Можно ли использовать лекции в курсовой

Содержание статьи

Курсовая работа: оформление по ГОСТу, требования, рекомендации (актуально на 2020-2021 гг.)

(Статья)

Раздел: Шпаргалка

Автор: Гущин Александр Анатольевич

Содержание:

1. Что такое курсовая работа.

2. Виды курсовых работ.

3. Требования к оформлению курсовых работ по ГОСТу.

4. Как самостоятельно повысить оригинальность текста.

5. Требования к структуре курсовой работы.

6. Введение.

7. Основная часть.

8. Заключение.

9. Список литературы по ГОСТу.

10. Как написать работу самостоятельно.

11. Образец курсовой работы и титульного листа.

12. Как составить речь для защиты.

Курсовая работа — это вид самостоятельной учебной (научно-исследовательской) работы студентов, предполагающий изучение выбранной научной проблемы.

При подготовке курсовой работы студенты продолжают формировать навыки самостоятельной работы с научной и учебной литературой, углубляют теоретические знания и учатся применять их на практике (в зависимости от предмета). Курсовая работа (проект) выступает также как одна из форм контроля учебной работы студентов. Она показывает, насколько сформированы профессиональные компетенции студента.

Как правило, курсовые работы выполняются на старших курсах. Узнать, когда необходимо писать курсовую работу, можно, посмотрев учебный план, по которому Вы обучаетесь (обычно есть на сайте вуза или в электронной образовательной среде).

Виды курсовых работ.

— Научно-исследовательская. Наиболее часто задается в ходе изучения гуманитарных и естественнонаучных предметов. Подразумевает не только применение полученных знаний, но и исследование определенной проблемы. Как правило, когда используют термин «Курсовая работа» подразумевают именно этот вид работы.

— Расчётно-графическая. Часто называют «курсовым проектом». Включает в себя выполнение задания и пояснительную записку. Как правило, такой вид курсовой работы задают на технических специальностях.

— Отчетная. По итогам пройденного курса или прохождения практики студент подготавливает отчет в виде курсовой.

Требования к оформлению курсовых работ по ГОСТу.

Курсовые работы выполняются в соответствии с требованиями образовательной организации и ГОСТ 7.32-2017 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

При написании курсовой работы необходимо использовать научный стиль речи.

Согласно ГОСТу и общим рекомендациям:

Как отформатировать текст в WORD, поставить сноски, а также типичные ошибки можете прочитать в статье «Как правильно подготовить реферат».

Оригинальность текста курсовой работы должна составлять примерно 50-60%. Требования могут различаться в зависимости от учебного заведения и учебного предмета.

Как самостоятельно повысить оригинальность текста курсовой работы.

Если работа была выполнена самостоятельно, то необходимость поднять оригинальность может возникнуть в случае высоких требований к проценту уникальности текста.

Современная проверка умеет определять синонимы, иностранные буквы в словах, перефразирование предложений и других хитрости. Поэтому для поднятия процента оригинальности необходимо самостоятельно переработать текст. Для этого желательно иметь полный отчет из системы Антиплагиат ВУЗ — сразу будет видно, какую часть необходимо исправить. Если в заимствования попала т.н. «вода», то ее можно просто удалить. Важные текстовые части можно пересказать, выделив основную мысль в каждом абзаце (не забыв при этом ссылку на источник информации). Если в заимствование попадают законодательные акты, числовые данные, статистика, расчеты и т.д. (то, что никак не изменить), то необходимо грамотно оформить цитирование в кавычках «» — это хоть и не поднимет процент оригинальности, но переместит данный фрагмент при проверке из заимствований в цитирование.

Требования к структуре курсовой работы.

Курсовая работа должна содержать:

— титульный лист;

— содержание;

— введение;

— основную часть, разделенную на главы и параграфы. Должны быть теоретическая и аналитическая (практические) части;

— заключение;

— библиографический список;

— приложения (если они используются).

Введение курсовой работы:

Введение должно быть выстроено по определенной структуре и должно содержать актуальность исследования, цель и задачи работы, объект и предмет исследования, степень разработанности проблемы, методологию исследования, сведения о структуре исследования. Объем введения должен быть примерно 3-5 страниц.

