Можно ли использовать эпоксидный клей как лак
Содержание статьи
Про лак, эпоксидку и полезный опыт
Ну а в чем, собственно проблема? Я, как любой пользователь интернета и обитатель этого сообщества, проштудировала все, где люди бывалые делятся своим опытом, и пришла к выводу, что мои попытки покрывать поделки лаком для ногтей никуда не годятся и варианта имеется два: эпоксидка и акрил-полиуретановый лак (для краткости АП).
Заезд в строительный гипермаркет окончился полным провалом.
Поход на первый строй рынок недалеко от дома был крайне занимательным. Я себя почувствовала настоящей блондинкой, когда на мой вопрос «У вас есть АП лак?» на меня устремлялись в лучшем случае два изумленных глаза и следовал ответ: «Девушка, да что вы такое говорите? Да таких не бывает!» (как вариант надо мной смеялись, ерничали и т.д., на что следовало замечание о компетентности продавца и они успокаивались). Нет, ну вы можете себе представить, что на всем рынке нашелся единственный (!) продавец, который знал, что такой лак существует и даже подсказал, где его искать.
Это просто немыслимо, на сколько, оказывается, у нас некомпетентные продавцы. Они, в большинстве своем, знают только, что лаки бывает акриловые и алкидные.
У того единственного продавца была куплена двукомпонентная эпоксидка, как самое доступное средство.
Про эпоксидку.
Надо сказать, что это очень загадочный зверь. Первая партия смеси сварилась 😀 Я замешала ее в маленькой баночке и, закрыв крышкой, оставила на несколько минут, чтобы вышли пузырьки. Когда я потом взяла ее в руки, то едва не выронила — она была раскаленная! Вывод: замешивать в открытой таре 🙂
Покрытие эпоксидкой — задачка та еще. Может, конечно, это только для меня-неопытной. Ну нанести — это еще пол дела (тут надо угадать чем и какой толщины слой, не то будут некрасивые островки), но вот высушить… Хорошо, что у меня было много свободного времени: в течение трех часов я каждые 15 минут поворачивала бусины, чтобы не стекала капелька в одну сторону. Потом я ворочала уже значительно реже, когда заметила, что покрытие начало подстывать. Можно было попробовать нагреть слегка, чтобы сохло быстрее, но я не решилась.
Результат? Да, по началу было очень красиво! Ровная блестящая поверхность (правда, по краям плоских планочек браслета чуть-чуть появились островки, но их уже можно было простить). Но после нескольких дней не слишком активной носки браслета поверхность стала матовой и как-то потеряла первоначальный вид 🙁 Решено, это не для меня.
Про лак.
Благодаря тому грамотному продавцу, который подсказал мне, куда направляться в поисках, я поехала на самый крупный строительный рынок города Минска. Некомпетентные продавцы там оказались еще более язвительные, но мы сами не лыком шиты 🙂 Но, за то, встречались очень грамотные, которые даже помогали и подсказывали. Путем долгих и нудных поисков была выужена из каких-то закромов единственная маленькая банка лака (в ассортименте были только 5 литровые канистры и бутыли по заоблачным ценам от 100$, а эта 0,75 обошлась мне в районе 25$). Вот моя радость:
акрил-полиуретановый лак Dulux Diamond полуматовый (не было глянцевых). Он идет как финиш-покрытие для полов
Содержимое слегка шокирует, конечно, но я уже была готова к тому, что оно как молоко:
Наносится очень просто. Единственное, что мне больше понравилось наносить просто пальцем в перчатке: не остаются бороздки от ворсинок кисточки и нет пузырьков. Высыхает моментально. Через час уже можно спокойно вертеть в руках — гарантированно будет сухое (если конечно покрытие равномерное без больших наплывов).
Результат на мой взгляд отличный. Не смотря на то, что лак полуматовый, покрытие довольно блестящее.
Я не знаю, как ведет себя фирменный лак Фимо и т.п., но этот мне понравился. Высыхает полностью прозрачным без какой-либо желтизны, практически без запаха и, если попал на руки, смывается водой. После засыхания не растворяется в воде (правда, тестов по выдерживанию покрытого изделия в воде сутками я не проводила 🙂 ). Я отлила немного лака в небольшую баночку и, как мне кажется, пока что в ней даже не обозначилось, что я его использую — очень маленький расход.
