Можно ли использовать герб муниципального образования
Содержание статьи
Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований
28.06.2008 // Геральдический совет при Президенте РФ
РАЗДЕЛ 1. Вводные положения »» Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (извлечение) »» I. Официальные символы муниципальных образований: виды, статус, назначение »» II. Порядок разработки и утверждения официальных символов муниципальных образований »» III. Государственная регистрация официальных символов муниципальных образований Раздел 1 ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН«ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (извлечение) Статья 9. Официальные символы муниципальных образований 1. Муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. 2. Официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством. 3. Официальные символы муниципальных образований и порядок официального использования указанных символов устанавливаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. I. ОФИЦИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ OБРАЗОВАНИЙ: ВИДЫ, СТАТУС, НАЗНАЧЕНИЕОфициальными символами муниципальных образований являются утвержденные в установленном порядке средства визуального (зрительного) обозначения муниципального образования. К официальным символам относятся: гербы, флаги, должностные и наградные знаки, эмблемы. Все имеющиеся у муниципального образования официальные символы образуют комплекс геральдического обеспечения данного муниципального образования. Муниципальные образования обладают правом, но не обязанностью иметь официальные символы. Решение о создании и учреждении официальных символов должно всегда исходить исключительно из практических потребностей муниципального образования. Практическими потребностями должно определяться насколько широк и разнообразен может быть комплекс геральдического обеспечения муниципального образования. Создавать и учреждать официальные символы в тех случаях, когда к этому не побуждают вполне конкретные и ясные практические потребности, нецелесообразно. Герб муниципального образования является главным официальным символом муниципального образования. Герб служит основным средством визуальной идентификации муниципального образования: его названия, административного статуса, прав и органов самоуправления. Герб представляет собой условный знак, образуемый определенными фигурами и цветами, составленный по геральдическим правилам и употребляемый в соответствии с традициями геральдики и правовыми актами. На основе герба строятся все прочие официальные символы муниципального образования. Флаг муниципального образования является вторым по значимости основным официальным символом муниципального образования. Флаг служит средством визуальной идентификации муниципального образования в тех случаях и ситуациях, когда для данной цели невозможно или недостаточно использование герба. Флаг представляет собой полотнище с установленным сочетанием цветов и фигур, составленное по вексиллологическим правилам и употребляемое в установленном порядке. Флаг строится на основе герба и в свою очередь может служить основой для иных официальных символов муниципального образования. Должностные знаки (знаки различия) муниципального образования являются официальными символами муниципального образования. Должностные знаки служат средством визуальной идентификации лиц, занимающих официальные ответственные должности в органах местного самоуправления (глав муниципальных образований, депутатов представительских органов местного самоуправления, иных выборных и должностных лиц) и используются данными лицами символически (в особо ответственных ситуациях: при вступлении в должность и оставлении должности, в особо ответственных, торжественных и важных случаях), либо практически (постоянно при исполнении служебных обязанностей). Должностные знаки представляют собой нашейные или нагрудные знаки, составленные на основе герба или флага муниципального образования. Наградные знаки (знаки отличия) служат средством визуального обозначения лиц, чьи заслуги перед муниципальным образованием официально признаны и отмечены муниципальным образованием. Наградные знаки представляют собой нагрудные знаки (или иные носильные знаки, например: броши, перстни, браслеты и т.д.), настенные и настольные медали, сувениры особого рода, ценные подарки, построенные на основе герба или флага муниципального образования, или несущие изображение герба или флага муниципального образования. Знаки к почетным званиям относятся к числу наградных знаков и образуют с ними единую систему. Эмблемы. Существует два класса муниципальных эмблем. К первому классу относятся создаваемые на основе герба или флага знаки подразделений органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или управлении, муниципальных организаций, памятных и значимых событий, происходящих в муниципальном образовании (юбилеев, фестивалей, памятных дат и т.п.). Ко второму классу относится эмблема муниципального образования, создаваемая вместо герба и исполняющая функции герба в тех случаях, когда по каким-либо причинам невозможно или нежелательно установление для муниципального образования герба. Эмблема представляет собой графически неизменный знак, составленный вне соответствия правилам составления гербов. II. