Можно ли использовать питьевую воду на технические нужды

Специальный технический регламент «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»

Проект N 284071-4

Вносится членами
Совета Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Специальный технический регламент
«О питьевой воде и питьевом водоснабжении»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон, принятый в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184 — ФЗ «О техническом регулировании», является техническим регламентом и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к следующим объектам технического регулирования:

— источникам питьевого водоснабжения, в той мере, в какой это необходимо для достижения целей настоящего Федерального закона;

— системам питьевого водоснабжения (централизованным системам, нецентрализованным системам, автономным системам, домовым распределительным системам, системам питьевого водоснабжения на транспорте), обеспечивающим забор, подготовку и подачу питьевой воды к местам ее расходования;

— питьевой воде, находящейся в системах питьевого водоснабжения, включая горячее водоснабжение;

— бутылированной питьевой воде, кроме минеральной воды (лечебно-столовой и лечебной).

2. Отношения между потребителями питьевой воды (водопотребителями) и организациями, эксплуатирующими системы питьевого водоснабжения, по поводу отпуска (получения) питьевой воды регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении питьевого водоснабжения, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

4. Отношения в сфере использования и охраны водных объектов, земель, недр, лесов и иных компонентов природной среды, возникающие в связи с размещением, строительством и эксплуатацией систем питьевого водоснабжения в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, регулируются водным, земельным, законодательством о недрах, лесным законодательством и иным законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

— автономная система питьевого водоснабжения — система питьевого водоснабжения закрытая собственником для общего пользования;

— бутылированная питьевая вода — питьевая вода, расфасованная для розничной продажи;

— водовод — сооружение для транспортировки воды;

— водозаборная скважина — скважина для забора подземных вод, оборудованная обсадными трубами и фильтрами;

— водозаборное сооружение (водозабор) — гидротехническое сооружение для забора воды из источника питьевого водоснабжения;

— водопотребитель (потребитель) — физическое или юридическое лицо, получающее в установленном порядке питьевую воду для обеспечения своих нужд;

— водопроводная сеть — система трубопроводов и сооружений, предназначенных для подачи воды потребителю;

— граница эксплуатационной ответственности — линия раздела элементов систем питьевого водоснабжения (водопроводных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения, устанавливаемая соглашением сторон;

— домовая распределительная система питьевого водоснабжения — комплекс устройств, сооружений  и трубопроводов в здании, обеспечивающий подачу питьевой воды из централизованных и автономных систем водоснабжения водопотребителям;

— защищенные подземные воды — воды напорных и безнапорных водоносных пластов, имеющих в пределах всех поясов зоны санитарной охраны сплошную водоупорную кровлю, исключающую возможность попадания воды из вышележащих недостаточно защищенных водоносных пластов;

— зона санитарной охраны источников водоснабжения и централизованных систем питьевого водоснабжения — территория и (или) акватория, в пределах которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях защиты источника питьевого водоснабжения водопроводных сооружений и питьевой воды от загрязнения;

— источник питьевого водоснабжения — поверхностный или подземный водный объект (или его часть), воды которого отвечают установленным показателям качества воды и используются или могут быть использованы для забора в системы питьевого водоснабжения;

— надежность системы питьевого водоснабжения — свойство системы питьевого водоснабжения обеспечивать соответствие качества питьевой воды установленным нормативам и заданный режим ее подачи водопотребителям.;

— недостаточно защищенные подземные воды — воды первого от поверхности земли безнапорного водоносного пласта, получающего питание на площади его распространения, или напорных и безнапорных водоносных пластов, которые в естественных условиях или в результате эксплуатации водозабора получают питание из вышележащих недостаточно защищенных водоносных пластов через гидрогеологические окна или проницаемые породы кровли, а также из поверхностных водотоков и водоемов при непосредственной гидравлической связи;

— нецентрализованная система питьевого водоснабжения — система питьевого водоснабжения без транспортировки питьевой воды к местам водопотребления и открытая собственником для общего пользования;

— нормативы безопасности питьевой воды — значения показателей качества питьевой воды, гарантирующие ее безопасность для человека независимо от продолжительности использования;

— обеззараживание воды — уменьшение количества микроорганизмов в воде до пределов, установленных нормативами безопасности питьевой воды;

— питьевая вода — природная вода или вода после обработки, подаваемая через системы водоснабжения либо бутылированная вода, предназначенная для удовлетворения питьевых, иных бытовых нужд человека и для производства пищевой продукции.