Актуальность исследования должна раскрывать важность изучения рассматриваемой проблематики.

Цель — это ожидаемый конечный результат исследования.

Задачи — этапы достижения цели (не путать с планом работы). Задачи должны соответствовать содержанию работы.

Объект исследования — это событие, явление, предмет на который направленно исследования.

Предмет исследования — определенная часть, свойство, характеристика объекта.

Степень разработанности темы исследования — это анализ научной литературы по теме исследования. Здесь выявляются наиболее важные, дискуссионные вопросы изучаемой темы и наименее изученные аспекты проблемы.

Методология исследования — это теоретические разработки и практические методы с помощью которых решались поставленные задачи..

Подробнее о написании введения можно прочитать в статье «Методические рекомендации по написанию введения и заключения».

Основная часть курсовой работы.

Основная часть курсовой работы разделяется на главы, которые, в свою очередь, делятся на параграфы. Данная структура должна соответствовать решаемым задачам.

Чаще всего в курсовой работе предполагается две главы. Первая глава должна быть посвящена теоретическим вопросам рассматриваемой проблемы. Во второй главе решаются практические (или аналитические) задачи исследования. В конце каждого параграфа желательно сделать небольшой вывод.

Читайте также:  Можно ли использовать пеноблок в качестве фундамента

При использовании цитат, фактических данных и т.д. обязательно ставиться сноска на источник информации с указанием конкретной страницы. Сноски оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008. «Наименование на русском языке. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка».

Заключение курсовой работы.

В заключении раскрываются научные результаты проведенного исследования. Необходимо лаконично написать выводы по проведенному исследованию: как были решены поставленные задачи и достигнута цель работы. Соответственно структура заключения неразрывно связана с поставленными во введении задачами. Формулировки в заключении должны быть конкретными, четкими и не двусмысленными.

Объем заключения курсовой работы должен составлять примерно 2-3 страницы.

Список литературы по ГОСТу:

Список литературы оформляется по ГОСТ Р 7.0.100-2018. Работы в библиографическом списке располагаются алфавитном порядке. В случае если есть иностранная литература, то она приводится после основного списка также в алфавитном порядке. Необходимо использовать не только классические труды по проблематике, но и современные исследования (за последние 5-10 лет).

Пример оформления библиографического списка:

Для архивных источников

Государственный архив Пензенской области. Ф. 45. Оп. 1. Д. 5.

Книга 1 автором:

Первушкин, В. И. Губернские статистические комитеты и провинциальная историческая наука / В. И. Первушкин. — Пенза: ПГПУ, 2007. — 214 с.

Книга с 3 авторами:

Варламова, Л. Н. Управление документацией: англо-русский аннотированный словарь стандартизированной терминологии / Л. Н. Варламова, Л. С. Баюн, К. А. Бастрикова. — Москва: Спутник+, 2017. — 398 с.

Справочник:

Год за годом: Хроника важнейших событий общественной жизни Пензенской области за 50 лет / Сост. В. С. Годин, Е. Я. Дмитров, В. А. Озерская, А. В. Сергеев, А. П. Сташова. — Саратов-Пенза: Приволжское книжное издательство, 1967. — 175 с.

Статья в журнале с 3 авторами:

Вазерова, А. Г. Театры Пензенской области в 1940-1950-е годы / А. Г. Вазерова, Н. В. Мику, И. Н. Гарькин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — №4. — С. 108-111.

Статья с 4 авторами:

Финансовая интеграция как основа развития региональных рынков / М. Гуревич, Г. Господарчук, М. Малкина, Г. Петров. // Рынок ценных бумаг. — 2003. — №14. — С. 64-68.

Статья в газете:

Журавлев, Н.А. Англо-германская воздушная война (март-апрель 1941 г.) / Н.А. Журавлев // Красная звезда. — 1941. — 11 апреля.

Электронный ресурс:

Гущин, А. А. Форматирование текста в Word: полезные функции и советы / А. А. Гущин // Исторический-сайт.рф: История. Исторический сайт: [сайт], 2020. — URL: https://исторический-сайт.рф/Форматирование-текста-в-Word—полезные-советы-1.html (дата обращения: 01.03.2021).

