Можно ли использовать музыку с авторскими правами

Всё о правах на музыку

Мы продолжаем говорить об авторском праве и в этой статье коснемся такого объекта авторских прав, как музыкальное произведение.

Все мы любим музыку. Мы слушаем музыку, скачиваем музыку, добавляем музыку в свои плейлисты, в видео, в социальные сети.

Сегодня уже не надо прикладывать большие усилия, чтобы раздобыть для музыкального оформления какого-либо мероприятия или ролика нужную пластинку или кассету, переписать ее или делать запись, например, без партии голоса (минусовку). В открытом доступе в сети Интернет размещены сотни тысяч композиций всех исполнителей в различных вариантах. Однако, чтобы использовать необходимые произведения и не допускать при этом нарушения интеллектуальных прав, необходимо иметь четкое представление об охране музыкальных произведений, правах на них и круге правообладателей.

Музыкальные произведения, как с текстом, так и без текста, отнесены в ст.1259 ГК РФ к объектам авторских прав.

Авторские права бывают имущественные и личные неимущественные.

Авторские права изначально при создании любого произведения возникают у автора.

Личные неимущественные права, такие как право на имя или право авторства, неотчуждаемы и могут принадлежать только автору, отказ от таких прав ничтожен.

А вот исключительное право — имущественное — может впоследствии быть передано автором и принадлежать любому другому физическому или юридическому лицу.

Вследствие того, что музыкальное произведение может состоять из нескольких охраняемых объектов авторских прав, у него может быть и несколько правообладателей. Кроме того, немного забегая вперед, отмечу, что с музыкальными произведениями тесно связаны не только авторские права, но и смежные.

Обычно, известные широко используемые музыкальные произведения представляют собой песни. Как правило, у песни есть автор музыки и автор текста. Кроме того, не стоит исключать и возможность соавторства. Однако в современной музыкальной индустрии исключительное право редко принадлежит самому автору. Большинство песен или пишутся на заказ для так называемых музыкальных лейблов либо покупаются этими же самыми лейблами у авторов. Таким образом, исключительные права на многие популярные песни сконцентрированы в руках продюсерских центров и звукозаписывающих компаний. То же касается и смежных прав.

Смежные права в контексте музыкальных произведений — это права на результаты исполнительской деятельности и права на фонограммы.

Исключительное право на такой объект смежных прав как исполнение изначально возникает у исполнителей песни — музыкантов и певцов. А права на фонограмму возникают у студии звукозаписи, где впервые сделана запись. Впоследствии и исключительное право на исполнение и исключительное право на фонограмму, как и в случае с объектами авторских прав, может принадлежать другому лицу.

Согласно действующему законодательству авторы, правообладатели и обладатели смежных прав имеют право на вознаграждение за использование результатов своей интеллектуальной деятельности.

При этом следует помнить, что согласно п.2. ст.1270 ГК РФ использование (со всеми вытекающими последствиями) признается таковым вне зависимости от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели. То есть даже при не коммерческом использовании музыкального произведения, все вышеперечисленные правообладатели имеют право на вознаграждение, и они это вознаграждение должны получить.

Такая позиция подтверждается обширной судебной практикой. В частности, интересно дело №А32-13601/2016, по которому с Администрации города Сочи было взыскано 180 000 рублей за нарушение авторских прав при проведении праздничных мероприятий, посвященных празднованию Дня города-курорта.

Понятно, что при таком огромном объеме музыкального контента невозможно заключить соответствующие лицензионные договоры с каждым автором, исполнителем и музыкальной компанией. Для централизованного сбора вознаграждений, причитающихся по закону, и распределения их между законными получателями, законодательством предусмотрен правовой институт коллективного управления интеллектуальными правами.

Деятельность организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами полна нюансов и противоречий и она вполне может стать темой для отдельной статьи. Сейчас же рассмотрим лишь те нюансы, которые непосредственно касаются управления правами на музыкальные произведения.

Как уже было отмечено, организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют деятельность, направленную, в том числе, на сбор и распределение вознаграждений между правообладателями.

То есть в условиях действующего законодательства у какого-либо учреждения, часто использующего музыкальные произведения, нет необходимости заключения лицензионных договоров на использование музыки с каждым правообладателем.

