Можно ли использовать интерактивную доску без проектора

Обязателен ли проектор для интерактивной доски

29 Дек 2020

Этот вопрос нам часто задают руководители и педагоги детских образовательных учреждений, которые рассматривают оснащение своих заведений современным интерактивным оборудованием. Мы понимаем, что приобретение двух единиц техники – интерактивной доски и проектора – может быть сопряжено с определенными финансовыми и техническими трудностями: элементарно, в детском саду может не быть специалиста, который сумеет подключить проектор к доске и компьютеру, наладив их работу. В этой статье мы хотим рассказать об использовании интерактивных досок для школы в связке с проектором. Обязательно ли наличие проецирующего оборудования или можно обойтись без него? Попробуем разобраться.

Электронная доска для занятий в школе

Проектор – обязательный компонент для интерактивной доски

Да. Проектор подключается к компьютеру или ноутбуку, с которого выводится изображение на большой экран доски. Это обязательный элемент в интерактивных досках, который позволяет отображать контент на плоскости экрана. А функциональность уже самой доски позволяет взаимодействовать с контентом при помощи сенсорных технологий: вы управляете объектами и панелью инструментов с помощью различных приложений.

Важно: Если вы хотите использовать современное интерактивное оборудование без проектора, решением станет приобретение интерактивных панелей. Функциональность таких устройств значительно шире, она позволяет выводить изображение на дисплей в разрешении UltraHD и взаимодействовать с контентом по аналогии с классической школьной доской. Стоимость такого оборудования на 40-50% выше в сравнении с интерактивными досками. Целесообразность приобретения конкретного оборудования опирается на степень освещенности помещения, формат проведения занятий, а также на количество учащихся.

Какие проекторы лучше выбирать

Для использования в проектора с интерактивной школьной доской следует учитывать 2 главных параметра – технологию вывода изображения и тип проектора. Начнем по порядку.

Интерактивная доска с проектором

Технологии DLP и LCD

Пожалуй, главный недостаток при работе со школьной интерактивной доской с проектором – тени от лучей проектора. Учителя и ученики всегда стараются не перекрывать изображение и работать на определенном расстоянии от прямых лучей. Интерактивная доска подразумевает работу с маркерами, заметками и схемами на экране, взаимодействием с приложениями компьютера, поэтому в зоне всегда оказывается движущийся объект в виде руки. Проблема решается использованием ультракороткофокусных проекторов, где тени минимальны.

Проекторы с технологией DLP не проецируют все цвета одновременно на поверхность. В этих устройствах используется быстрая смена красного, зеленого и синего цвета, которые и создают полноценное контрастное изображение. Человеческий глаз не воспринимает быструю смену трех цветов, а видит уже только полноцветную картину с экрана подключенного компьютера. Но здесь есть существенный недостаток. Как только в зоне проекции оказывается динамичный объект в виде руки, то 3 цвета не успевают сменяться настолько быстро, поэтому возникают «радужные» эффекты или эффекты мерцания. Из-за этого работа с интерактивной доской и DLP-проектором приводит к быстрой утомляемости глаз. Полноценно работать у доски можно до 15-20 минут, после чего ученики устают, а эффективность обучения снижается.

Такой недостаток полностью исключен у проекторов с технологией LCD. Изображение полноценно проецируется как на экран доски, так и на объект, который в текущий момент может попасть в зону между лучами от объектива.

Цифровая интерактивная доска для класса

Тип проектора

Большинство поставщиков комплектуют интерактивные доски с короткофокусными и ультракороткофокусными проекторами. В чем их особенность? Стандартные проекторы располагаются на значительном расстоянии от экрана, что может привести к появлению теней от человека, стоящего перед доской. Второй недостаток – мерцание от проектора, которое может «бить» по глазам педагогу или ученику, работающему у доски.

В ультракороткофокусных моделях все это исключено. Проекторы размещаются прямо над доской с помощью настенных или потолочных кронштейнов на расстоянии до 10-15 см от интерактивного оборудования. Это идеальный вариант для работы.

Источник

Типичные ошибки, совершаемые при выборе интерактивной доски

В наше время всё больше школьных классов, институтских аудиторий, офисов малых и больших компаний оснащаются интерактивными досками. Интерактивной доской принято называть сенсорное устройство, предназначенное для отображения графической и видеоинформации. На интерактивной доске можно работать с самыми разнообразными форматами данных, выводить документы, страницы сайтов, изображения, видео, фото, а также выполнять интерактивные задания и уроки. Для комфортной и продуктивной работы с электронной доской необходимо грамотно подойти к выбору модели устройства. Ниже — список самых типичных ошибок, которых следует избегать.

