Можно ли использовать картины известных художников

Хочу печатать футболки с картинами художников

Помогите разобраться с законом об авторском праве. Я предприниматель, занимаюсь производством сувенирной продукции. Компания выпускает футболки и толстовки с принтами произведений искусства. Вопросов несколько.

Если автор картины умер более 70 лет назад, могу ли я использовать его картину для принта на футболке? А как зависит от местонахождения картины, например, какая-то в Третьяковке, какая-то в частной коллекции, в зарубежной галерее или вообще утеряна?

Если автор умер более 70 лет назад, нужно ли мне вообще смотреть, где хранится картина, и думать, можно ли ее использовать для производства продукции на продажу?

Если взята не вся картина, а только ее часть — не более 70% картины?

Вот конкретный пример. Рисунок Александра Дейнеки «Футбол». Автор умер менее 70 лет назад. Оригинал находится в Ивановском художественном музее. Рисунок «Футбол» сделан в 1928 году для журнала «Даешь!». Кому принадлежат права на воспроизведение — родственникам художника? Галерее? Журналу «Даешь!»?

В интернете есть разная продукция с шедеврами мировой живописи. Я сомневаюсь, что производители получили разрешение на эти принты. Какова ответственность за нарушение авторских прав?

Хотелось бы работать честно и популяризовать русскую и мировую живопись.

Благодарю за ответ. Иван.

Иван, в целом вы правы: использовать картины давно умерших художников можно без ограничений. Но есть несколько важных моментов. Во-первых, «давно» в каждой стране определяют по-разному. Во-вторых, некоторые страны предоставляют музеям особые права охраны разного культурного наследия.

Для начала подробно остановимся на охране авторских прав в России.

Кому принадлежит право на рисунок или картину

Живопись, рисунки, наброски, графические рассказы, комиксы — это объекты авторского права.

Существуют исключительные авторские права — право на воспроизведение, копирование, переделку, публичный показ, трансляции в эфир и т. д. Эти права закон охраняет в течение определенного срока. Автор может передать их кому угодно еще. Для вас это значит, что договариваться об использовании произведения искусства не всегда нужно с его автором.

Еще есть неотчуждаемые права автора, которые никто, включая самого автора, не может никому передать. Например, нельзя продать право на имя автора. Никто не может заплатить наследникам Энди Уорхола, чтобы называть себя автором его картины.

После смерти исключительные права переходят по наследству или третьим лицам. Например, фондам или музеям, если у автора нет родственников или если так он написал в завещании.

Авторское право — сравнительно молодая отрасль права для России. Четвертую часть ГК РФ, которая регулирует эти вопросы, приняли только в 2006 году. В советское время авторские права упоминались в ГК РСФСР, но защитой их никто серьезно не занимался.

Сейчас охрану прав авторов времен СССР регулирует ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК Российской Федерации». По этому закону, если между годом смерти автора и 1 января 1993 года прошло более 50 лет, то произведение считается общественным достоянием и закон его не защищает. А если меньше 50 лет, то права автора защищаются в течение 70 лет с момента его смерти.

Владельцем картины может быть музей, фонд, частный коллекционер или сам автор. Но это не всегда означает, что у владельца есть права на использование этой картины. Например, художник может продать оригинал картины в частную коллекцию, но право делать копии, печатать изображение на футболках и прочее останется у него. Многое еще зависит от законов страны, где находится произведение искусства.

Если автор или его наследники передали музею не только саму картину, но и исключительные права, то спрашивать разрешения на использование картины надо у музея.

Если же картина хранится в музее, а художник давно умер и картина стала общественным достоянием, то по российским законам исключительные права принадлежат музею. Правда, в других странах такие правила встречаются редко.

Когда произведение становится общественным достоянием

Гражданский кодекс устанавливает, что защита от использования произведения (копирования, распространения, публикации и т. д.) действует 70 лет после смерти автора или последнего из соавторов.

Срок в 70 лет отсчитывается с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Если произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом, то 70 лет считают с момента публикации. Если произведение опубликовали анонимно, но потом автора установили или он сам в этом признался, то снова отсчитывают 70 лет с момента его смерти.

Через эти 70 лет произведение искусства в России становится общественным достоянием. Это значит, что кто угодно может использовать его безвозмездно и ничего не платить.

