Можно ли использовать не всю вариативную часть
Содержание статьи
Как использовать различные программы при разработке ООП дошкольного образования
Какую программу относят к примерной ООП дошкольного образования
К примерной ООП дошкольного образования (ПООП ДО) относят программу, которая разработана в соответствии с Порядком разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденным приказом Минобрнауки России от 01.01.01 г. № 000 , и одобрена решением федерального УМО по общему образованию (протокол от 01.01.01 г. № 2/15).
Данная программа включена в реестр примерных основных образовательных программ (общедоступный информационный ресурс, размещенный на сайте www. fgosreestr. ru (ч. 9 -10 ст. 12 Закона от 29 декабря 2012 г. ).
Такие программы, как «Радуга», «От рождения до школы», «Истоки», «Успех», «Детство», «Мир открытий», «Детский сад – дом радости», «Тропинки», «Мозаика», «Вдохновение» и т. д. (всего их около 30), примерными основными образовательными программами дошкольного образования не являются. Это вариативные комплексные программы, которые используют дополнительно к ПООП ДО в процессе разработки основной образовательной программы дошкольной образовательной организации (ООП ДО).
Как сочетать ПООП ДО и вариативные комплексные программы
Сочетать ПООП ДО и вариативные комплексные программы необходимо для того, чтобы учесть различные образовательные потребности воспитанников, их способности и состояние здоровья (п. 1.6 ФГОС ДО).
Вариативных комплексных программ в составе ООП ДО может быть несколько, но лучше использовать какую-то одну, чтобы не нарушать целостность образовательного процесса в детском саду. Если этой одной программы недостаточно, лучше расширить ПООП ДОО парциальными программами.
Внимание: укажите на титульном листе ООП ДО, какую вариативную комплексную программу вы используете. Например, «Основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная с учетом вариативной комплексной программы «От рождения до школы».
Не стоит наращивать количество вариативных комплексных программ под предлогом максимального охвата всех образовательных областей, заложенных ФГОС ДО.
Например, педагоги считают, что образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» лучше всего представлена в программе «Радуга», познавательное развитие лучше всего обеспечено методически в программе «Детство» или «Мир открытий», система планирования педагогической работы лучше других представлена в программе «Мозаика» и т. п.
Если все названные вариативные комплексные программы включить в состав ООП ДО, то придется брать из них не только мероприятия, но и планируемые результаты, а также подходы к организации непосредственной образовательной деятельности воспитанников. Теоретически связать все это возможно, но на деле это неоправданно трудоемко, и в итоге заявление нескольких вариативных комплексных программ будет иметь формальный характер.
Как сочетать ПООП и парциальные программы
Парциальные программы (partialis – частичный) – это образовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие реализацию какой-то одной из образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО, одного из направлений внутри образовательной области, либо образование детей дошкольного возраста ограниченного возрастного диапазона.
Парциальные программы используют в дополнение к ПООП ДО для:
расширения содержания какой-то одной из образовательных областей, например физического развития, речевого развития,
- углубления содержания внутри одной образовательной области, например развитие элементарных математических представлений; развития детей ограниченного возрастного диапазона, например раннего возраста, младенческого возраста, старшего дошкольного возраста.
Парциальные программы позволяют разработать часть ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений.
Часть, формируемую участниками образовательных отношений, отражают в каждом из разделов ООП – целевом, содержательном, организационном:
- в целевом разделе цели и задачи ООП это отражают в комплексе целей и планируемых результатов освоения ООП ДО; в содержательном разделе – собственно в составе парциальных программ, используемых в дополнение к ООП ДО; в организационном разделе – в особых условиях, необходимых для реализации образовательных программ по запросу родителей.
Пример:
Для реализации парциальной программы «Наш дом – природа» необходимо специфическое наполнение развивающей предметно-пространственной среды. Это отражают в организационном разделе как условие реализации ООП ДО в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Чтобы представить парциальную программу в части, формируемой участниками образовательных отношений, надо исходить из специфических задач, стоящих перед дошкольной организацией.
