Можно ли использовать классическую музыку
Содержание статьи
4 заблуждения об использовании музыки для бизнеса
Что нужно знать об интеллектуальных правах
Вы узнаете, какие условия есть у лицензий Creative Commons, что такое исключительное право, как зарегистрировать персонажа или сценарий и что можно сделать, если вашу работу использует кто-то другой.
Что нужно знать об интеллектуальных правах
Вы узнаете, какие условия есть у лицензий Creative Commons, что такое исключительное право, как зарегистрировать персонажа или сценарий и что можно сделать, если вашу работу использует кто-то другой.
Нужно соблюдать только авторское право
Есть ещё и смежные права!
Владельцы бизнеса часто забывают о смежном праве, а иногда и вовсе подменяют его авторским. Смежные права принадлежат исполнителю или создателю записи, за их соблюдением следит Всероссийское организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Авторские права принадлежат создателю самого произведения, а их соблюдение и использование регулирует Российское авторское общество (РАО).
— Когда я в заведении пою под гитару песню «Белые розы» — я должен платить только за авторские права, потому что смежные права мои. Если я включаю оригинальный трек, записанный на студии «Союз» группой «Ласковый май», кроме авторских прав появляются смежные права исполнителя и звукозаписывающей компании, за которые тоже нужно платить, — поясняет Пангаев.
Можно включать музыку, если она «без авторских прав»
Можно найти десятки сайтов и пабликов в соцсетях, которые сообщают, что здесь — музыка без авторских прав, которую можно свободно использовать в любых целях.
Но на деле, даже если музыка имеет лицензию Creative commons, это не отменяет того, что у вас должно быть разрешение автора на воспроизведение контента. Если в суде вы скажете представителю РАО, что взяли музыку из ВКонтакте, потому что «автор разрешил», но подтверждения у вас нет, то вы проиграете.
Можно включать музыку без слов
За фонограммы тоже нужно платить!
Если гости заведения поют караоке, а приглашённые певцы — под фонограммы, то право на исполнение действительно принадлежит им. Но за воспроизведение музыки тоже нужно платить — оно регламентируется смежным правом. Контролирует это, правда, уже не РАО, а ВОИС.
Можно бесплатно включать классическую музыку
Не-а, но использовать классику хотя бы дешевле.
Сразу оговоримся, что под «классикой» в этом контексте мы подразумеваем произведения, признанные всеобщим достоянием — в России это значит, что со смерти автора прошло не менее (а в некоторых ситуациях и более) 70 лет. Причём произведения, признанные всеобщим достоянием в США или Европе, могут быть не признаны таковыми в России. Но даже если речь про всеобщее достояние, использовать его в коммерческих целях просто так тоже нельзя.
— Да, действительно, классическая музыка освобождена от авторских прав, — говорит Пангаев. — Но её же кто-то сыграл, например, какой-нибудь оркестр Российской армии. Это значит, что вы можете избежать взаимодействия с РАО, но всё равно должны заключать договор с ВОИСом, который отвечает за смежные права. Если вам будет достаточно только классической музыки, да, действительно, это будет дешевле примерно в два раза, так как не нужно договариваться с РАО.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Всё о правах на музыку
Мы продолжаем говорить об авторском праве и в этой статье коснемся такого объекта авторских прав, как музыкальное произведение.
Все мы любим музыку. Мы слушаем музыку, скачиваем музыку, добавляем музыку в свои плейлисты, в видео, в социальные сети.
Сегодня уже не надо прикладывать большие усилия, чтобы раздобыть для музыкального оформления какого-либо мероприятия или ролика нужную пластинку или кассету, переписать ее или делать запись, например, без партии голоса (минусовку). В открытом доступе в сети Интернет размещены сотни тысяч композиций всех исполнителей в различных вариантах. Однако, чтобы использовать необходимые произведения и не допускать при этом нарушения интеллектуальных прав, необходимо иметь четкое представление об охране музыкальных произведений, правах на них и круге правообладателей.
Музыкальные произведения, как с текстом, так и без текста, отнесены в ст.1259 ГК РФ к объектам авторских прав.
Авторские права бывают имущественные и личные неимущественные.
Авторские права изначально при создании любого произведения возникают у автора.
Личные неимущественные права, такие как право на имя или право авторства, неотчуждаемы и могут принадлежать только автору, отказ от таких прав ничтожен.