За автором, разумеется, сохраняется право авторства и неприкосновенность произведения — и это бессрочно: никому и никогда нельзя выдавать себя за автора и нельзя вносить изменения в его произведения. Нельзя допечатать пару глав в «Войну и Мир» и издать книгу с этими поправками. Если перерисовать или дополнить чужую картину, это тоже могут посчитать переработкой. Без разрешения автора или правообладателя так делать нельзя.

Как использовать музейные экспонаты

В России существует путаница с законами. Для закона произведение существует сразу в двух вариантах: как объект авторского права и как экспонат музейной коллекции.

Гражданский кодекс определяет срок защиты авторских прав в 70 лет с момента смерти автора.

Закон о Музейном фонде говорит, что выпускать какую-либо печатную, сувенирную и тому подобную продукцию с изображением музейных предметов можно только с разрешения дирекции музеев.

Получается противоречие. В музеях хранятся картины художников, умерших двести, триста, а то и тысячу лет назад — намного больше, чем 70. Получается, что раз они выставлены в музее, то по закону о Музейном фонде охраняются бессрочно. А по ч. 4 ГК РФ вроде бы уже должны были стать общественным достоянием.

Суды в России до сих пор не имеют однозначной позиции по этому вопросу. Вот, например, результаты крупного судебного дела между Эрмитажем и бизнесменом, который без разрешения музея использовал картину Томаса Гейнсборо «Дама в голубом». Художник умер в 1788 году. Предприниматель использовал изображение с картины даже не для продажи, а для дизайна сайта. После трех лет судебных споров Эрмитаж выиграл дело и запретил бизнесмену использовать изображение.

Закон в основном защищает право на использование произведений в коммерческих целях. Кроме того, если музейный экспонат — это основной объект использования, его нельзя использовать без согласия и в некоммерческих целях.

Читайте также:  Можно ли использовать стеклянную посуду в микроволновке

По поводу рисунка Александра Дейнеки

Александр Дейнека опубликовал рисунок «Футбол» в 1928 году, а умер в 1969 году. С 1 января 1970 года по 1 января 1993 года прошло только 23 года — то есть меньше 50 лет. Значит, исключительные права на рисунок защищены с 1970 по 2040 год.

Публикация в журнале 1928 года вряд ли будет иметь значение: во времена раннего СССР автор и журнал вряд ли заключали какой-либо договор на отчуждение прав, после которого срок защиты считался бы с момента публикации.

Так как вы хотите использовать его картину для продажи сувениров, лучше попробовать получить согласие музея. Судебное дело в отношении рисунков Александра Дейнеки уже было: Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки взыскала с предпринимателя убытки за использование картин без ее согласия.

Что касается использования фрагмента картины или ее измененного варианта, например стилизации или коллажа, то это сложный вопрос, на который нет точного ответа.

Если картина изменена настолько, что почти не похожа на оригинал, то запретить ее использовать нельзя, но сначала это придется доказать. Но право на неприкосновенность произведения, в том числе и на сокращение, бессрочно — теоретически наследники могут иметь претензии, особенно если вы извлекаете выгоду из таких изменений.

Если автор картины иностранец или она хранится за границей

Все вышеописанное работает, только если художник или его наследники жили и живут в нашей стране, либо картина хранится в российском музее, либо автор картины гражданин России. В других странах свои законы. А еще есть и международные нормы.

Если вы захотите легально использовать картины иностранных художников, живших в 19-20 веке, то придется разбираться, как работает система авторских прав в каждой отдельной стране.

Общее правило — должно пройти минимум 25 лет с момента смерти автора. Это установлено целым рядом международных договоров, например Всемирной конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. Эти документы только дают рекомендации и устанавливают минимальные сроки охраны. Страны — участники соглашений вправе эти сроки повышать.

Если произведение уже стало общественным достоянием, то мировые музеи прямо это указывают. Иногда пишут прямо на сайтах: In public domain. Это значит, что на произведение не распространяется авторское право (copyright) и его можно спокойно воспроизводить, в том числе и печатать на футболках.