1. Выбор интерактивной доски с неподходящей технологией
Интерактивные доски работают с использованием одной из следующих технологий: электромагнитной, оптической и инфракрасной. Интерактивные доски, работающие на электромагнитной технологии, отображают информацию, написанную при помощи специальных маркеров, идущих в комплекте. Доски, имеющие инфракрасный или оптический принцип работы, позволяют писать при помощи пальца или любого другого непрозрачного предмета, такого как ручка или указка. Доски на электромагнитной технологии — нет. Учитывайте количество часов в сутки, на протяжении которых будет использоваться доска: если целый день, то намного удобней писать или рисовать специальным эргономичным маркером, а не водить по устройству пальцем, так как при использовании маркера рука устает значительно меньше. Есть и минусы: если маркер потеряется, придется заказывать новый. 

Для того, чтобы не ошибиться, выбирая цифровую доску, следует самостоятельно опробовать несколько разных вариантов и выбрать наиболее удобный лично для себя и для своих нужд.

2. Не учтено количество пользователей одновременно работающих с интерактивной доской
Современные модели интерактивных досок позволяют вести работу нескольким пользователям одновременно. Для осуществления совместной работы на электронной доске необходимо определиться, сколько пользователей будет одновременно работать за одной доской. В зависимости от ответа на этот вопрос подбирается доска по параметрам Multi-touch и Multi-User. На всякий случай, лучше взять доску с запасом по количеству пользователей – это может пригодиться в будущем.

Читайте также:  Можно ли использовать календулу при отите

3. Отсутствие антивандальной, защищенной поверхности
Если доска покупается для образовательных нужд – в детский сад, школу или институт, где множество активных детей и молодежи, лучше выбирать устройство с антивандальной конструкцией. Следует помнить, что дети нечаянно могут повредить доску, ударить по ней или зацепить рюкзаком или одеждой. Современные интерактивные доски, разработанные для нужд образования или использования в общественных местах оснащены антивандальной поверхностью, которая может гарантировать безопасность оборудования.

vybor-interaktivnoy-doski-1.jpg

4. Экономия на приобретении мобильной подставки на колесиках
Приобретая интерактивную доску, следует учитывать место ее будущего размещения. Надо заранее определиться относительно того, будет ли доска постоянно находится в одной аудитории или ее необходимо будет переносить из помещения в помещение. Если доску не планируется перемещать в процессе работы, то входящих в комплект креплений будет достаточно. Но если оборудованием будут пользоваться в разных помещениях, логичнее обзавестись фирменной мобильной подставкой на колесиках, подходящей под конкретную модель доски.

vybor-interaktivnoy-doski-2.jpg

5. Приобретение глянцевой интерактивной доски
Интерактивные доски не работают без проекторов, поэтому при выборе оборудования необходимо учесть тот факт, что глянцевая поверхность будет создавать блики, негативно влияющие на зрение как учителей, так и учеников. Для того, чтобы уберечь зрение, необходимо приобретать доски исключительно с матовой поверхностью.

6. Неправильное размещение и монтаж интерактивной доски
Монтаж интерактивной доски лучше доверить профессионалам, имеющим опыт подобной работы. Во-первых, от монтажа зависит безопасность как учителя, так и детей, работающих с интерактивной доской. Во-вторых, профессиональный монтажник сможет определить на какой высоте должна находится доска для комфортной работы. Стоит учитывать средний рост пользователей, которые будут в будущем работать с интерактивной доской.

7. Приобретение интерактивной доски без учёта особенностей проектора, ноутбука или компьютера
В связке с интерактивной доской всегда используется ноутбук или компьютер, подключенный к проектору. Как правило, современные модели интерактивных досок не нуждаются в дополнительном питании от сети, что делает их особенно безопасными — это важно, когда речь идет о применении оборудования в аудитории с детьми. Все современные модели интерактивных досок подключаются к ноутбуку или компьютеру через USB-разъем, на них светит проектор также подключенный к ПК. Следовательно, важно учитывать особенности «вспомогательного» оборудования.

vybor-interaktivnoy-doski-3.jpg

8. Приобретение интерактивной доски без необходимого ПО
Программное обеспечение и драйвера всегда идут в комплекте с доской. Разные производители поставляют разное программное обеспечение, у которого может не хватать определенных, нужных конкретному пользователю функций. Как правило, в стандартном комплекте программ имеется интерактивный транспортир, циркуль, линейка, различные программы для создания и проведения интерактивных уроков и презентаций.

vybor-interaktivnoy-doski-4.jpg

9. Неправильный подбор проектора, необходимого для работы интерактивной доски
Для любой интерактивной доски необходимым условием является наличие проектора достаточной мощности, которая выбирается исходя из параметров освещенности помещения, где планируется установить доску. В большинстве случаев проекционное устройство размещают под потолком, чтоб не появлялись тени от людей, работающих с интерактивной доской. Наилучшим выбором в этом случае станет проектор короткофокусного типа.

