Можно ли использовать герб города

Использование символики города — Правовед.RU

Уважаемые юристы!

Прошу ответить на такой вопрос: имеет ли право коммерческая организация использовать символику города (края, области, населенного пункта) для производства и продажи сувенирной продукции? Речь идёт о таким объектах, как герб, флаг, гимн, фирменные цвета, шрифты и др.

А также имеет ли право использовать само название города или субъекта РФ для нанесения на сувенирную продукцию?

Спасибо!

13 Июля 2012, 10:15, вопрос №11699
Nikita

150 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Консультация юриста онлайн

Ответ на сайте в течение 15 минут

Задать вопрос

Ответы юристов (4)

получен
гонорар 33%

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Здравствуйте, Nikita.

Согласно статьи 9 части 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», порядок официального использования символов муниципального образования устанавливается Уставом муниципального образования.

Порядок официального использования символов субъекта РФ устанавливается Конституциями (Основными законами) либо отдельно принимаемыми законами об официальных символах соответствующего субъекта РФ.

Запросив информацию в указанных органах, Вы получите ответ и заверенные копии необходимых документов в срок до 1 месяца с момента получения ими запроса (либо указание на то, где и когда были официально опубликованы данные нормативно-правовые акты).

Таким образом, если вышеназванными нормативно-правовыми документами запрещено использование символики лицами, не имеющими отношения к органам власти субъекта РФ и органам местного самоуправления (а это наверняка так, исходя из основ законодательства и геральдики), и если официальные символы муниципального образования и субъекта РФ были приняты надлежащим органом и зарегистрированы в Геральдической Палате при Президенте РФ, то соответствующее муниципальное образование и субъект РФ вправе обратиться в суд за защитой своих прав в виде запрещения использования символики.

получен
гонорар 33%

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Добрый день!

На Ваш вопрос сообщаю следующее.

Порядок использования символики того или иного субъекта РФ (республики, края, области) либо муниципального образования определяется соответствующим нормативным актом конкретного субъекта РФ, либо муниципального образования.

Согласно статье 9 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
1. Муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.
2. Официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.
3. Официальные символы муниципальных образований и порядок официального использования указанных символов устанавливаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Согласно положениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»:

22. Официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований подлежат государственной регистрации. Право на официальный символ, внесенный в государственный регистр, принадлежит обладателю свидетельства о его регистрации.

Таким образом, для получения разрешения на использование символики Вам необходимо обратиься в соответствующие муниципальное образование либо администрацию субъекта РФ, символику, которого Вы собираетесь использовать. Если соответствующим нормативным актом предусмотренна возможность коммерческого использования, то такая возможность будет Вам предоставленна.

При этом необходимо учитывать, что законами субъектов РФ может быть установленна административная ответственность за использование символики без разрешения.

С уважением, Алексей.

получен
гонорар 33%

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Юрист, г. Санкт-Петербург

Доброго Вам дня!

Порядок использования официальной символики муниципального образования или субьекта РФ определяется местным законодательством. Для использования официальной символики необходимо обратиться в Администрацию муниципального образования или субьекта РФ.

Читайте также:  Можно ли использовать бадягу при ожогах

Например, в Москве порядок использования символики города Москвы определяется Постановлением Правительства Москвы от 10.04.2007 N 253-ПП, согласно которому юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями государственная символика города Москвы может использоваться:
— на продукции, выпускаемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
— на товарных знаках и знаках обслуживания в качестве их неохраняемых элементов;
— на ярлыках, ценниках, упаковке товара;
— на зданиях, сооружениях, транспортных средствах, в помещениях, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
— в наименованиях юридических лиц, зарегистрированных в городе Москве;
— в рекламных объявлениях, в том числе размещаемых в электронных и печатных средствах массовой информации;
— в иных случаях в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы о государственной символике.

Для использования необходио получение разрешения, для чего подаётся заявление с необходимыми документами.

Разрешение на использование государственной символики города Москвы в наименованиях юридических лиц, на товарных знаках и знаках обслуживания в качестве их неохраняемых элементов выдается без ограничения срока действия.
Разрешение на использование государственной символики города Москвы на продукции выдается сроком на пять лет.
——————-

За использование симолики, как правило, необходимо будет уплатить пошлину или иным образом оплатить право её использования.

——————-

Обратитесь в местную администрацию для получения подробной информации об условиях использования официальной символики Вашего города или субьекта РФ.