Вот, например, картина «В лодке» Эдуарда Мане. Она написана в 1874 году и хранится в нью-йоркском музее Метрополитен. Эта картина признана общественным достоянием. Ее можно свободно печатать на футболках, кружках и других местах

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник

Пикчи от Рембрандта: как использовать искусство в SMM бесплатно и без судебных рисков

Работы великих художников — отличный материал для иллюстраций, но и с ним есть юридические сложности

Если вы беззаботно используете в пикчах какие попало фотки, кадры из фильмов, работы ныне живущих художников, то вы потому беззаботны, что вас пока никто не заметил и не засудил. Если же вы умно пользуетесь картиной давно умершего автора, то вы молодец, но тоже не всегда можете спать спокойно.

В случае, когда вы частное лицо и просто развлекаетесь производством мемасиков, скорее всего, можете и продолжать в том же духе — ведь вы не извлекаете из изображений прибыль. Судиться с вами станут только правообладатели с серьезной профдеформацией. Но если вы делаете даже самый малюсенький бизнес и при этом используете чужие «картинки» без заключения официальных лицензионных договоров — вы сидите на пороховой бочке.

За публикацию пикчи, основанной на чьей-то фотографии вы можете попасть на сотни тысяч рублей. За регулярное пиратское использование чужих изображений — на миллионы. Потому что публикация измененного фото — это все равно публикация фото. И уловки вроде той, что вы «просто процитировали произведение» в судах не прокатывают.

Даже в российской провинции неосторожное использование чужого контента местным бизнесом наказывается довольно сурово. Вот, например, совершенно рядовой судебный прецедент: информационное агентство из Екатеринбурга легкомысленно поюзало фотки местного автора. Сумма иска составила 210 тысяч рублей. Апелляция ни к чему не привела — деньги пришлось заплатить.

Можно ли использовать картины известных художников

Мелкий бизнес одна такая оплошность способна если не убить, то на какое-то время отправить в нокаут. Однако изображения для SMM где-то нужно брать все равно. Желательно бесплатно. Желательно с жанровыми сценками, чтобы было где разгуляться пикчеру.

И вот тут можно обратить внимание на бездонный кладезь, который представляет собой наследие старых мастеров изобразительного искусства. Вроде картины Рафаэля «Святой Иероним наказывает еретика-сабинянина», что представлена выше.

Весомые аргументы «за»:

  • Если после смерти автора прошло 70-100 лет (в зависимости от страны), изображение автоматически переходит в общественное достояние и может использоваться бесплатно в коммерческих целях.
  • Историческое наследие искусства огромно. Подобрать картину для иллюстрации статьи, поста в соцсети, рекламного призыва довольно просто.
  • Тонкая игра бизнеса с образцами художественного творчества, как правило, хорошо отражается на его репутации. По крайней мере говорит о том, что у маркетологов компании есть вкус и некоторый культурный багаж.
  • Не каждому бизнесу такое подходит стилистически? Зато каждому бизнесу отлично подходят судебные иски с огромными компенсациями обиженным авторам. Бесплатному контенту в зубы не смотрят. Можно обыграть и довольно далекие от ниши конкретного предприятия изображения.

Аргументов «против» на самом деле нет. Но есть одна юридическая закавыка.

Часть прав на репродукции принадлежат музеям, но и здесь выход существует

Права на сами картины художников прошлых эпох истекли. Но не всё так просто. Ведь мы используем репродукции, а их кто-то производит. И тоже имеет на них интеллектуальные права.

Скажем, в России действует Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». В соответствии с ним дирекции музеев имеют право разрешать или запрещать использование изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции, которая эксплуатирует изображения музейных предметов и коллекций.

В законодательстве это закреплено затем, чтобы дать музеям дополнительный источник дохода, ибо содержание произведений искусства — очень дорогое дело. Такая законодательная практика принята во всем мире.

Поэтому любой музей может воспрепятствовать использованию произведенной им репродукции в той же рекламе. Прецеденты на слуху. Например, Эрмитаж через суд запретил петербургскому модельеру Ие Йоц использование модифицированной репродукции картины Томаса Гейнсборо «Дама в голубом». Меж тем предпринимательница всего лишь демонстрировала монохромную производную от изображения на двери собственного магазина и на сайте.

Как обойти эту проблему? Самый прямой путь — вообще не прикасаться к репродукциям произведений, содержащихся в отечественных музеях.