Подробнее про оформление списка литературы можно посмотреть в статье «Оформление списка литературы по ГОСТу».

Как написать курсовую работу самостоятельно.

Если в ходе обучения студент сам готовил рефераты, то написание курсовой работы не составит особого труда. Однако даже если это первый опыт подобной работы, то это вполне посильная задача. Тем более что этот опыт необходим для дальнейшей учебы. Во-первых, в ходе подготовки курсовой студент овладевает навыками поисковой, научно-исследовательской работы, анализа литературы и т.д. Во-вторых, овладевая навыками подготовки курсовых работ, студент готовит себя к написанию выпускной квалификационной работы (диплома) на последнем курсе — без опыта оформления и подготовки написать работу на 60-90 страниц с жесткими требованиями к оформлению, структуре и уникальности будет не просто.

Что нужно делать:

  1. Выбор темы курсовой — это половина работы. Правильно выбранная и сформулированная тема позволит подготовить работу без особых сложностей и в срок. Тема должна содержать в себе научную проблему, быть актуальной. Кроме того, необходимо, чтобы по данному вопросу были доступны литература и источники — то, на что Вы будете опираться. Можно заранее посмотреть в библиотеке и сайтах, которые размещают научные публикации, например «Киберленинка» или e-library. Иногда темы предлагают преподаватели — это упрощает задачу.
  2. Сформулировать актуальность, цель, задачи и определить объект и предмет исследования, определиться с методологией исследования. В процессе подготовки работы — они будут корректироваться.
  3. Нужно определиться с содержанием работы — какие разделы, главы и параграфы предполагаются. При этом необходимо помнить, что структура курсовой работы должна соответствовать поставленным задачам.
  4. После этого необходимо написать теоретическую часть работы, опираясь на научную литературу (обычно первая глава). Грамотное написание данного раздела показывает, насколько студент разбирается в рассматриваемой проблематике. Сразу расставляйте сноски на используемую литературу с указанием конкретных страниц (потом Вы их не найдете).
  5. Практическая (или аналитическая) часть (обычно вторая глава) предполагает конкретизацию теоретической части, неразрывно связана с ней. В зависимости от учебного предмета это может быть анализ на конкретных примерах, методическая разработка, эксперимент и т.д.
  6. Написание заключения — последняя часть работы. Заключение должно отражать, насколько были решены поставленные задачи. Соответственно должны быть выводы по каждой из указанных во введении задач (и соответствовать пунктам содержания) и общий вывод по рассматриваемой проблеме.
  7. Форматирование текста. Желательно сразу отформатировать текст, чтобы не оставлять на последний день.
  8. Оформление списка литературы. Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТом и включает в себя все работы, которые используются по тексту, в ссылках.

Образец курсовой работы и титульного листа

Выделение желтым цветом в образце сделано для того, чтобы не забыли изменить на свои данные.

Скачать образец курсовой работы.

Как составить речь для защиты курсовой работы.

Если предполагается защита курсовых работ, то студенту необходимо подготовить выступление и, желательно, сделать презентацию. Один из самых важных моментов при выступлении — соблюсти регламент (обычно 5-10 минут). Поэтому необходимо заранее составить речь и выбрать наиболее важные аспекты рассматриваемого вопроса.

Речь должна содержать теоретическую часть (основываясь на введении: актуальность, цель, задачи и т.д.), основное содержание глав и выводы по рассматриваемой проблеме. При подготовке выступления желательно несколько раз прочитать ее вслух с таймером, что поможет скорректировать текст и, при необходимости, сократить его.

Если готовится презентация, то ее содержание не должно дублировать выступление. При этом показываемые слайды должны быть связаны с речью выступления. В презентации не должно быть много текста, только ключевые моменты. Также можно включить при необходимости изображения, таблицы, схемы и т.д.

