Можно ли использовать дроны
Содержание статьи
Разрешите взлёт: в России внесены поправки в закон о БПЛА — DJI Гид покупателя
В России вступило в силу Постановление Правительства от 03 февраля 2020 № 74 “О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации”.
Среди наиболее значимых поправок можно выделить переименование БПЛА на “беспилотное воздушное судно” (БВС), а также освобождение от получения спецразрешения у авиационных регуляторов на полеты БПЛА с максимальной взлетной массой до 30 килограммов. Об этом, и других поправках мы поговорим подробнее в нашем сегодняшнем материале.
Единое наименование
Пункт 2 закона о БПЛА исключает понятие «беспилотного летательного аппарата». Вместо этого летные суда будут называться единым именем «беспилотное воздушное судно» (БВС). Само понятие, однако, в Федеральные правила использования воздушного пространства не включено, но термин в тексте документа используется. А вот в пункте 49 «полеты беспилотных летательных аппаратов», согласно новому закону, заменяются словами “полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг)”. Здесь же отмечено, что пользователям квадрокоптеров больше не придется получать разрешение у органов местного самоуправления на полеты над территориями населенных пунктов БВС с максимальной взлетной массой менее 250 граммов.
Также вносится уточненная формулировка в понятие “воздушные суда”. Каждый пункт, где присутствует данный термин, дополняется словом “пилотируемые”.
Постановление Правительства РФ от 03.02.20 № 74 “О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ”
Кроме того, более четко сформулировано понятие “визуального полета беспилотного воздушного судна — полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном”.
Кому на Руси с БПЛА жить хорошо
Наиболее интересным и важным пунктом для всех любителей аэросъемки является внесение изменений в п. 52, который дополняется п. 52-1, который гласит:
“Дополнить пунктом 52-1 следующего содержания: 52-1. Положения пункта 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности:
вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом “О государственной охране”;
на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.”
Разберем подробнее. Сразу бросается в глаза, что, согласно новому закону, БВС весом менее 30 килограммов явно получают больше прав и свобод на полеты. Так и есть, однако регистрировать воздушные суда все же придется. Единственным изменением является тот факт, что для таких дронов больше не придется составлять и согласовывать план полета для получения разрешения у контролирующих воздушные полеты органов. Никаких вообще документов на полеты не нужно, если ваш беспилотник весит менее 250 г. Правила и законы, регулирующие полет дрона, а также процедуру регистрации квадрокоптера мы описывали ранее в статье.
Во избежание проблем с законом, поправками вносятся правила осуществления полетов без специальных разрешающих полеты документов. Среди прочего, полет должен проходить в зоне прямой видимости в светлое время суток на высоте не более 150 метров от земли или водной поверхности, вне аэродромов (аэроузлов, вертодромов), в местах проведения публичных мероприятий, спортивных соревнований и другое.
Информации об использовании шлемов виртуальной реальности, в том числе FPV-очков, в поправках нет, поэтому их можно использовать, не нарушая прочих пунктов действующего законодательства.
Выявить все запретные зоны, а также диспетчерские, можно на сайте fpln.ru (сервис Полетные планы) с помощью фильтров CTR/CTA. Зеленой зоной на карте обозначены диспетчерские, то есть присутствие рядом аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации. Запретные зоны на карте выделены красной заливкой (они включают в себя военные объекты). Не перепутайте с красным контуром, которым обозначены спецзоны (заводы и предприятия).
Важно, что в поправки закона о БПЛА также вносится изменение в понятие “неконтролируемого аэродрома”, то есть аэродрома, на котором не предоставляется диспетчерское обслуживание. Таким образом, данные зоны являются запретными для полета в радиусе 5 километров, однако отслеживать их придется самому пилоту, без взаимодействия с диспетчерской службой в случае необходимости.
Стоит отметить, что отдельными пунктами на карте обозначаются наличие аэродромов и вертодромов. Летать в данных зонах можно строго на удалении не менее 5 километров от “красной зоны”. Без активации специального фильтра эти места обозначены специальными цветными кругами, некоторые с буквой “Н” в середине круга.
