Можно ли использовать кардан с одной крестовиной
Содержание статьи
Как выбрать крестовину карданного вала
Крестовина карданного вала является простой и невероятно надежной деталью автомобиля. Многие автолюбителя говорят, что если в авто и есть деталь, которая никогда не выходит из строя, то ей должна быть крестовина. Вместе с тем крестовина карданного вала, являющая элементомом автомобильной трансмиссии, относится к наиболее ответственным деталям карданной передачи. Напомним, что она ответственна за нормальную передачу на мост крутящего момента от карданной коробки с учетом постоянной смены углов по ходу движения транспортного средства. Хоть деталь и отличается высочайшей живучестью, иногда ее приходится менять. Avto.pro поможет разобраться с ее устройством, неисправностями и особенностями выбора.
Как это устроено
Крестовина представляет собой шарнир, внешне очень напоминающий крест, в честь чего она и получила свое название. Это простейшая деталь должна в обеспечении соосность тех элементов передачи, которые постоянно вращаются. Поскольку крестовина является еще и центральным элементом кардана, для более полного понимания специфики ее работы стоит рассматривать целую совокупность элементов. А именно:
- Карданных валов;
- Шарниров (карданных);
- Соединительных утройств;
- Специальных промежуточных опор.
В комплектацию карданного шарнира всегда входит пара вилок, которые и имеют соединение в виде крестовины. Они прикреплены к четверке шипов крестовины, которые называют концами. Одна из таких вилок жестко соединяется с трубой карданного вала автомобиля. Сами шарниры на концах крестовины могут свободно проворачиваться за счет подшипников. Эти детали устанавливаются в специальных отверстиях, находящихся на концах крестовины. Подшипники дополнительно фиксируются стопорными кольцами, предотвращающими боковые смещения.
Важные особенности крестовин
Как и многие детали подвески и трансмиссии, автомобильную крестовину изготавливают из легированной стали. На производство подшипников идет специальная подшипниковая сталь. И тот, и другой материал проходит термообработку, по результатам которой приобретает высокую износостойкость, прочность и жесткость. Соединения крестовины должны быть не только надежными, но и герметичными. Герметизирующие материалы отличаются высокой устойчивостью как к механическим, так и химическим воздействиям – качественная резина не боится моторных масел, бензина и дизеля, воды, пыли и прочего.
Спектр использования крестовин в автомобилестроении ограничен. Эта деталь отлично показывает себя в тех случаях, когда угол между соединенными валами не превышает десяти градусов. Вообще, синхронности во вращении валов нет и при малых углах, но при их увеличении несинхронность становится большей. Когда углы больше 10 градусов, валы вращаются так, что эффективность всей карданной передачи резко падает: теряется мощность, детали соединения быстро изнашиваются и т.д. Для деталей с большими углами соединения используют промежуточные валы, являющиеся совокупностью ШРУСа, эластичной муфты и фланца. Карданная передача не нашла применения в переднеприводных автомобилях, а вот ШРУСы оказались очень полезны.
Крестовину смело можно назвать одним из самых простых и в то же время надежных узлов автомобиля. Она может отъездить 500 тысяч километров, а в некоторых случаях не выходит из строя и после достижения такого километража. За простоту конструкции приходится платить: если крестовина сломалась или близка к поломке, она может быть только заменена на новую. Если неисправности крестовины долго игнорировать, смежные с ней узлы будут изнашиваться катастрофически быстро. Особняком стоят недорогие крестовины для коммерческого и грузового транспорта, которые устанавливаются с целью экономии на обслуживании таких авто. Они служат около года, иногда больше. Но и условия эксплуатации таких крестовин крайне суровы.
Основные неисправности
Одним из основных признаков неисправности карданного вала является вибраций. Ошибкой неопытных автолюбителей является то, что при поиске дефектов карданного вала они упускают из внимания балансировку колес. Если она в норме, можно смело приступать к осмотру кардана, крестовины и подшипников. Неисправный кардан выдает несколько вещей. А именно:
- Люфты. Люфт мог возникнуть или в неподвижных / подвижных шлицах, или же в крестовине. Проблема решается установкой новых запчастей;
- Грязь. Казалось бы, тривиальная вещь – деталь карданной передачи покрыта пылью, грязью или в нее попал песок. Однако даже самый стойкий металл со временем истирается или подвергается действию коррозии. По-хорошему кардан нужно периодически чистить;
- Внешнее повреждение. Вращающиеся детали могли погнуться после наезда на бордюр, пень или булыжник. В некоторых случаях их удается выпрямить на гидравлическом прессе. Если деформация превышает 1,5 миллиметра, детали нужно менять на новые.
