Можно ли использовать духи со спиртом в исламе

Можно ли использовать спиртосодержащую парфюмерию?

Можно ли использовать спиртосодержащую парфюмерию?

الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين 

А затем…

Однажды один ученик медресе задал вопрос хазрату: «Является ли спирт наджасой (нечистотой)?» Учитель ответил: «Да». Тогда ученик продолжил: «Но как же, уважаемый хазрат, Вы сами только что написали маркером аят Корана на доске. А как известно, в маркере есть спирт. Следовательно, вы написали аят Корана нечистотами (наджасой). Разве это не является неверием?». И учитель не нашел ответа.

А как же дело обстоит на самом деле? Нам следует разобраться в этом вопросе. И не только в том, что касается использования спиртовых маркеров, но и вообще того, что касается использования спиртосодержащей парфюмерии.

Парфюме́рия (фр. parfumerie, от лат. per fumum — «сквозь запах») — совокупность изделий, применяемых для ароматизации чего-либо. Обычно парфюмерные изделия представляет собой жидкие растворы летучих ароматных веществ. Растворителями могут быть спирт, смесь спирта и воды, дипропиленгликоль и другие жидкости. Ароматические вещества могут быть как натурального происхождения (эфирные масла), так и искусственного (синтетические ароматизаторы, например, ванилаль).

Наиболее популярные виды парфюмерных изделий: духи, парфюмированная вода, туалетная вода, одеколон, дезодорант, освежитель воздуха.

Что касается единогласного мнения всех исламских ученых, то все они запрещают употреблять любую спиртосодержащую продукцию с целью опьянения. Все то, что опьяняет, называется «Мускират». Спиртным, запрещенным категоричным доказательством (далиль кат’и), т.е. аятом Корана, является вино. Вино (лат. vinum) — алкогольный напиток, получаемый полным или частичным спиртовым брожением виноградного сока1. И ни у кого нет сомнений в том, что вино является запретным (харам) и нечистотой (наджас). Что касается того, являются ли иные виды спирта наджасой или нет, то есть, можно ли совершать намаз, если на одежду попадет спирт, то в этом есть разногласие среди ученых.

Относительно нечистоты спиртного, сделанного из сухого изюма, зеленых или сухих фиников, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейх) высказал два мнения. А имам Абу Юсуф (рахматуллахи алейх) посчитал их легкой нечистотой (хафиф).

Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ﴿٩٠﴾ إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَن ذِكْرِ اللَّـهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ فَهَلْ أَنتُم مُّنتَهُونَ ﴿٩١﴾

 О вы, которые уверовали! Поистине, опьяняющее [все, что затмевает разум], азартные игры, жертвенники, и стрелы (для гадания, является) мерзостью [скверной] из деяния сатаны [грехом, который он разукрасил]. Сторонитесь же этого, чтобы вы оказались счастливыми!

Сатана желает лишь заронить среди вас вражду и ненависть при помощи опьяняющего [всего, что затмевает разум] и азартных игр, и отклонить вас от поминания Аллаха и молитвы. Прекратите ли вы (совершение этого после разъяснения вам вреда)?2

Как было упомянуто выше, исламские ученые единогласно запрещают употреблять любую спиртосодержащую продукцию с целью опьянения, даже если это не само вино. По мнению большинства ученых, любое опьяняющее средство запретно (харам), как в больших, так и в малых количествах. В сборнике хадисов имама Бухари (рахматуллахи алейх) приводятся слова Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям):

كل مسكر حرام

Все, что опьяняет – запретно! [3]

Следовательно, использование спиртосодержащей парфюмерии в качестве напитка также запретно (харам). Что же касается использования спиртосодержащей парфюмерии для гигиены, устранения неприятного запаха, то именно здесь начинаются разногласия, идут споры относительно того, является ли наджасой спиртное, выработанное не из винограда. По мнению имама Абу Ханифы и имама Абу Юсуфа (рахматуллахи алейхим), любое опьяняющее спиртное (кроме вина), вне зависимости от количества, пить запрещено, но тем не менее, оно не является наджасой (нечистотой). То есть, если что-то из этого будет пролито на одежду или молитвенное место, то не повредит достоверности (сыххат) намаза4.