К примеру, вы имеете в виду задачу сформировать у воспитанников знание национальных обычаев и традиций, умение выполнять простейшие обрядовые церемонии, помогать взрослым в проведении традиционных национальных праздников. Вы анализируете существующие парциальные программы на предмет соответствия этому направлению, выбираете одну из них, соотносите заложенные в этой программе подходы с укладом дошкольной образовательной организации, после чего составляете краткое описание данной программы для включения его в текст ООП ДО.
Ситуация: можно ли ссылаться в ООП ДО на авторскую парциальную программу
Да, можно.
Парциальные программы могут быть разработаны научными коллективами или самими педагогами дошкольного образования. На это указывает ФГОС ДО (п. 2.11.2 ФГОС ДО).
В части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и (или) разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные образовательные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и (или) культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.
Не исключает такой возможности и ПООП ДО, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 01.01.01 г. № 2/15): «модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах широкого спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования».
Ситуация: могут ли в параллельных группах ДОО использоваться разные парциальные программы
Да, могут.
Такая возможность предусмотрена пунктом 2.9 ФГОС ДО для части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений. В параллельных группах дошкольной образовательной организации могут реализовываться разные парциальные программы, в том числе разработанные самими воспитателями.
Как определить направленность ООП ДО
Направленность ООП ДО определяют на основании образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей (пп. 7 п. 1.6 ФГОС ДО) и фиксируют в целевом разделе ООП ДО .
Направленность ООП ДО отражает содержание части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений . Чтобы разработать эту часть ООП ДО, подбирают парциальные программы, для чего изучают потребности родителей и воспитателей. При том что направленность ООП ДО прямо связана с частью ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, в направленности ООП ДО отражают не все парциальные программы, а лишь те, на реализацию которых был наибольший спрос и они не противоречат целям ООП ДО.
Внимание: различайте направленность ООП ДО и дополнительные образовательные услуги, которые оказываете по запросу родителей. Избегайте совпадения направленности ООП ДО с целями дополнительных общеразвивающих программ, чтобы у проверяющих органов не было замечаний к нецелевому использованию средств, предназначенных для реализации ООП ДО.
Различайте направленность ООП ДО и направленность отдельных групп ДОО. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность (п. 13 Порядка организации деятельности детского сада, утв. приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 000).
Для групп общеразвивающей направленности используют ООП ДО.
Для групп компенсирующей направленности используют АООП ДО, которые разрабатывают с учетом особенностей воспитанников с ОВЗ.
Для групп оздоровительной направленности используют ООП ДО, в которые включают комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
Для групп комбинированной направленности, где осуществляют совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ разрабатывают адаптированные для детей с ОВЗ ООП ДО.
Возможна организация групп без реализации образовательной программы дошкольного образования (п. 13 Порядка организации деятельности детского сада, утв. приказом Минобрнауки России от 01.01.01 г. № 000).
Внимание: направленность отдельной группы может стать основанием для направленности всей ООП, только если в ДОО преобладают группы какой-то одной направленности, к примеру, оздоровительной. Если в одной дошкольной организации реализуют несколько разных ООП ДО или ООП ДО и АООП ДО одновременно, то каждая из них будет иметь свою направленность.
Каков общий порядок действий при выборе программ
Сначала установите соответствие построенной в конкретной дошкольной организации системы дошкольного образования положениям ПООП ДО:
- сопоставьте целевые ориентиры ПООП с опытом работы образовательной организации; выделите возможные несоответствия практики работы образовательной организации требованиям ПООП; установите приоритетные направления деятельности образовательной организации.
Далее определите вариативную комплексную программу и состав парциальных программ, которые позволят устранить выявленные на предыдущем этапе несоответствия между существующей образовательной практикой и той, которая должна сложиться с учетом приоритетных направлений.