Достаточно заключить договоры с такими организациями и выплачивать вознаграждение в соответствии с утвержденными ставками за использование объектов авторских прав и смежных прав. В Российской Федерации существуют две организации, имеющие государственную аккредитацию в данных областях:

Российское авторское общество (РАО) — в области управления авторскими правами

Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) — в области управления смежными правами.

Эти организации в силу п.3. ст.1244 ГК РФ вправе осуществлять коллективное управление правами даже тех правообладателей, с которыми у них не заключены договоры. То есть их деятельность в силу аккредитации покрывает практически все поле существующего ныне музыкального контента. Другими словами, чтобы не допускать нарушения интеллектуальных прав, достаточно заключить два договора — с РАО и с ВОИС.

Однако не стоит забывать, что организации по коллективному управлению правами действуют исключительно в пределах своей компетенции и вознаграждение, уплаченное таким организациям, покрывает далеко не все виды использования.

Читайте также:  Можно ли использовать затирку вместо штукатурки

Например, законодательством предусмотрен такой вид использования как переработка. Предоставление права на переработку не входит в компетенцию организаций по коллективному управлению авторскими правами. Правообладатели сами определяют, кому предоставить такое право, а кому нет, и договоры, предусматривающие возможность изменения музыкального произведения, должны заключаться непосредственно с правообладателем.

В этой связи видится весьма рискованной ситуация, в которой без заключения соответствующего договора, создаются и доводятся до всеобщего сведения кавер версии или аранжировки известных песен. Конечно, сейчас можно выбрать аранжировку из большого количества уже созданных и скачать ее в Интернете. Однако в данном случае тоже существует определенный риск получить претензию от автора музыки или автора аранжировки.

Много вопросов также возникает при музыкальном оформлении театральных постановок. Театрально-зрелищное представление, согласно ст.1240 ГК РФ, в авторском праве называется сложным объектом. Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего другие объекты авторских прав (например, музыку и песни) приобретает право использования таких объектов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров. Иными словами, во избежание нарушения прав на музыкальные произведения учреждению, которое инициирует постановку, необходимо иметь договоры с правообладателями таких произведений. В данном случае лицо, организовавшее создание сложного объекта, может выбрать, заключать ли договор напрямую с правообладателем или же обратиться в уже упомянутое РАО.

С июля 2017 года организация сотрудничает со специализированным агентством, которое поможет определить, входит ли нужное режиссеру произведение в каталог РАО и выступит посредником при заключении соответствующего договора.

Как видно, соблюдение прав на музыкальные произведения — дело хлопотное, требующее определенных знаний и времени. Но пренебрегать им не стоит. Ответственность за нарушение прав на музыкальные произведения предусмотрена суровая. Помимо административного штрафа можно получить иск от правообладателя на внушительную сумму. Правообладатель может выбрать способ расчета компенсации самостоятельно из вариантов, предусмотренных ст.1301 ГК РФ, и исковые требования могут достигать нескольких десятков миллионов рублей. А в случае причинения правообладателю крупного ущерба возможна и уголовная ответственность.

Многие компании, студии, каналы и театры из целей экономии на юридических услугах и авторских вознаграждениях делают упор в своей деятельности на народное творчество или на использование произведений, перешедших в общественное достояние.

В силу ст.1259 и 1282 ГК РФ использование таких произведений может осуществлять без чьего-либо разрешения и без выплаты вознаграждения авторам. Это действительно является одним из выходов, если Вы ограничены в средствах. Однако стоит помнить, что даже с народными произведениями и произведениями, перешедшими в общественное достояние, тесно связаны смежные права.

Так, например, при воспроизведении на мероприятии записи русской народной песни «Во поле береза стояла», у Вас возникает необходимость выплаты вознаграждения правообладателю фонограммы, если она изготовлена менее 50-ти лет назад. Кроме того, необходимо быть уверенным, что произведение действительно народное или перешло в общественное достояние. Переход в общественное достояние происходит после прекращения действия исключительного права на произведение, то есть по истечении 70 лет с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Народность произведения тоже необходимо тщательно проверять. Например, вопреки широко распространенном мнению, всем известная новогодняя песенка «В лесу родилась елочка» не является народной. Автор текста этой песни — Раиса Кудашева, а автор музыки — Леонид Бекман. Композитор умер в 1939-ом году, таким образом, музыка перешла в общественное достояние в 2010-ом году. А поэтесса Кудашева умерла в 1964-ом, и исключительное право на стихи про елочку будет действовать до 2035 года. Вполне возможно, что у поэтессы остались наследники, которые имеют право на получение вознаграждения за каждое исполнение этой песни.

