Можно ли использовать эскалатор как лестницу
Содержание статьи
Можно ли на плане эвакуации указывать маршрут движения по эскалатору!?
Строительство и пожарная безопасность связаны очень тесно. И хотя на практике пожарные — это враги строителей (как думают последние), которые мешают им своим занудным педантизмом, пожарному делу строители могут сослужить весьма полезную службу. Именно поэтому пожарному специалисту так важно знать принципы строительства зданий. В этой статье приводится пример аргументации, объяснения пожарных норм со ссылкой на теорию строительства зданий.
Я решил обновить старую статью о эвакуации по экслаторам. Сразу после трагедии в «Зимней вишне» мы поучаствовали в нескольких проверках торговых центров, в которых нашли в том числе и планы эвакуации стрелки на которых предлагали людям двигаться по опасному маршруту — эскалатору.
И сейчас рынок услуг в области пожарной безопасности переполнен подрядчиками, которые продолжают «лепить» такие схемы. И зачастую специалисты, работающие в таких конторах, не то, чтобы не имеют специального образования, но и не удосуживаются хоть как-то, хоть немножечко ознакомиться с тем, что делают. Об этом данная статья
В Москве кинотеатре на проспекте Вернадского, мы увидели такую схему, на которой движение эвакуирующихся по эскалатору обозначено стрелкой. Такой же путь для «безопасного» выхода из здания при пожаре представлен в Торговом Центре «Речной»
Как известно, план эвакуации, согласно законодательству Российской Федерации, имеет определенные характеристики, установленные ГОСТ. Мы не говорим о том, что показанные на рисунках пожарно-технические продукты вообще игнорируют существование этого ГОСТ, как не затрагиваем важный (без иронии!!) вопрос об эстетической недоработке таких примеров. Это важно, но не критично, и даже такое убогонькое исполнение средства безопасности имеет право на существование, если в данном средстве есть пожарный здравый смысл. Де-юре конечно это неправильно, но, все-таки, и это лучше, чем ничего. Но это самое «лучше» работает только если это план не вредит безопасности людей.
Однако, когда тот специалист который разрабатывает средство противопожарной защиты вообще игнорирует основополагающие принципы и правила – это становится уже угрозой для людей.
Речь идет о том, что рисуя (не поднимается рука написать «разрабатывая») представленные на иллюстрациях выше «продуктах» специалист направляет эвакуирующихся на эскалатор! Проход при пожаре по такому маршруту – это нонсенс для любого пожарного специалиста. Прежде всего — с фактической точки зрения.
План эвакуации должен учитывать все нюансы экстренного выхода с этажа в чрезвычайной ситуации. В том числе и вопросы физических закономерностей. Движение людского потока во время пожара в целях безопасности обязано отвечать ряду требований, в том числе быть устойчивым. Какая устойчивость может быть при движении по работающему устройству такого типа? Ответ один – никакая. Посмотрите это видео. Оно было изначально размещено авторами «для прикола», но мы скопировали его с целью показать степень опасности движения по движущейся лестнице.
Но шутки заканчиваются, когда случаются более серьзные происшествия, например такие:
Или такие:
Нам могут возразить (и уже возражали), что при пожаре эскалаторы, как и лифты, отключаются, и это вроде как уже «обычная» лестница. Даже «вроде бы» как приравниваемая, в силу закона, к лестницам 2-го типа (внутренним открытым). И в данном случае по ней спокойно можно выводить людей из здания. Часто, в обоснование такой позиции приводится это письмо ВНИИПО МЧС России (хотя оно вообще на другую тему), о том если выполнить требования пункта 7.1.16 СП 1.13130.2009, то всё в порядке и эскалатор в данном случае становится «обычной» лестницей.
Обычная она только на первый взгляд, и пожарный специалист, чтобы опровергнуть это обязательно должен помнить во-первых о французском архитекторе Франсуа Блонделе, автора первого «Справочника строителя».
Именно этот учёный первым высказал мысль о том, что:
«сумма удвоенной высоты проступи (подступени) и ширина ступени должна быть равна длине шага».
Что получается когда наша «самодвижущаяся» лестница по автоматической команде от пожарной сигнализации останавливается? Она, действительно «превращается» в обыкновенную лестницу, но такую в которой сбита и высота и угол наклона подступенка!
Таким образом нарушается архитектурная форма лестницы и правило Бронделя. При этих условиях увеличивается риск того, что человек, спускающийся по лестнице-эскалатору, сможет оступиться, или замедлит движение, или будет раскачивать тело во время спуска, чтобы иметь более надежную опору, а ведь все это – факторы, которые могут негативно сказаться на процессе движения людей, замедлить выход из опасной зоны, привести к панике, к травмированную эвакуирующихся.