Читайте также:  Можно ли использовать отпуск в качестве отработки при увольнении

Связанные статьи:

Оформление списка литературы по ГОСТу

Методические рекомендации по написанию введения и заключения

Как правильно подготовить реферат

Оформление дипломной работы (ВКР)

Форматирование текста в Word: полезные советы

Раздел: Шпаргалка

Дата публикации: 08.12.2020 18:23:55

1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:

Поделиться материалом в социальных сетях:

Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Изучаем историю по фамилиям или «Раскопки» списочного состава

Познавательно для учащихся. Как появились фамилии, на разных примерах конкретизирована историческая информация, которую они несут.

Читать

Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории

О формационном и цивилизационном подходах к изучению истории и теории индустриального общества. Чем они отличаются? Что и как преподавать в школе?.

Читать

Оформление списка литературы по ГОСТу (актуально для 2020-2021 гг.)

Правила оформления списка литературы по последнему ГОСТу Р 7.0.100-2018. Примеры оформления библиографического списка для книг, статей, сайтов, видео, аудио, карт.

Читать

Оформление реферата по ГОСТу (актуально для 2020-2021): требования, оформление, образец, пошаговая инструкция

Методические рекомендации по подготовке и оформлению качественного реферата. Требования ГОСТа, структура, пошаговая инструкция, типичные ошибки, образец оформления.

Читать

Курсовая работа: оформление по ГОСТу, требования, рекомендации (актуально на 2020-2021 гг.)

Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовой работы. Требования ГОСТа, структура, рекомендации по написанию и защите работы..

Читать

Оформление дипломной работы (ВКР) по ГОСТу (актуально на 2020-2021 гг.): требования, рекомендации, оформление

Методические рекомендации по подготовке и оформлению дипломной работы (ВКР). Требования ГОСТа, структура, рекомендации по написанию и защите работы..

Читать

Историческое развитие общества

Процесс исторического развития общества — является ли он закономерным или это цепь случайностей? Является ли он объективным или субъективным?.

Читать

Форматирование текста в Word: полезные функции и советы

Как форматировать документ в текстовом редакторе Microsoft Word. Обзор полезных функций и горячих клавиш программы. Как эффективно работать в Ворде..

Читать

Исторический факт и интерпретация

В сознании многих людей, зачастую, путаются понятия исторического факта, исторического источника, интерпретации исторических событий. Это способствует распространению различного исторического мифотворчества. Поэтому важно разбираться в вышеуказанных понятиях..

Читать

Введение и заключение для курсовой работы / диплома (ВКР) / реферата

Методические советы по написанию введения и заключения для реферата, курсовой и дипломной работы (ВКР). Актуальность, цель, задачи, научная новизна, методология, историография.

Читать

Источник

Оформление курсовой, дипломной, диссертации, статьи: правила и исключения в помощь студенту и молодому ученому

«Солдатом не рождаются, солдатами становятся», — гласит народная мудрость. Именно это следует сказать и о том, что грамотными специалистами и ученый тоже родиться нельзя, ими можно только стать. Причем стать, пройдя через путь познания, проб и ошибок, который бывает весьма тернист. Обучение в вузе, магистратуре, аспирантуре, формирование способности самостоятельно мыслить, приходить к осознанным решениям, анализировать события и факты, и все это выражать в качественных научных работах, которые впоследствии необходимо публично защитить, — вот та тропа, которая ведет к успеху.

Каждый студент без исключения столкнется с необходимостью написать и защитить курсовую и дипломную работу, а если это — магистрант или аспирант — то еще и научные статьи (и не одну) и, конечно же, диссертацию. Безусловно, в этих работах главное — анализ и описание собственного суждения по тем или иными научным проблемам, а также своего личного вклада в науку и исследовательской деятельности. Но есть еще одна сторона этого дела, которая, к сожалению, нередко становится причиной отклонения даже продуманной и достойной курсовой и дипломной работы и, как следствие, разочарования. Это — стилистическое оформление. В языкознании существует такой раздел, как стилистика: он изучает стили речи. Одним из таких стилей является научный. Он имеет свои синтаксические и лексические особенности, которые игнорировать нельзя: в противном случае работа может быть отклонена как несоответствующая требованиям ГОСТ. В особой степени это касается магистерских и кандидатских диссертаций.