© Андрей Макаров 2018г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Источник

Авторское право на YouTube: как использовать чужие видео и аудио в роликах

Многие начинающие блогеры выбирают для себя направление обозревателей. Что это значит? Когда вы создаете различные подборки, топы фильмов, музыкальных клипов, устраиваете обзоры на игры, сериалы и видео других ютуберов.

YouTube серьезно относится к авторскому праву, поэтому запрещает любое копирование видеороликов и музыкальных треков, кидая страйки или высылая предупреждения пользователям.

Авторское право защищает создателей и владельцев от использования их личных произведений (музыка, видео, фото, книги, картины и многое другое) другими лицами.

Простыми словами, если вы создаете видео — вы являетесь его единственным владельцем и за распространение на сторонних сайтах, за использование другими пользователями вы можете обратиться с иском в суд.

Выдавать чужое творчество за свое — не круто, а что делать тем, кто и не пытался этого делать? Написать под роликом автора? Купить музыку на iTunes? Нет, к сожалению, ни один из способов не сработает.

Команда Prodvigate провела свое «расследование» и нашла возможные варианты решения этой проблемы.

Если наши советы сработали, обязательно делитесь этой статьей с друзьями, мы будем благодарны!

Совет №1:

Чтобы получить разрешение на публикацию кусочков определенных видео или музыки, вам необходимо обращаться напрямую к правообладателю. Какие есть проблемы в этом способе: это дорого, иногда это просто невозможно.

Купить песню на iTunes не выход, вы должны получить заверенный документ, который вы отправляете модераторам YouTube. При этом, модераторы на YouTube решают — подходит им этот документ или нет. Даже если вы заплатили за это деньги, YouTube может счесть это недостаточным доказательством. Начинающему ютуберу, который хочет всего на всего делать обзоры на популярные клипы или создавать подборки интересных фильмов совершенно не выгодно покупать лицензию на каждый отрывок, который он собирается использовать.

Читайте также:  Можно ли использовать моющий пылесос для паркетной доски

Совет №2:

Совет касается музыки, которая будет играть фоном, пока вы проводите, например, стрим или записываете прохождение игры. Музыку на фоне YouTube распознает и обязательно отберет у вас возможность монетизации данного видео. Что мы можем предпринять? Использовать фоновую музыку с сайтов без авторских прав. Только в таком случае вы не рискуете получить страйк или предупреждение о нарушении авторских прав.

Совет №3:

Добросовестное использование (англ.Fair Use) — это правовое понятие, которое позволяет использовать некоторые материалы, не получая специального разрешения от правообладателя.

Важно уточнить, что в каждой стране понятие «добросовестного использования» будет трактоваться по-своему и иметь различные ограничения.

Исходный материал, который вы используете в своей работе должен быть переработан. Если вы заливаете на YouTube целый фильм и никаким образом его не видоизменяете — это пиратство и за это вы можете получить не только страйк, но и иск в суд от правообладателя. Если вы берете небольшой отрезок музыкального клипа, фильма или песни — такое использование считается добросовестным. Если ваш ролик длится 5-6 минут и в нем присутствует примерно 1 минута чужого контента с возможными комментариями или любыми другими коррективами, это вполне себе законно.

Опытные ютуберы делятся своим опытом и утверждают, что чужой материал до 15 секунд YouTube не банит и не отключает за это монетизацию вашего видео.

Единственное, что беспокоит YouTube — не потерял ли правообладатель прибыль от копирования его материала. Если вы не замышляете «наживаться» на чужом творчестве, пожалуйста, используйте отрывки, правообладателем которых вы не являетесь.

«Использование может быть признано добросовестным, только если вы существенно переработали исходный материал. Само по себе упоминание автора произведения не будет означать добросовестного использования скопированного контента. Например, фразы «все права принадлежат автору» и «взято у других людей» не означают, что вы добросовестно используете материалы или получили разрешение правообладателя на их использование», — информация, которую предоставляет нам справка YouTube.

Запомним главную информацию в тезисах:

  1. Используем ролики не больше 15 секунд
  2. Правообладатель не должен лишиться дохода
  3. Работа должна быть переработанной: в виде видеоколлажа или с вашим комментарием

Авторское право защищает не только других пользователей, но и ваши материалы, которые вы выкладываете в сеть. Поэтому, если вы замечаете, что другие люди выдают ваши материалы за свои, авторское право будет на вашей стороне.

