Можно ли использовать пожарную автолестницу в качестве крана
Содержание статьи
Требования правил по охране труда при работе с автолестницей (коленчатым подъемником). Занятие
ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать.
Требования правил по охране труда при работе с автолестницей
К управлению автолестницами и автоподъемниками допускаются водители, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие удостоверение на право работы на автолестнице (автоподъемнике). Подготовка автолестницы (авто-подъёмника) к работе и порядок работы осуществляются в соответствии с инструкцией завода изготовителя и правил охраны труда.
Установка автолестниц должна производиться у зданий на расстоянии, обеспечивающем выдвижение колен в пределах допустимого угла наклона.
Выдвижение автолестницы производится на 1,0 — 1,5 метра выше карниза кровли (площадки, ограждения и т.п.). После выдвижения на заданную длину автолестница должна быть посажена на замыкатели (где они имеются).
При работе с автолестницей, опёртой на строительные конструкции, двигатель необходимо выключить. При работе автолестницы, снабжённой люлькой, двигатель не выключается.
Водители автолестниц и автоподъёмников при работе на пожарах (учениях, занятиях) должны работать в касках.
При работе на автолестнице (автоподъёмнике) водитель обязан:
- соблюдать и требовать от работающих на них соблюдения требований инструкции по эксплуатации автолестницы (автоподъёмника);
- не допускать, особенно в зимнее время, пролив воды (пены) на колена лестницы (стрелу подъёмника);
- производить пуск гидронасоса при температуре воздуха ниже — 10 0С плавными кратковременными освобождениями педали муфты сцепления, а при устойчивых оборотах двигателя педаль отпустить;
- оставлять включенными, при кратковременных перерывах в работе, гидронасос и двигатель.
При перемене места работы, колена лестницы (стрелы автоподъёмника) укладываются в транспортное положение, опоры поднимаются, рессоры разблокируются, коробка отбора мощности отключается.
При использовании автолестницы (автоподъёмника) в качестве крана колена (стрелы) должны быть сложены. Максимальная величина груза вместе с массой тали не должна превышать величины, допускаемой заводом-изготовителем. Применяемые при работе стропы должны быть испытаны и иметь маркировку.
Подъём (спуск) людей по маршу автолестницы, при не прислонённой вершине и угле наклона до 50 град., разрешается только одному человеку, а при угле свыше 50 град. — одновременно не более двух человек. По прислонённой лестнице личный состав подразделений ГПС может перемещаться цепочкой с интервалом не менее 3 метров, а при переносе тяжестей массой 100 — 120 кг — с интервалом не менее 8 метров. При этом необходимо передвигаться не в такт, чтобы не возникло резонансных колебаний лестницы.
Площадка, где устанавливается автолестница (автоподъёмник), должна иметь уклон не более 6 град., твёрдое покрытие или твёрдый грунт. При установке на мягком грунте под опорные диски подкладываются специальные подкладки, входящие в комплект автолестницы (автоподъёмника).
При работе пожарного ствола, закреплённого на вершине лестницы, должны выполняться требования:
- лестница выдвигается на длину не более 2/3 её полной длины при угле подъёма не более 75 град.;
- рукавная линия прокладывается по середине лестницы и надежно крепится к ступеням рукавными задержками;
- подача и прекращение подачи воды в рукавную линию осуществляются плавно, без резких колебаний, давление у ствола должно быть не менее 0,4 МПа.
Необходимо помнить, что пожарный ствол, установленный на конце лестницы, выходит за сферу действия предохранительного устройства, защищающего автолестницу от столкновения с препятствием, и таким образом исключает срабатывание предохранительного устройства.