Заключение: любое спиртное, кроме вина не является нечистотой, хотя употребление его в качестве напитка запретно. А попадание его на одежду или молитвенный коврик, не мешает намазу. К этому относятся и все виды спиртосодержащей парфюмерии.

Но также нужно отметить, что в шафиитском мазхабе, любой алкоголь запрещен как к употреблению, так и к использованию в иных целях. При попадании на одежду, он загрязняет ее, т.е одежда становится наджис5. Следовательно, шафиитам нельзя использовать спиртосодержащий одеколон. Использующий же совершит грех и загрязнит то место, куда попадет спирт, а место нужно будет вымыть.

Как уже было сказано выше, в ханафитском мазхабе, по мнению Абу Ханифы и Абу Юсуфа (рахматуллахи алейхима), нет ничего предосудительного в использовании спиртосодержащей парфюмерии, так как по их мнению, это не наджаса.

Читайте также:  Можно ли использовать эфирные масла в качестве духов

Так что, принимая во внимание разногласия в этом вопросе – то что остальные мазхабы и имам Мухаммад (рахматуллахи алейхим) считают нечистотой любое спиртосодержащее, лучше будет отказаться от использования данной парфюмерии. В особенности это касается имамов (ханафитов) мечетей, т.к. за ними могут стоять шафииты. К этой предосторожности относится мытье мест молитвы, если туда попало спиртное.

Также хочу отметить, что пытаясь оправдать использование подобной парфюмерии, не нужно говорить: «алкоголь из одеколона испаряется, и нечистот не остается», указывая на то, что якобы мыть место попадания спирта нет нужды. Великий ученый Аляуддин ас-Самарканди (ум.538) в книге «Тухфа аль-Фукаха» сказал: «Все виды нечистот, кроме спермы (мани), удаляются лишь мытьем, и в этом нет разногласий (ихтиляф)».6 Из этого следует, что наджис алкоголя (по мнению тех, кто считает его таковым), попавшего на тело или одежду, не исчезнет лишь при его высыхании, и все равно будет нуждаться в мытье.

  1. 1. аль-Мабсут ас-Сарахси
  2. 2. сура аль-Маида 90-91
  3. 3. Бухари 4087
  4. 4. Бадаи’ ас-Санаи 6/458
  5. 5. Асна аль-Маталиб фи шархи Равдыт-Талиб
  6. 6. Тухфа аль-Фукаха

Islam-today

Понравилась статья? Пожалуйста – репост!

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Спиртосодержащая парфюмерия для мусульман

Разрешается ли пользоваться спиртовым дезодорантом или одеколоном? Можно ли совершать молитву, надушившись ими?

Если рассматривать строго и без поблажек, то непосредственно перед молитвой-намазом – нет, не стоит. Уточню, что это «нет» не проистекает из текста какого-либо аята или хадиса, а отражает взгляд значительной части ученых прошлых веков, которые, принимая во внимание то, что спиртное и все одурманивающее рассудок в Исламе запрещено, высказали мнение: сам спирт является канонически нечистым (наджас). В то же время запрет на употребление аннулируется, когда, например, вино преобразуется в уксус, и о разрешенности использовать уксус, полученный из вина, есть упоминание в Сунне как об «очень хорошей приправе»[1].

Среди богословов прошлого и современности, отвечающих на подобный вопрос, есть также мнение, что спиртосодержащие одеколоны и духи не являются запретными (харам), так как используются не для опьянения рассудка, а для устранения неприятных запахов и подчеркивают чистоту, опрятность человека[2]. Я лично согласен с таким подходом к данному вопросу, тем более что сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) очень любил благоухающие масла, настоятельно призывал к чистоте тела и одежды, а также оповестил о том, что приятный запах привлекает ангелов.

