Можно ли использовать fx объективы на dx фотоаппарате
Содержание статьи
ЗНАКОМСТВО С ОБЪЕКТИВАМИ: DX, FX И ПРОЧИЕ БУКВЫ НА КОРПУСЕ
Кроме фокусного расстояния и светосилы производитель объектива указывает на корпусе дополнительную информацию.
Во всех моих материалах используются термины, применимые к фототехнике Nikon. Я опускаю часть маркировок, применяемых на старых (читаем неавтофокусных) либо редких объективах, чтобы не забивать вам голову лишней теорией.
FX означает, что объектив предназначен для полноформатной камеры (она же полнокадровая, фуллфрейм). Это профессиональные и продвинутые любительские модели камер. Кроме них существуют DX камеры, в которых размер сенсора уменьшен в 1,5 раза по сравнению с FX. Для удобства я прилагаю список всех DX камер Nikon, если вы не знаете, какая у вас: https://ru.wikipedia.org/wiki/Nikon_DX
Что будет, если поставить DX объектив на FX камеру? Либо вы получите темное пятно по краям кадра, либо ваша камера автоматически переключится в режим DX. Оба варианта не рекомендуются, так как вы теряете все преимущества полнокадровой (более дорогой) FX камеры с таким объективом.
Что будет, если сделать наоборот и поставить FX объектив на DX камеру? На первый взгляд, ничего особенного, камера тоже будет работать. Но при этом вы получите другое фокусное расстояние из-за уменьшенного сенсора DX камеры. Как я написал выше, сенсор в ней меньше в 1.5 раза. Ставим объектив 50 mm и умножаем на 1.5. Итого, получаем кадр словно на 75 mm. Одно время я пользовался этой особенностью, снимая на 200 mm на DX камеру и совершенно бесплатно получая на выходе 300 mm. После покупки полнокадровой камеры мне первое время не хватало лишних 100 mm, объекты казались дальше, чем я привык.
Совет: если вы не планируете в будущем покупать FX камеру, то покупайте для DX камеры и DX объективы. Они существенно дешевле и у вас не будет путаницы с фокусными расстояниями.
AF – автоматическая фокусировка. При этом если после AF ничего не написано, а у вас недорогая любительская зеркалка, то вы рискуете не получить никакой автоматической фокусировки. Дело в том, что объективы AF не имеют своего мотора фокусировки и пользуются помощью камеры, в которых есть привод фокусировки (на сленге «отвертка»). Вот список камер, с которыми объектив AF НЕ БУДЕТ поддерживать автоматическую фокусировку:
D40, D40x, D60, D3000, D3100, D3200, D3300, D3400, D5000, D5100, D5100, D5200, D5300, D5500, D5600
AF-S – автоматическая фокусировка, мотор фокусировки встроен в объектив. То, что надо для камер, которые я перечислил выше. Внешне такие объективы можно определить и по характерной группе контактов в виде шариков на байонете (на фото). На AF объективе их не будет.
SWM – ультразвуковой мотор фокусировки в объективе. По заверениям производителей быстрее и тише.
AF-P – относительно новая разработка Nikon, все преимущества AF-S, но быстрее тише.
D – объектив имеет кольцо управления диафрагмой. На новых камерах в этом нет необходимости и при установке объектива кольцо блокируется специальной защелкой в одном положении. Очень может так случиться, что объектив с обозначением D окажется еще и AF, то есть будет фокусироваться автоматически не на всех камерах.
ED – в объективе используются линзы для уменьшения хроматической аберрации (дефект изображения, свойственный многим старым объективам).
G – диафрагма объектива управляется с камеры, а кольца управления на объективе просто нет. Такие объективы не смогут работать со старыми пленочными камерами, в остальном они лучше, чем D. Исключение составляют фотографы, считающие картинку со старых D объективов более «живой». Тесты же показывают, что по техническим параметрам G лучше во всем, кроме их стоимости.
VR, VR II – объектив имеет стабилизатор изображения. Более подробно о стабилизаторах и их роли мы поговорим позже более детально, у меня есть объектив, стабилизатор в котором многие эксперты считают лучшим на сегодня, и я расскажу о своем опыте.