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Здравствуйте! Нужно получить разрешение в администрации города, в котором вы осуществляете свою коммерческую деятельность.

Желаю вам удачи!

С уважением Татьяна Юрьевна

Все услуги юристов в Иркутске

Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Источник

Правовые вопросы использования муниципальных гербов

Правовые вопросы использования муниципальных гербов

,

канд. юрид. наук, зам. председателя Государственно-правового комитета администрации Владимирской области

Официальными символами муниципального образования являются герб, флаг, должностные и наградные знаки, эмблемы. При этом главным официальным символом традиционно считается герб, который представляет собой условный знак, образуемый определенными фигурами и цветами, составленный по геральдическим правилам и употребляемый в соответствии с традициями геральдики и правовыми актами.

Федеральный закон от06.10.2003 «Об общих принципах организации ) местного самоуправления в Российской Федерации»(далее-Федеральные закон ) закрепляет правовые основы официальных символов муниципальных образований и определяет, что муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.

При этом следует учитывать, что герб муниципального образования — это символ который несет определенную идеологическую и политическую нагрузку, имеет особый статус и порядок его использования. К сожалению, правила использования гербов не всегда полно урегулированы законодательством и муниципальными правовыми актами, что порождает многочисленные вопросы на практике.

К таковым относится вопрос об изображении герба на печатях муниципальных образований.

Рассуждая логически, следует прийти к выводу, что муниципальное образование, имеющее собственный герб, должно размещать его на своей печати. В большинстве случаев так и происходит. Однако имеются многочисленные исключения. Прежде чем перейти к их анализу, сделаем небольшой экскурс в сферу полномочий муниципальных образований.

Все полномочия органов местного самоуправления можно разделить на две группы:

— полномочия по решению вопросов местного значения, указанных в Федеральном законе ;

— полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, передаваемых для осуществления органам местного самоуправления.

Читайте также:  Можно ли использовать кондиционер зимой для обогрева дома

Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий влечет определенные последствия и в части использования официальной символики. Так, согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 01.01.2001 «0 Государственном гербе Российской Федерации» Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

При этом не ясно, сколько печатей должно быть у муниципального образования, наделенного отдельными государственными полномочиями: две (одна — с собствен­ным гербом, другая — с Государственным гербом России) или одна, с изображением государственного герба.

Другой вопрос: может ли печать с изображением Государственного герба Российской Федерации проставляться на документах, не связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий.

Законодательство не содержит однозначного ответа на данные вопросы.

Более верной представляется следующая позиция: муниципальное образование в случае его наделения отдельными государственными полномочиями должно иметь две печати — одну с изображением герба Российской Федерации для проставления на документах, связанных с осуществлением государственных полномочий, другую — с изображением собственного герба для проставления на иных документах.

К сожалению, на практике печати с воспроизведением государственного герба проставляются на большинстве документов, в т. ч. не имеющих отношения к передаваемым государственным полномочиям.

В литературе также отмечается проблема качества изготовления печатей с воспроизведением Государственного герба России.

Для таких удостоверительных печатных форм разработан ГОСТР «Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации». Согласно этому документу оттиск гербовой печати должен иметь четыре непременных элемента защиты от подделки (п. 6.1 ГОСТа), один из них — растровый участок с линеатурой растра не ниже 80 линий на сантиметр (или 8 линий на миллиметр). Это очень серьезное с точки зрения технической реализации требование. Поскольку в границах всего лишь одного миллиметра необходимо выполнить не менее восьми различимых на оттиске линий, а различимы они будут только в том случае, если между ними еще есть и пробелы.

По мнению специалистов, обозначенное требование ГОСТа практически невыполнимо. На сегодняшний день самая точная технология изготовления печатей предполагает их лазерное гравирование по мелкопористой резине. Однако даже этот способ не может обеспечить выполнение условий ГОСТа.

Давая характеристику правового регулирования порядка использования муни­ципального герба, следует затронуть еще одну проблему. Она связана с использованием изображения герба муниципального образования в агитационных материалах кандидатов в депутаты и на иные выборные должности.