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙОфициальные символы муниципальных образований разрабатываются муниципальными образованиями самостоятельно. Для этой цели могут быть привлечены силы местных художников и специалистов[1]. __________ [1] — Практический опыт показывает, что при разработке официальных символов нецелесообразно прибегать к проведению открытых конкурсов на создание проектов муниципальных символов. Помимо того, что проведение таких конкурсов связано со значительными трудозатратами, результаты конкурсов крайне редко бывают удачными, а если какой-либо конкурс и приводит к выделению победившего проекта, то дальнейшая доработка этого проекта бывает затруднена условиями конкурса и амбициями авторов победившего проекта. В субъектах Российской Федерации, в которых имеются региональные геральдические комиссии, целесообразно прибегнуть к помощи соответствующей геральдической комиссии. Возможно использовать услуги лиц и предприятий, профессионально занимающихся разработкой официальных символов на коммерческой основе[2]. __________ [2] — О добросовестности и качестве работы таких лиц и предприятий можно получить справку в Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации. Разработка официального символа включает в себя: — разработку проектных рисунков символа; — разработку проектов документации о символе, включающую в себя: = проект правового акта об утверждении символа; = проект Положения о символе (документа, определяющего вид символа и правила его использования); = проект описания символа; = обоснование символики учреждаемого знака (в виде пояснительной записки, исторической справки и т.п.). Разработанные проекты следует представить в Геральдические совет при Президенте Российской Федерации для проведения геральдической экспертизы (непосредственно от муниципального образования или через посредство региональной геральдической комиссии в тех субъектах Российской Федерации, где такие комиссии имеются). Для проведения экспертизы в Совет направляются: — официальное письмо на имя Государственного герольдмейстера с просьбой о проведении экспертизы; — рисунки проекта символа (цветной и черно-белый контурный); — проект Положения о символе; — проект описания символа (если текст описания включен в Положение, то представлять его отдельно не требуется); — пояснение к проекту: обоснование композиции и пояснение символики знака, толкование причин и оснований, побудивших остановиться на данном проекте (если текст пояснения включен в Положение, то представлять его отдельно не требуется). Срок проведения экспертизы — 30 дней с момента поступления документов в Геральдический совет. В случае особой сложности экспертных действий, срок может быть продлен до 60 дней, с обязательным извещением отправителя о задержке экспертизы. Экспертиза производится бесплатно. Экспертиза, проводимая Советом, может выдвинуть к проекту рекомендации по усовершенствованию и доработке, призванные обеспечить соответствие проекта законодательству Российской Федерации, принципам единой государственной политики в области геральдики, геральдическим правилам и избежать дублирований. После доработки проекта в соответствии с высказанными замечаниями (или в случае одобрительного заключения экспертизы) проект символа выносится на официальное утверждение. Официальные символы муниципальных образований утверждаются уставами соответствующих муниципальных образований или правовыми актами (решениями, постановлениями) представительских органов муниципальных образований. Наиболее практичным является второй путь, так как посредством принятия единого правового акта возможно комплексно ввести в действие все необходимые документы о символе. Необходимое согласование устава муниципального образования и правового акта об утверждении официальных символов может быть достигнуто следующим образом. В устав муниципального образования вносится статья (или глава), закрепляющая право муниципального образования на наличие официальных символов (например, следующего содержания: «Муниципальное образование [Наименование] имеет официальные символы — герб и флаг, устанавливаемые правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Муниципальное образование [Наименование] может иметь также иную официальную символику (знаки различия и отличия), устанавливаемые правовыми актами представительного органа местного самоуправления или решениями Главы муниципального образования.» После принятия устава проводится работа по подготовке соответствующих актов об официальных символов и их утверждение. Удобство и практичность такой формы подтверждено опытом, а ее допустимость определяется прецедентом государственных символов Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации закреплено право Российской Федерации на наличие государственных символов (герба, флага и гимна), а сами государственные символы — герб, флаг и гимн — утверждены отдельными Федеральными конституционными законами[3]. __________ [3] — Аналогично построена ситуация и с государственными наградами — факт их наличия в Российской Федерации закреплен Конституцией Российской Федерации, а сами награды установлены Указами Президента Российской Федерации. Правовой акт об учреждении официального символа муниципального образования должен включать в себя: 1) собственно акт — решение (постановление) представительского органа местного самоуправления, утверждающее символ, его описание, рисунки и Положение о нем; 2) приложение N 1 к решению (постановлению) — Положение об официальном символе, содержащее описание символа и правила его использования; 3) приложение N 2 к решению (постановлению) — рисунки официального символа: цветной и одноцветный (если он необходим). При необходимости могут быть даны и другие приложения к правовому акту, однако приведенный выше комплекс документов, при условии правильного его составления, является необходимым и достаточным пакетом правовых актов, для учреждения официального символа и установления правил его использования. III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙВсе официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация официальных символов муниципальных образований осуществляется путем их внесения в Государственный геральдический регистр Российской Федерации. Государственный геральдический регистр ведет Геральдический совет при Президенте Российской