Micro – макрообъектив Nikon. Сторонние производители чаще пишут просто Macro.
Подводя итог: если вы хотите сами выбрать объектив (особенно при покупке с рук), то вам нужно знать тип сенсора своей камеры и есть ли в ней привод фокусировки «отвертка». Затем просите фото объектива и внимательно расшифровываете маркировки на нем.
Источник
Что будет, если на полнокадровую тушку прицепить КРОПнутый объектив
Автор: Сергей Лахардов · 23.11.2018
Текст статьи обновлён: 14.12.2018
Начинающие фотолюбители обычно знакомятся с зеркалками и беззеркалками, покупая КРОПнутые тушки. Со временем, если увлечение фотографией растет, появляются новые объективы. Проблема в том, что часто линзы предназначены только под КРОП, на фуллфрейме будут появляться темные края. Учитывая, что современные матрицы имеют огромные размеры, может быть, можно снимать такой DX-оптикой и на FX-камерах, просто вырезав картинку пропорционально КРОП-фактору из центра? Что это даст? Как минимум, выигрыш в светосиле, что позволит снизить ISO и повысить качество изображения при фотографировании репортажей при слабом освещении. Сегодня будем тестировать эту идею на практике: при съемке пейзажей и портретов в студии.
1. Преимущества использования DX-объектива на FX-камере
В начале октября сего года в разделе «Фотодело» я опубликовал обзор широкоугольного объектива Samyang 12mm f/2.0 с примерами фото, снятыми на КРОПнутую беззеркалку Fujifilm X-T2. Качество картинки этого корейского фикса, учитывая его относительно невысокую стоимость – выше всяческих похвал. При этом размеры и вес – игрушечные, если сравнивать его с моим полнокадровым Samyang 14mm f/2.8, который я использовал сначала на КРОПнутой зеркалке Nikon D5100, а затем на фуллфреймовом Nikon D610.
Посмотрел снимки Павла, и в мозгу поселилась мысль: «А не купить ли себе такой же Samyang 12mm f/2.0, но использовать его на полном кадре? Ведь что получится: угол поля зрения сузится до эквивалентного фокусного расстояния (ЭФР=18 мм, а светосила f/2.0 останется). При этом объектив можно носить чуть ли не в заднем кармане джинсов. Круто ведь! При съемке фоторепортажей огромная светосила f/2.0 позволит в 2 раза снизить ИСО в сравнении с f/2.8 моего Самьянг 14/2.8».
Честно говоря, не уверен, что Samyang 12mm f/2.0 можно накрутить на Nikon D610: он производится только с байонетом под беззеркалки Sony E-mount и Fujifilm X-mount, а у них короткий рабочий отрезок. Но мысли в этом направлении заработали. И я вспомнил, как писал свой обзор свежекупленной FX-камеры Nikon D610 и говорил: «От КРОПнутой Nikon D5100 у меня остались полнокадровый ширик Samyang 14mm f/2.8 и FX-объектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G. А вот штатника у меня нет. Мой репортажник для КРОПа Nikon 17-55mm f/2.8 не подойдет».
«Хм… почему же им нельзя снимать на фуллфрейме? — подумал я сейчас, — ясно, что на полном кадре будет виньетка. Да и не важно!» Переключил камеру Nikon D610 в режим «DX» и получил уже обрезанный без виньетки снимок. Да, размывать фон такой комплект «Никон Д610 + Никон 17-55/2.8» на f/2.8 будет хуже: как Никон 24-70/2.8 при f/4. То есть на полном кадре КРОПнутый репортажник Nikon 17-55mm f/2.8 превратится в аналог фуллфреймового Nikon 25-82mm f/4 (умножил фокусные расстояния на кроп-фактор Кф=1,5), ну, или другими словами — в конкурента Nikon 24-120mm f/4. При этом он будет лучше его из-за возможности в 2 раза снизить ИСО при съемках (между f/2.8 и f/4 – один стоп экспозиции, где первый позволит снимать с ISO 3200, второму требуется ISO 6400).