Удачи в развитии вашего канала!

Обязательно поддержите нас лайком или комментарием, если эта статья была полезна и интересна вам. Для нас это самая большая благодарность.

Источник

Как использовать музыку в видеороликах и не нарушить авторские права

Неважно, делаете ли вы ролик для федерального телевидения с большими затратами на продакшн или монтируете в собственном телефоне сторис с музыкальной подложкой для Instagram, — предварительно нужно изучить правовые тонкости использования аудиотреков, чтобы избежать недоразумений и штрафов. Юрист Everypixel Studio Дарья Кузнецова рассказала, как проверить музыку на авторские права, что нужно знать, выбирая треки для коммерческих проектов, какие есть форматы взаимодействия с дистрибьюторами и артистами, как юридически оформить такое сотрудничество и как в дальнейшем использовать музыкальные композиции. Отвечаем на главные вопросы.

Дарья Кузнецова

Дарья Кузнецова

юрист Everypixel Studio

Можно ли использовать музыку с авторскими правами

Проверка музыки на авторские права

У любого произведения есть автор, а значит, и авторские права. Ошибочно считать, что даже бесплатно скачанный трек можно использовать в любых целях. Проверка лицензии не доказывает наличие или отсутствие правообладателя, она может показать, кто автор и какие разрешения и ограничения он установил на свое произведение. Исходя из этой информации, вы поймете, к кому обратиться за покупкой лицензии или выкупить эксклюзивные права на сам трек.

К сожалению, универсального способа проверки музыки на авторские права нет, но есть вспомогательные приемы:

  • самый очевидный — проверка трека по базе Российского авторского общества. Организация является посредником между авторами и потребителями интеллектуальной собственности и имеет свои реестры произведений российских и зарубежных правообладателей. Ресурс носит информационный характер, так что максимум — сможете узнать, кто является композитором и автором текста. Поиск ведется только по произведению или имени исполнителя, по названию группы искать не получится. Да и нужной песни может не оказаться в реестре. Но если нашли необходимый трек и захотите приобрести лицензию, можете напрямую заключить договор с РАО, по которому нужно будет платить авторские отчисления в зависимости от формата и места использования музыки;
  • до 2020 года в YouTube была удобная функция поиска музыки в фонотеке хостинга и проверки авторских прав на нее. С обновлением интерфейса возможность убрали, оставив только бесплатную библиотеку треков и звуковых эффектов для использования в роликах;
  • в том же YouTube популярен метод исключения: на резервный канал (основной могут заблокировать) заливается ролик с желаемой музыкой. У площадки есть специальный сервис Content ID, который достаточно быстро проверит ваше видео на предмет нарушения авторских прав. Если автор трека запретил его использование, YouTube ограничит ролик и предупредит об этом;
  • если захотите ускорить процесс проверки авторских прав на музыку через YouTube, можно воспользоваться онлайн-сервисом Eproves.
Читайте также:  Можно ли использовать эластичный бинт при варикозе

Можно ли использовать музыку с авторскими правами

Лицензия — это главное

Музыка в коммерческом ролике на YouTube, в Instagram, TikTok или на ТВ — в любом из этих случаев вы будете сталкиваться с авторским правом. Подбираете ли вы бесплатный трек через музыкальный банк площадки (например, в YouTube) или договариваетесь с правообладателем напрямую, вы всегда будете иметь дело с лицензией. Такое соглашение включает в себя перечень прав на использование музыкальной композиции, а также территорию и период времени. Знание условий партнерства позволяет избежать негативных последствий.

Можно ли использовать музыку с авторскими правами

Можно использовать в своей рекламе музыку, купленную в iTunes и прочих онлайн-магазинах?

Вы можете свободно слушать аудиотреки, купленные в iTunes и на любых других площадках. Но когда речь идет об использовании этой музыки в коммерческих проектах (то есть в любом формате, предполагающем дальнейшее извлечение выгоды), ситуация меняется. Загружая свой трек в iTunes, музыкант разрешает только лишь прослушивать его и делать это можно только в домашних условиях. Другие манипуляции над композицией (изменение, обрезка и т.д.) являются нарушением. Внедрение трека в коммерческие проекты запрещено, и дает правообладателю основание для подачи в суд. Даже для того, чтобы включить купленную музыку в качестве фона в ресторане, нужна отдельная лицензия и договор.

