Можно ли использовать лодку без пайола

Типы днищ в надувных лодках из ПВХ

16.10.2015

Самой важной частью любой надувной лодки из ПВХ после баллонов является днище. Днища для лодок ПВХ можно разделить на три типа: 

  • Без настила и натяжная палуба
  • надувной пол 
  • реечный настил 
  • жесткий настил (пайол)
  • Жесткая палуба для надувного катамарана 

Каждое днище имеет как преимущества, так и недостатки. Выбор днища зависит от того где и как вы собираетесь использовать надувную лодку. Основным материалом для днища является специальная морская фанера. Она производится по специальной технологии и защищена от воды. На некоторых ПВХ лодках используют металлический настил. Кроме внешнего вида данный вид настила имеет мало преимуществ. Звук от металлического настила распугивает рыбу, а мотор еще больше усиливает вибрации. Итак, ниже перечислены некоторые виды полов в ПВХ лодке.

Без настила

Многие недорогие лодки малых размеров продаются вообще без настила в базовой комплектации. Роль пола в таких лодках выполняет просто слой ПВХ, который приклеен к «бублику» бортов.

Такую лодку можно использовать, однако стоять в ней не получится. Также необходимо следить за острыми предметами и снаряжением, чтобы не повредить дно. Использовать лодку без дна не безопасно, однако возможно на небольших водоемах.

Малые лодки ПВХ обычно имеют специальный рюкзак-упаковку для переноски на спине. Без настила лодка становится значительно легче, а это значит, что вы сможете добраться с ней на удаленные лесные водоёмы. 

ПВХ лодка без настила

ПВХ лодка без настила

Упаковка лодки в рюкзак

Упаковка лодки в рюкзак

Натяжная палуба на катамаране

Натяжная палуба на катамаране равносильна отсутствию настила в лодке ПВХ – вы не можете на ней стоять, однако из-за конструктивных особенностей судна, вы можете не бояться её повреждений, т.к. она находится высоко над водой. Натяжная палуба на надувном катамаране обычно используется для хранения вещей и снаряжения, а люди сидят на баллонах.

Натяжная палуба на надувном катамаране

Надувной пол на лодке ПВХ

Надувной пол является самым старым видом днища в надувной лодке. Однако современные надувные днища (air deck) уже ничуть не уступают жесткому настилу. Однако не следует забывать, что надувной пол в ПВХ лодке требует гораздо более бережного отношения, чем жесткий настил. Из-за неосторожности его можно проткнуть, наступив на крючок или другой острый предмет. Но все же современный надувной пол защищен от механических повреждений и не истирается ногами и другими предметами. ПВХ лодки с надувным полом обладают более компактными размерами по сравнению с надувной лодкой с жестким полом. По весу такая лодка не становится намного меньше, потому что специально укрепленная ткань ПВХ повышенной плотности сопоставима с весом фанеры. Вся надувная лодка упаковывается в одну сумку, что делает эту сумку довольно тяжелой при больших моделях лодок. Надувной пол так же неудобно моется по сравнению с пайолом, который можно легко мыть, просто опустив в воду.

Реечный настил на лодке ПВХ

Такой тип днища для надувной ПВХ лодки часто применяется для маленьких и легких моделей. Он представляет собой листы лодочной фанеры, которые проклеены тканью ПВХ с нижней стороны. Такое днище обладает многими преимуществами. Реечный настил легко складывается и раскладывается, и имеет легкий вес. Это днище можно вообще не вынимать из лодки и после полного сдутия баллонов лодка просто скатывается и упаковывается в одну упаковку. Таким образом сборку-разборку лодки можно осуществить за 10-15 минут. Так же вы можете вообще не брать его с собой. Это уменьшает вес лодки, если он для вас критичен. Отсутствие жесткости не позволяет делать такой настил на больший моделях надувных ПВХ лодок.