А у нас уменьшится размер кадров: до 10 Мп, но это все равно очень много – я ведь не печатаю снимки, а при просмотре на Full HD экране у нас размер изображения – всего 2 Мп (1920*1080=2’072’000 px).
При всем при том, даже новый КРОПнутый зум Nikon 17-55mm f/2.8 стоит 1500 USD, а полнокадровый Nikon 24-70mm f/2.8 – 1700 USD, то есть, на 13% дороже. Если же фотолюбитель уже имеет такой объектив у себя на КРОПе Nikon D500, но хочет перейти на фуллфрейм Nikon D850, то ему, по крайней мере, на первое время, нет смысла брать 24-70/2.8, если денег в обрез».
Примечание. Посчитать, насколько отличается разрешение кадра можно двумя путями.
Первый. Смотрим в технических характеристиках размеры картинки в пикселях при максимальном качестве JPEG. Для Nikon D610 в FX-формате – 6016*4016 px (24’160’256 px2), в DX-формате – 3936*2624 px (10’328’064 px).
Второй. Более универсальный. Площадь матрицы полнокадровой камеры: S=36 mm*24 mm=864 mm2. Площадь КРОПнутой: S=23,7*15,7=372,1 mm2. Коэффициент пересчета DX/FX=372,1/864=0,43.
Теперь посчитать, сколько мегапикселей получится, если любую камеру Nikon FX переключить в режим DX, можно просто умножив ее разрешение на эту цифру. Например, полнокадровая беззеркалка Nikon Z7 с разрешением 45,7 Мп, при съемке с КРОП-объективом выдаст картинку 19,6 Мп. А зеркалка Nikon D810 с 36,3 Мп – 15,6 Мп.
2. Первый опыт по съемке фуллфреймовой камерой с КРОПнутым объективом
Итак, вооружившись вышеуказанными расчетами, я взял фотоаппарат и на машине уехал в Пермский край, чтобы посмотреть на практике, можно ли снимать DX-оптикой на FX-тушке.
Приехал в деревню Веслянка в Пермском крае, поставил камеру Nikon D610 на штатив и снял первый кадр на Nikon 17-55mm f/2.8 на максимальном фокусном расстоянии ФР=55мм.
Фото 1. Пример съемки пейзажа на полный кадр Nikon D610 и КРОПнутый объектив Nikon 17-55mm f/2.8G. Настройки: выдержка 1/20, поправка экспозиции +0,67, диафрагма f/8.0, светочувствительность ISO 100, фокусное расстояние ФР=55мм.
Надо отметить, что в этот момент шел дождь — я не мог оставить фотоаппарат во время смены объектива и снял его со штативной головки, произведя замену на Nikon 24-70mm f/2.8 в машине. В результате, границы кадра немного сбились.
Фотография 2. Съемка того же пейзажа на полнокадровый объектив Nikon 24-70mm f/2.8 с тушкой Nikon D610. Настройки: 1/13, +0.67, 9.0, 100, 70.
Хм… Ничего не пойму. В теории размеры объектов на обоих снимках должны быть одинаковыми. А здесь явно церковь на заднем плане, стела на переднем, крупнее при съемке с Никон 24-70/2.8, чем с Никон 17-55/2.8.
Фото 3. Сравниваем картинки, снятые на FX и DX-объектив.
Возможно, при съемке смотрел не в видоискатель, а в экран на задней панели (Live View режим), а в меню камеры была включена функция «Автоматическое включение DX режима, когда используется КРОПнутый объектив»). А вот если такой автоматический пункт выключить или посмотреть в видоискатель, то мы увидим красную рамку, показывающую границы кадра и виньетку, если смотреть в широкоугольном положении.
Фотография 4. Что будет видно в видоискателе зеркалки, если поставить на полный кадр КРОПнутый объектив.
Я проделал несколько опытов: на 55 мм объектив Nikon 17-55mm f/2.8 на фуллфрейме почти не дает виньетирования. Но, чем ближе к широкому концу, тем она сильнее. Из-за дождя более детальных тестов провести не удалось, с разными диафрагмами, на разном фокусном расстоянии – решил поставить эксперименты дома.