В пункте “Специальные зоны” на карте отображаются прочие воздушные судна в данный момент на определенном участке. Это могут быть самолеты, вертолеты, и даже парапланы. Эти зоны являются воздушно-охраняемыми, а значит полеты квадрокоптеров там запрещены. Заранее следует узнать, если в городе планируется массовое мероприятие. Для полета над такой зоной требуется специальное разрешение на ИВП. Также на сайте Министерства спорта РФ можно изучить календарь спортивных мероприятий, чтобы случайно не оказаться живой мишенью для органов безопасности.
Не стоит забывать, что запрещены полеты над охраняемыми природными зонами и над частной собственностью. Нарушение последнего пункта влечет за собой уголовную ответственность. Изучить запретные зоны для полета можно также на сайте dji.
Среди прочего, изменения вносятся в пункт 56.1, который гласит “Применение лазеров и изделий на основе лазеров в направлении осуществляющих руление, взлет, посадку и полет пилотируемых воздушных судов запрещается, за исключением лазерных излучателей, входящих в состав оборудования, применяемого в целях обеспечения полетов пилотируемых воздушных судов”.
Напомним, что во время торжественных мероприятий с использованием салютов и фейерверков высотой более 50 метров использование дронов может осуществляться только со специальным разрешением контролирующего органа.
Личный фактор на корабле – командир!
Интересным изменением в закон о БПЛА является также исключение данного абзаца из нами рассматриваемого пункта 52-1:
“Ответственность за предотвращение столкновений воздушных беспилотных судов с пилотируемыми воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота”. В обновленной редакции закона данного пункта нет.
Кроме того, согласно поправкам, пункт 109 действующего закона гласит, что теперь сообщение о плане полета БВС для разрешения на полеты (исключения представлены в п. 52-1) должны получать все пилоты вне зависимости от класса воздушного пространства. Уже не первый год с этим пунктом у многих возникает множество вопросов, в частности, о каких судах именно идет речь. Теперь это дополняется “максимальной взлетной массой” менее 30 кг, согласно п. 52-1, или менее 250 граммов (по всем пунктам, кроме 52-1). Ведь большинство зарубежных производителей не указывают в характеристиках производимых БВС данный параметр. Мы же надеемся, что в ближайшем будущем эти вопросы будут рассмотрены в Правительстве и объяснены всем пилотам.
Таким образом, с одной стороны это усложняет процесс получения разрешения, с другой же стороны, составить план полета и собрать иные нормативные документы не составляет ни для кого труда. А если ваше судно весит менее 30 кг., то заморачиваться о таких формальностях не придется вовсе.
Наконец, пункт 114, как и в предыдущей редакции, отменяет необходимость получения разрешения на ИВП в случаях, предусмотренных в 52-1. Напомним, что разрешение на ИВП не придется получать, если взлетная масса вашего беспилотника составляет менее 250 граммов, также нет необходимости получать разрешение в случаях, указанных в пункте 52-1 и согласовывать план полета, если ваш БВС весит менее 30 кг.
В заключении стоит отметить, что новые поправки сильно облегчают жизнь пилотам, однако закона никто не отменял, и нужно внимательно относится к таким мелочам, как регистрация дрона, в том числе в случае приобретения новой рамы или корпуса для вашего дрона. Но, опять-таки, полную комплектацию никто не будет проверять. Главное правильно выбрать место и не подниматься выше указанной законом нормы.
Внимательно изучите действующие поправки и смелее взлетайте!
Еще больше новостей и полезной информации вы найдете на наших страницах в социальных сетях:
ВКонтакте
Telegram
DJI
Источник
Поправки в закон о БПЛА от 3 февраля 2020 года — в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ — статьи CopterTime
Важнейшая новость для владельцев дронов в России в 2020 году
3 февраля 2020 года было подписано постановление правительства №74 «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации»
В этом постановлении много «сухой» и очень не удобной к прочтению текст, поэтому мы попытались выжать из документа главное — то, что касается нас как простых пользователей БПЛА.
Что НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ — ВСЕ без исключения дроны весом более 250гр. необходимо регистрировать. Но в прежние времена также было необходимо получать разрешения на полеты и предоставлять план полета. Что же меняется с новым постановлением?
Стоит напомнить, что еще с 2016 года использование дронов, коптеров, авиамоделей и прочего летающего внутри МКАД впринципе ЗАПРЕЩЕНО приказом министерства транспорта.