Во-вторых, не стоит забывать и о том, что механика такого типа устройств несёт в себе риски, даже если движения полотен не происходит. Случай гибели человека на НЕПОДВИЖНОМ эскалаторе, который вдруг, по какой-то причине (непонятной даже специалистам по лифтовому хозяйству) начал движение описан в этой передаче 5-го канала.
Поэтому довод об «отключении» эскалатора — несостоятелен. Это — ОПАСНОЕ и СЛОЖНОЕ механическое устройство. Опасное даже в повседневном пользовании, а тем более во время экстренного движения в чрезвычайных условиях.
Не будет говорить о том, что ширина эскалаторов в большинстве случаев недостаточна для обеспечения нормативной скорости ходьбы, а значит, процесс выхода людей их здания замедлиться. Аргументов, связанных с высотой подступенка и случаями механических воздействий вполне достаточно для доказательства того, что если кто-то проектирует план эвакуации, он не может ни нормативно (так как это не является безопасным путем), ни с позиций физики процесса, прокладывать маршрут движения по эскалатору. Такой путь нарушит условие устойчивости движения людей и приведет к трагедии, травмированию или гибели людей.
И все это может случиться потому, что псевдоспециалист-художник-дизайнер, работающий не в своей сфере, берется за разработку того, в чем не смыслит. Он не имеет понятия, что существует пожарная наука, не думающет что движение людского потока — сложный процесс требующий изучения, анализа многих факторов, а не просто рисования стрелочек и значков. Для него план это – рисунок со стрелками и знаками и самое важное – на чём он напечатан. Он не думает, что это документ, в котором должны быть отражены именно безопасные пути, даны безопасные рекомендации, в отличие от того, что мы видим на представленных в начале статьи экземплярах.
Поэтому первая рекомендация тому, кто хочет заказать план эвакуации такая: «Если организация, в которую Вы обратились, помимо планов эвакуации, занимается различного рода полиграфией, то лучше не связываться с ней. Ищите пожарных специалистов!»
Проектируя наши планы (а вернее их текстовую часть) мы всегда указываем (в том случае, если не объекте есть эскалатор) что движение при пожаре по нему запрещено и советуем делать это другим разработчикам. Лучше уж конечно не иметь хоть какого-то изображения эскалатора, а не то чтобы пути по нему. Его лучше исключить в принципе. Если же в исключительных случаях мы оставляем его изображение для облегчения ориентирования, то следует использовать знак безопасности о котором мы подробно рассуждали в этой статье
В любой деятельности, возможно, встретить непрофессионалов, но когда от подготовки специалиста зависит безопасность, жизнь, здоровье других людей, то встречая подобные «образцы» хочется ввести лицензирование этой деятельности и образовательный ценз. Беда только в том, что вряд ли лицензирование тут поможет, в силу покупаемости любой лицензии.
А вот отказ принять подобную работу со стороны заказчиков вполне может помочь. Как и замечания к таким планам эвакуации со стороны инспекции любого рода. А для обоснования этого неприятия нужно, во-первых, сослаться на те требования закона, которые запрещают движение по эскалаторам при пожаре.
А во-вторых, если особо хитрые и продвинутые проектировщики, строители, разработчики планов начнут утверждать, что в законе речь идет о движущемся эскалаторе, а остановившийся приравнен к лестницам второго типа и при определенных условиях (например, указанных в представленном выше письме ВНИИПО МЧС России) его можно использовать для прокладывания маршрутов движения, то фактическое обоснование со ссылкой на правило Бронделя поможет пожарному специалисту не поддаться подобного рода хитрецам.
Источник
Помещения с эскалатором, разработка СТУ по пожарной безопасности
Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий о разъяснении требований нормативных документов № 66-1-27-13-4 от 05.04.2013 г.
В ответ на Ваш запрос сообщаю, что согласно требованиям части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.08 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 10.07.12 г. № 117-ФЗ) (далее Технический регламент) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1. в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2. в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с положениями части 14 статьи 89 Технического регламента, эвакуационные пути не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной. Согласно пункту 4.4.15 СП 1.13130.2009 эскалаторы следует предусматривать в соответствии с требованиями, установленными для лестниц 2-го типа. Таким образом, устройство путей эвакуации из помещений встроенных бутиков, охраны и т.п. через помещение с эскалатором не соответствуют требованиям пункта 2 части 1 статьи 6 Технического регламента.
Пути эвакуации необходимо проектировать отдельно от помещения с эскалатором, либо относить помещения бутиков, охраны и т.п. к общему объему помещения с эскалатором, предусматривая при этом соответствующие технические и организационные решения. Выделение эскалатора противопожарными преградами (в т.ч. из стекла) также можно считать проектным решением, соответствующим требованиям Технического регламента.