Тем не менее, вы можете получить представление о том, меняется ли качество изображения, если снимать на полнокадровый фотоаппарат и КРОПнутый объектив, если посмотрите фотоотчет о поездке на машине по деревням Пермского края.
Все кадры, кроме снятых в сёлах Веслянка, Ашап и Орда, получены на фуллфрейм Nikon 24-70mm f/2.8, а в перечисленных трех поселениях – на Nikon 17-55mm f/2.8.
3. Лабораторные испытания того, как меняется картинка, если на FX-тушку нацепить DX-линзу
Те примеры, что вы можете посмотреть по ссылке выше, сняты с зажатой до f/8-f/10 диафрагмой. То есть нам не получится оценить, как изменяется боке при съемке на фуллфреймовый объектив с f/2.8 и на КРОПнутый при f/2.8, когда ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) у него должна быть, по идее, шире, то есть фон размоется меньше, боке не такое красивое.
Нам в этом деле поможет симпатичная девчонка Настаска, ее друг Макарка и добрый старик из Узбекистана Сайфуддин-ака.
Фото 5. Портрет девочки, снятый на полный кадр Nikon D610 и FX-объектив Nikon 24-70mm f/2.8. Настройки: 1/200, -0.67, 2.8, 100, 70.
Хм… что-то фон какой-то скучный. Надо «развеселить». Берем лист пищевой фольги и делаем из него комок.
Фотография 6. Как из фольги сделать красивый фон для съемки портретов. Сфотографировано на фуллфрейм Nikon D610 и полнокадровый зум Nikon 24-70mm f/2.8. Параметры съемки: 1/200, -0.67, 2.8, 100, 70.
О, теперь другое дело! Отблески света на измятом листе фольги дают красивое боке на полностью открытой диафрагме.
Фото 7. Мужской портрет на полный кадр Nikon D610 и полнокадровый зум Nikon 24-70mm f/2.8. Параметры: 1/200, -0.67, 2.8, 100, 70.
Обратите внимание на размер кружков на заднем плане — ниже они будут большего размера. Это — наглядная демонстрация того, что размытие фона (боке) зависит от расстояния до объекта фокусировки: в данном случае оно больше, так как мы фокусировались не на девчонке, а на парнишке.
Только стального цвета фон мне не очень нравится. Давайте-ка его подсветим через цветную пленку – авось покрасившее выйдет?
Фото 8. Какое красивое боке для портретов можно получить на листе мятой фольги, осветив ее вспышкой с цветной насадкой или применив раздельное тонирование в «Lightroom». 1/200, -0.67, 2.8, 100, 70.
Здесь нужно отметить, что все кадры в данном разделе сняты с использованием двух внешних вспышек, а вот этот 8-й — только с одним импульсным источником, направленным на фон. Поэтому имеем лишь силуэт девочки. В остальных случаях мне не удалось получить такой насыщенный цвет заднего плана — думаю, причина в том, что рисующий свет перебивал фоновый, поскольку он поступал от белого зонта на просвет. Мне следовало из белого картона сделать кожух для него (самодельный стрип-бокс, если не ошибаюсь, он называется).
Добренько! Давайте покажу, как выглядит моя фотостудия для экспериментов с КРОПовыми и полнокадровыми объективами.
Фото 9. Студия для проверки качества картинки при съемке FX-тушкой и DX-объективом. Снято на Sony A6000 KIT 16-50mm f/3.5-5.6 с рук, без использования вспышки. 1/60, +0.7, 3.5, 2500, 16.
На этом снимке у нас присутствует:
- Полнокадровая тушка Nikon D610 с объективом Nikon 24-70mm f/2.8G, установленная через кронштейн L-Bracket в головке Sirui G-20KX карбонового штатива Sirui T-2204X. Сейчас снят, но вообще, сверху в «горячем башмаке» стоит радиосинхронизатор для управления импульсным светом Yongnuo YN-622N-TX.