Если полеты над какой-то территорией запрещены или ограничены, то и беспилотникам там летать будет нельзя. Все впринципе логично и не требует каких-либо обсуждений. И правда, если объект режимный, то какая разница какой массы и на какой высоте запрещено летать. Закон един для всех — нельзя и точка.
Само собой ответственность за столкновение с воздушными объектами в воздухе, а также с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота.
Теперь перейдем к главному — к поправкам 2020
Теперь беспилотные летательные аппараты смогут совершать полеты без получения разрешения в Единой системе организации воздушного движения. Это определенно плюс, причем очень ощутимый. Фактически теперь можно использовать квадрокоптеры и другие авиамодели без подачи плана полетов. При этом высота полета может достигать 150 метров (что даже больше, чем во многих странах, где планка стоит на 120 метрах). По истине удивительное нововведение!
Еще более удивительно и приятно — это касается не только маленьких аппаратов (типа DJI Mavic Mini), но и любых других (самолетов, вертолетов, дронов и прочего весом до 30кг. Главное — прямая видимость, светлое время суток и высота не более 150 метров от поверхности воды или земли.
Конечно же по прежнему полеты должны проходить ВНЕ зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов, различных запретных зон и зон ограничения полетов, зон проведения публичных мероприятий, охранных мероприятий в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране».
И еще мелочь, впринципе известная всем — удаление не менее 5км от «контрольных точек неконтроллируемых аэродромов и посадочных площадок». В общем — подальше от любого авиатранспорта и аэропортов.
Также отдельно стоит отметить, что введенные «послабления» ни коем образом не отменяют обязательную регистрацию дронов от 250гр до 30кг — регистрировать их необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО. Здесь выделяется только DJI Mavic Mini, владельцы этой модели получают больше всего преимуществ — и регистрировать не нужно и летать можно без плана полетов.
UPD: Специальное дополнение к новости для тех, кто до сих пор не знает где можно летать, а где нет.
Заходим на сайт www.fpln.ru. Вверху есть меню с параметрами отображения. Лично я использую в первой вкладке отображение вертолетов и аэродромов
Далее кликаем по второму значку и выбираем следующие параметры:
Теперь перед полетом можно ознакомиться с местами, где летать точно не стоит.
И вот еще одна ссылка, которая поможет Вам оценить местность, где планируются полеты:
https://pilothub.ru/airmap
Здесь можно задать какие зоны отображать, а какие нет (например можно отключить пожары, чтобы не мешали). При наведении на зону кликните левой кнопкой и Вы увидите к какому классу она относится.
Источник
Регистрация дронов и разрешение на полёты: актуальная информация на 2020 год
Регистрация беспилотников, постановка моделей на учёт, разрешение на полёты, организация воздушного движения — эти понятия на слуху у каждого авиамоделиста или оператора дрона, однако запутаться в них или не понять разницу проще простого из-за обилия, противоречивости и разрозненности информации. Задача этой статьи — без претензий на исчерпывающую полноту компактно собрать и актуализировать факты, которые пригодятся в реальной жизни. Также здесь приведены полезные ссылки на интернет-ресурсы государственных органов и дополнительные материалы.
Регистрация беспилотника
Строго говоря, речь идёт не о регистрации, а об упрощённой процедуре постановки на учёт с присвоением номера. Регистрация с формальностями на уровне большой авиации касается аппаратов массой больше 30 кг и выходит за тематику статьи.
Ваш дрон или модель весит меньше 250 граммов
Поздравляем, постановка на учёт не требуется! В эту категорию попадает большинство летающих игрушек, зальные модели и некоторые из продвинутых любительских квадрокоптеров для съёмки, такие как DJI Mavic Mini. Они разработаны специально для того, чтобы не попасть в «зону ограничений». Прочитав это, не спешите поднимать долгожданную покупку или результат технического творчества в воздух, ведь мы ещё не поговорили о правилах использования воздушного пространства — они действуют для всех летательных аппаратов, даже самых маленьких и лёгких.
DJI Mavic Mini весит 249 граммов, постановка на учёт не требуется
Дрон или модель весит от 250 г до 30 кг
В этом случае до начала полётов вам предстоит пройти довольно простую процедуру:
- Делаем цветную фотографию летательного аппарата на светлом фоне, объект должен занимать не менее 70% фона;
- Распечатываем фото. Размер не регламентируется, но должен обеспечить хорошую видимость всех элементов конструкции;
- Скачиваем форму заявления (ссылка на скачивание файла), распечатываем и заполняем его;
- Вкладываем заявление и фото в конверт и отправляем его в Федеральное агентство воздушного транспорта одним из способов, указанных по ссылке.