— питьевое водоснабжение — деятельность по обеспечению водопотребителей питьевой водой;

— планово-предупредительный ремонт — ремонт (текущий и капитальный) трубопроводов, сооружений и оборудования систем питьевого водоснабжения, представляющий комплекс технических мероприятий, направленных на обеспечение надежности системы питьевого водоснабжения;

— подготовка питьевой воды (водоподготовка) — технологический процесс обработки воды для приведения ее качества в соответствие установленным нормативам безопасности питьевой воды;

— система питьевого водоснабжения — комплекс сооружений и устройств, предназначенных для забора воды, а также, при необходимости, очистки ее до нормативного качества, хранения и транспортировки к местам водопотребления;

— система питьевого водоснабжения на транспорте — установки и оборудование, предназначенные для обеспечения пассажиров, экипажей и обслуживающего персонала питьевой водой в пути следования транспортного средства;

— станция подготовки питьевой воды — комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначенных для подготовки питьевой воды;

— удельное водопотребление — объем воды, подаваемый водопотребителю в течение определенного времени или в расчете на производство единицы продукции;

— централизованная система питьевого водоснабжения — система питьевого водоснабжения, открытая для общего пользования, включающую комплекс сооружения и устройств, предназначенных для забора, подготовки (или без нее), хранения воды, и обеспечивающая подачу питьевой воды к местам ее потребления.

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ

Статья 3. Требования к безопасности питьевой воды.

1. Питьевая вода, предназначенная для потребления человеком, подаваемая потребителям централизованными и нецентрализованными системами питьевого водоснабжения, домовыми распределительными системами и расфасованная в емкости, автономными системами питьевого водоснабжения и системами питьевого водоснабжения на транспортных средствах должна соответствовать нормативам безопасности, указанным в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

2. Органы местного самоуправления (для городов федерального значения — органы исполнительной власти Москвы или Санкт-Петербурга) по предложению территориального подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей с учетом ситуации в регионе могут включать дополнительные к Приложению 1 показатели.

3. Соответствие питьевой воды нормативам качества питьевой воды обеспечивается посредством:

— организации и обеспечения охраны источников питьевого водоснабжения и систем питьевого водоснабжения от загрязнения;

— реализации мероприятий по поддержанию источников питьевого водоснабжения в состоянии, пригодном для их использования в целях питьевого водоснабжения населения;

— применения соответствующих технологий подготовки питьевой воды и выполнения требований, предъявляемых к технической эксплуатации систем питьевого водоснабжения;

— применения в системах питьевого водоснабжения оборудования, материалов и реагентов, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности для человека;

— осуществления государственного надзора за соблюдением требований настоящего Федерального закона к качеству питьевой воды, к системам питьевого водоснабжения, а также к источникам питьевого водоснабжения;

— разработки и выполнения программ производственного контроля при эксплуатации систем питьевого водоснабжения;

4. Производство и реализация бутылированной питьевой воды разрешается при наличии:

— санитарно-эпидемиологического заключения о пригодности воды источников водоснабжения для использования в питьевых целях;

— санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии методов подготовки и консервирования воды, предназначенной для расфасовки, емкостей для ее расфасовки, а также воды, подготовленной для расфасовки требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности;

— утвержденной в установленном порядке и согласованной с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора нормативной и технологической документации на  готовую продукцию и процессы ее производства;

— программы производственного контроля качества расфасованной питьевой воды, согласованной с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

.5. Временные отклонения от установленных нормативов качества питьевой воды, подаваемой через системы водоснабжения, допускаются только в случаях:

— действия сезонных, климатических факторов, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, аварий, при которых не может быть обеспечено надлежащее качество питьевой воды;

— согласования с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора временных допустимых отклонений от нормативов качества питьевой воды;

— ограниченного срока действия временных допустимых отклонений от нормативов качества питьевой воды;

— отсутствия угрозы здоровью населения в период действия временных допустимых отклонений от нормативов качества питьевой воды;

— обеспечения населения достоверной и своевременной информацией о наличии отклонений от нормативов качества питьевой воды и сроках их действия, об отсутствии риска для здоровья, а также наличия рекомендаций по использованию питьевой воды.

6. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона возлагается на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Организация производственного контроля за соблюдением требований настоящего Федерального закона возлагается на лица, эксплуатирующие системы питьевого водоснабжения осуществляется в порядке, установленном главой 5-настоящего Федерального закона.

Статья 4. Общие требования к материалам, реагентам, оборудованию и технологиям, используемым в сфере питьевого водоснабжения

1. Применение всех видов материалов, реагентов, оборудования в системах питьевого водоснабжения допускается на основании сертификатов соответствия и санитарно-эпидемиологических заключений, получаемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Можно ли использовать крупную щебень на бетон

2. Технологическое оборудование, применяемое в системе питьевого водоснабжения, должно отвечать требованиям взрывобезопасности, пожарной и экологической безопасности независимо от того используется ли оно автономно или в составе технологических комплексов и систем.

3. Технологические комплексы, системы и автономно используемое технологическое оборудование в сфере питьевого водоснабжения должны быть снабжены документацией, устанавливающей эксплуатационные правила, исключающие возникновение пожароопасных и взрывоопасных ситуаций при монтаже (демонтаже), вводе в эксплуатацию и эксплуатации оборудования, а также действие вредных и опасных производственных факторов на персонал.

Статья 5. Обязательное подтверждение соответствия требованиям настоящего
Федерального закона (технического регламента)

1. Подтверждение соответствия качества питьевой воды, подаваемой потребителям через системы питьевого водоснабжения и бутылированной питьевой воды, осуществляется в целях соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Подтверждение соответствия качества питьевой воды является обязательным и осуществляется на основе принципов:

— доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

— установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия качества питьевой воды, подаваемой потребителям через системы питьевого водоснабжения и бутылированной питьевой воды.

3. Подтверждение соответствия качества питьевой воды, подаваемой потребителям через системы питьевого водоснабжения, и бутылированной питьевой воды носит обязательный характер и осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

4. Заявителями являются организации и физические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, автономных систем питьевого водоснабжения, домовых распределительных систем, систем питьевого водоснабжения на транспорте, а также производители бутылированной питьевой воды.

5. Декларация о соответствии принимается на основании данных производственного контроля (собственные доказательства) и/или данных независимых испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в установленном порядке (данные третьей стороны).

6. Обязательное подтверждение соответствия проводится с целью установления

соответствия питьевой воды нормативам качества, установленным Приложением 1 к настоящему Федеральному закону;

Источник

Пиьевая вода и техничекая (скважина)

Цитата
Оксана Жадан написал:Извините неправвильно поставила вопрос!!!!Смотрите у нас есть скважины мы её оформили как питьевую. то есть получили лицензию на пользование недрами, а теперь начальство хочет её переоформить (оформить заново) в техническую, якобы думаю что это будет обходиться им дешевле. От меня требую список, какие мероприятия необходимо проводить по питьевой и технической, стоимость, и от этого, наверное будут дальше решать.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