Известный богослов Рамадан аль-Буты считает, что «пользоваться одеколоном, даже если он со спиртом, канонически допускается». В реалиях нашего времени этот богослов относит спиртосодержащие одеколоны и дезодоранты к ма‘фуввун ‘анху, то есть канонически допускаемому и прощаемому[3], ведь количество наносимого на тело спирта крайне незначительно и он моментально испаряется. Также малое количество спирта в тех или иных средствах гигиены или парфюмерии, например, в шампунях или креме, относится к категории ‘умумуль-бальва[4], и верующий не должен мучить себя излишними сомнениями, которые обычно от Сатаны.

Если человек решает следовать мнениям тех богословов, которые более строго относятся к спиртосодержащим дезодорантам, духам, то сегодня среди косметических и гигиенических средств можно найти и такие, которые не содержат спирта. Если же все-таки пользоваться спиртосодержащим одеколоном, принимая во внимание мнения о дозволенности этого средства гигиены (ведь тех, что без спирта крайне мало и выбор невелик), то, даже учитывая быстрое испарение содержащегося в нем спирта и наличие приятного аромата, остающегося на протяжении дня, все-таки не стоит брызгать их непосредственно на тело, одежду прямо перед совершением молитвы-намаза, уместно будет дать несколько минут на испарение спирта.

Отмечу, что когда речь идет о спиртосодержащих кондитерских или других продуктах питания, в которые добавляется ликероводочная продукция, то следует воздержаться от употребления этого в пищу, ведь они попадают в желудок, а потому запретны, так как в достоверном хадисе сказано, что «опьяняющее в большом количестве запрещено [к употреблению] и в малом»[5].

Может ли женщина:

Пользоваться благовониями непосредственно перед намазом, идя в мечеть и т. п., но не для того чтобы соблазнять, а для себя?

Пользоваться молочком для тела, маслом для тела, в состав которых входит спирт — когда и в каких случаях? Не для того чтобы соблазнять, а для себя. Запах молочка или масла через короткое время после применения выветривается и остается очень легкое благоухание, которое можно почувствовать только лишь при близком контакте.

Можно ли молиться, ходить в мечеть в красном или ярком?

1. Лучше для улицы благовония не использовать, кроме как в малом количестве, когда аромат будете ощущать лишь вы сами. Правильным будет пользоваться ими только дома, в кругу домочадцев и родных. Но замечу, что запах чистоты и свежести всегда актуален как для мужчины-мусульманина, так и для девушки, женщины-мусульманки. Сопровождающий вас шлейф дорогих духов — это для дома и семейного круга, а для всего остального — аромат чистоты и свежести, которые являются проявлением веры мусульманки (мусульманина). И здесь использование молочка для тела и легкий аромат парфюма могут быть очень кстати. Пророк Мухаммад сказал: «Чистота [физического и духовного характера] — половина веры [то есть наличие в сердце естественной и живой веры в Бога способствует его, человека, всесторонней чистоте и опрятности, как внутри, так и снаружи, что важно пред Господом миров и вознаграждаемо, по Его милости и щедрости]»[6]. Согласитесь, что сегодняшние возможности поддержания чистоты тела и одежды огромны и многообразны.

Читайте также:  Можно ли использовать марганцовку для подмывания

2. Количество спирта ничтожно мало, к тому же он мгновенно испаряется, приятный запах еле ощутим, поэтому заострять внимания на этом совершенно не стоит.

3. Можно, но желательно исключить ярко-красный и желтый цвета. Придерживайтесь умеренности, но не забывайте об удобстве и стиле.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 849, хадис № 2051.

[2] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 18; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 25, 26.

[3] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 18.

[4] ‘Умумуль-бальва — все то, что является повсеместно распространенным и сложно обезопасить себя от этого.

[5] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 645.

[6] Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 119, хадис № 1–(223); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 48, хадис № 1/25, «сахих».