Сама крестовина при критическом износе выдает себя практически сразу. Ее работа отмечается следующим:
- Появились вибрации и биения;
- Деталь работает с характерным скрипом и приглушенным стуком.
Игнорировать проблемную крестовину нельзя, поскольку она отвечает не только за исправную работу карданной передачи, но и за безопасность на дороге – при ее поломке катастрофически падает управляемость автомобиля. Диагностику крестовин карданного вала с легкостью могут произвести мастера в автосервисах.
Что важно знать перед выбором крестовины
При выборе крестовин стоит руководствоваться их назначением, геометрическими параметрами и брендом-производителем. Несмотря на относительную простоту, данные детали делятся на несколько видов. Основные моменты в классификации:
- Тип крепежа. Крестовины могут иметь или внутреннее, или наружное крепления специальными стопорными кольцами. В самых новых крестовинах чашки подшипников надежно фиксируются кернением;
- Место расположения. В подавляющем большинстве заднеприводных авто, использующих карданную передачу, крестовин несколько: одна установлена на рулевом валу и пара на карданном валу. Ни в коем случае не путайте эти крестовины: рулевая самая маленькая, а карданная чуть больше рулевой;
- Качество. Деление крестовин на «средние» и «хорошие» весьма условно, однако оно имеет место быть: хорошие фирменные аналоги зачастую уступают по качеству исполнения оригиналам, а самые бюджетные аналоги отстают и от тех, и от других.
Это основные моменты, о которых рекомендовано знать грамотному автолюбителю. Далее мы рассмотрим ключевые особенности выбора крестовин и узнаем, каким же производителям деталей карданной передачи можно доверять. Перед этим скажем, что необходимость в покупке новой крестовины может отпасть после прохождения технического осмотра. Эта небольшая деталь нуждается в замене лишь по нескольким причинам. В их числе:
- Производственный брак;
- Длительная эксплуатация автомобиля в особо жестких условиях, при перевозке больших грузов на высоких скоростях, движению по некачественной дороге;
- Естественный износ.
Последний пункт может объединять в себе все остальные. Некачественная крестовина быстрее выходит из строя, нежели качественная, а расход ее ресурса происходит быстрее при езде по плохим дорогам. Способов борьбы со старением металла нет, так что естественным образом износившиеся металлические детали или меняют, или восстанавливают их геометрию (но с крестовиной так не выйдет).
Выбор новой крестовины карданного вала
Вариантов выбора запчасти несколько. Водитель вправе пользоваться тем, который ему кажется наиболее удобным – все четыре метода поиска крестовины, которые мы сейчас будем предлагать, дают надежный результат. А методы таковы:
- Искать по VIN-коду. По идентификационному коду транспорта искать запчасти довольно просто. Если вы ищете оригинальную крестовину и ближайшие к ней аналоги, то можете смело руководствоваться VIN-кодом;
- По коду детали. Как правило, водитель не знает коды тех запчастей, которые ему нужны. Найти их можно на специализированных онлайн-площадках, тематических порталах, социальных сетях или у знакомых;
- По данным автомобиля. А конкретнее: по марке автомобиля, модели, году выпуска, кузову, и, опционально, данным двигателя (в некоторых интернет-магазинах их нужно указывать обязательно). В продвинутых электронных каталогах совместимость крестовин с автомобилем уточнена, так что водителю будет предложены и оригинальные запчасти, и запчасти;
- По данным крестовины. Покупателя должна интересовать геометрия, тип фиксации, а также материал крестовины. Лучше снять старую деталь и отправиться с ней в магазин.
Предположим, крестовина у вас на руках. Ее качество еще нужно проверить. Сделать это можно при помощи зеркала. Поясним: выбраковка крестовины происходит тогда, когда она люфтит при раскачивании на зеркале. Раскачать ее нужно, положив сначала на одну сторону, а потом на другую. Если люфт заметен в зеркале, крестовина вам не подходит – при установке на автомобиль она будет сильно вибрировать. Если же люфта нет, проверка продолжается. Чашечки крестовины должны свободно прокручиваться. Если и здесь все в порядке, то запчасть можно ставить на свой автомобиль.