Федерации. Законодательными актами, определяющим порядок регистрации, являются Указ Президента Российской Федерации «О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации» от 21.03.1996 N 403 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.09.1999 N 1273) и Распоряжение Президента Российской Федерации «О Порядке выдачи свидетельств о регистрации официальных символов и отличительных знаков в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации» от 13.10.2003 N 471-рп. Задача государственной регистрации официальных символов муниципальных образований — обеспечить официальным символам муниципальных образований, отвечающим требованиям единой государственной политики в области геральдики, государственное признание, юридическую защиту в федеральном масштабе, закрепление прав на символы за владеющими ими муниципальными образованиями и введение символов в единое федеральное информационное пространство. В Государственный геральдический регистр Российской Федерации вносятся утвержденные в установленном порядке и введенные в действие официальные символы муниципальных образований. Проекты официальных символов, символы утвержденные в предварительных формах (в первом чтении, одобренные без введения в действие и т.п.) к регистрации не принимаются. Для осуществления регистрации в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации необходимо представить (непосредственно из муниципального образования или через посредство региональной геральдической комиссии в тех субъектах Российской Федерации, где таковые комиссии имеются): — официальное письмо на имя Государственного герольдмейстера с просьбой о регистрации; — копию правового акта об утверждении официального символа; — цветной и одноцветный контурный рисунки официального символа[4]; — Положение об официальном символе; — описание официального символа (если описание внесено в Положение, то представлять его отдельно не требуется). [4] — Если имеется возможность дополнить рисунки их электронными версиями (в любом формате и на любом виде носителя), то такое дополнение приветствуется. Документы должны быть доставлены в Совет заказным или иным (простым, ценным, курьерским) почтовым отправлением или переданы лично. Материалы, поступившие по телеграфу, факсимильной связи или по электронной почте к регистрации не принимаются и не рассматриваются. Поступившие документы подвергаются предрегистрационной геральдической экспертизе и в случае ее положительного заключения выносятся на очередное заседание Геральдического совета. Решение о регистрации принимается на заседании Геральдического совета и оформляется протоколом заседания Совета. В течение 30 дней после заседания зарегистрированным символам присваиваются регистрационные номера, а владельцам символов направляются свидетельства о регистрации установленного образца. Предрегистрационная экспертиза проводится в течение 10 дней с момента поступления документов в Геральдический совет. Заседания Совета проводятся в среднем 1 раз в два месяца. Таким образом, общий срок регистрационных мероприятий от момента поступления документов до направления владельцу знака свидетельства составляет от 1 до 3 месяцев. Регистрация официальных символов в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации и выдача свидетельств о регистрации производится бесплатно. Свидетельство о регистрации представляет собой бланк установленного образца, на в котором указываются: — наименование зарегистрированного символа; — юридический адрес правового акта об утверждении символа; — регистрационный номер символа; — дата заседания и номер протокола Совета, которыми символ внесен в Регистр. Свидетельство скрепляется подписями Государственного герольдмейстера, ответственного секретаря Геральдического совета и печатью Совета. Примечание: По особому желанию владельца зарегистрированного символа (которое должно быть оформлено соответствующим официальным письмом) владельцу символа может быть выдано свидетельство, на котором, помимо перечисленных сведений, помещается цветное изображение и описание символа. Получение таких свидетельств не является обязательным. Изображение знака на бланке свидетельства выполняется вручную художником, кандидатура которого согласовывается Геральдическим советом. Условия изготовления цветного рисунка устанавливаются договором, заключаемым между учредителем и художником согласно Распоряжению Президента Российской Федерации «О Порядке выдачи свидетельств о регистрации официальных символов и отличительных знаков в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации» от 13.10.2003 N 471-рп. С момента внесения официального символа муниципального образования в Государственный геральдический регистр Российской Федерации данный символ считается официально признанным государством; государство подтверждает право владельца на данный символ и принимает на себя обязательства по охране символа в федеральном юридическом пространстве. »» ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ… »» [ Обсудить в форуме »» ] |
Источник
Использование гос., регион-ой и муниц-ой символики на печатях и штампах
Подготовил Дрогов Евгений Михайлович,
председатель Кировского регионального отделения Союза геральдистов России,
заслуженный член Всероссийского геральдического общества,
член геральдической комиссии Кировской области,
член Союза журналистов России,
член Российской ассоциации по связям с общественностью
директор издательства «О-Краткое»
Изображение различной символики на печатях и штампах, призванной графически (в виде знаков, символов, эмблем или гербов) обозначить своего владельца, является традиционным и исторически неразрывно связано с появлением и использованием самих печатей. Назначение печатей, как известно, заключается в удостоверении подлинности документа, который она скрепляет, в придании ему юридической силы.