Вместе с тем, по мнению специалистов института, к устройству эскалаторов применимы требования пункта 7.1.16 СП 1.13130.2009, «В зданиях высотой не более 28 м I и II степеней огнестойкости и конструктивной пожарной опасности СО допускается применять лестницы 2-го типа, соединяющие более двух этажей, при наличии эвакуационных лестничных клеток, требуемых нормами, и при условии, что помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, отделяется от примыкающих к нему коридоров и других помещений противопожарными перегородками 1-го типа. Допускается не отделять противопожарными перегородками помещение, в котором расположена лестница 2-го типа хотя бы в одном из следующих случаев:
— При устройстве автоматического пожаротушения во всем здании;
— В зданиях высотой не более 9 м с площадью этажа не более 300 м2.»
Одновременно сообщаю, что в случае необходимости разработки в соответствии с частью 2 статьи 78 Технического регламента (многофункциональное здание, наличие атриума и т.п.) специальных технических условий (СТУ) на объект защиты требования к устройству эскалаторов должны быть отражены в рамках данных СТУ.
Источник
Эскалатор или лестница?
Возможно ли повторение трагедии в «Парк-Хаусе» в других торговых центрах Самары?
Нелепая смерть женщины в торговом центре «Парк-Хаус» на прошлой неделе всколыхнула весь город. Ремонт траволатора, не доведенный до конца, обернулся трагедией. Окончательную причину несчастного случая определят специалисты. «СГ» в свою очередь решила выяснить, насколько безопасны другие торговые центры. Можно ли подняться на верхние этажи либо спуститься вниз, когда эскалаторы будут на ремонте и отключены? И как следят за безопасностью пассажиров в самарской подземке?
В МЕТРО ВСЕ СТРОГО
На станциях метрополитена эскалаторы проверяют регулярно. Да и сама конструкция отвечает высоким требованиям безопасности.
«В зависимости от фирмы-производителя конструкции эскалаторы бывают разные, а соответственно имеют разный уровень безопасности. Однако в самарском метро такой ситуации в принципе произойти не может, — считает сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Антон Буслов. — Был случай в московском метро, когда еще не было правильной системы торможения полотна. Тогда на станции «Авиамоторная» полотно остановилось и под тяжестью пассажиров покатилось вниз. Было много погибших, после этого случая все эскалаторы в стране были доработаны».
Помимо того, за состоянием эскалаторов строго следят. «Помимо плановых проверок мы проводим ежедневные осмотры эскалаторов — в начале и в конце дня, тормозных путей, — пояснил «СГ» начальник технического отдела МП «Самарский метрополитен» Владимир Веневитинов.
— Нас жестко контролирует Ростехнадзор, поэтому спустя рукава к своей работе мы в принципе относиться не можем. Что касается аварийных ситуаций, то при остановке эскалатора входы на него сразу перекрываются. Проход на них людей становится невозможен».
ТЕСТ-ДРАЙВ НА БЕЗОПАСНОСТЬ
С торговыми центрами ситуация сложнее. Говорить о том, что теперь по всем крупным комплексам пройдет волна проверок, не приходится. «294-й федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ограничивает нас в проведении частых и внеплановых проверок, — пояснили нам в Средневолжском управлении Федеральной службы по технологическому надзору.
— Сейчас расследование ведет Следственный комитет РФ по Самарской области и параллельно в торговом центре ведется работа по этому вопросу. В итоге дело скорее всего будет передано в прокуратуру, и вот в ее полномочиях уже будет возможно инициировать общую проверку». Пока же мы решили узнать, какое внимание безопасности уделяют в торговых центрах и какие варианты будут у покупателей, если один или несколько эскалаторов сломаются.
Первый же пункт назначения, пятиэтажный ТЦ «Русь», заставил сделать не очень оптимистичные выводы о работе здешней службы безопасности… Во-первых, стоило немалых трудов найти лестницу, поскольку никаких указателей и таблиц с планом эвакуации поблизости не оказалось. Прогулка по обнаруженной, в конце концов, лестнице показала, что выходы в общие залы открыты не на всех этажах (как должно быть), а только на пятом, втором и первом. Невольно возник вопрос: куда будут эвакуировать тех, кто во время чрезвычайной ситуации окажется на третьем или четвертом этажах? Кроме того, по словам одной из сотрудниц «Руси», работающей в салоне сотовой связи, за эскалаторами в центре тоже не особо следят. «Я работаю тут с июля, и за это время подъемники не проверялись ни разу, -уверяет девушка. — А вообще они тут очень неудобно расположены: чтобы подняться, а потом спуститься вниз, нужно обходить по периметру весь этаж. Не уверена, что с точки зрения техники безопасности это правильно». Оперативно получить официальные комментарии от руководства торгового центра нам не удалось.