Реечный настил на лодке ПВХ

Реечный настил на лодке ПВХ

Лодка ПВХ с реечным настилом

Жесткий настил

Жесткий настил – это самый распространенный вид настила на больших (более 3 м) надувных лодках. Такой настил в отличие от реечного настила целиком закрывает дно надувной лодки, и тем самым обеспечивает жесткость конструкции и защиту ПВХ. Жесткий пайол необходим для лодок ПВХ с надувным килем, который с верхней стороны как раз упирается в пайол.

Пайол (или пайола) – это тип настила в надувной лодке ПВХ. Пайол в лодке делается из алюминия (в дорогих лодках) или специальной морской фанеры, которая не скользит под ногами и устойчива к воздействию влаги. Иногда так называют не весь настил целиком, а только одну секцию настила.

Читайте также:  Можно ли использовать шампунь в керхере

Складной пайол (пайол-книжка)

Такой пайол может складываться как книжка. Он удобно и быстро вставляется в лодку. Преимуществом такого настила является цельная конструкция. Однако из-за возможности складывания такой пайол не обеспечивает должной жесткости в надувной лодке. Даже стрингера, призванные сделать надувную лодку более жесткой не могут исправить ситуации. Во время глиссирования ПВХ лодка, рассекая волну надувным килем, испытывает ударную нагрузку. Надувные баллоны не всегда могут компенсировать ее. Поэтому глиссировать на волне с пайолом-книжкой довольно затруднительно. Обычно толщина фанеры в таком настиле 9 мм. Листы фанеры скрепляются между собой специальными алюминиевыми профилями или проклеиваются тканью ПВХ.

Складной пайол книжка для лодки ПВХ

Складной пайол-книжка для лодки ПВХ

Складной пайол книжка для лодки ПВХ

Пайол-книжка в сложенном состоянии

Жесткий пайол с н-образным профилем

Данный тип днища используется в ПВХ лодках эконом класса, так как он наиболее дешевый в производстве. Жесткий пайол с н-образным профилем представляет собой листы фанеры, которые вставляются один в другой. В отличие от складного пайола это уже не цельная конструкция, зато такой пайол, особенно в сочетании со стрингерами, значительно увеличивает жесткость конструкции ПВХ лодки. Минусом данного типа днищ является н-образный профиль. Он тоньше по сравнению с профилем, используемым с обычным пайолом, что обеспечивает меньшую площадь соприкосновения с фанерой, следовательно, нагрузки на край фанеры увеличиваются. Края фанеры не имеют специальной металлической окантовки, а напрямую вставляются в профиль. Фанера так же имеет толщину 9 мм. Такой пайол можно отличить по более тонкой полоске алюминия на стыке.

Пайол с Н-образным профилем

Пайол с Н-образным профилем

Жесткий пайол со стрингерами

Самый распространенный тип днища. Используется во всех дорогих моделях лодок. Толщина настила уже 12 мм. Листы соединяются с помощью специальных пазов. Алюминиевая окантовка увеличивает площадь соприкосновения. Такой настил намного прочнее, чем пайол с н-образным профилем или пайол книжка. Жесткий пайол в сочетании со стрингерами делает ПВХ лодку практически монолитной конструкцией. Даже сильные удары волны не в силах сбить надувную лодку с глиссирования. 

Соединение пайолов в лодке

Соединение пайолов в лодке

Соединение пайолов в лодке

Соединение пайолов в лодке

Схема лодки ПВХ

Схема лодки ПВХ

Пайол лодки со стрингерами

Пайол лодки со стрингерами

Для достижения максимального эффекта транец должен быть специально укреплен. Это обеспечит не только жесткость ПВХ лодки, но и снизит нагрузку на транец, распределив ее по днищу. Данный пайол так же в некоторых моделях укрепляют алюминием в месте присоединения стрингеров. Алюминиевое крепление пайола к стрингерам защищают края фанеры от повреждений. 

Не смотря на все преимущества стрингера, которые обеспечивают жесткость являются слабым местом надувной лодки. Днище из ПВХ наиболее подвержено трению в местах, где выпирают стрингера. Поэтому производители укрепляют эти места дополнительным слоем ткани.