А вот исключительное право – имущественное – может впоследствии быть передано автором и принадлежать любому другому физическому или юридическому лицу.
Вследствие того, что музыкальное произведение может состоять из нескольких охраняемых объектов авторских прав, у него может быть и несколько правообладателей. Кроме того, немного забегая вперед, отмечу, что с музыкальными произведениями тесно связаны не только авторские права, но и смежные.
Обычно, известные широко используемые музыкальные произведения представляют собой песни. Как правило, у песни есть автор музыки и автор текста. Кроме того, не стоит исключать и возможность соавторства. Однако в современной музыкальной индустрии исключительное право редко принадлежит самому автору. Большинство песен или пишутся на заказ для так называемых музыкальных лейблов либо покупаются этими же самыми лейблами у авторов. Таким образом, исключительные права на многие популярные песни сконцентрированы в руках продюсерских центров и звукозаписывающих компаний. То же касается и смежных прав.
Смежные права в контексте музыкальных произведений – это права на результаты исполнительской деятельности и права на фонограммы.
Исключительное право на такой объект смежных прав как исполнение изначально возникает у исполнителей песни – музыкантов и певцов. А права на фонограмму возникают у студии звукозаписи, где впервые сделана запись. Впоследствии и исключительное право на исполнение и исключительное право на фонограмму, как и в случае с объектами авторских прав, может принадлежать другому лицу.
Согласно действующему законодательству авторы, правообладатели и обладатели смежных прав имеют право на вознаграждение за использование результатов своей интеллектуальной деятельности.
При этом следует помнить, что согласно п.2. ст.1270 ГК РФ использование (со всеми вытекающими последствиями) признается таковым вне зависимости от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели. То есть даже при не коммерческом использовании музыкального произведения, все вышеперечисленные правообладатели имеют право на вознаграждение, и они это вознаграждение должны получить.
Такая позиция подтверждается обширной судебной практикой. В частности, интересно дело №А32-13601/2016, по которому с Администрации города Сочи было взыскано 180 000 рублей за нарушение авторских прав при проведении праздничных мероприятий, посвященных празднованию Дня города-курорта.
Понятно, что при таком огромном объеме музыкального контента невозможно заключить соответствующие лицензионные договоры с каждым автором, исполнителем и музыкальной компанией. Для централизованного сбора вознаграждений, причитающихся по закону, и распределения их между законными получателями, законодательством предусмотрен правовой институт коллективного управления интеллектуальными правами.
Деятельность организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами полна нюансов и противоречий и она вполне может стать темой для отдельной статьи. Сейчас же рассмотрим лишь те нюансы, которые непосредственно касаются управления правами на музыкальные произведения.
Как уже было отмечено, организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют деятельность, направленную, в том числе, на сбор и распределение вознаграждений между правообладателями.
То есть в условиях действующего законодательства у какого-либо учреждения, часто использующего музыкальные произведения, нет необходимости заключения лицензионных договоров на использование музыки с каждым правообладателем.
Достаточно заключить договоры с такими организациями и выплачивать вознаграждение в соответствии с утвержденными ставками за использование объектов авторских прав и смежных прав. В Российской Федерации существуют две организации, имеющие государственную аккредитацию в данных областях:
Российское авторское общество (РАО) – в области управления авторскими правами
Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) – в области управления смежными правами.
Эти организации в силу п.3. ст.1244 ГК РФ вправе осуществлять коллективное управление правами даже тех правообладателей, с которыми у них не заключены договоры. То есть их деятельность в силу аккредитации покрывает практически все поле существующего ныне музыкального контента. Другими словами, чтобы не допускать нарушения интеллектуальных прав, достаточно заключить два договора – с РАО и с ВОИС.
Однако не стоит забывать, что организации по коллективному управлению правами действуют исключительно в пределах своей компетенции и вознаграждение, уплаченное таким организациям, покрывает далеко не все виды использования.
Например, законодательством предусмотрен такой вид использования как переработка. Предоставление права на переработку не входит в компетенцию организаций по коллективному управлению авторскими правами. Правообладатели сами определяют, кому предоставить такое право, а кому нет, и договоры, предусматривающие возможность изменения музыкального произведения, должны заключаться непосредственно с правообладателем.
В этой связи видится весьма рискованной ситуация, в которой без заключения соответствующего договора, создаются и доводятся до всеобщего сведения кавер версии или аранжировки известных песен. Конечно, сейчас можно выбрать аранжировку из большого количества уже созданных и скачать ее в Интернете. Однако в данном случае тоже существует определенный риск получить претензию от автора музыки или автора аранжировки.