Грамматическое и синтаксическое оформление текста вашей работы

.Научная работа — это не публицистика, не частное письмо и не художественное произведение. Следовательно, в ее тексте не допускаются эмоциональность, образность, риторические вопросы (например: «Может ли такой поступок снискать себе оправдание? Даже мысленно сложно предположить. Конечно же, нет!»; «кажется довольно странным», «надлежит относиться несколько иначе», «проще говоря» и т. п.).

  • Не допускается использование имен прилагательных в сравнительной степени с приставкой «по» (например, поскорее, почаще, повыше), а также формы превосходной степени прилагательных, если в них присутствуют суффиксы -айш-, -ейш-,(огромнейшая, величайший). В этих случаях необходимо использовать синонимы.
  • Глаголы чаще всего употребляются в изъявительном наклонении и в начальной форме, изредка возможно сослагательное наклонение с частицей «бы», а повелительное наклонение использовать нельзя: эта форма не свойственна научному стилю.
  • В научной работе должна присутствовать конкретика, поэтому неопределенные местоимения типа «что-то», «кто-то», «кое-что», «что-нибудь» в тексте работы использовать нельзя в силу неопределенности их значения.
  • Неполные предложения также не свойственны научному стилю: они придают патетичность и эмоциональность, что присуще художественному, разговорному и иным стилям, но не научному. Это же относится к таким союзам и союзным словам, как «да и», «не раз», «не то» и т.п.
  • Научная работа пишется от первого лица множественного числа (а не единственного): и вместо местоимения «я» употребляется «мы» в соответствующих падежах, поскольку выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению. Местоимение «мы» может быть использовано и с производшым притяжательным местоимением «наш» , например, «по нашему мнению». Однако частое использование местоимения «мы» нежелательно. При необходимости лучше прибегнуть к конструкциям, исключающим употребление этого местоимения. Например, «На первом этапе исследования были сформированы контрольная и экспериментальная группы». Аналогичную функцию выполняют предложения с использованием страдательного залога (например, «Выявлены и описаны явления, которые ранее не освящались в научной литературе…»).
  • В научной работе очень важен терминологический аппарат. При этом, если имеются термины, имеющие синонимическое значение, то автор должен использовать какой-либо их них (например, «умственная отсталость» или «интеллектуальная недостаточность»).
  • Недопустимо применение профессиональных жаргонизмов, просторечных слов (диабетики, даунята) и т. д.: используются обороты «Пациенты, страдающие сахарным диабетом» или «Дети с синдромом Дауна».
  • Речь должна быть лаконичной, но читабельной и доступной для восприятия читателем. В то же время следует различать понятия «простота» и «примитивность»: они — далеко не тождественны. Примитивность, напротив, не должна присутствовать в любых научных работах.
  • Научный стиль предполагает ясность и отчетливость изложения. Поэтому не следует использовать те слова и выражения, которые имеют неопределенное или обобщенное значение. Например: надлежащая динамика, отдельные симптомы, соответствующая методика, некоторые выводы, определенные особенности и т. д. Это существенно затрудняет восприятие материала.
  • Текст научной работы должен быть информативным, но лаконичным, т.е. он не должен содержать лишние слова или тавтологические обороты, например «Образовательные технологии в современном образовании». То же самое относится к таким словосочетаниям, как «в июле месяце», «восемь человек взрослых» и т.п.
  • Следует избегать так называемых штампов, например, откровенно говоря, честно признаться, как и следовало ожидать и т. п.
  • Нельзя использовать канцеляризмы: они присущи официально-деловому стилю, а не научному. В научных работах, к сожалению, они распространены, и это лишает текст конкретики. Например: по совокупности фактов, по линии борьбы с безнадзорностью и т.п.
Читайте также:  Можно ли использовать замороженные помидоры в салат

Любому автору научной работы как языковой личности присущ свой стиль изложения мыслей, являющийся субъективным способом подачи материала, но вместе с тем существуют следующие общепринятые для научных работ языковые нормы современного русского языка, которых необходимо придерживаться.

1. Недопустимы повторения сказанного и переход к новой мысли, пока предыдущая мысль или идея не получила полного раскрытия.

2. Нельзя использовать сложные для восприятия фразы: это затрудняет понимание текста даже специалистом и сохранение его содержания в памяти.