При выборе электронной доски для нужд образования или бизнеса, следует проконсультироваться со специалистами, имеющими опыт установки и использования интерактивного оборудования.

Источник

Интерактивная доска для начинающих | Статья на тему:

Введение.

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Сегодня уже невозможно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникационных технологий, будь то просто приготовленная презентация POWER POINT, компьютерная обучающая программа или скачанные материалы из сети Интернет. На сегодняшний день одним из самых неизведанных вопросов для педагогов остается использование интерактивных досок (ИД) на уроках, так как специальные технические и/или методические курсы для формирования навыков работы с ИД являются большой редкостью. Исходя из актуальности этой проблемы при наличии интерактивных досок в школах, хочется  поделиться опытом использования ИД на уроках английского языка. Если же школа только планирует приобрести ИД, важно владеть основной информацией об интерактивных досках, их преимуществах и недостатках для осуществления выбора.

Что представляет собой интерактивная доска? 

Интерактивная доска — это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Вместе они являются интерактивным комплексом. Но использовать ИД только в качестве экрана для показа презентаций «кощунственно», так как в программном обеспечении любой ИД имеются различные функции, с помощью которых можно продуктивно работать с любыми объектами на доске: перемещать, группировать, скрывать за шторкой, делать съемку экрана, видеозапись урока и многое другое.

Виды и типы интерактивных досок.

Сегодня в России в основном продаются модели досок следующих производителей:

  1. Smart (доски SmartBoard) — Канада
  2. Hitachi (доски StarBoard  и FX-DUO) — Япония
  3. Panasonic (доски Panaboard) — Япония
  4. PolyVision (доски Walk-and-Talk и Webster) — США
  5. Sahara Interactive (доски Communicator77 и Penbord) — Бельгия
  6. Triumph (доски Triumphboard) – Чехия
  7. QOMO HiteVision (доски QWB200 и QWB300) – США
  8. InterWrite (доски InterWriteBoard) — США
  9. Prometean LTD (доски AktivBoard) – Англия

Интерактивные доски делятся на два класса в зависимости от расположения проектора: с фронтальной и обратной проекцией.

Доски с фронтальной проекцией распространены наиболее широко, хотя и обладают очевидным недостатком: докладчик может загораживать собой часть изображения. Чтобы этого не было, проектор подвешивают под потолком как можно ближе к доске, объектив наклоняют вниз, а возникающие трапециевидные искажения компенсируют с помощью системы цифровой коррекции.

Доски с обратной проекцией, где проектор находится позади экрана, существенно дороже и занимают в аудитории больше места, чем доски с прямой проекцией. Поскольку экран работает на просвет, возможны проблемы с видимостью изображения под большими углами.

Читайте также:  Можно ли использовать цемент как удобрение

Производители интерактивных досок используют разные технологии для определения положения пишущего инструмента на доске (именно технология определяет – при помощи каких приспособлений мы будем на доске работать). Используемые в интерактивных досках технологии подразделяются на четыре основных типа.

Например, в досках Smart и Polyvision используется так называемая резисторная технология. В пластиковую поверхность интерактивной доски вмонтирована сетка из двух слоев очень тонких проводников, разделенных воздушным зазором. Проводники замыкаются от давления на поверхность при прикосновении. Это означает, что можно использовать для работы с доской любой предмет — указку, маркер, собственный палец. Все, что физически не поцарапает доску.

В досках Hitachi и Panasonic используются другие технологии – инфракрасная и ультразвуковая,  основанные на применении соответствующих датчиков, определяющих положение специального электронного маркера. В новых моделях Hitachi используется технология оптическая – когда два инфракрасных излучателя и датчики, расположенные на верхней кромке доски, отслеживают движущийся по поверхности маркер или любой другой предмет, например, все тот же палец.

Электромагнитная технология основана на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым может быть либо специальный электронный карандаш, либо вложенные в электронные держатели маркеры (Sahara, InterWrite).

Производитель

Модель

Технология работы

Дюймы

Цена, руб.