Спасибо тому, кто осилил столько букв 🙂 Очень надеюсь, что мой опыт будет кому-то полезен.
Если кому-то интересно, то вот несколько, на мой взгляд, познавательных ссылок про лаки:
Осинка
Отличный тест акрил-полиуретановых лаков
Еще напишу собственные примечания:
1) Если на банке написано алкидный или алкидно-уритановый и т.п., то это
не водоразбавимый лак (разбавляется Уайт-спиритом). Я не пробовала им пользоваться, но знаю, что он воняет и имеет желтизну.
2) если на банке написано просто «акриловый лак», то вероятней всего, что он на латексной основе, а, как говорят в интернете люди опытные, он нам не подходит, т.к. латекс с пластиком не уживаются и есть вероятность того, что ваше красивое покрытие спустя время слезет мутной пленкой.
3) не верьте, если вас убеждают и просто клянутся, что АП лака не существуют 🙂 Это не вы блондинка — это они такие 😉
4) всякие лаки из худ. магазинов (я не говорю про фирменные Фимо, Скалпей и т.д.) чаще всего никуда не годятся — не покупайтесь на уверения продавцов.
Это всего лишь личный опыт и результат моих поисков и страданий, поэтому не претендует на непоколебимость 🙂 Если у вас есть, что исправить или добавить — буду только рада
Источник
Лак для эпоксидной смолы, какой лучше всего выбрать
В последние годы украшения, отлитые из эпоксидной смолы, находят себе все больше поклонников. Застывая, схватываясь под воздействием отвердителя, любой вид эпоксидной смолы ведет себя одинаково: из жидкой фазы он переходит сначала в желеобразную, а потом по твердости и другим эксплуатационным качествам начинает походить на оргстекло. Только зачастую еще красивее, из-за введенных в него красителей, окрашивающих изделия в массе или локально или от зафиксированных в нем предметов вроде веточек, камешков, цветов, насекомых.
Резонно встает вопрос о сохранности сделанной из эпоксидки бижутерии. Да, изделия прочные, но у них есть некоторые особенности:
- При нагревании даже до температуры человеческого тела они могут начать пахнуть, притом не очень приятно, каким-то своеобразным запахом. Это происходит из-за активации концов полимерных цепочек.
- Вплавленные в застывшую смолу предметы со временем становится плохо видно из-за возможных внешних повреждений поверхности отливок.
- Если хотя бы немного были нарушены пропорции внесения отвердителя, могут появиться липкие выделения при нагреве.
Простое решение
Все вышеперечисленные трудности диктуют необходимость каким-то образом изолировать поверхность изделий из эпоксидки от контактов с окружающей средой, и выходом может стать использование лаков, наносимых поверх застывшей эпоксидной поверхности. К этим лакам предъявляются некоторые требования, не выполнить которые означает обречь изделия если не на порчу, то на ухудшение вешнего вида и эксплуатационных качеств.
- Лак, наносимый на изделие из эпоксидки, должен обеспечивать после своего высыхания ровную глянцевую поверхность. Поинтересуйтесь временем полного высыхания лака, это нужно для того, чтобы нанесенный следующий слой не растворил предыдущий. При этом необходимо иметь в виду, что время полного высыхания лака – это не время, после которого он перестает липнуть к рукам, поскольку так проявляются только внешние признаки. Время же полной полимеризации или испарения из лаковой основы летучих веществ растворителя, входящего в него, может быт в 4-5 раз больше.
- Матовый лак применим, если только внутри эпоксидной отливки нет каких-то вмурованных в нее предметов, а весь декор расположен только в граничащем с воздухом слое. Во всех остальных случаях нужна идеально прозрачная глянцевая поверхность, которая не будет препятствовать рассматривать заключенные в слиток застывшей эпоксидки предметы.
- Лак не должен содержать в себе спирта, ацетона, дихлорэтана, эфира и любых других летучих активных жидкостей, которые способны растворить эпоксидную отливку. Информация о таких растворителях обычно помещается на таре, в которой находится эпоксидная основа.
- Лак должен защитить изделие из застывшей эпоксидной смолы от действия света, в частности, ультрафиолетовых лучей. В этом случае слой лака должен играть роль УФ-фильтра и обладать подобными свойствами.