Много вопросов также возникает при музыкальном оформлении театральных постановок. Театрально-зрелищное представление, согласно ст.1240 ГК РФ, в авторском праве называется сложным объектом. Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего другие объекты авторских прав (например, музыку и песни) приобретает право использования таких объектов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров. Иными словами, во избежание нарушения прав на музыкальные произведения учреждению, которое инициирует постановку, необходимо иметь договоры с правообладателями таких произведений. В данном случае лицо, организовавшее создание сложного объекта, может выбрать, заключать ли договор напрямую с правообладателем или же обратиться в уже упомянутое РАО.
С июля 2017 года организация сотрудничает со специализированным агентством, которое поможет определить, входит ли нужное режиссеру произведение в каталог РАО и выступит посредником при заключении соответствующего договора.
Как видно, соблюдение прав на музыкальные произведения – дело хлопотное, требующее определенных знаний и времени. Но пренебрегать им не стоит. Ответственность за нарушение прав на музыкальные произведения предусмотрена суровая. Помимо административного штрафа можно получить иск от правообладателя на внушительную сумму. Правообладатель может выбрать способ расчета компенсации самостоятельно из вариантов, предусмотренных ст.1301 ГК РФ, и исковые требования могут достигать нескольких десятков миллионов рублей. А в случае причинения правообладателю крупного ущерба возможна и уголовная ответственность.
Многие компании, студии, каналы и театры из целей экономии на юридических услугах и авторских вознаграждениях делают упор в своей деятельности на народное творчество или на использование произведений, перешедших в общественное достояние.
В силу ст.1259 и 1282 ГК РФ использование таких произведений может осуществлять без чьего-либо разрешения и без выплаты вознаграждения авторам. Это действительно является одним из выходов, если Вы ограничены в средствах. Однако стоит помнить, что даже с народными произведениями и произведениями, перешедшими в общественное достояние, тесно связаны смежные права.
Так, например, при воспроизведении на мероприятии записи русской народной песни «Во поле береза стояла», у Вас возникает необходимость выплаты вознаграждения правообладателю фонограммы, если она изготовлена менее 50-ти лет назад. Кроме того, необходимо быть уверенным, что произведение действительно народное или перешло в общественное достояние. Переход в общественное достояние происходит после прекращения действия исключительного права на произведение, то есть по истечении 70 лет с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Народность произведения тоже необходимо тщательно проверять. Например, вопреки широко распространенном мнению, всем известная новогодняя песенка «В лесу родилась елочка» не является народной. Автор текста этой песни – Раиса Кудашева, а автор музыки – Леонид Бекман. Композитор умер в 1939-ом году, таким образом, музыка перешла в общественное достояние в 2010-ом году. А поэтесса Кудашева умерла в 1964-ом, и исключительное право на стихи про елочку будет действовать до 2035 года. Вполне возможно, что у поэтессы остались наследники, которые имеют право на получение вознаграждения за каждое исполнение этой песни.
© Андрей Макаров 2018г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.
Источник
Как подобрать музыку для видео и не нарушить авторские права
Автор Ольга Аксенова На чтение 8 мин. Просмотров 36.3k. Опубликовано 07.09.2018
Выбрали в качестве музыкального сопровождения своего видео композицию Rammstein? Придется раскошелиться или попрощаться с этой идеей. Рассказываем, как проверить, защищен ли трек авторским правом, чем грозит его нарушение и где найти легальную музыку для своего видеоролика.
Какие композиции защищены авторским правом
Для начала разберемся с терминами. Авторское право — это интеллектуальное право на произведение. К таким правам относятся: право авторства, право автора на имя, исключительное право на произведение, право на неприкосновенность и обнародование произведения. Все, что касается авторского права в России, регулирует Глава 70 ГК РФ.
Авторское право возникает с момента создания произведения, автоматически. Это значит, что автору не нужно регистрировать свое творение в каких-либо инстанциях. Согласно российскому законодательству, действие исключительного права на произведение заканчивается через 70 лет после смерти автора (точнее, с 1 января года, следующего за годом смерти автора). По истечении этого срока произведение переходит в общественное достояние.