https://www.lawmix.ru/finansu/11814/

Вопрос: Организация имеет на балансе скважину, оборудование для водозабора, лицензию на пользование недрами. Возникает ли у организации обязанность по уплате водного налога в случае, когда фактически забор воды еще не осуществляется? (Консультация эксперта, 2010)
Вопрос: Организация имеет на балансе скважину, оборудование для водозабора, лицензию на пользование недрами. Возникает ли у организации обязанность по уплате водного налога в случае, когда фактически забор воды еще не осуществляется?
Ответ: Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 333.8 Налогового кодекса РФ).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектом налогообложения водным налогом признается такой вид пользования водными объектами, как забор воды из водных объектов.
В соответствии с п. 2 ст. 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.
НК РФ не содержит определения понятий «водопользование», «водопользователь», следовательно, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ для целей налогообложения подлежат применению понятия, приведенные в Водном кодексе РФ.
Согласно п. 8 ст. 1 ВК РФ под водопользователем понимается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
Исходя из положений ВК РФ (ч. 1 ст. 11, ч. 3 ст. 18, ч. 3 ст. 38) забор воды представляет собой изъятие воды из водного объекта.
Согласно ч. 1 и 5 ст. 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. При этом к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод, водоносные горизонты.
Согласно ст. ст. 37, 43 ВК РФ водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. При этом порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Согласно ст. 10 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» участки недр предоставляются в пользование для добычи подземных вод на срок до 25 лет.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ст. 11 Закона РФ N 2395-1).
Основанием возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр (п. 3 ст. 10.1 Закона РФ N 2395-1).
По мнению арбитражных судов, наличие у организации лицензии на право пользования недрами, а также владение на праве собственности техническими сооружениями для забора подземных вод не свидетельствуют о возникновении у нее обязанностей плательщика водного налога при отсутствии фактической деятельности по забору воды.
Данный вывод содержится, например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 11.02.2008 N Ф09-323/08-С3. Суд счел, что поскольку организация в спорный период не осуществляла самостоятельного забора воды, пользовалась услугами на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, следовательно, ее нельзя признать плательщиком водного налога.
В Постановлении ФАС Уральского округа от 27.11.2006 N Ф09-10432/06-С7 арбитражный суд также пришел к выводу, что наличие у администрации муниципального образования на балансе скважин для водозабора воды и лицензии на право пользования недрами не свидетельствует о возникновении у нее обязанностей плательщика водного налога. Судьи указали на то, что администрация муниципального образования не является водопользователем, так как не использует водные объекты с применением инженерных сооружений, технических средств, не занимается деятельностью, связанной с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением населения, в связи с чем не является плательщиком водного налога.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 14.04.2008 N Ф03-А73/08-2/1014 также было указано, что в соответствии с п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектами налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи, признаются: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплавов в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплавов в плотах и кошелях. Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование, договора на водопользование, а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных — по материалам соответствующей технической и проектной документации. Из анализа названных норм следует, что обязанность по уплате водного налога соотносится с непосредственным пользованием налогоплательщиком водных объектов. Поскольку имеющаяся у организации — стороны по данному делу лицензия на водопользование свидетельствует лишь о наличии у нее права на пользование предоставленным водным объектом и налоговым органом в данном случае не были представлены доказательства ведения организацией в проверяемом периоде деятельности, связанной с водопользованием в определенной акватории, суд сделал вывод об отсутствии у организации обязанности по исчислению и уплате водного налога.
Однако указанное Постановление ФАС Дальневосточного округа было отменено Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 10019/08. При этом было указано, что под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц (п. 14 ст. 1 ВК РФ). Налоговая база определяется в зависимости от вида водопользования.
Согласно п. 2 ст. 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база в соответствии с п. 3 ст. 333.10 НК РФ определяется как площадь предоставленного водного пространства. Она рассчитывается по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных — по материалам технической и проектной документации. Статьей 333.13 НК РФ установлен порядок исчисления налога, в силу которого сумма водного налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.
Поскольку налоговое законодательство не содержит положений о корректировке налоговой базы по водному налогу либо об исключении из налоговых периодов времени, в течение которого (с учетом сезонного характера работ) акватория водных объектов фактически не используется по объективным, не зависящим от водопользователя причинам, доначисление налоговым органом налога было признано Президиумом ВАС РФ обоснованным.
Таким образом, с учетом отсутствия единообразной точки зрения, сложившейся в арбитражной практике, в случае когда организация не осуществит уплату водного налога, несмотря на наличие на балансе скважины, оборудования для водозабора, лицензии на пользование недрами, учитывая, что фактически забор воды ею не осуществлялся, возможно возникновение споров с налоговыми органами.
М.И.Дедусова
ООО «Юридическая компания
«Налоговая помощь»
01.02.2010

Читайте также:  Можно ли использовать морскую воду для небулайзера

Вопрос: Организация осуществляет водопользование на основании выданной ей лицензии. После использования организацией большая часть забранной воды возвращается обратно в водоем. Вправе ли организация учитывать в качестве налогооблагаемой базы по водному налогу только объемы безвозвратно изъятой (исключенной, удаленной) воды, забранной из водного объекта, по аналогии с определением объема забранной воды при оборотной системе водоснабжения? (Консультация эксперта, 2010) »

Источник