Можно ли использовать простой рисунок
Как не попасть в суд за свой рисунок
«Печаль» из м/ф «Головоломка» и миниатюра в технике пуантель (точками)
Думаю, для многих не секрет, что у каждого автора любого произведения искусства есть уникальные права на свое творение. Чтобы вы не сделали — нарисовали картину или придумали своего персонажа, сфотографировали на мыльницу домашний цветок, написали музыку, стих, пьесу или песню, придумали свое движение в танце, вырезали снежинку из бумаги — все результаты творческой деятельности, являются собственностью их автора.
С этими правами, а точнее произведениями, автор может делать все, что угодно — передавать другим лицам, продавать, дарить, хранить у себя или выставлять на всеобщее обозрение, хоть сжечь — абсолютно все. И правильно это будет или нет решать самому автору, главное, чтобы его действия не противоречили закону)). Думаю, вы с этим согласны). Но, как узнать, что мы нарушаем, рисуя свои работы, а что нет, давайте разбираться.
Очень часто нарушение авторских прав происходит от “незнания”. Мы не знаем, что именно можем нарушить или что нарушает тот человек, который использует результат нашего творчества. В большинстве случаев нарушение авторского права возникает когда появляется цель извлечения прибыли или когда второе лицо выдает желаемое за действительное и предлагает чужое произведение под своим именем без указания реального автора.
Давайте рассмотрим примеры, чтобы все было не в теории, а на практике и более понятно.
Пример 1. Вы пришли на мастер-класс к преподавателю рисования, который заранее подготовился — придумал сюжет, подобрал цветовую гамму работы, собрал набор материалов, которые нужны для написания картины и вообще, составил программу МК: как объяснить, как показать и как преподнести ученикам, чтобы им было максимально понятно. Это работа и это уникальные идеи. Приходите вы и пишете вместе с ним красивую картину за 3-5 часов. Помимо вас там еще человек 5-7, у которых получились такие же работы. Вы учились, принимали знания, получали удовольствие от процесса и в конечном итоге остались с красивой работой, которую унесли домой. Так когда же наступает нарушение авторского права, спросите вы?
А нарушение возникает, когда кто-то из учеников решает продать эту работу. Казалось бы, а почему и нет?! Ведь я заплатил за нее деньги, а точнее за мастер-класс, по сути “выкупил права” на нее (якобы), нарисовал сам, своими руками, работа моя теперь? да! А почему не могу продать? Могу! И выставляет на продажу. Как еще можно усложнить ситуацию? Подписать работу только своим именем. Нарисовал же я? Значит и подпись должна быть моя.
Если рассуждать с точки зрения “продавца”, то все понятно, аргументов у него много. Он нарисовал, деньги за МК заплатил — он продает. Но, если стать на место преподавателя, то становится немного неприятно, когда работа выдается под чужим именем и продается как собственная без согласия автора сюжета. Мало того, закон на стороне преподавателя и он спокойно может нанять юриста (адвоката) для разъяснения и защиты своих прав (об этом расскажу в следующей статье). Потому что, оплата мастер-класса — это не выкуп авторства на работу. Выкуп или передача авторских прав происходит совершенно другим способом — на юридическом уровне подписывается контракт или договор. Стоимость МК — это оплата за знания, опыт, который вам дали и организовали ваше время, может, даже за материалы, которыми вы писали эту картину.
Никто не говорит, что продать нельзя, продать — можно, но есть свои “Но”. В данном случае, как правильно нужно поступить, если вы все же решили продать такую картину. В первую и основную очередь, подписать ее с указанием реального автора идеи — преподавателя мастер-класса. Никто не против вашей подписи на работе (никто не спорит, что её нарисовали именно вы), но, помимо подписи должна быть дополнительная фраза об авторе самого сюжета. Например, “Работа (название) была создана/выполнена (дата) на мастер-классе под руководством (ФИО преподавателя)”. И еще было бы этично спросить у самого преподавателя — не против ли он продажи такой работы. Здесь это будет уместно и тогда совесть будет чиста, и конфликтов никаких не будет. А их сейчас, поверьте, очень много.