Экскурс по брендам
Итак, на выбор есть пара подходящих крестовин. А то и вовсе целый набор. Какой же отдать предпочтение? Той, что является оригинальной, или той, что была произведена компанией с хорошей репутацией. Несмотря на относительную простоту конструкции, крестовины одних фирм могут существенно отличаться аналогов от других производителей. Какие-то детали быстро ржавеют, а какие-то начинают вибрировать уже спустя 50 тысяч километров пробега. Всегда хорошие крестовины можно найти под именами вот таких фирм:
- GKN (Германия) – пожалуй, лучшая замена оригинальной детали;
- GMB (Япония) – именитый японский производитель, чьи крестовины еще и могут похвастать низкой ценой;
- Trialli (Италия) – по сути, это консолидировавшиеся OEM-компании, так что высокое качество производимых ими крестовин гарантировано;
- Kraft (Польша) – предлагает бюджетные крестовины с масленкой. Качество выше среднего;
- LSA (Чехия) – компания, малоизвестная за пределами Чехия и нескольких соседствующих с ней стран. И очень зря – крестовины этой фирмы хоть дороже популярных польских аналогов, но зачастую превосходят их по качеству;
- Weber (США) – производитель деталей, по качеству почти не уступающим GKN, то есть лидеру нашей подборки;
- Herzog (Германия) – фирма предлагает хорошие запчасти, которые, увы, часто подделывают. Об особенностях подделок мы еще поговорим.
Если ваш бюджет ограничен, обратите внимание на польские и японские крестовины. К несчастью, плохие отечественные дороги быстро «убивают» даже самые надежные детали. Намного более живучи крестовины GKN, Herzog и Weber . Что тоже хорошо, тест с зеркалом данные запчасти проходят всегда, так что их можно смело заказывать в интернет-магазинах. Менее известные производители предлагают запчасти качества «как повезет», так что их продукцию мы советуем ставить в списке приоритетов на последние места.
Как выявить подделку
В центр внимания распространителей контрафактной попадают запчасти известных компаний. Это объясняется популярностью их брендов. Так что одним тестом на зеркале не обойтись – надо будет изучить упаковку, среднерыночные цены, качество металла. Но обо всем по порядку. При покупке крестовины обязательно проверяйте:
- Упаковку. Во-первых, сегодня запчасти кладут в упаковки из плотного картона, обычно гофрированного. Во-вторых, на упаковке должны быть товарные знаки, маркировка, наклейки. Важная информация на упаковке: коды, страна производства. На упаковках с подделкой может не быть кодов и не указана страна производства. Нередко шрифт бывает размытым, слишком мелким и вовсе нечитаемым;
- Цена. Обратитесь к информации из интернет-магазинов. Стоит вывести условно среднюю цену на новую крестовину. Цена на подделку всегда будет более низкой. Это не касается периодов скидок, когда цена падают на 25-30 процентов;
- Качество детали. Проверьте крестовину на зеркале, проверните чашечки. Внимательно изучите металл крестовины – на нем не должно быть царапин, потертостей, сколов и т.д. Уделите внимание стопорным кольцам.
Покупать крестовину стоит только в проверенном магазине. Известно несколько случаев, когда вместо заказанной оригинальной крестовины приходила подделка. Грубо говоря, без внешнего осмотра эту запчасть покупать не стоит – подводных камней, которые нужно выявить еще на стадии внешнего осмотра детали, очень много. В случае заказа в интернет-магазины убедитесь, что у его клиентов нет проблем с возвратом товара продавцу.
Вывод
Подобрать новую крестовину очень легко. Можно руководствоваться кодами, данными автомобиля, идентификационным номером авто и даже геометрией детали. Производителей крестовин хватает – в магазине можно найти как американские, так и отечественные аналоги. В таком широком ассортименте легко запутаться, так что мы категорически советуем записать имена приведенных в экскурсе по брендам фирм и отправляться с этим списком в магазин. Если рассматриваемая в магазине деталь даже немного люфтит, ее нельзя покупать – после установки на автомобиль она начнет сильно вибрировать, что снизит комфорт от езды и может стать причиной выхода карданной передачи из строя.
С другими новостями автомира можно ознакомиться здесь.
Если Вам понравилась публикация, поделитесь новостью в социальных сетях и подписывайтесь на канал.
