Можно ли использовать фотографии из инстаграм

Легально ли публиковать фотографии из чужих аккаунтов в Instagram

Добрый день.

Есть идея создания аккаунта в Instagram, где основной контент будет состоять из уже опубликованных другими пользователями фото.

Существует множество аккаунтов в Instagram, которые предлагают пользователям использовать их хэштег для фото для того, чтобы быть зафичеренными на этой странице.

Таким образом, сообщество берёт и размещает чужое фото в своём аккаунте со ссылкой на автора. Легально ли это? Может ли автор подать в суд, так как размещение хэштега вовсе не означает согласие на использование фото?

В справке Instagram и Facebook ничего дельного нет.

Вопрос: можно ли спокойно размещать чужие фото со ссылкой на профиль автора?

Отвечает Севан Авалян, старший юрист «Центра Управления законом»

Здравствуйте.

Если коротко, то нет, нельзя — использовать чужой контент можно или на основании закона или по соглашению.

Законодательство предусматривает определённое количество способов получить право пользования чужим контентом. Например, статья 1273 ГК РФ разрешает использование фото- или видеопроизведений без согласия правообладателя, если использование носит некоммерческий характер и исключительно в личных целях для удовлетворения [1]: а) собственных потребностей; б) потребностей обычного круга семьи этого гражданина.

Очевидно, что репостинг чужих фото или видео в свой аккаунт не подходит под определение личного использования.

О других законных способах использования написано в ответе «Как законно использовать чужую интеллектуальную собственность у себя на сайте» — предлагаю прочитать его.

Помимо этого есть возможность использовать фото по лицензионному договору. Закон предусматривает, что лицензионный договор заключается в письменной форме и должен содержать следующую информацию:

  • Название произведения.
  • Цену или указание на безвозмездность использование.
  • Срок использования.
  • Государства, в которых использование разрешено.
  • Способы использования — публикация в сервисе Instagram, «ВКонтакте» и так далее.
  • Стороны договора — лицензиат (вы) и лицензиар (правообладатель).

Можете взять практически любой шаблон из сети — главное, чтобы там было то, что я описал.

И вы наверняка спросите, как в таком случае живут подобные группы и страницы, использующие фото или видео других пользователей. Всё просто: авторы исходных фото могут обратиться в Instagram с заявлением о нарушении авторских прав — в сервисе даже есть FAQ на эту тему и онлайн-форма для подачи жалобы. Нарушителей ждёт либо удаление фото, либо блокировка аккаунта — в зависимости от частоты нарушений.

[1] пункт 34 Постановления Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

{ «_name»: «Редакция vc.ru», «_type»: «self», «»: [], «s»: 20, «likes»: 39, «favorites»: 14, «is_advertisement»: false, «subsite_label»: «ask», «id»: 21964, «is_wide»: false, «is_ugc»: true, «»: «Tue, 14 Feb 2017 17:42:06 +0300», «is_special»: false }

Источник

Эмбеддинг: как использовать чужие посты из Instagram, не нарушая авторских прав

Многие используют эмбеддинг (англ. embedding) — технологию, которая позволяет встраивать посты пользователей соцсетей в свои публикации. В отличие от простой вставки изображения, при эмбеддинге дается ссылка на пост: он отображается на странице так, как его видит пользователь соцсети.

До недавнего времени мало кто задумывался, нужно ли спрашивать у кого-то разрешение на эмбеддинг. Учитывая последние новости из США, задуматься, похоже, стоит. Владислав Щербатых, юрист практики Интеллектуальной собственности Capital Legal Services, и Елена Бергер, руководитель практики, рассказывают, как не нарушать авторское право, используя чужие посты из Instagram.

Случай из США

Фотограф сделал красочное фото озера, которое появилось из-за дождей, и выложил его в Instagram. Кадром заинтересовался журнал Newsweek, который связался с автором и попытался получить разрешение на его использование. Фотограф отказал, и Newsweek встроил фото в свою статью путем эмбеддинга.

Фотограф обратился в суд, утверждая, что издание нарушило его права. Фотография — это объект авторского права, значит, ее использование требует получения согласия правообладателя. Поскольку Newsweek такого согласия не получил, а фото все-таки разместил, налицо нарушение авторских прав.

Newsweek с фотографом не согласился. Конечно, у фотографа есть авторские права. Но когда он выкладывает фото в Instagram, он предоставляет владельцам сервиса (Facebook Inc.) лицензию на «хранение, использование, распространение, изменение, запуск, копирование, публичное исполнение или показ, перевод <…> контента и создание производных работ на его основе» — так указано в пользовательском соглашении. Facebook может сублицензировать указанные права (по своему усмотрению давать такие же права на использование вашего контента третьим лицам).