При выполнении специальных работ по спасанию и защите людей, имущества, сосредоточении необходимых сил и средств, подаче огнетушащих веществ и иных работах с помощью автолестницы (автоподъёмника) запрещается:
- устанавливать автолестницы (автоподъёмники) на крышке люков, колодцев и т.п., а также ближе 2,0 — 2,5 метра от середины опорных дисков выдвинутых выносных опор до обрывов, котлованов, каналов и т.п.;
- устанавливать и работать на автолестнице (автоподъёмнике) на расстоянии ближе 30 метров от крайнего провода высоковольтной линии электропередачи;
- прокладывать по коленам автолестницы (стрелам автоподъёмника) электрические кабели и телефонные провода;
- выключать автомат бокового выравнивания при выдвигании лестницы;
- выходить за пределы поля движения при работе с ручным приводом;
- производить регулировку предохранительного клапана повышения рабочего давления в гидросистеме во время работы автолестницы (автоподъёмника);
- работать на автолестнице (автоподъёмнике) при скорости ветра более 10 м/с, а также при нахождении людей под поднятой люлькой или коленами;
- работать ручными и лафетными пожарными стволами из люльки автоподъёмника при нахождении в ней более 2 человек;
- касаться коленами (стрелой) воздушных электрических и радиотрансляционных сетей при работе и уборке автолестницы (автоподъёмника);
- производить какие-либо движения автолестницы (автоподъёмника) механическим или ручным способом, если на ней находятся люди;
- оставлять без надзора автолестницу (автоподъёмник) с поднятыми коленами.
При эксплуатации спасательного рукава учитывать возможность накопления зарядов статического электричества при спусках, особенно в нижней части спасательного рукава, влияющих на жизнь и здоровье спасаемых и страхующих.
При спуске эвакуируемых личный состав подразделений ГПС не должен допускать наличия у них острых предметов, которые могут вызвать повреждение спасательного рукава, а также ранение спасаемых при спуске.
С целью снижения воздействия статического напряжения электричества на людей необходимо обеспечивать следующие меры:
- обработать спасательный рукав антистатическими средствами;
- периодически производить увлажнение нижней части спасательного рукава (при температуре окружающего воздуха не ниже 0 град. С) при проведении спусков людей;
- осуществлять страховку спускающихся в перчатках, не отрывая рук от спасательного рукава.
Запрещается эксплуатация спасательного рукава:
- выработавшего свой ресурс;
- не прошедшего очередного технического освидетельствования;
- имеющего сквозные повреждения, не подлежащие ремонту;
- не по назначению.
При использовании ППСУ запрещается:
- применение ППСУ не по прямому назначению;
- производить на ППСУ тренировочные прыжки личного состава;
- эксплуатировать ППСУ с выработанным ресурсом или истекшим сроком службы;
- эксплуатировать ППСУ, имеющее видимые повреждения;
- сбрасывать ППСУ на грунт;
- оставлять соединительный шланг присоединенным к штуцеру ППСУ после его наполнения.
Выписка из Инструкции по эксплуатации и хранению ППСУ-20
- Эксплуатация ППСУ должна проводиться персоналом, изучившим его устройство, и правила работы, прошедшим практическую подготовку.
- Наполнение ППСУ производится от воздушного баллона, входящего в комплект ППСУ.
- Для приведения ППСУ в рабочее состояние необходимо:
- доставить ППСУ на место;
- очистить рабочую площадку;
- расстегнуть чехол и развернуть ППСУ на площадке;
- отвернуть крышку штуцера ППСУ и подсоединить баллон со сжатым воздухом к штуцеру с помощью соединительного шланга, входящего в комплект ППСУ;
- отвернуть крышку предохранительного клапана, если она закрыта;
- открыть вентиль баллона и наполнить ППСУ (момент достижения избыточного давления в каркасе ППСУ необходимой величины фиксируется по звуку открытия предохранительного клапана, сопровождающегося резким выдвижением штока в его центральной части);
- завернуть крышку предохранительного клапана сразу после его открытия;
- отсоединить шланг и завернуть крышку штуцера.
ВНИМАНИЕ! Соединительный шланг оснащен эжектором. Запрещается оставлять шланг, подсоединенным к штуцеру ППСУ после его наполнения, для исключения утечки воздуха из каркаса через отверстия эжектора!
- для подкачки ППСУ отвернуть крышку вентиля и подсоединить к нему мех-насос.