Жесткая палуба для надувного катамарана

На катамаранах Мастеркат используется специальная жесткая палуба, которая значительно превосходит по размерам лодочный пайол. Сделана она из той-же нескользящей морской фанеры и складывается пополам. Палуба на надувном катамаране состоит из нескольких секций (82.5 см крайние и 75 см центральные секции).

Жесткая палуба надувного катамарана

Жесткая палуба надувного катамарана

Моторный катамаран Мастеркат Т60

Жесткость катамарана обеспечивается продольными трубами или баллонами, поэтому никаких стрингеров и дополнительных сцеплений секций палубы не нужно. Листы фанеры просто лежат рядом и стягиваются друг с другом и рамой специальной стропой. В небольшие щели между секциями палубы сливается вода, что позволяет очень удобно мыть палубу.

Палубу катамарана легко мыть

Палубу катамарана легко мыть

Выводы

В данной статье мы рассмотрели различные виды настила на надувную лодку ПВХ и надувной катамаран. Самым универсальным решением будет приобретение надувной лодки из ПВХ с жестким пайолом, толщиной 12 мм или большого надувного катамарана с жесткой палубой, либо ПВХ лодки на одного человека с реечным настилом, если вы любите рыбачить в одиночку. Однако если вы не рассчитываете глиссировать в волну, то вам вполне подойдет складной пайол или пайол с н-образным профилем. 

Комментарии к Типы днищ в надувных лодках из ПВХ

Источник

Пайол – или надувной пол? Что выбрать?

В этой заметке постараемся раскрыть вопрос, который беспокоит не только начинающих рыбаков, выбирающих свою первую надувную лодку, но также вызывает споры в среде опытных водномоторников. Помимо длины, плотности ПВХ, диаметра баллона и других показателей, у лодки есть ещё одна важная характеристика и, так сказать, отличительная черта – тип пола.

Читайте также:  Можно ли использовать спрей каметон для носа

Чтобы не ходить вокруг да около, опишем эти типы. Поехали!

Сначала поговорим об особенностях жёсткого пола.

1) Жёсткий пол – сборно-разборная конструкция из отдельных элементов, которые собираются в жёсткую «ладошку» или «книжку», полностью закрывающую днище надувной лодки. Функция данного пола – во-первых, усиление твёрдости днища (думаем, комментарии тут излишни, ведь любому понятно: гораздо приятнее ходить по твёрдому, а не пружинить как на батуте). Твёрдость пола позволяет рыбачить стоя без каких-либо усилий. Также слой пола отделяет ноги рыбаков от толщи воды, которая может серьёзно подмораживать пятки любителей рыбной ловли. Пол-«книжка» придаёт основе лодки дополнительную жёсткость, что оказывает влияние и на ходовые качества маломерного судна.

2) Как правило, жёсткий пол выполняется из фанеры, покрытой влагозащитой. Реже пол изготовляется из алюминия. Для удобства пользования сборный пол комплектуется в отдельную сумку-переноску. Вес сборного пола зависит от толщины листа фанеры: в массовом производстве применяются значения 6, 9 и 12 мм. Вес фанерного пола-«книжки» толщиной 12 мм для лодки в размере 3 м может достигать 12 и более килограммов.

3) Зачастую конструкция «книжки» дополнена системой скрепления отдельных элементов (специальными стрингерами). Стрингеры скрепляют элементы вместе и надёжно удерживают в одной плоскости, минимизируя риск возникновения «эффекта схлопывания» (рассоединения деталей пола-«книжки» на большой скорости, например, при глиссировании). Также использование стрингеров позволяет сохранить в целости пазы «листов» пола-«книжки».

4) Стрингеры выполняют полезные задачи, сохраняя пол лодки от повреждений, однако утяжеляют конструкцию стандартного комплекта. Они выполняются из алюминия и комплектуются в специальный синтетический баул, напоминающий чехол для хранения и транспортировки деталей каркаса походной палатки.