Пример 2. Допустим, вы на мастер — классе рисовали по фото (референс), а не по придуманному сюжету преподавателя. В данном случае, если кто-то, в том числе и сам преподаватель, решит продать такую работу — это будет нарушением уникальных прав фотографа этого референса. Если, конечно, сам преподаватель не является автором фото. Потому что, если автор он, то все остается, как в первом примере. Чаще всего, чтобы не возникало подобных ситуаций, преподаватели делают свои собственные фото-референсы, чтобы быть спокойными. Поэтому, если вы преподаватель, учитывайте эти моменты — свое фото, свой сюжет, своя натура — тогда никаких вопросов к вам не будет.
Все эти нюансы и нарушения касаются не только оффлайн уроков, но и онлайн. Поэтому, получили вы знания и картину в реальном времени или в онлайн режиме — факт нарушения при продаже и «неуказании» автора уроков останется.
Есть еще один распространенный случай, когда используются фото-референсы из свободного доступа (из Интернета). Когда вы учитесь или вам нужно (хочется) нарисовать тот или иной элемент в вашей работе, и вам очень нужно фото, то скорее всего мы пойдем в Яндекс, Пинтерест или Гугл для поиска. Находим красивую или нужную нам картинку и рисуем. Все будет хорошо, пока вы не решите ее продать. Для своей коллекции рисунков — свободно, для “подарить родственникам” — пожалуйста, но не продавать другим лицам (даже не официально, даже тихонько, чтобы никто не знал — бывают случаи всякие, поэтому, лучше не рисковать, а выполнить все условия и спать спокойно).
Чтобы все было правильно, нужно будет найти автора фото и спросить у него разрешения. Встречаются художники, которые даже перед тем как нарисовать (вне зависимости от целей) спрашивают фотографа, а можно ли использовать его фото в качестве референса. Бывают случаи, когда авторское право до вас уже нарушили)) да, такое бывает и очень часто. Начинаешь искать фотографа, а его фото размещают все, кому не лень, и везде каждый пишет свое имя (не хватает эмодзи, который хватается за голову!). В этом случае, я бы вообще не вмешивалась в процесс, а нашла совершенно другое аналогичное фото, чтобы нарисовать свою работу. Но, если вам нужна именно эта фотография и никакая другая не подойдет, то необходимо учесть некоторые моменты:
- при использовании свыше 30% фотографии, нужно и важно указывать автора. Если фотографа не найти, то стоит отметить, что это фото было в свободном доступе “автор не найден”(можно указать сайт, где нашли фото). И если вдруг возникнет спор, вы будете защищены от разбирательств, потому что честно искали и не нашли.
- при использовании до 30% фото, например, на референсе перед вами лес, а вы взяли для своей работы только веточку с листьями, то авторство фотографа можно не указывать (ветки бывают разные, это не отдельный уникальный персонаж). Такие работы можно компоновать из нескольких фото-референсов и никого не указывать.
Но, во втором случае есть момент исключение, когда сюжет или персонаж узнаваем. Например, фото корабля на фоне моря, волн, луны и тд. Вы хотите использовать корабль. Этот фрагмент узнаваем, поэтому скорее всего автор может возмутиться. Лучше всего его найти и спросить — можно ли? На моей практике и практике моих коллег — фотографы очень рады, что их фото используют для вдохновения и чаще всего ничего не просят взамен. Есть фотографы, которые просят указать их имя в благодарность (и в этом нет ничего наглого или тщеславного, это вполне нормальная практика). Также, бывают случаи, когда фотограф может запретить использовать фото или попросить за него вознаграждение, но тогда вам решать — стоит оно того или нет.
Пример 3. Чтобы ещё больше углубиться, существуют случаи, когда на мастер-классе рисуют портрет или фигуру человека по фото. Тогда нужно знать, что есть авторское право фотографа на фото и право самого человека-модели, который изображен на фото. Тогда искать нужно двоих: автора фото и саму модель — спрашивать не против ли кто-то из них, чтобы вы использовали этот референс, а потом ещё и продали готовую работу. Бывают случаи, что фотограф не против, а модель — наоборот. Тогда использовать фото нельзя. Вот так-то.
Также, нередко используют кадры из кинофильмов. Вернее, рисуют по таким кадрам. Без согласия авторов фильма — это тоже нарушение. Понятное дело, что в Голливуд вы письма слать не будете, но указать название фильма, сцену, в ваших силах и в ваших интересах. Это касается и персонажей известных мультфильмов (и неизвестных тоже). Если вы в своей иллюстрации для книги использовали Тома и Джерри или нашу Машу — это нарушение. Только с согласия холдинга можно это сделать, потому что Маша — это бренд, он узнаваем везде и его просто так рисовать нельзя. А согласие владельцев бренда — куча бумаг и то, если они захотят с вами связываться. Только, если это будет коммерчески выгодное предложение, где обе стороны окажутся в выигрыше.