- При эксплуатации ППСУ в зимнее время необходимо через 5 — 10 минут после приведения ППСУ в рабочее состояние произвести повторное подполнение его каркаса сжатым воздухом до момента открытия предохранительного клапана.
При отсутствии баллона или недостатке в нем воздуха, для наполнения ППСУ до рабочего давления могут использоваться другие источники сжатого воздуха, например ресивер автомобиля.
- ППСУ должно устанавливаться к стене здания боковой поверхностью, не имеющей отверстия. ППСУ может устанавливаться наклонно одним краем на бордюрный камень тротуара высотой до 200 мм.
- Перенос ППСУ в наполненном состоянии производится за ручки, расположенные вверху боковой поверхности ППСУ.
- Дополнительное удержание ППСУ вручную при падении спасаемого на край за границу рабочей поверхности производится за ручки, расположенные вверху боковой поверхности ППСУ.
Ручки, расположенные вверху, служат также для соединения, при необходимости, двух или более ППСУ между собой с помощью соединительных ремней, входящих в комплект ППСУ.
- ППСУ восстанавливается в рабочее положение через 15 секунд после приема с рабочей поверхности очередного спасаемого.
Источник
Памятка водителю-оператору пожарной автолестницы АЛ-30(131)ПМ-506Д. Часть 2, страница 4
· при сопровождении эвакуируемых пожарный, как правило, должен перемещаться ниже по полотну стрелы;
· пожарный работающий с ручным стволом на прислонённой лестнице должен закрепляться с помощью карабина за ступень или раскос тетивы лестницы.
При работе на автолестнице ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
· производить какие-либо движения, если на коленах находятся люди;
· работать с ручным стволом на неприслоненной лестнице;
· прокладывать по коленам электрические кабели и телефонные провода;
· работать с отключённой автоматикой бокового выравнивания;
· работать на автолестнице при возникновении неисправностей влияющих на техническую безопасность автолестницы (см. ранее);
· выводить лестницу за пределы поля движения при работе с ручным приводом;
· допускать (особенно в зимнее время) пролив воды или пены на колена лестницы;
· производить какие-либо движения, при возникновении опасных колебаний стелы;
· работать в ночное время на неосвещённой площадке и без освещения обслуживаемого объекта;
· осуществлять регулировку предохранительных клапанов гидравлического привода при выполнении движений;
· оставлять без надзора с земли автолестницу с поднятыми коленами.
При перемене места работы необходимо предупредить об этом пожарных работающих на верхних этажах или крыше и полностью привести автолестницу в транспортное положение.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛЕСТНИЦЫ В КАЧЕСТВЕ КРАНА
Работа автолестницы в качестве крана производится только при полностью собранном комплекте колен.
В качестве точки крепления стропов применять только штатную проушину, расположенную под вершиной 4-го колена. Стропы, чокеры, крюки и другие средства, применяемые для крепления груза, должны выбираться с коэффициентом запаса 2,5 к предельной рабочей нагрузке, быть испытаны, и иметь маркировку.
При работе автолестницы следует строго соблюдать величины предельных рабочих нагрузок на комплект колен. Максимальная величина поднимаемого груза (со стропами, крюками и др.) при разных углах подъема составляет: 500 кг на углах -4…30 0; 750 кг на углах 30…55 0; 1000 кг на углах 55…75 0.
Запрещается поднимать груз привинченный, примёрзший или заваленный другими предметами, с оттяжкой его в сторону, находиться под грузом или стрелой.
Начало и окончание поворота башни при поднятом грузе должно производиться плавно. Водитель-оператор должен учитывать, что подъем, и опускание стрелы сопровождаются перемещением груза в горизонтальной плоскости.
В случаях, когда требуется строго вертикальное перемещение груза, допускается применение ручной лебёдки соответствующей грузоподъёмности, закреплённой к штатной грузовой проушине стрелы.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПРИ ПОДАЧЕ С ЛЕСТНИЦЫ ОГНЕТУШАЩИХ ВЕЩЕСТВ
Подача огнетушащих веществ с неприслонённой лестницы должна осуществляться только от штатного лафетного ствола или гребёнки с двумя (тремя) пеногенераторами, входящими в комплектацию автолестницы.