3. В научном тексте не следует чрезмерно дробить фразы, так как это может привести к разрыву самой мысли и затруднить установление взаимосвязей между ее фрагментами. Текст может оказаться сложным для восприятия не только из-за растянутости предложений, но и из-за неправильного их построения.

4. Любая тавтология снижает качество научного текста.

5. Подача материала или собственных суждений по какой-либо проблеме должна быть объективной и беспристрастной, содержать критическую оценку существующих точек зрения, высказанных в литературе по данному вопросу, подкрепленную конкретными доводами. Если имеет место обсуждение какого-либо аспекта, то точка зрения автора должна также быть аргументирована.

6. В научных работах нежелательно ссылаться на самого себя, но если это все же необходимо, то следует употреблять такие выражения, как: «по нашему мнению» и т. д.

7. Не следует перегружать рукопись цифрами, цитатами, иллюстрациями, так как это отвлекает внимание читателя и затрудняет понимание содержания. В то же время нельзя совсем отказываться от такого вспомогательного материала, поскольку он помогает наглядно продемонстрировать результаты исследования. Лучше всего подобный вспомогательный материал оформить в виде приложения. Также не допускается цитирование без ссылок на источники цитаты, которые помещаются либо в виде сноски, либо в библиографическом списке.

Точность, краткость, ясность и простота изложения материала

Это важнейшие качества научного стиля. Они достигаются соблюдением основных законов логики и подчиняются им.

1. Закон тождества

Закон тождества, в соответствии с которым предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения о предмете одно знание не подменялось другим. Это важно в целях недопущения неопределенности и неконкретности материала, которые нередко становятся причиной подмены тезиса: начав развивать одну мысль, автор рассуждения незаметно для себя переходит на другую тему.

2. Закон противоречия

Закон противоречия, согласно которому не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает о предмете, а другое отрицает. Например: «По результатам наблюдений самые низкие результаты показали дети, воспитывающиеся в доме-интернате. Не менее низкими показатели оказались у детей, которые воспитываются в приемной семье».

3. Закон исключенного третьего

Закон исключенного третьего, основной смысл которого состоит в следующем: если имеются два противоречащих друг другу суждения о предмете, то одно из них истинно, а другое ложно. Не могут быть, например, одновременно истинными два таких суждения: «Все участники эксперимента успешно выдержали тест, и лишь один из них не мог справиться с заданием».

4. Закон достаточного основания

Закон достаточного основания, согласно которому, чтобы признать суждение истинным, нужно обосновать свою точку зрения, привести веские аргументы и доводы в логической последовательности.

Правила синтаксиса современного русского языка предполагают правильное построение грамматических конструкций, строгое размещение слов в предложении, точное следование нормам связи слов. Несоблюдение этой нормы влечет за собой неточность в изложении материала. Кроме того, неправильное объединение слова в структуре словосочетания иногда приводит к двусмысленности толкования, и читатель может неправильно понять автора. Так, например, двузначные конструкции: «Экспертам приходилось часто многое объяснять». (Объясняли эксперты или, наоборот, объясняли экспертам?)

При написании научной работы ее структура должна быть четкой и демонстрировать логику решения проблемы. По ходу изложения не следует противоречить себе и допускать грубые грамматические или фактические ошибки.

Таким образом, текст, например, дипломной работы должен отвечать следующим основным формальным требованиям:

— четкость структуры;

— логичность и последовательность;

— точность приведенных сведений;

— ясность и лаконичность изложения материала;

— соответствие изложения материала нормам литературного русского языка и стилистическим требованиям научного стиля.

Еще один обязательный критерий качества научной работы — ее краткость. Реализация этого качества означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение служит здесь той цели, которую можно сформулировать следующим образом: как можно не только точнее, но и короче донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста работы.

Соблюдение описанных стилистических требований повысит качество научной работы и, соответственно, ее оценку научным руководителем, рецензентом, экспертом или официальным оппонентом. Это свидетельствует не только о глубоком владении предметом исследования, но и о речевой культуре человека в целом. А для специалиста-практика, ученого и просто образованного человека это значит немало.

Источник