Можно ли использовать картины художников

Хочу печатать футболки с картинами художников

Помогите разобраться с законом об авторском праве. Я предприниматель, занимаюсь производством сувенирной продукции. Компания выпускает футболки и толстовки с принтами произведений искусства. Вопросов несколько.

Если автор картины умер более 70 лет назад, могу ли я использовать его картину для принта на футболке? А как зависит от местонахождения картины, например, какая-то в Третьяковке, какая-то в частной коллекции, в зарубежной галерее или вообще утеряна?

Если автор умер более 70 лет назад, нужно ли мне вообще смотреть, где хранится картина, и думать, можно ли ее использовать для производства продукции на продажу?

Если взята не вся картина, а только ее часть — не более 70% картины?

Вот конкретный пример. Рисунок Александра Дейнеки «Футбол». Автор умер менее 70 лет назад. Оригинал находится в Ивановском художественном музее. Рисунок «Футбол» сделан в 1928 году для журнала «Даешь!». Кому принадлежат права на воспроизведение — родственникам художника? Галерее? Журналу «Даешь!»?

В интернете есть разная продукция с шедеврами мировой живописи. Я сомневаюсь, что производители получили разрешение на эти принты. Какова ответственность за нарушение авторских прав?

Хотелось бы работать честно и популяризовать русскую и мировую живопись.

Благодарю за ответ. Иван.

Иван, в целом вы правы: использовать картины давно умерших художников можно без ограничений. Но есть несколько важных моментов. Во-первых, «давно» в каждой стране определяют по-разному. Во-вторых, некоторые страны предоставляют музеям особые права охраны разного культурного наследия.

Для начала подробно остановимся на охране авторских прав в России.

Кому принадлежит право на рисунок или картину

Живопись, рисунки, наброски, графические рассказы, комиксы — это объекты авторского права.

Существуют исключительные авторские права — право на воспроизведение, копирование, переделку, публичный показ, трансляции в эфир и т. д. Эти права закон охраняет в течение определенного срока. Автор может передать их кому угодно еще. Для вас это значит, что договариваться об использовании произведения искусства не всегда нужно с его автором.

Еще есть неотчуждаемые права автора, которые никто, включая самого автора, не может никому передать. Например, нельзя продать право на имя автора. Никто не может заплатить наследникам Энди Уорхола, чтобы называть себя автором его картины.

После смерти исключительные права переходят по наследству или третьим лицам. Например, фондам или музеям, если у автора нет родственников или если так он написал в завещании.

Авторское право — сравнительно молодая отрасль права для России. Четвертую часть ГК РФ, которая регулирует эти вопросы, приняли только в 2006 году. В советское время авторские права упоминались в ГК РСФСР, но защитой их никто серьезно не занимался.

Сейчас охрану прав авторов времен СССР регулирует ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК Российской Федерации». По этому закону, если между годом смерти автора и 1 января 1993 года прошло более 50 лет, то произведение считается общественным достоянием и закон его не защищает. А если меньше 50 лет, то права автора защищаются в течение 70 лет с момента его смерти.

Владельцем картины может быть музей, фонд, частный коллекционер или сам автор. Но это не всегда означает, что у владельца есть права на использование этой картины. Например, художник может продать оригинал картины в частную коллекцию, но право делать копии, печатать изображение на футболках и прочее останется у него. Многое еще зависит от законов страны, где находится произведение искусства.

Если автор или его наследники передали музею не только саму картину, но и исключительные права, то спрашивать разрешения на использование картины надо у музея.

Если же картина хранится в музее, а художник давно умер и картина стала общественным достоянием, то по российским законам исключительные права принадлежат музею. Правда, в других странах такие правила встречаются редко.

Когда произведение становится общественным достоянием

Гражданский кодекс устанавливает, что защита от использования произведения (копирования, распространения, публикации и т. д.) действует 70 лет после смерти автора или последнего из соавторов.

Срок в 70 лет отсчитывается с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Если произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом, то 70 лет считают с момента публикации. Если произведение опубликовали анонимно, но потом автора установили или он сам в этом признался, то снова отсчитывают 70 лет с момента его смерти.

Через эти 70 лет произведение искусства в России становится общественным достоянием. Это значит, что кто угодно может использовать его безвозмездно и ничего не платить.

За автором, разумеется, сохраняется право авторства и неприкосновенность произведения — и это бессрочно: никому и никогда нельзя выдавать себя за автора и нельзя вносить изменения в его произведения. Нельзя допечатать пару глав в «Войну и Мир» и издать книгу с этими поправками. Если перерисовать или дополнить чужую картину, это тоже могут посчитать переработкой. Без разрешения автора или правообладателя так делать нельзя.