#Avtopro #автопро #автозапчасти
Источник
Карданный вал: ключевые функции, устройство и некоторые неисправности (видео)
Карданный вал – приспособление, которое передает крутящий момент от КП или же раздаточной коробки автомобиля к задним колесам. Прообразу такого вала уже не одно столетие и с самого его появления в прошлом веке конструкция не слишком изменилась. В автомобилях карданные валы нашли особенно широкое применение. Несмотря на то, что технически это всего лишь металлическое изделие сложной формы, у водителей с ним нередко возникают проблемы.
Avto.pro поможет разобраться с устройством карданного вала, его функциями, а также некоторыми распространенными неисправностями.
Устройство карданного вала
Как уже и было указано выше, устройство карданного карданных валов не претерпело серьезных изменений с течением времени. Как и более чем век назад, карданный вал состоит изпяти элементов. На деле их больше, однако фланцы, гайки, обоймы, кронштейны и сальники к основным элементам обычно не относят. Вот что лежит в основе карданного вала:
- Центральный вал. Полая стальная труба. Полость нужна для того, чтобы уменьшить массу изделия;
- Крестовины с наконечниками. По сути, это шарниры специфической крестовой формы, служащие для передачи крутящего момента, а заодно и соблюдения переменности углов (от 0 и до 20 градусов). Балансировка карданного вала нарушается, если угол вращения крестовины превышает отметку в 20 градусов;
- Промежуточный подшипник. Поддерживает основной вал, давая ему возможность свободно вращаться по оси. Если в карданном вале множество секций, то и промежуточных подшипников будет два, три или даже больше.
- Скользящая вилка. Данный элемент конструктивно соединяет промежуточный и карданный вал на концах. Вместе с тем, он же компенсирует возрастающее расстояние по высоте между ними при езде по пересеченной местности.
Сами карданные валы делят но одно- и многосекционные. В случае односекционных валов область применения ограничена спортивными автомобилями с задне- и полноприводной трансмиссией, которые требуют максимально быстрой передачи момента на ведущие колеса. Многосекционные устройства находят применение в обычных легковых, а также грузовых автомобилях. Как несложно догадаться, все не перечисленные элементы карданного вала (в сумме их порядка 20) составлены уплотнителями, крепежными и демпфирующими элементами. В силу того, что карданные валы эксплуатируются в особенно жестких условиях, все эти элементы отличаются простотой и высокой живучестью.
Неисправности карданных валов
Неисправностей, которые кроются в системе карданной передачи, довольно много. Самый верный вариант – обратиться к специалистам на СТО для точной диагностики. Впрочем, на многие вещи автолюбитель обратит внимание еще до того, как будет поставлен точный «диагноз». Давайте перечислим их, а уже потом разберемся, что делать в случае выявления неисправности:
- Протечка масла в районе коробки передач или же передней части кардана;
- Вибрация при наборе скорости, а также стук или удары после включения КП в работу;
- Скрип (как постоянный, так и нечастый);
- Вибрация;
- Звон в трубе вала.
Если вы наблюдаете масло на кардане или же в районе коробки передач, то строго рекомендована проверка сальника коробки. Со временем уплотнители изнашиваются и перестают быть эластичными, вследствие чего образуется небольшая щель между сальником и штоком кардана – через нее масло может выходить из агрегата. Также стоит обратить внимание на целостность шлицевого соединения. Если шлицы имеют шероховатости или заусенцы, может также наблюдаться протечка масла. Как правило, проблема решается зачисткой шлицев шлифовальной шкуркой. Самый надежный вариант: замена шлицев.
Как показала практика, появления стуков и ударов при нагрузке на кардан обусловлена его люфтом. В первую очередь проверяют крестовину – если она начала разрушаться, замена является строго обязательной. Также обращают внимание на болты карданного вала. Их необходимо просто подтянуть. Проверьте также подшипники и подвижные шлицы. В случае износа шлицов и появления люфтов в подшипниках эти элементы нужно менять. Проблема скрипа, возникающего при нажатии на газ, нередко кроется в работе шарниров. Проверьтекрестовины или ШРУСы. Крестовина может проржаветь и заклинивать. Если проблему игнорировать, она попросту разрушится – замену нужно произвести как можно скорее. Сшарнирами равных угловых скоростей еще можно поработать. Их перебирают, осматривают, смазывают в случае необходимости и затем проверяют в реальных условиях. Если скрип остается, ШРУСы требуют замены.