Использование на печатях современной официальной символики — государственной, региональной, муниципальной — достаточно жестко регламентировано, однако практика показывает, что законодательно установленные рамки употребления официальных символов на печатях часто нарушаются. Незаконное использование государственной, региональной и муниципальной символики на печатях не только ставит под сомнение законность применения такой печати и скрепленного ею документа, но и влечет административную (а в некоторых случаях и уголовную) ответственность владельцев таких печатей. В свою очередь штрафные санкции к обладателю печати со стороны контрольно-ревизионных и правоохранительных органов часто оборачивается судебными исками к изготовителям штемпельной продукции.
Тем не менее, случаи нарушения действующего законодательства в сфере использования официальной символики на печатях чаще всего обусловлены не злым умыслом обладателей и изготовителей, а элементарным незнанием правовых аспектов, что, как известно, всё равно не освобождает от ответственности. Необходимо также отметить, что контроль за использованием официальной символики в последнее время усиливается не только на государственном уровне, но и на региональном.
В каких же случаях допускается изображение государственной, региональной и муниципальной символики на печатях? Какие санкции грозят нарушителям в том или ином случае? Какими нормативно-правовыми актами это устанавливается? Остановимся на этих вопросах поподробнее.
Федеральное законодательство
Герб России установлен Конституцией Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием):
Статья 70.
1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
Федеральным конституционным законом «О государственном гербе Российской Федерации» № 2-ФКЗ от 25 декабря 2000 г. (в редакции Федеральных конституционных законов от 09.07.2002 № 2-ФКЗ и от 30.06.2003 № 1-ФКЗ) установлен порядок использования государственного герба. Вот некоторые выдержки, имеющие отношения к нашей теме.
Статья 4. <…> Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Здесь необходим комментарий, указывающий на наиболее распространенные ошибки. Из этой статьи закона, например, следует, что само по себе наличие в названии организаций, учреждений и предприятий слов «государственный» или «российский» отнюдь не означает, что данные юридические лица имеют основания размещать на своих печатях государственный герб. В частности, учреждения культуры, другие бюджетные организации, не имеют право использовать на печатях герб РФ только потому, что их учредителями являются органы государственной власти. Это положение закона также совсем не означает, что органы, организации и учреждения, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями могут использовать исключительно гербовую печать. Печать с гербом РФ такие органы обязаны применять исключительно для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, определенных законодательством, во всех остальных случаях (если таковые имеются) они должны применять другие печати, содержащие их собственную символику или (при отсутствии таковой) текстовые обозначения этих органов.
Статья 8. Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.
Нормы этой статьи запрещают попытки использования герба РФ в сочетании с другими символами в упрощенном или искаженном виде. Переделки, направленные на придание «непохожести» основному государственному символу, связаны чаще всего с вариациями прорисовки двуглавого орла, с лишением его отдельных деталей и атрибутов, с заменой изображения в щите на груди орла, либо сочетающие всё перечисленное. Однако существующие геральдические нормы и правила позволяют усмотреть в подобных компилятивных поделках использование государственного герба Российской Федерации как раз «в качестве геральдической основы», что напрямую запрещено законом. При проведении экспертиз на предмет идентичности с гербом РФ применяются также критерии «сходства до степени смешения», определяемые не только изобразительной похожестью герба, но и контекстом использования символа. Наработанная правоприменительная практика проведения геральдических экспертиз (как Геральдическим советом при Президенте РФ, так и региональными геральдическими органами на основе практики Совета) позволяет усмотреть в любом двуглавом орле сходство до степени смешения с государственным. На рисунке ниже приведены несколько таких «гибридов» с печатей организаций, не имеющих право на использование герба РФ.
Статья 11. Использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законодательством предусматривается административная ответственность за незаконное использование государственного герба и уголовная — за подделку печатей с изображением Государственного герба.
Уголовный кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25 июля 2003 года № 112-ФЗ):
Статья 327. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков
1. Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, — наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (принят Госдумой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года)
Статья 17.10. Незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации
Использование Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации или Государственного гимна Российской Федерации в нарушение установленных правил — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Другие нормативно-правовые акты, устанавливающие право на использование государственного герба на печатях и/или регламентирующих возникновение (или прекращение) такого права приведены ниже.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10 июля 1992 года N 3266-1, с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 декабря 2006 г.)
Статья 33. Порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения
16. Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.