Журнал утверждал, что раз технически Instagram позволяет встраивать фото пользователей, он тем самым дает сублицензию на эмбеддинг всем пользователем в отношении всего контента. Спрашивать разрешения у автора не нужно — оно уже получено у Instagram, который имеет право давать сублицензии на любой пользовательский контент.

Суд уже высказался по поводу того, что сублицензионного договора Facebook с журналом не заключал, а оснований говорить о наличии «подразумеваемой» сублицензии на эмбеддинг для всех пользователей Instagram нет.

Читайте также:  Можно ли в компосте использовать фекалии

Представители социальной сети прямо и недвусмысленно заявили, что, давая техническую возможность эмбеддинга, они ни в коем случае не дают сублицензию на такое использование. Разрешение на эмбеддинг надо спрашивать либо у автора, либо у самого Facebook Inc. Ситуация остается подвешенной, все ожидают окончательного судебного решения.

Shutterstock/GoodStudio

А что в России

Вернемся из окружного суда Нью-Йорка в Россию. Российское авторское право отличается от права США. Нашим судам пока не приходилось рассматривать громких дел про эмбеддинг публикаций из Instagram, но это не мешает нам предположить, как бы тут разрешился похожий спор.

По российскому законодательству правообладатель имеет исключительное право на произведение (в том числе на фотографии): он может разрешать или запрещать его использование по своему усмотрению, а использование без его разрешения незаконно. Нашему суду в таком споре придется решить несколько вопросов:

  • Эмбеддинг = «использование» фотографии?

В законе есть перечень из 11 способов использования произведений. Эмбеддинг прямо ни под один из них не попадает. Но этот список не исчерпывающий — могут быть и другие способы использования, на которые тоже нужно получать разрешение правообладателя. Суд может признать эмбеддинг таким непоименованным способом — сложно отрицать, что газета «использует» встроенное фото из Instagram.

Другая позиция состоит в том, что газета просто дает ссылку на публикацию в Instagram, а не скачивает и выкладывает фотографию на свой сайт (что сразу подпадало бы под «воспроизведение» и «доведение до всеобщего сведения» — способы, указанные в законе).

То, что фотография в итоге отображается на странице — заслуга технического алгоритма, предоставленного Instagram. Использование, в понимании закона, осуществляет именно Facebook Inc. (фото хранится на его серверах, и он предоставляет к нему доступ по ссылке), а у него, как мы помним, есть право на это по пользовательскому соглашению.

  • Что с сублицензией?

Наш суд, скорее всего, займет ту же позицию, что и суд Нью-Йорка в деле Newsweek. Пользователь, осуществляющий эмбеддинг, не заключает с Instagram сублицензионный договор. Это согласуется с позицией самих представителей соцсети: они могут выдавать сублицензии, но не выдают их автоматически каждому.

Для России ситуация усугубляется тем, что никаких «подразумеваемых» лицензий наше право не знает, а одно из требований к лицензионному договору состоит в том, что он должен быть заключен в письменной форме с указанием всех его существенных условий. Поэтому ссылка на то, что лицензия на эмбеддинг разумно подразумевается, в российском суде с его часто крайне формальным подходом вряд ли устоит.

  • Цитирование

В некоторых случаях, которые указаны в законе, можно использовать произведение и без согласия его правообладателя. Один из таких случаев — цитирование.

Несколько лет назад Верховный суд России (рассматривая, кстати, спор по иску Ильи Варламова об использовании его фотографий без разрешения) подтвердил, что цитировать можно не только текст, но и изображения Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.04.2017 №305-ЭС16-18302 по делу №А40-142345/2015.

Чтобы цитирование без согласия автора было законным, нужно соблюсти следующие условия:

  • указать автора и источник заимствования;
  • цитировать в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях;
  • объем должен быть оправдан целью цитирования.

Эмбеддинг фото из Instagram по своей форме похож на цитирование: вы размещаете ссылку на фото, которое отображается на странице с указанием как на никнейм автора, так и на источник заимствования (аккаунт в Instagram). Проблемы на практике могут возникнуть с двумя последними требованиями, потому что они довольно размыты.

Полагаться на цитирование как на разрешенный способ использования стоит только в тех случаях, когда есть полная уверенность, что все его критерии соблюдены.