Мнение эксперта
Олег Васильев
Мастер по изготовлению мебели и предметов интерьера из эпоксидной смолы. Создает уникальные вещи на заказ на своем производстве.
Задать вопрос мастеру
В современных эпоксидных смолах для изготовления бижутерии уже введены УФ-фильтры, поэтому такое требование к лаку может быть дополнительным, но не обязательным.
Для всех случаев применения лаков, призванных защитить внешнюю поверхность изготовленной из эпоксидки бижутерии или предметов быта, будет полезно заранее, еще во время отливки изделий, сделать несколько лишних мини-отливок (пусть даже это будут бесформенные кляксы) для опробования на них свойств тех или иных лаков.
Дело в том, что указанные растворители могут действовать на некоторые эпоксидные составы по-разному в период начала или середины процесса полимеризации и в то время, когда процесс уже закончен и отливка приобрела свои окончательные свойства. В последнем случае эти растворители, входящие в состав лаков, уже никак не могут воздействовать на концы застывших полимерных цепочек в том пластике, в который превратилась соединенная с отвердителем эпоксидная смола.
Хотя срок затвердевания при комнатной температуре обычно указывается до 48 часов, в случае дальнейшего покрытия изделий лаком на полиуретане или полиэфире такое покрытие нужно делать не ранее, чем через 2 недели после отливки изделий. Только в этом случае будет полностью завершен процесс окончательного формирования полимерных цепочек в смоле под воздействием отвердителя, и растворитель лака ничего не сможет повредить в концах этих цепочек.
Какие бывают лакокрасочные покрытия
Рассмотрим возможные варианты на предмет их использования в нашем случае.
- Латексные. Отличный вариант против солнечного ультрафиолета, особенно в плане соотношения цена-качество. Недостаток – невысокая механическая прочность, если в окружающей среде будет присутствовать абразивная пыль, лак быстро исцарапается, а потом начнет отслаиваться. Поэтому на носимые на теле или одежде изделия такой лак не подойдет.
- Алкидные. Лак с эффектом стекла. Выбор алкидных лаков огромен, поэтому подходить к нему нужно со всей тщательностью, дешевые варианты эффектом ультрафиолетовых фильтров не обладают.
- Полиуретановые однокомпонентные. Краски на этой основе еще качественнее алкидных, но нужно отслеживать их совместимость с аминами, которые используют в качестве отвердителей для эпоксидных смол.
- Двухкомпонентные полиуретановые покрытия (лаки и краски). Максимально подходят для создания защитного слоя на эпоксидных изделиях. У этих составов наибольшая молекулярная совместимость с изделиями из эпоксидных отливок. Лучшие фильтрующие ультрафиолет свойства, высокая износоустойчивость. К недостаткам можно отнести высокую стоимость и опасность для здоровья, особенно если использовать эти краски или лаки как аэрозоли для напыления. При работе обязательно требуются элементы защиты органов дыхания.
- Эпоксидные краски. Могут быть, также, как полиуретановые, одно- и двухкомпонентными. Обладают высшей износоустойчивостью по сравнению со всеми предыдущими лаками и красками. Из недостатков, плохая защита от УФ-излучения.
- Необрастающие краски. Покрытия с множеством самых разнообразных формул, поэтому подобрать для предохранения поверхностей из эпоксидных смол не составит никакого труда. Иногда требуют предварительного нанесения специальной грунтовки.
- Грунтовка. Обычно не требуются. Могут быть рекомендованы только типа «high-build», в случаях, когда на покрываемом изделии имеются царапины или потеки основы или краски.
Но какой бы тип предохранительного покрытия не был бы выбран, при его нанесении нужно руководствоваться рекомендациям производителей эпоксидных составов, где случаи несовместимости того или иного лака или красителя обычно расписаны во всех подробностях.
Какое покрытие для эпоксидных изделий выбрать, чаще всего под рукой оказывается та же основа, что и применяется для отливок, но с добавлением растворителей. Нужно только следить, чтобы соотношение жпоксидная смола и растворитель, добавляемый в смолу для того, чтобы она была пожиже, было не более 1 часть растворителя на 12-15 частей смолы. Если растворителя будет больше, то полученный таким образом лак не будет обладать достаточной механической прочностью, особенно в плане защиты от царапин. Хотя в целом держаться будет надежно, без отслаивания в виде чешуек.