Частью 4 Гражданского кодекса РФ (утверждена федеральным законом №230-ФЗ от 18 декабря 2006 г.) установлено, что с момента утверждения гербы объектом авторского права не являются (ранее эта норма была установлена статьей 8 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).
Статья 1259, п. 6.2 Не являются объектами авторских прав <…> государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (от 17 января 1992 г. № 2202-1, с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 декабря 2006 г.)
Статья 53. Печать органов и учреждений прокуратуры
Органы и учреждения прокуратуры имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и полным наименованием учреждения.
Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ о нотариате» (от 11 февраля 1993 года № 4462-1 с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 декабря 2006 г.)
Статья 11. Личная печать, штампы и бланки нотариуса
Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.
Федеральный закон «О рекламе» (от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ, с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 декабря 2006 г.)
Статья 7. Недостоверная реклама
Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении: <…> прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций <…>.
Недостоверная реклама не допускается.
Статья 8. Неэтичная реклама
1. Неэтичной является реклама, которая: <…> порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы <…>.
Неэтичная реклама не допускается.
Федеральный закон «О политических партиях» (от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ, с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 декабря 2006 г.).
Статья 7. Символика политической партии
1. Политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе политической партии. Символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств.
2. В качестве эмблемы и иных символов политической партии не могут быть использованы эмблемы и иные символы существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.
3. Символика политической партии должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы, гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства.
Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (от 23 сентября 1992 года N 3520-1, с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 декабря 2006 г.)
Статья 6. Абсолютные основания для отказа в регистрации
2. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, или сходных с ними до степени смешения обозначений. Такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.
Практические и законодательные аспекты использования Государственного герба обобщены Геральдическим советом при Президенте РФ и утверждены в виде рекомендаций. Целесообразно привести некоторые положения этих Рекомендаций, касающиеся практики изготовления печатей .
Использование государственного герба на печатях федеральных министерств и ведомств, а также геральдических знаков и эмблем этих ведомств установлено указами и распоряжениями президента РФ, постановлениями правительства РФ.
Региональное и местное законодательство
На примере законодательства Кировской области рассмотрим аспекты использования региональной и муниципальной символики на печатях. Региональное и местное законотворчество в этой сфере определяется федеральным законодательством.
Закон Кировской области «О гербе Кировской области» (принят Кировской областной Думой 29 августа 1995 года № 5-ЗО, в ред. Законов Кировской области от 04.06.1997 N 5-ЗО, от 05.05.2003 N 156-ЗО, от 28.12.2005 N 398-ЗО, от 03.12.2008 № 317-ЗО)
Статья 1
2. Геральдическое описание герба области гласит: «В золотом поле выходящая из лазоревых облаков рука в червленой одежде, держащая червленый натянутый лук с червленой стрелой. В верхнем геральдически правом (левом от зрителя) углу щита — червленый лапчатый крест с шарами на концах».
3. Воспроизведение герба области допускается как в многоцветном, так и одноцветном вариантах в различной технике исполнения и из различных материалов с обязательным обеспечением его соответствия описанию, установленному настоящим Законом и общим геральдическим нормам.
Статья 4
1. Герб области может размещаться:
<…> на бланках и штампах структурных подразделений органов государственной власти области;
2. В иных случаях, не предусмотренных настоящим Законом, право на официальное использование герба области предоставляется Губернатором области.
Статья 5
1. Гербы муниципальных образований области, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, расположенных на территории области, не могут быть идентичны гербу области.
2. Герб области не может быть использован в качестве геральдической основы гербов муниципальных образований области.
Для обозначения территориальной принадлежности к Кировской области муниципальные образования вправе включать в состав своих гербов вольную часть (прямоугольник, примыкающий изнутри к верхнему краю щита) с изображением герба Кировской области.
Статья 6. Контроль за правильностью воспроизведения, официального использования герба области осуществляется в порядке, установленном Правительством области.
Статья 7. Использование герба области с нарушением настоящего Закона, а также надругательство над гербом области влечет за собой ответственность в соответствии с Законом области.
Ответственность предусмотрена Законом Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области» (от 4 декабря 2007 года № 200-ЗО в ред. Закон Кировской области № 269-ЗО от 8 июля 2008 г.)
Статья 2.3. Противоправные действия по отношению к государственным символам Кировской области и официальным символам муниципальных образований
1. Использование герба Кировской области и (или) флага Кировской области в нарушение установленного законодательством области порядка, а также противоправное использование официальных символов муниципальных образований Кировской области влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот рублей до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч рублей до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч рублей до семи тысяч рублей.
Права и обязанности муниципальных образований в сфере символики установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Статья 9. Официальные символы муниципальных образований
1. Муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные ме?