Установка лафетного ствола (гребёнки) на лестницу производится с помощью специального крепления (две скобы) за ступеньки на вершине первого колена, с обязательной фиксацией второй ступени штырём (см. рис.3.4 и 3.5).
Рис.3.4 Установка лафетного ствола на вершину первого колена
Рис.3.5 Установка гребёнки пеногенераторов на вершину первого колена
При работе с лафетным стволом или пеногенераторами, закреплёнными на вершине неприслонённой лестницы, должны выполняться следующие требования безопасности:
· лестница выдвигается до высоты не более 20 метров (или 2/3 её максимальной длины);
· подача огнетушащих средств допускается только при углах подъема стрелы 55…60 0 , с обязательным применением растяжных канатов;
· рукавную линию прокладывать только по середине лестницы и надёжно закрепить к её ступеням рукавными задержками;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание — внизу страницы.
Источник
Пожарная автолестница (АЛ)
Пожарная автолестница (АЛ) — это специальный пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.
Работа пожарной автолестницы на пожаре
Предназначена для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
В жилом секторе, общественных зданиях и промышленных сооружениях пожары могут возникать на различных высотах. В соответствии с требованием руководящих документов, подъем на высоту организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения требуемых сил и средств, подачи огнетушащих веществ и выполнения других работ.
Подъем на высоту и спуск осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий, а также различных технических средств.
К техническим средствам спасания относятся спасательные рукава, веревки, трап, специальные и ручные пожарные лестницы. К этим средствам относятся и механизированные автолестницы и автоподъемники коленчатые.
Первое упоминание о создании механических пожарных лестниц в России изобретателем П. Дальгреном относится к 1778 году. В последующие годы разрабатывались механические чатырехколенчатые лестницы для конной повозки, длина которых не превышала 24 м.
С 1955 года начат промышленный выпуск автолестниц с механическим приводом, а с 1963 года — производство автолестниц с гидравлическим приводом. При этом АЛ-30 (ПМ 580) высотой 30 м известны почти в 50 странах мира. К концу второго тысячелетия в стране начато производство серии автолестницы высотой от 17 до 62 м на шасси ЗиЛ, КамАЗ, МАЗ, «Татра».
Важно!!! Требования к пожарным автолестницам на настоящий момент изложены в ГОСТ Р 52284-2004 Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
Принцип работы автолестницы заключается в подаче стрелы или люльки в необходимую точку пространства в пределах рабочего поля.
Рабочее поле (зона досягаемости) автолестницы — это зона, очерченная вершиной лестницы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.
Кроме того, грузоподъемность шасси и размеры автолестницы должны быть такими, чтобы не ограничивалась их проходимость в условиях городской застройки и было возможным устанавливать и маневрировать автолестнице и автоподъемника коленчатым у объектов, вблизи которых нет асфальтобетонных покрытий. Поэтому они сооружаются на высокопроходимых шасси с колесной формулой 6х6 или 6х4 (в зависимости от массы) с двигателями, обеспечивающими их эксплуатацию в транспортном и стационарном режимах.
Важно!!! Автолестницы приспособлены для установки на площадках с уклоном не более 6° и могут безопасно применяться при скорости ветра в любом направлении не более 10 м/с.
Назначение
Пожарные автолестницы предназначены для доставки расчета к месту пожара и выполнения следующих работ на пожаре:
- подъема пожарных в верхние этажи здания для организации эвакуации людей или тушения пожара;
- эвакуации людей в случае невозможности использования стационарных эвакуационных путей или других средств;
- подачи огнетушащих веществ на высоту;
- как наблюдательный пункт при штабе пожаротушения;
- для закрепления прожекторов и освещения места пожара;
- для подъема и перемещения грузов при разборке конструкций.