Если лаковое покрытие из эпоксидки готовится самостоятельно, то нужно помнить также, что отвердитель в смолу вводится только после разжижения смолы растворителем, а никак не наоборот.
Если отливка из эпоксидной смолы уже была покрыта полиэфирным или полиуретановым лаком, нанесение на него эпоксидного защитного состава безнадежно испортит вещь. Полиэфиры и полиуретаны можно наносить поверх эпоксидки. Наоборот же ни в коем случае нельзя. В этом случае между ними образуется желеобразный пограничный слой, который никогда не застынет.
Так как смола ЭД-20 и ЭД-22 обычно имеет высокую стоимость, для изготовления лака можно применить более дешевую, например, ЭД-16. Правда, она гораздо гуще смол с более высоким числовым индексом, но при разбавлении органическим растворителями все равно становится более жидкой.
Да и густота может сыграть положительную роль, если покрываются округлые изделия, с которых толстый слой жидкого лака неминуемо стечет. В таких случаях делают двух-трехслойную пленку поверх готовых изделий, каждый раз дожидаясь застывания предыдущей в течение 2-3 дней, но это касается только эпоксидных лаков. Если применяются полиэфирные, скорость полного испарения растворимого компонента может быть и дольше.
Мнение эксперта
Олег Васильев
Мастер по изготовлению мебели и предметов интерьера из эпоксидной смолы. Создает уникальные вещи на заказ на своем производстве.
Задать вопрос мастеру
Запах, вредность и вообще объем выделяемых вредных веществ из отвердевшей в течение 2-3 недель эпоксидки сильно преувеличиваются. Поэтому в первую очередь нужно выяснить для себя (очевидно – опытным путем) устойчивее ли наносимый лак, чем сама поверхность эпоксидки, к царапинам и потертостям. Иначе затраты сил, времени и денег на покрытие лаком красивой полированной поверхности изделия будут просто ни к чему.
Рейтинг статьи
Загрузка…
Adblock
detector
Источник
Защитный лак для эпоксидной смолы
С каждым днем растет количество влиятельных людей мировой моды, отказавшихся от использования дорогостоящих ювелирных изделий при формировании образа моделей с обложки в пользу более дешевых аналогов. Всевозможная бижутерия решительно покоряет сердца представительниц прекрасного пола со всего мира. Множество независимых предпринимателей имеют хорошую прибыль от изготовления интересных аксессуаров, отдавая такому занятию множество времени и ресурсов. Палитра материалов удивляет своим разнообразием: можно встретить как каменные произведения и изделия из полимерной глины, так и композицию из настоящего серебра и обыкновенного жесткого пластика. Довольно распространенным вариантом среди всего этого заслуженно являются произведения из эпоксидной смолы. Они славятся приятным внешним видом, но, в то же время, надежностью, внушительным сроком службы и необычными формами. Как сделать так, чтобы любимые изделия прослужили намного дольше?
Нанесение защитного слоя
В качестве защитного слоя может использоваться лакокрасочное покрытие, которым покрывают законченное изделие, что обычно используется как декоративный элемент. Защитный слой взаимодействует с внешним покрытием изделия, что, не только формирует надежную основу, но и увеличивает надежность внешнего покрытия, продлевая его жизнь. В результате такой синергии, они представляют собой единую защитную систему, которая намного надежнее любого из возможных, отдельно взятых вариантов.
При выборе покрытия для защитного слоя необходимо отдельно обращать внимание на защиту от солнца, потому как время жизни барьерного слоя напрямую зависит от эффективности, с которой внешнее покрытие сопротивляется ультрафиолетовому излучению, следовательно, сохраняет цвет и нейтрализующее ультрафиолет вещество на поверхности барьерного эпоксидного слоя. Следует также отметить, что, по сравнению с матовыми, глянцевые покрытия гораздо лучше нейтрализуют влияние солнечных лучей на покрытое ими изделие, и позволяют сохранить гораздо большее количество пигментов в первозданном виде надолго. Матовый слой немного хуже выполняет данные функции, поэтому такой вариант используют намного реже, так как для эффективного действия он требует хранения в затемненных местах.
Поэтому, идеальный вариант – белое глянцевое покрытие или бесцветный лак для изделия.