Читайте также:  Можно ли использовать фэст с детским креслом

Быстро решается вопрос так:

  1. Сначала вы ищете в разделе «Картинки» Google, скажем, те же картины Рафаэля. Причем в «инструментах» выбираете пункт «с лицензией на использование и изменение»

Можно ли использовать картины известных художников Первый этап в поиске репродукции, находящейся в общественном достоянии

  1. Из приглянувшихся изображений выбираем те, ссылки на которые приводят в «Википедию». Энциклопедия для каждого файла сообщает сведения о копирайте. Если вы видите, что репродукция, по мнению ресурса, находится в общественном достоянии, но сделана российским музеем — не стоит ее брать. Почему — говорилось выше.

А вот если она произведена зарубежным музеем и достаточно давно — зеленый свет, можно использовать. Вот как выглядят данные файла с изображением картины «Святой Иероним наказывает еретика-сабинянина»:

Можно ли использовать картины известных художников Этап второй — смотрим сведения о копирайте

Обнаруживаем, что репродукция сделана американским музеем, причем ранее 1925 года. Это означает, что ее «цитирование» абсолютно безопасно. Можно брать.

Конечно, поиски юридически чистого изображения, да еще такого, которое подходит для иллюстрации или пикчи, займет какое-то время. Но мы же возжелали истинно бесплатного? И не хотим судебных рисков для своего бизнеса? Значит, придется немного попотеть. Это всё равно дешевле, чем заказывать что-либо иллюстратору.

Важно: самый огненный и безупречно оформленный контент может пролететь мимо внимания аудитории, если его не вовремя опубликовать — например, в час когда основная масса ваших подписчиков посещает магазины после работы. Чтобы публикации находили читателя, используйте отложенный постинг.

Скорее регистрируйтесь в SMMplanner и пробуйте описанное в статье!

Источник

Право на использование изображений. Как легально применять в рекламе фотографии и картины

27.04.2017

В чем заключаются права на использование изображений

Что предусмотреть в лицензионном договоре с правообладателем

В каких случаях можно использовать изображение без договора

Рекламная деятельность компании всегда связана с использованием изображений. Разумеется, это могут быть не только оригинальные фотографии, но и, например, узнаваемые картины кисти известных художников. Однако при использовании подобных объектов в рекламной деятельности важно принять необходимые меры для соблюдения прав авторов произведений или иных правообладателей, чтобы рекламная кампания не обернулась судебными тяжбами.

Содержание имущественных прав на произведения изобразительного искусства

Произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и др.), а также фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, отнесены к объектам авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Коммерческое использование этих объектов без согласия автора (либо иного правообладателя) и выплаты ему вознаграждения нарушает имущественные права автора (правообладателя). Есть исключение из этого правила: истечение срока действия имущественных прав автора. Сейчас этот срок составляет 70 лет после смерти автора (ст. 1281 ГК РФ). При выборе объекта изобразительного искусства или фотографии стоит уточнять, как долго сохранялись авторские права на момент создания произведения. Например, фотографии в послереволюционной России охранялись только 5 лет после их изготовления.

Статья 1226 Гражданского кодекса различает имущественные, личные неимущественные и иные интеллектуальные права. К имущественным правам относится исключительное право автора или иного правообладателя (получившего исключительное право по договору с автором или по наследству), заключающееся в использовании произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Пункт 2 статьи 1270 Гражданского кодекса приводит открытый перечень таких способов.

Воспроизведение произведения. Заключается в возможности изготовления одного и более экземпляра произведения или его части (подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Имеет место, в частности, если компания включает фотографию или произведение изобразительного искусства в состав товарного знака, этикеток, открыток, каталогов, рекламных проспектов любой печатной продукции, которая будет представлять собой копию произведения в каком бы то ни было виде. Широко известный пример изображение фрагмента картины И. И. Шишкина Утро в сосновом бору на этикетках конфет Мишка косолапый. При этом не имеет значения, каким способом и в каком количестве были выполнены копии.

Без согласия автора (правообладателя) и без выплаты вознаграждения допускается воспроизведение фотографического произведения и произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ). То же правило действует и в отношении права на сообщение в эфир или по кабелю. Однако это исключение не действует, если речь идет об использовании в коммерческих целях, в том числе путем воспроизведения в рекламной и иной коммерческой продукции.