Вывод при использовании фото-референса следующий — либо искать автора фото и с ним договариваться, указывать его авторство. Либо, если не можем найти, указать об этом (или указать сайт-источник, где вы нашли фото). Либо видоизменить фото так, что при любом раскладе его невозможно было узнать (то есть, автор фото не узнает в вашей картине свою фотографию или своего персонажа). Либо рисовать для себя и не продавать)).
А ещё есть замечательные Стоки, где можно найти картинки или фото без авторских прав, для свободного использования. Это в случае, если вам без референса никуда и никак. Тогда можно перерисовать хоть все (там их тонны и вагоны на любые темы) и вам за это ничего не будет)).
И так продолжать можно долго, ведь нарушаются права сплошь и рядом. Некоторые даже не утруждаются менять текст под постами, а копируют до всех запятых и размещают под своим именем. Картины копируются и не указывается автор оригинала, а потом все благополучно продается и покупатель даже не знает во что ввязался. Авторские программы обучения продвигаются как свои. Особенно, удивляет случай, когда берётся фото работы (оригинала), удаляется в Фотошопе подпись автора и выставляется на обложке какого-нибудь курса, где обещают нарисовать “такую же” картину под слоганом: “Всего за 3 часа научим рисовать вот так”. А по факту, даже сам “горе”-преподаватель не в силах повторить заявленный результат (уровень не тот) и такое бывает очень часто. Поэтому нарушение бывает не только среди учеников, но и среди преподавателей. Я уже молчу за идеи, темы, которые придуманы одним, а потом летают по всем просторам интернета.
Я знаю о практике мировых “великих” компаний, которые берут (крадут) чужие удачные идеи конкурентов (или других авторов), переиначивают и выдают как готовый продукт. Не хочу высказываться на эту тему, потому что это дело лично каждого и каждый сам должен отвечать за свои поступки, как минимум перед своей совестью. Да и не знание закона совсем не освобождает от ответственности. Но, при любом раскладе, в любом случае, нужно оставаться человеком, желательно понимающим и порядочным! Никогда не знаешь, как ситуация обернется и, может, нарушив права одного, можно в дальнейшем оказаться на его месте.
Резюмируем, что нужно делать, чтобы не нарушать авторские права:
1. Всегда спрашивать разрешение у автора идеи, фото, мастер-класса и тд, можно ли использовать их произведения в коммерческих целях.
2. Рисовать по собственным референсам (фото), из головы или с натуры.
3. Использовать изображения, которые не обременены авторским правом — стоки (есть раздел по таким фото).
А вообще статья о том, как творить в свое удовольствие, и понимать: все, что вы делаете уникально и неповторимо. Не нужно копировать (когда учитесь — можно, но потом не стоит. И если копируете, то для себя, а не на продажу), нужно искать “свое”, создавать что-то особенное, “ваше”, ведь каждый уникален и каждый может сделать что-то исключительное. Не важно в какой сфере — писать картины или стихи, писать посты в Инстаграме или вести свою колонку на Яндекс. Дзен, или вести передачу на ТВ, а, может, вести влог на YouTubе, писать стихи в тетрадке или издавать книги — везде есть свобода творчества, а оно прекрасно во всех своих проявлениях и везде есть авторское право)).
В следующей статье поделюсь с вами о том, что делать, если ваши авторские права были нарушены. Не забывайте ставить лайк, если информация для вас была полезна и делиться с друзьями).
Источник
Сохраняется ли авторское право, если я собственной рукой срисовала рисунок?
Добрый день!
Я срисовала иллюстрации одного из авторов, рисовала сама, могу ли я использовать эти свои рисунки для печатания и дальнейшей продажи, к примеру, открыток, постеров?
28 Апреля 2017, 14:11, вопрос №1623978
Екатерина, г. Санкт-Петербург
Свернуть
Консультация юриста онлайн
Ответ на сайте в течение 15 минут
Задать вопрос
Ответы юристов (2)
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.
Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.
Статья 1228 ГК РФ
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Здравствуйте, Екатерина! Если Ваш рисунок буквально «срисован» и похож на иллюстрацию другого автора, такое использование будет неправомерным. Согласно статье 1257 Гражданского кодекса РФ,
Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.