SMART Technologies

Board 660i (вместе с проектором)

резистивная

64

212 600

SMART Technologies

Board 680

резистивная

77

74 970

Hitachi

StarBoard FX-77

ультразвуковая

77

61 700

GTCO CalComp Inc

InterWrie Board 1077

электромагнитная

77,5

59 100

Polyvision

Walk-and-Talk WT 1600

резистивная

78

58 000

Polyvision

Webster LT — 6000

лазерная

74

103 327

Проектор и компьютер для работы с интерактивной доской могут быть практически любыми (например, те, что уже есть в школе) – специальных требований к ним для работы с доской не предъявляется.

Преимущества и недостатки интерактивных досок

Имея уже достаточный опыт работы с интерактивной доской, могу отметить несомненные преимущества проведения уроков с её помощью.

Преимущества для педагогов

  1. Работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности;
  2. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
  3. Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  4. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.
  5. Возможность вынести ключи решений на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить на следующий слайд.
  6. Значительно экономит время при подготовке к урокам за счет встроенных функций ПО;
  7. Удобна при работе в большой аудитории;
  8. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
  9. Учителя иностранного языка имеют преимущества перед учителями других предметов, так как наш предмет разносторонний, охватывает многие области: географию, историю, литературу, экономику, экологию, биологию, математику, физику и химию тоже и многое другое. Поэтому мы можем использовать программное обеспечение доски и её возможности в полном объёме!
  10. Учителя иностранного языка имеют хорошую возможность интерактивного использования видеофрагментов и изображений страноведческого характера для приобщения учащихся к культуре стран изучаемого языка.

Преимущества для учащихся

  1. Делает занятия интересными и является мощным инструментом для развития  мотивации к обучению;
  2. Предоставляет больше возможностей для активного участия в учебном процессе;
  3. Облегчает понимание сложного материала в результате более ясного, эффективного и динамичного его представления;
  4. Способствует развитию творчества и самостоятельности учащихся;
  5. Возможность вырезать и стирать объекты с экрана, копировать и вставлять их, отменять или возвращать действия придает учащимся больше уверенности: они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить.

У интерактивных досок есть как защитники, так и противники, которые убеждены, что интерактивная доска имеет «эффект игрушки», мотивирует учащихся на несколько уроков, а после этого становится им неинтересной. Но чаще всего противниками использования нового оборудования выступают учителя, которые сами с интерактивными досками не работают.

Среди недостатков или возможных трудностей, можно отметить:

  1. недостаточно приспособленное для педагогов программное обеспечение досок;
  2. невозможность обновления существующего ПО из-за отсутствия выхода в Интернет;
  3.  наличие нескольких разных типов интерактивных досок, программы которых несовместимы;
  4. наличие чисто технических проблем: при скачках напряжения или отказе доски по неизвестной причине далеко не все учителя сумеют найти верное решение проблемы;
  5. Интерактивные доски намного дороже, чем стандартные доски или же проектор с экраном.
  6. Поверхность интерактивных досок может повредиться, замена поврежденной поверхности также очень дорогостоящая услуга (в России такой ремонт, возможно, будет равноценен покупке новой доски).
  7. Если к интерактивной доске разрешен удаленный доступ, то некоторые пользователи могут передать на экран нежелательное сообщение или рисунок.
  8. необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные  нормы.

Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.

Возможности использования интерактивных досок в среде Smart Notebook на уроках английского языка

В связи с тем, что программное обеспечение разных интерактивных досок, несмотря на имеющиеся похожие функции, все-таки отличается между собой и далеко не  совершенно, то есть смысл рассказать об универсальной программе Smart Notebook, которая разработана для Smart Board, но которую можно использовать практически на любой ИД. Имея представление о функциях работы в этой программе, можно сориентироваться в работе на ИД любого производителя. Преимущества этой программы:

  1. Она очень удобна для предварительной подготовки материалов (информационного ряда), который будет использован учителем на  ИД;
  2. Она обладает богатыми техническими возможностями для такой подготовки;
  3. Она имеет дружественный, простой и удобный русскоязычный интерфейс;
  4. Она же является и сценой, на которой подготовленные материал будет транслироваться и «жить»;
  5. Материалы, подготовленные в этой программе, можно использовать на любой ИД;
  6. В ее состав входит обширная коллекция готовых объектов (картинок, фонов, интерактивных элементов и т.д.), которая постоянно обновляется, ее можно пополнять и собственными коллекциями;
  7. Она никак не «привязана» к компьютеру, соединенному с ИД, ее можно установить на любом ПК, в том числе и домашнем;
  8. Программа и элементы ее сопровождения бесплатны и доступны на сайте производителя;
  9. Имеется уже достаточно большое количество материалов методического характера, посвященных использованию именно этой программы.
Читайте также:  Можно ли использовать перцовый пластырь при простуде