Устройство
Устройство пожарной автолестницы на примере АЛ-30(131)-21Л
1 — базовое шасси; 2 — опорные устройства; 3 — механизм выключения рессор; 4 — опорно-поворотный круг; 5 — поворотная рама; 6 — пакет колен лестницы
Основными конструктивными элементами автолестницы являются:
- базовое шасси с платформой и передней опорной стойкой;
- силовая установка;
- опорное основание;
- подъемно-поворотное основание;
- пакет колен (стрела);
- механизмы поворота башни, подъема-спускания, выдвигания — сдвигания стрелы;
- гидросистема;
- электрооборудование;
- пульт (или пульты) управления с механизмами управления и блокировки.
Все механизмы и устройства автолестницы обеспечивают:
- устойчивость, прочность и жесткость конструкции, допускающей надежную и безопасную работу на поверхности с уклоном до 60°;
- выравнивание подъемно-поворотного основания или комплекта колен;
- подъем-опускание комплекта колен;
- выдвигание-сдвигание комплекта колен;
- поворот лестницы вокруг вертикальной оси.
Пакет колен — это основной элемент конструкции, обеспечивающий действия пожарных в пределах рабочего поля движения автолестницы.
Стрела (пакет колен) автолестницы по своему назначению является основным элементом конструкции, при помощи которого осуществляются все операции, предусмотренные техническими данными автолестницы. Стрела состоит из четырех, пяти, шести или семи секций (в зависимости от модели автолестницы), телескопически соединенных между собой. В технической литературе такая конструкция называется открытым ферменным телескопом. Каждое колено изготавливается из высокопрочных легированных сталей, и состоит из двух боковых ферм, каждая из которых образуется профилированной тетивой (снизу) и верхним поясом, соединёнными между собой раскосами и стойками. Боковые фермы соединены между собой в горизонтальной плоскости ступенями.
Комплекты колен высотных автолестниц в обязательном порядке оснащаются лифтом, который служит для быстрой эвакуации людей или подъёма на высоту пожарных и специального оборудования. При помощи лебедки лифт перемещается на роликах по направляющим, приваренным к верхним поясам колен. Лифт снабжен системой торможения (ловителем). В случае обрыва троса лебедки автоматически срабатывает система торможения, и лифт останавливается.
На вершине первого колена автолестницы может быть установлен съёмный лафетный ствол с ручным (канатным) или дистанционным (на основе электроприводов) управлением, либо неуправляемый коллектор (так называемая «гребёнка») для пеногенераторов ГПС-600. В последнем случае автолестница может выполнять функции пеноподъёмника.
На всех современных моделях автолестниц предусматривается использование специальной площадки крепления эластичного секционного спасательного рукава РС-С, позволяющего производить быструю эвакуацию людей, в том числе не имеющих возможности передвигаться самостоятельно.
Люлька — это устройство, обеспечивающее эвакуацию людей и работу пожарных на высоте при тушении пожара и устанавливаемое на вершине лестницы стационарно или быстросъемно.
Ряд моделей автолестниц снабжается съёмной или постоянно закреплённой на вершине подвесной люлькой. Подвесная люлька (чаще всего двухместная) придаёт автолестнице дополнительные возможности, характерные для автоподъёмников. Если автолестница оснащена пропорциональной системой электрогидроуправления, то в люльке устанавливается дополнительный пульт, с которого оператор управляет всеми движениями стрелы.
Традиционно наибольшее распространение имеют автолестницы с высотой подъёма 30 метров, из которых самой массовой является модель ПМ-506 различных модификаций.
Типы (виды)
Классификацию автолестниц проводят по 3 критериям, это:
- максимальная длина лестницы;
- количество колен;
- тип используемого привода.
Два первых показателя взаимосвязаны. То есть чем большее количество колен, тем длиннее лестница. Но здесь есть и другой фактор, влияющий на ее длину. Это длина самих колен. Начнем с их количества. Современные пожарные автолестницы представлены тремя конструкциями: трех-, четырех- или шестиколенные.
Теперь, что касается длины каждой части. Здесь классификация также тройная. Если:
- длина колена равна 20 м, их называют легкими;
- в пределах 20-30 м, это средней тяжести;
- больше 30 м — это тяжелые модификации.