- Вспышка Yongnuo YN-685N с оранжевой пленкой, завернутой в бумажный кожух, чтобы светить на фон узким пятном, как прожектор в театре.
- Белый отражатель. Просто в кадр попал (сначала он стоял вместо книг, но мешал вспышке, и я его убрал).
- Вспышка Yongnuo YN-685N на стойке с белым зонтом Viltrox. Служит основным источником света.
- Фон из мятого листа пищевой фольги.
- Лист упаковочной бумаги для цветов, купленной в «Ашане» за 40 рублей.
- Книги с белым листом для подсветки теней у моделей справа.
Сейчас покажу серию из трех фотографий, снятых на фуллфрейм Nikon 24-70mm f/2.8G с диафрагмой f/2.8, f/3.2 и f/4.0 и одного фото на Nikon 17-55mm f/2.8G с f/2.8 при фокусном расстоянии ФР=48mm (ФР=70/Кф=70/1,5=47мм).
Фото 10. Съемка на полнокадровую тушку и объектив Nikon 24-70mm f/2.8 на открытой диафрагме f/2.8. Настройки: 1/200, -0.67, 2.8, 100, 70.
Фото 11. Тестируем отличия при съемке на FX и DX-объективы. Пример фотографирования на Никон 24-70/2.8 при f/3.2. Настройки: 1/160, -0.67, 3.2, 100, 70.
Фотография 12. Если бы у меня был полнокадровый Canon 6D Mark II с объективом Canon 24-70mm f/4, наверное, вышла бы картинка с похожим боке. Но это — Nikon D610 + Nikon 24-70mm f/2.8 при f/4.0. Параметры: 1/100, -0.67, 4.0, 100, 70.
13. Пример съемки портрета КРОПнутым зумом Nikon 17-55mm f/2.8 на полнокадровой тушке Nikon D610. При диафрагме f/2.8 имеем боке, как при f/4 на Nikon 24-70mm f/2.8. Настройки камеры: 1/200, -0.67, 2.8, 100, 48.
14. Синтетическая фотография, показывающая, как размывается задний план при съемке того же портрета на систему “Micro 4/3” с кроп-фактором Кф=2. Это фото получено путем вырезания центра из кадра №17 (фокусное – 35 мм при f/2.8). Фотографируя на Panasonic Lumix DC-GH5S с зумом Panasonic 12-35mm f/2.8 II ASPH. O.I.S. Lumix G X Vario, вы получите примерно такое боке. 1/200, -0.67, 2.8, 100, 35.
На мой взгляд, картинка ничем не отличается по качеству (резкость, контраст, детализация), что на Nikon 24-70mm f/2.8, что на Nikon 17-55mm f/2.8. Только, если присмотреться к кружочкам на заднем плане, их диаметр при f/2.8 на DX-линзе примерно одинаков с f/4.0 на FX. С чем это связано? Степень размытия у нас зависит от расстояния до объекта фокусировки, до фона, от диафрагмы и фокусного расстояния объектива в момент съемки.
Хм… В статье «Стоило ли покупать полный кадр» я пытался разобраться, в чем состоит «магия полного кадра» с помощью разных опытов, но сделать это не удавалось. Похоже, сегодня я продемонстрировал: в том, что фон выглядит крупнее и размытие более глубокое.
Чем фокусное расстояние меньше, тем размытие хуже. Именно поэтому при съемке пейзажа на ширик Samyang 14mm f/2.8 мы получаем громадную ГРИП, а при съемке портретов на телевик Nikon 70-200 mm f/2.8, при f/2.8 еле умещаем модель в зону резкости. В нашем случае все параметры одинаковые, кроме фокусного расстояния: ФР=70 и ФР=48мм. Вот и разница в боке!
4. Виньетка при съемке КРОП-объективом на фуллфреймовой тушке
Давайте теперь проверим, насколько затемняются края кадра, если КРОП-линзу ставить на полный кадр.
Делаю серию снимков со штатива, меняя фокусное расстояние.
Фото 15. На больших фокусных расстояниях виньетирование мало заметно. ФР=55 мм. Остальные параметры: 1/200, -0.67, 2.8, 100.