Учтите несколько важных моментов:
- в общественное достояние переходит право на нотную запись произведения, а не на его конкретное исполнение;
- исключительное право на произведение может быть передано по наследству;
- авторскими правом может обладать не только автор музыкальной композиции, но и компании звукозаписи.
Это значит, что даже если вы хотите озвучить свой ролик «заезженной» фугой Баха, хорошо бы проверить, не нарушаете ли вы права наследников или звукозаписывающего лейбла.
Чем грозит нарушение авторских прав
Вы по незнанию или умышленно выложили на свой YouTube-канал ролик, нарушающий авторские права? Если правообладатель это заметил, он может подать заявку через специальную систему Content ID.
Как вы об этом узнаете? Все такие заявки попадают в раздел Авторские права Творческой студии YouTube:
Заявка ContentID не влечет за собой автоматическую блокировку канала или требование удалить ролик. Правообладатель может применить к вам одну из следующих санкций:
- блокировка во всех или некоторых странах;
- отключение звука — ролик будет доступен без звуковой дорожки;
- монетизация: в видео появится реклама, весь доход от которой пойдет правообладателю;
- запрет для показа на отдельных платформах и приложениях.
Чаще всего правообладатель идет по третьему пути, получая доход от рекламы в обмен на разрешение использовать материал.
Гораздо больше проблем возникнет, когда выложенное вами видео получает предупреждение о нарушении авторских прав. Если администрация YouTube сочтет жалобу правомерной, то видео будет удалено. Предупреждение вы увидите в том же разделе, что и заявки ContentID. Можно дождаться окончания довольно длинного срока действия (90 дней), а можно связаться с автором жалобы: или попросите его отозвать предупреждение, или смело направляйте встречное уведомление, если считаете, что видео удалено неправомерно.
Фатальные последствия для канала наступают после получения трех предупреждений:
- блокировка аккаунта и всех привязанных к нему каналов;
- удаление всех видео с канала;
- запрет на создание новых каналов.
Так что, если вы не владелец маленькой армии ботов, с авторскими правами на своем канале лучше быть осторожным.
Незаконное использование музыки, защищенной авторскими правами, является пиратством. Законодатель предусмотрел за такую деятельность наказание от административного штрафа до исправительных работ и даже тюремного заключения сроком до двух лет (часть 2 статьи 146 УК РФ). Самое безобидное последствие — блокировка ресурса, на котором размещен пиратский контент, в соответствии со статьей 15.2 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Как проверить, защищена ли музыка авторским правом
Есть несколько способов.
- Заходим в раздел Условия использования музыки в Творческой студии YouTube, вбиваем в строку поиска название композиции и вуаля:
- Создаем новый канал на YouTube, не подтверждаем по sms, загружаем туда видео со звуковой дорожкой и ждем письма с предупреждением. Довольно неудобный и трудозатратный метод. К тому же, если заявка ContentID все-таки поступит, придется переделывать озвучку.
- Пользуемся поиском на сайте Российского авторского общества (РАО). Поиск в реестре произведений российских и зарубежных правообладателей по названию нужного трека занимает несколько секунд, но что делать с результатами, не совсем понятно:
На мой запрос по электронной почте юрист РАО ответил довольно пространным письмом. В переводе с канцелярского на русский ответ звучит примерно так: хотите использовать произведение для озвучки ролика — пишите нам, а мы расскажем, на каких условиях это можно сделать. Как-то слишком много телодвижений в наш цифровой век, вам не кажется?
Стоит ли пытаться обойти закон
На просторах интернета вы можете встретить рекомендации по обходу претензий правообладателей и системы ContentID.
К таким методам относятся: изменение тональности или скорости воспроизведения композиции в аудиоредакторе и использование отрывка менее 30 секунд. Второй метод вполне бессмысленный, если вы не собираетесь делать из звуковой дорожки винегрет. Первый теоретически можно попробовать, но я бы не советовала по двум причинам: трудозатратность и санкции вплоть до удаления канала, если мелодию все же смогут распознать.
Очень аккуратно нужно использовать музыку из пабликов ВК и YouTube каналов, которые предлагают якобы «очищенные» от авторских прав композиции. Как проверить, не нарушаете ли вы авторские права, я уже рассказала.
На какие произведения не распространяется авторское право
Есть музыкальные композиции, которые вы спокойно можете использовать в качестве звуковой дорожки, не опасаясь претензий со стороны правообладателя. Только боюсь, вы не очень обрадуетесь, узнав, что это:
- музыкальные произведения, авторство которых не установлено (народное творчество),
- государственные гимны.