Как тогда использовать посты из Instagram

Вопрос о законности эмбеддинга из Instagram без согласия правообладателя с точки зрения российского права остается спорным. Поэтому встраивая чей-то пост из Instagram в свою публикацию, вы рискуете получить от правообладателя иск. Чтобы снизить этот риск, мы рекомендуем следующее:

  • По возможности не используйте чужие фото из Instagram.

Если хотите проиллюстрировать свой материал красивыми картинками — возьмите их из фотобанка, распространяющего изображения по бесплатной лицензии (CC0), или купите платную подписку на банк изображений.

  • Если вам нужно фото из чьего-то профиля — свяжитесь с автором и получите его согласие.

Надежнее, если такое согласие будет оформлено бумажным письмом-согласием или лицензионным договором. Мы понимаем, что многие обходятся сообщением в или мессенджере. Такую форму тоже вполне можно использовать, но в случае спора могут возникнуть проблемы — например, автор скажет, что писал вам не он, а кто-то другой с его аккаунта.

  • Если автор не дал согласия, не используйте его фото, даже путем эмбеддинга.

Не нужно повторять ошибок Newsweek. Да, автор может не увидеть, что вы использовали его фото, закрыть на это глаза или даже пойти в суд и проиграть (ведь вопрос про эмбеддинг неоднозначен). Но риск плачевного исхода для ресурса (в том числе получения иска о запрете использования фотографии и о взыскании компенсации, например, в размере до 5 млн рублей), использовавшего фото без согласия, остается, поэтому лучше не испытывать судьбу.

  • Если согласия автора нет, а использование фото — вопрос жизни и смерти — соблюдайте правила цитирования.

Цитирование — не самая надежная лазейка. Но если у вас нет выбора, то постарайтесь соблюсти правила цитирования: объем должен быть разумным, а цель — одна из перечисленных в законе.

Фото на обложке: Shutterstock/Pixel-Shot

Источник

Как устроено авторство фотографий в Инстаграме

Инстаграм-пользователи часто говорят о правах на фотографию. Обычно ругаются: мол, кто-то нарушил права, опубликовал что-то незаконно, украл, присвоил авторство.

Мы разобрались, как устроены права на снимки в Инстаграме, и как публиковать фотографии без угрозы удаления (или суда).

Можно ли использовать фотографии из инстаграм

Права на фотографию

У каждой фотографии есть два вида прав, которые действуют одновременно: авторские и имущественные. С точки зрения международного законодательства нет разницы между случайным снимком в инстаграме и работой знаменитого фотографа. Раз есть фотография, есть авторские и имущественные права.

Авторские

Принадлежат автору, их нельзя продать, передать, подарить или отнять. Авторские права принадлежат автору навечно. Чтобы доказать их, нужно предъявить плёнки или исходный кадр, сделанный на камеру фотоаппара или телефона (в исходном кадре записывается специальная информация, которую почти нельзя подделать).

Имущественные

Наступают, когда автор продает снимок. Он формально остается автором, но не имеет больше права распоряжаться своим снимком. Новый владелец может использовать фотографию как захочет, и автор не может ему помешать. У имущественных прав может закончиться срок действия, их можно отозвать по суду. Чтобы доказать имущественные права, нужно иметь документ о покупке снимка или договор на работу фотографа.

Посмотрим, как эти права работают в инстаграме

Хорошо. Вы увидели красивую фотографию букета из вашего магазина, и просите автора разместить ее в вашем инстаграме. Автор дал согласие, вы подписали его авторство.

Плохо. Вы нашли случайный снимок котика в сети и опубликовали его вместе со своим рекламным текстом. Нарушены и имущественные, и авторские права. Автор может пожаловаться, и ваш снимок удалят.

Сомнительно. В вашем магазине цветов работала сотрудница, которая фотографировала букеты и выкладывала их в инстаграм. Она уволилась, а после требует везде указывать ее авторство и заплатить за снимки. Свои имущественные права на снимок вы можете доказать, так как просили делать это в рамках рабочих обязанностей. А вот авторские права принадлежат сотруднице, и их придется соблюдать — нужно указать её имя в описании каждого снимка.

Можно ли использовать фотографии из инстаграм

Фотографии людей

С фотографиями людей сложнее. Снимок человека — это его персональные данные. В разных странах к фотографиям людей относятся по-разному, но в общем случае для использования такой фотографии нужно разрешение человека. Если опубликуете без разрешения — он может пожаловаться в инстаграм, и снимок удалят.

Это правило не распространяется на людей, снятых в общественных местах. Сфотографировали человека на улице или на концерте — снимок ваш.