Если использовать привычную терминологию, Smart Notebook — это программа, позволяющая изготовлять своего рода «презентацию» к уроку, состоящую из отдельных страниц (обстановок, сцен, слайдов), сменяющих друг друга в произвольном порядке. Но различия принципиальны! Слайд обычной презентации – неизменен. Каждая же страница «презентации» Notebook – это отдельная сцена, на которой какие-то объекты и обстановки уже могут быть заранее подготовлены и размещены, а какие-то будут создаваться учителем и учениками непосредственно в процессе урока. Объекты будут перемещаться, появляться, создаваться, изменяться и удаляться не по заложенным заранее правилам, а в режиме «запланированной импровизации». На каждой такой сцене в процессе урока разыгрывается маленький спектакль, в котором учитель – главный режиссер.

Созданная в Notebook «презентация» сохраняется традиционным способом в файл с расширением .notebook. Однако существует возможность ее экспорта в файл обычной презентации в формате PowerPont, Web-страницы, документа PDF или просто графического изображения. Готовить материалы к уроку с использованием интерактивной доски можно на любом компьютере, где установлена программа Smart Notebook, затем созданный файл-презентацию нужно переместить на ПК, непосредственно соединенный с интерактивной доской (при помощи флэшки, локальной сети) и — проводить урок.

Итак, каждая страница Notebook в процессе урока интерактивна, с ней могут работать  учитель и ученики, изменяя ее содержание, внося любой текст, перемещая, удаляя и добавляя различные объекты с помощью набора предоставленных инструментов. И все это непосредственно у доски! Просто нужно привыкнуть к мысли, что если Вы, работая в программе за компьютером, все действия выполняете мышкой, то на доске те же действия производят, используя (в зависимости от модели доски) либо специальные маркеры, либо вообще любой предмет, не царапающий доску. В том числе и  палец.

Перед учителем, который хочет научиться  использование интерактивную доску «на все сто» стоят последовательно следующие задачи:

  1. Найти и установить на свой ПК программу Smart Notebook, выполнить обновление коллекций для учителя в ее составе;
  2. Научиться (технически!) работать в среде этой программы, сидя за компьютером;
  3. Освоить практические приемы работы с программой, находясь непосредственно у доски;
  4. Научиться технически изобретательно и методически грамотно применять полученные умения и навыки при подготовке и проведении урока или иного мероприятия.

Клонирование, группировка объектов, затенение экрана, лупа, подсветка экрана, запись страницы, видеосъемка, набор графических интсрументов, экранная клавиатера распознавание рукописного текста – вот далеко не полный список функциональных возможностей ИД и программы Smart Notebook, которые позволяют учителю иностранного языка использовать Доску на всех этапах урока. Это и фонетическая зарядка, и повторение лексики, и отработка каких-то грамматических навыков. Возможность встраивать аудио и видеофайлы прекрасно помогает развивать навыки аудирования, мотивирует учащихся к монологическому высказыванию, обсуждению, дискуссии и т.д. Галерея встроенных интерактивных инструментов дает простор для создания различных тестов, кроссвордов, занимательных игр и т.д., благодаря которым каждый ученик оказывается вовлеченным в процесс и является действительно активным участником урока.

Практическое использование программы Smart Notebook на уроках английского языка дано прилагается в соответствующем файле, а его подробное описание в  пояснительной записке (см.приложение).

Заключение

Я работаю с интерактивной доской более двух лет. В своей практике использую как  компьютерные  обучающие программы, ЦОРы с разрешенных ресурсов Интернета, так и создаю собственные  презентации в ПО для интерактивной доски и в программе Smart Notebook.  Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко для меня, а детям становится интересно учиться. А ведь мотивация – двигатель прогресса! Я заметила, что благодаря появлению в классе интерактивной доски изменилось отношение к урокам даже у самых проблемных учеников. Ребенок, который раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Постоянно отвлекающиеся непоседы направляют  свою энергию на работу. А те, кому просто тяжело учиться, находят новые возможности для самовыражения. Некоторые дети стали проявлять инициативу в создании разного рода презентаций и индивидуальных заданий для воспроизведения их на интерактивной доске, проявляя все свое творчество и индивидуальность…

Но прежде всего, следует понимать, что интерактивная доска сама ничему научить не может. Это всего лишь инструмент в руках педагога, такой же как доска, мел, таблица, и то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества педагога, его готовности сделать урок интересным, понятным и запоминающимся.

Сан Пин по использованию интерактивной доски

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

Источник