К длине лестницы на автомобиле специалисты подходят очень внимательно, проводя точные расчеты. Все дело в том, что чем длиннее лестничная конструкция, тем больше у нее масса. А это высокая вероятность опрокидывания всего оборудования вместе с автомобилем. К тому же всегда длина консоли, а именно это собой представляет автолестница, это высокие нагрузки на системы, узлы и детали, в которых создается напряжение, появляется вибрация, а соответственно и деформации (обычно прогибы).
Теперь что касается разновидностей приводов. Сегодня на автолестницах применяют следующие виды:
- механический;
- электрический;
- гидравлический;
- комбинированный.
Все специалисты и пожарные сводятся в одном мнении — гидравлические приводы лучшие. Они удобны и проще в эксплуатации.
Типоразмеры
Автолестницу в зависимости от максимальной рабочей высоты полностью выдвинутой лестницы, в соответствии с ГОСТ Р 52284-2004 следует изготовлять следующих типоразмеров:
Типоразмер | Высота подъема лестницы |
---|---|
АЛ 10-15 | 10-15 |
АЛ 16-20 | 16-20 |
АЛ 21-25 | 21-25 |
АЛ 26-31 | 26-31 |
АЛ 32-40 | 32-40 |
АЛ 41-52 | 41-52 |
АЛ 53-60 | 53-60 |
По заказу потребителя допускается изготовление автолестниц с рабочей высотой более 60 м с параметрами, соответствующими техническим условиям на конкретную модель.
Самая высокая пожарная автолестница
Самая высокая пожарная автолестница Magirus M68L (DLK-68)
Немецкий производитель пожарных автомобилей Magirus Gmbh на выставке INTERSCHUTZ 2015 показал самую высокую в мире пожарную автолестницу Magirus M68L (DLK-68) высотой 68 м. Напомним, что после реорганизации в Magirus Group входят: Magirus Gmbh в Ульме (Германия), Magirus Camiva SAS (Франция), Iveco S.p.A. Stabilimento Mezzi Speciali (Италия) и Magirus Lohr GmbH (Австрия).
Magirus M68L стала новым флагманом в линейке Long Ladders (XXL) (сверхдлинные лестницы), в это семейство также входят лестницы высотой 52, 55 и 60 метров.
Автолестница смонтирована на четырехосном шасси IVECO Trucker AD340 T45 хотя она может быть установлена на шасси любого производителя допустимой полной массой 34 тонны. Турбодизель IVECO Cursor 13 развивает мощность 450 л.с.
7-коленная лестница обеспечивает максимальную рабочую высоту 68 м (пол люльки находится на отметке 66 м), все движения лестницы стабилизированы системой компьютерной стабилизации Magirus CS, которая была специально доработана для новой автолестницы.
Модернизированные Х-образные выносные опоры системы Vario шириной 6 м, совместно с системой предотвращения опрокидывания Magirus ASS, обеспечивают автолестнице максимальный вылет 20 м, при нагрузке в люльке 100 кг.
Автолестница оснащена спасательной люлькой RC300, грузоподъемностью 300 кг. Новый спасательный лифт RE300 вмещает теперь 3-х человек и имеет грузоподъемность 300 кг, может работать при угле подъема лестницы от 30° до 75°, теперь двигается еще быстрее. Новый лифт получил дистанционное радиоуправление. Максимальная нагрузка на вершину верхнего колена при снятой люльке составляет 500 кг, на вершину нижнего, при работе в режиме крана — 4000 кг.
Автолестница имеет полную массу около 30 тонн, длину 13,00 м, ширину 2,50 м и высоту 3,97 м.
Классификация
Классификация АЛ по исполнению:
Обозначение и маркировка
Обозначение пожарной автолестницы имеет следующую структуру:
АЛ-30 (43114) мод. ХХА-ХХ ХХ Х,
где:
- АЛ — пожарная автолестница;
- 30 — длина лестницы 30 метров;
- (43114) — индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности (в данном случае КамАЗ-43114);
- мод. ХХА — обозначение модели пожарной автолестницы по системе разработчика с указанием модернизации (А — первая, Б — вторая и т. д.);
- ХХ — двузначный (трехзначный) цифровой индекс для обозначения модели (01, 02 и т. д.);
- ХХ — условное буквенное обозначение предприятия-изготовителя;
- Х — обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).