Совместимость
По определению эпоксидная смола являет собой плотный, твердый пластик, который очень сложно чем-либо растворить или деформировать. С учетом этого свойства, для эпоксидной смолы может применяться обработка различными химическими составами, а также растворителями, которые не способны размягчить материал и деформировать его составляющие элементы. Тем не менее всегда нужно быть предельно осторожными: при покупке незнакомой краски, следует заранее опробовать ее действие на отдельном участке схожего с покрываемым материала, который не жалко будет утилизировать в случае неудачи.
Большинство покрытий абсолютно совместимы с произведениями из эпоксидной смолы, так как они не вступают в реакцию напрямую. Полиуретаны и полиэфиры могут быть подвержены действию природных аминов поэтому в случае применения, они должны наноситься только на полностью затвердевшее произведение, что в среднем занимает около двух недель при комнатной температуре. Для ускорения застывания изделия можно просушить его, оставив его рядом с батареей отопления или поместив ненадолго в духовой шкаф при температуре около 60 градусов по Цельсию. Однако следует быть осторожными и использовать этот метод только при работе с темными оттенками.
Варианты лакокрасочных покрытий
- Латексные краски можно порекомендовать, как отличное средство от солнечного ультрафиолета. При выполнении большинства архитектурных работ именно этот тип красок может оказаться наиболее приемлемым вариантом. Их минусами можно назвать небольшую стойкость к повреждениям и возможность появления царапин и мелких повреждений;
- Алкидные покрытия (примером может выступать защитный лак на алкидной основе с эффектомстекла) предельно просты в использовании и практически полностью свободны от токсичных элементов, кроме того, их всегда можно найти на полках магазинов, при этом они придутся по карману каждому. К такому разнообразию следует относиться с особым вниманием при выборе: зачастую, только материалы премиального класса могут обладать длительным эффектом и достаточную износостойкость на протяжении продолжительного периода времени даже при регулярном использовании изделий;
- Однокомпонентные полиуретановые краски привлекательны простотой в использовании и предлагают гораздо лучшие характеристики, по сравнению с алкидными материалами. Однако, необходимо отметить, что они и более дорогие, а также не все из них можно назвать подходящими к аминам, содержащимся в эпоксидной смоле затвердевшего произведения.
- Двухкомпонентные полиуретановые краски предоставляют наибольшую сохранность произведений среди перечисленных средств и бывают и пигментированными, и бесцветными, кроме того гарантируют достаточно хороший уровень защиты от влияния солнечных лучей, долго поддерживают свойства глянца и имеют повышенную износостойкость и наилучшую совместимость на молекулярном уровне между химическими соединениями изделия и покрытия. Однако они также являются одними из самых дорогих в списке, кроме того требуют дополнительной осторожности при работе с ними и могут представлять опасность для человеческого организма, в особенности при распылении.
- Краски на эпоксидной основе также могут состоять как из одного, так и из двух компонентов. Эпоксидные краски из двух компонентов по характеристикам очень похожи на своих полиуретановых собратьев. Также обладают хорошей износоустойчивостью и сопротивлением к действиям химических материалов, однако не так хорошо защищают поверхность от солнечного излучения, если сравнивать с полиуретановыми аналогами.
- Необрастающие краски – являют собой разнообразие покрытий с множеством различных формул. Большая часть таких красок спокойно взаимодействует с покрываемыми изделиями и может наноситься непосредственно на произведение. В случае возникновения подозрений касательно совместимости или имеются вопросы, связанные с отвердеванием и прилипанием к такому типу красок, необходимо прежде обработать изделие рекомендованной в инструкции грунтовкой.
- Грунтовки. Обычно не требуются при нанесении лакокрасочного покрытия на эпоксидную основу, однако некоторые их типы могут требовать наличия промежуточного слоя из грунтовки; грунтовки типа «high-build» могут пригодиться для сокрытия таких недочетов, как царапины и потеки краски на поверхности изделия.
При использовании любого типа покрытия руководствуйтесь инструкциями производителя. Однако, как было указано ранее, рекомендуется дополнительно проверять действие лакокрасочного средства на отдельном участке материала для наглядной оценки необходимых характеристик покрываемого произведения, совместимости материалов и рабочих параметров защитного слоя
Больше интересных статей об эпоксидной смоле на нашем сайте
Источник