Через 10 дней, если вся информация указана верно, вам придёт электронное письмо с учётными номерами беспилотника, которые самостоятельно наносятся владельцем на летательный аппарат в соответствии с рекомендациями(ссылка на скачивание файла).
Планируется, что услуга будет предоставляться в электронном виде, однако по состоянию на июнь 2020 года такой возможности не предусмотрено.
Для дрона от 250 г до 30 кг потребуется постановка на учёт в Росавиации
Разрешение на полёты
После того, как все формальности соблюдены, заряжены аккумуляторы или заправлен бак, пришло время узнать, где, как и при каких условиях можно покорять воздушную стихию.
В каких случаях можно летать без получения разрешения?
Всё, что находится внутри зданий, не считается воздушным пространством, в помещении можно летать без ограничений, независимо от веса модели.
В помещениях летаем без ограничений
Если вы вышли на улицу, вариант без дополнительных бюрократических сложностей также существует с февраля 2020 года. Смело поднимайте самолёт, вертолёт или дрон в воздух при соблюдении следующих условий:
- Летательный аппарат весит менее 30 кг;
- Полёт выполняется днём и визуально (без использования FPV-оборудования) в пределах прямой видимости*;
- Высота полёта — не более 150 м от земли или воды;
- Вы находитесь вне запретных зон и зон ограничений, диспетчерских зон аэропортов, аэродромов и вертодромов, а также на расстоянии не менее 5 километров от точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок. Все вышеперечисленные зоны можно увидеть наинтерактивной карте;
- Вы не находитесь в месте проведения массовых мероприятий, соревнований или охранных мероприятий.
*Сам факт наличия FPV-оборудования на борту не регламентируется, однако оно не должно использоваться при визуальных полётах.
Во многих случаях разрешение на полёты авиамоделей не требуется
Разрешение на использование воздушного пространства
Во всех остальных случаях вам потребуется разрешение на использование воздушного пространства (ИВП), которое предоставляется владельцу беспилотного воздушного судна в разрешительном порядке на основании представления на установление местного или временного режима воздушного движения, для чего необходимо обратиться в зональный центр ЕС ОрВД. Узнать, какой из центров отвечает за ваш регион, можно на картена сайте госкорпорации. После предоставления режима необходимо подать план полёта. Контактные данные зональных центров доступны по ссылке.
С марта 2020 года эти услуги доступны в электронном виде при регистрации в системе СППИ. Узнать большое количество подробностей и нюансов можно в статье о личном опыте владельца дрона из Калининградской области, не забывая о том, что с тех пор процедура стала значительно проще.
Здесь сделаем важное уточнение — всё перечисленное в двух абзацах выше не имеет прямого отношения к регистрации беспилотников. Такие правила начали действовать задолго до появления доступных квадрокоптеров, однако не были известны большинству моделистов.
Полёты над Москвой
Вопреки слухам и домыслам, легально летать над городом, когда речь идёт о беспилотнике или авиамодели, можно. Для этого потребуется разрешение не только авиационных властей, но и органа местного самоуправления, о чём стоит позаботиться до получения разрешения на ИВП. В Москве таким органом является Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы (ссылка на страницу для оформления разрешения).
Эти съёмки строительства стадиона Динамо сделаны абсолютно легально!
Съёмка фото и видео
В заключении затронем ещё один момент, не связанный с авиационным законодательством, но от того не менее важный. Если вы снимаете что-либо при помощи дрона — есть смысл изучить правила и законы, регулирующие деятельность фотографов и операторов. В частности, без разрешения властей нельзя снимать стратегические объекты, к которым в России, например, относятся железнодорожные мосты. Перед тем, как запечатлеть на камеру частную собственность, стоит договориться с её владельцем, а прежде, чем опубликовать изображение несовершеннолетнего ребёнка, нужно получить разрешение его родителей.
Соблюдайте законы и правила, а самое главное — руководствуйтесь здравым смыслом, ведь как говорят опытные авиаторы — всё, что поднимается в воздух — это серьёзно. Воздушная стихия любит ответственных людей и щедро награждает их незабываемыми впечатлениями.
Удачных полётов!
Источник