Сопроводите отбор вариативной комплексной и парциальных программ анализом имеющегося успешного опыта образовательной деятельности, анализом интересов и потребностей участников образовательных отношений.
Пример:
К примеру, вы видите, что существующий у вас опыт развития речи детей позволяет поставить цели и спланировать результаты освоения ООП ДО значительно шире, чем предусмотрено ПООП ДО. Для реализации этих целей и достижения планируемых результатов вам необходимо дополнить ПООП парциальной программой «Развитие речи дошкольников».
Укажите, что использование парциальной программы позволит адаптировать требования ФГОС ДО к целям и планируемым результатам освоения ООП ДО.
Сколько ООП ДО необходимо детскому саду
ФГОС ДО допускает наличие в одной дошкольной организации нескольких основных образовательных программ (п. 2.2 ФГОС ДО).
Основанием для разработки и реализации нескольких ООП ДО в одной дошкольной организации может послужить разная направленность групп (например, в детском саду есть группы общеразвивающей и компенсирующей направленности). Если групп компенсирующей направленности несколько (для детей с нарушениями в развитии речи, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития и т. п.), то в состав ООП ДО включают несколько ООП ДО, адаптированных для конкретного вида ОВЗ (АОП ДО).
Отдельная ООП ДО может разрабатываться и в случае экспериментальной работы детского сада. Например, большинство групп детского сада использует вариативную комплексную программу «От рождения до школы», а воспитатели отдельно взятой группы апробируют вариативную комплексную программу «Радуга» (или «Мозаика», или «Детский сад по системе Монтессори» и др.).
© Материал из Справочной системы «Образование».
Источник
ри введении предпрофессиональных программ в школе не предусматривается использовать вариативную часть, ссылаясь на недостаточное финансирование. Законно ли это? Ответ: Наличие
Ответы И.Е. Домогацкой на вопросы руководителей ДМШ и ДШИ
25 октября 2012 г.
При введении предпрофессиональных программ в школе не предусматривается
использовать вариативную часть, ссылаясь на недостаточное финансирование.
Законно ли это?
Ответ: Наличие вариативной части прописано в ФГТ, следовательно, вариативная часть является
частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы. Количество
часов, отводимое на ее реализацию, обсуждается с учредителем. Школа должна учитывать не только финансовые. но и материально-технические (достаточно ли аудиторий, например), кадровые возможности.
Каков механизм финансирования дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ?
Ответ: На сегодняшний момент механизмом финансирования детских школ искусств как бюджетных или автономных учреждений является государственное (муниципальное) задание.
Величина финансовых средств зависит, в основном, от количества обучающихся. Министерством культуры Российской Федерации организованы работы по анализу «стоимости»
предпрофессиональных программ. Аудиторная нагрузка в первых классах предпрофессиональных программ практически совпадает с недельной нагрузкой, представленной в действующих примерных учебных планах.
Подскажите сколько учебных недель в годовом календарном графике для ОП Художественно — эстетической направленности и сколько дней в году положено на каникулы по государственному стандарту?
В учебном году 39 недель (с 1 сентября по 31 мая). Из них учебных недель — 35, так как каникулы внутри учебного года составляют 4 недели. По предпрофессиональным программам учебных недель — 33, так как внутри 35 недель есть неделя резервного времени (которая, кстати, может также использоваться как учебная неделя) и неделя, отведенная на промежуточную аттестацию.
Должна ли быть написана образовательная программа по каждой специализации ( согласно ФГТ), и к ней будут прилагаться программы по учебным предметам. Или нужна одна общая образовательная программа ДШИ, где будут прописаны все специализации по которым реализуются программы предпрофобразования и художественноэстетической направленности ?