Где купить право на использование
Допустим, вы решили раскошелиться и заплатить за легальное использование музыкальной композиции. Как это сделать?
- Обратиться к правообладателю напрямую. Возможен вариант, что правообладатель даст разрешение на бесплатное использование музыки в некоммерческих целях.
- Обратиться к правообладателю через РАО.
- Купить музыку с лицензией Royalty Free. По ее условиям, вы должны будете один раз заплатить за право использования. Приобрести такие треки можно на сайтах: www.premiumbeat.com, audiojungle.net и других.
- Посерфить сайты с платным контентом за умеренную цену: Shutterstock, Epidemic Sound, Danosongs (сайт композитора Dan-O, нужно будет указать источник и пожертвовать минимум 10$ за трек), интернет-магазин Audiosocket.
При покупке обращайте внимание на следующие моменты:
- можно ли использовать композицию в рекламных целях;
- можно ли использовать музыку в видео, которое монетизируется;
- на каких платформах разрешено использование;
- в каких странах и городах разрешено использование;
- срок лицензии (бывает на определенный срок и бессрочная);
- нужно ли указывать какую-либо информацию в описании к видео (имена авторов, ссылка на трек и т.п.);
- количество видео, в которых можно использовать трек.
Что делать, если платить не хочется
Нет желания расставаться с кровно заработанными? Вот список способов получить «очищенную» музыку к ролику бесплатно без регистрации и смс.
1. Зайдите на фонотеку YouTube — здесь собраны бесплатные композиции и звуковые эффекты, которые можно свободно использовать. В некоторых случаях потребуется указать автора. Инструкция по добавлению музыки в ролик.
2. Закажите композицию молодому исполнителю или группе в обмен на pr или попросите уже ранее написанную. Искать таких авторов проще всего в соцсетях. Разрешение на использование лучше оформить письменно на случай, если через неделю мелодия взлетит на вершины чартов.
3. Создайте самостоятельно. Если вы не наделены композиторским талантом, воспользуйтесь программами Cubase, MAGIX Music Maker 2015, Mixcraft и подобными.
4. Используйте классические произведения. Я уже писала, что после определенного срока музыка переходит в общественное достояние. Но проверить, закончилось ли действие авторских прав, будет нелишним.
5. Найдите музыкальные произведения с бесплатными публичными лицензиями Creative Commons. При использовании трека нужно обращать внимание, какие условия лицензии CC на него распространяется:
- Attribution: используем свободно, указываем автора.
- Attribution Share Alike: используем свободно, указываем автора, можем изменять музыку.
- Attribution No Derivatives: используем свободно, указываем автора, изменять мелодию или нарушать целостность произведения запрещено.
- Attribution Non-Commercial: используем свободно с указанием авторства в некоммерческих целях.
- Attribution Non-Commercial Share Alike: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах, также можно брать произведение за основу для производных в некоммерческих целях при условии, что указан автор и новые произведения лицензируются на тех же условиях.
- Attribution Non-Commercial No Derivatives: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах оригинальный трек без изменений.
Сайт с глобальным поиском файлов CC — search.creativecommons.org.
6. Зайдите на ресурсы с бесплатными композициями, «очищенными» от авторских прав. Перечислю самые популярные:
- soundcloud.com — скачиваете бесплатно, ставите ссылку на трек.
- www.jamendo.com — русскоязычный сайт, за коммерческое использование музыки придется платить.
- incompetech.com — нужно указать сайт как источник композиции. Если хотите поблагодарить создателя, можете перечислить любую сумму в разделе Donate.
- www.mobygratis.com — отличный сайт для любителей композиций Moby, можете бесплатно использовать их в качестве звуковой дорожки видео, но строго в некоммерческих целях.
- Musopen и PAcDV— на этих сайтах в свободном доступе музыка, которая стала общественным достоянием.
- ccmixter.org — все треки на этом ресурсе с лицензией Creative Commons.
Теперь вы знаете все о том, как подобрать музыку к видеоролику и не нарушить при этом авторские права. Творите, информируйте, развлекайте, монетизируйте и продвигайте видеоконтент, не вступая в спор с правообладателями!
Котики рекомендуют
Почитайте еще вот эту статью: Где на самом деле можно делать фото в России
Подпишитесь на рассылку новостей. Никакого спама!
Email*
Источник