Пожалуй, наиболее часто встречающимся индикатором неисправности карданного вала является вибрация. Сразу отметим, что вибрации могут наблюдаться и при дисбалансе колес. Если с колесами все в порядке, то источником вибрации на определенных скоростях очень часто является именно карданный вал. Зачастую вибрации наблюдаются на скоростях 60-80 км/ч, а также 90-120 км/ч. Заметьте, что вибрация карданного вала может наблюдаться не только при выработке отдельных его элементов, но даже и после ремонта. Вот в чем может крыться проблема:
- Попадание твердых частиц и грязи в КП, раздаточную коробку и отдельные элементы кардана. Рекомендуется очистка кардана и в особенности его фланцев;
- Отрыв или сильная коррозия балансировочных колец. Выявить проблему можно при осмотре;
- Нарушение целостности крестовин. Их рекомендуется заменить;
- Механические повреждения самого кардана. Если «труба» имеет более чем полутора-миллиметровую деформацию, то ее нужно заменить. В иных случаях ее можно править на гидравлическом прессе;
- Неправильная сборка и монтаж кардана.
Заметьте, что не всегда источником вибраций является именно кардан. К примеру, вибрация может возникать на одних и тех же оборотах, но на неодинаковых передачах – в этом случае в проверке кардана нет необходимости. Если же вибрация начинает слабеть при переключении на другую передачу, но не исчезает совсем, карданный вал все же стоит проверить. А что касается звона в трубе вала, то его источником может стать отлетевшая крышка шлицов. В этом случае кардан разрезают и приваривают крышку на ее место. В очень редких случаях размещенная внутри трубы опора свинцового сердечника, призванная компенсировать дисбаланс, отрывается полностью или разваливается на части. В этом случае кардан остается лишь заменить на новый.
Поиск нового карданного вала
Вообще, найти подходящий кардан несложно. Автолюбитель может приобрести новый в магазине или же найти поддержанную деталь на авторазборке. Каждый из этих вариантов по-своему хорош. Главным достоинством разборок является то, что там автолюбитель сможет найти недорогие автозапчасти. Что касается поисков автозапчастей в магазине, то здесь есть несколько вариантов:
- Поиск по коду комплектующей;
- Поиск по VIN-коду автомобиля;
- Поиск по ключевым параметрам автомобиля: марка, модель, год выпуска и некоторые параметры агрегатов.
Сегодня все чаше пользуются последним вариантом поиска, т.к. современные интернет-магазины используют не только поиск по кодам, но и ориентирование по древовидным спискам – постепенное движение по схеме «марка – модель – категория запчасти – …. – запчасть». Покупателю стоит указывать параметры транспортного средства крайне внимательно, не допуская ни одной ошибки. Как правило, интернет-магазины предлагают новые карданные валы азиатского, реже европейского производства.
Если вы решились на покупку подержанного кардана, то его нужно будет проверить. Во-первых, необходимо осмотреть места креплений. Если они замятые или погнутые, то такое изделие не стоит покупать. Особенно важно осматривать карданы, конструкция которых не предусматривает наличия фланцев. Во-вторых, нужно проверить трубы кардана. Если они гнутые, весь вал быстро начнет вибрировать. В-третьих, изделие все равно придется отнести специалисту – он должен выявить, разбирался ли вал, а если разбирался, то был ли собран по технологии. В-четвертых, необходимо обратить внимание на шлицевое соединение. Зазубрины, вмятины и следы сильной коррозии – все это сигнализирует о том, что кардан не стоит приобретать. И, наконец, в-пятых – подвесные подшипники. Они должны быть целыми, не издавать посторонних звуков и т.п. Желательно покупать б.у. кардан с гарантией от продавца.
Вывод
Карданный вал – простое на первое взгляд изделие, с которым нередко возникают проблемы. Несмотря на высокую живучесть таких валов, они нуждаются в периодическом осмотре и обслуживании. В силу большого эксплуатационного ресурса автолюбитель может приобрести даже б.у. карданный вал, однако неновое изделие нужно самым тщательным образом проверять. В продаже встречаются и новые карданы – их производят как на отечественных, так и зарубежных заводах. Несмотря на то, что оригинальные карданы являются самыми надежными, их стоимость многие считают неадекватной. Неоригинальный кардан покупать можно, однако какие-то рекомендации по производителям дать сложно – качество изделий практически всех фирм, работающих на вторичный рынок карданных валов, примерно одинаково.
С полной версией статьи можете ознакомиться здесь.
Источник