Условное обозначение пожарной автолестницы на схемах тушения пожара
Основные требования к оборудованию
Конструктивная прочность, что исключает нарушение целостности лестницы при ее движении и вращении.
Маневренность и управляемость.
Распределение нагрузки по оси лестницы должно быть равномерным.
Коэффициент устойчивости автолестницы — 1,4 при отсутствии наружной дополнительной нагрузки.
Допустимая скорость передвижения лестницы — не более 80 км/ч.
Наличие аварийного привода.
Оснащение светоотражателями и тормозной системой.
Наличие телескопической системы выдвижения секций лестницы, что обеспечивает бесперебойную и плавную работу механизма.
Покрытие ступенек лестницы антискользящими резиновыми накладками или из любого другого материала, чтобы обеспечить безопасность для людей при передвижении.
Устройство ограничителя на верхнем конце последней секции лестницы.
Оборудование автолестницы необходимыми приборами и датчиками, которые контролируют качество и безопасность работы конструкции.
Высота пожарной лестницы колеблется в пределах 17-60 метров, что зависит от выбранной модели.
Требования охраны труда
На пожарных автолестницах с лифтами не реже 1 раза в месяц проверяется работоспособность ловителей кабины лифтов. Осмотр грузозахватных приспособлений производится лицом, ответственным за их исправное состояние, в соответствии с временным регламентом по обслуживанию данных узлов. Результаты проверки ловителей кабины лифта и осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений оформляются актом (приказ Минтруда России № 881н от 11.12.2020 «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны»).
После установки пожарной автолестницы и пожарного коленчатого автоподъемника на выбранную площадку необходимо выполнить следующее:
- поставить пожарную автолестницу и пожарный коленчатый автоподъемник на стояночный тормоз;
- произвести включение силового привода механизмов пожарной автолестницы и пожарного автоподъемника;
- перейти на основной пульт управления (в темное время суток включить освещение пульта, стрелы и люльки).
При работе на пожарной авто лестнице и пожарном автоподъемнике водитель:
- соблюдает и требует от работающих на них соблюдения Правил и требований безопасности, изложенных в технической документации завода-изготовителя;
- оставляет включенными при кратковременных перерывах в работе гидронасос и двигатель;
- выдвигает пожарную автолестницу на 1-1,5 м выше карниза кровли (площадки, ограждения). После выдвижения на заданную длину пожарной автолестницы она должна быть посажена на замыкатели (где они имеются).
Для выполнения операции по подъему и спуску людей в люльке (при наличии на пакете колен люльки) следует:
- проверить громкоговорящую двустороннюю связь между основным пультом управления и люлькой;
- перевести люльку из транспортного положения в рабочее положение;
- поднять люльку на необходимую высоту (опустить люльку на землю) и осуществить посадку в нее людей.
Осуществлять движение люльки после:
- посадки в нее людей численностью не более, чем указано в технической документации завода-изготовителя;
- закрытия двери люльки и надежной фиксации людей к несущим конструкциям;
- команды оператора со стационарного пульта управления, расположенного на платформе или с пульта управления, находящегося в люльке.
По окончании работ перевести люльку из рабочего в транспортное положение.
Правила приемки и методы испытаний
Детально правила приемки и методы испытаний изложены в ГОСТ Р 52284-2004 Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
Дополнительно о различных моделях пожарных автолестниц:
- Автолестница пожарная АЛ-30 (131) ПМ506Д.
- Автолестница пожарная АЛ-30 (43114) ПМ 512Б.
- Автолестница пожарная АЛ-50 (65115).
Источники: ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения; Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. -СПб: 2006; Пожарная техника. Безбородько М.Д. -М.: 2004; ГОСТ Р 52284-2004 Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
Источник