Источник

Положение спиртосодержащих препаратов и продуктов в Исламе

Большинство исламских ученых сошлись на том, что все опьяняющее является нечистотой. В обоснование этого все приводят аят из Корана, в котором говорится, что «хамр» (опьяняющее) является «риджс».

Большинство ученых говорят, что смыслом слова «риджс» является «наджас» (нечистота). Но некоторые ученые дают этому слову другие значения. Решение относительно спирта и всего остального, что опьяняет, такое же как, и относительно вина. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все, что опьяняет, является «хамром», а всякий «хамр» является нечистотой»

Хотя некоторые ученые и согласны в том, что смыслом слова «риджс» является нечистотой, но они посчитали, что это образное значение «хамра» и всего того, что в Коране упомянуто наряду с ним. Из современных известных ученых многие считают дозволенным в намазе жидкое опьяняющее вещество (будь это спирт и т.д..). Десятки ученых «аль-Азхара» в своем собрании вынесли фетву, что спирт является чистым. Из тех, кто считал, спирт не является нечистотой, также является: 1. Шавкани, 2. Мухаммад Рида. Из Шафиитских ученых: аль-Музани и другие.

По мнению этих ученых все, что содержит спирт, будь это: одеколон, духи, мыло, шампунь, разные крема, также и еда, лимонад, квас, и тому подобное — можно использовать, продавать покупать, а также можно и совершать намаз, если они будут на теле или на одежде.

Из-за того, что в наше время стало распространенным добавление спирта в пищевые продукты с целью их сохранения, по мнению других ученых в них делается афву (прощение), считая это безвыходностью и широко распространённой проблемой. Также если по какой-то причине пришлось протереть спиртом тело или он попал на одежду и нет возможности его отмыть, то можно в этом последовать за этими учеными также в действительности тех намазов, которые были совершены в таком состоянии.

В любом случае, спирт и другие жидкие опьяняющие вещества в нашем (шафиитском) мазхабе и по мнению большинства ученых считается нечистотой. И в безвыходных положениях, даже следуя за теми учеными, которые не считали их нечистотой, нам следует не расслабляться в этом и по мере возможности быть бдительными. И нельзя забывать, что набожность кроется в уверенности.

Для более легкого определения чистоты спиртосодержащих веществ рассматривается следующее:
Одеколон, духи, лимонад, квас, пепси, основой которых является вода: Если на заводе, в котором готовят эти вещества, спирт налили в воду объемом больше 216 литров, и от этого не изменился ни цвет, ни запах ни вкус воды, то это вещество, даже имея в составе спирт, не является нечистотой и его можно пить, и даже если затем оно было разлито в маленькие бутылки.

Читайте также:  Объясните можно ли использовать раствор перманганата

Если при добавлении других ингредиентов, будь это красители и т.д.. изменился цвет или вкус, запах воды, то такую воду можно пить. Но в качестве очистителя[1] (для совершения омовения или подмывания) она не пригодна.

[Ахмад-хажи аль-Годобери, «Иршад аль-Авамм», 25 стр.]

[1] То есть, не разрешается подмываться, совершать малое и полное омовение соками и другими жидкостями, у которых цвет, вкус или запах изменен чистыми добавками, а если цвет, запах или вкус воды объемом 216 литров и более, изменен спиртом, то такую жидкость и пить запрещается, так как она считается мутанаджис (оскверненная вода). Если объемом воды был меньше 216 литров, то при контакте с нечистотой такая вода сразу портится и становится оскверненной, даже если оно не изменилось.

taalib.ru

Источник

Как Ислам относится к использованию парфюма?

Приятный запах — одна из милостей Всевышнего Аллаха, дарованная человечеству. Естественные ароматы чистоты и свежести являются проявлением веры. Поэтому мусульманам лучше сохранять их, не прибегая к искусственным ароматическим веществам.

Любые запахи так или иначе воздействуют на людей, привлекают и вызывают интерес. В связи в Исламе существует ряд ограничений на использование ароматов.