Читайте также:  Можно ли использовать спиннинг как фидерное удилище

Как использовать музейные экспонаты

В России существует путаница с законами. Для закона произведение существует сразу в двух вариантах: как объект авторского права и как экспонат музейной коллекции.

Гражданский кодекс определяет срок защиты авторских прав в 70 лет с момента смерти автора.

Закон о Музейном фонде говорит, что выпускать какую-либо печатную, сувенирную и тому подобную продукцию с изображением музейных предметов можно только с разрешения дирекции музеев.

Получается противоречие. В музеях хранятся картины художников, умерших двести, триста, а то и тысячу лет назад — намного больше, чем 70. Получается, что раз они выставлены в музее, то по закону о Музейном фонде охраняются бессрочно. А по ч. 4 ГК РФ вроде бы уже должны были стать общественным достоянием.

Суды в России до сих пор не имеют однозначной позиции по этому вопросу. Вот, например, результаты крупного судебного дела между Эрмитажем и бизнесменом, который без разрешения музея использовал картину Томаса Гейнсборо «Дама в голубом». Художник умер в 1788 году. Предприниматель использовал изображение с картины даже не для продажи, а для дизайна сайта. После трех лет судебных споров Эрмитаж выиграл дело и запретил бизнесмену использовать изображение.

Закон в основном защищает право на использование произведений в коммерческих целях. Кроме того, если музейный экспонат — это основной объект использования, его нельзя использовать без согласия и в некоммерческих целях.

По поводу рисунка Александра Дейнеки

Александр Дейнека опубликовал рисунок «Футбол» в 1928 году, а умер в 1969 году. С 1 января 1970 года по 1 января 1993 года прошло только 23 года — то есть меньше 50 лет. Значит, исключительные права на рисунок защищены с 1970 по 2040 год.

Публикация в журнале 1928 года вряд ли будет иметь значение: во времена раннего СССР автор и журнал вряд ли заключали какой-либо договор на отчуждение прав, после которого срок защиты считался бы с момента публикации.

Так как вы хотите использовать его картину для продажи сувениров, лучше попробовать получить согласие музея. Судебное дело в отношении рисунков Александра Дейнеки уже было: Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки взыскала с предпринимателя убытки за использование картин без ее согласия.

Что касается использования фрагмента картины или ее измененного варианта, например стилизации или коллажа, то это сложный вопрос, на который нет точного ответа.

Если картина изменена настолько, что почти не похожа на оригинал, то запретить ее использовать нельзя, но сначала это придется доказать. Но право на неприкосновенность произведения, в том числе и на сокращение, бессрочно — теоретически наследники могут иметь претензии, особенно если вы извлекаете выгоду из таких изменений.

Если автор картины иностранец или она хранится за границей

Все вышеописанное работает, только если художник или его наследники жили и живут в нашей стране, либо картина хранится в российском музее, либо автор картины гражданин России. В других странах свои законы. А еще есть и международные нормы.

Если вы захотите легально использовать картины иностранных художников, живших в 19-20 веке, то придется разбираться, как работает система авторских прав в каждой отдельной стране.

Общее правило — должно пройти минимум 25 лет с момента смерти автора. Это установлено целым рядом международных договоров, например Всемирной конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. Эти документы только дают рекомендации и устанавливают минимальные сроки охраны. Страны — участники соглашений вправе эти сроки повышать.

Если произведение уже стало общественным достоянием, то мировые музеи прямо это указывают. Иногда пишут прямо на сайтах: In public domain. Это значит, что на произведение не распространяется авторское право (copyright) и его можно спокойно воспроизводить, в том числе и печатать на футболках.

Вот, например, картина «В лодке» Эдуарда Мане. Она написана в 1874 году и хранится в нью-йоркском музее Метрополитен. Эта картина признана общественным достоянием. Ее можно свободно печатать на футболках, кружках и других местах

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник

Авторские права художника

Авторские права художников подлежат охране, как и права авторов других произведений. Однако в отношении авторских прав художников есть некоторые нюансы, которые, порой, вызывают вопросы и требуют разъяснений.

В этой статье мы поговорим об авторских правах художников в форме «вопрос-ответ».

Итак, начнем:

1 Какие авторские права есть у художника?