Исследование второй точки — ТЦ «Аврора» — также дало нам почву для размышлений. Само здание состоит из двух корпусов. В более старом работают лифты и лестницы, а на каждом из семи этажей висят таблицы с планом эвакуации. Открыт доступ к служебной лестнице — она хорошо освещена и достаточно широкая для прохода в случае массовой эвакуации (в отличии от аналогичной, узкой лестницы в «Руси»). В новом корпусе «Авроры» схема другая: тут с первого по пятый этаж вместо лестниц растянулись подъемники. Между вторым и третьим этажами наше внимание привлекли два рабочих в униформе. Сидя перед началом подъема эскалатора, они старательно работали с дрелью и шурупами. Но наше любопытство, несмотря на их занятость, было удовлетворено: рабочие объяснили, что эскалатор в полной исправности, а они крепят табличку. А вот служебную лестницу нам вновь пришлось поискать. Помимо прочего, все ее пролеты не были освещены и исследовать ее приходилось буквально наощупь, при свете дисплея мобильного телефона. Правда, такие мучения ни к чему хорошему не
привели: дверь, которая должна была вывести нас на улицу, оказалась закрытой.
Третье место — торгово-развлекательный 4-этажный комплекс «Вива Лэнд». Тут впервые появилась мысль о том, что служба безопасности халтурит не везде. Вовсяком случае охранник, представившийся Александром, любезно рассказал все о системе эскалаторов и эвакуации в случае чрезвычайных обстоятельств. Проход по лестнице оставил самое приятное из всех впечатлений за день: она широкая, хорошо освещается. Конечно, количество людей в будний день несравнимо мало с выходным днем, но есть повод рассчитывать, что с большим наплывом людей эта лестница справится.
Наш последний объект — ТЦ «МегаСити». В двухэтажном здании центра находятся два двойных эскалатора и траволатор. Один из спусковых подъемников оказался нерабочим. А поскольку никакими предупреждающими табличками в центре «не пахло», люди спускались по нему самостоятельно. Проехав на цокольный этаж по траволатору, обратились в офис энергетической службы с вопросами к диспетчеру. Лениво поднявшись, он переместился к камерам наблюдения, после чего резюмировал: «Ничего страшного, ведь эскалаторы чувствительны. Кто-то мог прыгнуть, и он остановился. Неисправность устраним. Переживать вам не стоит — мы регулярно проверяем всю систему транспортировки в здании». Мы уже было поверили объяснениям, но встретившийся нам охранник продуктового гипермаркета в «МегаСити» уточнил, что этот эскалатор дает сбои уже не первый раз. И не очень оптимистичные выводы, сделанные еще в самом начале нашего рейда о работе сотрудников безопасности, лишь укрепились…
ВЗГЛЯД НАЗАД
Траволатор в «Парк-Хаусе», на котором произошел несчастный случай, сейчас опечатали и перекрыли до завершения следствия. Специалисты независимой компании провели внеплановое освидетельствование эскалаторов и лифтов в торговом центре. Проверка показала, что они находятся в исправном состоянии и безопасны для использования.
По факту гибели женщины следственным отделом по Промышленному району Следственного комитета РФ по Самарской области возбуждено уголовное дело по статье 216 УК РФ (часть 2): нарушение правил техники безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека. Сейчас проводятся следственные действия и оперативно-розыскные работы для установления всех обстоятельств происшествия.
Хотя место трагедии пока закрыто, торговый центр работает. О случившемся напоминает портрет погибшей Ольги Новичковой в траурной рамке на втором этаже. Люди приносят сюда цветы… «Да, мы не остановили работу центра, но понимаем, что многие предновогодние мероприятия теперь неуместны, и мы их, конечно же, отменили, — пояснила представитель ТЦ «Парк Хаус» Анна Мельникова. — Сейчас все сотрудники ТЦ находятся в шоковом состоянии. Параллельно с официальным расследованием идет и внутренняя проверка. Мы точно так же ждем результатов следствия, как и все самарцы».
КСТАТИ
СОВЕТЫ ОТ СОПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ГОРОД И ТРАНСПОРТ» АНТОНА БУСЛОВА:
Перед тем как пойти на эскалатор, помните о том, что это транспортное средство повышенной опасности.
Если он остановлен — не входите на него ни при каких обстоятельствах, кроме прямого приказа работника МЧС. Если эскалатор остановился — идите пешком по направлению движения. Если что-то попало в гребенку эскалатора, немедленно остановите его полотно или криком привлеките сотрудников, которые смогут это сделать (обычно кнопки остановки находятся сверху или снизу ленты, доступны людям и видны).
Не ездите по эскалатору в длинной одежде или с развязанными шнурками. Детей всегда держите за руку или на руках.
СПРАВКА «СГ»
Траволатор (с англ. travelator — движущаяся бесступенчатая дорожка, позволяющая ускорить или облегчить движение пешеходов).
Источник