Распространение произведения. Это пуск в оборот путем продажи или иного отчуждения оригинала произведения или его экземпляров (подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Причем, если автор однажды пустит свое произведение в оборот или даст свое согласие на это, считается, что он дал согласие на дальнейшее распространение данного произведения (ст. 1272 ГК РФ). Распространение произведения может осуществляться, например, путем продажи или отчуждения в иной форме календарей, проспектов, буклетов, каталогов и т. п. Так, Седьмой арбитражный апелляционный суд удовлетворил иск медиацентра, который являлся обладателем прав на фотографию на основании договора с автором. Изображение было воспроизведено в рекламном буклете и распространено среди посетителей выставки. Компанию, издавшую и распространившую буклет, обязали выплатить компенсацию в размере 200 тыс. рублей (постановление от 29.06.09 по делу № 07АП-3522/09(А45-23073/2008-31/357).

Право публичного показа произведения. Состоит в демонстрации оригинала или экземпляра произведения непосредственно или с помощью технических средств (подп. 3 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Например, путем размещения изображения картины или фотографии на афише или плакате, путем демонстрации на уличных экранах, служащих рекламным целям, и т. д.

Статья 1270 Гражданского кодекса в качестве критерия публичности показа называет показ в месте, открытом для свободного посещения, или месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Права на сообщение в эфир, сообщение по кабелю. Это сообщение произведения для всеобщего сведения, включая показ (подп. 7-8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Сообщение в эфир подразумевает любое действие, посредством которого произведение становится доступным для зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. Иными словами, если в телевизионной рекламе продукта была использована фотография, то не имеет значения, смотрел ли ее хотя бы один зритель, важна сама возможность такого просмотра.

Право на доведение произведения до всеобщего сведения. Направлено на использование произведения в сети интернет и заключается в таком использовании произведения, при котором любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (абз. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Пример из практики.

Один из отелей Санкт-Петербурга разместил на своем сайте в разделе Координаты отеля фрагмент рисованного плана центральной части города. На основании договора, заключенного с автором рисованного плана, обладателем исключительных прав на воспроизведение, распространение, сообщение для всеобщего сведения данного плана было картографическое издательство. Поскольку отель разместил изображение фрагмента плана на своем сайте без договора с издательством, оно обратилось в суд, требуя денежную компенсацию за нарушение авторских прав. Ответчик утверждал, что разработкой сайта по договору с ним занималась другая компания, а отель не знал и не мог знать о том, что в структуре сайта использовался фрагмент, защищенный авторским правом. Но суд указал, что факт нарушения авторских прав не зависит от наличия или отсутствия у нарушителя информации об авторских правах на произведение, и взыскал компенсацию (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.08 по делу № А56-28372/2007).

Читайте также:  Можно ли использовать крахмал вместо муки для соуса

Право на переработку произведения. Представляет собой право на создание производного произведения на базе исходного (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Такое произведение является новым, самостоятельным объектом авторских прав. Переработкой является добавление каких-либо элементов к авторскому произведению и даже его обрамление таким образом, что восприятие может быть изменено. Но нужно помнить о соблюдении права автора на неприкосновенность произведения оно, в отличие от имущественных прав, действует бессрочно и может быть защищено наследниками автора даже после истечения семидесятилетнего постмортального срока (подп. 4 п. 2 ст. 1255, ст. 1266 ГК РФ). При переработке произведения следует соблюдать права автора на решение о том, в каком виде его произведение предстанет перед обществом. Например, если без согласия правообладателя для украшения офисного помещения компания устроит творческую инсталляцию по мотивам картины, она будет являться новым объектом авторских прав, но в то же время нарушит права автора исходной картины.

Договор с правообладателем

Для легального использования произведения изобразительного искусства или фотографии нужно заключить лицензионный договор с автором или иным обладателем исключительных прав (ст. 1286 ГК РФ). В договоре помимо согласия автора (правообладателя) на использование произведения важно закрепить следующее.

Объем допустимого использования произведения. Необходимо четко определить в договоре те виды использования произведения, которые автор намерен передать. Возможна передача одного отдельного права. Например, если будущий правообладатель планирует использовать фотографию, чтобы отпечатать партию календарей, ему понадобится приобрести лишь право на воспроизведение, так что тратиться на весь комплекс имущественных прав не имеет смысла. Но если, например, компании потребуется использовать изображение как часть собственного имиджа (включить в средства индивидуализации (товарные знаки, логотипы и прочее), выпускать рекламу с использованием этого изображения и т. д.), то целесообразнее приобрести весь массив имущественных прав, описанных выше.