Как и автору любого другого произведения, художнику принадлежит весь комплекс авторских прав и еще кое-какие специальные права, относящиеся только к авторам произведений изобразительного искусства. А именно:

Исключительное имущественное право. Оно возникает изначально у автора, но потом может принадлежать и другим лицам, если произойдет отчуждение исключительного права, например, по соответствующему договору.

Право авторства. Это личное неимущественное право признаваться автором произведения. Оно возникает у автора и может принадлежать только автору. Это право неотчуждаемо и отказ от него ничтожен.

Право на имя. Это тоже личное неимущественное право. Заключается в праве использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или вообще без указания имени. Это право тоже неотчуждаемо и отказ от него ничтожен

Читайте также:  Можно ли использовать питьевую воду

Право на неприкосновенность произведения. Это тоже личное неимущественное право автора, предусматривающее, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями

Право на обнародование произведения. Оно заключается в праве осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа и т.п.

Право на отзыв. Означает, что автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании.

Право доступа. Предусматривает возможность автора картины воспроизводить ее, даже если оригинал продан.

Право следования. Предусматривает право автора на получение роялти от перепродажи экземпляра картины.

Два последних права (доступа и следования) — это специальные права, которыми могут пользоваться авторы не всех произведений. О них подробнее мы поговорим ниже.

2 Когда возникают авторские права художника и как их зарегистрировать?

Авторские права возникают в момент создания произведения. Согласно ст.1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. То есть произведение охраняется сразу, как только вышло из-под кисти (как например, без всяких формальностей охраняется жизнь ребенка только что родившегося, но не имеющего еще никаких документов). Таким образом, никакой регистрации авторских прав художника не требуется и вообще законом не предусмотрено.

3 Как долго действуют авторские права художника?

Авторские права на картину охраняются в течение всей жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти. Отсчет 70 лет начинается с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Например, если художник умер 2 января 1999 года, то авторское право на его картины будет действовать до 1 января 2070 года.

4 Кто обладает правами на картину, которая была создана художником на заказ?

Это зависит от того, что написано в договоре, заключенном между художником и заказчиком. При изготовлении картины на заказ стороны должны заключить договор авторского заказа. Статья 1291 ГК РФ предусматривает, что при продаже автором оригинала картины, в том числе при отчуждении оригинала по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. То есть если в договоре с заказчиком у Вас ничего не написано про права на картину, то исключительное право останется за художником. Если же Вы с заказчиком договорились об отчуждении ему исключительного права, то это нужно зафиксировать в договоре авторского заказа.

5 Что происходит с авторскими правами на картину, если художник ее продает?

Это, опять же, зависит от договора, по которому происходит купля-продажа картины (договор купли-продажи). Стороны могут зафиксировать в договоре, что исключительное право на картину одновременно с продажей ее оригинала переходит к приобретателю оригинала. А могут оставить исключительное право у художника.

Если переход исключительного права к приобретателю в договоре не оговорен, то исключительное право остается у художника. Пункт 2 ст.1291 ГК РФ предусматривает, что если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. То есть, даже оставаясь правообладателем картины, художник не вправе помешать обладателю оригинала выставлять картину.

6 Что такое право доступа?

Право доступа — это право автора произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики и т.п.) требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. То есть художник, который остался обладателем исключительного права на свою картину, но продал ее оригинал, вправе потребовать у собственника оригинала доступа к картине для того, чтобы просто полюбоваться ею или воспроизвести. При этом, однако, художнику придется самому отправляться к обладателю оригинала или в то место, где находится картина, т.к. ст.1292 ГК РФ запрещает требовать доставки произведения от собственника оригинала к автору.

7 Что такое право следования?

Это право автора картины, продавшего ее оригинал, на получение процентных отчислений (роялти) при каждой перепродаже этого оригинала, если в такой сделке в качестве посредника, покупателя или продавца участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон или магазин).

Это право установлено в ст.1293 ГК РФ. Роялти выплачиваются автору указанными лицами в виде процентных отчислений от цены перепродажи. При этом автору или организации по управлению правами на коллективной основе, представляющей его интересы, должны предоставляться сведения, необходимые для обеспечения выплаты вознаграждения.

Размер вознаграждения установлен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 №285). Он составляет:

При цене перепродажи до 100 000 руб. — вознаграждение составит 5% от цены перепродажи.

При цене перепродажи от 100 000 руб. до 1 700 000 руб. — вознаграждение составит 5 000 руб. + 4% от суммы, превышающей 100 000 руб.