Использование ароматов мужчинами и женщинами

Мужчинам дозволено пользоваться парфюмерией с соблюдением сунны. Недопустимо использовать ароматы, привлекающие внимание женщин, которые не являются махрамом, а также запахи, побуждающие к злобе и враждебности.

Мусульманкам запрещено использовать духи вне дома или для привлечения посторонних мужчин. Об этом сказано в следующих хадисах: «Пусть не пользуется духами женщина перед тем, как выйти на улицу» (Муслим); «Если женщина использует парфюмерию и если мужчины обратят на неё внимание, то на ней будет лежать гнев Всевышнего Аллаха до тех пор, пока она не вернётся домой» (Табарани).

Привлекательность женщины в сочетании с притягательным запахом может привести к зина. Это подтверждает и хадис: «Если женщина, использовав духи, выйдет на улицу и мужчины испытают вожделение от исходящего аромата, то грех вожделения падёт и на неё (прелюбодеяние глаз)» (Тирмизи, «Адаб», 35 / 2786).

Однако Ислам полностью не запрещает использовать благовония. В некоторых случаях мусульманки могут пользоваться парфюмом: в собственном доме, перед мужем, детьми, родственниками, с которыми запрещено вступать в брак, или же среди подруг. Кроме того, некоторые учёные-алимы считают, что для женщины необходимо наряжаться и пользоваться духами для своего мужа (Захаби, «Китабуль-Kабайр»).

Полезно напомнить, что парфюм или дезодорант, как правило, сохраняет запах длительное время. Поэтому мусульманка должна соблюдать осторожность при использовании духов и позаботиться, чтобы при выходе на улицу запах не был ощутим.

Посещение мечетей

Стоит отметить также, что женщинам с ароматом парфюмерии запрещено входить в мечети. Об этом сказано в хадисе: «Если кто-нибудь из вас [женщин] собирается в мечеть, пусть не прикасается к духам» (Муслим, «Салят», 142). Также Абу Хурайра передавал слова Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Не препятствуйте рабыням Аллаха посещать мечети. Но пусть они приходят на намаз без украшений и запаха духов» (Абу Дауд, «Салят», 52).

Запрет на использование благовоний связан с тем, чтобы не отвлекать внимание мужчин от намаза. Аромат духов может стать препятствием для состояния хушу –богобоязненного смирения перед Аллахом. (Сборник по фикху, профессор, д-р Хамди Дондурен, ш: 57).

Стоит помнить наставление Ибни Хаджара (рахматуллахи алейх): «Появление женщин в мечети не запрещено. Важно не вызвать смуту и распри. Для этого Пророк Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) запретил женщинам при выходе на улицу использовать духи и украшения» (Ибн Хаджар, «Фатху-ль-Бари», 2 / 623).

Парфюмерия и харам

В современном обществе возникает вопрос о запрете использования парфюмерии и дезодорантов, содержащих алкоголь. Известно, что большинство из них являются спиртосодержащими.

С точки зрения мазхаба Ханафи, нет сомнений, что правильному совершению намаза препятствуют все вещества, содержащие алкоголь и вино. Они признаны наджас — нечистым. Одеколон, духи, дезодорант, крем попадают в эту категорию. В них обнаружен спирт, поэтому запрещено принимать их как пищу. Но вне этих целей нет никаких недостатков в их использовании. Поэтому некоторые алимы посчитали пролитые на одежду, тело или место совершения молитвы спиртосодержащие вещества не влияющими на действительность намаза. Однако внимательность и осторожность относительно наиболее целесообразна и соответствует такве богобоязненности.

В соответствии с мазхабом Шафии, каждое средство, содержащее спирт, считается наджас (нечистым). Поэтому распитие алкоголя наравне с применением одеколонов, духов и дезодорантов запрещено.

Сегодня можно найти немало ароматизирующих средств, которые не содержат алкоголя. Если же все-таки пользоваться спиртосодержащим одеколоном, принимая во внимание мнения о дозволенности этого средства гигиены, то следует учитывать время его испарения. Не стоит брызгать такой аромат на тело, одежду непосредственно перед совершением намаза.

Источник