5) Разделение общего комплекта лодки на три части: 1) баллон, 2) пол-«книжка», 3) стрингеры, – даёт рыбаку преимущество при перевозке (часть сумок можно поместить в багажник, а, например, стрингеры положить на заднее сиденье или в проход между креслами, если это не мешает пассажирам).

6) Поговорим о процессе сборки. В настоящее время на Ютубе существует множество видеоинструкций, в которых эта операция раскрыта во всех подробностях, есть и пример от «Лодки-Питер»: https://www.youtube.com/watch?v=p1uwIdcY8kY. Часто можно услышать: собрать лодку с жёстким полом – да это раз плюнуть. И действительно, опытный рыбак, за плечами которого не одна тонна добытого улова, справится с этим привычным (для него!) делом за 20 минут точно. Однако для новичка сборка «книжки» может стать небольшим ребусом, который может заставить поломать не только голову, но (образно говоря) пальцы, особенно в холодное время года (напомним: при низких температурах воздуха эластичность ПВХ-ткани уменьшается, поэтому процесс вкладывания «книжки» в днище лодки может потребовать от рыбака чуть больше сил, чем ему хотелось бы тратить на это).

Примерный порядок сборки «жп» (так рыбаки с юмором называют «жёсткий пол») таков:

6.1. Достаём из сумки саму лодку и пайолы.

6.2. Чуть подкачиваем баллоны (нужно, чтобы они выпрямились по всей длине и обозначили объём).

6.3. Последовательно размещаем пайолы (элементы «книжки») в днище лодки, соединяя детали паз в паз.

6.4. Закрепляем «книжку» стрингерами.

6.5. После этого «заправляем» баллоны и надувной киль воздухом по полной. Вставляем вёсла, крепим сиденья-«банки» – и на рыбалку!

Для примера: в ходе тест-драйва сотрудник «Лодки-Питер» собрал лодку «Ривьера 3200 СК» за 18 минут (скажем честно, это потребовало от него значительной концентрации… даже при наличии замечательного помощника в виде мощного электронасоса:)

Три главных плюса жёсткого пола:

  • Надёжность конструкции. Многие рыбаки хранят лодки в собранном виде годами – и горя не знают. Качественный пайол не подводит.

2. Высокий уровень жёсткости пола – хочешь – рыбачь стоя, хочешь – танцуй, находиться на борту одно удовольствие.

3. Комплект разделён на три сумки – удобно перевозить и хранить.

4. Жёсткий пол позволяет экономить «высоту» кокпита – можно с удобством разместиться в лодке в положении с согнутыми коленями.

Дополнительный плюс: для сборки лодки вам не нужен дорогостоящий электрокомпрессор, в принципе достаточно штатного насоса-помпы (как правило, поставляется вместе с лодкой).

Многие российские рыбаки предпочитают именно жёсткий тип пола – эта конструкция проверена годами практики, её производство имеет адекватную себестоимость и не вызывает технологических сложностей у производителя. Жёсткий пол – решение в духе лучших водномоторных традиций, универсальная разработка старой школы!

А вот НДНД (надувное дно низкого давления) – всё ещё относительно новое явление на российском рынке производства надувных лодок. Однако это решение уже вошло в массы, многие активные рыбаки «пересели» в подобные лодки, не скрывая своей радости. Постараемся понять, почему.

В плане конструкции НДНД представляет собой отдельную, дополнительную воздушную камеру, которая полностью закрывает площадь дна. Она может быть гладкой или рельефной. Иногда рыбаки называют НДНД «матрасом» или «подушкой». Внутри «матраса» могут быть уплотняющие перегородки. Воздушная камера гораздо легче фанерной «книжки». Лодки с НДНД весят меньше своих пайольных близнецов, однако бывают и исключения.

Читайте также:  Можно ли использовать маткапитал сразу после рождения ребенка

Плотность ПВХ, из которого изготавливается НДНД, как правило чуть выше плотности баллона и составляет примерно 1000 г/кв. м или даже выше. Камера НДНД должна быть прочной – ведь по ней будут ходить взрослые и рослые мужчины, на неё будут складывать снаряжение, топливный бак, ёмкости с уловом наконец.