Ответ: В соответствии с федеральными государственными требованиями детская школа искусств должна разработать дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу (например, «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Живопись» и т.д.). На сегодняшний момент перечень предпрофессиональных программ состоит из 13 программ. То есть, если Ваша школа лицензировала, например, 5 предпрофессиональных программ, следовательно, столько программ она и должна разработать. Требования к структуре такой программы сформулированы в ФГТ (раздел IV). Состоит программа из 7 частей, в том числе, учебные планы, программы учебных предметов и т.д. в ФГТ указано, что мы выбираем срок обучения либо по 5-и летней либо по 6летней образовательной программе (художественная школа) и итоговая аттестация в конце срока обучения.
Возможно ли выбрать программу с 5-летним сроком обучения, а дополнительный год только для тех детей, которые будут готовиться к поступлению в ССУЗ?
Ответ: 6-й класс — только для детей, которые хотят поступать в профессиональные учебные заведения.
Как в ДШИ будет представлено общемузыкальное или же шире общеэстетическое направление образования, которое определяло содержание образования в ДМШ, ДШИ.
Ведь если мы готовим любителя музыки, то средства и содержание программ одно и оно не будет совпадать с целями и задачами предпрофессиональной подготовки (узкоспециальными).
Ответ: Цели общего музыкального (общего эстетического, общего художественного) образования не противоречат направленности и содержанию предпрофессиональных программ. Именно предпрофессиональные программы имеют весь спектр возможностей в художественном образовании и воспитании детей.
Почитайте внимательно федеральные государственные требования (например, по программе «Фортепиано» и другим программам): «ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на: выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования; приобретение детьми опыта творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства».
Многих смущает формулировка «выявление одаренных детей», но данная задача всегда ставилась перед детскими школами искусств, Вы почему-то ограничиваете наши традиции только общехудожественным образованием. Но «выявление одаренных детей» — это длительный процесс, государство «дает» нашим школам на этот процесс даже 8-9 лет! В этом процессе мы выявляем особенно способных, но ВСЕ дети при этом получают качественное образование, основные показатели этого качества как раз и указаны в этом цитируемом фрагменте.
Не следует также трактовать предпрофессиональные программы как программы особой сложности. В ваших программах учебных предметов Вы можете отразить различные по уровню сложности, например, исполнительские программы и т.д. Кроме того, введение предпрофессиональных программ не исключает действие общехудожественных программ.
Ответьте пожалуйста на вопрос: если школа до декабря 2012 не успевает разработать предпрофессиональные образовательные программы и в итоге этого не получит лицензию на образовательную деятельность по этим программам, может ли она произвести набор на будущий 2013-2014 учебный год по дополнительным образовательным программам, а по мере создания предрофессиональных уже в 2014 году перейти на обучение по ним, грозит ли ей это закрытием, либо другими карательными мерами? Ведь в положении о школе сказано, что она может осуществлять свою деятельность, как по дополнительным образовательным программам, так и по предпрофессиональным образовательным программам.
Обязателен ли переход на обучение по предпрофессиональным программам именно в 2013 году?
Ответ: Основным признаком детской школы искусств как особого вида учреждения дополнительного образования детей является реализация предпрофессиональных программ.
Детская школа искусств может реализовывать и другие дополнительные общеобразовательные программы. Федеральное законодательство вступило в силу, и школа обязана его выполнять, а следовательно — организовать прием детей в мае 2013 года. У вас еще есть время — лицензируйте программы.
В связи с переходом на новую систему оплаты труда ряд муниципалитетов привязал базовые ставки оплаты труда педагогических работников детских школ искусств к образовательному цензу и педагогическому стажу работника без указания порядка исчисления педагогического стажа работы.Какими нормативными документами следует руководствоваться в настоящее время при исчислении педагогического стажа работника ДШИ?
Ответ: Ответ на Ваш вопрос Вы найдете в письме Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 26 октября 2004 г. № АФ-947 «Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений» (раздел 9).