Муниципальное образование как правообладатель герба может устанавливать правила его использования. Эти правила содержатся либо в акте об утверждении герба, либо в отдельном документе. Так, например, Совет народных депутатов г. Александров Владимирской области своим решением утвердил положение «О порядке использования символики (герба) муниципального образования город Александров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями». Согласно этому положению герб города может быть использован (размещен, выставлен, изображен):

— в целях оформления праздников, фестивалей, выставок, спортивных соревнований, других массовых мероприятий;

— на календарях, открытках, этикетках, упаковках, приглашениях, другой сувенирной продукции;

— в фирменных обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания и других средствах визуальной идентификации товаров, работ и услуг (в качестве неохраняемых элементов);

— на продукции, транспортных средствах заявителя;

— в иных случаях.

Глава города формирует комиссию по рассмотрению заявлений о выдаче разрешений на использование символики (герба) муниципального образования.

В данном перечне не указан такой вариант использования герба, как размещение в агитационном материале. В то же время перечень случаев использования герба города является открытым. Следовательно, специальная комиссия может выдать соответствующее разрешение.

В большинстве субъектов РФ установлена административная ответственность за противоправное использование гражданами или должностными лицами символики муниципального образования. При этом ответственность может наступить лишь в том случае, если муниципальное образование официально утвердило правила использования символики.

Читайте также:  Можно ли использовать свиной навоз в огороде

Использование в нарушение установленных правил изображений муниципальных гербов в агитационных материалах кандидатов на выборные должности является весьма распространенным явлением. Тем самым кандидаты стараются повысить свой статус, значимость, подчеркнуть принадлежность к муниципальному образованию, органам власти. При этом забывают об установленных правилах.

Пример

Интересен случай из судебной практики. Верховный Суд РФ рассматривал дело по заявлению А. об отмене регистрации кандидата К. в депутаты по Отрадненскому одномандатному избирательному округу № 23 по выборам депутатов Самарской губернской Думы*. Другой зарегистрированный кандидат в депутаты по тому же избирательному округу А. обратилась в Самарский областной суд с заявлением об отмене регистрации кандидатом в депутаты К., указывая, что в своих агитационных печатных материалах К. разместил объ­екты интеллектуальной собственности муниципальных образований — гербы городского округа Отрадный, муниципальных районов Борский и Кинель-Черкасский Самарской области без соответствующих разрешений, чем нарушил законодательство РФ об интеллектуальной собственности. 02.03.2007 Самарским областным судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидата. Судом было установлено, что эмблема муниципального образования Кинель-Черкасский район не зарегистрирована, гербы муниципального округа Отрадный и муниципального района Борский Самарской области официально зарегистрированы и указанные муниципальные образования являются их правообладателями. Гербы муниципального округа Отрадный и муниципального района Борский Самарской области использованы в агитационных печатных материалах К. без соответствующих разрешений. В силу ст. 138 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, установленных кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и при­равненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции выполняемых работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. д.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица включает произведения, являющиеся объектами авторского права.

Проанализировав приведенные нормы федерального законодательства, суд пришел к выводу о том, что само по себе использование официальных символов органов местного самоуправления без разрешения правообладателя не является нарушением законодательства РФ об интеллектуальной собственности, поскольку официальные символы не являются объектами авторского права и на них распространяется действие абз. 3 ст. 8 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Следовательно, отсутствуют основания для отмены регистрации кандидата в депутаты.

Определение Верховного Суда РФ от 01.01.2001.

Таким образом, неправомерное использование герба муниципального образования (т. е. без соответствующего разрешения) в агитационных материалах может повлечь для кандидатов лишь административную ответственность, если таковая предусмотрена законодательством соответствующего субъекта РФ.

Помимо правовых норм порядок использования муниципального герба регулируется традициями, обычаями, сложившейся практикой. Не всегда в нормативных правовых актах можно урегулировать все грани такого сложного вопроса, как ис­пользование герба.

Так, практика выработала следующие правила размещения герба муниципального образования. При совместном размещении герба субъекта РФ и герба муниципального образования герб субъекта РФ располагается слева, если стоять к ним лицом. Размер герба субъекта РФ не может быть меньше размеров гербов муниципальных образований, также он не размещается ниже других гербов. Если, например, герб области располагается в одном ряду с гербами муниципальных образований, то его рекомендуется размещать в центре, при этом областной герб должен быть большего размера.

Владение основами правильного использования муниципального герба является показателем как общей, так и политической культуры в обществе, повышает авторитет органов местного самоуправления.

Практика муниципального управления №6 2011

Источник