Вознаграждение автора. Коммерческое использование произведения подразумевает извлечение выгоды, и автор уступает новому обладателю такое право, рассчитывая на законную компенсацию, которая может выражаться в единовременном (паушальном) платеже, в процентных отчислениях с каждого случая использования произведения (роялти) или в иной форме (п. 4 ст. 1286 ГК РФ).

Возможность передачи прав. При использовании некоторых имущественных прав на произведение новому правообладателю может чисто технически понадобиться передать эти права кому-то еще. Например, компания не сама занимается изготовлением рекламной продукции с изображением картины или фотографии, а заказывает печать типографии. Формально типография тоже использует фотографии в форме воспроизведения (подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Значит, есть, пусть и незначительная, вероятность того, что правообладатель может предъявить претензии типографии. Такого развития событий можно избежать, закрепив в договоре возможность дальнейшей передачи прав на использование произведения.

Возможна и обратная ситуация: автор передает компании имущественное право, которое может параллельно передать иным лицам. Если есть необходимость монопольного использования такого права (например, нужно выпустить уникальную продукцию, оформленную изображением, которое не должно больше нигде встречаться), то в договоре необходим запрет для автора передавать имущественные права на произведение иным лицам.

Срок передачи. Чтобы избежать неточностей и споров между сторонами, важно четко указать тот срок, в течение которого планируется использование произведения.

Подтверждение правомочий. Когда права на произведение передает не автор, а иной правообладатель, нужно удостовериться в его полномочиях. Например, права на фотографии часто можно приобрести у специализированных фотобанков. Необходимо убедиться в том, что правообладателю действительно принадлежат права на такой вид использования произведения, который собирается приобрести компания, а также в возможности дальнейшей передачи этого права иным лицам. В идеале лучше проследить всю цепочку правообладателей с момента создания произведения, когда есть подтверждение авторства, а также все прочие соглашения, по которым передавались имущественные права на произведение.

Вопрос в тему

Считается ли использованием изображение трехмерного произведения (например, статуи) на двухмерном носителе (в виде фото статуи на печатной продукции)?

Да, изготовление в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения и, наоборот, в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения признается использованием исходного произведения (абз. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Например, фотографии скульптур, зданий, иных пластических объектов признаются использованием произведения в указанном смысле.

Какие требования может предъявить нарушителю правообладатель в случае выявления несанкционированного использования произведений?

Он, в частности, может требовать пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещения убытков либо выплаты компенсации (ее размер определяется согласно ст. 1301 ГК РФ), изъятия материального носителя (например, рекламной продукции со спорным изображением), публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя (п. 1 ст. 1252 ГК РФ).

Совет в тему

Если компания заказывает разработку рекламных материалов другому лицу, важно проверить его права на использование изображений (фото, картин и т. д.).

Например, если заказ выполняет рекламное агентство, важно удостовериться, что у него есть договор с автором использованных снимков или иных изображений и он позволяет передавать произведение третьим лицам для использования именно таким образом, которым планирует воспользоваться конечный заказчик.

Подтверждение авторства

Никакой регистрации авторства по российскому законодательству не требуется. Однако существует норма о презумпции авторства: пока не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором (ст. 1257 ГК РФ). Кроме того, имеется возможность факультативной регистрации авторских прав в Российском авторском обществе с выдачей авторского сертификата с точным указанием даты создания произведения. Некоторые авторы самостоятельно снабжают свои произведения идентификацией подлинности, выполненной в свободной форме. Например, профессиональные фотографы, размещая свои работы в сети интернет, часто используют на изображении знак охраны авторского права (ст. 1271 ГК РФ) с указанием своего имени и адреса сайта, где размещен первоисточник снимка, в составе так называемого водяного знака прозрачной надписи, выполняемой с помощью специальных программ. Еще один традиционный способ, теперь уже несколько устаревший, это почтовое отправление произведения на свой адрес (чтобы более ранняя дата подтверждала то, что отправитель является автором).

Источник журнал Юрист компании

Архив новостей

Источник