«Перерисовка» уже созданного произведения является его использованием. Согласно статье 1270 ГК РФ,
1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:
1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;
Даже если считать, что «срисовывание» нельзя отнести к «воспроизведению», т.к., полагаю, рисунок выполнен не «один в один», то можно применить норму подпункта 9 пункта 2 вышеуказанной статьи:
9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;
То есть использовав произведение другого автора пусть и посредством перерисовки — Вы нарушаете исключительные права законного правообладателя иллюстраций. С уважением, Татьяна.
Все услуги юристов в Иркутске
Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.
Источник
12 советов по росписи одежды акриловыми красками
Небольшие лайфхаки для тех, кто рисует на ткани/одежде, или только начинает.
- Обязательно постирайте одежду перед тем, как начать роспись (хлопок после стирки имеет свойство деформироваться, поэтому лучше простирнуть или, хотя бы, замочить в воде и высушить; так же и с джинсовой тканью — она может дать усадку. Один раз я пренебрегла этим пунктом и постирала джинсовую куртку после росписи — куртка дала усадку, а место с рисунком получилось выпуклым…)
- Краска имеет свойство протекать через ткань, особенно, если ткань тонкая (футболки, например). Я обычно подкладываю файл для бумаги, разрезав его пополам. Никогда не подкладывайте бумагу! Краска к ней прилипнет после высыхания и бумагу будет очень сложно оторвать.
- На темной ткани контур рисунка я делаю специальной ручкой, которая потом смывается при стирке. Покупала в Леонардо. Это очень удобно!
- Если ткань темная, обязательно нужно сделать грунтовку в том месте, где будет рисунок. Не используйте обычный акриловый грунт! Если использовать обычный грунт — ваш рисунок будет стоять колом, а нам это не нужно. Я использую либо белую краску (если рисую Деколой), либо нюдовую перламутровую (Pebeo). И, при этом ещё немного разбавляю ее водой при нанесении. Слой получается тонким и рисунок в итоге мягким. Для темных тканей лучше использовать специальные краски, на них прям так и написано — «для темных тканей». Они обладают хорошей укрывистостью и требуют меньше слоев.
- После того, как нанесли первый слой, дайте ему хорошенько просохнуть, можно посушить феном для ускорения. Заодно вы сделаете термообработку и закрепите краску. Краска сохнет 24 часа. В идеале, первый слой нужно просушить именно столько.
- Следите за своими руками! Если вдруг вы испачкаете руки краской и потом положите их на одежду, краску вы вряд ли отстираете. У меня было пару раз такое, когда я не заметила, что испачкала руку. Начала рисовать и краска с руки попала на ткань. Как бы я не пыталась застирать это пятно, ничего у меня не получилось! Так что, будьте внимательны и аккуратны.
- Акрил очень быстро сохнет, поэтому, если нужно сделать какие-то красивые переходы от темного к светлому, например, надо делать это сразу! После высыхания уже ничего не получится.
- Начинайте рисовать со светлых оттенков, так как тёмные цвета потом будет очень сложно перекрыть, если вдруг что-то пойдёт не так.
- Баночки для воды: я в последнее время стала использовать одноразовые пластиковые тарелки с шершавым дном. Благодаря нему краска с кисточки сходит лучше, когда ее полоскаешь в воде. Только проводить кисточкой по дну нужно в одну сторону, чтоб она не распушилась.
- В процессе рисования чаще мойте кисточки, так как, опять же, краска быстро сохнет, и ваши кисточки можно будет просто выкинуть после первого же рисунка.
- После того, как я закончила рисовать, я протираю кисточки жидкостью для снятия липкого слоя с ногтей (кто делает шеллак, должен знать, что это такое), он ещё называется обезжиривателем для ногтей.
- Когда рисунок закончен, сушим его 24 часа, а далее проглаживаем утюгом через х/б ткань. Многие гладят просто с изнанки, но я так не делаю. И ещё, я всегда одеваю вещь на гладильную доску, чтоб спина не прилипала к переду.
Вообще, нюансов при росписи одежды очень много, их сложно выделить сразу.
Поэтому, пробуйте, не бойтесь! Опыт — наше все.
Надеюсь, статья была полезной.
Если будут вопросы, пишите, с радостью отвечу!
Источник