Можно ли использовать музыку с авторскими правами

Музыка без авторских прав — бесплатная?

Аудио этой категории можно встретить в специализированных музыкальных банках, популярных видеоредакторах и в библиотеках самих площадок (YouTube, TikTok). Наличие той или иной композиции в списке (например, в фонотеке TikTok) подразумевает, что между площадкой и правообладателем (музыкантом или его дистрибьютором) заключен лицензионный договор, в котором указан порядок использования трека.

Можно ли использовать музыку с авторскими правами

5 онлайн-сервисов для монтажа видео

5 онлайн-сервисов для монтажа видео

Когда вы выбираете это аудио, вам не нужно платить, но использовать композицию можно на условиях, которые указаны в соглашении с площадкой. Например, YouTube разрешает применять музыку из своей бесплатной фонотеки и даже монетизировать такие видео на своей площадке. А вот использовать этот контент и музыку на других ресурсах нельзя.

Те же принципы распространяются на специализированные музыкальные банки. Чаще всего, покупая по сравнительно небольшой цене Royalty Free трек или определенный музыкальный элемент (например, бит), вы имеете дело со стандартной лицензией на неэксклюзивной основе, которая включает ряд существенных ограничений. Стоимость расширенной лицензии значительно выше и дает больше прав, а в некоторых случаях покрывает все доступные варианты использования. Поэтому, работая с музыкальными банками и площадками, внимательно изучите, что включает в себя лицензия и подходит ли она вам. Например, может оказаться, что трек будет не доступен к прослушиванию на нужной вам территории.

А вот что говорят сами музыканты об использовании треков в YouTube: прежде чем использовать трек, они также советуют убедиться, что трек действительно распространяется по лицензии Royalty Free, а также просят корректно указывать авторство в титрах и описаниях.

Можно ли использовать музыку с авторскими правами

Где скачать музыку без авторских прав?

Есть разные площадки с Royalty Free треками, часть из них работает по платной подписке, часть — совершенно бесплатные. Но всегда внимательно читайте условия лицензии.

Здесь можно скачать музыку без авторских прав:

Wizzy-Sound;

Audiojungle;

Soundcloud;

Jamendo;

Bensound.

Можно ли использовать музыку с авторскими правами

Как купить лицензию на музыку у знакомого исполнителя?

Для того, чтобы включить в свой проект музыку исполнителя, с которым вы лично знакомы, вам нужно будет также юридически оформить ваши отношения. При этом доступны два варианта передачи прав интеллектуальной собственности.

Лицензионный договор, который заключается на конкретный период времени, действует на определенной территории и предоставляет перечень прав (например, позволяет в течение года использовать трек только на телевидении). По истечении срока договора вам нужно будет его перезаключить или прекратить сотрудничество. Последний вариант вполне актуален, ведь музыка имеет свойство устаревать. Однако все созданные произведения на основе купленного трека в период действия лицензии обладают легитимностью. То есть, если через пять лет окончания договора вы захотите использовать рекламный ролик с музыкой, на которую у вас была лицензия, вы вправе это делать.

Договор отчуждения интеллектуальных прав — это более простой вариант сотрудничества, подразумевающий передачу всех прав на использование трека покупателю.

Оба договора являются простыми: в них должны быть указаны имена сторон, название музыкального произведения, имя автора трека и стоимость.

Можно ли использовать музыку с авторскими правами

Что делать, если нет возможности разбираться с договорами, а музыка нужна?

Если вопросы, связанные с лицензиями и правами, кажутся вам сложными и запутанными, вы можете обратиться в продакшн-студию или креативное агентство, которые полностью возьмут на себя решение этого вопроса, создавая для вас контент.

Убедитесь, что они действительно работают напрямую с правообладателями или их представителями, действительно приобретают для вас все лицензии, и, что немаловажно, отдают вам права в договоре между вами (да, все-таки совсем избавиться от договоров не получится, но он у вас будет всего лишь один).

При сотрудничестве с Everypixel Studio заказчику вместе с конечным продуктом передаются все права на использование результатов интеллектуального труда — мы сами приобретаем необходимую для ваших целей лицензию или договариваемся с правообладателями.

Можно ли использовать музыку с авторскими правами

Источник