Хорошо. Вы фотографируете лукбук для своего магазина одежды в инстаграме. Вы просите моделей письменно подтвердить, что они согласны на использование своих снимков. Все хорошо, фотографии можно использовать смело.

Плохо. Вы фотографируете людей в своём шоу-руме и выкладываете их в инстаграм. Кто-то недоволен снимком и жалуется в соцсеть — и фотографии удаляют.

Сомнительно. Пользователь сфотографировал вас и опубликовал в инстаграме пост с оскорблениями. Вы делаете репост с его записями. Противник жалуется в соцсеть, и ваш снимок удаляют. Несмотря на то, что он оскорблял вас, вы незаконно использовали его фотографию — нарушили авторские права. Оскорбления — отдельно, права на снимок — отдельно.

Можно ли использовать фотографии из инстаграмPhoto by Kaique Rocha from Pexels https://www.pexels.com/photo/people-brasil-guys-avpaulista-109919/

Итак, как правильно загружать фотографии в Онлипульте, чтобы не попасться на нарушении прав:

  1. Старайтесь публиковать только снимки, которые сделали вы сами. Так и имущественные, и авторские права будут при вас.
  2. Если используете чужие снимки, договоритесь о публикации (попросите разрешение или подпишите с фотографом договор). Так имущественные права станут вашими, а авторские вы соблюдете, если укажете фотографа.
  3. Фотографии людей — это их персональные данные. Людей можно публиковать в инстаграм только с их разрешения. Исключение — общественные места и события (например, улица).

Источник

Можно ли использовать снимки пользователей из Instagram в рекламе

Статьи редакции

Колонка директора отдела спецпроектов агентства Louder Анастасии Грицковой.

Несколько недель назад агентство интегрированных маркетинговых коммуникаций Louder разослало именные приглашения на открытие магазина брендовой одежды. В дизайне каждого из них мы использовали фотографии из публичного Instagram-профиля адресата.

В ответ на сайте Buro 24/7 была опубликована статья под заголовком «Фото редакторов Buro 24/7 внезапно стали рекламой — что мы об этом думаем». В статье изложено мнение о том, что любой частный контент, опубликованный в сети, должен быть защищен юридически и «не может быть использован в иных целях» — тем более, в дизайне брендированной, хоть и некоммерческой продукции.

Мы отметили, что сама страница с заметкой на сайте Buro 24/7 проиллюстрирована фотографиями из Instagram-профилей художниц вроде Амалии Ульман. И есть сомнения, что те публиковали их именно с такими целями. Оказавшись в неприятной позиции обвиняемых, мы решили разобраться в истории вопроса и исследовали тему.

Когда личная фотография становится искусством

В мае 2015 года на нью-йоркской ярмарке искусства Frieze Art Fair галерее Ларри Гагосяна удалось продать несколько работ скандально известного американского художника Ричарда Принса.

Работы — двухметровые отпечатки скриншотов из Instagram-аккаунтов двадцатилетних cool kids с пространными комментариями Принса — были проданы по цене от $90 тысяч. Однако удивило другое — с авторами снимков никто даже не думал связаться: большинство узнало о выставке от друзей и подписчиков.

Для одних это был удачный способ получить новую аудиторию, другие же грозились подать на Принса в суд.

Интернет — место, где ничего не умирает навсегда. Неудачные снимки из отпуска в альбоме «Кипр 2012», размазанные фото с корпоратива, селфи с бывшим мужем, оказавшимся редким мерзавцем. Хосе Пальери из CNN Money пишет: «Используя социальные сети, вы лишаетесь части прав. Как только ваши фотографии попадают в публичное поле, они выходят из-под контроля навсегда».

Официальные представители Instagram предупреждают: если кто-то использует ваши фотографии для выставки, рекламы или политической пропаганды — разбираться придётся самостоятельно согласно законам страны проживания.

Когда личная фотография становится UGC

Художественная галерея — не единственное место, где могут оказаться ваши снимки. New York s писал об истории Шерин Уэй: женщина оставила хэштег #crocs под фотографией четырёхлетней дочери, гулявшей в обуви этой марки. Через некоторое время Шерин с удивлением обнаружила фото в галерее пользовательских снимков сайта Crocs — однако никакого разрешения на публикацию она не давала.

Маркетологам есть, чем себя оправдать: более четверти интернет-пользователей установили блокировщики рекламы, остальные либо поражены баннерной слепотой, либо старательно игнорируют все, что напоминает классическую рекламу.