Позвольте все же уточнить по поводу резервной недели, точнее е тарификации для преподавателей и концертмейстеров. Предполагается ли в резервную неделю проведение и уроков по расписанию, и консультаций? Предполагается ли отдельная оплата консультационных часов? Позвольте также не согласится по поводу реальности проведения всех экзаменов в последнюю неделю мая.
Ответ: Использование резервной недели возможно, в том числе, и в качестве недели консультационных занятий, которые оплачиваются преподавателям особо, сверх установленной учебной нагрузки, так как объем консультационных часов указан в федеральных государственных требованиях. Данные часы тарифицируются,есть несколько вариантов внесения данных часов в тарификационные списки. Что касается экзаменов и их проведения за пределами аудиторных часов, то у образовательного учреждения есть возможность урегулировать расписание зачетов и экзаменов, так как «Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно» (ФГТ).
Это особенно важно для больших школ с развитыми инструментальными отделениями. Установите свой график промежуточной аттестации с преобладающей зачетной формой, а не экзаменационной (экзамен как форма промежуточной аттестации — весьма сложная процедура) в конце года, обозначьте контрольные точки в виде экзаменов на особых этапах образовательного процесса. Примерные учебные планы являются лишь некоторым вариантом — одним из десятков возможных.
Возможно ли написание ОБЩЕЙ программы по АНСАМБЛЮ для скрипки и виолончели;
флейты, трубы и кларнета (например) и др. Прокомментируйте, пожалуйста, следующее положение ФГТ :»Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. » Означает ли это, что экзамены всей школы (а их довольно много) проводятся в резервную неделю? Как оформляется в журнале посещения и успеваемости резервная неделя? Как следует тарифицировать преподавателю учебный предмет ансамбль в том случае, если он проводится в форме педагог-ученик? По ФГТ это мелкогрупповое занятие, от двух человек. Что ставится в нагрузку в этом случае — 1ч или 0,5 часа?
Программа по учебному предмету «Ансамбль» должна быть разработана для каждой предпрофессиональной программы: «Духовые и ударные инструменты», «Струнные инструменты». Экзаменов не должно быть много (не более 4-х в год), и проводятся они не в резервную неделю, а в специальную неделю, которая отводится для промежуточной аттестации (в конце учебного года). Например, в основном, количество экзаменов может быть 1-2 (специальность и еще один предмет). Оформление резервной недели в журнале зависит от того, что вы планируете в резервную неделю. Рекомендации в рамках ФГТ — провести консультации.
Следовательно, необходимо вести журнал консультационных занятий. Ансамбль — предмет для учащихся (от 2-х человек).
1. По одной предпрофессиональной программе программы по учебным предметам пишутся отдельно на каждый срок (5,6 и 8,9 лет) или все года в одной программе с разбивкой по срокам?
2. Те программы, которые были в учреждении по приносящей доход деятельности теперь тоже считаются дополнительными предпрофессиональными общеобразовательными программами в области искусства или как и были по лицензии?
Программа учебного предмета должна быть одна. Различные сроки обучения будут отражены в разделе «Содержание учебного предмета», а также в разделе «Формы и методы контроля, система оценок» в части графика проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. Все остальные разделы — общие, так как едины для всех сроков обучения цели и задачи, результаты обучения и т.д. Предпрофессиональными являются только те программы, для которых разработаны федеральные государственные требования. Учредитель на основании предложений школы определяет контрольные цифры приема на данные программы, это — бюджетные места.
Данные программы нужно лицензировать (вносить изменения в приложение к лицензии).
Программы в рамках платных услуг могут стать предпрофессиональными, если будут пересмотрены в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Если в июне 2013 года заканчивается срок действия лицензии, нужно получать лицензию на программы по которым работаем в настоящее время и на предпрофессиональные программы?
Ответ: Уважаемые коллеги! Вносить изменения в приложение к лицензии нужно в данном учебном году, так как прием на предпрофессиональные программы необходимо осуществить в мае 2013 года.
Источник