветная гамма;
- легкость смешивания;
- легко исправить допущенные в ходе работы ошибки.
В разбавленном виде масляные краски являются великолепным материалом для живописцев. Ими написано много бессмертных произведений искусства во все времена. Но такие составы быстро высыхают, поэтому нужно, чтобы они разбавлялись. Растворители для живописи делают краски более жидкими, облегчая задачу художнику. Составы для написания картин без запаха, поэтому абсолютно безопасны.
Чем разводить масляные краски? Можно их разбавить растворителем с уайт-спиритом в составе. Но для окрашивающих пигментов масло является связующим компонентом. Поэтому профессиональные художники рекомендуют разбавить масляные краски специальным разбавителем, который состоит из растительных масел.
От количества масла в составе краски зависит время высыхания нанесенного изображения. Не стоит добавлять в краску много разбавителя, поскольку при высыхании масла не испаряются. Идеальным компонентом для разведения краски является маковое масло.
Когда требуется разбавитель
Если краска требуется для нанесения на стены, пол либо потолок в жилых или хозяйственных постройках, разбавлять ее понадобится при:
- сильном загустении материала;
- необходимости уложить базовый слой;
- окрашивании деревянных поверхностей (густые смеси характеризуются плохим сцеплением с деревом).
После использования может оставаться малое количество красящей смеси, которое быстро густеет. В подобной ситуации тоже нужно разведение.
В случаях, когда краситель необходим для художественных целей: росписи стен, создания композиций в интерьере, любительского либо профессионального рисования – используются только специальные магазинные средства.
Испортить состав неправильно подобранным разбавителем легко, поэтому народные способы применять не рекомендуется.
Основные виды разбавителей
Существует четыре группы разбавителей масляных красок, которые используют в своей деятельности мастера художественной кисти:
- на масле растительного происхождения;
- на лаке;
- «двойник» и «тройник»;
- разбавитель — пинен.
Статья по теме: Удивительная роспись акрилом по стеклу для начинающих
Каждый художник знает, как разбавлять масляные краски. Кроме того, ему отлично известно, чем можно развести масляную краску. В состав разбавителя входят скипидар, уайт-спирит и пинен. Он продается под разными номерами в зависимости от состава.
Масло
Одним из привычных видов разбавителей, который используют для живописи довольно давно, является растительное масло. Отсюда и название масляных художественных красок. Производят масло из семян льна, подсолнуха, конопли и мака.
Лак
Растворителем для красок на масляной основе также служит лак, в котором используют разбавленную смолу. Благодаря использованию лака структура краски становится более плотной и держится на полотне гораздо крепче. Такие лаки добавляют в растворители для художественных масляных красок.
Двойник и тройник
Двойником-растворителем в живописи называют разбавитель, включающий два компонента: лак и масло. Причем, смешивают эти два компонента в определенных пропорциях, а точнее – 1 часть лака + 2-3 натурального масла.
«Тройник» – это состав, в котором кроме основных двух составляющих третьим компонентом служит разбавитель.
Пинен
Разбавитель № 4 для масляных красок имеет другое название – пинен. Его используют для растворения и разбавления составов. Такие растворы легко наносятся на рисунок.
Мастера кисти выбирают, чем разбавлять краски, в зависимости от поставленной перед собой задачи. Картины, написанные маслом, поражают воображение посетителей музеев всех стран, в которых хранятся шедевры великих художников всех времен и народов.
На видео: подробно про разбавители для масляных красок.
Как правильно разбавлять краску
В качестве растворителей, которые используют художники, лучше использовать растительное или льняное масло. Как правило, разбавленные краски меняют яркий цвет на более тусклый, но после высыхания первоначальный оттенок возвращается.
Разбавлять составы нужно внимательно, излишний растворитель может сделать их рыхлыми, лишив природных свойств. На вопрос, можно ли добиться более мягкого эффекта при растворении краски, есть однозначный ответ – да. Просто нужно разбавлять медленно, проверять на пробном холсте. Если переборщить с растворителем, то на холсте краска будет держаться плохо.
При правильно подобранном соотношении состава и растворителя краска прочно закрепляется на холсте.
Масляные растворители созданы для красок, используемых в художественном творчестве. Выбирать растворитель для масляной краски нужно тот, который не обладает запахом. Например, это может быть смесь скипидара и уайт-спирита в равных соотношениях.
Статья по теме: Как красиво рисовать гуашью, если вы – начинающий художник
Применение художественных лаков
Для разбавления художественной масляной краски, также можно использовать живописные лаки. Они состоят из древесной смолы, разведенной в каком-либо растворителе. Масляные лаки обладают отличной адгезией как к холсту, так и между слоями живописи. Краска, разведенная лаком, после полного высыхания становится особенно прочной и устойчивой к внешним воздействиям. Сама картина будет равномерно блестеть по всей поверхности холста. Кроме этого, лак дает хорошую «глубину» живописи, проявляя все самые лучшие свойства масляной живописи. Главным недостатком живописного лака является то, что он достаточно быстро высыхает и поэтому художнику сложно с ним работать.
Наиболее удобно использовать для разбавления художественной масляной краски «тройники». О том какие бывают «тройники» и как их изготовить можно прочесть здесь: Как разбавлять масляные краски при помощи «тройника»
Дополнительная информация
Связующие вещества являются обязательным компонентом в производстве масляных красок. К ним относятся масла, которые при высыхании образуют защитную пленку на поверхности картины. Благодаря ей полотна великих творцов хранятся веками.
Разбавители для масляных красок служат для снижения вязкости красок в процессе работы. Для живописи используют также терпены и уайт-спирит.
Желающим заниматься рисованием необходимо правильно подбирать номер пигмента, найти хороший растворитель, подобрать качественные кисти и бережно относиться к ним. На рынке продаж представлены образцы растворителей зарубежного производства. Это дает потребителю возможность широкого выбора материалов для разбавления масляных красок.
Масляная краска засыхает на кисти, поэтому по окончанию работы ее нужно тщательно вымыть. Нельзя оставлять кисти в краске. Важно просушить чисто вымытую кисть, чтобы не допустить смешивания красок. Также не стоит допускать засыхания краски на руках.
При пользовании масляными красками нужно соблюдать последовательность рисования, правила использования красок и ухода за кисточками. Краски необходимо правильно подготовить, используя нужные растворители.
Советы экспертов (2 видео)
Разная продукция (24 фото)
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Источник