Фото 16. Можно DX-объектив нацепить на FX-фотоаппарат? Можно, но неудобно. ФР=48 мм.
Фотография 17. Продолжаем тест. Фокусное расстояние 35 мм.
Фото 187. Эксперимент с DX и FX. ФР=28 мм.
Фотография 19. Стоит ли оставлять КРОПнутый объектив при переходе на полнокадровую тушку? ФР=24 мм.
Фото 20. На широкоугольный объектив для КРОПа на FX-тушке Nikon D610 получаем виньетку. ФР=20 мм. В кадре виден черный полистирол слева — я пытался снизить засветку от зонта на фон из фольги.
Фото 21. Как ведет себя DX-объектив Nikon 17-55mm f/2.8 на полнокадровой тушке? ФР=17 мм на широком угле.
Заключение к сравнительному тесту Nikon 17-55mm f/2.8 vs. Nikon 24-70mm f/2.8
Итак, если бы у меня совсем не было денег на полнокадровый объектив Nikon 24-70mm f/2.8, я мог бы оставить свой КРОПнутый репортажник Nikon 17-55mm f/2.8. В отличие от темного Nikon 24-70-120mm f/4, при f/2.8 он позволит снимать при, например, ISO 2000 в тех условиях, где при f/4 уже нужно ставить ISO 4000.
Если камеру перевести в DX-режим, на заднем экране вообще не видно, что у нас сейчас установлено: КРОПнутый объектив или тушка. А вот если смотреть в видоискатель, то неудобно: мы видим красную рамку – обзор сужается в полтора раза. А ведь на полнокадровой тушке огромный видоискатель – один из плюсов в сравнении с КРОПом.
Поэтому, я бы не стал рассчитывать на использование DX-оптики с полнокадровыми зеркалками на постоянной основе – разве что, временно — потерпеть, пока не поднакоплю деньги.
Фото 22. Так выглядит FX-тушка Никон Д610 с зумом Никон 24-70/2.8. Снято на Никон Д5100 с Никон 17-55/2.8 и внешней вспышкой Yongnuo YN-685N. Управление от трансмиттера Yongnuo YN-622-N-TX. Настройки: 1/100, -1.0, 9.0, 400, 55.
Фотография 23. А так полнокадровый Никон Д610 выглядит, если прицепить КРОПнутый зум Никон 17-55/2.8. Снято на КРОП Никон Д5100 + Никон 24-70/2.8 с вспышкой Yongnuo YN-685N. Управление от трансмиттера Yongnuo YN-622-N-TX. Параметры: 1/100, -1.0, 9.0, 250, 58.
А вот обладатели фуллфреймовых зеркалок Sony Alpha A7, A7 Mark II, A7 Mark III, A7R, A7R Mark II и A7R Mark III при наличии качественной оптики под КРОП, могут ею воспользоваться и на фуллфрейме – ведь в электронном видоискателе (ЭВИ) картинка та же, что и на заднем экране. Неудобства с виньетированием и сужением угла поля зрения быть не должно. Впрочем, я этого точно не знаю – если среди читателей есть владельцы Сони А7 Марк 2 и КРОПнутой оптики, отпишитесь, пожалуйста, в комментариях.
Спасибо за внимание. Если мои труды оказались полезными, буду вам должен, если поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях. Хорошего света и удачных фотографий, братцы.
Метки: Nikon 17-55mm f/2.8Nikon 24-70mm f/2.8Nikon d5100Nikon D610sirui t-2204xSony 16-50mm f/3.5-5.6Sony Alpha ILCE-6000Yongnuo YN-685NYoungnuo YN-622N-TXуроки фотографии
Ваша поддержка даёт возможность уделять время сайту, и это означает, что я могу продолжать публиковать статьи, полезные для читателей на Урале, в России и во всем мире. Каждый перечисленный вами платеж, большой или маленький, очень ценен для проекта. Перед тем, как нажать клавишу «Пожертвовать», выберите желаемую сумму и источник средств: Яндекс-кошелёк или банковская карта.
Интересно? Поделись с друзьями!
комментариев 16
Источник