Стоит отметить: использование надувного дна формирует не только палубу судна – но и оказывает влияние на формирования характера днища, а значит и на ходовые качества лодки. Применение надувного пола специальной конфигурации (неодинакового по толщине) поможет «нарастить» килеватость, что увеличит устойчивость на волне. Лодки с НДНД, как правило, упаковываются в одну большую сумку.

Особенности конструкции определяют основные преимущества, которые даёт использование надувного пола. Опишем их:

  • Упрощённая сборка, сниженный вес комплекта. Сборка лодки с НДНД не требует каких-то особенных навыков, всё просто:

— Распаковываем лодку. Расправляем баллон на берегу.

— Подсоединяем электронасос к воздушным клапанам.

— Накачиваем баллоны и надувное дно до требуемого давления (указано в инструкции к лодке).

Задача сборщика практически сведена к перестановке шланга компрессора от одного воздушного клапана к другому. При наличии электронасоса сборка занимает не более 12 минут.

Вывод: комплект – меньше по массе, процесс сборки – легче. Но при этом требует наличия достаточного мощного портативного компрессора.

2. На воде НДНД-лодка держится легко – как поплавок. При резком включении газа на моторах от 5 л.с. практически выстреливает в глиссирование (если судно не перегружено).

В целом даёт на 1,5-2 км/ч больше скорости за счёт увеличенной плавучести (по результатам тест-драйва «Лодки-Питер», в ходе которого сравнивались популярные модели лодок «Ривьера 3200 СК» и «Ривьера 3200 НДНД»). По сравнению с пайольными лодками, НДНДшки более резвые, подвижные за счёт повышенной плавучести.

3. НДНД снижает действие вибраций на корпус лодки при прохождении волн – весомое преимущество, которое оценят все любители порыбачить на неспокойной воде (а на Северо-Западе, как известно, погода меняется часто и непредсказуемо). Впрочем, это ощущение может считаться субъективным – для кого-то, наоборот, спокойнее на лодке с пайолом.

4. Производители НДНД зачастую несколько переоценивают жёсткость пола, который обеспечивает надувная камера. Скажем честно: жёсткость пола НДНД чуть ниже, чем у фанерного пола, однако решающую роль это может играть только в том случае, если вы всерьёз увлекаетесь рыбной ловлей стоя и для вас важно иметь возможность часами находиться на борту на своих двоих. В остальном «мягкая жёсткость» надувного пола (пардон за невольный оксюморон) позволяет с комфортом стоять, прилечь или находиться в лодке вприсядку.

5. Не только ходовыми качествами полнится радость рыбака! При низких температурах воздушная прослойка НДНД служит надёжным барьером между ледяной водой и ногой рыбака: пол – теплее, в лодке значительно приятнее находится. Казалось бы – мелочь. Но такая «мелочь» может спасти от кашля и насморка.

6. Безопасность. Даже в том случае, если баллон вашей лодки безнадёжно пробит и активно спускает воздух, есть шанс дотянуть до берега на том самом матрасе. Случаи на воде бывают самые разные, не стоит недооценивать этот плюс.

Мы не рискнём сделать однозначный вывод о том, какой пол «лучше» для вас. Каждое решение имеет свои особенности и сильные стороны. К тому же, есть вопрос стоимости. Лодки с жёстким типом пола стоят в среднем на 10-15% меньше.

Перед окончательным выбором в пользу того или иного типа пола, лучше всего лично опробовать лодку с НДНД и «пайолку» – как говорится, всё познаётся в сравнении, а на вкус и цвет все фломастеры разные. Есть рыбаки, которые настолько доверяют пайолу, что ни за какие коврижки не согласятся на НДНД. И наоборот. С услугой проката лодок и лодочных моторов (одна из услуг сети «Лодки-Питер») сравнивать разные модели легко, приятно и, что особенно важно, недорого.

Рыбачьте, тестируйте, знакомьтесь с новинками и классикой. Какую бы лодку вы ни выбрали – желаем вам семь футов под килем!

Источник