Взять готовый UGC-контент намного дешевле и проще, к тому же аудитория не будет маркировать его как назойливый маркетинг и отнесётся к нему с большим доверием.

Подобные же цели мы преследуем в попытке максимально персонализировать коммуникацию. Сначала мы стали писать имена на стаканчиках с кофе и бутылках с Coca-Cola, чтобы построить то, что автор книги Lovemarks Кевин Робертс называет Intimate connection.

Теперь мы создаем из фотографий в Instagram мотивирующие уличные постеры и выпускаем персональный журнал для чтения в полете на основе лайков и фотографий пассажиров в Facebook.

Большинство такой подход подкупает, однако находятся те, кому давно постулируемая «смерть приватности» явно не по душе.

Что мы узнали о сетевом этикете

Мы уже давно живем в эпоху тотальной транспарентности, в то время как правовое регулирование серьёзно отстает. И пока единственной нормой является так называемый сетевой этикет, правила которого только вырабатываются, в том числе через подобные прецеденты. И здесь мы — маркетологи, бренд-менеджеры, сотрудники агентств — должны стать носителями этой культурной нормы.

Советник президента агентства КРОС Ольга Сивкова считает, что контент-менеджер должен убедиться, что контент предоставлен автором добровольно или автор дал разрешение на его использование.

Многие считают, что достаточно указать автора в подписи. Однако нельзя быть уверенным, что подобная «компенсация» за использование интеллектуального продукта вполне устроит пользователя. То, что человек носит кроссовки вашего бренда, ещё не значит, что он готов бесплатно стать вашей моделью. Предупредить такие ситуации можно несколькими способами:

  • Уникальный брендированный хэштег кампании, по которому вы собираете контент. Удачный пример — кампания Nike Play Russian. Загружая фотографию или видео, автор автоматически соглашается с тем, что его контент может быть использован в рекламных целях. В таких случаях лучше прописать положения и условия, как это, например, сделал Macy’s для кампании #macyslove.

  • Комментарий к фотографии — более простой способ. Вы сами находите подходящий UGC-контент и от лица бренда спрашиваете разрешение на использование фото в маркетинговых целях. Можно предложить пользователю подтвердить разрешение с помощью хэштега, как в примере с Pelican Hill Resort, — так удастся избежать любой двусмысленности.

Даже если удалось получить разрешение от автора, всё равно не стоит делать следующее:

  • Скрывать автора на фотографии.

  • Изменять фотографию автора, добавляя на неё свой логотип или текст.

  • Добавлять в текст публикации информацию, которая может не понравиться автору или в достоверности которой вы не уверены.

В исключительных случаях спросить у автора разрешение использовать контент невозможно, так как это обесценивает сам сюрприз — если речь идёт об уникальном персонализированном подарке или флешмобе. В таких случаях стоит руководствоваться здравым смыслом и чувством такта.

Что делать пользователям

Тем, кто озабочен конфиденциальностью своих персональных данных, генеральный директор Alphabet Эрик Шмидт дал совет ещё в 2009 году: «Если есть что-то, что вы не хотите, чтобы другие узнали о вас, возможно, вам лучше перестать этим заниматься».

Как отметил изобретатель всемирной сети Тим Бернерс-Ли в своей недавней программной колонке в The Guardian, в digital-эпоху мы жертвуем анонимностью и правом на частную жизнь в обмен на возможность пользоваться современными техническими новинками и бесплатными сервисами.

Бернерс-Ли назвал потерю контроля над своими персональными данными одной из трёх главных угроз для безопасного будущего интернета. Для несогласных всегда есть выход — стать медиа-луддитом, закрыть свой профиль и отключить возможность следить за собой.

Юридически мы не защищены от того, что коммерческий бренд, современный художник или политическая партия используют наши фотографии с выгодой для себя. И это законно до тех пор, пока не будет доказано обратное.

Пользователи соцсетей могут сколько угодно ссылаться на Бернскую конвенцию или Римский Статут. Но пока правовые механизмы защиты объектов авторского права в интернете не разработаны, единственное, что мы можем делать, — внимательно читать пользовательские соглашения и создавать подобные прецеденты, провоцируя их широкое обсуждение.

Что делать брендам и агентствам

Если вы представляете бренд или PR-агентство, старайтесь безукоризненно соблюдать правила сетевого этикета — дважды спрашивайте перед тем, как сделать репост, указывайте авторство, не редактируйте оригинальный UGC перед публикацией, а лучше самостоятельно провоцируйте создание и распространение брендированного контента в социальных сетях.

Источник