Читайте также:  Можно ли в столовой использовать газовые плиты

При цене перепродажи от 1 700 000 руб. до 7 000 000 руб. — вознаграждение составит 69 000 руб. + 3% от суммы, превышающей 1 700 000 руб.

При цене перепродажи от 7 000 000 руб. до 12 000 000 руб. — вознаграждение составит 228 000 руб. + 1% от суммы, превышающей 7 000 000 руб.

При цене перепродажи от 12 000 000 руб. до 17 500 000 руб. — вознаграждение составит 278 000 руб. + 0,5% от суммы, превышающей 12 000 000 руб.

При цене перепродажи свыше 17 500 000 руб. — вознаграждение составит 305 500 руб. + 0,25% от суммы, превышающей 17 500 000 руб.

Кстати, стоит заметить, что данная норма и, соответственно, размеры вознаграждений относятся не только к художникам, но и к авторам авторских рукописей литературных и музыкальных произведений.

8 Существуют ли организации по коллективному управлению правами художников и какова их роль?

Да, такие организации существуют. Основная цель таких организаций — это отслеживание фактов использования произведений, сбор с пользователей вознаграждений, причитающихся авторам, и перенаправление этих вознаграждений авторам за вычетом своего процента «за услуги».

Организации по управлению правами на коллективной основе бывают аккредитованные государством и не аккредитованные. Для художников существует 1 организация, имеющая государственную аккредитацию, а также множество других, не имеющих такой аккредитации.

Организация, имеющая государственную аккредитацию, занимается, прежде всего (и на основании предоставленной аккредитации), управлением правом следования. Помимо управления правом следования эта организация может заниматься также управлением иными авторскими правами авторов произведений изобразительного искусства.

Организации, не имеющие государственной аккредитации, могут на основании заключенных с авторами договоров управлять различными авторскими правами художников.

Стоит отметить, что согласно ст.1242 ГК РФ, основанием для полномочий организации по коллективному управлению является договор. То есть автор, если он хочет поручить управление своими авторскими правами такой организации, обязан заключить с ней договор. Однако это правило не распространяется на организации, имеющие государственную аккредитацию. Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию, вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены. То есть даже если у Вас нет договора с аккредитованной организацией, она все равно сможет представлять Ваши интересы, собирать причитающееся Вам вознаграждение, оставлять себе процент, а остальное перечислять Вам. Если Вы не хотите, чтобы аккредитованная организация это делала или хотите, чтобы это делала другая организация, то Вам нужно написать соответствующее заявление об изъятии Ваших произведений из реестра организации.

По состоянию на 14 декабря 2020 года единственной аккредитованной государством организацией, осуществляющей управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей литературных и музыкальных произведений является «Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства «УПРАВИС». Полный список всех аккредитованных организаций по управлению правами на коллективной основе (по разным направлениям творчества и видам прав) можно найти на портале открытых данных Министерства культуры РФ (вкладка «Таблица»)

9 Полежит ли охране индивидуальный авторский стиль или техника художника?

Нет — стиль и техника защите не подлежат. Дело в том, что согласно п.5. ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Стиль рисования — это способ решения задачи, метод или способ рисования. Поэтому у автора отсутствует возможность запрещать кому-либо осуществлять творческую деятельность в той же стилистике и теми же методами, даже если эта стилистика или методы были Вами изобретены.

10 Можно ли выкладывать свои картины в интернет и не бояться кражи и плагиата?

Никакой автор или правообладатель не может быть на 100% избавлен от риска нарушения авторских прав. Риск есть всегда, просто нужно, во-первых, принять превентивные меры, которые сделают нарушение максимально некомфортным, а во-вторых, подготовиться к тому, что когда-нибудь может настать момент, когда потребуется отстаивать свои права и нужно до этого момента запастись доказательствами заранее. Вопреки широко распространенному ошибочному мнению, все объекты авторских прав, выложенные в интернете в открытом доступе, тоже находятся под охраной. Их нельзя просто так брать и использовать, ссылаясь на то, что они в открытом доступе. То есть Ваши работы, выложенные, например, на Вашем сайте и проиндексированные поисковиками, подлежат охране.

Чтобы снизить риск неправомерного использования, изображения можно снабдить водяными знаками, проставить на них знак охраны авторского права ©, имя автора, год первого опубликования. Также я всегда рекомендую сразу после создания произведения еще до того, как оно будет где-то выложено или кому-то показано, осуществить его депонирование. Это существенно облегчит процесс доказывания в случае судебного спора.

© Андрей Макаров 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Источник